лесков левша читательский дневник 6 класс чему учит
«Левша» — читательский дневник по повести Н. Лескова
Повесть Николая Лескова «Левша» в жанре сказа написана и опубликована в 1881 году.
Описание книги для читательского дневника
Автор: Лесков Николай Семенович
Название произведения: Левша
Число страниц: 48.
Издательство: «Азбука».
Год издания: 2016 год
Жанр: Сказ
Год написания: 1881 год
Время и место сюжета
Действие происходит в России (Санкт-Петербург и Тула) и Англии, вскоре после войны с Наполеоном в 1812 году.
В данном произведении вымышленное и действительное переплетены в единое целое. В основу сюжета положены реальные события и лица. Так, поездка Александра I и Платова в Лондон – исторический факт.
Главные герои и их краткая характеристика
Левша – тульский мастер, невероятно талантливый, настоящий самородок.
Александр I – император, любознательный, впечатлительный, большой любитель всего заграничного.
Платов – донской казак, мужественный, простой, прямолинейный.
Николай I – император, который не собирался ни в чем уступать иностранцам.
Краткое содержание и сюжет
Как-то раз император Александр I решил отправиться в поездку по Европе, чтобы посмотреть на разные заморские чудеса. Его сопровождал верный слуга Платов – отважный донской казак, на которого иностранные диковины не производили никакого впечатления.
В Англии Александру I продемонстрировали крошечную механическую блоху, способную танцевать. Император, восхищенный столь тонкой необычной работой, приобрел ее и привез на родину. Вскоре после возвращения он скончался, и престол занял Николай I.
Спустя время на глаза новому императору попалась та самая стальная блоха, привезенная из заграничной поездки Александром I. Николай I не сомневался в превосходстве русских, и приказал казаку Платову отыскать ловкого мастера, способного выдумать нечто такое, чтобы превзойти английскую танцующую блоху.
В Туле Платову удалось отыскать мастера по прозвищу Левша. Он согласился взяться за работу и, немного поразмыслив, решил подковать стальную блоху. Взяв себе в помощники еще трех умельцев, Левша закрылся в своем домишке, и приступил к работе. Спустя положенный срок Платов получил английскую блоху, но так и не понял, что же с ней сотворил Левша, который не хотел открывать казаку секрет своего мастерства.
В результате тульский мастер оказался во дворце у императора, где предложил ему внимательно рассмотреть ножки блохи через микроскоп. С большим удивлением Николай I увидел на лапках подковы, на которых были вырезаны имена мастеров. Среди них не было имени Левши, поскольку он выполнил самую сложную работу – выковал гвозди, и подковал ими блоху.
За свою работу Левша был награжден орденом и отправлен в Англию представлять свое изобретение. Англичане были поражены его мастерством, и предложили остаться. Однако Левша отказался, и вернулся на родину.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Англичане подарили императору Александру Павловичу металлическую блоху. Платов отвозит блоху тульским мастерам и приказывает сделать что-нибудь лучше. Левшу везут к Николая Павловичу и он показывает подкованную блоху. Левшу с почетом принимают в Лондоне, но он отказывается поменять страну и веру. Левша плывет обратно и заболевает, его бросают в больнице для бедных. Умирая Левша рассказывает о ружьях, которые нельзя чистить кирпичом.
План пересказа
Вывод и свое мнение
Поведение Левши, его искренняя любовь к родине вызывает одно лишь уважение. Будучи бедным, неграмотным мужиком, ему удалось доказать превосходство русских мастеров над заграничными, и тем самым принести славу своему Отечеству. Он отказался от обеспеченной жизни в Лондоне, и до последнего своего часа думал лишь о том, как принести пользу России. Неудивительно, что после публикации данного произведения в быту стала популярной фраза «блоху подковать» – то есть мастерски выполнить тончайшую, филигранную работу.
Основная мысль
Любовь к родной земле и желание ее прославить способны творить чудеса и заставить поверить в невозможное.
Чему учит
Сказ учит любить Родину, быть патриотом своей страны, не поддаваться на щедрые посулы иностранцев. Учит быть честным, работящим, ответственным. Учит гордится своей работой, учит не преклоняться перед иностранным, а ценить свое, родное, русское.
Что понравилось
Мне очень понравился этот сказ. Левша в нем действительно показан легендарной личностью, с твердым характером и сильной волей. Он был верен своей Родине до смертного часа и даже умирая, думал не о себе, а о том, чтобы принести пользу своей стране. Левша был настоящим патриотом, каким должен быть каждый человек.
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Лесков Н. «Левша» Читательский дневник, краткое содержание
Лесков Н. «Левша» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Лесков Николай Семенович, родился в 1831г, умер в 1895г. Русский писатель, публицист, литературный критик. Наиболее известные произведения – «Левша» и «Соборяне».
Название: «Левша»
Жанр произведения: Повесть (сказ)
Тема произведения: Талант простого русского мужика
Число страниц: 224
Годы написания повести «Левша» — 1881. Публикация – также 1881г. 1881 год в истории России – год цареубийства. 1 марта 1881 года от рук «народовольцев» погиб Александр II.11 мая 1881 года взошедший на престол всероссийский император Александр III опубликовал манифест, подтверждающий незыблемость принципов самодержавия. В повести фигурируют уже ушедшие на тот момент Александр I и Николай I.
Главные герои (персонажи) и их характеристика
Положительные герои повести «Левша»:
Отрицательные герои повести «Левша»:
Время и место действия повести «Левша» — Россия (Санкт-Петербург и Тула) и Англия, XIX век, вскоре после войны с Наполеоном.
Краткое содержание повести «Левша»
Главная мысль повести «Левша».
Талант и «золотые руки» могут быть даны самому простому и необразованному человеку. К сожалению, порок губителен для таланта, а в России не умеют воздавать таким самородкам по заслугам.
Отзыв о повести «Левша».
Сказовая стилистика повести «Левша» создает ощущение фантастичности, нереальности повествования. На самом же деле, повесть «Левша» — остросоциальное произведение, наполненное болью за таких самородков, безвестно погибающих в глуши от пьянства, покорно терпящих любые издевательства над собой от «сильных мира сего». Это многогранное повествование, в котором соединено восхищение русскими мастерами и боль за их судьбы. Патриотизм героев повести вызывает уважение и гордость, ради прославления своей страны они готовы на подвиги не только в ратном деле, но и в повседневной жизни. Книга наполнена сугубо русской жизненной философией, русскими речевыми оборотами и колоритом, а само слово «Левша» стало обозначением выдающего мастера.
Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?
Больше всего мне в повести запомнился эпизод, когда император Николай I видит результат работы Левши. Неграмотному тульскому мужику не верят вельможи, и уже готовы уличить его в обмане. Но он спокойно, с достоинством, предлагает «всего одну ее ножку в подробности под весь мелкоскоп подвести и отдельно смотреть на всякую пяточку, которой она ступает». Тогда становится видна ювелирная работа мастеров и самого Левши. Вельможи посрамлены, вынужден просить прощения и сам Платов. А Левша еще уточняет, что у него «мелкоскопа» нет вовсе, просто такое острое зрение. Этот эпизод отлично характеризует отношение вельмож к простому русскому мужику, и становится настоящим триумфом Левши.
Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)
В повести «Левша» много искаженных слов. Это передает народный дух произведения, стилистику речи неграмотного мужика.
Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений
Само слово «Левша» также вошло в обиход русской речи, означает народного умельца-самородка.
Основная мысль
Главная мысль, которую хотел донести автор, заключается в том, что часто талантливые и скромные люди живут в невыносимых условиях. Продолжая ежедневно тяжело работать, они прославляют родину, приносят пользу обществу, но не получают достойного уважения и вознаграждения за свой труд. Такие люди часто умирают в бедности и муках.
Жизненные уроки в произведении Лескова
В центре повествования автор рисует портрет простого ремесленника из глубинки. Прочитав внимательно и проанализировав текст, становится понятно, чему учит рассказ «Левша»:
«Левша» Н. С. Лескова — произведение, которое не теряет актуальности спустя поколения. Читать современному человеку его непросто, ведь сам автор указал, что это «сказ», поэтому текст пронизан архаизмами и сложной лексикой вроде «дерябнул» и «извольте».
Несмотря на это, уже с первой главы становится понятно, что повести, написанной в далеком 1881 году, есть чему научить читателей и сейчас.
Любовь к родине
Тонкой красной нитью через все произведение автор прописал тему любви к своей родине. Это видно и в намерениях Платова доказать государю, что русские умельцы ничуть не хуже заграничных, и в неуемном желании тульского мастера Левши поскорее вернуться из заграничной поездки домой, где все такое родное и знакомое.
Такой навык, как считал Левша, поможет бойцам родной страны сократить потери на войне. Именно с этим знанием и умер герой, не успев донести его до государя.
Трудолюбие и преданность своему делу
«Горите себе, а нам некогда», — так отвечали тульские мастера людям, которые пытались отвлечь их от работы, выдумав, будто по соседству горит дом. Ответственность обычных мужиков из глубинки удивляет и одновременно вдохновляет. Получив непростое задание переплюнуть самих англичан, кузнецы отнеслись к нему серьезно и даже отправились попросить благословения у иконы Николая Чудотворца.
Вернувшись, они заперлись в доме Левши, «зажгли лампадку перед Николиным образом» и создали в результате невидаль, которая способна была поразить не только государя, но и весь мир.
Доброта и скромность
Когда государь с удивлением рассматривал утонченную работу тульских кузнецов, Левша добавил, что на каждой подкове есть имя мастера, который ее делал. На вопрос, есть ли там и его имя, кузнец ответил, что нет, так как он всего лишь «гвоздики выковывал, которыми подковки забиты».
Доброта и скромность простого тульского работяги подкупают, заставляют ему симпатизировать и сопереживать, наблюдая на протяжении истории за несправедливым к нему отношением окружающих людей.
Социальное неравенство
Социальная разобщенность, невежественное отношение к тем, кто ниже по статусу, — тема, которой касались многие писатели в своем творчестве. Затронул ее и Лесков в рассказе, проводя параллель между английскими и русскими мастерами:
Такую же параллель между двумя работниками разных стран проводит автор в конце рассказа, где судьба героев после прибытия в Петербург «начала сильно разниться».
Обходительность, с которой отнеслись к англичанину, резко контрастирует с нечеловеческими испытаниями, выпавшими на долю Левши. Они и привели его к смерти.
Доброжелательное отношение к людям
Уважать труд и ценить каждого человека, быть великодушным, добрым, милосердным — то, что хотел сказать автор читателям, описывая историю скромного кузнеца.
Несправедливое, а порой и жестокое обращение с ним поражает и вызывает гнев. Подобное отношение со стороны окружающих было настолько обыденным для самого Левши, что после извинений Платова за то, что «за волосья отодрал», Левша ответил: «Бог простит, это нам не впервые такой снег на голову».
Жестокая сцена последних дней жизни кузнеца поразила даже англичанина, с которым он приехал в Петербург, — единственного человека, который озаботился поиском тульского мастера. Увидев Левшу, лежащего на полу больницы, потрепанного и избитого, в бреду шепчущего только одну фразу о том, чтобы не чистили ружья кирпичами, англичанин возмутился и вскричал: «Разве так можно! У него шуба овечкина, а душа человечкина».
Роль в русской литературе
«Левша» или «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» Н. С. Лескова — многогранное, трогательное и одновременно печальное произведение.
Оно затрагивает немало острых вопросов, актуальных во все времена, и дает ценные уроки жизни на примере образа простого и талантливого кузнеца, его скромной жизни и несправедливой смерти.
Повесть высоко оценили признанные творческие деятели того времени. Русский писатель К. А. Федин, восхищаясь описанием культуры и самобытности героев произведения Лескова, моральному подтексту и многочисленным наставлениям, которые автор сумел заключить в небольшой сказ о тульском мастере, писал: «Есть книги, которые нельзя не перечитывать заново, как только возьмешь их в руки… К ним принадлежит и знаменитый „Левша“ Николая Лескова».
