летная эксплуатация и применение авиационных комплексов что это
Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов — специалитет (25.05.04)
Укрупненная группа: Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники
Описание
Курс специалитета готовит специалистов к эксплуатации авиационных комплексов согласно нормативной документации, организации безопасности воздушных полетов, обслуживанию движения, взаимодействию со службами, которые обеспечивают воздушные полеты. Выпускники способны наладить работу исполнительского коллектива, участвовать в расследовании авиационных инцидентов, принимать решения в нестандартных ситуациях при нехватке необходимой информации, времени, оценивать уровень безопасности выполнения полета. Специалисты компетентны в составлении методической и аэронавигационной документации. Кроме того, учебная программа предусматривает проведение летной практики.
Кем работать
Выпускники специалитета работают пилотами, бортинженерами, специалистами по безопасности воздушных полетов, расследованию авиационных происшествий, управлению воздушным движением, инженерами воздушного транспорта, а также инженерами-испытателями, инженерами-штурманами, инженерами-пилотами и инженерами по обеспечению воздушных полетов. Местами трудоустройства для высококлассных специалистов являются аэродромы, аэропорты, авиакомпании, службы штурманского обеспечения. Представители вышеперечисленных профессий востребованы, поскольку почти все авиакомпании ощущают нехватку кадров.
Работа в авиации: кого ждут и где учиться
Работа в авиации — стратегически важная отрасль, тесно связанная с космонавтикой и вооружением. Ещё со времён СССР наши пилоты считаются одними из лучших в мире. Их с радостью ждут на работу даже зарубежные кампании, однако далеко не каждый летчик сможет этой возможностью воспользоваться. Кого-то остановят требования к здоровью, других — знание языка.
Востребованность кадров в авиации
Всё больше задач, которые раньше решал человек, сейчас выполняет автоматика. Однако это не значит, что люди становятся не нужны. Еще долго даже за самым умным роботом будет следить оператор — летчик, диспетчер аэропорта или инженер. Конечно, им постоянно придется улучшать свои знания, но в современном мире никто не сможет качественно трудиться без периодического повышения квалификации.
Работа в авиации сопряжена с огромной ответственностью, что прямо влияет на оплату труда. Зарплаты пилотов и бортпроводников занимают лидирующие позиции в рейтинге самых высокооплачиваемых специальностей. Рабочих мест в отрасли не так много, эта сфера ждет настоящих энтузиастов, готовых на всё ради неба.
Профессии в гражданской и военной авиации
Обычно работа в гражданской авиации ассоциируется с пассажирскими перевозками, но это далеко не всё. «Гражданка» совершает коммерческую транспортировку грузов, задействована в сельском хозяйстве, совершает срочные рейсы в медицинских целях. Обучение будущих летчиков, авиационные выставки, подготовка парашютистов и тушение пожаров также остается за кадром.
К счастью, работу военной авиации россияне наблюдают только на Параде Победы 9 мая. В остальном, деятельность ВВС засекречена либо происходит на летных полигонах вдали от населенных пунктов. Военная авиация — это и разработка новых машин, и подготовка кадров, и боевые действия.
Работа в небе
1. Пилот гражданской авиации
Командир корабля отвечает за безопасность рейса, сохранность воздушного судна, жизни пассажиров или ценные грузы. Летчики отлично подготовлены физически, морально и умственно. В экстренной ситуации они должны уметь оценить риски и возможности самолета, принять быстрое и правильное решение. Для этого нужен опыт и доскональное знание машины, на которой летаешь.
Не менее важен и второй пилот. Согласно должностной инструкции, вся подготовка полета лежит на нем: узнать маршрут, погоду, проверить исправность приборов. Слышали истории о попадании птиц в двигатели самолетов? Чтобы такого не случалось, второй пилот проверит еще и орнитологическую обстановку в районе. Так что обязанностей у него не меньше.
Зарплата пилота начинается от 150 тысяч рублей. Сумма зависит от летных часов, престижа авиакомпании и отрасли авиации, где летчик работает. Однако самолет никто не доверит новичку. Чтобы сесть за штурвал машины, нужно не менее двух лет практики полетов, которую можно приобрести во время обучения в летном училище либо на тренировочных полигонах.
2. Летчик военной авиации
Пилоты военной авиации — сверхлюди. Они выдерживают изматывающий график, постоянные физические и моральные перегрузки, знакомы с техническими характеристиками всех известных воздушных машин, с радиотехникой, эхолокацией, могут при необходимости починить самолет самостоятельно.
Предположительно, летчик военной авиации зарабатывает от 100 тысяч в месяц, но точные данные не афишируются. Но не стоит идти в военную авиацию России ради хорошей зарплаты и достойной пенсии. Работа трудная и опасная. Вас ждут постоянные переезды, регулярные командировки в удаленные уголки страны и огромные нагрузки. Пожалуй, этот труд только для настоящих патриотов и смельчаков.
