летний сад это что
История
Летний сад — любимое детище Петра I, жемчужина в парковом ожерелье Петербурга.
В 1704 году Петр I приказал разбить для себя большой сад, подобный прославленным западноевропейским паркам того времени, и сам наметил его первоначальный план. Над осуществлением проекта работали русские и иностранные архитекторы и садовники: И.Матвеев, Д.Трезини, Ж.-Б.Леблон, А.Шлютер, М.Земцов, Ф.-Б.Растрелли, садовники Я.Роозен, И.Сурьмин, К.Шредер, И.Яковлев, П.Лукьянов и другие. Уже через несколько лет своего существования Летний сад стал центром политической и официальной жизни, придворных церемониалов и торжеств.
Первый профессионально выполненный проект сада принадлежит голландскому садовнику Яну Роозену В 1717 г. царь Петр собственной рукой внес исправления в план будущего Летнего сада и впоследствии тщательно следил за его обустройством, вникая во все хозяйственные мелочи.
Планировка сада проста: от Невы вглубь территории ведут три параллельно расположенные прямые аллеи, их пересекают несколько перпендикулярных. Естественной границей сада с севера и востока стали реки Нева и Фонтанка. На западе и на юге сад ограничен искусственными протоками — Лебяжьей канавкой и каналом, соединившим Фонтанку с истоком реки Мойки. Северная часть сада, примыкающая к дворцу и более парадно обустроенная, носила название Первого Летнего сада. Южная часть, в которой наряду с садовыми затеями находились хозяйственные постройки и фруктовый сад, именовалась Вторым Летним садом. Их разделял Поперечный канал, не соединявшийся, однако, с Фонтанкой.
В соответствии с правилами изящного садоводства, аллеи Летнего сада были сплошь обсажены ровно подстриженным кустарником — своеобразными зелеными стенами, так называемыми шпалерами. Четыре участка, ограниченные стенами шпалер, — боскеты, были заняты разнообразными садовыми затеями. В боскете «Менажерийный пруд» находился овальный пруд, в центре которого располагался островок с беседкой; в другом боскете помещался «Птичий двор» с голубятней и домиками для птиц. Боскет «Крестовое гульбище» пересекали шедшие крест-накрест огибные дороги — аллеи-туннели, сводами которых служили оплетающие каркас ветви деревьев. В центре журчал одноструйный фонтан, украшенный скульптурой. Самым нарядным был боскет «Французский партер» с позолоченной скульптурой, каскадом и цветником. Аллеи Первого Летнего сада украшали привезенные из Италии мраморные статуи и бюсты. На пересечении центральной аллеи с боковыми аллеями били фонтаны.
На берегу Фонтанки был выстроен Грот — первая садовая постройка такого рода в России арх. А.Шлютер, Г.-И.Маттарнови, Н.Микетти, М.Земцов). Внутри его стены были выложены раковинами и кусками туфа.
Входящего в Грот встречало таинственное царство морского бога, освещенное проникающими сквозь световой фонарик лучами солнца. Отражаясь в больших зеркалах ниш, журчали фонтаны Тритонов. Позолоченная колесница Нептуна возвышалась на горе, возведенной из различных камней и раковин, в пещере под горой томился лев (в символике петровского времени Нептун олицетворял Петра I, а лев — Швецию).
Большой участок Второго Летнего сада занимал Лабиринт, на дорожках которого были поставлены фонтаны со свинцовыми позолоченными скульптурными группами на сюжеты эзоповых басен.
Значительную часть сада занимали постройки. В северо-восточном углу сада находился Летний дворец Петра I арх. Д.Трезини). В северо-западном углу, у Невы и Лебяжьей канавки, симметрично Летнему дворцу Петра I был построен Второй Летний дворец со службами арх. С.Ван-Звитен, Д.Трезини, М.Земцов) для жены Петра Екатерины Алексеевны.
К этому дворцу примыкало здание картинной галереи (арх. Ф. де Вааль), в которой находилось собрание произведений выдающихся европейских художников. Первая художественная галерея явилась новшеством в культурной жизни России. К сожалению, обе постройки не дошли до наших дней.
На берегу Невы находились галереи, в которых во время торжеств накрывали столы и устраивали танцы. Позднее к ним добавилась «Зала для славных торжествований», возведенная по проекту талантливого русского архитектора М.Земцова для празднования свадьбы дочери Петра I Анны с герцогом голштинским. В гг. на месте этой Залы на берегу Невы Ф.-Б.Растрелли построил для императрицы Анны Иоанновны деревянный дворец.