Левша Лесков Н.С. — читательский дневник
Сказ Лескова о тульском оружейном мастере «Левша» воспевает талант народа, но также обращает внимание на трагическую сторону жизни русского общества – угнетение народных масс.
Читательский дневник по повести дает как личную оценку произведения, так и мнение критиков.
Время создания произведения – 1881 г.
Время событий в книге – повествование предположительно описывает период с 1815 по 1830 год.
Место сюжета – Тула, Санкт-Петербург, Лондон (Англия).
Левша — человек беднейшего рабочего сословия. Оружейный мастер из Тулы, сделавший такую диковинную вещь, что его мастерством восхищались иностранцы. Жил в Англии, перенимал опыт, вез важные данные об оружии на родину. Погиб от халатности и грубого обращения в России.
Александр I — поклонник всего иностранного. Царь, который обесценивал талант и мастерство собственного народа. Купил у англичан за миллион рублей блоху, которую уже после его смерти смогли «подковать» русские мастера.
Николай I — царь, которому важно было доказать первенство русского народа в разных сферах. Добивался этого первенства любой ценой, не щадя людей.
Платов Матвей — атаман казачьего войска, приближенный Александра I. Повлиял на судьбу левши: дал задание улучшить блоху, затем увез к императору, далее левша оказался в Англии. После возвращения Платов пытается помочь левше, но не может этого сделать, так как лишился влияния. Тульские оружейники — талантливые мастера (в их числе левша), которые смогли без инструментов, микроскопа и ресурсов подковать металлическую блоху. Символ мастерства и находчивости.
Во время визита в Англию русский царь купил образец величайшего мастерства иностранцев – крошечную металлическую блоху, которая делала танцевальные движения.
Николай I захотел доказать, что русские мастера не хуже. Он дал задание тульским оружейным мастерам сделать что-то более выдающееся. Туляки подковали блоху, а левшу как главного мастера отправили в Англию.
Оставшись в Англии, левша мог бы стать уважаемым человеком, жить в достатке и почете. Но левша возвращается в Россию и сталкивается с жестоким и грубым обращением, которое терпел всегда. Левша умирает в больнице для бедняков, и даже военный секрет, который он вез из Англии, оказывается никому не нужным.
Несправедливость и жестокость по отношению к народу – препятствие в развитии социальной и экономической сфер жизни общества.
Рабочие и крестьяне талантливы, имеют золотые руки, но с ними все равно обращаются, как со скотом. Власть считает, что с народом «по-хорошему нельзя», а потому людьми управляют с помощью грубой силы лишений.
Мастера-оружейники могли бы сделать гораздо больше, будь у них условия, время и инструменты. Но автору и читателю остается лишь сожалеть об этом.
Автор хотел обратить внимание на бесправное, угнетенное положение беднейших слоев общества, на которые при этом возлагают большие надежды и ждут процветания страны. Но благополучие государства возможно только тогда, когда рабочие и крестьяне смогут получить достойные условия жизни и труда. Автор с горечью описывает несправедливость положения народа, вызывая живой отклик в сердцах читателей.
Все образы в повести символичны.
1. Народ – это левша, тульские мастера в целом, простые люди. У них нет имен, они словно безликая масса. Но именно в них сосредоточены таланты и мастерство русского народа.
2. Власть – русские цари Александр и Николай, генералы Платов и Скобелев, граф Чернышев. Личности государственного масштаба, олицетворяющие жестокую и безразличную машину власти, для которой всегда важнее глобальные цели, а не благополучие народа.
Взаимодействие между сословиями происходит лишь в форме эксплуатации властью народа.
Мурин — чернокожий человек.
Кунсткамера — музей, кабинет редкостей антропологического характера.
Молво — вид сахара, выпускавшийся на заводе Я. Н. Мольво.
Складень — икона, выполненная на двух-трех створках. Она удобно складывалась и могла перевозиться с собой.
Тальма — длинная женская накидка, не имевшая рукавов.
Мелкоскоп (микроскоп);
Клеветон (клевета + фельетон);
Верояция (вместо вариация);
Долбица умножения (таблица + долбить);
Ажидация (ажитация + ожидание).
«Нам… удивляться с одним восторгом чувств не следует».
«Против [аглицкой нацыи] надо взяться подумавши и с Божьим благословением».
«Горите себе, а нам некогда!»
«Чтобы ни одна минута для русской полезности не пропадала».
«Мы… по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши».
«Спору нет, что мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные».
Лесков Левша читательский дневник. Краткий пересказ Левша лесков 6 класс, анализ произведения.
Данное произведение написана талантливым русским писателем Лесковым Николаем Семеновичем в 1881 году, в жанре сказа и включает в себя как реальные, так и выдуманные события. В статье мы представляем разбор сказа «Левша» для тех, кто изучает это произведение в школе. Так же, вы можете посмотреть, как заполнить читательский дневник после прочтения произведения.
Левша главные герои сказа Н. С. Лескова
Краткий пересказ левша по главам
Первая глава
Александр Павлович (российский император) решает проехать по Европе, чтобы посмотреть, какие есть чудеса в других странах. В поездке его сопровождал Платов (донской казак). В каждой стране императора чем-нибудь удивляли и стремились показать свое превосходство, чем Платов, был очень недоволен, так как считал, что у нас есть мастера и получше.
Вторая глава
Третья глава
На следующий день государь распорядился запрячь карету, чтобы поехать смотреть новые кунсткамеры. Показали им англичане сахарный завод, а потом и еще одну диковинку — такую маленькую блоху, которую почти не видно невооруженным глазом. Если ее завести ключиком, она начинает танцевать. Дал тогда Александр за нее англичанам целый миллион, еще и шкатулку выкупил для нее, из бриллиантов сделанную. А Платов мелкоскоп прихватил, через который блоху можно рассмотреть. После этого император с Платовым отправились домой.
Четвертая глава
После смерти Александра, блоха оказалась у его жены, а дальше перешла к Николаю, его брату, новому государю. Он сначала на нее не обратил внимания, а потом стал задумываться, зачем понадобилась Александру эта блоха. Спустя какое-то время явился во дворец Платов и принес с собой мелкоскоп, который отдал Николаю. Через него то Николай и разглядел блоху, но, так как он перед иностранцами не преклонялся, сразу отдал распоряжение своим мастерам сделать что-нибудь более удивительное.
Пятая глава
Платов отправился в Тулу, чтобы исполнить волю Николая, потому что этот город славился своими мастерами. Те попросили оставить им блоху не надолго, а для чего не сказали, как Платов не выпытывал.
Шестая глава
После отъезда Платова, трое оружейников, никому ничего не говоря, взяли с с собой еды и отправились неизвестно куда. Среди них был левша, а на щеке у того левшы родимое пятно было и волосы на висках выдраны.
Седьмая глава
Оказывается пошли мастера в Орловскую губернию, в г. Мценск, там поклонились они древней иконе Св. Николая. Затем вернулись в дом левши и заперлись там. И как не пытались их оттуда выманить, так ничего и не получилось. Работали мастера и днем и ночью.
Восьмая глава
Платов спешит в Тулу, а по приезду посылает к мастерам свистовых, сам не идет.
Девятая глава
Мастера работу еще не закончили и сколько бы свистовые не стучали, так их и не пустили. Тогда было решено снять крышу с дома, где они работали, после чего, левша и товарищи вышли и сказали, что все готово.
Десятая глава
Оружейники отдали блоху Платову в табакерке, атаман не понял, какую же работу они сделали, но те сказали, что увидеть ее сможет только государь. Платов разозлился и взял с собой левшу. Приехав в Петербург, пошел он к Николаю, а левшу со связанными руками оставил.
Одиннадцатая глава
Платов пытается отвлечь Николая, чтобы тот не вспомнил про блоху. Но, государь велит принести выполненную работу, тогда донскому атаману пришлось рассказать, что ничего мастера не сделали, только вернули блоху. Николай решает сам в этом убедиться.
Двенадцатая глава
Когда выяснилось, что блоха перестала прыгать, Платов сильно разозлился и подумал, что механизм оружейниками был сломан, Тогда атаман стал бить левшу, называя его обманщиком. А тот и говорит, что все в порядке, блоху не сломали, вот только в мелкоскоп можно ее разглядеть.
Тринадцатая глава
Доказал левша государю, что механизм работает, мастера набили блохе подковы. Удивился Николай и обрадовался, ведь сумели же русские англичан превзойти.
Четырнадцатая глава
Решает Николай своего мастера отправить в Англию, показать тамошним мастерам тончайшую работу.
Пятнадцатая глава
После приезда в Лондон вместе с курьером, левша устраивается в гостинице, в ресторане пьет и ест. В газетах стали писать, что прибыл русский мастер и привез подкованную блоху.
Англичане заинтересовались диковиной и завлекали левшу как могли, поили и кормили несколько дней. Выяснили, что обучался Левша по псалтирю и полусоннику и совсем не знает арифметики. Предлагали обучение, работу, женитьбу на англичанке, и, даже, принять их веру. Но Левше не по душе все это.
Шестнадцатая глава
Тем не менее, левша стал ходить по фабрикам и заводам, а курьер отправился назад, в Россию. Уговаривали мастера остаться в Англии, но он не согласился и попросил отправить его домой поскорее. Тогда посадили его на корабль, дали денег и подарили на память золотые часы. Один моряк (полшкипер) предлагает соревнование — кто больше выпьет, левша соглашается.
Семнадцатая глава
Так они перепили, что стали видеть вылезающих из воды чертей. Чтобы английский моряк с левшой чего не натворили, их запирают в каюте. В результате спор так никто и не выиграл.
Восемнадцатая глава
По прибытию в Россию англичанина повезли в английское посольство, создали хорошее условие для лечения. левшу же задержала полиция, попросив показать документы, но тот так ослабел, что ничего не смог толком сказать. Тогда у него отобрали деньги, подаренные часы и одежду. Атамана возят по городу, чтобы определить в больницу, но они все переполнены. Удалось левшу положить в больницу для простого народа, но к этому времени он совсем ослаб, так как его избили и измучили. Создалось впечатление, что долго он не проживет. А моряк, с которым он плыл на корабле, поспешил его искать.
Девятнадцатая глава
Чудом отыскал полшкипер своего друга и постарался сделать так, чтобы его осмотрел доктор. Находясь в умирающем состоянии, левша просит доктора, Мартын-Сокольского, передать государю, что кирпичом англичане ружья не чистят и умирает. Доктор пытается донести просьбу до помощника Николая, но тот не послушал и, даже, стал угрожать. Так и сохранилась традиция чистить ружья на долгие годы, что отрицательно повлияло на исход Крымской войны.
Двадцатая глава
Заканчивается повествование размышлениями о талантливых русских людях и о том, что машины заменили труд мастеров, в который вкладывалась душа.
Лесков левша главная мысль
Левша, это собирательный образ русского народа, обладающего большими талантами. Его нельзя купить ни за какие деньги, они любят свою Отчизну и никакие чужеземные блага их не привлекают. К сожалению, из за условий жизни, социального неравенства большинство народных талантов так и остается не раскрытыми. История главного героя, народного мастера левши, типична для российского общества того времени.
Лесков левша чему учит
Произведение учит любви к своей Родине, патриотизму, трудолюбию, доброте. Писатель показывает, что труд человека красит и делает его незаменимым для общества. А так же, тому, что чужой труд нужно уважать.
Лесков левша отзыв
В сказе ведется повествование о жизни русских людей в середине 19 века. Среди них есть настоящие таланты, изобретали, при чем, почти все самоучки. Главный герой был вовсе не красавец, с родимым пятном на щеке и выдранными волосами на висках, но, не смотря на это он обладал необычайным талантом. А учитывая, что он не знал никаких наук, это был настоящий самородок. Левша сделал такую работу, которую, казалось бы, сделать невозможно — подковал блоху мизерных размеров, а видно ее было только в мелкоскоп.
Лесков гордится своим народом, но и печалится за него, таланты государству не нужны. Простые люди честные и трудолюбивы и любят свою Родину.