3. Летчик-испытатель
Летчик-испытатель — очень редкая профессия. Сюда попадают только самые опытные, но и им еще приходится доучиваться! Обязанности этого пилота — тестировать новую технику и помогать авиаконструкторам ее дорабатывать. Вторая зона ответственности — обучение экипажа военного воздушного судна.
«Лётчик-испытатель постоянно «не помнит», что может не вернуться из полёта – Он «знает это». В ином случае работать качественно не смог бы».
Заслуженный лётчик-испытатель РФ С. Н. Тресвятский
Летчиков испытателей обучают всему, что связано с новшествами авиационной отрасли. Иногда выпускники даже пишут настоящую дипломную работу, прежде чем приступить к обязанностям.
4. Бортпроводник
В стюардессы и стюарды тоже возьмут не каждого. К внешности юношей и девушек предъявляют довольно суровые требования. Человек, от которого зависит безопасность пассажиров в экстренной ситуации, должен располагать к себе. Работодатели смотрят на рост, вес, наличие дефектов внешности, вроде шрамов, чистоту речи и приятный внешний вид. Также необходимо владеть английским языком.
5. Бортинженер
Самолет — сложная конструкция, в ней выверено буквально все: форма, размер, материалы, мощность, искусственный интеллект, работа приборов, шасси и топливной системы. Чтобы судно была исправно, необходим человек, который будет заботливо за ним следить. Это зона ответственности бортинженера.
Бортинженер может как сопровождать борт в полете, так и ждать его на земле в аэропорте. Зарплата этих специалистов начинается от 40 тысяч рублей, а работать они могут как в гражданской, так и в военной авиации.
Работа на земле, связанная с небом
1. Диспетчер аэропорта
Что для нас просто бескрайнее небо, для диспетчера четко спланированные воздушные трассы. Как развязка на скоростном шоссе. Специальность, требующая огромной усидчивости, внимательности и собранности. Авиадиспетчер координирует маршруты самолетов в небе и на земле. Ошибка в указаниях пилотам чревата страшной катастрофой. Под руководством диспетчерской также идет взаимодействие воздушного судна и аэропорта.
Авиадиспетчеры зарабатывают 60 тысяч в месяц. Также они могут рассчитывать на очень хороший соцпакет (льготы, привилегии). Например, после пяти лет работы, сотрудник диспетчерской службы может раз в год полететь в любую точку мира бесплатно. Работа тяжелая, потому диспетчеры редко трудятся больше 36 часов в неделю, а каждый два часа в их графике предусмотрен небольшой перерыв.
2. Авиаконструктор
Одна из очень насыщенных междисциплинарных специальностей. Физика материалов необходима для разработки сплава, из которого создадут воздушное судно. Законы аэродинамики предадут машине оптимальную форму. Радиотехника займется точными приборами, без которых пилоты и диспетчеры не смогут управлять самолетом. Даже айтишникам есть, чем заняться: автопилот и аппаратура аэропорта помогают людям не допустить ошибок в их трудной и ответственной работе.
Разработки для гражданской и военной авиации не сильно отличаются друг от друга. Потому скорее всего авиаконструктор столкнется с военной тайной. Согласно статистике портала trud.com, большинство вакансий для авиаконструкторов находятся в Москве, а зарплата специалистов колеблется в пределах от 50 до 100 тысяч рублей.
3. Персонал аэропорта
В больших аэропортах, вроде Домодедово, трудятся более 10 000 человек! Это многочисленный обслуживающий персонал для людей и машин. О существовании большинства работников аэропорта средний пассажир даже не догадывается.
Есть специалисты, которые следят за транспортировкой грузов и пассажиров. Также аэропорты стабильно нуждаются в водителях, операторах оборудования, управленцах. Отдельная большая группа людей обслуживает посадочные полосы. Они должны быть свободны, исправно освещены сигнальными огнями, очищены от грязи и наледи.
Заработная плата сотрудников аэропорта начинает от 35 тысяч рублей для тех, где не требуется высшее или средне-специальное образование и почти не имеет верхней планки.
Куда пойти учиться: авиационные вузы и летные училища
Сгруппируем все около авиационные специальности по интересам: хочу летать, хочу конструировать летную технику хочу работать в аэропорте. Погнали!
Хочу летать
Чтобы стать пилотом, не обязательно получать высшее образование. Вполне хватит и средне-специального. Мест, где может пройти обучение гражданский пилот, не так много, обычно это авиационные училища. Обучение в колледже занимает меньше времени, чем в вузе.
