лессон стади что это
ТОП–15 лучших статей 2018 года
Несколько лет назад lesson study было скорее диковинным иностранным словом. Сейчас же про технологию исследования уроков можно найти множество материалов: статьи, пособия, презентации, записи уроков и обсуждений. В Академии Директории мы предложили руководителям школ поразмышлять, какие методические проблемы этот подход решает, а какие нет.
Об исследовании урока
Часто под исследованием урока (lesson study) представляют что-то вроде анализа занятия по ФГОС. Например, когда на урок приходит завуч и как бы исследует урок, но на самом деле скорее ищет изъяны.
Исследование урока — это более широкий подход. Строится он так:
Это если описывать подход очень коротко. Мы предложили директорам, завучам, методистам, педагогам поразмышлять, какие проблемы этот подход решает и какие нет. Ниже несколько типичных ответов.
Какие проблемы школьных уроков может решить lesson study?
Проблемы, которые решает исследование урока:
Одна из слушательниц курса так описала потенциальные результаты внедрения технологии:
А какие проблемы останутся? Или даже возникнут?
На курсе были такие цитаты:
Готовность и мотивация самих учителей, как к сожалению часто слышно (даже сейчас немного экспериментируя) и видя ответы коллег, я и так занята своими уроками и проблемами, у меня ни на что не хватает времени, а тут еще вы со своими технологиями.
Не все и сразу примут данную технологию и будут готовы к внедрению данного подхода. Возможно сопротивление отдельных учителей, работающих в классе.
Подготовка к уроку и обсуждение требуют дополнительных временных ресурсов.
Задача администрации — заинтересовать педагогов в работе в таких группах.
А как в вашей школе?
Не бывает универсальных ответов, которые подходили бы всем школам сразу. Поэтому о плюсах и минусах исследования урока для своей школы лучше подумать отдельно.
Это можно сделать на дистанционном курсе Академии Директории « Исследование урока как способ повысить качестве преподавания в школе». Он начнется 19 марта 2018 года. Экспресс-курс длится всего 3 недели и позволяет примерить технологию lesson study к своей организации. Подробности и запись на курс по этой ссылке >>
Лессон стади что это
Исследование урока/Lesson Study – это совместная рефлексивная школьная практика с целью постоянного совершенствования преподавания и обучения. Понятие и практика Исследования урока/Lesson Study (Jugyou Kenkyuu на японском языке) берет свое начало в Японии и широко признана во всем мире.
Интерес к Исследованию урока/Lesson Study появился в англоязычном образовательном пространстве только в 1999 году, начиная с публикации Стиглера и Хиберта (Stigler&Hiebert) «Пробел в преподавании: лучшие идеи от учителей мира по улучшению образования в классе», где сравнивались уроки математики в США, Германии и Японии. Исследование урока с тех пор распространилось по всему миру, охватывая страны Азии, Европы, Северной Америки, Ближнего Востока и Африки. Как результат, в 2005 году была основана Всемирная Ассоциация Исследований Урока (WALS) с офисом в Гонконгском Институте Образования (www.walsnet.org).
Одним из основных объяснений Исследования урока/Lesson Study, появившихся в литературе, является утверждение, что это рефлексивный цикл совместной педагогической практики в области планирования, наблюдения и анализа, когда результат одного цикла выступает основой для рефлексивного обсуждения и дальнейшего планирования следующего урока (Lewis, 2002; Takahashi & Yoshido 2004; Nakano 2011).
Первым шагом для учителей, которые решили осуществить Исследование урока (Lesson Study), является определение фокуса или исследовательского вопроса (Lewis & Tsuchida, 1998; Dudley, 2011a). Как только учителя согласны с фокусом своих исследовательских уроков, прежде чем планировать урок, им необходимо провести предварительное исследование (Takahashi & Yoshido, 2004). Это исследование охватывает различные аспекты, связанные с темой урока, включая существующие учебные материалы, методы обучения, последние исследования (обзор литературы) а также информацию об учащихся (их предыдущие знания и способы обучения).
Следующая часть этого цикла — планирование урока. Уроки «тщательно планируются, как правило, в сотрудничестве с одним или несколькими коллегами» (Lewis & Tsuchida, 1998, p. 14). В модели Исследования урока, используемой в Великобритании (Dudley, 2011a), планирование обычно выполняется с учетом как минимум трех учеников — они могут быть теми, кто представляет наибольший интерес для учителей или просто представляют собой три уровня обученности (высокий, низкий, средний).
