линия маннергейма что посмотреть
Линия Маннергейма: Укрепрайон Суммакюля
Не так давно в составе экипажа тестовой Toyota Venza я отправился в Санкт-Петербург.
В планах было посмотреть грандиозный Гранд-Макет, а также ознакомиться со знаменитым комплексом фортификационных укреплений — Линией Маннергейма.
Выехав из Петербурга рано утром, мы поехали вдоль залива по фантастически красивой дороге через Зеленогорск.
Лишь в 1940 году эта территория стала пригородом Ленинграда, а до этого (примерно с 1917 года) являлась «ближней Финляндией» — городом Терийоки. Вокруг очень красиво. Эти места стали своеобразной Питерской Рублевкой — очень престижное направление.
Пока мы едем — расскажу про Линию Маннергейма. Это более чем 130 километровый комплекс оборонительных сооружений между Финским заливом и Ладогой, созданный на финской части Карельского перешейка в 1920-1930 годы.
К сожалению, перед поездкой я слабо представлял масштаб и расположение узлов линии Маннергейма, не говоря уже об укрепрайонах. Поэтому в этот раз (а я уверен, что приеду сюда еще) мы посмотрим только небольшую часть укрепрайона Суммакюля (в районе с.Каменка).
Укрепрайон Суммакюля (Сумма-Хотинен) располагался в районе одноименной деревни и перекрывал Средне-Выборгское шоссе. В состав укрепрайона входили линии противотанковых препятствий, заграждения из колючей проволоки, 18 бетонных сооружений (два из которых не были достроены), возводившихся в два этапа — в начале 1920-х и в 1930-х годах. Часть ДОТов первого периода постройки была реконструирована также в 1930-х годах.
Sk6 — Бетонированный одноамбразурный пулеметный бункер фронтального огня постройки 1920 гг. Был модернизирован в 1938-1939 гг. путем пристройки нового железобетонного полукапонира, рассчитанного на два станковых пулемета с перекрещивающимися секторами огня. Бункер был оснащен вентиляционной системой и прожектором. В советских разведданных числится под №36.
24 декабря 1939 года огнем советской артиллерии была разрушена каменная обкладка у боковой стены, которую в последствии восстановили. Периодический артобстрел 13-16 января 1940 года неоднократно сносил эту обкладку, восстанавливаемую по ночам. 31 декабря попадание тяжелого снаряда в угол ДОТа снесло плиту, но жилого отсека повреждения не коснулись. 9 февраля 1940 года прямым попаданием двух крупнокалиберных снарядов были разрушены крыша и стена сооружения. Полностью разрушен в результате подрыва после окончания военных действий.
Мемориальная плита около ДОТа:
Через дорогу от sk6 находится ДОТ sk5, который я ошибочно принял за отброшенную взрывом плиту.
Sk5 — Бетонированный одноамбразурный пулеметный бункер фронтального огня постройки 1920 гг. Был модернизирован в 1938-1939 гг. путем пристройки бокового железобетонного капонира с амбразурой для станкового пулемета, амбразурой для ручного пулемета, бронеколпаком и прожектором. В советских разведданных числится под №31.
Кругом торчит арматура и раскрошившийся бетон, можно увидеть сохранившуюся амбразуру и ящики для патронов:
Чуть дальше по Средневыборгскому шоссе находится финское мемориальное захоронение и ДОТ Sk10.
За более чем полвека с момента окончания боев тут вырос лес, но буквально пару лет назад он выгорел, а его остатки вырубили. В итоге, сейчас это место выглядит примерно так же, как и во время боев. Только вместо кроваво красной осенней земли должен быть снег.
ДОТ Sk10 относится к ДОТам «Миллионникам», названным так из-за высоких затрат на строительство — более 1 миллиона финских марок.
Схематически ДОТ выглядит так:
Sk10 — Железобетонный бункер постройки 1937-1939 гг. Имел три амбразуры для станковых пулеметов, прикрывающих входы, в также был оснащен эклипс-лафетом для дополнительного станкового пулемета.
Оригинальный проект подъемного лафета для станкового пулемёта, предложен финским майором (впоследствии полковником) Ж.К.Фабрициусом. Пулемёт опускался вручную в специальную шахту бетонного сооружения для укрытия от прицельного огня противника. Опускание пулемёта осуществлялось без особых усилий, за счёт противовеса; в нужный момент его можно было вновь поднять, открыв стальную крышку шахты, и быстро приготовить к стрельбе. Стоимость такой установки было значительно дешевле сооружения, например бронированной башни или бронированной башни или бронекупола с лафетом.
На стадии проектирования конструкция сооружения несколько раз претерпевала различные изменения. Фланговые казематы соединялись подземными казармами с центральным казематом, их фронтальные стены были изготовлены из бронелистов. Водопровод в бункере оборудовали только в первые дни боевых действий. Кодовое наименование бункера — «Кюмппи» — «Червонец». В советских разведданных числится под №40.
19 декабря 1939 года бункер получил пять прямых попаданий тяжелых снарядов, которые не причинили ему существенного вреда. Он выдержал и серию последующих артобстрелов, не нуждаясь в ремонте. Бункер был подорван по окончании военных действий.
Вход в западный каземат, колодец в центральном каземате бункера, именно в нем перемещался лафет и пробоина в стене (по всей видимости от прямого попадания):
Внутрь спускаться я не решился, но по архивным фотографиям можно представить как все было устроено:
Несмотря на прошедшее время, работу поисковиков и просто копателей, земля вокруг буквально нашпигована следами боев. Обратите внимание: маркировка на гильзе — 39 год
Вокруг гнетущие виды. Где-то дальше, в тумане прорыты противотанковые рвы и установлены надолбы. Про последние я расскажу особо.
Противотанковые надолбы сегодня практически забытый вид борьбы с танками противника. В ходе советско-финской войны надолбы были серьезным препятствием для советских танков.
Основным типом противотанковых надолб являются железобетонные надолбы, изготавливаемые из высокопрочного фортификационного бетона. Обычный строительный бетон для этих целей мало подходит, хотя вынужденно и применяется. Надолбы могут также высекаться из дикого камня (гранита, базальта). Применение иных материалов нецелесообразно. Деревянные надолбы из бревен рассматривать всерьез как противотанковое препятствие не приходится.
В отсутствии специальной техники каменные надолбы транспортировались на гужевых повозках и устанавливались вручную. Колоссальный труд.
Каменные надолбы устанавливались не абы как, а по строгим правилам:
-Линии противотанковых надолб должны быть замаскированы так же тщательно, как и линии окопов, огневые точки. Противник не должен знать о них до тех пор, пока его танки не натолкнутся на это препятствие. Причем он должен быть поставлен в такое положение, чтобы у него не оставалось иного выбора, кроме как преодолевать их.
-Заграждения должны прикрываться ружейно-пулеметным, минометным огнем, огнем своих танков и орудий, огнем противотанковых средств. Ведь надолбы не способны уничтожить или вывести из строя танк противника. Они только могут его задержать, остановить, заставить маневрировать на месте, т.е. создать благоприятные условия для его расстрела, превратить в мишень.
-Надолбы своими размерами, видом должны создавать у танкистов противника впечатление их преодолимости, провоцировать танк на движение вперед через линию.
-Первый ряд надолб обязательно должен быть преодолим танком при движении вперед, но непреодолим при движении танка задним ходом (если он отказался от попытки преодолеть второй ряд). Его высота должна быть несколько больше клиренса танка (примерно на 8-12 см.), внешняя сторона (обращенная к противнику) достаточно пологая (угол к горизонту 30-35 градусов), а противоположная крутая (угол к горизонту около 60 градусов).
-Второй ряд надолб должен быть непреодолим танком при его движении вперед, но зрительно ( во всяком случае при взгляде от первого ряда) должен оставлять впечатление преодолимости. Его высота должна быть больше высоты надолбов первого ряда на 15-25 см. Форма идентична надолбу первого ряда.
-Третий и последующие ряды надолб должны представлять собой как бы резерв линии заграждения на тот случай, если каким-либо образом танкам противника удалось преодолеть второй ряд (подрывом надолб, разрушением их артогнем и т.п.). Основное требование к надолбам третьего и последующих рядов — высокая прочность, стойкость к взрыву. Высота как и второго ряда или выше на 25 см. Эти надолбы должны быть значительно шире в основании, крутизна граней около 60-70 градусов.
-Промежутки между надолбами и между рядами целессобразно минировать противопехотными минами, особенно зону между вторым и третьим ( и последующими) рядами с тем, чтобы затруднить или исключить работу подрывников противника по уничтожению надолб. Установка противотанковых мин нецелесообразна, т.к. эти мины могут быть быстро сняты ( или уничтожены) противником и использованы для разрушения надолб.
-Расстояние между надолбами в ряду должно быть обязательно около трех четвертей ширины танка. Это необходимо для того, чтобы танк соблазнился преодолевать линию наездом одной гусеницы на надолб. При малом расстоянии между надолбами танк просто откажется от попытки преодоления.
Следующей и завершающей точкой осмотра узла сопротивления Суммакюля стал ДОТ Sk16.
Батальонный командный пункт Sk16 — один из восемнадцати бетонных объектов укрепрайона Суммакюля (Сумма-Хотинен). Расположен у обочины Средне-Выборгского шоссе.
Восточная часть убежища была подорвана в 1940 году, при этом крыша восточной части была перевернута взрывом и опрокинулась сверху на крышу западной части. Имел две амбразуры для ручных пулеметов, прикрывавших входы.
В 1941 году советскими строителями вплотную к стене бункера был пристроен ДЗОТ. После занятия этой территории финскими войсками здесь размещался небольшой лагерь советских военнопленных.
Во время войны ДОТ был замаскирован сеткой и ельником, у финнов были овчарки и какая-то своя жизнь внутри (фото сделано 14 декабря 1939 года):
В архивах сохранилась план-схема строения Sk16
Надпись на финском: «Отдали свои жизни за Родину во имя свободы». Очевидно, финны до сих пор приезжают воздать почести своим павшим соотечественникам.
«Во время Зимней войны в этом убежище располагался командный пункт 2-го батальона 15-го пехотного полка 5-й пехотной дивизии» — гласит табличка, установленная в 1990 году финскими ветеранами:
Метрах в 20 лежит фрагмент амбразуры восточной части ДОТа:
Так как благодаря своему расположению во время войны ДОТ не пострадал, свое существование прекратил только в 1940 году.
К сожалению, это все, что мы посмотрели в тот день. Это катастрофически мало и, я уверен, что вернусь на Линию Маннергейма еще раз.
Координаты точек:
Бункер Sk5 — 60.505278, 29.016111
Бункер Sk6 — 60.505278, 29.016944
Братская могила финнов — 60.508056, 29.021944
Бункер Sk10 — 60.505556, 29.033056
Бункер Sk16 — 60.512214, 29.009698
Буду рад комментариям, подпискам и репостам! Обратная связь очень важна и мотивирует меня писать дальше:)
Часть 16. По линии Маннергейма
И снова дорога нас позвала. На этот раз маршрут одного дня пролегал по объектам Линии Маннергейма.
Конечно охватить одним днем все объекты Линии Маннергейма просто не реально, да и не стояло такой задачи. Маршрут рассчитывался на однодневную поездку с семьей несколькими экипажами. Этого времени было достаточно осмотреть три укрепрайона этой оборонительной линии, построенными финнами в период 20х-30х годов XX века.
Итак, Линия Маннергейма – это оборонительный рубеж, расположенный на Карельском перешейке, протяженностью 135 км, который полностью пересек весь Карельский перешеек — от Финского залива и до Ладожского озера. С запада оборонные коммуникации проходили частично по равнинной, а частично по покрытой холмами местности, прикрывая собой проходы между многочисленными болотами и небольшими озерами. На востоке линия опиралась на Вуоксинскую водную систему, которая сама по себе являлась серьезным препятствием. Таким образом, в период с 1920 по 1924 год финнами было построено более полутора сотен долговременных военных сооружений. Сейчас она представляет собой множество бункеров, взорванных и усеянных следами от снарядов, рядов каменных надолбов, вырытых траншей и противотанковых рвов – все это неплохо сохранилось, несмотря на то, что прошло уже более 70-ти лет.
Вот в поисках этих разрушенных объектов мы и решили провести один из выходных дней. Как оказалось мы провели время не только интересно, но и познавательно.
Встретившись на Приморском шоссе мы отправились на поиски объектов укрепрайона «Инкеля» (Inkilä).
Для начала мы решили отыскать ДОТы INK №6 и INK №7. Добраться до этих двух ДОТов совсем не сложно. Нужно просто ехать по трассе А123 в сторону Приморска, не доезжая до него примерно 15 км, почти сразу после поворота к деревне Лужки будет мост, а после него, рядом с дорогой — оборонительные сооружения. Скорее всего, дорога тут была и 70 лет назад, ее и защищали конкретно два этих бункера.
Первым объектом стал ДОТ INK №6. Он располагается сразу за мостом справа на возвышенности и хорошо просматривается с дороги.
Сейчас весьма непросто понять, что же из себя раньше представляли эти развороченные куски бетона. Но в то время это был пулеметный ДОТ, вооружение — 3 пулемета. Три боевых каземата были защищены четырьмя слоями бронеплит каждый.
Переходим дорогу ко второму ДОТу — INK №7
Вот он, зарастает мхом потихоньку.
Тут же можно увидеть линию противотанковых надолбов (еще в литературе встречается название «Зубы дракона»), которые вырубались из гранита и вкапывались в землю в несколько рядов.
ДОТ INK №5. Вернувшись на развязку Приморского шоссе нужно проехать через поселок Лужки 5,7 км. Влево пойдет грунтовая дорога. Нам по ней 2км. и справа метров в 50 будет ДОТ.
Пулеметный ДОТ фланкирующего огня, вооружение — 2 пулемета. Фронтальные стенки в казематах были из вертикальных бронеплит, впоследствии сняты. Южный каземат уничтожен полностью, а крышу завернуло. Северный разрушен, но меньше.
Для того, что бы найти ДОТы INK №4 и INK №3 мы снова вернулись на асфальтовую дорогу, по которой ехали от Приморского шоссе и повернув налево проехали по ней на север 240 метров. Снова поворот налево по грунтовке около 1 км 400 метров. Слева и справа находятся эти два ДОТа.
Земля вокруг ДОТов просто изрезана линиями окопов:
Таким образом, после осмотра ДОТов INK №4 и INK №3 не охваченными из укрепрайона «Инкеля» остались два дота INK №1 и INK №2.
Располагаются они (исходя из найденной на просторах инета информации) западнее н.п. Рябово на расстоянии 600-700 метров между ними. По той же информации ДОТ INK №1 полностью разрушен и особого интереса не представляет, а вот одноамбразурный INK №2 был в не сильно разрушенном состоянии и можно было даже осмотреть его внутренности. Из описания, что я нашел в инете следовать надо было до н.п. Рябово, после переезда проехать до конца н.п. Рябово и свернуть к железнодорожному полотну. Там оставив машины перейти полотно и следовать чуть больше километра в пешем порядке. Исследовав имеющийся подручный материал (точными картами это назвать можно с трудом) мы приняли решение зайти с запада и двинулись дальше по той же грунтовке, по которой доехали до ДОТов INK №4 и INK №3.
Проехав 2,5 километра мы остановились на развилке Урочища Морское, сверить наше положение и выбрать одно из трех направлений. Пока мы тщетно пытались поймать интернет слева показался кортеж из трех ревущих по грязи джипов. Как оказалось в последствии это были финны из клуба «Easten OFF-Road». Позитивненько побеседовав и сделав несколько памятных фото, глядя на их машины — мы поняли — налево нам точно не надо!
Так же из беседы мы уточнили, что наше направление было верным — выбрать правый отворот и карабкаться в горку. Туда же, ревя моторами, и сквозонули наши новые знакомые.
Исходя из полученной от финнов информации и кризиса в стране, который сильно отразился на наших финансовых возможностях, которые были бы необходимы для «ремонта в случае чего» — мы решили поберечь наши машинки и не прорываться дальше вперед, что бы возвращаться этим же путем обратно. Так как если прорываться вперед и возвращаться этим же путем мы могли до вечера, а хотелось посмотреть еще много. Так что не пинайте сильно…
Укрепузел «SUMMAKYLA» оказался на самом острие главного удара Красной Армии в ходе финской войны 39-го года. Здесь, у высоты 65,5 и высоты «Язык», и
развернулись наиболее драматические страницы Зимней Войны. Основные бои шли в р-не с. Каменка — с. Гаврилово. Укрепузлы, оборонявшие этот район
Карельского перешейка называются «Суммакюля» и «Суммаярви».
В силу разных обстоятельств этот район в финскую войну оказался на линии главного удара Красной Армии. И таким образом, эти два укрепузла сыграли
основную роль во всей финской обороне. Населенных пунктов Сумма и Хотинен, названия которых часто встречаются в разных текстах, не сохранилось – стерты артиллерией. Очень многие деревни были полностью разрушены во время военных действий. Здесь же и была прорвана линия Маннергейма. Укрепузел «Суммаярви» удерживал непрерывные каждодневные атаки Красной Армии в течении 2,5 месяцев. Интенсивность боевых действий на этом небольшом участке была самой большой во всей войне. Получилось, что этот трехкилометровый укрепузел стал ключом ко всей линии Маннергейма, да и ко всей Зимней Войне. 11 февраля 1940 года укрепузел «Суммаярви» перестал существовать. Первым пал ДОТ «Форт Поппиус» на высоте 65,5, затем ДОТ «Миллионный» на высоте «Язык». Захваченные ДОТы сразу же подорвали. Дорога на Финляндию стала открытой. В образовавшееся окно хлынули наступающие дивизии Красной Армии. Дальнейшая оборона на других укрепузлах линии Маннергейма стала бессмысленной и финны оставили свои укрепления и отошли на запасные позиции ближе к Выборгу. Основная полоса линии Маннергейма пала.
Но основной нашей целью была высота 65.5, где располагался ДОТ «Поппиус» и Sj-5 «Миллионер».
Учитывая, что был выходной день и полигон в районе Каменки не использовался — мы попытались срезать и проскочить через полигон. Полигон то мы успешно пересекли, а вот мост через р. Веснянка был полностью разрушен. Пришлось спешно возвращаться снова на дорогу и следовать в сторону Гаврилово. Проехав 8,8 км мы свернули вправо на грунтовку и по ней прошли еще 5,8 км. Снова поворот направо и прямо около 9 км по гравийке.
А вот и ДОТ или Форт Поппиуса линии Маннергейма (Sj 4, Poppius).
Этот знаменитый двух казематный ДОТ фронтального пулеметного огня был построен в 1937 году. Это укрепление расположено на высоте 65,5, рядом с дорогой, ведущей к развилке у Ляхде и затем на Кямяря (ныне ст. Гаврилово). ДОТ назывался финнами «форт Поппиуса», в честь младшего лейтенанта Поппиуса, первого командира укрепления. Этот ДОТ фактически являлся ключевым элементом финской обороны в секторе Сумма — Ляхде. 123-я стрелковая дивизия Красной Армии после обнаружения укрепления присвоила этому ДОТу индекс «ДОТ №006»
Западный каземат фланкирующего огня простреливал все пространство до «Миллионного», а восточный каземат фронтального огня простреливал южные подступы к высоте 65,5.
Как и в ДОТе Sk10, боевые казематы «форта Поппиуса» были защищены стальной броней.
Время оставалось и мы решили проскочить через Испытательный стенд Sj 2 (по другой информации Артиллерийская стена — Sj2) к ДОТу «Миллионный».
Sj 2 не имел особого военного значения, но вошел в историю из-за своего внушительного внешнего вида. Еще с 30-х годов главная задача этого сооружения была служить полигоном для испытания прочности различных марок бетона и типов арматуры. То есть в войну это была просто стена, которая служила защитой для минометных расчетов и не более того. Но советские войска этого не знали и подвергали стену особо плотному обстрелу и отвлекли на нее значительные силы танков и пехоты, считая это сооружение мощным ДОТом. Действительно выглядит очень солидно.
Пройдя дальше вдоль «зубов Дракона»
И, наконец, финал нашего путешествия — ДОТ Sj-5 «Миллионный» — самому большому укреплению всей линии Маннергейма. Ошибочно принято называть Миллионерами или Миллионниками все крупные финские ДОТы, на строительство которых якобы было потрачено больше 1 000 000 финских марок. Но сами финны собственным именем «Millionaire» называли только один ДОТ – тот, к которому мы направляемся – Sj 5.
Линия Маннергейма
Укрепления на линии Маннергейма, Ленинградская область One half 3544
Линия Маннергейма — это целый комплекс оборонительных сооружений, созданных в период с 1920 по 1930 гг. на финской части Карельского перешейка. Именно в этих местах шли ожесточенные бои в период страшной Советско-Финской или «Зимней» войны. В Финляндии «линией Маннергейма» называли лишь главную линию обороны. Названа она была так в честь генерал-лейтенанта русской армии, главнокомандующего маршала финской армии, а позже и президента Финляндии — Карла Густава Маннергейма.
Укрепление стратегически важного района Карельского перешейка началось в 1918 г., то есть сразу после обретения независимости Финляндии, а продолжалось вплоть до Советско-Финской войны 1939—1940 годов. Первоначальная линия обороны носила название «линия Энкеля» и пересекала весь Карельский перешеек от Ладоги до Финского залива.
Несмотря на то, что к 1924 здесь появился мощный укрепленный район, в 1927 г. стало понятно, что необходимо усовершенствовать оборонительные сооружения, что и делали на протяжении 1931—1932 гг. Новые объекты обладали огромной огневой мощью, но и стоили недешево, за что получили прозвище «милионники».
Для посещения оборонительной линии лучше заказать экскурсию, в ходе которой, кроме рассказа и обзора сооружений, можно увидеть вооружение и снаряжение обеих воевавших сторон, а также узнать интересные подробности о «Зимней» войне. А то и попробовать полевой обед или чай у костра.
Координаты
Наиболее удобный для посещения участок линии Маннергейма — это укрепленный район Суммакюля, возле деревни Каменка. Расстояние от Санкт-Петербурга до нее чуть больше ста километров по трассе Е18, далее съезд на Кирилловское, далее следовать в сторону трассы А125, а на перекрестке с А125 повернуть налево. Оборонные сооружения расположены совсем рядом с шоссе.