Специальность | Ссуз | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25.02.04 Летная эксплуатация летательных аппаратов |
Специальность | Вуз | Профессия |
24.03.01 Ракетные комплексы и космонавтика | МГТУ им. Баумана, МАИ, ЮурГУ, СибГУ им. М.Ф.Решетнева, ОмГТУ | Инженер стартовых комплексов, специалист по IT-системам, инженер-конструктор ракетных комплексов, космонавт |
24.03.03 Баллистика и гидроаэродинамика | МАИ, ТГУ | Инженер по навигации, инженер по управлению воздушным движением, инженер-испытатель систем управления летательными аппаратами |
24.03.04 Авиастроение | МАИ, КАИ, УлГУ, УГАТУ, Университет Дубна | Авиадиспетчер, авиационный инженер, авиационный техник, военный лётчик, инженер-аэродинамик |
24.03.05 Двигатели летательных аппаратов | МАИ, КАИ, РГАТУ им. П.А. Соловьева, СибГУ им. М.Ф.Решетнева, ИжГТУ имени М.Т. Калашникова, УГАТУ | Инженер по авиационным двигателям, инженер по технической эксплуатации летательных аппаратов и двигателей, инженер-испытатель двигателей летательных аппаратов, инженер-конструктор двигателей летательных аппаратов, инженер-механик по двигателям летательных аппаратов |
24.05.01 Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов | МГТУ им. Баумана, МАИ, ЮУрГУ, СибГУ им. М.Ф.Решетнева, ИжГТУ имени М. Т. Калашникова, ОмГТУ | Инженер-конструктор авиационной и ракетно-космической техники, инженер-конструктор крылатых ракет, инженер-конструктор скоростных подводных аппаратов, инженер-проектировщик наноспутников |
24.05.02 Проектирование авиационных и ракетных двигателей | МГТУ им. Баумана, МАИ, КАИ, ЮурГУ, ПНИПУ, СибГУ им. М.Ф.Решетнева, РГАТУ им. П.А. Соловьева, УГАТУ, ОмГТУ | Инженер-конструктор, инженер жидкостных и ракетных двигателей, инженер-летательных аппаратов, инженер-программист, специалист по IT-системам |
24.05.07 Самолето- и вертолетостроение | МАИ, НГТУ им. Р.Е.Алексеева, КАИ, ЮФУ | Авиаконструктор, авиационный инженер, инженер-исследователь в области авиастроения, инженер-механик, специалист по сертификации авиационной техники |
Хочу управлять полетами
Специальность | Вуз | Профессия |
24.03.02 Системы управления движением и навигация | ИТМО, МАИ, ГУАП, ПНИПУ, СибГУ им. М.Ф.Решетнева | Инженер по управлению воздушным движением, специалист по эксплуатации авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов, инженер по навигации, специалист по навигационному оборудованию, специалист по технической поддержке и обслуживанию систем управления движением |
24.05.04 Навигационно-баллистическое обеспечение применения космической техники | МГТУ им. Баумана | Авиационный инженер, авиаконструктор, слесарь-сборщик авиационных приборов, авиадиспетчер, авиационный техник |
25.03.03 Аэронавигация | МГТУГА, СпбГУГА | Авиаменеджер, лётный директор авиационного предприятия, менеджер по авиаперевозкам, инспектор по авиационной безопасности |
25.03.04 Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов | СПбГУГА | Инженер по безопасности транспортной сети, инженер по организации перевозок и управлению на транспорте, инспектор по авиационной безопасности, специалист по сервису на транспорте |
Хочу получить работу в аэропорту без профильного образования
Список вакансий административного персонала также предлагает множество вариантов, где профильное образование не требуется. Стать ближе к авиации можно сразу после школы после обучения на месте, во время которого аэропорт обычно выплачивает стипендию.
Как познакомиться с профессией ближе?
Работа в сфере авиации потребует от вас большой самоотдачи. Чтобы не испытать разочарование от обманутых ожиданий, выбирайте профессию вдумчиво. Мы собрали для вас несколько советов, которые помогут познакомиться с авиацией лучше.
3. Книги
Самые достоверные книги про летчиков — это, пожалуй, их автобиографии. Например, “Воспоминания военного летчика” Степана Микояна. Художественная литература с подробным описанием жизни аэропорта и захватывающим сюжетом — романы Артура Хейли. «Аэропорт» и «Взлетно-посадочная полоса 08» не оставят равнодушными даже тех, кто не собирается связать свою жизнь с авиацией.
4. Экскурсии
Аэропорты и авиакомпании тоже заинтересованы брать на работу энтузиастов, потому проводят экскурсии, чтобы познакомить будущих сотрудников с их местом работы. Например, в учебном центре Внуково школьникам не только расскажут об истории аэровокзала, но и покажут работу персонала изнутри и дадут испытать свои навыки пилота на тренажере самолета Ту-154.
Образовательные программы
Перечень специальностей подготовки, ФГОС ВО и реализуемые образовательные программы
Наименование специальности по ФГОС ВО
Квалификация
ФГОС ВО
ВУНЦ ВВС «ВВА» г. Воронеж
Магистратура. Срок обучения 2 года
Управление воинскими частями и соединениями
Управление боевым обеспечением войск (сил)
Управление техническим обеспечением войск (сил)
Управление тыловым обеспечением войск (сил)
Специалитет. Срок обучения 5 лет
Метеорология специального назначения
Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей
Специализация: Строительство (реконструкция), эксплуатация и восстановление аэродромов государственной авиации
Приказ Минобрнауки России от 31.05.2017 № 484
Информационная безопасность автоматизированных систем
Специализация: Информационная безопасность автоматизированных систем критически важных объектов
Специалист по защите информации
Приказ Минобрнауки России от 26.11.2020 № 1457
Радиоэлектронные системы и комплексы
Специализация: Эксплуатация авиационных радиоэлектронных систем и комплексов связи
Приказ Минобрнауки России от 09.02.2018 № 94
Специальные радиотехнические системы
Специализация: Средства и комплексы радиоэлектронной борьбы
Специализация: Радиотехнические системы и средства обеспечения полётов авиации
Специализация: Эксплуатация средств дальней радионавигации авиации
Инженер специальных радиотехнических систем
Приказ Минобрнауки России от 09.02.2018 № 95
Применение и эксплуатация средств и систем специального мониторинга
Специализация : Эксплуатация наземных средств воздушной разведки
Тепло- и электрообеспечение специальных технических систем и объектов
Специализация: Эксплуатация систем энергообеспечения специальных объектов
Электроника и автоматика физических установок
Специализация: Системы автоматизации физических установок и их элементы
Робототехника военного и специального назначения
Специализация: Эксплуатация наземных средств и систем комплексов с беспилотными летательными аппаратами
Специализация: Эксплуатация комплексов с беспилотными летательными аппаратами
Специальные системы жизнеобеспечения
Специализация: Криогенная техника и специальные системы жизнеобеспечения
Инженер по эксплуатации специальных систем жизнеобеспечения
Приказ Минобрнауки России от 02.06.2020 № 700
Транспортные средства специального назначения
Специализация: Наземные транспортные средства и комплексы аэродромно-технического обеспечения полётов авиации
Приказ Минобрнауки России от 11.08.2020 № 948
Интегрированные системы летательных аппаратов
Специализация: Эксплуатация авиационного вооружения комплексов с беспилотными летательными аппаратами
Приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 № 976
Техническая эксплуатация и восстановление боевых летательных аппаратов и двигателей
Специализация: Техническая эксплуатация беспилотных летательных аппаратов и двигателей
Инженер по эксплуатации летательных аппаратов
Приказ Минобрнауки России от 24.04.2018 № 310
Техническая эксплуатация и восстановление электросистем и пилотажно-навигационных комплексов боевых летательных аппаратов
Специализация: Эксплуатация авиационного оборудования комплексов с беспилотными летательными аппаратами
Инженер по эксплуатации электросистем и электронной автоматики летательных аппаратов
Приказ Минобрнауки России от 21.08.2020 № 1085
Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования
Специализация: Техническая эксплуатация радиоэлектронного оборудования воздушных судов и аэропортов
Специализация: Техническая эксплуатация радиоэлектронного оборудования комплексов с беспилотными летательными аппаратами
Приказ Минобрнауки России от 21.08.2020 № 1082
Метрологическое обеспечение вооружения и военной техники
Специализация: Метрологическое обеспечение авиации военного назначения
Специализация: Обеспечение войск (сил) авиационно-техническим имуществом
Специализация: Обеспечение войск (сил) авиационным вооружением
Управление персоналом (ВС РФ, другие войска, воинские формирования и приравненные к ним органы Российской Федерации)
Специалист в области управления
Специалист в области военно-политической работы. Преподаватель
Филиал ВУНЦ ВВС «ВВА» г. Сызрань
Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов
Специализация: Летная эксплуатация авиационных авиационных комплексов комплексов
Инженер по летной эксплуатации летательных аппаратов (вертолетов)
Приказ Минобрнауки России от 21.08.2020 № 1083
Филиал ВУНЦ ВВС «ВВА» г. Челябинск
Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов
Специализация: Лётная эксплуатация авиационных навигационных комплексов
Инженер по летной эксплуатации летательных аппаратов
Приказ Минобрнауки России от 21.08.2020 № 1083
Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения
Специализация: Организация использования воздушного пространства
Приказ Минобрнауки России от 21.08.2020 № 1086
Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 25.05.04 Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов (уровень специалитета)
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 25.05.04 Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов
(уровень специалитета)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. N 1020)
ГАРАНТ:
Прием на обучение в соответствии с настоящим федеральным государственным образовательным стандартом прекращается 31 декабря 2020 г.
