летучая мышь о чем оперетта
«Летучая мышь», Иоганн Штраус-младший
ОПЕРЕТТА «ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ» – ТРУДНОСТИ ЛЕГКОГО ЖАНРА
«Летучая мышь» – одно из самых непревзойденных творений не только автора, Иоганна Штрауса-младшего, но одна из самых изумительных оперетт. Согласно неподтвержденным слухам, Жан Оффенбах натолкнул Штрауса на мысль писать оперетты. Однажды, беседуя с композитором Оффенбах невзначай заметил: «А почему бы вам, милый Штраус, перестать писать вальсы и начать писать оперетты?» Утверждают, что идея очень понравилась Штраусу, и сейчас мы можем наслаждаться великолепными опереттами, написанными композитором. История же создания оперетты «Летучая мышь» подтверждает, что путь от сценария к спектаклю порой бывает нелегким.
За основу сюжета оперетты была взята пьеса «Ревельон» («Бал в сочельник, или Часы с боем»), авторами которых стали известные драматурги Мельяк и Галеви, написавшие также сценарий «Кармен», известной оперы Жоржа Бизе. Штраусу очень понравился сценарий, поэтому писал он оперетту с большим воодушевлением. И хотя работал преимущественно ночами, закончил ее в рекордный срок – за 6 недель или за 42 ночи!!
Премьера «Летучей мыши» состоялась 5 апреля 1874 года. Как это не удивительно, хотя история насчитывает немало таких примеров в мире музыки, оперетта не вызвала восторженного приема у публики. Штраус не был разочарован слишком сильно, но многие участники постановки рассчитывали на более теплый прием. Весомую роль в отношении к спектаклю сыграли критики, давшие не очень высокие оценки оперетте.
Например, критик Э. Ганслик, мнение которого было довольно весомым в венском обществе, назвал оперетту «попурри из вальсовых и полечных мотивов». «Летучая мышь» действительно стала классическим образцом танцевальной оперетты. За основу почти всех номеров были взяты вальс или полька. Но то, что критик посчитал банальным, определило судьбу произведения.
Триумфальное шествие оперетты
Оперетта получила единственный благожелательный отзыв в газете «Morgenpost», автор которого тонко отметил, что «в партере можно было заработать морскую болезнь из-за покачиваний публики в такт волшебным звукам».
Таким образом, спектакль прошел 17 раз и был снят из репертуара. Однако в июне того же года «Летучая мышь» с огромным успехом прошла в Берлине. Благодаря этому триумфу, оперетта вернулась на венскую сцену, став жемчужиной венской опереточной сцены. Удивительно, а возможно совсем и не удивительно, но в этот раз спектакль получил одобрительные отзывы от критиков.
Оперетта «Летучая мышь» до сих не сходит с театральных сцен, оставаясь любимейшим музыкальным произведением своего жанра. Очарование ее радостных мелодий, их веселая танцевальность пленяют своим праздничным жизнеутверждением, а тонкий юмор и филигранная ирония, мастерски вписанные в сюжетную линию, восхищают и соединяют мелодраматический и чисто комедийный стили. Музыку этой оперетты отличает особая атмосфера радости, предвкушения праздника, ожидания новых эмоций… Штраус в ней воспевает знакомые каждому человеку идеалы – тепло семейного очага, преданная любовь, чистота помыслов и душевный покой. Ненавязчивая и легко запоминающаяся музыка дарит зрителю веру в настоящую любовь, подлинную красоту и истинное счастье, к которым стремится сердце и разум каждого из нас.
Сюжет «Летучей мыши»
«Летучая мышь» – это набор розыгрышей, остроумного вранья и переплетенных недоразумений, в которые попадают главные герои, два друга – коммерсант Генрих Айзенштейн и директор театра Фальк. Один влюбляется в незнакомку, не догадываясь, что под маской летучей мыши скрывается собственная жена Розалинда; другой – в служанку Адель, при том, что он посмеивается и подшучивает над ее желанием стать актрисой его театра.
