литературный этюд что это
Литературный этюд что это
Полезное
Смотреть что такое «Этюд» в других словарях:
этюд — а, м. étude f. 1. В изобразительном искусстве произведение вспомогательного характера и обычно небольшого размера, выполненное целиком с натуры. БАС 1. А ныне нашед случай с его сиятельством графом Брюсом, посылаю одну картину моей композиции,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ЭТЮД — ЭТЮД, этюда, муж. [франц. étude от лат. studium усердие, старание]. 1. Произведение (рисунок, скульптура и т.п.), представляющее собою первоначальный набросок, эскиз, который может служить частью какого нибудь композиционного целого. Этюд к… … Толковый словарь Ушакова
Этюд — ЭТЮД термин, употребляющийся в музыке и в живописи, по аналогии применяемый и в области литературы. В музыке играет роль упражнения, преследуя технические задачи. Но наряду с развитием техники, этюд нередко достигает и чисто художественных… … Словарь литературных терминов
Этюд — (франц. йtude, буквально изучение), произведение, выполненное с натуры с целью её изучения. Этюд (живописный, скульптурный, графический) часто служит подготовительным материалом при работе над картиной, скульптурой, графическим… … Художественная энциклопедия
ЭТЮД — 1) «упражнение», произведение искусства (художественное, музыкальное), предназначенное для развития способностей начинающих и для упражнений их; 2) набросок, не вполне отделанное художественное произведение. Словарь иностранных слов, вошедших в… … Словарь иностранных слов русского языка
этюд — См. книга, эскиз. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. этюд картина, книга, очерк, эскиз; … Словарь синонимов
ЭТЮД — (французское etude, буквально изучение), 1) в изобразительном искусстве произведение (обычно подготовительное), исполняемое художником с натуры с целью ее изучения. 2) Музыкальная пьеса, предназначенная для развития техники игры на каком либо… … Современная энциклопедия
ЭТЮД — (франц. etude букв. изучение). 1) в изобразительном искусстве произведение (обычно подготовительное), исполняемое художником с натуры с целью ее изучения2)] Музыкальная пьеса инструментального характера, основанная на определенном приеме… … Большой Энциклопедический словарь
ЭТЮД — ЭТЮД, а, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Этюд — (esercizio, exercice) музыкальное упражнение, написанное сцелью развить технику играющего или поющего. Э. существуют для пения(вокализы) и для всех инструментов и заключаются в том, что известнаятехническая фигура повторяется на разных ступенях… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
ЭТЮД В ПРОЗЕ изучаем на уроках литературы
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
ЭТЮД В ПРОЗЕ изучаем на уроках литературы
Аннотация. В статье рассматривается прозаический этюд как сложив- шийся литературный жанр, ещё недостаточно исследованный и классифи- цированный с точки зрения филологической науки. В современной литера- турной практике и педагогике можно уже говорить о трёх разновидностях этюда в прозе.
Abstract. The prose sketch (etude) as literature genre is still insufficiently studied and classified in the terms of philological sciences. In modern literary practice and pedagogy we can speak of three varieties of the sketch in prose. Keywords: sketch, prose, genre, Encyclopedia, Bryusov, Bely, Dynnik, Portnaya, Bogomolov, sketches species, Gorky Literary Institute, bookworm, Flaubert, Maupassant, artistic speech.
