лиличка маяковский о чем стихотворение
«Лиличка!»: История самого страстного стихотворения Владимира Маяковского
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Эхо неистовой любви
Возникает подобие салона, где собираются творческие «сливки общества», и Маяковский получает столь желанную возможность регулярно видеться с Лили. Присутствие супруга не мешает развитию бурного романа. Чтобы представить, какие муки терпел Маяковский, находясь в этом, пока еще классическом, любовном треугольнике, можно забежать вперед и провести параллели с последующим периодом «жизни втроем».
В 1918 году Маяковский не выдержал накала чувств и обратился к Лили и Осипу с просьбой принять его в свою семью. Презрев все нормы морали, супружеская чета дала согласие. Впоследствии Лили убеждала окружающих, что живет с законным супругом под одной крышей только из жалости к нему, а душой и телом предана Маяковскому. Однако это было не так.
Из мемуаров Лили следует, что она занималась любовью со своим законным супругом, а Володю на это время запирали в кухне. Крича, плача и скребя дверь, он пытался прорваться к ним…
Лили же не видела ничего плохого в любовных страданиях Маяковского и считала, что именно после таких встрясок рождаются гениальные произведения. Вероятно, нечто подобное происходило и в мае 1916 года, когда в стихотворении «Лиличка!» Маяковский выплеснул всю бурю своих эмоций. Причем в момент создания шедевра любовники находились в одной комнате.
Вне правил
Исчерпав устные убеждения в искренности своих чувств, Маяковский обращается к возлюбленной в поэтической форме. Если у приверженцев романтизма даже несчастная любовь изображается с помощью светлых образов, то авангардист Маяковский использует совершенно другие приемы. Несмотря на нежное название, в самом стихотворении поэт выражает свои чувства грубыми, контрастными эпитетами.
Его слова грохочут как камнепад и лязгают как железо. Он сравнивает свои чувства с тяжкой гирей, ощущает, что сердце его заковано в железо. Любовь для него – это горечь, которую можно только «выреветь». Отдельные утонченные эпитеты, говорящие о цветущей душе и нежности, лишь подчеркивают грубость остальных фраз.
Как и большинство произведений Маяковского, «Лиличка!» написана по канонам футуризма, главный из которых – отказ от всех привычных канонов. И это кажется символичным.
Пренебрегая традициями супружеских отношений, выбирая свободную любовь, Маяковский использует столь же свободные и нетрадиционные инструменты для отражения своих чувств. Их непохожесть, нестандартность, уникальность подчеркивается множеством искаженных слов и неологизмов: опожаренном, крученыховском, иссечась, обезумлюсь…
Уже во время создания стихотворения, Маяковский видит выход из запутанного любовного треугольника в своем самоубийстве. Но тут же отказывается от смерти, которая не позволит ему даже просто видеть любимую женщину. По своему эмоциональному накалу «Лиличка!» не знает себе равных. При этом гению удаются выразить предельную страсть, используя восклицательный знак лишь однажды – в названии.
Путь к читателю
Первая публикация стихотворения состоялась в 1934 году – только спустя 4 года после гибели автора. Нетривиальное поведение Лили Брик послужило причиной последующих цензурных запретов, которые действовали до конца советской эпохи. Лишь в 1984 году, в Челябинске, увидел свет еще один сборник, включающий стихотворение «Лиличка!».
Лирический шедевр вдохновил и композиторов – музыку к нему написали Владимир Мулявин и Александр Васильев. Объединив в себе безмерную тоску и неприкрытое отчаяние, трогательную нежность и сентиментальность, откровенные признания Маяковского позволяют и сегодня почти тактильно, на физическом уровне, ощутить, сколь сильной и трагичной была его любовь.
Лиличка!
Вместо письма
Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
В.В. Маяковский, «Лиличка»: анализ
Автор: Guru · Опубликовано 04.04.2017 · Обновлено 08.10.2017
Стихотворение В. В. Маяковского «Лиличка!» входит в золотую коллекцию произведений о любви, в нем Маяковский – настоящий, без эпатажа, свойственного ему в ранних произведениях.