По решению суда Айзенштейн должен провести восемь дней в тюрьме за оскорбление полицейского, но Фальк приносит пригласительные на бал у графа Вилленберга. Куда денется тюрьма?! Конечно, это может подождать! Безутешная жена Айзенштейна, красавица Розалинда, искренне переживает из-за разлуки с мужем, тут еще и служанка Адель подозрительно неожиданно отпрашивается, а появление преданного поклонника Альфреда делает интригу еще более захватывающей. Прибывает карета, чтобы отправить Генриха в тюрьму. И что же сделает Розалинда.
Видео оперетты «Летучая мышь»
В основу сюжета оперетты «Летучая мышь» был взят реальный случай из жизни, когда на бале-маскараде мужчина не узнал свою жену под маской, и был очарован «прекрасной незнакомкой». Сюжет не нов, но по-прежнему актуален: порой нужно скрыться под маской, чтобы быть замеченной собственным мужем! И нужно обладать женской мудростью Розалинды, чтобы выйти с достоинством из этой пикантной ситуации. А как выкрутится из нее неверный муж, узнают зрители оперетты «Летучая мышь».
Фильм «Летучая мышь»
В 1978 режиссер Ян Фрид снял одноименный музыкальный фильм на студии «Ленфильм», премьера которого состоялась 4 марта 1979. В фильме снялись таких замечательные актеры как Юрий Соломин, Людмила Максакова, Лариса Удовиченко, Виталий Соломин, Олег Видов, Юрий Васильев, Игорь Дмитриев и другие. Фильм, как и оперетта, завоевал популярность на долгие годы, и уже несколько поколений наслаждаются жизнерадостной музыкой, написанной Штраусом, блестящей игрой актеров и тонким юмором. «Летучая мышь» – классика оперетточного жанра!
Летучая мышь (оперетта)
фарс Ю. Р. Бенедикса «Тюремное заключение» и водевиль Анри Мельяка и Людовика Галеви «Новогодний вечер»
Летучая мышь (нем. Die Fledermaus ) — оперетта австрийского композитора Иоганна Штрауса (сына). Немецкое либретто Карла Хаффнера и Рихарда Жене на основе фарса немецкого драматурга Юлиуса Родериха Бенедикса «Тюремное заключение» и водевиля французских авторов Анри Мельяка и Людовика Галеви «Новогодний вечер» (фр. Le réveillon ). Премьера состоялась 5 апреля 1874 года в театре «Ан дер Вин».
Содержание
История создания
В 1872 году венский театр «Ан дер Вин» взвешивал возможность постановки французского водевиля Анри Мельяка и Людовика Галеви «Новогодний вечер». В конце концов директор театра М. Штейнер отказался от этой мысли, тем более что сюжет Мельяка и Галеви представлял собой переделку шедшего ранее фарса Ю. Р. Бенедикса «Тюремное заключение». Не нашедший применения черновой текст директор предложил Иоганну Штраусу в качестве либретто новой оперетты «Летучая мышь». [1]
Весёлый, остроумный, праздничный дух либретто понравился Штраусу, и вся партитура была закончена им за 6 недель, уже 5 апреля 1874 года состоялась премьера. Поначалу «Летучая мышь» большой популярности не имела, но тем не менее не сходила с репертуара венских театров. Спустя 3 года переделанная версия (под названием «Цыганка») завоевала оглушительный успех в Париже, затем оперетту начали ставить повсюду, включая Австралию и Индию. [1] Окончательный триумфальный успех пришёл спустя 20 лет, после появления новой редакции (Густав Малер, Гамбург).
Действующие лица
Генрих фон Айзенштайн | тенор |
Розалинда, его жена | сопрано |
Адель, горничная Розалинды | сопрано |
Ида, ее сестра | сопрано |
Альфред, учитель пения | тенор |
Доктор Фальк, нотариус | баритон |
Доктор Блинд, адвокат | тенор |
Франк, директор тюрьмы | баритон |
Князь Орловский | меццо-сопрано либо баритон |
Иван, слуга князя | разговорная роль |
Фрош, тюремный сторож | разговорная роль |
Гости и слуги на балу у князя Орловского (хор) |
Синопсис
Действие первое. В доме Айзенштайна
Под окном дома влюбленный в Розалинду учитель пения Альфред поет серенаду. Но его слышит лишь горничная Адель, которая со смехом разочаровывает влюбленного. Она читает письмо от своей сестры Иды. Та приглашает Адель принять участие в бале у знаменитого мецената князя Орловского. Адель в восторге — она мечтает стать актрисой, а князь известен своим покровительством театральному искусству. Входит Розалинда. Адель делает грустное лицо. Сегодня вечером ей необходимо отлучиться — тяжело заболела ее любимая тетя. Розалинда согласна. С улицы ее окликает Альфред. Но Розалинда непреклонна — она верна своему мужу.
Появляется разъяренный Айзенштайн в сопровождении адвоката Блинда. Благодаря бездарности последнего он проиграл судебный процесс и теперь должен провести восемь дней в тюрьме из-за ссоры с офицером. Между Айзенштайном и Блиндом происходит бурное объяснение. Блинд уходит. Адель докладывает о приходе нотариуса Фалька, друга Айзенштайна. Фальк приглашает Айзенштайна на бал к князю Орловскому. Там будет весело. Розалинде он предлагает сказать, что Айзенштайн идет в тюрьму, а на самом деле в тюрьму поехать утром — после бала. Айзенштайн соглашается. С притворной грустью он прощается с женой и уходит. Вслед за ним уходит и Адель.
Розалинда остается в доме одна. Внезапно появляется Альфред. Он пришел, чтобы еще раз сказать о своей любви. В разгар объяснения приходит директор тюрьмы Франк. Он приехал, чтобы забрать Айзенштайна в тюрьму. Увидев Розалинду наедине с Альфредом, он принимает последнего за Айзенштайна. Чтобы не скомпрометировать Розалинду, Альфред признает себя Айзенштайном и вместе с Франком отправляется в тюрьму.
Действие второе. Зал во дворце князя Орловского
Гости поют и танцуют. Хозяин дома миллионер князь Орловский скучает. Уже давно его ничто не может развеселить. Фальк обещает устроить сегодня такое развлечение, которое даже у князя вызовет улыбку. Появляются Ида и Адель. Фальк представляет Адель присутствующим как знаменитую в России актрису Ольгу. Входит Айзенштайн. Его Фальк представляет как французского маркиза Ренара. Айзенштайн сразу же попадает в глупое положение, заявив, что он узнал Адель, свою горничную. Князь и все гости возмущены — ведь это известная русская актриса. Приехавшего директора тюрьмы Франка Фальк представляет как французского шевалье Шагри. Кроме того, Фальк приготовил гостям еще один сюрприз — это таинственная венгерская графиня, которая прибудет в маске.
Появляется графиня. Это Розалинда, которая тоже получила приглашение на бал от Фалька вместе с венгерским костюмом. Розалинда возмущена, когда ей представляют Айзенштайна, Франка и Адель под вымышленными именами, но не показывает этого. Айзенштайн признается прекрасной незнакомке в любви. Розалинда отказывается снять маску, заявив, что он узнает ее по своим часам, которые она забирает у Айзенштайна на память. Чтобы доказать, что она действительно венгерка, Розалинда поет и танцует венгерский чардаш. Айзенштайн в восторге от нового любовного приключения. Он решает развеселить гостей анекдотом из жизни нотариуса Фалька: в прошлом году после маскарада в опере Фальк так напился, что не мог идти, и тогда Айзенштайн уложил его спать на центральной площади на скамейке. Самое смешное, что Фальк был в костюме летучей мыши, и когда, проснувшись утром, он шел домой, все жители смеялись над ним. Рассказ Айзенштайна слушают князь Орловский и Фальк. Теперь вам понятна цель моих действий, говорит Фальк, — это месть за унижение летучей мыши. Тем временем бал подходит к концу. Гости поют общую песню.
Действие третье. В тюрьме
Покой тюремного сторожа Фроша нарушает Альфред, который в своей камере поет арии из различных опер. Наступает утро. Возвращается Франк, который спрашивает Фроша о том, как прошла ночь в тюрьме. Внезапно появляются Ида и Адель. Они продолжают разыгрывать Франка, делая вид, что принимают его за француза. Адель, выдающая себя за русскую актрису, демонстрирует свое искусство. Затем, услышав, что кто-то идет, Франк прячет Адель и Иду в одной из камер. Приезжает Айзенштайн, которого Франк считает маркизом Ренаром. Айзенштайн тоже продолжает считать Франка шевалье Шагри.