Ко времени правления императрицы Елизаветы Петровны деревья подросли и окрепли, исправно действовали фонтаны. По проекту Ф.-Б.Растрелли были заново разбиты цветники сложного геометрического рисунка — партеры, располагавшиеся вдоль Лебяжьей канавки напротив фасада Второго Летнего дворца. С юга партерный участок замыкался Амфитеатром — каскадом, украшенным скульптурными бюстами римских императоров (арх. Ф.-Б. Растрелли). Основное строительство переместилось в то время за Мойку, на территорию Третьего Летнего сада (современный Михайловский сад и сад вокруг Михайловского замка). Здесь в гг. Ф.-Б.Растрелли построил новый Летний дворец Елизаветы.
Расцвет Летнего сада, приходившийся на вторую половину XVIII в., постепенно отошел в прошлое. Европа увлеклась пейзажными парками, старые регулярные сады вышли из моды. Судьбу Летнего сада усугубило разрушительное наводнение 1777 г., от которого сильно пострадали посадки, статуи, фонтаны. Екатерина II приказала посадки восстановить, а фонтаны разобрать. К началу XIX в. сад лишился многих статуй, всех старинных затей и увеселительных сооружений. Из прежних построек оставался лишь петровский Летний дворец и обветшавший Грот. В то же время, в эпоху Екатерины II Летний сад получил новое украшение — великолепную ограду со стороны Невы (арх. Ю.Фельтен, От именного указа императрицы Екатерины II о сооружении ограды, последовавшего в 1770 г., до полного завершения работ прошло 16 лет. Проект неоднократно перерабатывался. Сохранилось более десятка чертежей, отразивших этапы этой работы. В 1775 г. приступили к забивке свай и устройству фундамента. Цоколь ограды, колонны и венчающие их вазы были высечены из «дикого камня» — так в XVIII в. называли красный гранит выборгских месторождений. Звенья ограды и ворота выковали из железа в Туле. Бронзовые золоченые украшения оживляют строгий облик решетки Летнего сада.
Звенья ограды укреплены на 36 столбах. Общая длина сооружения — 232 метра. Первоначально в ограде было трое ворот, находившихся против главных аллей сада. Центральные ворота имели отличное от боковых завершение. В 1866 г. ограда стала немой свидетельницей исторического события — покушения на императора Александра II. В память избавления государя от смертельной опасности на месте центральных ворот была построена часовня. Боковые ворота перенесли и поставили по сторонам часовни. Исторический вид ограды оказался искаженным. Особенно заметно это стало после того, как в 1930 г. часовню разобрали.
В XIX в. Летний сад становится любимым местом прогулок горожан. Он продолжает развиваться уже в качестве публичного городского сада «для прилично одетой публики». По указанию императора Николая I в саду проводятся большие работы. В 1826 г. остатки Грота перестраиваются архитектором К.Росси под кофейню (Кофейный домик). В 1827 г. неподалеку возводится деревянный Чайный домик (арх. Л.Шарлемань). Со стороны Мойки сад обносят чугунной оградой (арх. П.Базен, Л.Шарлемань, 1826 г.). В 1839 г. у южных ворот сада была поставлена ваза из порфира — подарок Николаю I от шведского короля Карла-Иоганна XIV. Ваза была изготовлена в городе Эльфдален (Швеция) и носит название Эльфдаленская. В 1855 г. на одной из площадок сада установили памятник И. А. Крылову, созданный скульптором П.Клодтом. Это был первый в России памятник литератору.
В 1917 г. Летний сад потерял статус «императорского».
В наводнение 1924 г. в саду погибло до 600 деревьев, были опрокинуты и повреждены статуи и бюсты. С 1934 г. восстановлением сада занималась дирекция Летнего сада и Дворца-музея Петра I.
В начале Великой Отечественной войны в течение двух месяцев статуи и бюсты укрыли в земле. В саду была расположена зенитная батарея. После войны Летний сад был полностью восстановлен. Статуи и бюсты вернулись на свои места.
Летний сад
Летний сад
– один из красивейших символов Петербурга и музей под открытым небом, входящий в структуру Русского Музея. Он располагается между Лебяжьей канавкой, Большой Невой, реками Мойкой и Фонтанкой.
Регулярный парк
Дата основания в Санкт-Петербурге известного во всем мире музея под открытым небом – 1704 год. Петр I является автором идеи регулярного парка, построенного по законам симметрии, наподобие Версаля, плана и оборудования своей летней резиденции, а работами по воплощению этого плана в жизнь руководил архитектор И. М. Угрюмов. В комплекс работ входили прежде всего мелиорационные, направленные на осушение заболоченной почвы и оформление водоемов. Затем на место будущего шедевра садово-паркового искусства в больших количествах привозилась почва, пригодная для строительных работ и посадок, был выстроен дворец Петра из дерева и стали высаживаться однолетние растения.