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
II. Используемые сокращения
В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:
III. Характеристика специальности
3.2. Обучение по программе специалитета в организациях осуществляется в очной и очно-заочной формах обучения.
3.3. Срок получения образования по программе специалитета:
в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 5 лет и 3 месяца. Объем программы специалитета в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет в среднем 60 з.е.;
в очно-заочной форме обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год, по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. Объем программы специалитета за один учебный год в очно-заочной форме обучения не может составлять более 75 з.е.;
при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения, а при обучении по индивидуальному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения. Объем программы специалитета за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану не может составлять более 75 з.е.
Конкретный срок получения образования и объем программы специалитета, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной форме обучения, по индивидуальному плану определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.
В организациях федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка срок обучения по программе специалитета в связи с продолжительностью каникулярного времени обучающихся*(1) составляет не менее 5 лет и 3 месяцев. При этом объем образовательной программы не изменяется, а трудоемкость одного года обучения по очной форме составляет не более 75 з.е.
3.4. При реализации программы специалитета организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
3.5. Реализация программы специалитета возможна с использованием сетевой формы.
3.6. Образовательная деятельность по программе специалитета осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.
3.7. Программы специалитета, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, разрабатываются и реализуются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами в области защиты государственной тайны федеральных государственных органов, в ведении которых находятся организации, реализующие соответствующие программы*(2).
IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, включает:
летную (в том числе летно-техническую) эксплуатацию авиационных комплексов и их применение для решения задач по предназначению;
взаимодействие летных экипажей с системой организации воздушного движения и авиационных инфраструктур;
обеспечение безопасности полетов и авиационной безопасности при эксплуатации авиационных комплексов.
Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, являются:
авиационные комплексы и их применение для решения задач по предназначению;
элементы системы организации воздушного движения и процессы использования воздушного пространства;
авиационная инфраструктура и процессы ее эксплуатации;
процессы обеспечения безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности;
процессы организации и проведения поисковых и аварийно-спасательных работ.
4.2. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета:
учебно-тренировочная и методическая.
При разработке и реализации программы специалитета организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится специалист, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации и требований к результатам освоения образовательной программы.
При разработке и реализации программы специалитета организация выбирает специализацию из следующего перечня:
Специализация N 1 «Летная эксплуатация авиационных комплексов»;
Специализация N 2 «Летное применение авиационных навигационных комплексов».
4.3. Выпускник, освоивший программу специалитета, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности и (или) специализацией, на который (которые) ориентирована программа специалитета, готов решать следующие профессиональные задачи:
эксплуатация авиационных комплексов в соответствии с нормативной документацией;
эксплуатация объектов авиационной инфраструктуры в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил и нормативных правовых актов Российской Федерации;
контроль за соблюдением норм летной годности и обеспечения безопасности полетов при эксплуатации авиационной техники;
организация и обслуживание воздушного движения;
организация и проведение мероприятий по обеспечению безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности;
организация и обеспечение экологической безопасности эксплуатации воздушных судов и объектов авиационной инфраструктуры;
организация, обеспечение и выполнение поисковых и аварийно-спасательных работ;
выполнение мероприятий по расследованию авиационных происшествий и инцидентов;
организация работы коллектива исполнителей, выбор, обоснование, принятие и реализация управленческих решений в условиях недостаточности информации и времени;
подготовка на основе всестороннего анализа исходных данных для выбора и обоснования управленческих и технических решений;
организация безопасной эксплуатации авиационных комплексов и объектов авиационной инфраструктуры;
организация мероприятий по повышению квалификации авиационного персонала;
информационный поиск и анализ информации по объектам исследований в профессиональной деятельности;
организация и проведение наблюдений и измерений, составление их описания;
анализ, обобщение и систематизация исходных данных, проведение необходимых расчетов с использованием современных средств вычислительной техники;
обработка результатов научных исследований и формулировка выводов;
разработка рациональных вариантов решения задач в условиях многокритериальности и неопределенности, планирование реализации решений;
учебно-тренировочная и методическая деятельность:
организация и проведение всех видов профессиональной подготовки с авиационным персоналом;
разработка методических документов в области профессиональной деятельности;
контроль профессиональных знаний и навыков авиационного персонала;
в соответствии со специализациями:
специализация N 1 «Летная эксплуатация авиационных комплексов»:
готовность к летной эксплуатации авиационных комплексов;
оценка и прогноз влияния эксплуатационных факторов на летно-технические характеристики авиационных комплексов;
контроль соблюдения нормативных требований по сохранению исправности (летной годности) и безопасности полетов при эксплуатации авиационных комплексов;
решение задач воздушной навигации;
специализация N 2 «Летное применение авиационных навигационных комплексов»:
готовность к летному применению авиационных навигационных комплексов;
осуществление инженерно-штурманских расчетов;
решение штурманских задач обеспечения безопасности полета;
использование наземных систем навигации и связи;
оценка навигационных условий полета, расчет последствия принимаемых решений;
организация работы по штурманской подготовке к выполнению поставленных задач.