В.В. Маяковский, «Лиличка» слушать
«Маяк» — песня группы «Сплин» на стихи Маяковского
Кому посвящено стихотворение «Лиличка»? История создания
В 1915 году судьба молодого поэта круто поменялась: он познакомился с Лилей Брик – женщиной, оставившей роковой след и в жизни, и в творчестве Маяковского. Лиля была замужем, но это не мешало ей вести достаточно вольный образ жизни: она проповедовала «новые» рамки поведения для женщин. Молодой и талантливый поэт лишь привлек ее, но Маяковский полюбил по-настоящему, сознавая всю трагичность этих отношений. Через год после знакомства молодых людей, 26 мая 1916 года, была написана «Лиличка!», подзаголовок «Вместо письма» показывает всю сокровенность этой взволнованной исповеди.
Стихотворение «Лиличка»: жанр, тема, идея, направление
Тема любви блистательно раскрыта в стихотворении, каждое сравнение отсылает нас к ней: «Если быка трудом уморят – он уйдет, разляжется в холодных водах. Кроме любви твоей, мне нету моря, а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых».
Идея «Лилички!» в вечности сложной, но колоссальной любви: «Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа». Поэт осознает, но не может принять то, что чувства любимой не столь же сильны и масштабны: «Сегодня сидишь вот, сердце в железе. День еще – выгонишь, может быть, изругав».
Маяковский в тот период – ярый футурист, но его «Лиличка!» походит на футуристическое произведение лишь «рваной» строкой. Однако эта строка также помогает в художественном восприятии данного стихотворения, ведь это не рационалистический, а взволнованный и страстный монолог.
Лирический герой в стихотворении «Лиличка»
Центральный образ – сам поэт и его переживания. Чтобы подчеркнуть масштаб своей трагической любви, автор вводит образы быка и слона, которые ищут и находят покой и отдых, в отличие от лирического героя. Маяковский отделяет себя от поэзии, говоря, что поэт бы так не стал мучиться, «он любимую на деньги б и славу выменял».
Средства художественной выразительности: примеры из текста
Стихотворение изобилует метафорами: «сердце в железе», «сломанная дрожью рука», «любовь моя – тяжкая гиря», «душу цветущую любовью выжег», «слов моих сухие листья». Они показывают переживания героя, его обреченность, понимание, что лучшие дни, когда его душа цвела, прошли.
Гипербола – любимый прием Маяковского: «И в пролет не брошусь, и не выпью яда, и курок не смогу над виском нажать. Надо мною, кроме твоего взгляда, не властно лезвие ни одного ножа». С помощью него любовь приобретает космический размер, удивительно, как столько чувств умещается в одном человеке. Эпитеты «Лилички!» образны и оригинальны – «крученыховский ад», «мутная передняя», «горечь обиженных жалоб», «опожаренный песок», «суетных дней взметенный карнавал». Благодаря нескольким ярким эпитетам создается целая картина: читатель видит эту комнату, улицу, образы, ощущает на себе чувства героя.
Композиция произведения
Стихотворение можно разделить на три части: первая – вступление, где рисуется картина событий (комната, в которой, вероятно, произошла ссора, но которая напоминает о былом счастье); вторая – размышления о сложности любовного чувства, необходимости его прекратить (образы быка, слона и поэта); третья – победа любви, герой еще любит, хоть и понимает всю обреченность этого чувства.
Актуальность лирики Маяковского
«Лиличка!» — одно из лучших стихотворений В. Маяковского, показывающее, что за всеми своими агитками, рекламами, революционно-общественной деятельностью, поэт остается человеком, способным полюбить серьезно и надолго. Это стихотворение актуально для каждого человека, любой хоть раз переживал такие трагические чувства.
Анализ стихотворения «Лиличка!» Маяковского
Всего получено оценок: 77.
Всего получено оценок: 77.
Любовные произведения В. Маяковского поражают откровенностью, некоторые из них напоминают оголённый нерв. В такой манере написано и стихотворение «Лиличка!», посвящённое его любимой женщине. Предлагаем узнать о нём больше, используя краткий анализ «Лиличка!» по плану, который пригодится для урока литературы в 11 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Лиличка!.
История создания – произведение было создано в 1916 г., спустя год после знакомства с Лилией Брик. Впервые опубликовано в 1934 г., поэта на то время уже не было в живых.
Тема стихотворения – страдания, вызванные любовью к женщине.
Композиция – Стихотворение написано в форме монолога-обращения лирического героя. Текст не делится ни на смысловые части, ни на строфы.
Жанр – послание.
Стихотворный размер – акцентный стих, рифмовка перекрёстная и кольцевая, некоторые строки не рифмуются.
Метафоры – «дым табачный воздух выел», «сердце в железе», «сломанная дрожью рука», «тело в улицу брошу я», «любовь моя – тяжкая гиря», «кроме любви твоей, мне нету солнца», «душу цветущую любовью выжег».
