летние осы кусают нас даже в ноябре о чем спектакль
ЛЕТНИЕ ОСЫ КУСАЮТ НАС ДАЖЕ В НОЯБРЕ
по мотивам одноименной комедии Ивана Вырыпаева
Спектакль «Летние осы кусают нас даже в ноябре» поставлен режиссером Александром Баргманом по мотивам одноименной комедии современного российского драматурга Ивана Вырыпаева.
Это второе обращение Большого драматического театра к творчеству драматурга: с мая 2015 года в БДТ идет спектакль по пьесе Ивана Вырыпаева «Пьяные». Андрей Могучий в 2016 году получил за эту постановку Национальную театральную премию «Золотая Маска»
в номинации «Лучшая работа режиссера», актерский ансамбль «Пьяных» удостоился специального приза жюри «Золотой Маски».
Все герои спектакля «Летние осы кусают нас даже в ноябре» одиноки. Невинный — в начале — разговор между Еленой, Марком
и Йозефом превращается в странную игру, которая провоцирует споры и «откровенные» признания, обнажает болевые точки, служит одновременно и ядом, и противоядием.
Пьеса «Летние осы кусают нас даже в ноябре» написана Иваном Вырыпаевым в 2012 году, но в Петербурге ее поставили впервые.
Иван Вырыпаев, драматург:
«Летние осы» — моя самая любимая пьеса. Возможно потому, что в самой конструкции этого текста скрывается секрет. Например, есть одна важная деталь, о которой зритель никогда не узнает из спектакля, но зато он (зритель) может это почувствовать. Я не знаю, как будет поставлена пьеса, каким ключом режиссер ее откроет, и что будет представлено зрителям. Но режиссер Саша Баргман — мой друг, нас
с ним связывают многие годы общего юмора, общего театра, общего сомнения и общего желания делать «театр для людей». Уверен, что
в спектакле будут проявлены любовь и свет. Однако «Осы» — это очень сложная пьеса для постановки. И режиссерам приходится нелегко. Конечно, это и недостаток автора и, возможно, слишком усложненная форма, но надеюсь, всем будет весело, грустно и полезно».
Александр Баргман, режиссер-постановщик:
«Отношения с драматургией Ивана Вырыпаева у меня давние — как и с самим Иваном, с которым мы знакомы порядка 15 лет. Все эти годы его тексты существуют в моей жизни — по-разному: то в отдалении, то близко, как сегодня, когда я ставлю «Летних ос».
Если говорить о драматургической конструкции этих текстов, то можно сказать, что в каждом из них уже заложен спектакль. В них — коды, шифры, лабиринты, намеки на возможное решение пьесы. Это не значит, что разгадку обязательно удастся найти — возможно, важнее сам путь к постижению текста.
Исследуя пьесу «Летние осы…», я предположил, что её герои — Марк, Йозеф и Елена — ведут между собой некую игру, внутри которой они перестают быть персонами и становятся персонажами. Этих персонажей зовут Роберт, Дональд и Сарра. Именно за их странным времяпрепровождением и наблюдают зрители.
Игра, в которой участвуют герои — отчаянная, беспощадная, очень интимная, с почти детективной интригой. Через эту игру ее участники пытаются прийти к подлинности, к реальности, существующей за рамками их личного пространства. Как в театре, где люди — актеры — играя, могут в иллюзорной, сочиненной реальности быть подлиннее, чем в своей повседневности — так и в этой пьесе прозрачность жизни, ответ на вопрос о том, как жить, когда продолжать жизнь кажется невозможным, обретается в игре.
В этом для меня кроется привлекательность пьесы, ее манкость.
Мне кажется, что разгадать «Летних ос» до конца невозможно — я скорее говорю о нашей с актерами гипотезе, пути, который мы выбрали, чтобы подойти к этому тексту. Мне невероятно интересно сочинять, находиться вместе, разгадывать пьесу вместе с нашей командой».
Летние осы кусают нас даже в ноябре
Автор пьесы: Иван Вырыпаев
Продолжительность: 1 час 30 минут
ЛЕТНИЕ ОСЫ КУСАЮТ НАС ДАЖЕ В НОЯБРЕ
Премьера!
Комедия от Ивана Вырыпаева — отдельный жанр. Умно, не всё понятно, яркие образы, красивый текст. На сцене трое — женщина и двое мужчин. Муж, жена и друг семьи. Выяснение, кто же был тот мужчина, который в понедельник приходил к жене, когда мужа не было дома, превращается в увлекательный детектив.
Они говорят друг с другом, с другими людьми по телефону, они произносят большие монологи о смысле жизни и о себе. Они запутываются сами, они запутывают нас. И всем уже очень хочется, чтобы просто всё стало опять хорошо. Для этого нужно всего-навсего сказать правду. Правду себе, правду другим. И они её скажут. И не рухнет мир — он снова станет ясным и понятным, таким, в котором захочется жить. И смеяться!
«Летние осы кусают нас даже в ноябре». Что это? Шутка? Присказка? Мы не знаем. Они эти слова произнесут не раз. Красивая фраза, можно поискать смыслы и отсылки. Но и это неважно. Важно — просто жить. Сказать правду, узнать правду, и жить с правдой. Так легче.
«Летние осы кусают нас даже в ноябре» — режиссёрский дебют Веры Дровениковой, актрисы хорошо знакомой нашим постоянным зрителям по спектаклям: «Мне приснилось, что ты умерла», «24 плюс», «Нылка и Вылка в детском саду», «150 причин не защищать родину».
Драматург: Иван Вырыпаев
Композитор: Александр Пингус
Сценография: Софья Ступенкова
Возраст: 18+
Продолжительность: 1 час 30 минут
Заказ билетов на сайте и по тел.: 8 916 653 09 89
Аккредитация по по тел.: 8 916 653 09 89
Адрес «DOC industrial»: 1-я улица Энтузиастов, д. 3, стр. 2 (м. Авиамоторная)
Рецензия на спектакль «Летние осы кусают нас даже в ноябре».
Говорят, грудная клетка человека — место солнечного сплетения — отвечает за чувства. И все слышали про закрытую позу? Когда мы складываем руки в замок на груди, защищаемся от чувств. Блокируем эмоции.
Присаживайтесь на деревянный стул. Вокруг сцены.
В чем ваше предназначение?
Вам будет неудобно. Местами непонятно. Где-то душно, где-то чересчур влажно.
Что такое любовь?
Местами смешно. Где-то мерзко.
Вы верите в бога?
Вам будет грустно, а потом опять смешно — во всем виноваты осы. Которые кусают нас даже в ноябре. А может быть, во всем виноват дождь, который льёт уже третий день?
Такие «осы» от Ивана Вырыпаева в исполнении Родиона Сабирова, Ангелины Мигранрвой и Романа Ерыгина. Актёры поддерживают тесный контакт со зрителем на протяжении всей пьесы. Вот в чем преимущество камерного театра — мы все как одно целое. Одна общая картина, где каждый имеет место быть, каждый важен.
Сара, Дональд и Роберт — действующие лица. Они обсуждают один и тот же вопрос, спорят, выясняют. Слушают монологи друг-друга, воспринимают на веру, проверяют на подлинность. Шевелят нервы, залезают за рамки. Вытаскивают все тайны и обнажают душу.
По идее, это двойная игра.
У актеров есть свобода действий, кураж, место для актуальной импровизации.
Через час просмотра казалась «ну сколько можно», «что происходит», «что за Дом 2», мы как будто на лобном месте — слишком долго выясняем, кто врет, кто друг, кто Бог. Лично меня по-настоящему затянул лишь только один монолог из многих. Монолог Сары. Возможно, это потому, что я женщина. А там речь как раз о них. В масштабах. Я к тому, что в других монологах, найдёт интересное кто-то другой. Когда Роберт рассказывал о корабликах — тоже было интересно, кульминационно.
Пьеса кажется простой, диалоги не красноречивые, без лишней вычурности, приятные. Пока вы не запутаетесь и не почувствуете абсурд.
Зрительская задача — уловить интеграцию сюжета вовремя. Такой он — театр в театре. Здесь всё: драма, комедия, детектив, психоделика, абсурд, философия. На фоне простой семейной драмы. Эта пьеса с секретом.
После просмотра становится легко, хорошо, приятно. Есть желание прочитать этот текст. Непременно, как можно быстрее.
Нужно лишь настроиться на веру. Открыться актерам, что по одну руку от тебя и прочувствовать их состояние. Раскрывайте свой замок с солнечного сплетения, очищайте душу вместе с персонажами воочию.
«Боюсь жить, боюсь посмотреть правде в глаза»: в Театре.Doc премьера спектакля «Летние осы кусают нас даже в ноябре»
«Все зашло настолько далеко, что нет разумного решения этого вопроса»
В Театре.Doc премьера спектакля «Летние осы кусают нас даже в ноябре» по одноименной пьесе Ивана Вырыпаева – одной из самых сложных, но удивительно притягательных, такой абсурдной и в то же время очень жизненной.
Вера Дровеникова хорошо знакома зрителям театра как актриса. Эта постановка – ее дебют в качестве режиссера. Во вступительном слове перед зрителями она отметила, что в первую очередь в этой пьесе ей интересен текст. И это очень заметно. Действия как такого в течение полутора часов, сколько идет спектакль, нет. Ну разве что пару раз один из героев выйдет за дверь. Зато очевидна внутренняя работа каждого персонажа, вот где происходит то самое развитие действия, кульминация и даже развязка.
Внутренний мир каждого героя выстроен очень четко и точно. Остается лишь наблюдать, как трое бесконечно врут друг другу, как постепенно правда врывается в жизнь каждого из них, но не становится открытием, а лишь ложится тяжким бременем на плечи. Тут каждый все обо всех и обо всем знает, но продолжает лгать, а, может быть, просто верить в то, чего на самом деле как бы не было и что вроде как было.
— Что, по-твоему, спасение?
— Когда закончится дождь!
Стол, стулья, телефон… А больше ничего и не нужно. Ах, да – еще шум дождя. Вот этот дождь, льющий с неба третьи сутки подряд, и виноват во всем. Он заставляет «ныть» наши сердца и однажды терпению приходит конец.
Невероятно простой сюжет невероятно запутывает зрителя. Семейная пара Роберт (Иван Федотов) и Сара (Коля Ноекельн) одним дождливым вечером обсуждают со своим другом Дональдом (Андрей Кондратьев), где в прошлый понедельник был брат Роберта Маркус. Сара говорит – у нее, а Дональд – у нее. И каждый предлагает кому-то позвонить и узнать наверняка, где был Маркус. И они звонят, правда, не набирая номера. И получают доказательства. Но где же на самом деле был этот Маркус в прошлый понедельник? Где правда, а где ложь? Одни подтверждают слова Сары, другие – Дональда.
Интрига не разрешается до самого финала. А между тем звучат откровения, признания, вопросы… Ответы не только у каждого персонажа свои, разные, но и у каждого зрителя. В чем найти спасение? Что такое любовь? Можно ли жить во лжи? Чего ты боишься? Какой смысл врать? Что мы знаем и в чем причина трагедии в нашей жизни? Нужно ли спорить? Когда соглашаться? И есть ли любовь на свете?
«Больше всего я устал от самого себя, ведь я всегда наедине с собой…»
Интересен и тот факт, что персонажи называют друг друга совершенно иными именами. Не так, как их зовут на самом деле. Ложь даже в этом. Но вот что удивительно: когда говоришь правду, часто все выглядит как ложь, а лжешь – и, кажется, что говоришь правду. Но можно ли вообще жить во лжи?
У каждого из этих троих свой «тайник» за пазухой. Самым странным кажется Дональд. Но не потому что он делает что-то не так, а потому, что в любой ситуации держится как кремень. Он даже спокойно признается Саре, что однажды они с женой съели ее палец ради опыта.
— Какая же ты сволочь!
— Я просто очень сильно устал.
А дождь все льет и льет. Они устали от себя, от друг друга, от жизни, от лжи. А действительно, до какой поры можно врать? Есть ли тот самый предел? Кран, который однажды надо наконец перекрыть, чтобы окончательно не утонуть в потоке лжи? Почему вообще нельзя просто жить честно, открыто, по-настоящему, как есть? Зачем мы придумываем себе какие-то несуществующие обстоятельства, для чего обманываем друг друга? Боимся быть самим собой или признаться однажды, что что-то пошло не так?
«Интересная штука – жизнь. Почему повсюду ложь и грязь?»
История Маркуса постепенно отступает на последний план. Зрителю уже не так важно, где же он был на самом деле. Хотя нет, любопытство остается, и тем самым только порождает новые вопросы, но не о местонахождении конкретного персонажа, а о собственном внутреннем мире. А кто вообще эти люди, сидящие переда нами? В каких они отношениях на самом деле друг с другом? А я? Кто я на самом деле? Какие люди окружают меня? Когда я последний раз говорил правду.
— Не знаю. Я вообще не знаю, что означает это слово.
Сара в начале производит впечатление уверенной в себе женщины. Она любит мужа, верит в Бога. Она выглядит искренней и нежной, но лишь в начале. Оказывается, она уже три года изменяет мужу. Она заходит в тупик, врать больше нельзя. Признается мужу. И чтобы хоть как-то себя оправдать, произносит длинный монолог о подчинении женщины мужчине, о долге женщины… «Мы сами решили, что лучше для нас, – в этом наша проблема!» Она вдруг напоминает о предназначении женщины, согласно Евангелию, но сама же признается, что идет совсем по-другому пути, который как раз и приводит к греху.
«Мы знаем, поэтому мы страдаем. В этом проблема. Мы все все знаем»
И, кажется, что Роберт на самом деле давно все знает об изменах жены. Именно поэтому он не кричит, не устраивает скандала, а спокойно и тихо принимает ее признания, как уже свершившийся факт. Похоже, внутренне он уже прошел все стадии и дошел-таки до «принятия». И ему совершенно неважно знать, где был Маркус в прошлый понедельник. Он хочет лишь посмотреть, до какой поры близкие люди могут врать. Есть ли предел? Что может заставить их обнажить правду? И что, в конце концов, последует за этим? Есть ли жизнь после правды? Вот в чем вопрос.
— Какой смысл мне врать?
— Нет никакого смысла вообще. Весь мир – простая бессмыслица.
А Дональд не верит ни в психотерапевта, ни в Бога, он вообще никому не верит и ни чему. И винит во всем дождь. Но зачем-то спорит о том, где был Маркус. Уж не подстрекает ли он тем самым жену Роберта признаться во своем грехе и рассказать об измене?
Это он первым произносит эту странную фразу «Летние осы кусают нас даже в ноябре»… Это он оборачивает все в шутку. Зачем? Почему? Для чего? Уж не для того ли, чтобы эти три одиночества все же могли остаться вместе, а не разойтись как в море корабли?
«Причина трагедии в нашей жизни – потому что третий день идет дождь. Все, что со мной происходит, – из-за этого чертова дождя. Я стал искать другие причины. Но они остались мне неизвестны. Это все дождь»
Дождь – ложь. Как созвучны эти слова. Несмотря на всю глубину, спектакль «Летние осы кусают нас даже в ноябре» – легкий, яркий, позитивный. Трудно назвать его комедией, но и трагедией тоже никак нельзя. Во многом, благодаря финалу: «Можно спорить, не соглашаться, но главное – любить!»
Все отзывы о спектакле Летние осы кусают нас даже в ноябре
Постановка Мастерская Петра Фоменко. Старая сцена
Лучшие отзывы о спектакле «Летние осы кусают нас даже в ноябре»
Игра актёров, конечно, на высоте, и режиссёрская находка с всеобъемлющей дамской сумочкой, из которой по ходу спектакля не достали разве что только танк, забавна, но в зале многие украдкой посматривали на часы. К сожалению, сама пьеса не показалась и мне ни очень глубокой, ни достаточно смешной. Два часа абсурда в исполнении прекрасных актёров. Я не жалею, что сходила, но второй раз не пойду точно и вряд ли буду кому-то рекомендовать.
Ну какие же интересные и замечательные Моцкус, Колубков и Кутепова, а!?
Томас Моцкус, все понимает и цинизм в отношениях с женой и подвох родственника и то, что это его жизнь и другой не будет и во всем этом ему жить. но показывает это так смешно, так искренне, так темпераментно, что ни один зритель в зале не остается безучастным. Вместе с ним зал смеется и плачет и радуется, что Томас играет, играет, играет.
А Леша Колубков, как хорош! Лучшие монологи в спектакле. И, как он держит монолог, как он держит зрителя этим монологом. Большой монолог, сложный, читать трудно. Но мы Верим. И нам очень интересно, как он поведет себя дальше этот «противный» и в то же время очень обаятельный персонаж. Он играет с залом, как клоун с детьми в цирке: кидает шараду в зал и она там перекатывается от одного зрителя к другому.
И вот режиссер: Сигрид Стрем Рейбо, ничего особенного, вроде бы, и не сделала: ну, поставила на помост пластиковые стулья, пустила по экрану текст, выбрала из труппы лучших актеров, раздала роли. Нет, она сделала самое главное: оно дала актерам свободу, свободу самовыражения себя в своей роли, свободу игры.
А, что еще надо, что бы порадовать зрителя?! Что еще нужно хорошему актеру, что бы сделать себя и своего зрителя счастливым; что бы он плакал и смеялся, удивлялся и переживал, что бы был театр.
И то, что пьеса необычная, так что же Вы хотели?! Чеховых больше нет, сегодня Вырыпаевы, прошу любить и жаловать))
Спасибо всем. Замечательно!
Для меня пьеса представила троих людей которым нечем заняться в этой длинной и «никчемной» жизни. Метания недалеких буржуа о ее смысле и месте религии в ней смотрятся ограниченно и мелко. «Остросоциальные» вопросы, старательно выпускаемые режиссером в течение пьесы как крюки на абордаж, не цепляют- так как таковыми не являются. Желания сопереживать главным героям не появляется. А Гибаряновский финальный вывод о том, что человеку нужен в конечном счете другой человек, и вовсе притянут за уши, как и постоянно повторяемое актерами название этого спектакля по ходу действия. Юмор на троечку с минусом. Какая там была игра актеров судить не берусь, может и неплохая. В данном случае это было вторично. Выйдя в холодный декабрьский вечер, осознал, что провел его абсолютно бессмысленно.