В то время как в живописи, музыке, теат- ральной педагогике, шахматах этюд давно является системным жанром, в литературе смысл этого понятия ещё недостаточно про- яснён. В словнике «Краткой литературной эн- циклопедии» (1962—1978) мы такого термина не найдём. «Литературная энциклопедия» 1929—1939 годов обрывается на букве «Ф». Статья об этюде имеется лишь в «Литератур- ной энциклопедии: Словаре литературных терминов» 1925 года. Она, главным образом, повествует об этюдах поэтических и литера- турно-критических, причём указано, что пол- ноценными, то есть появляющимися в печати, можно считать лишь последние. Это, в част- ности, этюды из книги «Символизм» А.Белого и «Далёкие и близкие» В.Брюсова. Поэтиче- ские этюды, по мнению Валентины Дынникы,
автора статьи в «Литературной энциклопе- дии», самостоятельного художественного значения не имеют, рассматриваются только
«как техническое упражнение и как подгото- вительная работа». Впрочем, чёткого опреде- ления литературно-критического этюда автор тоже не даёт, ограничиваясь «симптомати- кой»: «На отчётливости мысли, на диалекти- ческой стройности прежде всего основана эстетическая сторона литературно-критиче- ского этюда. Отчётливость мысли связана с отчётливостью слова, что также способствует созданию художественного впечатления. Не- большие же размеры этюда дают возмож- ность пользоваться более образным и выра- зительным языком, более взыскательно упо- треблять слова, чем это принято в крупном исследовании»1. При этом в критике «книга,
составленная из этюдов, при всём единстве идейного построения, распадается формаль- но на отдельные части, — расчленяется». Об этюде в прозе — всего несколько слов:
«встречается… и в художественной прозе». Видимо, В.Дынник считала, что «самостоя- тельного художественного значения» прозаи- ческие этюды, как и поэтические, не имеют.
Иной точки зрения придерживается автор статьи «Этюд» в Большой советской энцикло- педии 1926—1947 годов, том 64: «В литерату- ре — небольшое по размеру произведение, в котором ограниченный материал подверга- ется детальной художественной обработке. Нередко являясь подготовительной разра- боткой отдельных частей какого-нибудь круп- ного произведения, Э. может быть самостоя- тельным и художественно законченным про-
30 Литература в школе. 2016. № 6.
изведением, как, например, “Слепой музы- кант” Короленко»2. В БСЭ 1969—1978 годов статьи о литературном этюде нет. Нет, в сущ- ности, и отдельных работ на эту тему, если не считать статьи «Этюд как явление художе- ственного творчества» Ирины Портной (2012), которая, впрочем, слово в слово без кавычек повторяет то, что написала Валенти- на Дынник в «Литературной энциклопедии» 1925 года. В зарубежной филологии иссле- дования об этюде в прозе отсутствуют, если не считать «литературной справки» в Интер- нете — но о ней чуть позже.
Таким образом, на сегодняшний день мы
имеем лишь два куцых и совершенно проти- воположных литературоведческих взгляда на прозаический этюд: согласно одному, это что-то вроде технического упражнения и под- готовительной работы, согласно другому — он может быть самостоятельным и художе- ственно законченным произведением типа
«Слепого музыканта» В.Короленко. Это до- вольно неожиданный пример, поскольку мы традиционно сопоставляем своё представ- ление о прозаическом этюде с тем, что знаем о музыкальном и живописном этюдах. Со- гласно же логике безымянного автора статьи в БСЭ 1926—1947 годов, мы можем не только
«Слепого музыканта», но и философско-ми- стический рассказ В.Набокова “Ultima Thule” считать этюдом, ибо он первоначально рас- сматривался частью романа. Я бы посчитал такую точку зрения спорной, если бы не был в журнале «Наш современник» редактором последнего, неоконченного романа В.Бого- молова «Жизнь моя, иль ты приснилась мне. ». Прозы в нём не так много — в основ- ном архивные документы, которые автор, ви- димо, хотел вживить в прозаический текст, как он это талантливо сделал в романе «Мо- мент истины». Но при жизни выстроить как литературное произведение «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…» Богомолов не успел и оставил нам лишь прозаические наброски к блокам документов. Некоторые из них печа- тались в виде отдельных произведений (ма- ленькая повесть «В кригере»). К какому же жанру отнести эту прозу? А также миниатюры из «Записных книжек» и «Коротких рассказов» Богомолова, изданных после его смерти? Полагаю, не будет ошибкой, если мы их отне- сём к этюду.
