лейтенантская проза что это
Лейтенантская проза
У «оборонщиков» уже в конце 30-х годов были и противники, которых, впрочем, презрительно называли «пораженцами». В частности, оптимизм «оборонной» литературы не разделяли поэты А.Т. Твардовский, К.М. Симонов, А.А. Сурков. Опыт участия советских добровольцев в испанской войне, в халхин-гольском и хасанском конфликтах, опыт советско-финской войны выявили, что широкомасштабные военные наступления противника едва ли удастся отразить «малой кровью», что «оборонная» литература по сути своей занимается лакировкой действительности, что концепция писателей-оборонщиков отдаёт банальным настроением шапкозакидательства.
Особый период в биографиях буквально всех писателей в 1940-е гг. составила Великая Отечественная война. На фронте побывало более тысячи советских писателей. Попытки осмыслить начавшуюся войну, предугадать её исход легли в основу литературы военного времени. Начиная с января 1942 года газеты «Красная звезда», «Правда», «Комсомольская правда», «Известия» публикуют военные очерки и рассказы В. Гроссмана, К. Симонова, К. Паустовского, Б. Горбатова, главы из «Молодой гвардии» А. Фадеева, поэму «Василий Тёркин» А. Твардовского… Вопреки расхожему убеждению о том, что для осмысления военных событий требуется время, вопреки выражению «Когда грохочут пушки, музы молчат», даже перечисление произведений о войне, созданных в годы войны, заняло бы немало места.
Особо стоит отметить созданную в 1943 году повесть Бориса Горбатова «Непокорённые», которая мотивно перекликается с произведением Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Горбатов видел свою задачу в «духовном вооружении нашей армии». Осмыслить характер нашего сопротивления сильному противнику, осознать перспективы войны, не утратить надежду в ситуации жестоких боёв и страшных потерь – такова была задача писателя. Горбатов был одним из первых, кто подробно описал, что происходило на оккупированных фашистами территориях, как преодолевали страх люди, оказавшиеся в ситуации, когда «могли без вины и суда поставить к стенке; могли расстрелять, а могли и отпустить, посмеявшись над тем, как человек на глазах седеет». Несомненным достоинством повести является то, что автор отступил от подчёркнутой публицистичности, которая была свойственна многим произведениям о войне, создававшимся по горячим следам. Горбатов описывает то, как преодолевала страх донбасская семья Тараса в условиях, когда среди знакомых, пользовавшихся доверием людей, оказывались трусы и предатели.
Попытку создать эпопею о Великой Отечественной войне не удалось в полной мере осуществить Михаилу Александровичу Шолохову, который в 1943 году начал публиковать свой роман-эпопею «Они сражались за Родину». Главы, напечатанные в годы войны, обращали на себя внимание подчеркнуто агитационным, мобилизационным характером, подлинная же художественная глубина, на которую способен был Шолохов, в них отсутствовала. В 1960-е годы писатель вернётся к своему роману, введёт тему политических репрессий до и во время войны, раздвинет рамки повествования, но брежневское руководство не одобрит шолоховского «либерализма», и роман, претендовавший на роль «Войны и мира» двадцатого столетия, так и не будет завершён.
С началом хрущёвской оттепели появилась возможность рассказать «окопную правду», поэтому в 1950-1980-е годы появляется большое количество произведений писателей-фронтовиков, и все эти произведения объединяют характерные черты «лейтенантской» прозы»:
Авторы и произведения «лейтенантской» прозы