лето чабана что это
Озеро Сон-Куль
8 материалов, 143 фотографии
Вы можете следить за всеми новыми публикациями по любой стране или городу с помощью лент материалов в своей личной странице, а также с помощью RSS-подписки.
Подробнее
Воспользуйтесь этим кодом, чтобы вставить ссылку на это направление в текст путевой заметки, совета, записи блога или сообщения форума на Турбине.
Подробнее
В этот список попадают авторы, набравшие наибольший рейтинг за материалы об Озере Сон-Куль.
Добавьте пользователя в друзья, если вы хотите следить за его новыми материалами, статусами и сообщениями на форумах. Если же вы просто хотите сохранить данные пользователя, чтобы не искать его заново в будущем — добавьте его в свои контакты.
Легко ли жить с чабаном
Кто такой чабан – знают все, даже тот, кто его живьём никогда не видел. А легко ли быть чабаном, легко ли с ним жить? Думаю, на эти вопросы ответят немногие.
В поисках тепла и ночлега
Найти ночлег на озере Сон-Куль никакой сложности не представляло. Но только не в привычном отеле, каких здесь никогда не бывало, а в самых обычных чабанских юртах, разбросанных на расстоянии нескольких километров друг от друга на огромных просторах джайлоо.
Как говорится в одной киргизской поговорке — Бир үйдүн жарыгы бир үйго түшпойт — свет одной юрты не падает на другую. Загляни в любую, везде примут как дорогого гостя, будь то заезжий турист или случайный путник, если ночь их застала в пути. Накормят так – из-за стола с трудом вылезешь, да спать уложат. Правда, небескорыстно…. Времена, когда всё было бесплатно, видимо, давно миновали.
Современная юрта кочевника
Такой юрта была в 19 веке, какой её увидел русский художник Верещагин (фото из интернета)
Юрта с трубой, но ночевали мы в другой
Доктурбек – неопределенного возраста крепкий, высокорослый мужчина, совсем не похожий на чабана, каким себе представляла. Кем он только не был: и строителем, и шофером, теперь вот чабаном стал.
Чтобы поддержать мужа, миловидной Бурулсун пришлось оставить учительство в начальной школе. Без помощника бы туго пришлось чабану. Да и веселей всё-таки с женой коротать вечера, не так страшно и одиноко оставаться в ночи одному. А вдруг волки нагрянут…
Главные герои — чабан Доктурбек и его богатство Бурулсун
Не случайно в другой киргизской пословице второй половине отводится не самое последнее место: Биринчи байлык — ден соолук, экинчи байлык — ак жоолук, үчүнчү байлык — жүз соолук.
Первое богатство — здоровье, второе богатство — жена, третье богатство — сто овец.
Впрочем, с этим можно поспорить. Разве не от жены-жоолук зависит здоровье мужа….
Гостеприимство киргизской юрты
Немного неуверенно заглядываю внутрь. Тусклый свет пробивается через крестовину из отверстия купола юрты, освещая почти пустое пространство, не имеющее углов.
Главный символ, красующийся не только в куполе юрты, но и на флаге Киргизии — тундук называется. Больше всего умиляют маленькие пропеллеры
Затопить печь должен уметь каждый
Поленница киргизских дров. В хозяйстве чабана всему своё место найдется.
Смену у печи принимает жена. (К слову сказать, на фотографии – жена эта другого чабана и из другой юрты, но различия только во внешности).
Вот и у киргизов гостеприимство тоже в крови. Чем богаты, тем и рады поделиться с нежданными визитёрами, порою в ущерб себе. Даже легенду сочинили на этот счет, может, позаимствовали у кого, но суть такая:
Когда Создатель раздавал земли, все народы встали в очередь в надежде получить лакомые кусочки.
Казах пожелал: – «Мне бы степи, чтобы разгуляться было коням».
– «А нам – плодородные равнины, будем сеять хлопок», – заверили узбеки.
Раздал все земли, сидит довольный. И тут прибегает запыхавшийся киргиз.
– «Где ж ты был, любезный».
– «Принимал гостей», – оправдывался опоздавший.