В тюрьму прибывает адвокат Блинд. Он добился пересмотра решения суда, и Айзенштайна должны освободить. Фрош выпускает из камеры Альфреда. Появляется Розалинда. Между нею и Айзенштайном происходит бурное объяснение. Айзенштайн требует объяснить, каким образом Альфред оказался в тюрьме под его именем. В ответ Розалинда показывает мужу его собственные часы, которые он подарил таинственной венгерке. Айзенштайн уличен в неверности. Франк выпускает из камеры Иду и Адель. Появляются князь Орловский и Фальк. Орловский обещает способствовать поступлению Адели на сцену и благодарит Фалька. Он давно так не веселился, как в этот раз. Фальк также доволен — месть летучей мыши свершилась — Айзенштайн выставлен в глупом свете перед всем обществом. Розалинда прощает мужа. Все поют финальную песню.
Музыкальные номера
В оригинале
УВЕРТЮРА
ПЕРВЫЙ АКТ
В русском переводе
УВЕРТЮРА
ПЕРВЫЙ АКТ
Дискография
Экранизации
Оперетта экранизировалась в разных странах около 20 раз, начиная с 1917 года (первые киноверсии были немыми).
Известные исполнители
Розалинда
В астрономии
Литература
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Летучая мышь (оперетта)» в других словарях:
Летучая мышь (значения) — Летучие мыши (Microchiroptera) подотряд рукокрылых, содержащий большую часть видов этого отряда. Летучая мышь оперетта композитора Иоганна Штрауса. Летучая мышь (кадриль) танец, заимствован из оперетты летучая мышь Летучая мышь… … Википедия
Летучая мышь — Летучие мыши (Microchiroptera) подотряд рукокрылых, содержащий большую часть видов этого отряда. Летучая мышь оперетта композитора Иоганна Штрауса. Летучая мышь (фильм) Летучая мышь название конструкции переносной керосиновой лампы … Википедия
ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ — «ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ», СССР, Ленфильм, 1979, цв., 141 мин. Фильм оперетта. По одноименной оперетте Иоганна Штрауса. В ролях: Юрий Соломин (см. СОЛОМИН Юрий Мефодьевич), Людмила Максакова (см. МАКСАКОВА Людмила Васильевна), Лариса Удовиченко (см.… … Энциклопедия кино
Летучая мышь (театр-кабаре, 1908) — У этого термина существуют и другие значения, см. Летучая мышь (значения). театр кабаре «Летучая мышь» … Википедия
Летучая мышь (фильм, 1979) — У этого термина существуют и другие значения, см. Летучая мышь (значения). Летучая мышь Жанр музыкальный фильм / оперетта Режиссёр Ян Фрид В главных ролях … Википедия
ОПЕРЕТТА — итальянское слово (operetta) и означает буквально маленькая опера. Становление оперетты связано с Францией второй половины 50 х годов прошлого века. Оперетта возникла из театральных интермедий коротеньких представлений, которые шли в антрактах… … Музыкальный словарь
Оперетта — Илона Палмай в роли Серполетты («Корневильские колокола») Оперетта (итал. operetta, дословно маленькая опера) театральное представление, в котором отдельные музыкальные номера чередуются с д … Википедия
оперетта — ы, ж. 1) только ед. Жанр музыкально комедийного искусства, сочетающий инструментальную (оркестровую) музыку с вокальной (сольной или хоровой), с танцем и текстом. Вы предпочитаете оперу или оперетту? 2) Произведение такого жанра. Оперетта… … Популярный словарь русского языка
Оперетта — (итал. operetta, уменьшит. от opera; букв. маленькая опера). 1) С 17 в. до сер. 19 в. небольшая опера. Смысл термина О. с течением времени менялся. В 18 в. с ним часто связывали определ. жанровый тип (бытовая комедия, пастораль),… … Музыкальная энциклопедия
оперетта — (итал. operetta – маленькая опера), музыкально театральный жанр, представление преимущественно комедийного характера, в котором герои то поют, то говорят. Ведёт происхождение от комической оперы 18 в. Как самостоятельный жанр сложилась в Париже к … Художественная энциклопедия
История одного шедевра: оперетта «Летучая мышь» Штрауса-сына – ее ненавязчивая музыка создает ощущение праздника, интриги и счастья
Иоганн Штраус (сын) – выдающийся австрийский композитор и дирижер. Его творческое наследие включает в себя около 500 оркестровых танцевальных пьес, большинство которых составляют вальсы. Он автор полек, галопов, оперетт, комической оперы «Рыцарь Пазман» и балета «Золушка».
Штраус-сын вошел в историю музыки, прежде всего, как мастер классического венского вальса, но также он получил известность как создатель оперетт. Одной из самых известных и блестящих его работ в этом жанре стала оперетта «Летучая мышь».
5 апреля 1874 года в Вене оперетта «Летучая мышь» Иоганна Штрауса-сына впервые была исполнена в театре «Ан дер Вин». Это удивительно, но «Летучая мышь» была холодно принята той самой изысканной венской публикой, которая боготворила Штрауса за вальсы. Оперетта не выдержала и двадцати представлений в первом сезоне, после чего была снята с репертуара театра.
Однако в Берлине это произведение Штрауса имело огромный успех, еще более восторженно его приняли парижане. В Париже нарасхват шли не только портреты композитора, но шляпы и перчатки «а ля Штраус» и галстуки «Летучая мышь». Лишь после такого триумфа в Европе эта оперетта, вновь поставленная в Вене, была достойно оценена зрителями.
В дальнейшем вальсы Штраус писать не перестал, но также создал множество прекрасных оперетт. Из шестнадцати написанных композитором произведений данного жанра лучшей, бесспорно, можно назвать именно «Летучую мышь», историю создания которой мы сегодня и рассказываем.
Первая афиша оперетты «Летучая мышь»
«Летучая мышь» – это классический образец танцевальной оперетты, воспевающей яркие эмоции, любовные переживания и семейные перипетии под торжественные мотивы вальса и польки. Это музыкальное произведение по-прежнему пользуется успехом и симпатией среди театральной публики. Мелодраматический и комедийный стиль оперетты, пронизанный филигранной иронией и тонким юмором, легко воспринимается зрителем, а приятная, ненавязчивая музыка создает ощущение праздника, интриги и счастья.
Сюжет произведения «Летучая мышь» актуален всегда, ведь он описывает вечные проблемы семейного быта, супружеских отношений, любви и ревности, радости и разочарований. Пикантная ситуация, в которую попадают главные герои произведения, открывает перед зрителем всю палитру эмоций. Неверному Айзенштайну предстоит влюбиться в собственную супругу, представшую в образе прекрасной незнакомки, а очаровательной Розалинде следует постигнуть новые грани женской мудрости и обаяния, чтобы возродить былые чувства и сохранить семейный очаг.
История создания и постановки
Основой для написания произведения стала пьеса «Ревельон», созданная знаменитыми драматургами Мельяком и Галеви. Сюжет пришелся по душе Штраусу, поэтому «Летучая мышь» написана с исключительным вдохновением и закончена в максимально сжатые сроки. Всего 6 недель или 42 ночи понадобилось композитору для завершения работы. Над либретто работали Карл Хаффнер и Рихард Жене.
И вот, как уже было отмечено, 5 апреля 1874 года состоялась презентация оперетты, однако поначалу она не сопровождалась восторженными овациями зрителей. Критики посчитали спектакль банальным и посредственным и, тем самым, повлияли на общее мнение публики. Участники постановки ожидали большего успеха, но сам Штраус не очень огорчился подобным результатом. Еще 17 раз был поставлен спектакль для венской публики и летом того же года произведение увенчалось успехом в Берлине. Оперетта победоносно вернулась на венскую сцену. Теперь произведение получает высокие оценки и одобрительные отклики, она становится настоящей «изюминкой» опереточной сцены.
Через три года в Париже презентуется переделанная версия под названием «Цыганка». Спектакль завоевывает долгожданное признание среди зрителей разных стран, в том числе Австралии и Индии. Однако настоящий триумф оперетта получила только спустя 20 лет после постановки в Гамбурге. Европейский зритель по достоинству оценил комический спектакль, который стал одним из наиболее ярких и представительнейших театральных произведений.