Запланировав урок исследования, группа Исследования урока идентифицирует учителя в группе, который будет проводить урок, тогда как остальные должны наблюдать и записывать урок, уделяя особое внимание вопросам, указанным в плане исследования. В наши дни с развитием технологий, запись урока может быть выполнена более легко и точно. Однако, как заметил Такахаши и Йошидо (2004, стр.441), «уважение естественной атмосферы класса всегда является приоритетом во время исследовательского урока». Одним из наиболее ценных аспектов Исследования урока является то, что во время наблюдения преподаватели должны комментировать (записывать) обучение учеников, а не преподавание, что помогает перенести фокус с преподавания на обучение (Perry and Lewis, 2009; Ylonen & Norwich, 2013; Dudley, 2015). Более того, акцент на обучении в рамках Исследования урока можно рассматривать как основу его популярности среди учителей, поскольку учителя не боятся критики со стороны коллег, поскольку план урока подготовлен совместно (Dudley, 2015).
Анализ урока происходит на этапе обсуждения. Он проводится сразу же после исследовательского урока с использованием всех материалов из наблюдений учителей и доказательств обучения учеников.
«Lesson-Study(исследование урока) как инновационная технология развития профессиональных компетенций педагогов»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Команда учителей МБОУ «Булгунняхтахская СОШ им.С.П.Ефремова»
МР «Хангаласский улус»
Артамонов Василий Васильевич, учитель технологии
Аркадьева Ия Евтропьевна, учитель математики
Едисеева Людмила Анатольевна, учитель истории обществознания
Потапова Людмила Афанасьевна, учитель математики
Черосова Анна Павловна, учитель родного языка и литературы
Lesson-Study(исследование урока) как инновационная технология развития
профессиональных компетенций педагогов
В настоящее время в системе российского образования происходит изменение содержания, форм,методов обучения и воспитания, осуществляется поиск современных управленческих моделей.
В этой ситуации ключевой фигурой реформирования образования является педагог. Именно на его и плечи ложится ответственность за проектирование и организацию учебного процесса, отвечающего требованиям современных стандартов К.Д. Ушинский писал: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя».
Действительно, меняется мир, изменяются дети, что влечет за собой появление новых требований к квалификации педагога. Одним из решений в этом направлении является использование инновационной технологии Lesson-Study как средства развития профессиональных компетенций педагогов
Технология Lesson Study в нашей школе проводится второй год. Используется в целях совершенствования методики преподавания и повышения качества знаний учащихся
Алгоритм проведения технологии Lesson Study:
3.Совместно спланировать урок с использованием технологии обучения
4.Провести спланированный урок и наблюдать в ходе него за деятельностью трёх «исследуемых учащихся» с фиксацией результатов наблюдения(организация видеосъемки урока) в течении всего урока, поэтому учителя-участники группы должны до начала урока
распределить между собой обязанности – кто будет проводить урок, а кто будет только наблюдать
5.Опрос учеников по уроку
6.Совместно проанализировать проведенный урок, обсудить, что удалось и что не очень, подумать над успехами и неудачами наблюдаемых (слабого, среднего и сильного) учеников.
7.Совместное планирование, проведение/наблюдение и анализ следующего урока также
с использованием данной технологии обучения, но учитывая
опыт проведенных двух уроков.
8.Представление учителями-участниками группы своих результатов с целью её внедрения в педагогическую практику.
-подтвердить, что групповая работа влияет на повышение активности учащихся на уроках;
-формируется адекватная самооценка ученика;
— повышается мотивация в учении.
Вывод: данная технология обладает большим потенциалом для развития профессиональных компетенций педагогов, она побуждает учителей к профессиональному сотрудничеству в педагогическом коллективе, ориентирует их на совместное исследование возможностей применения на практике новых современных методик и технологий. обучения с учетом имеющихся условий в конкретном образовательном учреждении. Lesson-Study помогает включить педагогов образовательных учреждений в эффективную инновационную деятельность, без
которой модернизация системы образования невозможна.
Организация LESSON STUDY в МБОУ «Булгунняхтахская СОШ им.С.П.Ефремова»
1.Тема: «Повышение качества преподавания: технология коллективного планирования и анализа уроков»
-внедрение технологии LESSON STUDY
-активизировать деятельность учащихся
-повысить мотивацию к учебе
-проведение уроков с применением игровой технологией и с технологией формирующего оценивания
Коучинг для учителей «Что такое lesson study»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
План конспект коучинг занятия
оказать содействие участникам коучинг- занятия в понимании подхода « Lesson Study » и в применении данного метода в учебном процессе в целях улучшения практики преподавания
создать благоприятную психологическую атмосферу сотрудничества;
организовать коллаборативную среду для эффективного обучения;
познакомить с методикой проведения нового подхода в преподавании и обучении Lesson study
развивать мыслительные, коммуникативные навыки;
воспитывать коллективизм, самостоятельность в принятии решений, умение критически оценивать работу свою и коллег;
эффективно использовать ИКТ.
участники коучинг занятия узнают о педагогическом подходе « Lesson study » и поймут важность применения данного метода в учебном процессе в целях улучшения практики преподавания
Lesson study – исследование урока группой учителей с возможным привлечением коллег с других школ с целью повышения качества обучения и совершенствования собственной практики
Презентация « Lesson study »
Материалы и оборудование
Этапы проведения коучинг- занятия
Деятельность коуча и деятельность участников коучинг- занятия
Приветствие «Я- дрозд»:
-Я дрозд и ты дрозд (показывают пальцем), у тебя щёчки маленькие и у меня щёчки маленькие (трогают друг друга за щёчки), у тебя губки аленькие и у меня губки аленькие (показывают на губки), ты мой друг и я твой друг(обнимаются). Привет!
Установление благоприятного климата и доверительного настроя на ход коучинг- занятия
-Отгадайте загадку: Что можно приготовить, а съесть нельзя?
Для развития креативности и нестандартного мышления предлагаю написать ассоциации к слову «урок» в виде слов или изображения иллюстрации, а затем презентовать, чтобы увидеть, что в понятии учителей представляет собою урок.
-Какова была цель выполнения данного упражнения?
-Полезно ли было выполнение данного упражнения для выявления степени понимания какого-либо понятия и почему?
Упражнение «1000% открытие и усовершенствование?»
Для того, что бы увидеть компетентность и мастерство участников коучинг- занятия в планировании и проведении уроков, коуч предлагает путем обсуждения ответить на вопрос «Что вы можете делать в 10 раз быстрее и лучше других на уроке?» и презентовать свой ответ.
-Легко ли вам далось выполнение данного задания? Каким образом?
-Как вы считаете, развитию каких ваших качеств способствовало выполнение данного упражнения?
Р азминочное упражнение
Для переключения с одного вида деятельности на другой, выполняем небольшое разминочное упражнение под видеоклип « CuteFroggyDance »
Демонстрация презентации о подходе « Lesson study »
-Скажите, пожалуйста, о каком подходе вы сейчас узнали, и в чём его суть?
-Каково отличие данного подхода от наиболее известных вам подходов?
Заполнение таблицы вопросов
Для выяснения понимания темы коучинга, коуч предлагает заполнить лесенку вопросов по Lesson study (Приложение 2), а затем презентовать.
-Испытывали ли вы какие-либо трудности при выполнении данного задания?
Подведение итогов коучинг занятия
Для того, чтобы узнать, как прошло коучинг- занятие, и чему научились, даю следующее задание: обвести свою ладошку на листе А4и на каждом пальце написать следующее:
большой палец-над чем бы я ещё хотела бы поработать
указательный палец-что нового и интересного я узнала
средний палец-мне не хватило.
безымянный палец-психологическая атмосфера на коучинге
мизинец-что мне понравилось и мои пожелания.
Повышение самооценки учителей. Создание ситуации успеха
Упражнение «Аллея славы»:
Все участники занятия выстраиваются в две шеренги, становясь лицом друг к другу. После слов коуча о талантливости и одарённости учителей, под апплодисменты коллег, каждый учитель проходит по аллее славы.
Ключевыми характеристиками являются
Сбор данных об обучении ученика
Разработка новых подходов преподавания
каким образом возможно развивать
определенный пед. подход
для повышения качества обучения?
I этап – совместное детальное его планирование
II этап – проведение исследовательского урока, наблюдение
III этап – результаты систематизируются, планируются всеми членами группы после исследовательского урока
IV этап – совместная работа (3 учителя) для перепланирования с учетом результатов, полученных в процессе обучения
Для реализации подхода Lesson Study
необходимо следовать следующим правилам
Относиться друг к другу с уважением
Согласование ключевой идеи исследования. Чему учить и кого?
Изучение исследовательской литературы.
Определение конкретного класса и кандидатуры 3 «исследуемых» учеников с высоким, средним, низким уровнем успеваемости.
Планирование исследовательского урока, акцентируя внимание на том, как материал будет усвоен тремя «исследуемыми» учениками.
Наблюдение учителей за «исследуемыми» учениками и фиксирование их результатов.
Интервьюирование нескольких учеников класса для выяснения их мнения об эффективности исследовательского урока.
Обсуждение исследовательского урока после его окончания
Наблюдение за обучением 3 «исследуемых» учеников на основе сопоставления с предварительными прогнозами, сделанными в процессе планирования, с последующим установлением причин произошедших изменений.
Обучение класса в целом
Постановка цели последующего исследовательского урока в соответствии и на основе установленного и изученного
Совместное планирование группой следующей реализации подхода Lesson Study
После проведения серии последовательных уроков, группа согласует изменения в подходах обучения.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: 81459042314
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
До конца 2024 года в РФ построят около 1 300 школ
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Госдума приняла закон об использовании онлайн-ресурсов в школах
Время чтения: 2 минуты
Трехлетнюю олимпиаду среди школ запустят в России в 2022 году
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Lesson Study как эффективный способ усовершенствования практики урока
Школа-лицей №16 города Павлодара
Lesson Study как эффективный способ усовершенствования практики урока
Модернизация казахстанской системы образования предполагает подготовку педагогов новой формации, способных обеспечить воспитание личности, готовой не только жить в новых, меняющихся условиях, но и активно воздействовать на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. Обучение в рамках уровневых программ повышения квалификации педагогических работников, разработанных АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» совместно с Кембриджским университетом, явилось для казахстанских педагогов отличной возможностью изменить видение, понимание собственной практики обучения и преподавания. В 2013 году в республике началась подготовка лидеров первого (продвинутого) уровня на базе Центра педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». Учителя, прошедшие курсы нового формата, позиционируются в качестве лидеров в преподавании и обучении, вносят преобразования в школьную практику на уровне класса, уровне группы учителей одной школы, уровне всей школы и профессионального сетевого сообщества школ.
Lesson Study – педагогический подход, который характеризует особую форму исследования действий на уроках, направленную на совершенствование знаний в области учительской практики [1]
Сущность Lesson Study заключается в обеспечении коллаборативного подхода в обучении учителей и развитии их практики по определенной проблеме. Выбор проблемы исследования был обусловлен приоритетным направлением «Критическое мышление». Данное тематическое предпочтение неслучайно: критическое мышление «позволяет использовать ранее приобретенные знания, чтобы создавать новые знания», оно необходимо «при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений», при этом думающий использует навыки, «которые эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи».[3]
Таким образом, реализация подхода Lesson Study состоялась по теме: «Как вопросы высокого и низкого порядка способствуют развитию критического мышления на уроках физики в 7Б классе?» Группа в составе 4 учителей естественно-математического направления (физик, два математика, информатик), изучив литературные источники, приступила к планированию серии последовательных уроков; учителя совместно разработали способы и формы обратной связи, исследования учеников категорий А, В, С. Предварительно было взято разрешение родителей данных учеников на участие их в данном исследовании: интервьюирование, анкетирование, видео- и фотосъемку. Менторинг группы осуществляла учитель 3 уровня, которая в свою очередь является Менти Лидера первого уровня. Учителя-наблюдатели собирали данные по закрепленному за ним ученику, после каждого урока состоялось обсуждение проведенного урока, привносилось изменение в ход следующего с учетом точки зрения наблюдаемых учеников. В результате наблюдения над учениками-участниками эксперимента, сложились определенные выводы. Так, ученик А (Кирилл) справляется со заданиями урока, самостоятельно выполняет задания высокого порядка, но не успевает их завершить, потому что ищет порой усложненные пути решения, зная простые способы. Ему интересен сам процесс решения задач, а не оценки как таковые. Будучи спикером, он волнуется, путается в ответе, хотя прекрасно осведомлен в учебном материале. Проблему свою видит в неумении выражать мысли вслух (Рисунок 1)
Также ученик говорит наблюдателю, что его утомляет групповая работа, хотя мальчик понимает: в группе интересно. (Рисунок 2)
Кирилл выразил желание потренироваться говорить перед одноклассниками. Поэтому учителя решили изменить ему условия, предложили ему попробовать себя в роли учителя. На двух последних уроках серии всех испытуемых посадили в одну группу. Ученик А получил задание: объяснить решение задач высокого порядка ученицам В, С. Вот как написал об этом: «Я научился объяснять людям свое мнение», – а в интервью мальчик сказал: «Мне нужно работать над речью, лексикой» (Рисунок 3)
Данное исследование показало, как развивается познавательная, социальная соморегуляция наблюдаемого ученика. Сотрудничая в группе по решению задач урока, выполняя партерские роли в группе (он был и лидером, и спикером), мальчик соотносит себя как ученика с одноклассниками, анализирует свои действия и делает выводы, причем сразу же отмечает: он хочет измениться.
Другая наблюдаемая, ученица В (Анна), на уроках внимательно слушает учителя, одноклассников, активно отвечает при фронтальном опросе, также бойко участвует в обсуждении учебных проблем. Охотно берет на себя роль лидера, спикера, умеет организовать работу группы, но принимается за выполнение заданий низкого, среднего уровней, успешно справляется с ними. Зная, что выполнение этих уровней гарантирует ей оценку «4», она снижает свою активность при решении задач высокого уровня. В интервью девочка сказала: ей трудны такие задания, она волнуется, что снизится ее успеваемость, ведь физика для 7 класса – новый предмет. Она некоторым образом даже побаивается этого предмета. Когда же Кирилл в течение двух уроков был для них в роли учителя, объясняющего заданную тему, девочка пишет: «Кирилл нам с Настей все хорошо объяснял», а партнеров своих она назвала «интересные коллеги». (Рисунок 4)
Этот опыт показал: дети доверяют свои одноклассникам, которые более сведущи в предмете по сравнению с ними. Анна, которой физика представляла некую трудность среди других изучаемых предметов, приняла и поняла учебную информацию, которую ей объяснил Кирил, что показал контрольный тест, принесший ей успешную оценку.
Ученик С (Анастасия) – из разряда «слабых», физика ей дается с трудом, выполняя задания на уроке, она постоянно оглядывается на своих одноклассников в поисках объекта для списывания, справляется с заданиями репродуктивного характера, с опорой (например, «Распознай понятия, пользуясь словами для справок»). Вместе с тем роль ее в группе тоже ценна: она ищет информацию, записывает ее, оформляет в виде схемы под диктовку членов группы, слушает, но не берет на себя роли лидера, спикера. Такое положение девочку устраивает (Рисунок 5)
Наблюдатель приняла решение посмотреть девочку на других уроках. Девочка активна на уроках гуманитарного направления, там она отвечает на вопросы учителя, ей интересны задания. В интервью Анастасия сказала, что ей с трудом дается математика, теперь вот еще физика. Для ученицы были составлены индивидуальные задания познавательного характера, алгоритмизированные задачи, чтобы адаптировать к предмету, который вызывал у нее полное отрицание. Так создавалась ситуация успеха, чтобы ученица могла расслабиться, выполняя задание, ощутила собственную значимость. Анастасии было комфортно работать в объединенной группе с Кириллом (ученики А,В,С), когда он как более знающий физику, интересующийся этим предметом, два урока объяснял способы решения задач высокого порядка. Кирилл готовился дома к уроку, брал у учителя опережающие задания; видно было, насколько он ответственен был в деятельности, которую ему предложили учителя группы (Рисунок 6
Ментор группы, выступая в качестве Критического друга, вела свое исследование: она выделила количество вопросов, заданий высокого и низкого порядка, используемых учителем на серии уроках, рассчитала их процентное соотношение, определила, как их выполняли испытуемые ученики. Задания высокого и низкого порядка, используемые на уроке, основаны на Таксономии Б.Блума. Данные расчетов представлены в Таблице 1 и диаграмме 1.
Количество заданий по Таксономии Блума на уроках физики