Теперь рассмотрим произведения, вы-
шедшие в массе своей уже после того, как авторы статей в энциклопедиях пытались найти определение литературному этюду:
«Камешки на ладони» В.Солоухина, «Затеси» В.Астафьева, «Мгновения» Ю.Бондарева,
«Крохотки» А.Солженицына, «Истории хро- нопов и фамов» Х.Кортасара, «Букварь» Г.Па- ризе и т. п. Это прозаические миниатюры, печатавшиеся в журнальных подборках и кни- гах. О них не скажешь, что это техническое упражнение или подготовительная работа. Но почти для всех упомянутых мастеров они являлись своеобразной литературной тре- нировкой перед созданием очередного круп- ного произведения. К какому же жанру эти прозаические миниатюры принадлежат? К
лирической прозе, стихотворению в прозе, эссе? В зависимости от наклонностей авто- ров, мы заметим элементы и того, и другого, и третьего. А в целом? В целом же это — про- заические этюды мастеров, собранные в цик- лы и книги. Причём в этих случаях мы не мо- жем сказать вслед за В.Дынник, что «книга, составленная из этюдов, при всём единстве идейного построения, распадается формаль- но на отдельные части, — расчленяется». Может быть, «Символизм» А.Белого, «Далё- кие и близкие» В.Брюсова, «Книга отраже- ний» И.Анненского, «Письма о русской поэ- зии» Н.Гумилёва и «расчленяются», будучи тематически зависимыми от объекта иссле- дования, а «отражения» в прозе есть отраже- ния внутреннего мира их авторов (они же ге- рои этюдов), и воспринимаются как нечто хотя и неоднородное, но нерасчленимое.
Итак, сегодня мы можем говорить о трёх
разновидностях современного прозаического этюда: 1) этюд «как техническое упражнение и как подготовительная работа»; 2) логически, а порой и сюжетно завершённое небольшое произведение, являющееся в замысле частью другого, более крупного произведения, но так и не ставшее им; 3) «моментальная» ми- ниатюра в прозе, запечатлевающая состоя- ние автора и окружающего его мира пример- но так же, как поэт запечатлевает лирическое состояние, и отличающаяся от стихотворения в прозе тем, что лишена ритмически обосно- ванного деления на абзацы.
Отметим, что с первой разновидностью,
учебным этюдом, ставшим реальным эле- ментом вступительных экзаменов и учебного процесса во ВГИКе и в Литературном инсти- туте им. А.М.Горького, произошла любопыт- ная метаморфоза по сравнению с 1920-ми годами, когда его задача определялась по аналогии с живописными и музыкальными этюдами (В.Дынник). Теперь понятие про- заического этюда стало ближе понятию этю- да шахматного, когда на доске создаётся оригинальная искусственная позиция фигур с заданиями добиться выигрыша или ничьей без ограничения ходов. Точно так же и учеб- ному этюду в прозе предпосылается искус- ственно смоделированная позиция, которую автору следует завершить или развить. Прав- да, в шахматной литературе мы без труда найдём работы о шахматном этюде, чего не скажешь об определении учебного прозаи- ческого этюда в филологической литературе. Зато теперь к нашим услугам современный народный ресурс массового «ликбеза» — Ин- тернет. Вот, к примеру, «литературная справ- ка» об учебном этюде в прозе с русскоязыч- ного латвийского форума «вопросов и отве- тов» irc.lv, написанная в характерном для этого жанра стиле автором с «ником» Bo- okworm (Книжный червь):
«Вам задали писать этюд, но вы вообще
понятия не имеете, что это такое и с чем его едят? Не расстраивайтесь! Я помогу вам сде- лать это задание. Слово этюд в перево- де с французского языка означает изучение. Этюд — работа, выполненная с натуры! Однако этюд может быть не только упражне-
нием, но и самостоятельным произведением. Обычно такие работы небольшого размера передают ощущения и впечатления от уви- денного. Для того чтобы добиться нужного эффекта (то есть чтобы читатель смог пред- ставить себе и почувствовать то, что описы- вает автор) подбираются такие слова, какие наиболее достоверно передают эмоции.
Запомните: небольшая форма, точность слов и выражений! Осталось понять, как это осуществить.
1. Вам необходим объект, который вы бу- дете описывать. Это может быть что угодно. Например, стол, стул, чашка, радуга и т. д.
2. Поставьте выбранный объект перед собой (II вариант: сами сядьте перед ним) или представьте его. Хорошенько рассмот- рите со всех сторон.
3. Теперь опишите объект (какой он), за- пишите свои ассоциации и даже ощущения, представьте, какая у него функция (если это сосуд, то придумайте, для чего он, если яв- ление природы — что происходит в окружаю- щем мире).
4. Теперь оживите всё это и напишите небольшой текст.
5. Перечитайте всё, что у вас получилось, и выразите это в своём коротком этюде»3.
Нетрудно заметить, что советы Книжного червя выдержаны в духе тех советов, которые давал юному Мопассану Флобер: в частности, описать на нескольких страницах стул. По- добные упражнения вырабатывают у начи- нающего прозаика терпение, тренируют на- блюдательность, побуждают к поиску эпите- тов и сравнений. Но с тех пор представления об учебном этюде в гуманитарных вузах рас- ширились. Описанию статичного объекта или пейзажа всё чаще предпочитается динамич- ная ситуация, таящая в себе зачатки сюжета. Прозаик не только описатель: в рамках фабу- лы он создаёт для своих героев ситуации и заставляет искать выходы из них. К примеру: на пустом перроне вокзала стоят растерян- ные юноша и девушка — один опоздал на по- езд, а другая приехала на нём, но потеряла кошелёк. Задание: завершите, пожалуйста, ситуацию. Или возьмём смоделированную Маяковским коллизию:
резкая, как «нате!», муча перчатки замш, сказала:
Этюдное задание: попытаться убедить героиню изменить решение.
Будет неправильно полагать, что перенос центра тяжести с описания на сюжетное дей- ствие заставит автора уделять меньшее вни- мание языку, нежели в тех случаях, когда Флобер призывал описать стул, а Книжный червь из Интернета — кувшин. Дело в том, что, подыскивая эпитеты и сравнения для описания статичного объекта, автор ощупью тренирует свой литературный язык (что, без- условно, важно), но ещё не находит свой ин-
дивидуальный стиль. Став писателем, Мо- пассан не писал так, как учил его Флобер, он писал по-своему, куда более лаконично. При- родный стиль всякого человека, даже и не писателя вовсе, проявляется тогда, когда он в эмоциональной манере рассказывает дру- гому человеку нечто важное. Если он попыта- ется записать своё сообщение, избавившись от естественных для разговорной речи слов- паразитов и неправильных согласований, то это и будет рудиментарным рассказом.
Речь — природный «инструмент» творче-
ства, в отличие от кисти художника. Собствен- но речь ближе к художественной речи, чем простой рисунок на стене к художественной живописи. Человек, стремясь передать в про- стом разговоре какое-то взволновавшее его событие, уже, не сознавая того, строит его по общим правилам художественной речи, — то есть он хочет, чтобы то, что взволновало его, взволновало и собеседника. Следовательно, в дело идут эпитеты, гиперболы, сравнения. Они, может быть, проще, нежели те, к которым мы прибегнем, скрупулёзно описывая стул или кувшин, но гораздо живей и естественней. Таким образом, можно сделать вывод, что ху- дожественная речь — это природное свойство
человека, находящееся в нём до поры до вре- мени в «неактивном» состоянии.
Перевести его в активное состояние в немалой степени позволяют прозаические этюды. Статичный этюд вырабатывает у на- чинающего автора литературную дисципли- ну, лирический способствует красоте речи, а ситуативный помогает обрести свой индиви- дуальный стиль и развивает сюжетное мыш- ление.
1. Bookworm [Книжный червь]. Литератур- ная справка: что такое этюд? // [Электрон- ный ресурс] http://irc.lv/blogs?id=14774 (Латвия, 28. 09. 2007).
2. ДЫННИК В. Этюд // Литературная эн- циклопедия: Словарь литературных терми- нов: В 2 т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. [Электронный ресурс] // Русская ли- тература и фольклор: фундаментальная электронная библиотека. URL: http://feb- web.ru/feb/slt/abc/lt2/lt2-b552.htm.
3. ПОРТНАЯ И.В. Этюд как явление художе- ственного творчества // Исторические, фило- софские, политические и юридические науки,
культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, 2012.
— № 1 (15): В 2 ч. — Ч. I. — C. 157—159.
4. Этюд [В литературе] // Большая совет- ская энциклопедия: В 66 т. — М., ОГИЗ РСФСР, 1926—1947. — Т. 64. — Стб. 798.
1 ДЫННИК В. Этюд // Литературная эн- циклопедия: Словарь литературных тер- минов: В 2 т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френ- кель, 1925. [Электронный ресурс] // Рус- ская литература и фольклор: фундаментальная электронная библиоте- ка. URL: http://feb- web.ru/feb/slt/abc/lt2/lt2-b552.htm.
2 Этюд [В литературе] // Большая совет-
ская энциклопедия: В 66 т. — М., ОГИЗ РСФСР, 1926—1947. — Т. 64.— Стб. 798.
3 Bookworm [Книжный червь]. Литератур- ная справка: что такое этюд? // [Элек- тронный ресурс] http://irc.lv/blogs?id=14774 (Латвия, 28. 09. 2007).
4 МАЯКОВСКИЙ В.В. Облако в штанах [Поэма] // МАЯКОВСКИЙ В.В. Полн. собр. соч.: В 12 т. — М., 1939. — Т. 1. — С. 184.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Что такое «Этюд» и «Очерк»? И с чем это «едят»?
Итак, добрый день мои читатели. Совсем недавно у меня был разговор с таким же начинающим «писателем», как и я, и мы говорили о этюдах. Нужно ли начать и мне их писать или нет, оставить всё как есть и продолжать свои работы в таком темпе? Она уже попробовала себя в двух работах, и у неё получилось просто волшебно! Я же еще даже не начинала..Я только думаю над этой идеей.
Так что же такое «Этюд»?
В литературе этюд – это самостоятельное произведение небольшого размера, в котором писатель старается максимально правдиво передать свои эмоции, ощущения и впечатления от какого-либо предмета или события.
Т.е. это может быть всё что угодно: от бытовых вещей до мыслей вселенского заговора. Не правда ли, интересненькое занятие. Простор для фантазии писателя огромный, поэтому грех таким не воспользоваться…
Этюд в литературе встречается и как техническое упражнение, и как подготовительная работа, и как самостоятельно-художественное произведение.
Как техническое упражнение, лишенное своих художественных заданий, этюд, естественно, в печати не появляется. Такие этюды наиболее наблюдаемы в области стихотворной техники, по преимуществу у начинающих поэтов. Но в силу связи между формальной стороной стихотворения и его художественным смыслом, технические этюды в чистом виде своем почти не встречаются.
Этюд в третьем своем значении (как опыт, приобретающий самостоятельную художественную ценность) встречается и в литературной критике, и в художественной прозе, и в стихотворном творчестве. Литературно-критический этюд отличается от исследования, по внутреннему построению своему, тем, что ставит себе менее широкие задачи и охватывает менее обширный материал. Чем более детализирована тема, чем более она отчетлива, тем более отчетливой и углубленной разработки требует она. И на отчетливости мысли, на диалектической стройности, прежде всего основана эстетическая сторона литературно-критического этюда. Отчетливость мысли связана с отчетливостью слова, что также способствует созданию художественного впечатления.Небольшие же размеры этюда дают возможность пользоваться более образным и выразительным языком, более взыскательно употреблять слова, чем это принято в крупном исследовании.
Если «Этюд» довольно развитое и обширное понятие (в разных смыслах), то что же из себя представляет «Очерк»?
Очерк – литературное произведение, основанное на фактах, документах, наблюдениях автора.
В художественной литературе очерком называется одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы. Публицистический, в том числе документальный, очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, нередко — в сопровождении статистических данных и других документальных источников, и как правило, в сопровождении прямого истолкования их автором.
Основной признак очерка — писание с натуры. В очерке вымысел играет гораздо меньшую роль, чем в других литературных жанрах.
В отличие от других произведений художественной литературы в портретном очерке образ героя не вымышлен, а взят из реальной действительности. Автор исследует личность героя, его внутренний мир. Через это описание читатель догадывается о социально-психологической подоплёке совершённых поступков. Необходимо указывать подробности, которые делают характер этой личности драматичным, возвышают его над всеми другими героями. В современных российских изданиях портретный очерк выглядит по-другому. Чаще всего это краткое изложение биографии, набор классических человеческих качеств. Поэтому портретный очерк больше литературный жанр, чем публицистический.
Основная задача автора — публицистическое освещение проблемы. Он вступает в диалог с читателем. Сначала обозначает проблемную ситуацию, а потом соображения по этому поводу, подкрепляя их собственными знаниями, официальными данными, художественно-изобразительными средствами. Этот жанр популярен больше в журнальной периодике, так как по размеру и глубине превосходит газетные аналитические статьи.
3).Путевой очерк — Сложился гораздо раньше, чем другие виды очерка. В основе рассказ автора о путешествии, об увиденном и услышанном. Может включать в себя элементы других очерков. Например, портретный используется для описания людей и их нравов, которые повстречались автору во время его путешествия. Или элементы проблемного очерка могут использоваться для анализа ситуации в разных городах и сёлах.
Хронологическое, научно обоснованное изложение истории предмета исследования. Например, «Исторический очерк Вятского края», 1870 год. Очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого истолкования их автором.
Итак, мы познакомились с такими понятиями, как «этюд» и «очерк». Теперь осталось разобраться в одном вопросе: «Попробовать ли мне себя в одном из жанров»? Например, начать с этюда.. Или же нет!?
Решать все это вам — мои дорогие читатели.. Так что, жду от вас ответов и..до скорой встречи!
Объясните, пожалуйста, понятие «литературный этюд».
Во всех этих смыслах своих название этюда применяется и к произведению слова: этюд в литературе встречается и как техническое упражнение, и как подготовительная работа, и как самостоятельно-художественное произведение.
Как техническое упражнение, лишенное своих художественных заданий, этюд, естественно, в печати не появляется. Такие этюды наиболее наблюдаемы в области стихотворной техники, по преимуществу у начинающих поэтов. Но в силу связи между формальной стороной стихотворения и его художественным смыслом, технические этюды в чистом виде своем почти не встречаются.
Этюд в третьем своем значении (как опыт, приобретающий самостоятельную художественную ценность) встречается и в литературной критике, и в художественной прозе, и в стихотворном творчестве. Литературно-критический этюд отличается от исследования, по внутреннему построению своему, тем, что ставит себе менее широкие задачи и охватывает менее обширный материал. Характерными в этом смысле этюдами должны быть признаны в «Символизме» А. Белого «Опыт характеристики русского четырехстопного ямба» и «Не пой, красавица, при мне» А. Пушкина, опыт описания. Чем более детализирована тема, чем более она отчетлива, тем более отчетливой и углубленной разработки требует она. И на отчетливости мысли, на диалектической стройности, прежде всего основана эстетическая сторона литературно-критического этюда. Отчетливость мысли связана с отчетливостью слова, что также способствует созданию художественного впечатления. Небольшие же размеры этюда дают возможность пользоваться более образным и выразительным языком, более взыскательно употреблять слова, чем это принято в крупном исследовании.
Литературный этюд что это
Смотреть что такое ЭТЮД в других словарях:
(esercizio, exercice) — музыкальное упражнение, написанное с целью развить технику играющего или поющего. Э. существуют для пения (вокализы) и для всех. смотреть
этюд м.1. лит., иск. study, sketch 2. муз. etude, exercise 3. шахм. problem
Этюд (esercizio, exercice) — музыкальное упражнение, написанное с целью развить технику играющего или поющего. Э. существуют для пения (вокализы) и для всех инструментов и заключаются в том, что известная техническая фигура повторяется на разных ступенях гаммы и в разных ладах. Э. придается музыкальное содержание и форма. Пишутся Э. ходообразно или в коленном складе. В эпоху преобладания полифонии писались Э. для развития полифонической техники: инвенции, токкаты. Для фортепиано Э. писали Клементи, Крамер, Мошелес, Калькбреннер. Есть Э. (преимущественно в области фортепьянной), в которых, кроме технической цели, преследуются цели художественные. Подобные Э. появляются не только в домашнем обиходе, но и на концертной эстраде, как, например, Э. Шопена, Шумана (симфонические Э.), Тальберга, Мошелеса, Листа и проч. Формы их шире (песнь, рондо, вариация и проч.). Есть еще Э., предназначенные не для развития техники, а для развития мелодической фразировки, например Э. cis-moll Шопена, Э. Стефана Геллера. Н. С.
ЭТЮД — термин, употребляющийся в музыке и в живописи, по аналогии применяемый и в области литературы. В музыке играет роль упражнения, преследуя те. смотреть
ЭТЮД1) «упражнение», произведение искусства (художественное, музыкальное), предназначенное для развития способностей начинающих и для упражнений их; 2). смотреть
-а, м. 1.Произведение изобразительного искусства, выполненное с натуры с целью ее изучения и обычно служащее предварительной разработкой какого-л. про. смотреть
2) Инструмент. муз. пьеса инструктивного или концертного характера, построенная на фигурации и направленная на развитие, а также демонстрацию опред. технич. навыка игры; отличается, как правило, единством фактуры. Возник в нач. 19 в. в связи со становлением виртуозного стиля в исполнительстве.
В широком смысле слова Э. связан с овладением исполнит. мастерством. В старинной музыке его функцию могли выполнять иные жанры (ср. оригинальные названия сонат Д. Скарлатти «Ecsercizi» или «Klavierbung» И. С. Баха).
Инструктивные Э. являются обя-зат. компонентом обучения музыканта-инструменталиста. С 19 в. по сей день популярны в муз. педагогике, в т. ч. русской, сборники Э. И. Крамера, М. Клементи, К. Черни, М. Мошковского для фортепиано, Р. Крейцера для скрипки, П. Роде для виолончели. «24 каприса для скрипки соло» (1801-07) Н. Паганини стимулировали развитие жанра художеств., концертного Э. в творчестве Р. Шумана, Ф. Листа, Ф. Шопена, К. Дебюсси. В рус. музыке этот жанр связан с именами А. Г. Рубинштейна, С. М. Ляпунова, А. С. Аренского, А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова («Этюды-картины») и с расцветом рус. фортепианной школы. Не-многочисл. Э. И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича демонстрируют поиск нового, антиромантического подхода к фп. Стравинский создал также Э. для пианолы, Четыре Э. для оркестра.
Этюд (фр. etude букв. – изучение) 1) в изобразительном искусстве произведение (обычно подготовительное), исполняемое художником с натуры с целью ее. смотреть
2)] Музыкальная пьеса инструментального характера, основанная на определенном приеме исполнения и предназначенная для развития технического мастерства исполнителя. Создаются и высокохудожественные виртуозные сочинения этого жанра, предназначенные для концертного исполнения (фортепьянные этюды Ф. Листа, Ф. Шопена, А. Н. Скрябина и др.)
3) В современной театральной педагогике упражнение, служащее для развития и совершенствования актерской техники. Состоит из различных сценических действий, импровизированных или заранее разработанных преподавателем.
м. étude f; ébauche f, croquis m (рисунок) этюд к картине — ébauche (или croquis) d’un tableau литературный этюд — étude littéraire этюд Шопена — étud. смотреть
etüt* * * м, жив., муз. etüdакваре́льные этю́ды худо́жника — ressamın suluboya etüdleriСинонимы: картина, набросок, писание, рисование, рисунок, скуль. смотреть
1) (рисунок) 草图 cǎotú, 画 稿 huàgǎo2) лит. 短篇 duǎnpiān, 短 文 duǎnwén3) муз. 短曲 duǎnqǔ4) (упражнение) 练习 liànxí; 习作 xízuòСинонимы: картина, набросок, писа. смотреть
излучение – в изобразительном искусстве: произведение, обычно подготовительное, исполняемое художником с натуры с целью ее изучения. Музыкальная пьеса инструментального характера, основанная на определенном приеме исполнения и предназначенная для развития мастерства исполнителя. В современной театральной педагогике упражнение, служащее для развития и совершенствования актерской техники. смотреть
