лестница в небо что значит
Лестница на небеса
В Книге Бытия упоминается лестница, соединяющая землю и небо — Лестница Иакова. Эту лестницу иногда называют «Лестница на небеса» или «Лестница в небо». К образу подобной лестницы обращаются авторы религиозных и художественных произведений (не обязательно в связи с библейским значением).
В кино- и телеискусстве:
См. также
Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи. Если вы попали сюда из другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на статью. |
Полезное
Смотреть что такое «Лестница на небеса» в других словарях:
ЛЕСТНИЦА В НЕБЕСА — «ЛЕСТНИЦА В НЕБЕСА», Россия, Конкордия, 2000, цв., 104 мин. Криминальная драма. Бывший детдомовец Вовка Беркутов, а ныне преуспевающий бандюга по кличке Беркут, решает заняться легальным бизнесом. В ролях: Юрий Грубник, Валерий Лиховид, Лариса… … Энциклопедия кино
Лестница на небеса (Архив популярной музыки) — У этого термина существуют и другие значения, см. Лестница на небеса (значения). Группа «Лед Зеппелин». Лестница на небеса … Википедия
Лестница (значения) — Лестница функциональный и конструктивный элемент, обеспечивающий вертикальные связи. Лестница (фильм) советский художественный фильм (1989 год). Потёмкинская лестница в Одессе Испанская лестница в Риме Лестница Иакова: Лестница Иакова по… … Википедия
Лестница Иакова (значения) — Лестница Иакова: Лестница Иакова по Ветхому Завету лестница, соединяющая землю и небо. Лестница Иакова (фильм) американский кинофильм. Лестница Иакова (эксперимент) название физического эксперимента, демонстрирующего некоторые… … Википедия
Ворон: лестница в небо — The Crow: Stairway to Heaven … Википедия
Stairway to Heaven — У этого термина существуют и другие значения, см. Лестница на небеса (значения). Stairway to Heaven Исполнитель Led Zeppelin Альбом … Википедия
ЯКОВЛЕВА Марина Александровна — (р. 1 апреля 1959, Зима, Иркутская область), российская актриса театра и кино, заслуженная артистка России (2000). Окончила ГИТИС (1980). С 1982 актриса киностудии имени Горького, в 1989 1990 театра «Школа современной пьесы» под руководством И.… … Энциклопедия кино
Led Zeppelin IV — … Википедия
Архив популярной музыки — Пластинки серии «Архив популярной музыки» Архив популярной музыки серия пластинок, выпущенных фирмой грамзаписи «Мелодия» в 1988 … Википедия
Лестница Иакова,
или Без Бога не до порога
Семейная жизнь ветхозаветных патриархов. Беседа 22-я
Публикуя финальную «Беседу» протоиерея Олега Стеняева на Книгу Бытия, мы рады сообщить читателям, что издательство Сретенского монастыря готовит книгу по этому циклу бесед.
Небо начинается на земле, равно как и вхождение в Церковь Божию, преддверие Царства Небесного начинается с домашней Церкви, как апостол Павел и называет семью верующих: домашнюю их церковь (Рим. 16, 4); ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? (1Тим. 3, 5).
Так и Иаков должен был создать собственную семью, научиться «управлять собственным домом», дабы начать заботиться и «пещись о Церкви». Впрочем, в те времена и не было другого формата церковного бытия, кроме семейного.
Основанием семейной жизни должна быть общность веры
Следовательно, основанием семейной жизни должна быть общность веры. Как говорили наши предки: Без Бога не до порога.
И мы читаем далее Книгу Бытия (уже с 28-й главы):
И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских; встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей; Бог же Всемогущий да благословит тебя, да расплодит тебя и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов, и да даст тебе благословение Авраама [отца моего], тебе и потомству твоему с тобою, чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Бог дал Аврааму! И отпустил Исаак Иакова, и он пошел в Месопотамию к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина, к брату Ревекки, матери Иакова и Исава (Быт. 28, 1–5).
