лития что это такое в православии и когда совершается

Заупокойные службы: панихида, лития, отпевание — в чем разница?

Заупокойное богослужение — любое, посвященное умершим. Церковь постоянно молится о своих умерших чадах, и для этого у нее есть несколько отдельных богослужений. Подробнее — в Слайдах Фомы.

Панихида

Панихида — заупокойное богослужение с поминовением умерших, которая совершается как до, так и после погребения. Служится на кладбище и в храме. В молитвах панихиды люди просят у Бога лучшей загробной участи для близких и прощения грехов, совершенных ими при жизни. Гражданская панихида — светское прощание с покойником, которое не имеет никакого отношения к Церкви. В советскую эпоху она воспринималась как альтернатива церковному поминовению, хотя могла и не быть ей. Например, похороны Н. А. Некрасова сопровождались гражданской панихидой с речами в его память, но было и церковное отпевание.

Парастас

Парастас — особая (великая) панихида, которая совершается накануне родительских суббот в пятницу на вечернем богослужении.

Лития

Лития — самая короткая заупокойная служба, которая состоит всего из нескольких молитв и песнопений, входящих в чин полной панихиды, фактически это ее завершающая часть. Ее служат как в храме, так и на кладбище и дома. Ее могут совершать как священнослужители, так и миряне.

Чин погребения (отпевание)

Чин погребения (отпевание) — особое богослужение, которое обычно совершается на третий день после смерти христианина, то есть в день похорон. Таким образом Церковь с близкими провожают умершего в иной мир, просят у Бога милости о нем и утешения в скорби для себя. Отпевание совершается в храме над покойником в гробу и только как исключение — дома или на кладбище. Отпевать людей вне храма стали в советское время, чтобы не привлекать к себе внимания безбожной власти. Сейчас эта практика прижилась в виде отпеваний в моргах и крематориях, но это противоречит смыслу богослужения. Есть четыре вида погребений (различаются текстом молитв) — для мирян, монахов, священников и младенцев.

Заочное отпевание

Отпевание умершего после похорон, которое совершается в исключительных случаях по благословению священника. Например, во время войны или при чрезвычайных ситуациях. Часто такую «услугу» без повода предлагают ритуальные агентства. В этом случае отпевание становится вдвойне заочным: на нем нет ни гроба с телом, ни молящихся за усопшего. В такой ситуации нельзя быть уверенным, что отпевание действительно состоялось. Важно личное участие близких и их молитва за умершего человека.

Источник

Лития́

Лития́ (от греч. λιτή, усерд­ное моле­ние) – в пра­во­слав­ном бого­слу­же­нии в совре­мен­ной прак­тике:

«Нынеш­ний устав знает четыре вида литии, кото­рые по сте­пени тор­же­ствен­но­сти можно рас­по­ло­жить в таком порядке:

а) «лития вне мона­стыря», поло­жен­ная на неко­то­рые дву­на­де­ся­тые празд­ники и в Свет­лую сед­мицу пред литур­гией;
б) лития на вели­кой вечерне, соеди­ня­е­мой с бде­нием;
в) лития по окон­ча­нии празд­нич­ной и вос­крес­ной утрени;
г) лития за упокой после буд­нич­ной вечерни и утрени.

По содер­жа­нию молит­во­сло­вий и чину эти виды литии очень раз­личны между собою, но общее у них именно исхож­де­ние из храма. Исхож­де­ние это в первом виде (из пере­чис­лен­ных) литии бывает полное, а в осталь­ных непол­ное. Но там и здесь совер­ша­ется оно бли­жай­шим обра­зом с целью выра­зить молитву не только сло­вами, но и дви­же­нием, пере­ме­нить ее место для ожив­ле­ния молит­вен­ного вни­ма­ния; даль­ней­шею целью литии явля­ется выра­же­ние – уда­ле­нием из храма – нашего недо­сто­ин­ства молиться в нем: «мы молимся, стоя пред вра­тами св. храма, как бы пред вра­тами небес­ными… подобно Адаму, мытарю, блуд­ному сыну». Отсюда несколько пока­ян­ный и скорб­ный харак­тер литий­ных молитв.