Почесал сердобольный творец в затылке и, расщедрившись, произнес:
— «За твое хлебосольство даю тебе горы, какие оставил для себя»…
С любопытством обхожу юрту, заглядывая во все «углы». Вместо сервантов и громоздких шкафов – оттопыренные коврики, прикрепленные к крестообразным рейкам. Туда и складывается всякий скарб.
yarodom
Летопись: Люди, места, события, свидетельства
Жизнь чабанов на полонине
В Карпатах период с мая по сентябрь называют «чабанским летом». Чабаны (пастухи) отводят отары на высокогорные луга (полонины). Чтобы прокормить большую отару овец, необходимо подыматься высоко в горы, так как на равнине пастбищ не хватает. ©
Для села начало этого сезона — большой праздник. Все жители собираются и провожают чабанов с отарой овец на полонины. Это все сопровождается веселыми народными гуляниями, песнями и танцами. По обычаю, обязательно зажигают ватру, чтобы отогнать злых духов и надоить много молока. Эта традиция сохранилась еще со времен язычества.
Овцеводство — одна из самых древних профессий в Карпатах, которая сохранилась до сегодняшних дней. Знания и секреты вывода и выпаса овец передавались из поколения в поколение, от отца к сыну, от деда к внуку. Этот род занятий всегда привлекал своей романтичностью и возможностью быть свободным, ведь горы это другое измерение, где вы находитесь за пределами бытовой суеты. Сами чабаны говорят, что овцеводство это занятие для души и любимое дело.
Карпатские чабаны в течение всего лета пасут овец высоко в горах на полонинах, которые находятся на высоте от 1600 м над уровнем моря и выше.
До некоторых полонин расстояние 50-70 километров и отару приходится вести почти сутки. На этой полонине пасутся около 400 овец. За ними присматривают четыре пастуха и двое парней-помощников. Самому молодому — 11 лет. На пастбищах чабаны находятся до конца сентября. Там они живут и заготавливают овечий сыр (брынза).
Брынза и вурда — разновидности овечьего сыра. Отличаются они по цвету, вкусу, структуре и технологии приготовления. Приготовление брынзы – это настоящее искусство. Чабаны встают очень рано и выгоняют из овчарни овец на дойку. Свежее овечье молоко сливают в большие чаны и добавляют к нему закваску — кляг. Это специальный фермент, который добывают из желудка ягненка, не употреблявшего еще свежей травы, только материнское молоко. Затем чаны ставят на огонь и варят, помешивая специальной деревянной палкой.
Собранный сыр — большие будзы (головки свежего сыра по 10-15 кг каждая) подвешивают, чтобы стекали. Так готовится брынза.
Сыворотку, которая осталась в чане, выливают в огромный котел и ставят на небольшой огонь. Так рождается еще один вкуснейший сырный продукт — вурда, второй сыр.
Брынза – важнейшая составляющая украинской, румынской, болгарской и молдавской кухни. Как правило, брынзу кладут в различные салаты и супы, в мясные блюда, в качестве начинки в вареники и пироги, а эксклюзивное карпатское блюдо — это мамалыга с луком и шкварками, которая обильно посыпается брынзой. У нас в Закарпатье даже проходит ежегодно фестиваль посвященный брынзе.
Как меня заверили чабаны, каждую овцу и козу они знают по имени, раскраске шерсти и особым приметам. При этом считается, что колокольчики на шее животных не только помогают найти их в тумане, но и отогнать злых духов.
С каждого двора выгоняют на выпас от 3 до 5 овец. В среднем за лето, каждый хозяин овец получает 55-60 кг сыра.
Овечье молоко меряют «гелетами». Одна гелета это около 12 литров, из которых можно изготовить до 3 кг сыра.
Через полчаса после знакомства, пастухи начинают рассказывать разные жизненные истории про свою жизнь. О том, как часто им приходится защищать стадо от нападения волков, популяция которых сильно возросла за последние пару лет.
Пастухам помогают пасти овец шесть собак. Без собак здесь никак. Учуяв волков они поднимают страшный шум и лай, тем самым отгоняя стаю волков.
За день под солнцем, в своих теплых шубах, овцы так сильно нагреваются, что если вы вечером протиснетесь в стадо, то почувствуете как от них идет живая солнечная энергия и подымается пар.
Процесс доения длится 1,5-2 часа. Каждая овца дает немного молока — до 250-350 грамм за один раз. Доение происходит три раза в день.