м. 1. жив. (набросок) этюд, алгачкы набросок (сүрөттүн, скульптуранын ж.б. эскиз түрү); этюд к картине картинага этюд; 2. муз. этюд (көнүктүрүү, үйрөтүү үчүн жазылган же усталык үлгүлөрүн көрсөтө турган музыкалык чыгарма); 3. лит. (очерк) этюд; 4. шахм. этюд (утуу же эч ким ута алышпай турган абалга чейин жеткирүү максатын көздөп, атайын түзүлгөн позиция). смотреть
Rzeczownik этюд m etiuda f szkic m ćwiczenie n
м1) иск., лит. Studie f2) муз. Etüde f Синонимы: картина, набросок, писание, рисование, рисунок, скульптура, упражнение, фотоэтюд, штудия, эскиз
(2 м); мн. этю/ды, Р. этю/довСинонимы: картина, набросок, писание, рисование, рисунок, скульптура, упражнение, фотоэтюд, штудия, эскиз
• картина,рисунок tanulmány• эскиз vázlatСинонимы: картина, набросок, писание, рисование, рисунок, скульптура, упражнение, фотоэтюд, штудия, эскиз
м. studio тж. муз.; schizzo (набросок) этюд с натуры — studio dal vero писать этюды жив. — fare studi / bozzetti сыграть этюд муз. — suonare uno studio Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: картина, набросок, писание, рисование, рисунок, скульптура, упражнение, фотоэтюд, штудия, эскиз. смотреть
Крутить этюд. RPG. Совершать игровые действия, импровизируя на заданную «мастером» тему. БСРЖ, 712.Синонимы: картина, набросок, писание, рисование, рис. смотреть
m.study, sketch, exerciseСинонимы: картина, набросок, писание, рисование, рисунок, скульптура, упражнение, фотоэтюд, штудия, эскиз
м.estudio m; bosquejo m, croquis m (рисунок)
мestudo mСинонимы: картина, набросок, писание, рисование, рисунок, скульптура, упражнение, фотоэтюд, штудия, эскиз
1. жив. (набросок) этюд, нұсқа;- этюд к картине суреттің нұсқасы;2. муз. этюд3. лит. (очерк) этюд, очерк;4. шахм. этюд (шахмат фигураларының қарсы жақты ұту я тең ойнау мақсатында ыңғайланып орналастырылған қалпы). смотреть
М etüd (1. bir əsərin ilk qarası, eskizi; 2. xüsusi məsələyə həsr olunmuş bə’zi elmi, tənqidi və s. əsərlərin adı; 3. məşq (musiqidə, şahmatda və s); 4. pedaqoji və virtuoz mahiyyətində olan kiçik musiqi əsəri). смотреть
1) exercise2) sketch3) studyСинонимы: картина, набросок, писание, рисование, рисунок, скульптура, упражнение, фотоэтюд, штудия, эскиз
в разн. знач. эцюд, муж.этюд к картине жив. — эцюд да карціныэтюд для флейты муз. — эцюд для флейтыкритический этюд лит. — крытычны эцюдшахматный этюд. смотреть
mharjoitelma, luonnosmus etydiqakkip tehtävä
סקיצהמאמרמרשםניסיוןשרטוטСинонимы: картина, набросок, писание, рисование, рисунок, скульптура, упражнение, фотоэтюд, штудия, эскиз
м. studio m, schizzo m
этюдEtüdeСинонимы: картина, набросок, писание, рисование, рисунок, скульптура, упражнение, фотоэтюд, штудия, эскиз
сущ.муж.1. этюд, ӗлке (пысйк хайлавйн пайӗ); этюд к картине картйнӑн пайӗ (малтанлйха хатӗрлени)2. этюд (пӗчӗк илемлӗ хайлав); музыкальные этюды музыка этючӗсем. смотреть
Ударение в слове: эт`юдУдарение падает на букву: юБезударные гласные в слове: эт`юд
этюд картина, книга, очерк, эскиз, фотоэтюд, набросок, скульптура, штудия, рисование, упражнение, писание, рисунок
طرح ، كروكي (نقاشي) ؛ مشق موسيقي
этюд = м. 1. (рисунок) sketch; 2. лит. essay; 3. муз. study, etude; 4. (упражнение) exercises pl.
этю’д, этю’ды, этю’да, этю’дов, этю’ду, этю’дам, этю’д, этю’ды, этю’дом, этю’дами, этю’де, этю’дах
1. studium, szkic;2. etiuda;3. wprawka;
этюд; ворсны этюд — играть этюд;этюдлӧн мыла шы — мелодичные звуки этюда
этюд см. картина, книга, очерк, эскиз
м. 1) лит., иск. Stüdie f 2) муз., шахм. Etüde f.