Эпитеты – «мутная передняя», «дикий я», «холодные воды», «опожаренный песок», «суетные дни».
История создания
Анализируемое произведение было написано Владимиром Владимировичем в 1916 г., спустя год после знакомства с Лилией Брик. Лилия была сестрой невесты Маяковского Эльзы. По иронии судьбы, Эльза сама познакомила Брик со своим женихом. Женщина сразу покорила поэта, хоть особой красотой не отличалась. Исследователи считают, что весь секрет её очарования был в темпераментности и неординарности.
Любовь Владимира и Лилии нельзя назвать счастливой. Женщина уже была замужем, но брачные узы не могли удержать её сердце. Живя с мужем, Брик завела роман с Маяковским. Такие отношения заставили поэта страдать, но любовь не убили. Внутреннее состояние Владимира Владимировича отобразилось на бумаге.
Долгое время стихотворениям Маяковского, посвящённым Лилии Брик, не было места в русской литературе. Цензура запрещала их из-за безумных «выходок» женщины, которые были известны широкому кругу людей. При жизни поэта произведение так и не появилось в печати. Впервые его опубликовали в 1934.
Тема произведения – страдания, принёсенные любовью. Раскрывается она в обращении лирического героя к возлюбленной. У стихотворения есть подзаголовок «Вместо письма», он, как бы намекает, что герой выражает свои чувства искренне. Он не хочет их афишировать, ведь душа героя открыта только для возлюбленной.
Сначала лирический герой описывает прокуренную комнату. Она такая же мрачная, как и его мысли, напоминает ад. Такие ощущения возникают у лирического героя из-за того, что возлюбленная охладела к нему. Герой предчувствует разрыв отношений. Он детально воспроизводит картину расставания, которую рисует его воображение: любимая женщина выгоняет его, и он с дрожащими руками в отчаянье бежит по улицам. В этом эпизоде раскрывается взрывной характер героини, который был присущ и её прототипу.
Любящий мужчина не желает доводить отношения до этой пиковой точки. Он хочет расстаться сейчас, пока возможно сделать это тихо, без ссор. Тем не менее он уверен, что женщина не сможет избавиться от любви полностью, и будет таскать её, как гирю.
В строках произведения появляются образы слона и быка. Оба зверя отправляются отдохнуть в место, которое приносит им успокоение. Слон и бык – метафорическое воплощение лирического героя и самого Маяковского, уставшего от любви.
Перед тем, как завершить своё «письмо», герой ещё раз признается женщине в любви. Он осознает, что возлюбленная скоро забудет о нём, но не теряет надежды на то, что его слова остановят её. Последние стихи поражают нежностью, которую герой сумел сохранить в растерзанном сердце.
Композиция
Композиция произведения соответствует футуристической манере. Оно написано в форме монолога-обращения лирического героя. Текст не делится ни на смысловые части, ни на строфы. Это целостный поток мыслей, которые появляются под давлением эмоционального напряжения.
Стихотворный размер – акцентный стих. Автор использовал смешанную рифмовку. Некоторые строки рифмами не объединены.
Жанр стихотворения – послание, о чём свидетельствует не только форма обращения, но и подзаголовок.
Средства выразительности
Стихотворение Маяковского «Лиличка»: анализ и история создания
Творчество Владимира Маяковского отличается оригинальной и дерзкой манерой, с помощью которой он изобличал пороки общества и выразительно говорил о проблемах своего времени и нового мироустройства. Однако отдельное место в литературе занимает его любовная лирика. Проводя анализ стихотворения Маяковского «Лиличка», можно увидеть, что в нём поэт с надрывом пишет о собственных чувствах, демонстрирует внутреннюю пылкость и по-настоящему обнажает свою душу.
История создания
Стихотворение было написано 26 мая 1916 года, через год после знакомства Маяковского с Лилей Брик. Их познакомила её сестра Эльза Триоле, с которой у поэта были поверхностные отношения. Лиля не отличалась особой красотой, однако легко покоряла мужчин своим обаянием, темпераментом и неординарностью. Очень скоро она стала музой Маяковского: он посвящал ей свои стихотворения и даже переселился поближе к ней.
Лилия была замужем: её муж Осип Брик на тот момент был далёк от литературы и занимался предпринимательством. Вскоре квартира Бриков стала настоящим богемным салоном, который посещали многие литераторы. При очевидном попустительстве Осипа Брика между Маяковским и Лилей начался бурный роман, который нашёл отражение в творчестве поэта. Стих «Лиличка» имеет подзаголовок «Вместо письма», но это не только обращение к даме сердца, это ещё и полемика с романтическими чувствами, которые испытывает лирический герой, сравнивающий своё чувство с ураганом, неуправляемой стихией и силой, способной причинить страдание.
Любовь поэта нельзя назвать счастливой. Лиле льстила его страсть к ней, но при этом она не собиралась разводиться с мужем, что вызывало у Маяковского жгучую ревность. Она то приближала его к себе, то отстраняла, играя на его чувствах и порой даже позволяя себе циничные высказывания о его привязанности.
Первая публикация стихотворения произошла в 1934 году, через четыре года после смерти поэта. В последующие десятилетия оно подвергалось цензурным ограничениям. Публикация стихов, посвящённых Брик, запрещалась из-за свободного поведения женщины, о чём было известно широкой общественности.
В начале 1980-х годов в свет выходил сборник любовной лирики Маяковского «Громада любви». Цензура не пропускала его из-за того, что многие лирические сочинения были посвящены Брик. Как отмечает исследователь Корнейчук, цензурные запреты, пытающиеся приглушить роль Лили Брик в жизни автора, порой доходили до абсурда. В итоге по указу комиссии издатели были вынуждены изъять фамилию и имя музы поэта, но название стихотворения «Лиличка» в сборнике чудом удалось сохранить.
Жанр и направление
Судя по подзаголовку «Вместо письма» и форме обращения лирического героя, жанр произведения — послание. В нём также присутствуют признаки элегии: в строках чувствуются грусть и разочарование.
В те годы Маяковский был ярым футуристом, но это стихотворение похоже на футуристическое произведение лишь «рваной» строкой. Этот приём значительно помогает и в художественном восприятии, делая монолог автора взволнованным и страстным. Маяковский продолжает экспериментировать с формой текста и пишет стихотворение своим излюбленным способом — «лесенкой».
Стихотворный размер — разностопный хорей с использованием чередующихся перекрестной и кольцевой рифмовки. Кроме того, некоторые строки не рифмуются или рифмуются недостаточно правильно, словно рифма не всегда поспевает за движением мысли автора.
Композиция произведения
Композиционно текст сложно разделить на смысловые части, как и стихотворения многих футуристов. Оно не делится на строфы и является единым потоком чувств, эмоций и рассуждений лирического героя.
Однако в произведении чётко обрисовываются три времени:
Эти три времени в едином порыве переплетаются в монологе автора воспоминаниями, сожалениями, страхами о будущем.
Тема, проблематика и идея
Анализ «Лилички» Маяковского по плану показывает, что основная тема произведения — любовь и страдания, которые она способна причинить. Это очень сильное, глобальное, разрушающее чувство. Поэт зависим от своей музы, но его привязанность — «тяжкая гиря», которая является мукой для них обоих.
В стихотворении затрагиваются проблемы неразделённой любви, ушедшего чувства, невозможности разлюбить человека, что и приносит страдания.
Послание охвачено настроением скорого расставания и пропитано глубочайшим отчаянием. Автор описывает прокуренную комнату, такую же мрачную, как и его мысли, напоминающую ад. Он помнит мельчайшие подробности встреч с любимой женщиной, но теперь она к нему охладела. У неё «сердце в железе», она даже может выгнать его, изругав. В этом эпизоде угадывается взрывной характер героини, как и её прототипа — Лилечки.
Любовь доводит лирического героя до безумия: «дикий, обезумлюсь». Но, как любящий человек, он хочет проститься сейчас, кратко, мирно и тихо. Тем не менее он уверен, что даже после расставания его чувства для женщины останутся «тяжкой гирей», бременем, которое будет с ней, куда б она ни бежала. Сам он тоже продолжит её любить: на прощание он нежностью хочет выстелить её уходящий шаг. В последних строках особенно заметна болезненная нежность, которую поэт вкладывает во всё своё произведение.
Смысл стихотворения заключается в ещё одной попытке выразить свои сильные чувства, которые уже давно срослись с лирическим героем. Даже несмотря на все страдания и испытываемые мучения, он не может отказаться от своей любви.
Образы и символы
В центре произведения находится образ лирического героя. В нём легко угадывается сам поэт: Владимир Маяковский признаётся своей возлюбленной Лиле Брик и очень откровенно описывает свои эмоции и переживания. Герой всецело находится во власти своей музы, говоря, что над ним, кроме её взгляда, не властно лезвие ни одного ножа.