К 1708 г. была построена гавань для небольших судов, заработали фонтаны, появились липовые и кленовые шпалеры, изящные беседки и скамейки. Около дворца устроили птичий двор и разбили огороды для снабжения царского стола свежими овощами и зеленью, разбили оранжереи с экзотическими цветами, посадками ананасов и бананов.
Строительство зданий начинается с 1710 г., по проекту Д. Трезини из камня строят двухэтажный корпус летнего петровского Дворца, с 1714 по 1725 гг. по проекту А. Шлютера оформляется знаменитый павильон Грот.
В парке ежегодно высаживаются деревья и кустарники, вдоль аллей устанавливаются статуи работы итальянских мастеров 17-18 века, Карпиев пруд стали использовать для разведения редких пород рыб, прокладываются Лебяжий и Поперечный каналы, фонтаны украшаются скульптурами на сюжеты басен Эзопа, постоянно устраиваются веселые гуляния, балы, фейерверки.
Страницы истории
Если в Летний сад, являвшийся царской резиденцией, могли попасть только приглашенные лица, то при царице Елизавете Петровне парк открыли для посещения горожан и приезжих.
В период 1725-50 гг. садово-парковое пространство дополняется постройками работы Растрели. При Екатерине Великой после наводнения 1777 г. облик практически полностью разрушенного садаизменяется, появляется Кофейный домик (на месте почти полностью уничтоженного Грота), в 19 веке – Чайный домик, а вот фонтаны и все особенности регулярного парка, признанные немодными, были утрачены.
Изготовление уникальной решетки Ю. Фельтена, начатое в 1770 г., было завершено в 1784 г. В 19 веке в эпоху романтизма парк приобретает черты пейзажного, деревья и кустарники перестают подстригать, и они привольно разрастаются. Бронзовый памятник русскому писателю 18 века, великому баснописцу И.А. Крылову выполнен П. К. Клодтом в середине 19 в.
В 1934 г. в помещении Летнего дворца стал работать музей. В годы Великой Отечественной войны в саду размещались огороды ленинградцев, неоднократно на его территорию сбрасывались снаряды. В 1945 г. были проведены восстановительные работы, и парк открыли для посещения горожан и гостей Ленинграда.
Новое рождение
Реставрационные работы, возродившие Летний сад в первоначальном облике, проходили в 2009-2011 гг. После реставрации территории возвращены черты регулярного парка в соответствии с проектом его основателя, восстановлена оранжерея для редких кадочных растений. Подлинники скульптур из мрамора, кроме композиции «Мир и Победа», перенесены в экспозицию Михайловского замка, а вдоль аллей установлены их копии. Археологические находки, обнаруженные во время реконструкции, представлены на выставках в павильонах. На территории в форме музейной витрины представлен археологический раскоп с фрагментом старинного фонтана и водопроводных коммуникаций, чтобы посетители могли представить себе первоначальный облик постройки.
Торжественное открытие ансамбля прошло в мае 2012 г. Полюбоваться шедевром садово-паркового искусства можно не только гуляя по его дорожкам, но и с воды, путешествуя на катере по рекам и каналам города.
График работы
Пространство первого сада Северной столицы открывается для посетителей 1 мая и закрывается в сентябре. В этом удивительном месте можно побывать ежедневно, кроме вторника, с 10.00 до 22.00 и осмотреть аллеи, фонтаны и парковые скульптуры.
В течение апреля территория закрывается на просушку и посещения невозможны. С октября по март парк открыт с 10.00 до 20.00, но скульптурные памятники скрыты футлярами и фонтаны выключены.
Посещение бесплатное для жителей города и любых категорий туристов.
Существует несколько ограничений для посетителей, запрещающих пользоваться на музейной территории велосипедами, самокатами и другим транспортом, располагаться для отдыха на газонах, проводить спортивные игры или соревнования, фотосессии с профессиональным фотографом и видеосъемки.
Как добраться
Ближайшая станция метро – «Гостиный двор», выход на ул. Садовая. Выйдя из метро, необходимо пересечь Невский проспект и пройти по ул. Садовая мимо Михайловского садика, расположенного слева, и Инженерного сквера и Михайловского замка, открывающихся справа.
В Летний сад можно попасть, пройдя по Дворцовой набережной от Зимнего Дворца или по набережной реки Фонтанка от Аничкова моста на Невском проспекте.