В России «Летучая мышь» всегда проходит с успехом. На столичных театральных сценах комедия появлялась периодически: в 1933 году, потом в 1962 году, а также в 1972-м. Последняя версия поставлена Георгием Анисимовым.
В 1946 году комедия была представлена в новой, оригинальной интерпретации. Измененная версия Михаила Вольпина и Николая Эрдмана послужила основой для снятия художественного фильма.
Интересные факты
◆ Существует версия, что при написании произведения «Летучая мышь», Иоганн Штраус взял реальный случай из жизни. Народная молва повествовала об истории неверного мужа, который не узнал свою супругу в маскарадной маске и был пленен ее очарованием и загадочностью.
◆ В 1979 году Роланом Пети был поставлен балетный вариант оперетты. Премьера состоялась в Марселе. Автором внесены небольшие правки в сюжет произведения, в частности наблюдается изменение имен главных героев и места событий. Так, например, Айзенштайн стал Иоганном, его супруга – Белла, а Фальк переименовался в Ульриха. Действие происходит в Париже. Наиболее важную роль в постановке отводиться богемскому танцу.
◆ Пьеса «Часы с боем», взятая за основу оперетты «Летучая мышь», претерпела множество изменений. Планировалось преобразовать сюжет таким образом, чтобы он имел «венский» характер. Значительную роль в создании нынешнего произведения сыграл талантливый драматург и композитор Р. Жене. Оригинал пьесы с французскими мотивами был существенно изменен и получил новое название: «Никто не любит летучую мышь». Ради венской публики в сценарии появился новый персонаж – шутник и весельчак, доктор Фальк. Однажды друг Штрауса, Густав Леви, прочел пьесу и посоветовал Р. Жене отдать произведение «королю вальсов».
◆ Оперетта «Летучая мышь» особенно воспевает женский характер, подчеркивает очарование и мудрость прекрасного пола. Композитор создал сюжет таким образом, чтобы вызвать интерес зрителя к двум главным женским ролям.
◆ Многие специалисты считают, что знаменитый австрийский композитор Иоганн Штраус является первопроходцем в области танцевальной оперетты.
◆ Согласно мнению некоторых историков, первая супруга великого композитора Иогана Штрауса, Генриетта Трефц, советовала супругу попробовать свои силы в жанре оперетты и способствовала его работе над музыкальными произведениями. Оперная певица активно занималась копированием нот и подготовкой супруга к гастролям. По другой версии французский композитор Жак Оффенбах предложил Штраусу прекратить работу над вальсами и создавать оперетты. С тех пор Штраус написал шестнадцать оперетт и «Летучая мышь» – третья по счету.
◆ «Летучая мышь» экранизировалась приблизительно 20 раз и по праву завоевала мировую популярность. Первые кинофильмы появляются в 1917 году. Тогда художественные постановки были немыми.
◆ В 1918 году открыли астероид 900 Rosapndе. Космический объект был назван в честь главной героини оперетты.
◆ В 1942 году вышел в свет мюзикл «Розалида», созданный на основе произведения «Летучая мышь».
◆ Первые постановки оперетты не отличались успехом, однако один доброжелательный отзыв был напечатан в газете «Morgenpost» (Берлин). Автор издательства шутливо заявил, что во время просмотра оперетты легко заболеть морской болезнью от ритмичных покачиваний зрителей в такт мелодичным звукам. Действительно, Штраус считается королем вальса, поэтому в оперетте преобладают танцевальные мотивы.
◆ В 1975 году в книге «Звездные часы оперетты» А. Владимирской упоминается о музыкальном произведении «Летучая мышь». Автор отметил, что в театре еще не слышали мелодий столь солнечных и веселых.
◆ В последние годы своей жизни Иоганн Штраус мало появлялся на публике и почти не выходил из своего дома. Однако в день 25-летия музыкального произведения «Летучая мышь» композитор сделал исключение. По случаю торжества его пригласили в качестве дирижера. К сожалению, пожилой музыкант не рассчитал свои силы и слишком усердствовал во время спектакля. По дороге домой Штраус простыл. Вследствие простуды началось воспаление легких, и сердце великого маэстро остановилось 30 июня 1899 года.
В публикации использованы материалы издания soundtimes.