линия деаэрации резервуара что это
Технологические трубопроводы АЗС
Технологические трубопроводы на автозаправочных станциях служат для приема и отпуска нефтепродуктов, отвода паров, образующихся в процессе слива автоцистерн, а также для удаления подтоварной воды и шлама. Соответственно, различают линии наполнения, выдачи, деаэрации и обесшламливания.
Расположение технологического оборудования подземного резервуара АЗС:
1 — сливная муфта; 2 — сливной трубопровод; 3 — сливной фильтр; 4 — задвижка; 5 — технологический отсек;
6 — огнепреградитель; 7 — трубопровод наполнения; 8 — резервуар; 9 — замерный люк; 10 — угловой огнепреградитель;
11 — трубопровод деаэрации; 12— топливораздаточная колонка; 13— дыхательный клапан; 14— огнепреградитель; 15— кран; 16— задвижка;
17 — трубопровод выдачи топлива; 18 — горловина резервуара; 19— приемный (обратный) клапан
Линия наполнения — это комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается наполнение резервуара топливом при сливе автоцистерны. Эта линия включает сливную муфту 2, сливной трубопровод 2, сливной фильтр 3, задвижку 4, огнепреградитель 6 и трубопровод наполнения 7.
Сливная муфта предназначена для соединения подающего рукава автоцистерны и трубопровода наполнения резервуара. Ее конструкция постоянно совершенствуется. В настоящее время наиболее распространены сливные муфты типов МС-1 и МС-1М с крышкой и эксцентриковым зажимом гайки, оборудованные фильтром и маслобензостойким уплотнением. В настоящее время наиболее распространены муфты сливные типа МС-2
Муфта сливная МС-2:
1 — гайка нажимная; 2 — крышка; 3 — патрубок; 4 — кольцо резиновое
Сливная муфта присоединяется к сливному устройству резервуара патрубком 3 (соединение резьбовое). При необходимости присоединение может осуществляться через переходник (на рисунке не показан), ввернутый в патрубок. В нерабочем положении горловина патрубка закрывается крышкой 2, которая предохраняет от попадания в резервуар пыли, грязи, осадков, а также от проливов нефтепродуктов. Крышка поджимается к патрубку нажимной гайкой 1. Герметичность прилегания крышки (или наконечника присоединяемого рукава) обеспечивается резиновым кольцом 4, установленным в патрубке. Для удобства обслуживания и во избежание утери крышки последняя прикреплена к корпусу гибким тросиком.
Сливная труба соединяет быстросъемную сливную муфту 1 со сливным фильтром 3, задвижкой 4, огнепреградителем 6 и трубопроводом наполнения 7, находящимся внутри резервуара.
Сливной фильтр:
1 — фильтрующая сетка; 2 — стакан; 3 — корпус; 4 — крышка; 5 — винт; 6 — пружина; 7 — скоба; 8 — прокладка; 9 — кольцо
Сливной фильтр представляет собой сварной корпус 3, внутри которого расположен фильтрующий элемент 1. Сверху корпус снабжен крышкой 4 с прокладкой 8. Крышка прижата к фланцу корпуса 3 с помощью скобы 7 и винта 5. Для фиксации фильтрующего элемента по отношению к кольцу 9 корпуса служит пружина 6. В нижней части фильтра установлен стакан 2 для сбора отделенных частиц мехпримесей. Благодаря тому, что выходной патрубок находится выше входного, сливной фильтр постоянно заполнен топливом.
Трубопровод наполнения заканчивается на расстоянии не более 200 мм от днища резервуара. Для предотвращения попадания в него наружного воздуха торец сливного трубопровода располагают ниже приемного клапана 19 на трубопроводе выдачи топлива 17, что позволяет обходиться без специального гидрозатвора. Трубопровод наполнения прокладывается подземно.
Оборудование, устанавливаемое на трубопроводе наполнения (сливная муфта, сливной фильтр, задвижка), должно размещаться в приямке или колодце, находящемся у площадки для автоцистерны или на самой площадке. При этом должны быть приняты меры по предотвращению повреждения указанного оборудования в результате наезда транспортных средств.
Стенки приямка (колодца) должны быть выполнены из негорючих материалов. Допускается изготовление колодца из трудногорючих материалов при условии заполнения его свободного пространства негорючим материалом.
Линия выдачи — это комплекс оборудования, с помощью которого осуществляется подача топлива из резервуара 8 к топливораздаточной колонке 12. Эта линия включает: приемный клапан 19, трубопровод 17 выдачи топлива Ду50 с толщиной стенки не менее 3 мм, огнепреградитель и задвижку 16.
Устройство остального оборудования линии выдачи известно.
Линия деаэрации — это комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается пожаровзрывобезопасное сообщение газового пространства резервуара с атмосферой. Эта линия состоит из следующих элементов : дыхательного клапана 13, огнепреградители 14, крана 15 и 50-миллиметровош трубопровода деаэрации 11 с фланцем, которым он присоединяется к фланцу на крышке резервуара, размещенному в технологическом отсеке 5.
Дыхательный клапан 13 устанавливается на высоте около 2,5 м. Он срабатывает при избыточном давлении в газовом пространстве резервуара, равном 1400±50 Па, и вакууме 100-150 Па. Огнепреградитель 14 служит для предотвращения проникновения пламени внутрь резервуара при вероятном пожаре. Кран 15 на линии деаэрации предназначен для перекрытия трубопровода при работах по замене и обслуживанию дыхательного клапана, а также при испытаниях резервуара на герметичность.
Резервуары (и отдельные камеры в многокамерных резервуарах) рекомендуется оснащать раздельными системами деаэрации. Допускается для резервуаров (камер) с одинаковым видом топлива использовать газовую обвязку с общим дыхательным клапаном при условии установки огнепреградителей в местах врезки в нее отводов от резервуаров (камер).
Устройство совместной газовой обвязки резервуаров (камер) с бензином и дизельным топливом не допускается.
Линия обесшламливания — это комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается удаление из резервуара подтоварной воды и частиц мехпримесей (шлама) закрытым способом. Данная линия используется также для опорожнения резервуара от остатков нефтепродукта (когда его уровень ниже обратного клапана) и при механизированной промывке резервуара закрытым способом.
Линия состоит из стационарной и мобильной частей. Стационарная часть представлена трубопроводом Ду40, который в резервуаре соединяется с коллектором для забора подтоварной воды, проходящего на расстоянии не более 10 мм от дна резервуара, а вне его заканчивается штуцером, герметично закрывающимся заглушкой. Мобильная часть состоит из ручного насоса, гибких рукавов и переносной емкости для сбора шлама.
При необходимости удаления шлама, остатков нефтепродукта, а также моющего раствора снимается заглушка со штуцера и к нему присоединяется гибкий рукав, ведущий к ручному насосу, а другой рукав соединяет насос с переносной емкостью для шлама.
Все трубопроводы для топлива и его паров, расположенные над землей или в свободном пространстве шахт резервуаров и технологических колодцев, должны быть металлическими и надежно соединены.
Соединение фланцев должно осуществляться по принципу «шип-паз». Они должны быть плотно затянуты на прокладках из бензостойкого материала.
Запорная и регулирующая арматура, установленная на трубопроводах, должна быть стальной и снабжена нумерацией, соответствующей технологической схеме. На всасывающих трубопроводах топливораздаточных колонок должны устанавливаться обратные клапаны для предотвращения перемещения жидкостей в обратном направлении. Задвижки, краны, вентили и другие запорные устройства должны содержаться в исправности и обеспечивать возможность надежного и быстрого перекрытия трубопровода. На них должны быть указатели крайних положений.
Одностенные подземные трубопроводы для топлива и его паров следует располагать на глубине не менее 0,4 м в заглубленных лотках, исключающих проникновение возможных утечек топлива за их пределы. Лотки следует заполнять (с уплотнением) негорючим материалом. При использовании двустенных трубопроводов типа «труба в трубе» с разъемными соединениями, обеспечивающими раздельную герметизацию внутреннего и внешнего трубопроводов, допускается строительство без лотков.
Запрещается прокладывать технологические трубопроводы в общих траншеях с газопроводами, пожарным водопроводом, тепловыми сетями, а также кабелями высокого и низкого напряжения.
Наземные участки технологических трубопроводов должны быть покрыты антикоррозийной изоляцией, а наземные — окрашены.
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Оснащение линии деаэрации должно обеспечивать возможность контроля ее пропускной способности во время эксплуатации. [2]
Трубопроводы линии деаэрации ( комплекса оборудования, с помощью которого обеспечивается сообщение с атмосферой свободного пространства резервуара) должны быть оснащены огнепреградителями или дыхательными клапанами со встроенными огнепреградителями, сохраняющими работоспособность в любое время года. [3]
Оснащение линии деаэрации должно обеспечивать возможность контроля ее пропускной способности во время эксплуатации. [4]
Трубопроводы линии деаэрации резервуара должны быть оснащены огне-преградителями или дыхательными клапанами со встроенными огнепрегради-телями, сохраняющими работоспособность в любое время года. [5]
Трубопроводы линии деаэрации резервуара должны быть оснащены огае-преградителями или дыхательными клапанами со встроенными огнепрегради-телями, сохраняющими работоспособность в любое время года. [6]
Трубопроводы линии деаэрации резервуара должны быть оснащены огнепреградителями или дыхательными клапанами со встроенными огнепреградителями, сохраняющими работоспособность в любое время года. [7]
На трубопроводах линии деаэрации резервуара перед дыхательными клапанами или огнспреградителями рекомендуется устанавливать запорную арматуру. [8]
На трубопроводах линии деаэрации резервуара перед дыхательными клапанами или огнепреградителями рекомендуется устанавливать запорную арматуру. [9]
Устройство, устанавливаемое на линии деаэрации и служащее для регулирования давления в газовом ( свободном) пространстве резервуара на автозаправочной станции. [10]
Огнепреградители угловые устанавливаются на линиях деаэрации и рециркуляции, а также на всасывающей магистрали резервуара. [11]
Основные технологические линии АЗС.
Категория АЗС по нормативным параметрам
— Блочная АЗС – автозаправочная станция с подземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система которой характеризуется размещением топливораздаточных колонок над блоком хранения топлива, выполненным как единое заводское изделие.
— Модульная АЗС – автозаправочная станция с надземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система которой характеризуется разнесением ТРК и контейнера для хранения топлива, выполненного как единое заводское изделие.
— Контейнерная АЗС – АСЗ с надземным расположением резервуаров, тех система которой характеризуется размещением топливораздаточных колонок в контейнере хранения топлива.
Термины и определения:
1. Многотопливная АЗС – несколько видов топлива.
Основные технологические линии АЗС.
Линия наполнения – комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается наполнение резервуара топливом.
Линия выдачи – комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается подача топлива из резервуара к ТРК.
Линия деаэрации – комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается пожаровзрывобезопасное сообщение с атмосферой свободного пространства резервуара.
Линия обесшламливания – комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается удаление из резервуара подтоварной воды с твердыми частицами (шлама).
Рисунок 2. Технологическое оборудование АЗС.
Технологическое оборудование, предназначенное для использования пожароопасных и взрывопожароопасных веществ и материалов, должно соответствовать ТЭД, техническим условиям (далее — ТУ) и конструкторской документации, согласованным и утвержденным в установленном порядке.
Резервуары
Для хранения нефтепродуктов на АЗС используются подземные и наземные стальные горизонтальные или вертикальные резервуары.
Горизонтальные цилиндрические резервуары, устанавливаемые заглубленно, получили наибольшее распространение. Они выдерживают более выше внутренние избыточные давления и разрежения по сравнению с вербальными. Однако имеют увеличенный расход стали на 1 м3 хранимого горючего и большую сметную стоимость 1 м3 вместимости резервуара. He-большая единичная вместимость вынуждает устанавливать их в большом количестве.
Вертикальные резервуары лишены этих недостатков. Они широко распространены, в основном, на нефтебазах. Появились проекты вертикальных цилиндрических резервуаров и для АЗС.
Вертикальные резервуары могут устанавливаться в железобетонных колодцах. В бетонное основание колодца закладывается швеллер для тяг крепления резервуара. Колодец закрывается перекрытием, в котором имеется отверстие для управления оборудованием резервуара.
Резервуары вместимостью до 8 м3 включительно должны изготавливаться с плоскими днищами. Для усиления конструкции внутри резервуаров по длине на расстояниях, примерно равных диаметру, привариваются кольца жесткости.
Резервуары и защитные кожухи к ним изготавливают из материала, обладающего достаточной устойчивостью к физическому и химическому воздействию рабочей жидкости и окружающей среды. В основном это малоуглеродистая сталь Ст.Зсп по ГОСТ 380[3].
Технологическое оборудование АЗС
АЗС или в расшифровке автозаправочная станция – технико-технологический комплекс, состоящий из сооружений и резервуарного оборудования, расположенных на ограниченной площади. Основная деятельность комплекса – обслуживание автотранспорта топливом.
Автозаправочная станция является составной частью системы удовлетворения потребности потребителей в нефтепродуктах конкретного назначения. В роли потребителей при этом выступают как автотранспортные предприятия разного масштаба и профиля, так и частные собственники автомобильного транспорта (физические лица).
Направления деятельности
Услуги, оказываемые на автозаправочных станциях корпоративным и частным клиентам, делятся на 2 группы.
Классы автозаправочных станций
Автозаправочные станции классифицируют по 6 признакам – конструктивному исполнению, функциональному назначению, ассортименту продаваемых ГСМ, способу размещения оборудования и резервуаров АЗС, месторасположению и набору оказываемых услуг. Существуют также заправки, работающие круглосуточно или только в дневную смену.
По конструктивному исполнению автозаправки могут быть стационарными или мобильными. В зависимости от резервуарного оборудования их делят на комплексы с емкостями подземного или наземного монтажа. Существует и третий вариант, когда резервуар для ГСМ устанавливается на транспортную платформу (передвижные автозаправочные станции).
Базовые параметры для классификации АЗС:
Оборудование для АЗС
Технологическое оборудование для АЗС, которое определяет эффективность ее работы и окупаемость инвестиций в ее строительство, размещают по линиям. Последних насчитывается 4.
Линия наполнения
Система наполнения – забора топлива в резервуар из автоцистерны – делится на два участка: один входит в консрукцию резервуара, другой нет. Конструкцию первого формируют:
2-й участок составлен межблочными трубопроводами колодцев (приемного, насосного). Приемный колодец состоит из поста управления, штуцера, запорной арматуры, муфты и фильтра. Штуцер нужен для подсоединения к сети для испытаний герметичности резервуара. Запорная арматура предупреждает аварии. Фильтр-гидрозатвор снижает риски возгораний (работает как огнепреградитель).
Линия выдачи
Оборудование для АЗС, осуществляющее подачу ГСМ из резервуара к топливораздаточной колонке, формирует линию выдачи. Помимо резервуарного оборудования и ТРК, она включает:
Деаэрация
Оборудование для АЗС, которое обеспечивает безопасное сообщение свободного места в резервуаре с внешним окружением (профилактика возгораний и взрывов), – это система деаэрации. Она сформирована:
К оснащению этой зоны выдвигаются самые жесткие требования по оборудованию АЗС.
Отведение воды со шламом
Обесшламливание – удаление из резервуарного оборудования для АЗС воды с примесями твердых частиц. Последние называют шламом. Технику, установленную на участке, используют и для очистки резервуаров.
Купить оборудование для АЗС
ООО НПО «СпецНефтеМаш» занимается производством оборудования для АЗС. У нас в каталоге широко представлены резервуары различной вместительности наземного и подземного размещения. Емкости и их комплектующие сопровождаются полным пакетом документации, могут исполняться в стандартных габаритах и по индивидуальному проекту.
У нас можно купить оборудование для АЗС с доставкой по всей РФ и в страны ближнего зарубежья. Наши резервуары уже работают на нефтебазах и АЗС обеих столиц, в Перми, Ростове-на-Дону и Новосибирске. Практика эксплуатации везде подтверждает надежность конструкций производства НПО «СпецНефтеМаш».
Воспользуйтесь предложением от производителя. Чтобы заказать оборудование для АЗС – резервуары и парки из нашего каталога, – свяжитесь с нами по телефону, email, через форму обратной связи на сайте. Все реквизиты есть в разделе контактов. Ждем вашей заявки: все ответы на вопросы о техническом оснащении автозаправочных станций вы найдете здесь.
Генплан и технологическая схема АЗС
Трубопроводы линии деаэрации (комплекса оборудования, с помощью которого обеспечивается сообщение с атмосферой свободного пространства резервуара) оснащены огнепреградителями или дыхательными клапанами со встроенными огнепреградителями, сохраняющими работоспособность в любое время года.
На трубопроводах деаэрации перед дыхательными клапанами или огнепреградителями установлена запорная арматура.
Резервуары(камеры) оснащены раздельными системами деаэрации. Между резервуарами используется общая газоуравнительная система, установлены огнепреградители в узлах подсоединения трубопроводов этой системы к резервуарам.
Оборудование технологических систем должно обеспечивать осуществление операций по приёму,хранению и выдаче топлива, опорожнению и обесшламливанию (удалению подтоварной воды).
Технологическое оборудование АЗС
К основному технологическому оборудованию АЗС относятся резервуары и резервуарное оборудование, ТРК с аппаратурой управления и контроля, технологические трубопроводы.
Технологическое оборудование АЗС по своему функциональному назначению подразделяются на следующие группы:
оборудование для хранения топлива и масел;
оборудование для выдачи топлива и масел потребителям(ТРК);
оборудование противопожарное (в т.ч. молниезащита);
оборудование для защиты окружающей среды (в т.ч. для очистки ливневых и бытовых стоков).