Нако­нец, в литии Цер­ковь исхо­дит из своей обла­го­дат­ство­ван­ной среды во внеш­ний мир – в соб­ствен­ном смысле – или же в при­твор, как часть храма, сопри­ка­са­ю­щу­юся с этим миром, откры­тую для всех, не при­ня­тых в Цер­ковь или исклю­чен­ных из нее, с целью молит­вен­ной миссии в этом мире. Отсюда все­на­род­ный и все­лен­ский харак­тер (о всем мире) литий­ных молитв».

Сущ­ность и зна­че­ние Литии

Важной частью пра­во­слав­ной службы явля­ется лития. Лития от греч. литэ, усерд­ное моле­ние, по цер­ков­ному сло­во­упо­треб­ле­нию озна­чает моле­ние вне храма. По содер­жа­нию молит­во­сло­вий и чину виды литии очень раз­личны между собою, но общее у них именно исхож­де­ние из храма.

Свя­ти­тель Симеон Солун­ский гово­рит:
«Лития совер­ша­ется в при­творе в празд­нич­ные дни и суб­боты, а во время какой-нибудь нашед­шей язвы или несча­стия поется при сте­че­нии народа или среди города, или вне его, около стен»

Исхож­де­ние литии бывает полное (это в первом виде), а в осталь­ных непол­ное. Но там и здесь совер­ша­ется оно глав­ным обра­зом с целью выра­зить молитву не только сло­вами, но и дви­же­нием, пере­ме­нить ее место для ожив­ле­ния молит­вен­ного вни­ма­ния; даль­ней­шею целью литии явля­ется выра­же­ние — уда­ле­нием из храма — нашего недо­сто­ин­ства молиться в нем: «мы молимся, стоя пред вра­тами св. храма, как бы пред вра­тами небес­ными… подобно Адаму, мытарю, блуд­ному сыну». Отсюда несколько пока­ян­ный и скорб­ный харак­тер литий­ных молитв.

Нако­нец, в литии Цер­ковь исхо­дит из своей обла­да­ю­щей бла­го­да­тью среды во внеш­ний мир — в соб­ствен­ном смысле — или же в при­твор, как часть храма, сопри­ка­са­ю­щу­юся с этим миром, откры­тую для всех, не при­ня­тых в Цер­ковь или исклю­чен­ных из нее, с целью молит­вен­ной миссии в этом мире. Отсюда все­на­род­ный и все­лен­ский харак­тер (о всем мире) литий­ных молитв.

По пер­во­на­чаль­ному назна­че­нию лития была молит­вою во время обще­ствен­ных бед­ствий в местах, пора­жа­е­мых или угро­жа­е­мых ими; такою была лития и в уставе Вели­кой Кон­стан­ти­но­поль­ской церкви, и в Запад­ной Церкви только таким моле­ниям усво­я­ется имя литии. Но рядом с этими лити­ями суще­ство­вали уже в III в. очень близ­кие к ним моле­ния радостно-тор­же­ствен­ного харак­тера, состо­я­щие, как и те, в заго­род­ных про­цес­сиях, кото­рым впро­чем не усво­я­лось имя литий и лита­ний.

Особое раз­ви­тие эти про­цес­сии полу­чили в Иеру­са­лим­ской Церкви, где они совер­ша­лись, должно быть, сна­чала празд­ни­ками в озна­ме­но­ван­ные празд­ну­е­мыми собы­ти­ями, а затем, уже в IV в., стали при­над­леж­но­стью каждой вос­крес­ной вечерни; эта лития (тоже не назы­вав­ша­яся так) состо­яла в про­стом повто­ре­нии второй, молит­вен­ной, части вечерни, в разных св. местах.

Нынеш­ние литии перед литур­гией — оста­ток празд­нич­ных иеру­са­лим­ских литий, а на вечерне и утрени — прямое насле­дие вос­кресно-вечер­ней литии, при­няв­шей, под вли­я­нием Вели­кой церкви и древ­ней повсе­мест­ной прак­тики, эле­менты из пока­янно-молит­вен­ной литии.

Лития на вели­кой вечерне сла­га­ется из трех эле­мен­тов: обря­дов, песней и молитв.

Обряд литии состоит в тор­же­ствен­ном выходе свя­щен­но­слу­жи­те­лей и народа в при­твор.
Так как «при­твор назна­ча­ется для каю­щихся и огла­шен­ных», то «Цер­ковь, как бы нося образ каю­щихся и огла­шен­ных, сми­ря­ясь пред Богом и испра­ши­вая Его поми­ло­ва­ния, совер­шает в при­творе неко­то­рую часть службы». «Стоя пред свя­щен­ным храмом, как бы пред небес­ными вра­тами, умо­ляем Его».

Выход этот — настолько суще­ствен­ная при­над­леж­ность литии, что в сла­вян­ских руко­пи­сях Иеру­са­лим­ского Типи­кона вместо тер­мина лития посто­янно упо­треб­ля­ется «исхо­же­ние». Этот выход совер­ша­ется по чину, близ­кому к вечер­нему входу. Свя­щен­ник с диа­ко­ном, как и там, выхо­дят север­ными дверьми, при закры­тых (по Слу­жеб­нику) св. дверях.

Диакон идет рядом со свя­щен­ни­ком, держа кадило. Пред ними несут два све­тиль­ника. Певчие сле­дуют за свя­щен­но­слу­жи­те­лями. Все это совер­ша­ется при пении поло­жен­ных на литии стихир. По при­ходе в при­твор диакон «кадит св. иконы, насто­я­теля и лики и ста­но­вится на своем месте», т. е. впе­реди свя­щен­ника немного направо.

Источник

Что такое лития в православии и когда ее заказывают — описываем подробно

лития что это такое в православии и когда совершается. Смотреть фото лития что это такое в православии и когда совершается. Смотреть картинку лития что это такое в православии и когда совершается. Картинка про лития что это такое в православии и когда совершается. Фото лития что это такое в православии и когда совершается

Утрата близкого всегда застает человека врасплох в любом случае, как бы там ни было. Кроме мирских забот, которые нужно решить после трагедии, человек также сталкивается с тем, что нужно правильно помянуть усопшего. Людям, которые не живут церковной жизнью, порой трудно разобраться, что к чему и как всё сделать правильно.

лития что это такое в православии и когда совершается. Смотреть фото лития что это такое в православии и когда совершается. Смотреть картинку лития что это такое в православии и когда совершается. Картинка про лития что это такое в православии и когда совершается. Фото лития что это такое в православии и когда совершается© Depositphotos

Сердцу и душе хочется помянуть близкого и упокоить его душу, но приходится во многом разбираться: что такое панихида, когда проводится отпевание и зачем читать литию. Чтобы облегчить эту задачу, редакция «Так Просто!» отвечает на все эти вопросы и рассказывает в чём разница между отпеванием, панихидой и литией.

История появления общих молитв

Великая Константинопольская церковь проводила общие молитвы, которые были утверждены Уставом, при возникновении бедствий или их угроз для всего общества. Затем и Западная Церковь вводит понятия общих молитв при бедствиях, которое существовало на практике с третьего столетия.

Отличием общих молений того времени от современных богослужений является их характер. В прошлом моления носили радостно — торжественную форму. Иерусалимская Церковь четвертого века практиковала общенародные процессии, в которых молитвенная служба вечерни совершалась по всем святым местам города. Церковь Иерусалимская все вечерни в воскресенье заканчивала общей усердной молитвой.

Ныне с первоначальных прошений остался небольшой остаток, состоящий из молитвы, нескольких песен. При этом священники выходят не во двор, а только в притвор. При литии обязательным является движение, полный или неполный выход из церкви.

Понятие литии часто заменяют словом «исхождение», во время которого священники и дьякона выходят через северные ворота, обязательно при этом закрыв Святые двери центрального входа.

Дьякон находится около священника, он держит кадило. Впереди процессии служки несут светильники. Хор певчих сопровождает священнослужителей.

При выходе из храма дьяконом производится каждение икон и ликов святых. Выходя из святого места, храма, миряне смиренно показывают, что они признают себя блудными детьми, стоящими перед порогом дома, перед престолом Бога.

Этому действию свойственно покаяние и скорбь. Выход священства из храма в притвор символизирует Благодать, дарованную Богом — сошествие Иисуса Христа на грешную землю.

Вторым немаловажным смыслом выхода священства за пределы храма является явление среды, наполненной благодатью, внешнему миру.

Читайте о покаянии:

Важно! Лития имеет молитвенную миссию донести покаяние всем отступникам, не принявшим Христа своим Спасителем, грешникам.

Всеобщая молитва может носить как всенародный, так и вселенский характер.

лития что это такое в православии и когда совершается. Смотреть фото лития что это такое в православии и когда совершается. Смотреть картинку лития что это такое в православии и когда совершается. Картинка про лития что это такое в православии и когда совершается. Фото лития что это такое в православии и когда совершается

Отпевание в церкви

Отпевание — это особая молитва, которая совершается единожды над умершим верующим на третий день после смерти, перед погребением. Отпевание усопшего совершается священнослужителем в храме или часовне. По обычаю отпевать усопшего нужно именно на третий день, однако бывают случаи, когда разрешается сделать это позже, даже после упокоения.

Во все дни отпевание совершается по одному чину, кроме дней Светлой пасхальной седмицы. В эти дни вместо печальных заупокойных молитв поются радостные песнопения Святой Пасхи. В дни Воскресения и Рождества Христова усопших не вносят в храм, также не совершается отпевание. В таком случае оно переносится на следующий день.

лития что это такое в православии и когда совершается. Смотреть фото лития что это такое в православии и когда совершается. Смотреть картинку лития что это такое в православии и когда совершается. Картинка про лития что это такое в православии и когда совершается. Фото лития что это такое в православии и когда совершается© Depositphotos

В православной церкви не отпевают некрещеных, иноверцев, богоборцев, отрекшихся от Христа, самоубийц. До недавнего времени также не отпевали некрещеных младенцев, но недавно появился специальный чин для этого. Потому и родители, пережившие страшную трагедию, смогут успокоить свое сердце и помолиться за свое дитя.

Отпевание проводится для того, чтобы проводить душу умершего к Господу. Больше усопшему от нас ничего не нужно, никаких мирских благ, лишь искренняя молитва за него. Это то, что каждый может сделать на земле для человека, ушедшего в иной мир. Во время отпевания за душу человека молиться вся церковь, давая надежду на отпущение всех грехов.

Отпевают умершего единожды, в день похорон. Однако это не значит, что после этого поминать усопшего не нужно. Еще как нужно, просто теперь не отпеванием, а молитвой. Именно для этого нам служат панихиды, литии и простые молитвы.

лития что это такое в православии и когда совершается. Смотреть фото лития что это такое в православии и когда совершается. Смотреть картинку лития что это такое в православии и когда совершается. Картинка про лития что это такое в православии и когда совершается. Фото лития что это такое в православии и когда совершается© Depositphotos

Когда и зачем совершают обряд Литии

Лития бывает двух видов: вечерняя и по усопшим. Эти два типа литий очень разные, единственное, что между ними общее – это то, что обе они проходят не в самом храме. Вечерняя лития может иметь место в притворе либо же возле храма извне, а лития по усопшему – возле его могилы.

Первый тип литии, вечерняя, происходит либо по субботам, либо же во время больших православных христианских праздников. Сначала к алою приставляют литийницу на небольшом столике. На ней располагают три свечи для Триединого Бога. Также ставят тары с вином, пять хлебов, пшеницу и елей. После священник вместе с народом выходит в притвор.

лития что это такое в православии и когда совершается. Смотреть фото лития что это такое в православии и когда совершается. Смотреть картинку лития что это такое в православии и когда совершается. Картинка про лития что это такое в православии и когда совершается. Фото лития что это такое в православии и когда совершается

То, что священник выходит с алтаря, считается большим событием. Оно имеет символическое значение. Служитель церкви так же, как и Христос спускается с небес на землю, уходит молиться в притвор, чтобы быть ближе к людям. Сначала такая лития была просто молитвой, которая объединяла людей, пришедших молится в церковь за отступление стихийного бедствия, напасти, воин. Позже выход священника в притвор мог состояться из-за общей молитвы за людей, которые несут особое наказание. Это объединяло всех христиан.

И сегодня лития – это молитва Церкви за всех духовных наставников, за падших людей, за нуждающихся, за тех, кто в пути и не может прибегнуть к молитве, за покойных, за скорбящих душою. Это молитва-прошение, молитва-плач, которая имеет сверх силу. Священник, как Божий служитель, взывает не только к самому Господу, он просит о заступничестве Богородицу, обращается к силе Животворящего Креста, ко всем почитаемым святым. Главный смысл литии не только в прошении и мольбе о чем-то или о ком-то, а в том, чтобы Господь услышал молящихся. К этой цели подводит и молитва, и хор, который все время напевает возглас: «Господи, помилуй».

Во время молитвы священник благословляет народ, повторяя: «Мир всем». Он как бы передает послание от самого Господа Бога, который смиловался над людьми, покаявшимися и склонившимися в смирении духа пред Ним. Молитвенная часть в притворе заканчивается повторным обращением к Пресвятой Богородицы и к Честному Животворящему Кресту. После сего народ и священник, получив прощение, помилование, благословение и очищение от Господа Бога, входят в храм.

лития что это такое в православии и когда совершается. Смотреть фото лития что это такое в православии и когда совершается. Смотреть картинку лития что это такое в православии и когда совершается. Картинка про лития что это такое в православии и когда совершается. Фото лития что это такое в православии и когда совершается

Священник подходит к литийному столику и читает определенные молитвы. Хор поет новозаветную песнь Симеона Богоприимца. Она свидетельствует и укрепляет примирение человека и Бога, которое уже свершилось.

Миряне читают благодарное «Отче наш», а священник кадит литийницу с продуктами, выложенной на ней. Это все делается для того, чтобы Господу была приятная жертва, тем более, что все эти продукты являются символами. Вино и хлеб символизируют Тело и Кровь Иисуса Христа. Елей является символом Божьей милости, а пшеница символизирует воскресение из мертвых. Ведь в землю кладут мертвое зерно, а с него тогда прорастают новые зернышка. Все эти продукты связаны, по свидетельству Евангелия, с жизнью Иисуса Христа. Даже то, что хлебов должно быть пять на литийнице отсылает нас к одному из чудес, сотворенных Иисусом. Когда он разломал пять хлебов, благословил их и накормил ими пять тысяч человек. Эти продукты позже используют на утрене.

Видео: Таинство Литии в храме

Заупокойная лития

Особый род литии установлен для моления об умершем: совершается при выносе покойного из дома, а также, по желанию его родственников, при церковном поминовении его во всякое другое время — так называемая заупокойная лития. Заупокойная лития, в отличие от литии на всенощной, может совершаться как в самом храме, так и вне храма, например, на кладбище.

Что такое панихида

Панихида — это заупокойная служба, которая совершается в память усопших христиан. Панихиды совершаются в особые дни поминовения: третий, девятый и сороковой дни после смерти человека, годовщина, день рождения, родительские субботы, Радоница и другие установленные дни.

В третий день церковь просит воскресить человека для вечной жизни. В девятый просит причислить усопшего к лику Божьих угодников, а в сороковой совершается молитва о том, чтобы Иисус вознес его в Царство Небесное. В эти дни обязательно совершить панихиды и помолиться за усопшего.

лития что это такое в православии и когда совершается. Смотреть фото лития что это такое в православии и когда совершается. Смотреть картинку лития что это такое в православии и когда совершается. Картинка про лития что это такое в православии и когда совершается. Фото лития что это такое в православии и когда совершается© Depositphotos

Вообще поминать усопшего в церкви нужно как можно чаще и не только в означенные дни. Главное моление за усопших церковь совершает на литургии, принося за них бескровную жертву Господу. Для этого перед началом литургии нужно подать записки с именами покойных. Но проскомидии из просфор вынут часть за упокоение тех, чьи имена записаны, а в конце литургии частицы просфоры будут опущены в святую чашу и омыты кровью Христа.