«Как мертвые мы: никто нас не видит и мы никого»
Фото: Евгений Костин
Никогда не верьте горцам, говорящим о хорошей дороге, — вот о чем надо написать в каждом путеводителе по Дагестану. Что горцу «почти прямая», то вам «ничего себе, и это я туда залезть должен?» Что горцу «я за 15 минут пешком дохожу», то вам «я все-таки сел на лошадь, которых боюсь с детства, и ехали мы, дрожа, полчаса над пропастью».
Именно таким оказался наш путь в горное село Дучи на семь домов и от него — к стоянке чабана Раджаба. Сначала местные полицейские помогли нам найти бессмертную «Ниву» с веселым водителем Гази, предупредив, что на своей машине до села мы не доберемся. Он же стал нашим гидом по горным пикам: два колеса на усыпанной булыжниками дороге, два — на склоне слева, справа — пропасть. Гази бодро рулил и развлекал нас беседой, жестикулируя и временами бросая руль. В ответ на блеяние «руль, руль, пожалуйста, держите», он только смеялся: «Это ж практически трасса, вот раньше тут и правда была плохая дорога».
Затем был путь на «знакомых лошадях» — на других бы бросились огромные пастушьи волкодавы. И вот, среди осенних гор показалась чабанская стоянка, где колоритный Раджаб — усы, папаха, бурка — живет так, словно время остановилось сотни лет назад. В реальность возвращает только мобильный телефон, солнечная батарея и газовый баллон.
Ну, а высокими горами Раджаб называет совсем другие места.
Фото: Евгений Костин
Фото: Евгений Костин
Фото: Евгений Костин
Фото: Евгений Костин
Фото: Евгений Костин
Фото: Евгений Костин
Чувство чабана
— Я по-русски научился говорить, когда чабаном стал. Очень мне понадобилось, потому что в разных районах бываю, а русский язык у нас — общий. Вот так садился и долгими рабочими днями сам с собой по-русски разговаривал — и с овцами. В школе в моем родном селе Танты все говорили на даргинском, уроки русского были, но учиться я вообще не хотел. Все время сбегал из школы к овцам.
Мама ругалась очень, хотела, чтобы я образование получил, а папа спокойнее реагировал: он чабан, и ему нравилось, что я разделяю его любовь к этому делу, да и помощь была. Он и сейчас, хотя уже ходить почти не может, все равно одну-две овцы держит, не может без них. Вот так и я, как он, — не могу. Люблю! Есть люди, которые без машины не могут, а я овец люблю.
Любимый ягненок у меня был, когда я был в шестом классе: овца двоих родила, а могла только одного выкормить. Я сам его вырастил, Качкар назвал и очень привязан был. А отец взял его и зарезал на Курбан-байрам, хотя другие бараны были. Ни куска я съесть не мог.
Мама переживала, что я чабановать собираюсь, потому что в наше время эта профессия не престижная. Это раньше чабан был в почете. Когда приходил в отпуск в село, его все жители выходили встречать, расспрашивали и поздравляли с благополучным исходом вахты. А сейчас наоборот — даже отвернуться могут. Такие времена настали, все наперекосяк. Было время, когда я жалел, что маму не послушал. Даже сильно жалел! Сейчас уже совсем нет этого чувства, любимая у меня работа.
Моя семья: жена, дети — мечтает, чтобы я другую работу нашел. Всех чабанов дома просят остаться, скучают, пока нас долго нет. Но я уже к овце привязался, жизни нет мне без нее и без красот тех мест, где пасутся наши отары. Поэтому выхожу из дома, оставляя их ждать меня.
Фото: Евгений Костин
Лицо овцы
— Отару нам дает работодатель, ему же и о работе отчитываемся. Дежурим вахтами: две недели я, две — сменщик. Пасем мы почти 2000 голов, и обо всех надо позаботиться. Хороший пастух каждую свою овцу в лицо знает, а плохому — сто раз на день одну и ту же голову покажешь, он и за год даже не запомнит ее. Каждую из них надо видеть не только глазом, чувствовать должен чабан свою отару. Если заболеет овца, надо вылечить, если отстала и заплутала, найти и вернуть.