V. Требования к результатам освоения программы специалитета
5.1. В результате освоения программы специалитета у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции.
5.2. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, исполнять свой гражданский и профессиональный долг, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);
способностью осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе морально-нравственных и правовых норм, соблюдать принципы профессиональной этики (ОК-2);
способностью осуществлять научный анализ социально значимых явлений и процессов, в том числе политического и экономического характера, мировоззренческих и философских проблем, использовать основные положения и методы гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-3);
способностью понимать движущие силы и закономерности исторического и социального процессов, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-4);
способностью понимать социальную значимость своей профессии, цели и смысл государственной службы, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, защите интересов личности, общества и государства (ОК-5);
способностью к работе в многонациональном коллективе, к формированию отношений сотрудничества и трудовой кооперации, а также к применению методов конструктивного разрешения конфликтных ситуаций (ОК-6);
способностью логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь на русском языке, готовить и редактировать тексты профессионального назначения, публично представлять собственные и известные научные результаты, вести дискуссии (ОК-7);
способностью к поиску, переработке и передаче актуальной информации из различных источников, готовностью квалифицированно использовать современные информационные компьютерные технологии (ОК-8);
способностью к логическому мышлению, обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке исследовательских задач и выбору путей их достижения (ОК-9);
способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных с основной сферой деятельности, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-10);
способностью к осуществлению воспитательной и обучающей деятельности в профессиональной сфере, применению творчества, инициативы и настойчивости в достижении социальных и профессиональных целей (ОК-11);
способностью самостоятельно применять методы физического развития и воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-12);
готовностью использования в профессиональной деятельности и быту требований по охране окружающей среды и рациональному природопользованию, методов защиты людей от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-13).
5.3. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:
способностью самостоятельно приобретать новые знания и умения и использовать их в сфере профессиональной деятельности (ОПК-1);
способностью понимать и решать научно-технические, правовые и экономические проблемы в сфере профессиональной деятельности (ОПК-2);
способностью понимать сущность и значение информации, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОПК-3);
готовностью применять знания нормативных документов, регламентирующих обеспечение безопасности в сфере профессиональной деятельности (ОПК-4);
способностью применять основные естественнонаучные законы при решении профессиональных задач (ОПК-5);
способностью использовать пакеты прикладных программ при решении профессиональных задач (ОПК-6);
способностью использовать основные методы защиты персонала, населения и окружающей среды при эксплуатации авиационных комплексов и при возможных чрезвычайных ситуациях (ОПК-7);
способностью решать профессиональные задачи с использованием английского языка (ОПК-8);
способностью использовать современные средства и методы проведения измерений (ОПК-9);
способностью решать прикладные инженерно-геометрические задачи и оформлять техническую документацию согласно Единой системе конструкторской документации (ОПК-10);
готовностью осуществлять контроль соответствия оформляемой технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам (ОПК-11);
5.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета:
способностью эксплуатировать авиационные комплексы в мирное и военное время в соответствии с нормативной документацией (ПК-1);
способностью эксплуатировать объекты авиационной инфраструктуры в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил и нормативных правовых актов Российской Федерации (ПК-2);
способностью организовывать и обслуживать воздушное движение (ПК-3);
способностью организовывать и проводить мероприятия по обеспечению безопасности полетов воздушных судов и авиационной безопасности (ПК-4);
способностью организовывать, обеспечивать и выполнять поисковые и аварийно-спасательные работы (ПК-5);
способностью к выполнению мероприятий по расследованию авиационных происшествий и инцидентов (ПК-6);
способностью осуществлять взаимодействие со службами, обеспечивающими полеты воздушных судов (ПК-7);
способностью оценивать возможности выполнения задачи в зависимости от внешних условий и характеристик воздушного судна в процессе эксплуатации (ПК-8);
способностью организовывать работу коллектива исполнителей, обосновывать, принимать и реализовывать управленческие решения в условиях дефицита информации и времени, а также нести за них ответственность (ПК-9);
способностью организовывать безопасную эксплуатацию авиационных комплексов и объектов авиационной инфраструктуры (ПК-10);
способностью организовывать мероприятия по повышению квалификации авиационного персонала (ПК-11);
способностью и готовностью рассчитывать и оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-12);
способностью принимать решение на выполнение полета и оценивать уровень его безопасности на основе всестороннего анализа факторов (ПК-13);
способностью составлять и использовать документы аэронавигационной информации (ПК-14);
владением навыками информационного поиска и анализа информации по объектам исследований в профессиональной деятельности (ПК-15);
способностью организовывать и проводить наблюдения и измерения, составлять их описания (ПК-16);