Пророческие обетования, изреченные его отцом, не могли не вдохновить и не обрадовать его. Подобную радость о Слове Божием испытывал и царь Давид, восклицавший: Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей (Пс. 118, 105).
В этой ситуации, когда Исаак ничего не выговаривает сыну своему за вынужденный обман, мы видим, что пророческое ведение вернулось к слепому Исааку, и теперь, вероятно, он сам догадывается, что пребывал в обманчивой иллюзии относительно предполагаемого наследника Исава, совершенно не наделенного необходимыми для религиозного лидерства качествами.
Но есть и аллегорическое истолкование данного события и обстоятельства – зачем искать невесту в языческой Месопотамии.
Древнехристианский экзегет Цезарий Арльский пишет:
Исав увидел, что Исаак благословил Иакова и благословляя послал его в Месопотамию, взять себе жену оттуда, и заповедал ему, сказав: не бери жены из дочерей Ханаанских; и что Иаков послушался отца своего и матери своей и пошел в Месопотамию. И увидел Исав, что дочери Ханаанские не угодны Исааку, отцу его; и пошел Исав к Измаилу и взял себе жену Махалафу, дочь Измаила, сына Авраамова, сестру Наваиофову, сверх других жен своих (Быт. 28, 6–9).
Библия – это не учебник истории, но Божий План нашего Спасения
Здесь, и мы на это уже обращали внимание, нарушена хронология событий. Мы прочитали: и пошел Исав к Измаилу, хотя ранее уже читали о смерти Измаила (Быт. 25, 17). Но, как и ранее, хочется напомнить, что Библия – это не учебник истории и не хронограф, но Божий План Домостроительства нашего Спасения, где все… полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим. 3, 16–17).
Но тогда чему нас может научить это уточнение про Исава? Прежде всего, тому, что так и не раскаявшийся в прежних своих деяниях Исав продолжает действовать в не совсем правильном направлении, принимая решение спонтанно, в результате первого эмоционального всплеска, и без совета со старшими. Здесь, даже подражая Иакову, он все еще остается Исавом – своевольным, завистливым и напористым.
Иаков же вышел из Вирсавии и пошел в Харран, и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте (Быт. 28, 10–11).
Здесь все очень и очень непонятно…
Что значит: и остался там ночевать, потому что зашло солнце? Мы все ложимся спать после захода солнца…
И далее еще более непонятно: взял один из камней того места, и положил себе изголовьем! Кто же использует камень вместо подушки?
Блаженный Иероним поясняет:
Каждое действие праведного – урок для нас
Таким образом, каждое действие праведного – урок и школа для нас.
И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе (Быт. 28, 12–15).
Здесь буквально все более чем неслучайно, духовно и аллегорично. В экзегетике мы сталкиваемся с целой мозаикой истолкований и мнений.
Бог помогает Иакову, видя его желание бежать от суеты и во всем полагаться на Промысл
Здесь мы особенно выделим комментарий Иоанна Златоуста о необходимости глубокого личного упования на Бога при нашем восхождении в Его чертоги. И комментарий Беды Достопочтенного о подлинной церковности, в ее стремлении к надмирному и Небесному.
Святитель Иоанн Златоуст учит:
С одной стороны, здесь поражает то, как свободно Златоуст воспроизводит слова Бога, как бы объемля ими все наши возможные страхи, комплексы и сомнения перед лицом неизвестности о собственном будущем.
И действительно, разве не Господь Бог есть Тот, Который в равной степени обладает нашим прошлым, настоящим и будущим; нашим, и наших семей, и всех тех, которые дороги нашим сердцам? С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости? Вот народы – как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах. Вот, острова как порошинку поднимает Он (Ис. 40, 14–15). И при всем при этом величие христианского Бога заключается и в том, что, управляя бесконечно огромными величинами мироздания, Он, в Своей отеческой заботе о каждом из нас, близок к нам, к каждому из нас, настолько, что мы едва ли сможем до конца постигнуть Его отеческую любовь и заботу. Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя (Ис. 49, 15).
Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его (Быт. 28, 16–18).
По этому отрывку существует, подобно предыдущему, целая мозаика истолкований и изъяснений.
Поражают слова: взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником! То есть необходимо поставить во главу угла, превыше всего, Тот Камень, о Котором и сказано: Посему так говорит Господь Бог: вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится (Ис. 28, 16); и еще: Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа (Фил. 3, 8).
Мы не всегда распознаем близость Господа к каждому из нас
Удивительно восклицание Иакова: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! Как и в случае с Агарь (Быт. 16, 14), мы не всегда распознаем близость Господа к каждому из нас, сами удаляемся от Него своим нечувствием Его Любви и вновь приближаемся к Нему, объятые Его заботою и милостью.
И в то время, пока мы крутим головою:
Со страниц Писания доносится:
– Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3, 20).
Иаков, помазывающий Камень-Христа, созерцает в Нем Царя, Пророка и Первосвященника
И Иаков, помазывающий Камень-Христа, созерцает в Нем Царя, Пророка и Первосвященника, каждого из которых помазывали у евреев миром и елеем. Он видит чрез толщу веков еще не совершившееся как совершившиеся, обличая нас, не всегда способных в уже состоявшемся созерцать непреходящее и вечное.
Созерцает Таиновидец Иаков и камень помазания, куда полагали уже мертвое Тело Христа… Значит, зрит и Его Славное Воскресение!
И нарек [Иаков] имя месту тому: Вефиль, а прежнее имя того города было: Луз. И положил Иаков обет, сказав: если [Господь] Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, – то этот камень, который я поставил памятником, будет [у меня] домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть (Быт. 28, 19–22).
«Вефиль» и означает: «Дом Божий»! Значит, Иаков, почтив Христа как основание веры (Камень-Столб-Памятник); возлив елей, то есть признав Его Помазанником (Царем, Пророком и Первосвященником); связав это место с основанием Храма (Дом Божий), – исповедует Христа и Господом Богом!
Вероубеждения Иакова приобрели цельный вид, теперь-то он и может создать семью и передать основы своей веры детям.
Ибо что такое семья и дом, страна и благополучие, если они не основаны на единстве духа, веры, надежды и любви? Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж (Пс. 126, 1).
Лестница в небо
За 25 лет наблюдений, я пришел к субъективному выводу о некоторых особенностях характера прихожан нашего храма. А именно, кажется мне, заметил я такую зависимость: чем точнее прихожанин выполняет предписания православных календарей, тем непримиримее относится к тем, кто не вписывается в его модель поведения.
Это не обязательная зависимость, но частая. Второй признак, характерный для «непримиримых», — неумение читать Священное Писание. Т.е. оно, конечно, регулярно берется в руки, но не читается, а «вычитывается» по предложенной, опять же в календаре, схеме. И из этого сопоставления можно уяснить, почему Слово Божие называется «живым».
Каждое новое прочтение Нового или Ветхого Завета, а уж тем более всей Библии буквально взламывает выстроенную картину – такую понятную и удобную – и требует строить новую.
Поэтому человек, умеющий читать, ни за что не станет настаивать на единственности правильного понимания Слова Божия – того или иного фрагмента, той или иной книги, всей Библии. Он слишком хорошо знает, что уже в следующий раз сам будет об этом думать иначе. Он всегда оставляет свою картину открытой для исправлений, изменений, внесения новых элементов. Слово Божие живое, и оно обращается к каждому человеку на том уровне, на котором он способен понимать. А кто способен понимать, у того понимание прирастает и уровни сменяют один другого. Уверенные в своей правоте христиане – это брак церкви. Уверенным можно быть только в правоте Иисуса Христа, но не своего понимания Его правоты, даже если на сегодня у тебя лучшее из всех пониманий, которыми ты обладал за всю свою жизнь.
И чтобы помочь вам понять это явление, я выстроил некую аналогию. Субъективную и ограниченную в своих возможностях, но кое-что иллюстрирующую.
Представьте, что вам надо подняться, например, к этому окну, чтобы открыть. Как это сделать? Самое очевидное решение – воспарить, аки голубь. Правда есть проблема: летать мы пока не умеем. Может быть, когда будем иметь тело духовное, то и это будет доступно, а пока оно плотяное – увы. Значит – лестница. Вы берете лестницу: две тетивы и перекладины между ними. Ну, если на пять-шесть ступенек – еще ладно. А если два десятка – кто станет по такой карабкаться? – только акробат или пожарник. Так что если надо высоко, то у лестницы надо не перекладины, а ступеньки, и не качающиеся тетивы, а лучше прямо в стену встроить. Но даже если с одной стороны – стена, то с другой стороны, где всё обрывается в пустоту, нужны перила, иначе жутко. А еще лучше – ограждение со всех трех сторон вокруг ступенек, чтобы и за спиной была какая-то опора, а то мало ли – ветром сдует. Если лестница крутая – очень актуально, а если вертикальная – просто никак без этого.
А как будет выглядеть лестница в небо? Думается, модель уже ясна – это как на небоскребах – лифты скоростные и не очень. Становишься на ступеньку – это пол в лифте – закрывается дверь, ты остаешься в закрытом со всех сторон пространстве. Нажимаешь кнопку и дальше – только жди. Под ногами – пропасть, слева-справа – пустота, над головой – небо, но что тебе? – ты в комнате. Можно присесть на диванчик и телевизор посмотреть.
А как насчет духовной высоты? Вот решили вы вознестись духом до небесных высот. Самое очевидное решение – воспарить аки орел (он выше всех летает). Но, во-первых, не умеем, а во-вторых, не всякий взлетевший – орел. Так что лестница надежнее. А поскольку высота небесная, то тут без кабинки не обойтись. И вот нам предлагается кабинка – церковь называется. Заходишь, читаешь инструкцию, нажимаешь кнопку и следуешь всем прописанным правилам: утром-вечером молитва, среда-пятница пост, суббота-воскресенье служба, раз в месяц исповедоваться-причаститься, раз в год пособороваться. И жди, когда дверь откроется, а за ней – уже и рай.
А я вернусь к плотскому лифту в своей аналогии. Стоишь ты, смотришь на стенку: кто-то нацарапал всем известную анаграмму из трех букв, кто-то увековечил свое имя, кто-то просто плюнул, и оно засохло уже давно, и каждая царапина уже давно изучена тобой и узнается. Потому только и стоишь тут, что сил нет самому подняться и время экономишь. Попутчики могут меняться – но они тебе не интересны, ты старательно смотришь в сторону. В лучшем случае – поздороваешься.
А в храме разве не так? Все царапины – многолетние, большинство попутчиков тебе не более интересны, чем в домашнем лифте. И потому только и стоишь, что почему-то надеешься, что однажды дверь откроется, и ты – прямо в рай. Хотя никто и не знает толком: а лифт куда-то едет? Как узнать, что он едет? И потому мне представилось в этом лифте две кнопки – «вверх» и «стоп», и обе одинаково замусолены. Потому что на «стоп» нажимают не реже, чем «вверх». Потому что время от времени хочется выйти подышать и осмотреться: а точно ты куда-то переместился? Вообще-то нормальное желание. И когда дошел до этого места, я понял, почему детям так невыносимо в этом лифте. Лифт и вообще-то интересен, только когда двери открываются и закрываются, когда необычно толкает в ноги при начале движения и «ёкает» внутри при остановке, да ещё если разрешили на кнопки нажимать. Обычно, кстати, не разрешают. А всё остальное время только и остается с нетерпением спрашивать: «мы скоро приедем?» А в этом лифте на что посмотреть? Незнакомые люди, которые тебе не интересны, которым ты не интересен. Одни и те же священники годами ходят по одному и тому же кругу и только стареют и толстеют у тебя на глазах за эти годы. Не очень заманчивая перспектива. Поэтому очень хочется нажать «стоп» и выйти подышать и осмотреться.