Образ героини представлен очень интересно и ярко. Она может быть любящей по отношению к поэту, позволяющей себя любить, а может быть холодной, жёсткой и отстранённой. У неё сложный характер, ей свойственна легкомысленность и перепады настроения. Она относится к романтическим отношениям с героем явно не так серьёзно, как он сам. Иногда мужчина не знает, где она и с кем, что заставляет его страстно ревновать её. Но всё же для него она — муза и почти божество: о ней он не может сказать ничего плохого, поклоняется ей и любит её, несмотря ни на что.
Автор создаёт и другие образы и символы в произведении:
Используя эти образы в стихотворении, Маяковский прибегает к приёму антитезы, противопоставляя себя уставшим животным и поэту.
Средства художественной выразительности
Поэзия Маяковского славится своей экспрессией и использованием большого количества художественных средств, из которых практически полностью состоит стихотворение «Лиличка». Многие из них отличаются своей яркостью и оригинальностью. Среди них:
Благодаря ярким эпитетам и метафорам создаётся цельная картина, читатель легко может представить комнату, в которой находится герой, увидеть образы, прочувствовать все переживания несчастного влюблённого.
В своих произведениях Маяковский часто занимался словотворчеством. В этом стихотворении он старается передать муки героя с помощью авторских неологизмо: «обезумлюсь», «отчаяньем иссечась», «выреветь». Кроме того, он неслучайно использует сопоставление с быком и слоном: это крупные животные, страдающие от непосильного бремени.
Несмотря на всю свою экспрессию и эмоциональность, в тексте произведения не содержится ни одного восклицательного знака.
Таким образом, стихотворение Маяковского является ярким и оригинальным примером любовной лирики начала XX века. Оно актуально по сей день и остаётся понятным и близким каждому, кто хоть раз испытывал сильные романтические чувства.
Стихотворение и анализ «Лиличка!»
Дым табачный воздух выел.
глава в крученыховском аде.
руки твои, исступленный, гладил.
Сегодня сидишь вот,
может быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.
тело в улицу брошу я.
дай простимся сейчас.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.
Если быка трудом умо́рят —
разляжется в холодных водах.
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Захочет покоя уставший слон —
царственный ляжет в опожаренном песке.
а я и не знаю, где ты и с кем.
Если б так поэта измучила,
любимую на деньги б и славу выменял,
ни один не радостен звон,
кроме звона твоего любимого имени.
И в пролет не брошусь,
и курок не смогу над виском нажать.
кроме твоего взгляда,
не властно лезвие ни одного ножа.
что тебя короновал,
что душу цветущую любовью выжег,
несуетных дней взметенный карнавал
растреплет страницы моих книжек…
Слов моих сухие листья ли
последней нежностью выстелить
Краткое содержание
Лиля Брик. Фотография
Произведение начинается с признания поэта в том, что ему табачный дым мешает дышать, а комната, в которой они с любимой находятся, напоминает «главу в крученыховском аде». Лирический герой, чтобы угодить возлюбленной, готов буквально на всё. Боясь испытать невыносимую боль в случае отказа в ответном чувстве, герой просит любимую сделать судьбоносный выбор немедля, аргументируя это тем, что проще расстаться сейчас, чем мучиться. Он молит: «Ни надо этого … простимся сейчас».
Поэт пишет о своём чувстве, условно деля повествование на две части. Сначала он повествует о собственных переживаниях и намерениях, прося любимую женщину остаться с ним. Герой выглядит почти что безумным от распирающего его чувства: кроме избранницы его ничто не интересует. Поэт говорит о том, что такие сильные любовные переживания, с самоубийством в конце из-за неразделённой любви – совсем не редкость. Поэтому он восклицает в отчаянии: «Выбегу, тело в улицу брошу я».
Согласно сюжету, находясь с любимой в сильно накуренной комнате, где «дым табака воздух выел», герой намерен поведать ей о завладевших им чувствах. Но она категорически не желает его слушать, не реагирует на сказанное. В отчаянии поэт восклицает, обращаясь к избраннице: «… сидишь вот, сердце в железе». Беспрестанно жалуясь на отсутствие ответного чувства, лирический герой опасается, что любимая устанет слушать его и прогонит прочь: «День ещё – выгонишь … изругав».