способностью анализировать, обобщать и систематизировать исходные данные, проводить необходимые расчеты с использованием современных средств вычислительной техники (ПК-17);
способностью обрабатывать результаты исследований и формулировать выводы (ПК-18);
способностью использовать математические, имитационные и полунатурные модели, позволяющие прогнозировать свойства объектов и процессы профессиональной деятельности (ПК-19);
способностью проводить эксперименты по заданной методике и анализировать полученные результаты (ПК-20);
способностью оценивать современные тенденции развития авиационных комплексов (ПК-21);
учебно-тренировочная и методическая деятельность:
способностью организовывать и проводить все виды профессиональной подготовки с авиационным персоналом (ПК-22);
готовностью разрабатывать методические документы в области профессиональной деятельности (ПК-23);
способностью контролировать знания и навыки авиационного персонала (ПК-24);
5.5. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессионально-специализированными компетенциями, соответствующими специализации (при наличии) программы специалитета:
специализация N 1 «Летная эксплуатация авиационных комплексов»:
готовностью к летной эксплуатации авиационных комплексов (ПСК-1.1);
способностью оценивать и прогнозировать влияние эксплуатационных факторов на летно-технические характеристики авиационных комплексов (ПСК-1.2);
способностью контролировать соблюдение нормативных требований по сохранению исправности (летной годности) и безопасности полетов при эксплуатации авиационных комплексов (ПСК-1.3);
готовностью решать задачи воздушной навигации (ПСК-1.4);
специализация N 2 «Летное применение авиационных навигационных комплексов»:
готовностью к летному применению авиационных навигационных комплексов (ПСК-2.1);
способностью осуществлять инженерно-штурманские расчеты (ПСК-2.2);
способностью решать штурманские задачи обеспечения безопасности полета (ПСК-2.3);
способностью использовать наземные системы навигации и связи (ПСК-2.4);
способностью оценивать навигационные условия полета, рассчитывать последствия принимаемых решений (ПСК-2.5);
способностью организовывать работу по штурманской подготовке к выполнению поставленных задач (ПСК-2.6).
5.6. При разработке программы специалитета все общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа специалитета, и профессионально-специализированные компетенции, отнесенные к выбранной специализации, включаются в набор требуемых результатов освоения программы специалитета.
5.7. При разработке программы специалитета организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы специалитета на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности или специализации программы.
5.8. При разработке программы специалитета требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.
VI. Требования к структуре программы специалитета
6.1. Структура программы специалитета включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ специалитета, имеющих различную специализацию, в рамках одной специальности.
6.2. Программа специалитета состоит из следующих блоков:
Блок 1 «Дисциплины (модули)», который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части;
Блок 2 «Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)», который в полном объеме относится к базовой части программы;
Блок 3 «Государственная итоговая аттестация», который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования, утверждаемой Министерством образования и науки Российской Федерации*(4).
Структура программы специалитета
Структура программы специалитета
Объем программы специалитета в з.е.
В том числе дисциплины (модули) специализации
Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)
Государственная итоговая аттестация
Объем программы специалитета
6.3. Дисциплины (модули) и практики, включая дисциплины (модули) и практики специализации, относящиеся к базовой части программы специалитета, являются обязательными для освоения обучающимся. Набор дисциплин (модулей) и практик, относящихся к базовой части программы специалитета, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).
6.4. Дисциплины (модули) по философии, истории, иностранному языку, безопасности жизнедеятельности реализуются в рамках базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» программы специалитета. Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются организацией самостоятельно.
6.5. Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в рамках:
базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» программы специалитета в объеме не менее 72 академических часов (2 з.е.) в очной форме обучения;
элективных дисциплин (модулей) в объеме не менее 328 академических часов. Указанные академические часы являются обязательными для освоения и в з.е. не переводятся.
Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном организацией. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья.
В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, в рамках базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» реализуется дисциплина (модуль) «Физическая подготовка» в объеме не менее 11 з.е. в очной форме обучения.
6.6. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы специалитета, определяют в том числе направленность (профиль) или специализацию программы специалитета.
Набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы специалитета, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО. После выбора обучающимся направленности (профиля) и специализации программы набор соответствующих дисциплин (модулей) становится обязательным для освоения обучающимся.
6.7. В Блок 2 «Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)» входят учебная и производственная, в том числе преддипломная практики.
Типы учебной практики:
практика по получению первичных профессиональных умений и навыков.
Типы производственной практики:
практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности;
Способы проведения учебной и производственной практики:
Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.
При разработке программ специалитета организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета и специализации. Организация вправе предусмотреть в программе специалитета иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.
Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.
6.8. В Блок 3 «Государственная итоговая аттестации» входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты, а также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).
6.9. Реализация части (частей) образовательной программы и государственной итоговой аттестации, в рамках которой (которых) до обучающихся доводятся сведения ограниченного доступа и (или) в учебных целях используются секретные образцы вооружения, военной техники, их комплектующие изделия, не допускается с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
6.10. При разработке программы специалитета обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специальные условия инвалидам и лицам, с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 30 процентов вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)».
В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, особенности формирования вариативной части образовательных программ и освоения дисциплин (модулей) по выбору определяются федеральным государственным органом, в ведении которого находится организация.
6.11. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа в целом по Блоку 1 «Дисциплины (модули)», должно составлять не более 50 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данного блока.
VII. Требования к условиям реализации программы специалитета
7.1. Общесистемные требования к реализации программы специалитета.
7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом.
7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети «Интернет», как на территории организации, так и вне ее.
Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:
доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;
проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение его работ, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;
взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети «Интернет».
Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации*(5).
7.1.3. В случае реализации программы специалитета в сетевой форме требования к реализации программы специалитета должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы специалитета в сетевой форме.
7.1.4. В случае реализации программы специалитета на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы специалитета должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.
7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).
В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, квалификационные характеристики должностей руководителей и научно-педагогических работников высшего образования и дополнительного профессионального образования определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 70 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.
7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы специалитета.
7.2.1. Реализация программы специалитета обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы специалитета на условиях гражданско-правового договора.
7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу специалитета, должна составлять не менее 75 процентов.
7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу специалитета, должна быть не менее 60 процентов.
В числе научно-педагогических работников с ученой степенью доктора наук и (или) ученым званием профессора могут учитываться преподаватели военно-профессиональных дисциплин (модулей), специально-профессиональных дисциплин (модулей) с ученой степенью кандидата наук, имеющие или государственные награды, или государственные (отраслевые) почетные звания, или государственные премии.
7.2.4. Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы специалитета (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе работников, реализующих программу специалитета, должна быть не менее 1 процента.
7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы специалитета.
7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.
Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим учебным программам дисциплин (модулей).
Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы специалитета, включает в себя лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием, в зависимости от степени его сложности, авиационную технику, подлежащую изучению (освоению) и (или) используемую в процессе обучения (самолеты, тренажеры, самолеты для учебных целей на земле и др.). Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.
В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.
7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению).
7.3.3. Электронно-библиотечные системы (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе специалитета.
7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.
7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
7.4. Требования к финансовым условиям реализации программы специалитета.
7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы специалитета должно осуществляться в объёме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки), утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 октября 2015 г. N 1272 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 ноября 2015 г., регистрационный N 39898).
7.4.2. В организации, в которой законодательством Российской Федерации предусмотрена военная или иная приравненная к ней служба, служба в правоохранительных органах, финансовое обеспечение реализации программы специалитета должно осуществляться в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых федеральным государственным органом.
*(1) Пункт 1 статьи 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 «Вопросы прохождения военной службы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534; N 42, ст. 5008; 2000, N 16, ст. 1678; N 27, ст. 2819; 2003, N 16, ст. 1508; 2006, N 25, ст. 2697; 2007, N 11, ст. 1284; N 13, ст. 1527; N 29, ст. 3679; N 35, ст. 4289; N 38, ст. 4513; 2008, N 3, ст. 169, ст. 170; N 13, ст. 1251; N 43, ст. 4919; 2009, N 2, ст. 180; N 18, ст. 2217; N 28, ст. 3519; N 49, ст. 5918; 2010, N 27, ст. 3446; 2011, N 4, ст. 572; N 13, ст. 1741; N 40, ст. 5532; 2012, N 2, ст. 244; N 29, ст. 4075; N 47, ст. 6457; 2013, N 7, ст. 633; N 13, ст. 1526; 2014, N 8, ст. 783; N 27, ст. 3754; N 40, ст. 5413; 2015, N 1, ст. 199; N 13, ст. 1909; N 18, ст. 2691; N 25, ст. 3643; N 43, ст. 5947; 2016, N 1, ст. 216).
*(2) Часть 4 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008, N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4246, ст. 4292).
*(3) Часть 2 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008, N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4246, ст. 4292).
*(5) Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14, ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479; N 52, ст. 6961, ст. 6963; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4223, ст. 4243, N 48, ст. 6645; 2015, N 1, ст. 84; N 27, ст. 3979; N 29, ст. 4389, ст. 4390; 2016, N 28, ст. 4558), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927; N 30, ст. 4217, ст. 4243).
- летнаб что это за звание
- летнее белое платье с кружевом с чем носить