Если чабан потерял овцу, он должен вернуть ее стоимость хозяину, а если хищник ее забрал — то нет. Наш хозяин очень хороший, постоянно приходит к нам, меняется с нами и работает, как мы. И мы тоже рады для него делать все, что он попросит. У других хозяев часто бывает только один сотрудник, и выходных у него почти нет. Такие больше зарабатывают, но мы договорились меняться. Так больше времени проводишь дома.
Моя же оплата — 35 голов в год. Эти 35 овец ягнят дают. Стараюсь только ягнят продавать — этих денег моей семье хватает на весь год. Цены на баранов разные, в деньгах выходит от 250 до 350 тысяч в год. Если нужда есть, то и взрослых маток продаю. Сейчас у меня в отаре моих голов где-то 110 осталось, потому что я овец на лошадей меняю, хочу их разводить.
Фото: Евгений Костин
Круговорот овец в природе
— День мой зависит от местности и от сезона. Зиму стада проводят на равнине. Там их держат в загонах и сараях, а для чабанов на кошаре стоит один дом, где все ночуют. Некоторые берут с собой свои семьи. Жены с отарой не помогают, они по хозяйству — и чабану тогда в быту легче.
С конца февраля начинается окот, самый трудный период в жизни нашей, до шестидесяти маток за сутки рожают. Так заведено, что пастух может находиться только у своей отары, к чужим не подходит. Но на окоте и стрижке чабаны помогают другу другу и бригадам стригалей. Стрижка бывает в последние числа апреля, а в середине мая мы начинаем подъем в горы. Земля на равнинных пастбищах должна отдыхать, поэтому мы уходим — смешиваем наши отары и все вместе перегоняем. Вдоль дорог идем, овцы под машины лезут, суета большая, трудное это время. Без воды скотина никак не может, поэтому длина дневного перегона — от воды до воды. В это время выходных не бывает, пока не встанем на вершине до следующего большого перегона. Там мы ждем, пока растает снег на дорогах, и идем дальше.
К концу июня мы поднимаемся в высокие горы, туда, на границу с Азербайджаном. И там нас ждут зеленые пастбища и довольно теплый климат, хотя снег лежит совсем рядом, на плато. Тишина, спокойствие, о которых кто-то только мечтает. Душа радуется и жить охота там! И даже овцы спокойны: им тоже нравится.
Лето мы проводим в этих снежных горах. В конце сентября начинаем спуск. Едем на лошадях и ночуем, где придется, спим возле овец своих. По дороге на пару недель останавливаемся на привычных местах для стоянки, вот как в Дучи. И так пока не встанем на пастбище на равнине.
Владимир Рукосуев. Вахта в степи
Зимой на отаре собакам часто перепадает мясо павших от недоедания овец, а также потроха забитых на мясо. Обычно распределение несправедливое, слабым достаются остатки. Но при моем участии, Батыр приступал к трапезе первым и быстро поправился, пошел в рост, бока округлились, только черная полоса от ожога так шерстью и не заросла. Он оказался очень смышленым и отважным. В стае чабанских собак отгрызался от всех, несмотря на то, что сильно уступал им в размерах. На охоте на косуль не отставал от гончих, за волками увязывался вместе со всеми, хотя волк мог перекусить его пополам. Ко мне привязался настолько, что приходилось сажать на цепь при отъезде на выходные. С собой его брать боялся, из-за пристрастия к курам. Однажды он все-таки сорвался и догнал меня. Когда въехали в деревню, я понял, что куры его не интересуют. Видимо согрешил тогда от голода. Для острастки завел его в курятник к ужасу матери и ликованию сестренок, строго прикрикнул, когда он попытался из любопытства понюхать курицу. Этого оказалось достаточно, больше он к ним внимания не проявлял.
Мало того, еще и оказался прирожденным пастухом, что экономило мне немало сил и времени. Благодаря этому приобрел репутацию лучшей собаки на отаре. Так как он не отходил от меня ни на шаг, то всем было легко определить мое местонахождение. Эта его привычка однажды спасла ему жизнь, а второй раз помогла мне сохранить имущество. В первом случае он отстал от меня на охоте, чего никогда прежде не случалось. Спустя два часа я поехал назад и по лаю определил, что он находится в овраге там, где мы расставили капканы на лис. Оказалось, решил полакомиться приманкой и угодил в капкан. Это стоило ему месячной хромоты, зато с тех пор капканы обходил стороной. Второй раз я тоже возвращался с охоты ночью и хватился, что собаки нет, только утром. К тому же еще и полушубок, притороченный к седлу, потерял. Поехал искать и километров через десять увидел, что с сопки с радостным лаем несется Батыр. Я повернул назад и поехал к предполагаемому месту пропажи полушубка. Но Батыр залаял и остановился. Когда увидел, что я обратил на него внимание, повернул и, зазывающе помахивая хвостом, побежал в чащу. Там и оказался оброненный полушубок. Ночью он служил охраннику подстилкой. После этого я приучил его к поноскам.
Почему дагестанская баранина считается самой лучшей в России?
Баранина из Дагестана, действительно, самая популярная в России — на ее долю приходится почти 20% отечественного рынка. Но почему все говорят об ее отменном качестве — чем она отличается от обычной? Оказывается, она и вправду особенная.
Порода с историей
В Дагестане разводят особых овец — еще в 1930-е годы в республику были завезены животные высокопродуктивных пород, в том числе мериносы, вюртемберги, гемширы, линкольны. Но эти породы, и даже помеси, полученные от скрещивания с местными овцами, не смогли акклиматизироваться в суровых природно-климатических условиях Дагестана. Они не выдерживали длительные перегоны, часто болели. Поэтому местным селекционерам была поставлена задача вывести особую, стойкую, продуктивную породу. Дагестанские овцеводы во главе с учеными Я.А. Бусуриным, В.Д. Близниченко и другими трудились над этой задачей с 1934 по 1950 год.
В итоге, в племенных хозяйствах Гунибского района Дагестанской АССР появилась новая порода — дагестанская горная, выносливая, с крепкой конституцией, приспособленная к местным условиям содержания. Коллектив авторов, занимавшийся выведением породы, получил Государственную премию СССР.
Дагестанская горная порода
Привольная жизнь дагестанских овец
Сегодня овцеводство в Дагестане имеет одну особенность, которая больше не встречается ни в одном другом регионе России. Это отгонно-пастбищная система содержания животных: они пасутся на пастбищах, а не содержатся в тесных загонах.
Перегон скота происходит два раза в год: весной овец гонят на летние пастбища – в горы, на высоту от 1500 до 3000 метров над уровнем моря, а осенью – на равнину. Перемещаясь между пастбищами, овцы в Дагестане проходят до 500 км! Такой режим дает им возможность пить родниковую воду и есть полезные ароматные травы. Неслучайно лучшими специями для баранины считаются сухие душистые травы, например, чабрец.
Полезные свойства дагестанской баранины
Наибольшую ценность представляют тушки особей возрастом до полутора лет. Баранина считается диетическим мясом – в ней содержится в полтора раза меньше жира, чем в свинине, и значительно меньше холестерина, нежели в других видах мяса. Продукт также богат аминокислотами, которые необходимы организму для формирования тканей. Большая часть жиров, присутствующих в мясе,- полезные мононенасыщенные жиры. По содержанию белка баранина превосходит свинину и не уступает говядине, а железа в ней на 30% больше, чем в свинине.
Что готовят из баранины в Дагестане?
Баранина на Кавказе — мясо номер один, многие блюда здесь приготовленны именно из него. Способов приготовления барашка великое множество. Баранину варят, жарят, тушат, запекают, где-то она главный ингредиент, где-то — обязательное дополнение.
Дагестанский хинкал — символ Дагестана,который не имеет ничего общего с хинкали. Хинкали обычно – это большой пельмень: тесто, в которое завернули фарш, скрутили и отварили. Хинкал – совсем другое блюдо – тесто, отваренное в насыщенном бульоне. Чаще всего ингредиенты хинкала подаются по отдельности: тесто, мясо, бульон, соусы. Хинкал отличается формой, размерами, составом и технологией приготовления у разных национальностей Дагестана. Но на стол хинкал чаще всего подается с бараниной.
Дагестанский хинкал
Дагестанская баранина — продуктовый бренд, представленный на Первом национальном конкурсе региональных брендов продуктов питания «Вкусы России», организатором которого является Минсельхоз России. Конкурс призван открыть региональным гастрономическим брендам дорогу к широкому потребителю, показать потенциал их развития и познакомить людей с разнообразием уникальных российских вкусов.
С победителями и участниками конкурса можно ознакомиться на официальном сайте вкусыроссии.рф.