И тут у меня возникает главный вопрос: а мы куда-то едем? А правильно ли, что нам теперь только лифт остался с инструкцией о правилах поведения в ней? и что наше участие в работе этого лифта – только экономическое: платим взносы на содержание? И есть у меня ответ из моего опыта.
В первые годы своего священства мне довелось дважды побывать в Израиле. Первый раз я был в туристической группе. И помню, как нас везли на Фавор в десятиместном такси. Наш гид-экскурсовод переводила болтовню водителя и сообщила, что он бедуин из древнего рода, что он с готовностью подтвердил для нас очень специфическим улюлюканьем, которым, надо полагать, в древние времена его предки погоняли верблюдов. И вот так под эту болтовню и хохот мы ехали по серпантину вверх. А на улице был 2000 год, и в Израиле в это время был Папа Римский и огромная куча католиков-паломников и европейцев-туристов. И я смотрел в окошко, как вдоль всей этой извилистой дорожной ленты взбирались вверх большие и маленькие группки, одиночки. Чем выше – тем более уставшие, вспотевшие и сосредоточенные. И я со страшной силой завидовал им. Поэтому, когда во второй раз я повез туда наших гимназистов и работников гимназии, я категорически и наотрез отказался ехать в такси, и мы взбирались вверх: кто уже не мог положиться на свои силы — шли по этому серпантину, прямо вверх — кто помоложе, снова и снова пересекая дорогу и углубляясь в молодую дубовую рощу. Желуди там насобирали. И это был праздник. Это восхождение на всю жизнь осталось одним из самых значимых в моей жизни.
Может быть поэтому я теперь думаю, а может быть уже тогда так думал и потому настоял на этом подъеме, что в Царство Божие надо идти только и исключительно своими ногами. Никакие заслуги предков, никакие преимущества Церкви или прихода, никакое святоотеческое предание не в состоянии заменить собственный труд и пот. Царство Божие силой берется, и лишь употребляющие усилие, наследуют его. Никакой лифт не доставит вас туда. Только личные усилия по восхождению из себя нынешнего в себя нового, такого, каким задумал тебя Бог, когда даровал тебе эту жизнь.
Недавно посмотрел небольшой сюжет про одного интересного повара: он пытается возродить древнеримскую кухню. Он собрал доступные рецепты и описания блюд двухтысячелетней давности и заново учится их готовить. Дело в том, что тогда рецепты писались без указания меры ингредиентов. Приходится всё открывать заново. Но и сейчас, если вы возьмете лучшую книгу рецептов, где все граммы и минуты и градусы точно указаны, вы не станете лучшим кулинаром, пока собственными руками не испортите кучу продуктов и пока не научитесь воспроизводить результат раз за разом, и пока не придете к выводу: вкусно и красиво не потому, что точные граммы и градусы, а потому что внутри вас проснулось чутьё. Так и с правдой Божьей – она не потому правда, что точно соответствует описанию, а потому что у тебя на неё проснулось чутьё. Потому что ты собственными руками перелопатил тонны породы и собственными ногами протопал сотни километров пути, пока душа проснулась.
Вот что я пытался сказать:
Жить по инструкции невозможно. Инструкция лишь описывает граничные условия, нарушая которые ты выходишь из пространства относительно безопасной жизни. Жить нужно интересно, напряженно, вдумчиво, в постоянном поиске новых смыслов. Постоянно быть готовым отказаться от того, что нашел и что понял ради нового и лучшего понимания и более ценной находки. Нужно учиться читать слово Божие, чтобы понимание пронизывало всю твою душу и самым естественным образом вливалось в твои самые обыденные поступки. Всякая натужность противоестественна. Если при вдохе вы испытываете боль или затруднения – вы больны. Если вы испытываете тоску и дискомфорт при мысли о молитве или на предложение прочитать Евангелие – вы смертельно больны. В обоих случаях вам нужно движение. Для тела, для души – любая живая тварь должна двигаться и расти. Если ваше понимание Евангелия не меняется – вы не растете, а значит – либо больны, либо уже (или еще) мертвы.
И если вы хотите передать вашему ребенку восхищение Богом, то предлагаю 100% лучшую альтернативу, чем тащить его в храм на скучную службу: купите маленький простой микроскоп (стоит меньше телефона, который вы уже ему купили). Скоро выпадет снег – выйдите с ребенком на улицу и сделайте коллекцию снежинок. И совершенно точно: если ваш ребенок не придет в восторг от этой коллекции, то в храме ему искать нечего. А весной сделайте коллекцию сосулек и ручьев, а летом посчитайте, сколько букашек на травинке. Во всем этом вы откроете ему Бога вернее, чем в хождении по кругу, совершаемом во время богослужения третьими лицами, пока он сам вынужден стоять на месте. А может быть, тогда и откроется желание узнать: а чего они тут ходят? Да и для себя не забудьте разобраться: в этом движении по кругу есть ли ваше личное продвижение к небу, или вы только надеетесь, что лифт доставит?
Живите интересно, вдумчиво, напряженно, ищите новых смыслов. И тогда у вас будет шанс заразить этим своих детей.
Лестница в небо
Давно порывался написать про секту «Собор» маскирующуюся под русское воинское искусство, да всё руки не доходили.
Однако, просматривая журнал зафрендившего меня человека, увидел у него вот такую интересную картинку:
«Лестница в небо»
Предыстория
О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут,
Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный господень суд.
Научная революция
Игнорирование продолжалось довольно долго и продолжилось бы ещё дольше, если бы Запад неожиданно не совершил научный и технологический рывок.
Наука на Западе во все времена сильно отставала от Востока, но ситуацию изменило то, что на Западе постоянно шли войны всех против всех.
И в какой-то момент на поле боя вышли первые пушки. К пушкам же потребовалось рассчитывать таблицы стрельбы. Тут уже пространными философическими рассуждениями последователей Аристотеля обойтись было нельзя. Потребовалось создавать начную и инженерную школу, которая вслед за собой резко двинула вверх и технологию. Именно это привело к доминированию Западной цивилизации.
Однако, чем дальше и больше развивалась наука, тем меньше оставалось в людях места для веры в сверхъестественное. С этим, разумеется, боролись как могли, в Европе горели огни святого Доминика. Но излишне ретивые в уничтожении науки граждане были съедены разбиты более дальновидными соперниками, и костры церковь не спасли.
Работа Педро Берругете XV в. иллюстрирует легенду о святом
Доминике и альбигойцах, в которой сочинения Доминика и катаров по
очереди бросали в огонь. Пламя пощадило только тексты Доминика.
И вот тогда, когда наука стала отвечать на вопросы, на которые раньше отвечала только церковь, стал зарождаться духовный кризис, который во всей красе проявился в век стали и пара, когда церковные догмы были разорваны в клочья научными знаниями. И, надо сказать, этот кризис был заложен в основание христианства с самого начала, когда иерархи церкви решили крестить северных варваров. И вот как это произошло.
Ориген и качели абстракции
В раннее время население севера Европы было диким, отсталым и от этого предельно конкретным.
При этом в начале новой эры (датируемой от рождества Христова) между культурным уровнем Римской империи и племенами германцев (или готов) была пропасть.
Римская империя на тот момент была мировой державой с сильными традициями и философскими школами, уходящими своими корнями в глубину веков.
По этой причине труды раннехристианских римских философов-теологов опередили время на сотни лет.
Одним из таких авторов был раннехристианский философ Ориген Адамант, который, задумавшись о природе бессмертной души, выдвинул концепцию «предсуществования душ».
Ориген Адамант
«Ориген учил о предсуществовании человеческих душ — доктрина, заметно отличающаяся от традиционного понимания реинкарнации в индуизме или платонизме. Согласно доктрине о предсуществовании душ, души не воплощались в животных или растений — они продвигались по пути к совершенству, принимая всё более и более «просветлённые» тела в человеческих формах жизни. Ориген утверждал, что падшие души реинкарнируются в телах ангелов, в человеческих телах на земле или в более низших, демонических формах жизни, постепенно проходя череду перевоплощений в условной «лестнице иерархий» разумных существ.»
Про Оригена нужно говорить отдельно и много, влияние его на дальнейшие события было большое, хотя его и мало кто знает, в основном из-за того, что воззрения Оригена и его «заблуждения» были осуждены на Пятом Вселенском Соборе в 553 году.
Но время шло, в Европе стали появляться Дидро да Вольтеры, и рассказывать о сотворении мира за шесть дней в приличном обществе стало уже как-то не совсем удобно. Опять-таки, наука научилась не только объяснять природные явления, но ещё и повторять их в экспериментах. Поди попробуй объяснить человеку про Бога на небе, когда туда уже настырные граждане телескопами смотрят и еропланами летають.
Так возник духовный кризис, и у заинтересованных людей возникла необходимость поднять уровень абстракции религии, дабы доверчивые горожане продолжали не скупясь нести свои кровные денежки творить мир и добро и участвовать во всяких богоугодных делах.
Колена Израилевы
Перед тем как продолжить наш рассказ и грамотно подойти к лестнице в небо, нужно представить ещё одного героя.
«Колена Израилевы» — племена потомков двенадцати сыновей Иакова, образовавшие, согласно Священному Писанию, израильский народ.
Иаков это сын Исаака и внук Авраама (Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова). Человеком Иаков был беспокойным, то первородство за чечевичную похлёбку купит, то с Богом драку устроит. Как раз по результатам драки с Богом Иаков сменил имя на Израиль, т.е. «борящейся с Богом», поэтому традиционно говорят «колена Израилевы», а не «колена Иаковы».
Иаков (Израиль) борется с Богом.
Однажды во время ночного бдения ему явился Бог в лице ангела, с которым Иаков боролся до рассвета, требуя благословить его. В схватке он повредил своё бедро, но Бог остался удовлетворен его рвением. Иаков получил благословение и новое имя — Израиль («Борющийся с Богом»), с напутствием: «. ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.» (Быт. 32:27,28).
Современные технологии позволяют нам реконструировать борьбу Иакова с Богом:
В нашей истории Иаков персонаж ключевой, и мы, в рассказе о тоталитарной деструктивной секте, ещё не раз о нём вспомним. Иакова вообще все сектанты очень любят, включая Кургиняна, впрочем, не про него сей рассказ.
Мата Хари в образе.
Цепь перерождений.
Основой религиозных течений Индии и Китая является цепь перерожданий от низших форм к высшим.
Идея, на самом деле, богатая.
Нет никакого Олимпа, никакой Вальхаллы, никакого «дома Господа» на небе, никакой Петр-ключарь не стоит у ворот.
Знай себе живи правильно, вноси деньги в кассу, слушайся мудрых наставников, и будет тебе счастье через десять тысяч благих перерождений.
Вопрос за малым, как привить чуждые религиозные культы людям, воспитанным (в массе своей) на христианских ценностях?
Кто бы что ни говорил, но Запад есть Запад, Восток есть Восток. Культурный код различался кардинально (об этом разговор ещё будет).
И вот тут вспомнили про Оригена Александрийского и его идею предсуществования душ.
Конечно, никакой реинкарнации индийского типа в трудах Оригена не было и в помине, но идея найти в христианстве что-то общее с Востоком и переложить индийские сказки на навый лад была очень заманчива. Попы же врут! Скрывают от народа тайное знание!
А при тотальной безграмотности этого самого народа можно, при некоторой ловкости рук, идеи Оригена выдать за реинкарнацию.
Проблема была только в личности самого Оригена. В самом деле, кто такой этот Ориген, кто его помнит, кто его любит, какое отношение он имеет Богу?
Да мало ли этих философов было, кого его мнение интересует?
То есть, идеи Оригена нужно было обязательно подтвердить ссылкой на более авторитетные источники, а таким источником могла быть только Библия.
А в Библии, как назло, про реинкарнацию ничего нет.
Что же делать, как нам быть, как нам спасти Мир от духовного кризиса?
Ведь богоугодное же дело, спасать Мир от кризисов.
И вот тут вспомнили про так горячо любимого всеми сектантами нашего дорогого Иакова.
Он ведь с Богом дрался и не проиграл, то есть был равен Богу.
Какое богатое поле для фантазии.
А, кроме того, ему снился сон.
Однако с ростом уровня сознания верующих, с появлением христианства, уровень абстракции потребовалось поднять.
И тогда был написан Апокриф «Лестница Иакова», который по-новому объяснял сновидения Иакова.
В апокрифе (в отличие от Библии) приводится подробное описание увиденной Иаковом лестницы: у неё 12 ступеней и на каждой, справа и слева, лица, а на самом верху — «лице, акы человече, из огня изсечено». Приводится толкование данного видения: ангел разъясняет Иакову символику каждой из ступеней, а движение ангелов по лестнице трактуется как сошествие Христа на землю. Также сообщаются подробности о судьбе потомков Иакова.
Лествица райская
В VI веке с развитием монастырских школ потребовалось каким-то образом обосновать монахам, которые ещё вчера были обычными мирянами, каким образом выполнение строгих уставов монастырей поможет им спасти свою душу и попасть на небо. То есть потребовалось показать «свет в конце туннеля», дать четкую инструкцию, выполняя которую, можно попасть на небо.
И тогда Иоанном Лествичником, по просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря, был написан труд «Лествица (лестница) райская» или просто «Лествица». «Преподай нам невежественным то, что ты видел в боговидении, как древний Моисей, и на той же горе; и изложи это в книге, как на богописанных скрижалях, в назидание новых Израильтян».
А дальше произошло следующее.
Следите за руками
Итак, у нас на дворе просвещенный XIX век и что нас может спасти от ревизии мы имеем в наличии?
В наличии труды Оригена Александрийского о «предсуществовани душ», осужденные на Пятом Вселенском Соборе в 553 году.
Запрещенный в XV веке и труднодоступный апокриф «Лестница Иакова».
Хорошо известная «Лествица райская» про духовный путь самосовершенствования.
При этом, что интересно, если труды еретика Оригена найти ещё можно, то, я вас умоляю, попытайтесь найти апокриф «Лестница Иакова».
Нету его в открытом доступе, даже сегодня при поиске на сайте Государственной библиотеки (бывшей Ленинской) вам покажут ровно 0 записей, и это не смотря на бурное развитие информационных технологий. А представьте, что было сто лет назад?!
И тут же появились люди, которые точно знают, где эта лестница стоит, как по ней ходить и, мало того, готовы за сходную цену провести по ней.
Причем, эта «цена», к сожалению, далеко не у всех имеет денежный эквивалент.
Бывает хуже, намного хуже.
Особенно учитывая то, что некоторые из этих сект вовсе не горят желанием заявить о себе как о секте и маскируются под чайные клубы, танцы живота, боевые искусства.
Вот про одну из таких сект и поговорим как-нибудь в следующий раз.