Во второй части повествование идёт о том, что женщине стало сложно выносить постоянную любовную «агонию» поэта. А для поэта всё наоборот: он способен жить лишь в любовном экстазе. Погрузившись с головой в океан своих страстных чувств, он способен выжить. Лирическому герою обидно от того, что изливая свою любовь перед избранницей; рассказывая ей о боли, которую готов причинить себе в случае её ухода – он не получает никакого сочувствия и понимания в ответ. В отчаянии герой восклицает, что его слова о любви кажутся ей всего лишь «сухими листьями», по которым она легко уйдёт и не остановится.
История создания
Произведение появилось на свет в 1916 г., спустя год после первой встречи автора с Лилей Брик. Лиля, как известно, была сестрой невесты Маяковского, девушки по имени Эльза. Именно Эльза решила познакомить сестру Лилю со своим женихом. Буквально с первых минут судьбоносного знакомства Лиля смогла пленить поэта своей эрудицией, хотя она и не была откровенной красавицей. Исследователи творчества Маяковского уверяют: Лиля Брик выгодно отличалась от всех прочих женщин своим ярким темпераментом, невероятной сексуальностью и неординарностью.
Любовные взаимоотношения Маяковского и Брик никогда не были безоблачными. Женщина оказалась глубоко замужней дамой, хотя узы брака не способны были удержать её рядом с мужем. Проживая с законным супругом в одной квартире, Лиля ещё и умудрялась крутить страстный роман с влюблённым поэтом. Подобные отношения сложно назвать здоровыми и полноценными, поэтому Маяковскому приходилось часто, много и сильно страдать. Отказаться от страсти к Брик он был не в силах. Внутреннюю палитру своих любовных терзаний поэт отразил на бумаге: так появилось данное произведение.
На протяжении многих лет стихотворение не имело никаких шансов быть изданным: его публикации противилась цензура. Причиной тому являлись многочисленные безумные и провокационные «выходки» Лили, которые были известны множеству людей. Поэтому при жизни Маяковского произведению не суждено было дойти до читателей. Первая публикация стала возможна спустя четыре года после самоубийства поэта, лишь в 1934 г.
Жанр, направление, размер
Произведение относится к жанру послания. Об этой жанровой принадлежности свидетельствует сам подзаголовок («Вместо письма»), а также форма обращения к любимой женщине. Вместе с тем, в стихотворении присутствуют черты элегии, а значит, переданы эмоции разочарования и тоски.
Стихотворение является ярким образцом литературного направления «футуризм». Являясь убеждённым поэтом футуристом, Маяковский смело экспериментирует с текстовой формой произведения.
Поэтический размер – разностопный хорей. Рифмовка перекрёстная, а в некоторых строчках она вообще отсутствует. Подобное сочетание стихотворного размера и рифмовки помогает автору максимально точно передать свои страстные, порывистые любовные эмоции.
Композиция
Композиционное «здание» произведения построено в строгом соответствии с футуристическими требованиями. Оно представляет собой монолог – обращение лирического героя (поэта) к своей избраннице. Поэтическое «полотно» не разделено ни на семантические части, ни на четверостишия. Перед нами целостный, единый мысленный поток, исторгаемый поэтом под прессом эмоционального напряжения.
Образы и символы
Маяковский, чтобы донести до читателей всю глубину своих чувственных переживаний, создал следующие образы:
Темы и настроение
Темой произведения является страдание, принесённое чувством огромной любви. Данная тема раскрывается путём обращения поэта к своей избраннице. Произведение имеет подзаголовок «Вместо письма», тем самым автор прозрачно намекает на то, что он (лирический герой) изливает в послании свои самые сокровенные чувства. При этом он не желает говорить о них публично: слова любви адресованы только избраннице, и больше никому. Произведение насквозь проникнуто эмоциями отчаяния безнадёжно влюблённого мужчины. Лирический герой предчувствует неизбежность скорого разрыва: он видит, что любимая цинично играет его чувствами.
Основная идея
Основная мысль произведения заключается в следующем: истинную любовь не способны умертвить никакие внешние обстоятельства, ни ссоры, ни частые расставания. Настоящая любовь приносит много страдания, но также и много счастья. Поэт помнит каждый миг любовных встреч со своей избранницей. Он сравнивает свою непростую любовь с тяжёлой гирей, которую невозможно с лёгкостью скинуть и позабыть.
Средства выразительности
В произведении автором создано немало оригинальных средств художественной выразительности. Чтобы донести до избранницы искренность собственных любовных признаний, Маяковский использует: