летописный свод что такое

СВОДЫ ЛЕТОПИСНЫЕ

Смотреть что такое «СВОДЫ ЛЕТОПИСНЫЕ» в других словарях:

СВОДЫ ЛЕТОПИСНЫЕ — СВОДЫ ЛЕТОПИСНЫЕ, историко литературные памятники 11 18 вв. сложного состава. Включают предшествующие своды, летописи, повести, сказания, поучения, акты, родословные, предания и др. Летописным сводам свойственны политическая тенденция,… … Русская история

своды летописные — историко литературные памятники XI XVIII вв. сложного состава. Включают предшествующие своды, летописи, повести, сказания, поучения, акты, родословные, предания и др. Сводам летописным свойственны политическая тенденция, преемственность… … Энциклопедический словарь

ОБЩЕРУССКИЕ ЛЕТОПИСНЫЕ СВОДЫ — летописные памятники 11 16 вв. Излагали историю отдельных областей и княжеств с общерусской точки зрения. Название дано А. А. Шахматовым. Первый сохранившийся до наших дней общерусский летописный свод Повесть временных лет … Большой Энциклопедический словарь

ОБЩЕРУССКИЕ ЛЕТОПИСНЫЕ СВОДЫ — ОБЩЕРУССКИЕ ЛЕТОПИСНЫЕ СВОДЫ, летописные памятники 11 16 вв. Излагали историю отдельных областей и княжеств с общерусской точки зрения. Название дано А. А. Шахматовым. Первый сохранившийся до наших дней общерусский летописный свод Повесть… … Русская история

Общерусские летописные своды — летописные памятники, излагавшие историю отдельных областей и княжеств с общерусской точки зрения и включавшие в свой состав летописание различных феодальных центров средне вековой Руси (см. Летописи). Понятие О. л. с. введено А. А.… … Большая советская энциклопедия

ОБЩЕРУССКИЕ ЛЕТОПИСНЫЕ СВОДЫ — летописные памятники, включавшие в свой состав летописание различных феод. центров ср. век. Руси и излагавшие историю отд. областей и княжеств с общерус. точки зрения. Понятие О. л. с. введено А. А. Шахматовым. Их появление он связывал с… … Советская историческая энциклопедия

общерусские летописные своды — летописные памятники XI XVI вв. Излагали историю отдельных областей и княжеств с общерусской точки зрения. Название дано А. А. Шахматовым. Первый сохранившийся до наших дней общерусский летописный свод «Повесть временных лет». * * * ОБЩЕРУССКИЕ… … Энциклопедический словарь

летописи — исторические произведения, вид повествовательной литературы в России XI XVII вв., состояли из погодных записей либо представляли собой памятники сложного состава своды летописные. Летописи были общерусскими (например, «Повесть временных лет»,… … Энциклопедический словарь

Летописи — исторические произведения, вид повествовательной литературы в России 11 17 вв., состояли из погодных записей либо представляли собой памятники сложного состава своды летописные. Летописи были общерусскими (напр., «Повесть временных лет»,… … Политология. Словарь.

Источник

СВОД ЛЕТОПИСНЫЙ

Полезное

Смотреть что такое «СВОД ЛЕТОПИСНЫЙ» в других словарях:

Летописный свод Московский великокняжеский 1479 г. — Летописный свод Московский великокняжеский 1479 г. – летопись посл. четв. XV в., лежащая в основе всего официального летописания кон. XV–XVI в. Существование Л. с. было установлено А. А. Шахматовым, исследовавшим Архивскую (так называемую… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

Летописный свод Сокращенный — – летопись кон. XV в., дошедшая до нас в трех видах. Соловецкий вид Л. с. С. сохранился в единственном списке кон. XV в. (ГПБ, Солов. собр., № 922/1032), текст которого обрывается на 6980 (1472) г.; Погодинский вид доведен до сентября 7002 (1493) … Словарь книжников и книжности Древней Руси

Летописный свод Лицевой — – свод XVI в., самое крупное летописно хронографическое произведение средневековой Руси. Л. с. Л. дошел до нас в 10 томах, где почти каждая страница украшена миниатюрами (всего миниатюр более 16000). Первые три тома Л. с. Л. посвящены всемирной… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

Летописный свод Московский великокняжеский кон. XV в. — Летописный свод Московский великокняжеский кон. XV в. – великокняжеская летопись в редакции 1 й пол. 1490 х гг. Рукопись XVI в., содержащая эту редакцию, была обнаружена М. Н. Тихомировым; в 1949 г. текст ее был опубликован. В своей основной… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

СВОД — СВОД, свода, муж. 1. только ед. Действие по гл. свести в 1, 3, 9, 10, 11, 15, 16 и 17 знач. сводить2. Свод коровы со двора. Приступить к своду поступивших данных. 2. Сведенные в одно целое и расположенные в известном порядке тексты, факты, данные … Толковый словарь Ушакова

ЛЕТОПИСНЫЙ — ЛЕТОПИСНЫЙ, летописная, летописное (книжн.). прил. к летопись. Летописный рассказ. Летописный свод. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Свод (значения) — Свод куполообразная форма. Архитектура Свод тип перекрытия. Анатомия Свод Часть мозга Свод одна из четырёх сводчатых частей влагалища. Литература Свод сборник каких либо текстов, например: Летописный свод Свод законов, или кодекс Свод вторая… … Википедия

свод — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? свода, чему? своду, (вижу) что? свод, чем? сводом, о чём? о своде; мн. что? своды, (нет) чего? сводов, чему? сводам, (вижу) что? своды, чем? сводами, о чём? о сводах собрание правил, законов … Толковый словарь Дмитриева

свод — а; м. 1. к Свести сводить (7 9, 16 зн.). С. леса. С. полков в дивизию. С. косяков в табуны. 2. Сведённые в одно целое и расположенные в определённом порядке сведения, материалы, тексты, документы. С. законов. Международный с. морских сигналов. С … Энциклопедический словарь

СВОД — СВОД, а, муж. 1. см. свести. 2. Сведённые в одно целое и расположенные в известном порядке сведения, материалы, тексты. С. законов. Летописный с. 3. Дугообразное перекрытие, соединяющее стены, опоры какого н. сооружения, а также внутренняя… … Толковый словарь Ожегова

Источник

ЛИЦЕВОЙ СВОД

Со­хра­ни­лось 10 то­мов Лицевого свода, ко­то­рые ох­ва­ты­ва­ют со­бы­тия «от Со­тво­ре­ния ми­ра» до 1567 года (10 тысяч лис­тов боль­шо­го фор­ма­та с 17 тысячами ми­ниа­тюр). В су­ще­ст­вую­щем ны­не ви­де то­ма Лицевого свода сло­жи­лись в XVII-XVIII веках, ко­гда отдельные лис­ты бы­ли пе­ре­пле­те­ны в то­ма, при этом часть лис­тов бы­ла ут­ра­че­на, часть пе­ре­пу­та­на (например, час­ти еди­но­го тек­ста чер­но­во­го ва­ри­ан­та ис­то­рии Ива­на IV ока­за­лись в со­ста­ве Си­но­даль­но­го то­ма и Цар­ст­вен­ной кни­ги). Ут­ра­че­ны на­чаль­ная часть тек­ста по русской ис­то­рии, со­дер­жав­шая «По­весть вре­мен­ных лет»; часть из­вес­тий 1560-х годов; за­клю­чительная часть па­мят­ни­ка с из­вес­тия­ми до 1586 года; различные не­боль­шие фраг­мен­ты (ут­ра­чен­ный текст Лицевого свода вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся по тек­сту Алек­сан­д­ро-Нев­ской и Ле­бе­дев­ской ле­то­пи­сей).

Ми­ниа­тю­ра­ми про­ил­лю­ст­ри­ро­ва­на большая часть со­об­ще­ний Лицевого свода, они тес­но свя­за­ны с тек­стом. Ил­лю­ст­ри­руя современные или не­дав­ние со­бы­тия, ху­дож­ник ис­поль­зо­вал на­блю­де­ния над ок­ру­жаю­щей дей­ст­ви­тель­но­стью, при об­ра­ще­нии к бо­лее древ­ним эпо­хам он брал за ос­но­ву ми­ниа­тю­ры ру­ко­пи­сей XIV-XV веков, мо­дер­ни­зи­руя их (А.В. Ар­ци­хов­ский). Кро­ме то­го, ис­точ­ни­ком ми­ниа­тюр Лицевого свода по­слу­жи­ли «ико­но­пис­ные под­лин­ни­ки», западноев­ропейские пе­чат­ные кни­ги (хро­ни­ка Г.Ше­де­ля) и гра­вю­ры, в том числе А. Дю­ре­ра, Х. Холь­бей­на Млад­ше­го (см. в статье Холь­бейн) и др. Как по­ка­зы­ва­ет ана­лиз ху­дожественных осо­бен­но­стей ми­ниа­тюр, над ни­ми ра­бо­та­ли не ме­нее 6 мас­те­ров, ко­то­рым бы­ла при­су­ща ма­не­ра мо­с­ков­ской шко­лы жи­во­пи­си XVI века с нов­го­род­ски­ми и твер­ски­ми эле­мен­та­ми.

На эта­пе ра­бо­ты над ис­то­ри­ей Ива­на IV Лицевой свод под­верг­нут пе­ре­ра­бот­ке: дан­ная часть Лицевого свода, пе­ре­пи­сан­ная на­бе­ло, бы­ла снаб­же­на при­пис­ка­ми, ко­то­рые су­ще­ст­вен­но ме­ня­ли со­дер­жа­ние тек­ста и ми­ниа­тюр. Ис­сле­до­ва­те­ли свя­зы­ва­ли их воз­ник­но­ве­ние с ре­дак­тор­ским вме­ша­тель­ст­вом Ива­на IV (С.Ф. Пла­то­нов, Д.Н. Аль­шиц), И.М. Вис­ко­ва­то­го (Б.А. Ро­ма­нов, Н.М. Ро­го­жин), Б.Ф. Го­ду­но­ва (В.В. Мо­ро­зов).

В 2004-2006 про­ве­де­ны под­го­тов­ка и вы­пуск фак­си­миль­но­го из­да­ния Ли­це­во­го сво­да.

Источники:

По­весть о Ку­ли­ков­ской бит­ве: Текст и ми­ниа­тю­ры Ли­це­во­го сво­да XVI в. Л., 1984;

Жи­тие Алек­сан­д­ра Нев­ско­го. Текст и ми­ниа­тю­ры Ли­це­во­го ле­то­пис­но­го сво­да XVI в. Л., 1990;

Ли­це­вой ле­то­пис­ный свод XVI в. [На­уч­ное фак­си­миль­ное из­да­ние]. М., 2006. Кн. 1-10.

Пре­сня­ков А.Е. Мо­с­ков­ская ис­то­ри­ческая эн­цик­ло­пе­дия XVI в. // Из­вес­тия От­де­ле­ния рус­ско­го язы­ка и сло­вес­но­сти. СПб., 1900. Т. 5. Кн. 3

По­до­бе­до­ва О. И. Ми­ниа­тю­ры рус­ских ис­то­ри­че­ских ру­ко­пи­сей: к ис­то­рии рус­ско­го ли­це­во­го ле­то­пи­са­ния. М., 1965

Амо­сов А.А. Ли­це­вой ле­то­пис­ный свод Ива­на Гроз­но­го: ком­плекс­ное ко­ди­ко­ло­ги­че­ское ис­сле­до­ва­ние. М., 1998

Ли­це­вой ле­то­пис­ный свод XVI в.: ме­то­ди­ка опи­са­ния и изу­че­ния раз­роз­нен­но­го ле­то­пис­но­го ком­плек­са. М., 2003

Ар­ци­хов­ский А.В. Древ­не­рус­ские ми­ниа­тю­ры как ис­то­ри­че­ский ис­точ­ник. М.; Томск, 2004

Мо­ро­зов В.В. Ли­це­вой свод в кон­тек­сте оте­че­ст­вен­но­го ле­то­пи­са­ния XVI в. М., 2005

Иллюстрации:

1. Архив БРЭ. Ли­це­вой свод. Фраг­мент тек­ста и ми­ниа­тю­ра. 2-я половина XVI века Рос­сий­ская на­цио­наль­ная биб­лио­те­ка (С.-Пе­тер­бург).

2. Архив БРЭ. Ли­це­вой свод. Фраг­мент ли­ста с при­пис­ка­ми. 2-я половина XVI века Ис­то­ри­чес­кий му­зей (Мо­ск­ва).

Источник

Основные понятия: летописный свод, летопись, летописец, редакция летописи

Вы будете перенаправлены на Автор24

Общее представление об основных понятиях изучения летописных текстов

В качестве одной из основ изучения летописания выступает терминология. В настоящее время она считается недостаточно устойчивой. Это связно с тем, что ни одно из основных понятий, применяемых при изучении летописных текстов, не имеет строгого определения, поэтому различные текстологи понимают их по-своему. Напомним, что к числу таких основных понятий относятся:

Современная текстология сильно нуждается в точной научной терминологии в сфере изучения летописей. Однако сейчас специалисты только стремятся достичь подобное состояние этой области научных знаний. Текущая неточность терминологии во многом вызвана самим характером явлений.

В частности, необходимо понимать, что летописи представляют собой дополнения и соединения предшествующего материала. Это означает, что все отечественные летописи стали результатом соединения и переработки предшествующего материала. Это стало причиной лишения границ отдельных памятников в истории летописания определённой чёткости.

То есть отдельный летописный памятник может рассматриваться как часть более крупного летописного памятника. Однако в подобном соединении он подвергается со стороны летописцев различного рода переработкам. В результате у текстологов зачастую возникают вопросы о степени переработки летописного памятника. Эти вопросы зачастую могут оставаться без ответов, поэтому становится невозможным установить какие-то чёткие и определённые правила и термины.

Сущность понятий «летопись» и «летописный свод»

Летопись была одним из основных исторических жанров в Древней Руси. Как правило, они составлялись в каждом городе по отдельности. Поэтому летописи отражали события, присущие общественной жизни одного конкретного города. При этом летописи были хронологически ограниченными, в связи с чем после завершения одной летописи приходилось начинать создание другой. Таким образом, в целях охвата одним памятником событий на большей по площади территории или большего периода времени летописи соединялись и образовывали летописные своды.

Готовые работы на аналогичную тему

Летописный свод представляет собой одну из форм древнерусских и средневековых историко-литературных сочинений. Свод являлся ежегодным изложением событий русской истории. Он с точки зрения правящих в то время классов феодального общества давал толкование исторического процесса.

Летописный свод признаётся сложным по составу памятником литературы. Их создание в Древней Руси основывалось на ряде произведений художественного и народного творчества:

Для летописных сводов характерной была преемственность в историческом изложении, а также в широком хронологическом охвате событий на протяжении почти 700 лет (от времён зарождения Древнерусского государства до эпохи Смутного времени). Составление летописных сводов инициировалось из-за какого-либо крупного политического (посажения нового князя) или церковного (выбора нового митрополита) события, которое имело общегосударственное значение.

Текстологи, которые установили сложный состав летописного свода, на протяжении долгого времени рассматривали их в качестве всего лишь механистического соединения разнородного материала. Поэтому их взаимоотношения не выяснялись исследователями. Только А. А. Шахматов, который применил в данном вопросе сравнительно-исторический метод, способствовал выявлению генетической связи и политической направленности летописных сводов.

Сущность понятий «редакция летописи» и «летописец»

Ещё одним ключевым понятием в системе научных знаний и исследований в области летописания является редакция летописи. Она представляет собой особый вид и состояние летописи, содержание которой в целом или в его значительных структурных, композиционных частях было существенно изменено. Кроме того, могли быть изменены художественный замысел летописи и литературно-художественная форма выражения её содержания.

Также редакцией летописного памятника считается определённая группа его списков, в которых было зафиксировано сознательное стремление предоставить текст, особый по стилистическим, идейным или иным соображениям.

Понятие редакции летописного памятника оказывается чрезвычайно трудным для определения его различия с новым летописным памятником. Это связано с тем, что, если новый летописный памятник был создан на основе одного предшествующего памятника, то в некоторым смысле он может рассматриваться как новая редакция этого предшествующего текста. В данном случае принципиальной разницы между этими двумя памятниками не будет. Единственным отличием будет единственное трудно уловимое количественное различие.

Чтобы распознать в летописном памятнике его новую редакцию (или же новый памятник), необходимо обратить внимание на степень переработки текста предшествующего памятника и на степень соединения нескольких предшествующих летописных произведений.

Рассмотренные выше летописи, летописные своды и редакции летописей являются продуктом профессиональной деятельности определённых (иногда зачастую специально обученных) людей – летописцев.

Первым летописцем в Древней Руси был Нестор, который составил знаменитую «Повесть временных лет». Зачастую летописцами могли выступать монахи или послушники монастырей.

Таким образом, разобравшись в сущности основных понятий летописания (летописный свод, летопись, летописец, редакция летописи), исследователь может первоначально избрать правильный подход к изучению древнерусских летописей.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 16 12 2021

летописный свод что такое. Смотреть фото летописный свод что такое. Смотреть картинку летописный свод что такое. Картинка про летописный свод что такое. Фото летописный свод что такое

Эксперт по предмету «Языкознание и филология»

Источник

Летописный свод Лицевой

Летописный свод Лицевой – свод XVI в., самое крупное летописно-хронографическое произведение средневековой Руси. Л. с. Л. дошел до нас в 10 томах, где почти каждая страница украшена миниатюрами (всего миниатюр более 16000). Первые три тома Л. с. Л. посвящены всемирной истории: 1) Хронограф ГИМ (Музейск. собр., № 358); 2) Хронограф БАН (17.17.9); 3) Хронограф ГПБ (F.IV.151). Русская история, изложенная в семи томах, начинается с 1114 г. и обрывается на 1567 г. (окончание утеряно, но, по-видимому, было доведено до 1568 г.); 4) Голицынский том (ГПБ, F.IV.225); 5) Лаптевский том (ГПБ, F.IV.233); 6, 7) два тома Древнего летописца (БАН, 31.7.30, т. 1, 2); 8) Шумиловский том (ГПБ, F.IV.232); 9) Синодальная летопись (ГИМ, Синод. собр., № 962); 10) Царственная книга (ГИМ, Синод. собр., № 149). Том, содержавший начальную русскую историю, не сохранился.

Л. с. Л. создавался по заказу Ивана IV Грозного в период 1568–1576 гг. в Александровской слободе, ставшей во времена опричнины политическим центром Русского государства, постоянной резиденцией царя. Изложение исторического процесса в Л. с. Л. соответствовало целям укрепления самодержавной власти царя, созданию представления, что Русь является наследницей древних монархий, оплотом православия. Однако около 1575 г. подготовленный текст и иллюстрации с изложением истории правления Грозного (за 1533–1568 гг.) подверглись по указанию царя существенному пересмотру: в многочисленных приписках, сделанных неизвестным редактором на полях рукописи, содержались обвинительные материалы против лиц, которые подверглись опалам и казням во времена опричного террора. Таким образом, Грозный старался оправдать кровавые расправы над непокорным боярством. Редактирование Л. с. Л. проводилось в период обострения внутриклассовой политической борьбы и последовавших новых казней. По неизвестным причинам работа над Л. с. Л. не была завершена: миниатюры последней части свода выполнены лишь в чернильном очерке, но не раскрашены, отредактированный текст был переписан не полностью; бумага свода была передана на нужды Печатного двора в Александровской слободе и использовалась в 1576 г. при печатании Псалтири.

Над составлением Л. с. Л. трудился целый штат царских книгописцев и художников. В настоящее время найдено несколько рукописей, привлекавшихся при создании Л. с. Л. и наглядно отразивших различные этапы работы над ним. Так, в хронографической части свода использованы «История Иудейской войны» Иосифа Флавия по списку БАН, Солов. собр., № 8 и Летописец Еллинский и Римский 2-й редакции по списку ГПБ, собр. ОЛДП, F.33; в основу русской части положен список Оболенского Летописи Никоновской (ЦГАДА, ф. 201, № 163). Во всех перечисленных рукописях сохранились следы восковой разметки текста, соответствующей помещенным в Л. с. Л. миниатюрам; кроме того, в списках Еллинского летописца и Никоновской летописи имеются многочисленные поправки, сделанные свинцовым карандашом (уже после разметки воском), появившиеся в результате правки текста по другим источникам (Хронографу Русскому, Летописи Воскресенской и др.), – эти изменения также отразились в Л. с. Л. В тех местах, где текст основного источника дополнялся по другому, на полях карандашом делался пересчет числа миниатюр. Карандашные пометы об исправлении текста и миниатюр читаются и на готовых листах Л. с. Л. (в Хронографе ГПБ и Царственной книге), но по каким-то причинам не все эти указания радактора были реализованы. На листах Царственной книги запечатлелись различные стадии оформления Л. с. Л.: сначала текст переписывался писцами, а для миниатюр оставлялись свободные места (в соответствии с разметкой редактора), затем делался набросок композиции (свинцовым карандашом или углем), а потом рисунок обводился чернилами и раскрашивался. Среди миниатюристов существовало четкое распределение труда, что позволило в сжатые сроки выполнить колоссальный объем работ по иллюстрированию многотомного свода. Миниатюры Л. с. Л. свидетельствуют о высоком уровне искусства русской книжной иллюстрации XVI в. Кроме того, миниатюры Л. с. Л. являются ценным историческим источником, донесшим до нашего времени сведения о природе, материальном производстве, культуре и быте Древней Руси и соседних народов.

Помимо Л. с. Л. работа царской мастерской характеризуется и другими произведениями: в кон. 60-х гг. XVI в. там был переписан комплект макарьевских Великих Миней Четиих (из которого сохранились экземпляры ГПБ, Солов. собр., № 501/520, 504/523, 505/524, 508/527, 514/533), служебная Минея (ГБЛ, ф. 247, № 332) и создан знаменитый лицевой Егоровский сборник (ГБЛ, ф. 98, № 1844); в 70-х гг. XVI в. были выполнены лицевое Житие Николая Мирликийского (ГБЛ, ф. 37, № 15), повторный экземпляр майской Минеи Четии (ГИМ, Епарх. собр., № 463), переписан Апостол (ЛОИИ, собр. Н. П. Лихачева, № 203). В некоторых из отмеченных рукописей Миней Четиих сохранилась разметка, сделанная свинцовым карандашом и свидетельствующая о подготовке текста житий святых к иллюстрированию.

Лит.: Лихачев Н. П. Палеографическое значение бумажных водяных знаков. СПб., 1899. Ч. 1. С. CIV–CXXI; Пресняков А. Е. Московская историческая энциклопедия XVI в. // ИОРЯС. 1900. Т. 5, кн. 3. С. 824–876; Арциховский А. В. Древнерусские миниатюры как исторический источник. М., 1944; Подобедова О. И. Миниатюры русских исторических рукописей. М., 1965. С. 102–332; Покровская В. Ф. Из истории создания Лицевого летописного свода второй половины XVI в. // Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги Библиотеки АН СССР. М.; Л., 1966. С. 5–19; Протасьева Т. Н. К вопросу о миниатюрах Никоновской летописи // Летописи и хроники. Сб. статей 1973 г. М., 1974. С. 281–283; Творогов О. В. О составе и источниках хронографических статей Лицевого свода // ТОДРЛ. Л., 1974. Т. 28. С. 353–364; Амосов А. А. 1) К вопросу о времени происхождения Лицевого свода Ивана Грозного // Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги Библиотеки АН СССР. Л., 1978. С. 6–36; 2) Датировка и кодикологическая структура «Истории Грозного» в Лицевом летописном своде: (Заметки о бумаге так называемой Царственной книги) // Вспомогательные исторические дисциплины. Л., 1982. Т. 13. С. 155–193; Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI–XVII вв. М., 1980. С. 206–265.

Доп.: Лурье Я. С. Генеалогическая схема летописей XI–XVI вв., включенных в «Словарь книжников и книжности Древней Руси» // ТОДРЛ. Л., 1985. Т. 40. С. 190–205.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *