лимитер в музыке что это
Что такое лимитер?
Чем, зачем, когда и как ограничивать сигнал.
Закончить работу над миксом — дело, требующее терпения. Даже если вы избавились от любых столкновений частот, создали широкую стереобазу и добились отличного звучания микса, впереди вас ждёт ещё не самая простая процедура мастеринга. Именно на этом этапе все дорожки микса собираются воедино, а трек приобретает цельное, качественное, ясное и громкое звучание. Одним из главных инструментов во время мастеринга становится лимитер, чьи мощные возможности могут как украсить и отполировать микс, так и полностью его разрушить.
Из этой статьи вы узнаете, что такое лимитер, как он работает и в чём его отличия от компрессора, поймете разницу между корректно лимитированным и перелимитированным сигналом, а также разберётесь в том, когда нужно использовать лимитер, а когда про него лучше забыть.
Что такое лимитер и чем он отличается от компрессора
Лимитер (англ. Limiter — ограничитель) — специальное устройство, выравнивающее уровень громкости до определённого лимита и предотвращающее клиппинг и другие неприятные искажения и перегрузки сигнала. Лимитеры — важная составляющая завершающих этапов работы над миксом, наряду с компрессорами. Подобные устройства делают звук чище и насыщеннее, а сам микс становится более плотным и однородным.
Работа лимитера схожа с работой компрессора. При работе с компрессором мы фокусируемся на отдельных треках микса. К примеру, компрессор на дорожке бочки изменяет громкость, атаку и время затухания её сигнала. Параметр «Threshold» (порог срабатывания) сообщает компрессору, в какой момент он должен изменить сигнал, а выбранное соотношение (англ. Ratio) сообщит ему о том, насколько сильно необходимо ослабить звук. Регуляторы атаки (Attack), спада (Release) и плавности обработки (Knee), в свою очередь, определяют форму изменений, которые могут быть постепенными и плавными или моментальными и резкими. Как только звук достигнет выбранного порога, компрессор возьмётся за дело и оттенит его так, как это задано параметрами.
Хотите ограничить отдельные инструменты или посылы — используйте компрессор.
Лимитер — компрессор на максималках, который работает на более высоких и даже экстремальных значениях соотношения. Основное отличие здесь в том, как эти два инструмента поступают с сигналом, достигнувшим порога. Там, где компрессор плавно ослабит сигнал, чтобы он вернулся в заданные рамки, лимитер безжалостно отсечёт все звуки, выбивающиеся за установленную границу.
Компрессор и лимитер также по-разному работают с параметром Ratio — коэффициентом или степенью сжатия сигнала. Так, компрессор оперирует низкими значениями Ratio, плавно оттеняя сигнал. При этом, при срабатывании компрессора возможно, что сигнал будет минимально превышать пороговые значения, что приведёт к образованию софт-клиппинга. В отличие от компрессора, лимитер работает на высоких показателях Ratio (от 10:1 и выше) и агрессивно отсекает всё, что вышло за рамки. Софт-клиппинг здесь попросту невозможен: ограничитель резко обрубает сигнал, который словно упирается в невидимую и непреодолимую стену.
Несмотря на то, что лимитерами чаще обрабатывают весь микс в целом, этот инструмент иногда применяют для контроля за отдельными сигналами. К примеру, бас, рабочий барабан и даже вокал считаются нестабильными инструментами при живом исполнении: их уровень громкости во многом зависит от силы звукоизвлечения и сильно колеблется по мере исполнения ввиду чисто физиологических особенностей человеческого исполнения. Чтобы избежать резких перепадов и появления искажений и лишнего гула, в цепь прохождения сигнала вводят лимитер, который ограничивает усиление сигнала. В зависимости от инструмента, ограничение может быть разным: так, например, вокалу достаточно ограничения в 1-2 дБ, чтобы не срываться в клиппинг, но и не потерять в динамике, а рабочему барабану требуется ограничение в 3-4 дБ.
Типы лимитеров
Как и компрессоры, лимитеры бывают двух типов: полнодиапазонные и мультидиапазонные (многополосные). Оба типа работают по одним и тем же принципам, отличаясь степенью предоставляемого контроля за ограничением сигнала.
Полнодиапазонные лимитеры
Когда мы говорим об эквализации, то часто используем термин «частотный диапазон» — определённый набор частот на всем частотном спектре. В зависимости от ситуации, оборудования и выбранных настроек, диапазоны могут быть узкими или широкими. В свою очередь, под словом «полнодиапазонный» подразумевается весь частотный спектр без каких-либо разделений.
Полнодиапазонные лимитеры не разделяют сигнал на отдельные диапазоны для обработки, а изменяют весь частотный спектр. Такие лимитеры обрабатывают микс в целом, а внесённые ими изменения сказываются на всех элементах микса сразу.
Мультичастотные (многополосные) лимитеры
Мультичастотные лимитеры — более гибкие устройства, позволяющие работать с несколькими диапазонами частот по выбору пользователя. Благодаря такому подходу, звукорежиссер может ограничить только высокие частоты или середину, не повлияв на весь микс. Такой подход позволяет освободить место для остальных участников микса и устранить особо громкие звуки.
Конечно, того же эффекта можно добиться эквалайзером, автоматизировав его работу на всех проблемных участках микса, но это не очень эффективно. Чтобы не тратить часы на вырисовывание кривых автоматизации в каждом спорном моменте, достаточно воспользоваться лимитером, ограничив частоты сразу во всем миксе. Учитывая принцип работы этого инструмента, лимитер самостоятельно ограничит сигналы только в тех местах, где они будут выбиваться за заданные пределы.
BRICKWALL-ЛИМИТЕРЫ
Brickwall-лимитер (англ. Кирпичная стена) — тип лимитирования с высоким значением атаки и показателем соотношения (ratio). Обычно кирпичной стеной считается соотношение от 20:1 и выше. Такие настройки гарантируют, что сигнал ни при каких обстоятельствах не сможет преодолеть установленный порог громкости.
Когда использовать лимитер, а когда не использовать
Время лимитера — заключительные стадии мастеринга. Причём речь здесь идёт о последних полировках микса перед его выпуском, а не об участии лимитера в цепочке эффектов во время мастеринга.
Лимитер также можно использовать для исправления недостатков сигнала. К примеру, с его помощью можно эффективно избавиться от клиппинга: как только сигнал попытается выскочить в зону клиппинга, лимитер быстро вернёт его в общую колею. Несмотря на то, что клиппинг — это недостаток сигнала, которого нужно избегать, некоторые продюсеры используют клиппинг для создания различных звуковых эффектов.
Тем не менее во время сведения лучше не применять лимитер без явной на то необходимости. Если вы хотите сделать сигнал более сочным и хлестким, полагайтесь на компрессор и эквалайзер. Лимитер часто нарушает кропотливо выстроенный баланс микса, поэтому на время обработки и сведения о нем лучше забыть.
Мастер-шина, где собираются все дорожки — единственное место для применения лимитера. Главная цель — повысить громкость микса так, чтобы не испортить песню.
Этим мощным инструментом нельзя злоупотреблять. Неправильное использование лимитера приводит к нежелательным искажениям, отсечению нужных частот и неконтролируемому насыщению всего микса. Главное здесь — не выкручивать ручки на полную и чётко понимать, что и зачем вы ограничиваете.
Использование лимитера при мастеринге
Итак, мастеринг — лучшее время для использования лимитера. Это один из важнейших инструментов при окончательной полировке микса, но не единственный. Этот процессор используется самым последним и только после того, как микс будет полностью готов.
Ограничивая сигнал, всегда держите перед глазами измеритель LUFS (англ. Loudness Units to Full Scale — громкость относительно цифровой полной шкалы, стандарт, измеряющий громкость звука и нормализующий уровень звука при передаче сигнала). Этот показатель сообщит вам, когда громкость сигнала вышла на должны уровень и сравнялась с большинством современных коммерческих записей. В зависимости от платформы, где будет публиковаться трек, значение LUFS может меняться: к примеру, для Spotify LUFS составляет −14, для Apple Music — −16. Знание этих значений подскажет вам, как сильно нужно изменить итоговую громкость вашего микса.
Большинство лимитеров, как и компрессоры, оснащены ручками Attack и Release. Как только громкость микса выйдет на нужный уровень, можно подстроить звучание трека этими регуляторами. Так, чем быстрее будет атака, тем агрессивнее зазвучит сигнал. В свою очередь долгий спад сделает звук мягче и мутнее.
Наконец, помните о выходном гейне. Несмотря на все ограничения, клиппинг и искажения все равно могут проявиться на определённых аудиосистемах. Чтобы избежать неожиданных перегрузок, следите за тем, чтобы уровень на выходе не превышал 0.0 дБ.
Заключение
Динамическая обработка звука. Лимитер (Limiter).
Лимитер — это одно из устройств динамической обработки звука. Но для чего он нужен и в чем особенности его применения? Что такое brick wall? В чем его отличие от компрессора? Как он может помочь при сведение и мастеринге, чтобы приблизить ваши миксы к коммерческому уровню? Рассмотрим все эти вопросы в данной статье.
Лимитер
Лимитер представляет собой устройство, которое ограничивает динамический диапазон.
Главными отличиями лимитера от компрессора является то, что в нём отсутствует параметр Attack. Лимитер обычно настраивается на очень жесткое ограничение сигнала, что соответствует времени атаки от 0 до 10 мс. Таким образом, этот прибор моментально реагирует на уровень сигнала. Кроме этого коэффициент сжатия (Ratio) очень большой и начинается уже от 10 : 1 и до ∞ : 1. Большинство компрессоров не способны работать с перечисленными параметрами.
На рисунке вы видите пример обычного лимитера:
Параметры лимитера:
Среди его основных параметров это порог срабатывания (Threshold), выше которого сигнал не может проникнуть. Ниже порога сигнал никак не обрабатывается.
Out Ceiling (потолок выхода, выходной уровень сигнала) показывает тот уровень с которого превышающие выходящие пики будут срезаться. По умолчанию в Limiter 1 (на рисунке) они выставлены на 0 dB.
Кнопка Link отвечает за связь каналов Threshold и Out Ceiling (они будут перемещаться согласовано вместе).
Attenuation (ослабление) показывает индикацию насколько происходит подавление пиков. Это ваш измеритель.
Release (восстановление) позволяет отрегулировать насколько быстро происходит восстановление прибора после подавления пика выше порога срабатывания. Для большинства звуков значение в 1.0 мс (установлено по умолчанию в Limiter 1) вполне достаточно. При мастеринге это значение может быть увеличено.
Более редкие параметры это Lookahead (взгляд в будущее), который по сути заменяет время атаки. При очень низких значениях лимитер реагирует на пики очень быстро, что приводит к большему сжатию сигнала, но могут появиться искажения. Второй параметр Gain, чем он выше тем вы больше сужаете динамику сигнала и звук начинает все больше и больше искажаться. Поэтому при его регулировки нужно устанавливать такие значения при которых искажений не возникает.
Особенности применения:
В большинстве случаев Limiter применяют:
Особенности использования:
Brick wall:
Brick wall переводится как кирпичная стена. Что соответствует очень высокому соотношению лимитирования от 20 :1 и более и очень быстрому времени атаки. При этом звуковой сигнал почти гарантированно не может превысить выбранный порог срабатывания. В результате такой обработки звучание получается очень резкое и жесткое. Такая обработка зачастую употребляется в живых выступлениях на концертах, а также на телевидение и радио для страховки от перегрузок.
Надеюсь, что после прочтения этой статьи, Вам стало более понятно для чего нужен лимитер и когда его следует применять.
Чтобы и дальше читать интересные статьи по обработке звука и быть всегда в курсе новой информации на сайте подписывайтесь на RSS блога New Style Sound.
Похожие записи
Таблица преобразования BPM в Delay
5/5 — (23 голоса) Большинство современных плагинов и аппаратных устройств позволяют устанавливать автоматически задержку (delay) в соответствие с темпом BPM…
Distortion (Дисторшн, дистошн).
5/5 — (18 голосов) Что такое эффект — distortion? Принцип действия эффекта, применение в проектах, известные исполнители, использующие данный эффект,…
Phase meters (Фазометры)
5/5 — (18 голосов) Фазометр — полезный прибор для проверки аудиоматериала. Зачем нужен и в каких случаях его употребляют? Подписаться
Частоты, рекомендуемые для эквализации
5/5 — (20 голосов) Полезно изучать звучание инструментов и быстро находить, эквализировать проблемные области при сведении трека. В этой статье…
Пять легендарных педалей delay, с которыми вы не ошибетесь.
5/5 — (19 голосов) Сейчас на рынке так много отличных устройств задержки, что можно легко потеряться в несметном количестве вариантов. Поэтому…
Что такое лимитер и как его использовать в мастеринге
Если вы новичок в музыкальном производстве, вы можете столкнуться с термином лимитер. Хотя эти инструменты в основном используются в процессе мастеринга, их важно понимать, будь вы музыкальный продюсер или аудиоинженер.
Ниже мы подробно рассмотрим, что такое лимитер и как его использовать, чтобы вы могли эффективно внедрить эти мощные инструменты в свой рабочий процесс.
Что такое ограничитель?
Он понижает самые высокие пики и повышает самые низкие части аудиосигнала, создавая более последовательное восприятие после правильной обработки. По этой причине вы можете обнаружить, что используете лимитер для отдельных звуков, имеющих несколько непоследовательные пики. Например, лимитеры могут использоваться на вокальной или барабанной шине.
Лимитеры разработаны таким образом, что любой звук, преодолевающий их порог, замирает на месте. В действительности, особенно мощные лимитеры называются лимитерами «кирпичная стена», что означает способность лимитера удерживать любой звук, прошедший порог, иногда до бесконечности.
Ограничитель VS Компрессор
Естественно, лимитер и компрессор имеют много общего. Тем не менее, есть несколько ключевых различий, которые важно учитывать при выборе лучшей цепи эффектов для отдельных дорожек или шин. Вот некоторые ключевые различия между лимитером и компрессором:
В компрессорах больше внимания уделяется цвету
Компрессия динамического диапазона может быть направлена на создание более стабильной средней громкости, как и лимитеры, но они также могут использоваться исключительно для добавления цвета или тонального качества к обрабатываемому аудио, иногда с низким коэффициентом. Лимитеры, с другой стороны, имеют высокие коэффициенты, которые используются для создания более стабильной динамики при мастеринге аудио.
Поскольку эти два типа эффектов могут использоваться для совершенно разных целей, нередко инженеры по мастерингу используют оба для создания постоянной громкости звука с достаточным мягким клиппингом или цветом от специализированного компрессора.
Они не обладают столь высоким тональным качеством, поскольку такая обработка до крайности может звучать резко. Не все компрессоры окрашивают звук входного сигнала, но можно найти такие, которые это делают, в то время как в мире лимитеров таких плагинов мало.
Компрессоры не так сильны для обработки динамического диапазона, как лимитеры
Компрессоры не такие мощные, как лимитеры, что, естественно, делает их более гибкими. Вы можете установить высокий порог для лимитера, чтобы он обрабатывал только небольшую часть входного сигнала, но лимитер, используемый на отдельной звуковой дорожке, может привести к чрезмерному сжатию, что приведет к безжизненной звуковой дорожке. Вы также можете использовать точные регуляторы компрессора для намеренного введения мягкого клиппирования, что представляет собой уровень тонкости, невозможный для аудиолимитера.
По своей конструкции аудиолимитер должен использоваться более экономно, чем обычный компрессор. Если вы просто применяете компрессию динамического диапазона, чтобы немного подтянуть трек, вам лучше выбрать компрессор. Лимитеры обычно используются на мастер-выходе, обрабатывая всю композицию на этапе мастеринга в процессе производства музыки.
Компрессоры больше подходят для отдельных дорожек
Поскольку обработка сигнала в компрессоре обычно менее сильная, чем в лимитере, вы можете более свободно использовать их на отдельных дорожках по сравнению с лимитером, который ориентирован на мастер-шину композиции. Если бы вы использовали лимитер на отдельных дорожках, вы могли бы непреднамеренно создать жесткий клиппинг или оставить сигнал тусклым и безжизненным. Аудиолимитеры обычно используются на дорожке окончательного микширования.
Одно из самых больших различий между компрессором и аудиолимитером заключается в том, как вы используете порог лимитера. В то время как компрессор может оказывать постепенный эффект обработки, медленно уменьшая усиление, лимитеры работают путем дробления аудиосигнала, как только он проходит порог для абсолютного контроля громкости.
Части ограничителя
Для того чтобы правильно использовать аудиолимитер, важно понимать, как каждая из отдельных частей работает вместе и независимо друг от друга. Вы заметите, что части лимитера более или менее похожи на части компрессора, но с некоторыми ключевыми отличиями. Обратите особое внимание на тонкости порога и колена лимитера.
Атака
Некоторые лимитеры, как и компрессоры, имеют атаку, которая определяет, как быстро аудиовход подвергается воздействию аудиоэффекта. Однако с лимитерами это случается реже, поскольку обычно эти инструменты предназначены для зажатия во время микширования музыки, как только звук достигает порога
Релиз
Релиз определяет, как долго лимитер ограничивает определенный звук. Слишком короткий выпуск создает несколько противоречивые впечатления от прослушивания. С другой стороны медали, лимитер со слишком длинным временем выпуска может создать неприятный на слух звук перекачки. Хотя это одна из многих проблем инженера по мастерингу, квалифицированные инженеры являются экспертами в нахождении «золотой середины» между этими двумя крайностями. Поэтому регулятор отпускания является одной из самых важных частей лимитера.
Порог
Порог определяет, в какой момент сигнал сжимается лимитером. Рекомендуется начинать с довольно высокого порога и постепенно регулировать его, пока динамика не будет приведена в соответствие с вашим вкусом. Этот параметр также можно назвать потолком выходного сигнала. Уменьшенный динамический диапазон не будет превышать порогового уровня.
Входное усиление
Усиление макияжа
Измеритель уменьшения усиления
Этот измеритель просто показывает, насколько сильно лимитер зажимает самые громкие части вашей песни. Вообще говоря, вы должны стремиться к уменьшению усиления на мастеринговой шине от 1 до 5 дБ. Снижение усиления начинается всякий раз, когда аудиосигнал проходит установленный порог.
Колено
Иногда аудиолимитер имеет «колено», которое определяет, насколько тонко или резко применяется ограничение. Однако это встречается реже, поскольку лимитеры предназначены для полного отсечения сигнала, превышающего пороговое значение.
Типы аудиолимитеров
Теперь, когда мы разобрали основные части аудиолимитера, давайте сделаем еще один шаг вперед и разберем отдельные типы аудиолимитеров. Хотя все лимитеры более или менее работают одинаково, определенные типы лимитеров могут обеспечить большую или меньшую гибкость в музыкальной студии в зависимости от предпочтений инженера.
Полнодиапазонные ограничители
Полнополосные аудиолимитеры не обязательно имеют видимую «полосу», несмотря на свое название. Вместо этого, эти лимитеры работают, обрабатывая весь сигнал, что достаточно для многих ситуаций с лимитированием, поскольку эти инструменты предназначены для использования на всем миксе студийных записей.
Многополосные ограничители
Многополосный лимитер, как следует из названия, обеспечивает несколько частотных полос для лимитирования, что дает вам более точный контроль над отдельным миксом. В идеале все частотные проблемы решаются в процессе микширования. Однако если есть определенный диапазон частот, который требует большей компрессии по сравнению с другим участком, эти специализированные лимитеры могут существенно изменить ситуацию.
Пиковые ограничители
Истинный пиковый лимитер предназначен для учета клиппирования, которое мы можем не учесть из-за аналого-цифрового преобразователя, установленного в нашем оборудовании. Для вещания или сценариев с создателями телевизионной рекламы и другими настройками воспроизведения со строгими параметрами громкости, истинный пиковый лимитер, который может обнаружить межвыборочное клиппирование, необходим.
Ограничители кирпичных стен
Лимитеры «кирпичная стена» обычно относятся к лимитерам с высоким коэффициентом передачи. Такие лимитеры представляют собой «кирпичную стену», блокирующую любой звук, который проходит установленный порог.
Как использовать аудиолимитер
Хотя не существует единственно правильного способа использования аудиолимитера, есть несколько советов, которые вы можете иметь в виду для лучшей практики.
Где использовать аудиолимитер
Итак, как узнать, когда следует использовать аудиолимитер? Вот несколько ситуаций, в которых использование аудиолимитера, вероятно, будет лучшим вариантом:
На главной шине
В подавляющем большинстве случаев аудиолимитеры обычно используются на мастер-шине для обработки всего микса, придавая ему окончательную громкость перед экспортом на потоковые платформы.
На вокальных автобусах
Иногда уровень громкости в разных вокальных дублях может быть невероятно непоследовательным. Поэтому, возможно, вы можете использовать лимитер на вокальной группе. Однако, вероятно, это больше относится к групповому вокалу, чем к чему-либо другому, поскольку лимитер может легко сгладить мощь ведущего вокала из-за его естественного высокого соотношения.
На автобусе с барабанами
Как и вокал, ударные могут иметь широкий динамический диапазон. Поэтому возможны сценарии, в которых вы используете лимитер на шине ударных, чтобы уменьшить пики.
Где НЕ следует использовать аудиолимитер
Так же как есть сценарии, в которых использование аудиолимитера является идеальным, есть ситуации, в которых вы захотите избежать использования аудиолимитера, например:
На отдельных дорожках
Чтобы добавить цвет в ваш микс
Лучше всего использовать компрессоры и другие индивидуальные эффекты, чтобы добавить цвет и тон вашему звуку. Лимитеры используются в основном для динамического контроля и не взаимозаменяемы с компрессорами. Компрессор может превратиться в лимитер, но лимитер не может превратиться в компрессор.
Как видите, лимитеры являются важными элементами сигнальной цепи в зависимости от того, на каком этапе процесса микширования вы находитесь. Уделите время пониманию этих инструментов на протяжении всего вашего пути в музыкальной индустрии. Хотя лимитеры довольно просты, может потребоваться большой опыт, чтобы последовательно использовать их с абсолютной компетентностью.
Эти сверхмощные компрессоры предназначены для выравнивания уровня громкости всей шины или микса в качестве одного из последних штрихов в процессе мастеринга.