Летний сад в Санкт-Петербурге
Летний сад в Санкт-Петербурге является ярким образцом садово-паркового искусства. Первоначально использовавшийся в качестве императорской резиденции, он постепенно стал одним из любимых мест отдыха жителей города. Многие туристы стремятся побывать здесь, оценить красоту облагороженной территории, увидеть дивные скульптурные композиции и фонтаны. Решетка Летнего сада заслуживает отдельного упоминания, так как она уже стала самостоятельным символом города, на фоне которого обязательно стоит сфотографироваться.
Летний сад в 2021 году
Сохраненная при реставрации планировка сада, задуманная еще при Петре I, отражает вкусы того времени в общем и императора в частности. Сад состоит из трех идущих от Невы прямых аллей, расположенных параллельно друг к другу. Главные аллеи пересекают перпендикулярные. Летний сад прекрасно подходит для неспешных прогулок и спокойного отдыха. Благодаря украшающим парк элементам ландшафтного дизайна место стало популярно среди любителей фотосессий. Особенно часто фоном для снимков служит элемент берсо — арочная галерея, обвитая растениями.
Также здесь можно увидеть постройки различного назначения, фонтаны, скульптурные композиции, постоять у пруда, наблюдая за размеренной жизнью водоплавающих птиц. Любителям архитектуры и истории будет интересен летний дворец Петра I, который сейчас является музеем. Летний сад входит в состав Русского музея.
Памятники Летнего сада
Летний сад неслучайно выбран в качестве места установки памятника Крылову, во-первых, баснописец любил гулять в нем, во-вторых, при Петре I здесь была установлена статуя Эзопа — великого древнегреческого баснописца — и скульптурные изображения героев его произведений. Эти композиции не сохранились, поэтому было вполне обосновано разместить в саду монумент в честь Крылова — талантливого баснописца своего времени. Бронзовый памятник был установлен в 1855 году, на его пьедестале с удивительной реалистичностью изображены животные — герои басен писателя.
Скульптуры
По желанию императора скульптуры для летней резиденции приобретались в Италии, многие работы были выполнены итальянскими мастерами конца XVII — начала XVIII веков. В наши дни в Летнем саду находятся копии скульптур, выполненные из искусственного мрамора. Отреставрированные оригиналы же находятся в Михайловском замке. Решение перенести их сюда было связано с тем, что композиции разрушаются под воздействием погодных условий, к тому же были отмечены акты вандализма.
Отдыхающие могут увидеть скульптуры различной тематики — исторические (бюсты правителей), мифологические (Нереида, Минерва и др.), аллегорические (изображают абстрактные понятия).
Решетка Летнего сада
Ограда поражает многих, она одновременно и самодостаточна, и не перекрывает вид на сад. Она была создана во второй половине XVIII века, среди ее авторов указывают Фельтена и Егорова. Металлические части ограды гармонично сочетаются с позолотой и гранитными колоннами. После покушения на Александра II, произошедшего в Летнем саду, в честь спасения царя было решено на месте главных ворот установить часовню. Такое новшество серьезно нарушило пропорции ограды. В XX веке часовню разобрали, а ограду восстановили.
Фонтаны
По-настоящему оживляют парк фонтаны. После наводнения 1777 года восстанавливать фонтаны не посчитали нужным, спустя много лет благодаря сохранившимся чертежам и проведенным исследованиям удалось вернуть саду это украшение. «Царицын фонтан» назвали так в честь Екатерины I, которая принимала возле него дам. Фонтан «Пирамида» является точной копией одноименного фонтана в Петергофе. Интересен и фонтан-статуя «Нереида», нереидами называли нимф, которые считались покровительницами моряков. Особенной помпезностью отличается «Коронный фонтан».
Режим работы Летнего сада
График работы Летнего сада немного отличается в летний и зимний период.
С 1 по 30 апреля сад обычно закрывают на просушку.
Режим работы объектов сада можно посмотреть на сайте садов Русского музея.
Стоимость посещения Летнего дворца Петра I
Музей открыт для посетителей с мая по сентябрь. Стоимость билетов:
Перед посещением стоит уточнить стоимость билетов на официальном сайте Русского музея.
История
Сад как летняя императорская резиденция создавался по заказу и под руководством Петра I. Реализацией проекта занимались видные архитекторы того времени, в их числе — Матвеев, Растрелли, Трезини, Леблон. В работах принимали участие талантливые садовники — соотечественники и иностранцы. Аллеи сада были украшены шпалерами — ровно подстриженными кустарниками, которые с виду напоминали зеленые стены. Некоторые постройки в Летнем саду были новыми для России, к примеру, появившийся на берегу Фонтанки грот. В летней резиденции устраивались официальные приемы и торжественные мероприятия.
В 1777 году наводнение нанесло весомый ущерб саду, к тому же в то время регулярные парки потеряли свою актуальность из-за европейского увлечения пейзажными парками. Поэтому восстановительные работы не были глобальными. В 1824 году сад пережил еще одно наводнение, после которого восстанавливался несколько лет. В XIX веке в парк для прогулок стали допускать рядовых жителей города.
Во время Великой Отечественной войны сад также пострадал, однако ценные скульптуры смогли уберечь от уничтожения. В начале 2000-х годов начали разрабатывать проекты реставрации знакового места, в 2012 году удалось завершить все работы и возобновить доступ жителей и туристов к парку.
Как добраться
В Летний сад можно зайти со стороны набережной Невы, ближайшая к входу остановка — «Суворовская площадь».
Также есть вход у набережной Мойки, рядом остановка «Летний сад (набережная Лебяжьей Канавки)».
Еще один способ добраться до Летнего сада — поездка на метро, выходить нужно на любой из этих станций — «Невский проспект», «Гостиный двор», «Чернышевская». Затем можно дойти до места пешком, прогулка займет 20–25 минут. Также от метро «Чернышевская» на проспекте Чернышевского можно сесть на маршрутное такси № 76 и доехать до «Суворовской площади». Возле «Гостиного двора» нужно сесть на автобус № 49 и выйти на «Суворовской площади».
Доехать до места отдыха можно и, воспользовавшись приложением вызова такси: Яндекс.Такси, Gettaxi, Uber, «Таксовичкоф» и другими.
Летний сад в Санкт-Петербурге: видео
Летний сад
Ле́тний сад — парковый ансамбль, памятник садово-паркового искусства первой трети XVIII века [1] в центре Санкт-Петербурга. Парк был заложен по повелению Петра I в 1704 году и первоначально был регулярным.
Содержание
История
Летний сад изначально создавался как летняя царская резиденция, и для его постройки была выделена часть острова Усадица: для устройства летней резиденции Пётр I выбрал «обжитую и выгодно расположенную мызу на этом месте, где располагалось имение шведского майора Эриха Берндта фон Коноу (Конау) — небольшой домик с хозяйственным двором и садом». В это время эта часть острова выполняла транспортную функцию (утрачена с прокладкой Большой Першпективной дороги). [2]
Хронология создания и развития
В истории формирования и развития Летнего Сада исследователи выделяют 7 этапов [3] :
I этап (1704—1710)
Для удобства сухопутного сообщения между Новгородской дорогой и Адмиралтейством царь повелел «Перебить тое речку». Плотина через Фонтанку была построена в 1705 году мастером Иваном Матвеевичем Угрюмовым (Иван Матвеев).
…для подачи воды к фонтанам, устроить в реке, которая идёт мимо моего двора, специальное сооружение по приложенному чертежу [5]
Матвееву же адресовалось распоряжение:
Все строения и дворы снести на другую сторону Малой речки (Мойки) [5]
Большое значение имели мелиоративные работы — выбранная территория не годилась даже для посадки деревьев, требовалось создать твёрдую поверхность. Для этого производились следующие действия: [5]
II этап (1710—1716)
Вырыт Лебяжий и Поперечный каналы. Территория делится на Первый и Второй Летние сады. Возводится каменный Летний дворец с гаванцем и Людскими покоями (архитектор Д. Трезини, 1712), павильон Грот (архитектор А. Шлютер, 1713—1725), Большая оранжерея, Зеленые кабинеты, Люстгаузы, Огибные аллеи, три галереи на берегу Невы. Для украшения сада заказываются, в основном в Венеции, мраморные скульптуры. Во Втором Летнем саду устроен Карпиев пруд и две «этуали». За Большой оранжереей, у Фонтанки в Красном саду, расположены огороды и теплицы. С 1712 г. работы проводит садовник Ян Роозен, который проработал в Летнем саду более 13 лет (1712—1726). Композиция сада выполнена в традициях голландских регулярных садов.
III этап (1716—1725)
В 1716 году в Петербург приезжает французский архитектор Жан Батист Леблон, ученик А. Ленотра, который был хорошо известен в Европе своими сочинениями о регулярных садах и лабиринтах Версаля. В 1715 году Петру привезли одну из его книг — «Практика господина Леблона об огородах». Жан Батист Леблон выстраивает композицию Летнего сада, основываясь на презентативных принципах регулярных французских садов, где одним из характерных приемов является глубина ландшафта и насыщенность садовыми сооружениями. По-новому решается внутреннее пространство четырёх центральных боскетов на главной аллее. Внутри них Леблон предложил расположить разнообразные «садовые затеи», а вдоль Лебяжьего канала, сооружённого в 1716 году, устроить огромный цветочный партер с фонтаном в середине. Работы проводил архитектор М.Земцов. Основная идея Ж. Б. Леблона — презентативность, укрупнение ключевых элементов композиции, насыщение их содержанием и большей декоративностью — была реализована. В частности, в слегка уточненном виде решены четыре боскета на центральной аллее. За Поперечным каналом устраивается садовый лабиринт, украшенный фонтанами на сюжеты басен Эзопа — масштабная композиция, занявшая главное место в планировке Второго Летнего сада.
Первоначально, снабжавший фонтаны водоподъёмный механизм работал на конной тяге. В 1718 году он был заменен первой в России паровой «водовзводной машиной» конструкции французского инженера Т. Дезагюлье (Desaguliers, Theophile, 1683—1743). Вода для этой машины бралась из Безымянного Ерика, который с тех пор и стали именовать Фонтанкой.
К 1719 году основные работы были закончены. В те же годы прорыли Поперечный канал. Вытекавший из Лебяжьего, он шёл к Фонтанке, но до реки не доходил и делил сад на две почти равные части. Тогда же соединили реки Мойку и Фонтанку, и основной массив сада оказался расположенным на острове. Пруды и каналы были устроены для осушения территории сада, но в то же время они явились и декоративным его оформлением. Исключение составлял Гаванец, который был устроен у мыса, образуемого Невой и Фонтанкой, и служил для подхода к Летнему дворцу на мелких судах.
IV этап (1725—1750)
Связан с работами знаменитого архитектора Ф. Б. Растрелли. Он возводит деревянный дворец (1732) для Анны Иоанновны на набережной Невы. Развивая идеи Леблона, Ф. Б. Растрелли создал необычайно нарядную и торжественную партерную композицию, завершив её уникальным сооружением — величественным каскадом «Амфитеатр» (1734—1738), украшенным фонтанами, скульптурой и резьбой. В центре партера был устроен один из самых нарядных фонтанов Летнего сада — «Коронный».
V этап (1750—1787)
Императрица Елизавета Петровна разрешила впускать публику в Летний сад «в небытность государыни» в Петербурге. Любой опрятно одетый человек имел право пройтись по аллеям. С 25 мая 1752 года сад был открыт для публики по воскресеньям и в праздничные дни. С 10 мая 1755 года Елизавета приняла решение впускать публику по четвергам. С 16 июня сад возобновил работу и по воскресеньям, а с 24 мая 1756 года публику чином ниже 2 класса вновь стали впускать только в отсутствие императрицы в Петербурге.
До 1760-х годов Нева подступала вплотную к саду (как изображено на гравюре Алексея Зубова), но для развития города потребовалось обеспечить сквозной проезд. С помощью ряжей в русле Невы была засыпана полоса шириной около 70 метров. На базе этой засыпки в течение 1763—1767 гг. была устроена свайная набережная [8]
21 сентября 1777 году произошло сильное наводнение, которое разрушило фонтаны и павильон «Грот». Фонтаны решили не восстанавливать, акведук разобрали, освободив место для постройки Пантелеймоновского моста. Были разобраны Лабиринт и Людские покои, засыпаны Гаванец и Поперечный канал. Оба сада были объединены в большое единое пространство. «Садовые затеи» приводятся в порядок и существуют на протяжении ещё ряда лет. И только в 1787—1790 гг. окончательно разбираются. В 1798—1799 гг. на берегу Лебяжьего канала была сооружена по проекту Г. П. Пильникова терраса из тесаного камня. В 1826 году К. И. Росси построил «Кофейный домик», перестроив разрушенный в 1777 году павильон «Грот». Этот период органично включает памятники предшествующих эпох.
Невская ограда Летнего сада
В связи с устройством набережной архитектор Ю. М. Фельтен проектирует и строит в 1770—1784 год со стороны Невы знаменитую ограду, один из символов Санкт-Петербурга. Сохранился интересный архивный документ, из которого известно, что 7 июня 1770 года последовало распоряжение:
— Цит. по Р. Д. Люлина. Кто же автор ограды Летнего сада? — В сб.: Белые ночи, 1974, с. 419
Следующий важный документ, направленный И. И. Бецким Екатерине, о строительстве ограды относится только к 10 сентября 1770 года и гласит:
— РГИА, ф. 470, оп. 1 (86/520), д. 11
VI этап (XIX в.)
VII этап (XX—XXI вв.)
В 1918 году часовню закрыли, в 1930-м полностью разобрали. [13] На месте разобранной часовни в 1930 году установили копию секции рядового звена невской ограды.
В 1971 году ландшафтным архитектором Н. Е. Тумановой составлен эскизный проект реставрации Летнего сада, предусматривающий частичное восстановление «садовых затей» и фонтанов. Проект не был осуществлен.
В 1970-х гг. на месте Большой оранжереи и боскета «Зеленый кабинет» построили Хозяйственный двор и здание ТП. [15] В результате чего была потеряна часть поперечной аллеи, идущей от Фонтанки к Лебяжьему каналу.
В 2002 г. конкурс Госстроя Российской Федерации на разработку проекта реставрации Летнего сада выиграл ГУП Институт «Ленпроектреставрация» (директор А. Г. Белов). Работа над проектом велась совместно с компанией «Рест-Арт-Проект» (директор и главный архитектор проекта Н. П. Иванов). [16]
В 2004 г. территория Летнего сада с Летним дворцом и Домиком Петра I вошла в состав Государственного Русского музея. Летний сад стал одним из филиалов Русского музея. [17]
Мраморная скульптура Летнего сада
История создания коллекции
Скульптурное убранство Летнего сада в XVIII веке дополняли многочисленные, главным образом свинцовые, позолоченные изваяния, украшавшие его фонтаны, впоследствии утраченные.
По тематике скульптуру Летнего сада можно разделить на три большие группы: исторического, аллегорического и мифологического содержания. Среди них имеются отдельные небольшие серии, связанные единством содержания: такова серия, изображающая различное время суток, аллегорические статуи, олицетворяющие науки и искусства, и т. п. Интересны скульптурные портреты исторических деятелей — Александра Македонского, Марка Аврелия, польского короля Яна Собесского, а также статуи, аллегорически изображающие Архитектуру, Славу, Мореплавание, Правосудие и персонажей античной мифологии — Минерву, Беллону, Немезиду, Эвтерпу, Флору, Меркурия, Вакха и др.
Некоторые являются подражанием античным оригиналам. В 1974 г. во время археологических раскопок в районе хозяйственного двора в земле была найдена мраморная герма «Вакх».
Реставрация и замена оригиналов на копии
Все оригинальные мраморные скульптуры и большая часть пьедесталов неоднократно подвергались реставрации.
Учитывая необратимый процесс естественного старения и разрушения каррарского мрамора из которого изготовлены скульптуры, находившиеся более трехсот лет под открытым небом, и постоянные акты вандализма, в 1986 году Исполнительный Комитет Ленинградского городского Совета Депутатов трудящихся принял Постановление «Об изготовлении копий скульптуры Летнего сада». За десять лет с 1986 по 1996 годы было изготовлено 25 копий скульптурных бюстов. В 1996 по 2003 годы — ещё 3 копии статуй. Таким образом, до 2004 года было изготовлено в общей сложности 28 копий из материала, который назывался «портландцемент». В 2003 году копирование было приостановлено.
Реставрация статуи «Минерва»
Реставрация статуи «Юность»
Несмотря на то, что статуя только в течение XX века семь раз подвергалась реставрации, за свою трехвековую историю она почти не пострадала. Однако в 2001 году во время урагана памятник оказался поврежден упавшим деревом, в результате чего предплечье левой руки и бубен вместе с пальцами правой руки были расколоты на 28 фрагментов разной величины. Капитальная реставрация была проведена в конце 2005 года. В 2006 году скульптура была установлена на своё историческое место в Летнем саду. В рамках проекта по реставрации и реконструкции Летнего сада (2009-2011 гг) статуя «Юность» была очищена от загрязнений, с неё была снята силиконовая форма и сделана точная копия из натуральной мраморной крошки. Копия была в 2011 году установлена в Летнем саду. Оригинал хранится в залах Инженерного (Михайловского) замка.
Фонтаны Летнего сада
Летний сад задумывался Петром I как сад фонтанов, поэтому не удивительно, что они стали в итоге одним из существенных элементов садового ансамбля. Без них он не мыслил настоящего сада, способного соперничать по своей красоте со знаменитыми парками Версаля. Поэтому, намечая план «огороду», одно из первостепенных мест он отвёл сооружению системы фонтанов. Уже в 1705 году царь приказал зодчему И. М. Угрюмову (Матвееву):
учинить приготовление свай, колеса великого… також двух с пальцами и несколько шестерней,
поясняя, что
сие надобно для возведения воды к фонтанам [5]
После смерти Угрюмова в 1707 году строительство фонтанов продолжали приглашённые из Европы архитекторы Яган Кинтлер, Х. ван Болос. [5] В 1725 году фонтанов в саду было 20, а к 1736 году — свыше 50. Некоторые фонтаны были украшены свинцовыми позолоченными группами, в основном — сценами из басен Эзопа. Первоначально, снабжавший фонтаны водоподъёмный механизм работал на конной тяге. В 1718 году он был заменен первой в России «огнедействующей машиной» в виде паро-атмосферного насоса конструкции французского инженера Т. Дезагюлье (Desaguliers, Theophile, 1683—1743). Этот насос, приобретённый по заказу Петра I в 1717—1718 годах в Англии, был установлен в одном из помещений грота.
Почти все водометы, находившиеся на территории сада, когда-то имели свои названия. К сожалению, до нас дошли менее десяти имен: «Царицын» фонтан, «Гербовый», «Пирамида», «Коронный», «Яблошный», «Фаворит» и «Лакоста». Сюда же можно отнести каскады «Дельфиновый» и «Амфитеатр».
Фонтан «Царицын», располагавшийся на первой площадке от Невы по Центральной аллее, был назван в честь Екатерины I. Здесь императрица обыкновенно встречала гостей, прибывавших в сад со стороны Невы.
Фонтан «Гербовый», находившийся на второй площадке, получил своё название от резных двуглавых орлов, красовавшихся в центре водомета. Гербы из дуба, выполненные «резного дела мастером» Кондратом Ганом, в 1721 году были инкрустированы заморскими раковинами.
Фонтан «Пирамида» располагался на четвёртой площадке по главной аллее. Когда-то на этом месте находился квадратный фонтан, однако, Екатерина I пожелала видеть здесь пирамиду. «Чертеж фантаны четверогранной … переделать, чтоб была наподобие пирамиды», — гласил её указ. Возможно, фонтан «Пирамида» в Летнем саду был точной копией одноимённого петергофского.
Фонтан «Коронный», располагавшийся перед прежним входом в Летний сад со стороны Потешного луга (ныне — Марсово поле), был многоструйным. Своё поистине королевское название он получил по форме струй, образующих похожую на корону композицию.
«Яблоневый» или «Яблошный» фонтан, находившийся в Фабульной роще во втором Летнем саду, по всей видимости, был представлен в виде ветвей яблони, через которые били струи.
Название фонтана «Фараон» — одно из самых неожиданных для Летнего сада. Судя по описи 1824 года, такой водомет стоял в гроте и был демонтирован в 1781 году. Он представлял собой «фонтанную свинцовую фигуру … Фараона с воинством».
Фонтан «Нарцисс» можно отнести к малоизвестным водометам Летнего сада. Он находился в Дубовой роще, ныне не существующей, недалеко от дворца Петра I. Водомет украшала статуя сидящего Нарцисса, который задумчиво вглядывался в фонтанную чашу.
Упоминание о фонтане «Тюленевый» мы встречаем в записках Ф. В. Бергхольца (F.W. Bergholtz), видевшего в 1723 году в бассейне водомета «живого тюленя». Об этом же сообщается и в частном письме полкового писаря Савицкого, датированном 5 июня 1718 года: Петр I в день своего рождения 30 мая водил гостей по Летнему саду, где, между прочим, показывал «фонтаны и в них плавающих дивных морских животных».
В Летнем саду нередко повторялись петергофские фонтаны. В 1725 году в Петергофе был открыт одноструйный круглый фонтан «Фаворитка», шутки ради названный в честь любимой собачки Екатерины I. Специальная водяная турбина приводила в движение горизонтальное колесо, на котором друг за другом сидели четыре медные уточки и собачка, безуспешно «догонявшая» птиц. При этом, как пишут очевидцы, собачка натурально «брехала», а утки «крякали». Екатерина была в восторге от такой забавы и тотчас распорядилась устроить подобный в Летнем саду. В следующем 1728 году фонтан был построен и занял своё место в южном боскете перед павильоном «Грот». В описи сада 1736 года упоминается и «Фаворит»: «От грота по обеим сторонам дороги две брусчатые огибные, одна в Фаворит … другая к новому фонтану Лакоста, который ещё недоделан».
Упоминаемый в документе фонтан «Лакоста» можно назвать фонтаном-спутником «Фаворита». Он располагался симметрично фонтану «Фаворит», в центре правого «зеленого кабинета».
Фонтаны и система их водоснабжения были разрушены катастрофическим наводнением 21 сентября 1777 года. Екатерина II приняла решение не восстанавливать их.
В рамках I этапа реконструкции и капитального ремонта Летнего сада (2009—2011 гг.) на основании данных археологических раскопок были воссозданы 8 фонтанов. Девятый фонтан «Лакоста» — музеефицирован.