Это наибольшее благо, которое мы можем сделать для наших ушедших близких. Также можно в памятные дни усопшего подавать милостыню или приносить снедь в церковь. Если нечего нести, то и простой свечи будет достаточно. Главное, чтобы ты произнес молитву и душа покойного возрадовалась.

лития что это такое в православии и когда совершается. Смотреть фото лития что это такое в православии и когда совершается. Смотреть картинку лития что это такое в православии и когда совершается. Картинка про лития что это такое в православии и когда совершается. Фото лития что это такое в православии и когда совершается© Depositphotos

Текст Литии

Для того чтобы совершить литию, необходимо о покое душ умерших прочитать акафист, провести некоторое время в молчании на честь усопшего, поговорить о хороших делах человека, содеянных при жизни, а также на кладбище зачитать литийные молитвы.

В тексте литии поминается усопший, близкие люди просят у Бога прощения и отпущения ему грехов. Также в литийных молитвах говорится о силе и славе Пресвятой Троицы и о Втором пришествии. Иногда читают 90-й псалом Давида.

Текст литии об усопшем для мирян

лития что это такое в православии и когда совершается. Смотреть фото лития что это такое в православии и когда совершается. Смотреть картинку лития что это такое в православии и когда совершается. Картинка про лития что это такое в православии и когда совершается. Фото лития что это такое в православии и когда совершается

Видео: пример литии об усопшем

Что такое лития

Лития — это в буквальном смысле усиленная молитва, краткое заупокойное моление. Главная суть литии в том, что она совершается вне церкви. Литии бывают разных видов по чину и содержанию, совершаются дома или на кладбище, но никогда в храме.

лития что это такое в православии и когда совершается. Смотреть фото лития что это такое в православии и когда совершается. Смотреть картинку лития что это такое в православии и когда совершается. Картинка про лития что это такое в православии и когда совершается. Фото лития что это такое в православии и когда совершается© Depositphotos

Текст литии ты сможешь прочесть в этом видео.

Молитва — это наша главная и неоценимая помощь нашим ушедшим близким. По большому счету, умершему не нужен ни гроб, ни памятник с оградкой и даже на поминальный стол ему не нужен. Это всего лишь дань традициям, хотя и благочестивым. Однако среди всего нужно помнить, что душа человеческая больше всего нуждается именно в молитве, ведь больше не может творить добрых дел, чтобы умилостивить Господа.

лития что это такое в православии и когда совершается. Смотреть фото лития что это такое в православии и когда совершается. Смотреть картинку лития что это такое в православии и когда совершается. Картинка про лития что это такое в православии и когда совершается. Фото лития что это такое в православии и когда совершается© Depositphotos

Чтобы помолиться за ушедших близких дома многого не нужно. Просто произнеси слова: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное». В молитве прочти имена всех ушедших.

лития что это такое в православии и когда совершается. Смотреть фото лития что это такое в православии и когда совершается. Смотреть картинку лития что это такое в православии и когда совершается. Картинка про лития что это такое в православии и когда совершается. Фото лития что это такое в православии и когда совершается© Depositphotos

Вот и всё, что нужно усопшим от нас. Так что молись, заказывай молебен в церкви, поминай усопшего в памятные дни, также можешь заказать об умершем сорокоуст. Лишь бы душа покойного возрадовалась и вознеслась в Царствие Небесное!

Ранее мы писали, как правильно поминать усопоших в Радоницу и почему этот день особенный.

Также мы рассказывали, что нужно делать в день рождения умершего и нужно ли идти на кладбище в этот день.

Надеемся, теперь ты полностью разобрался во всех этих нюансах. Не забудь теперь поделиться статьей с друзьями.

Как и для чего заказывают Литию по усопшему

Литию заказывают для того, чтобы душа умершего нашла свой покой, свое место, и оно было возле Господа Бога. Чтобы Великий Господь простил душе ее прижизненные согрешения и принял в Свое царство, как одного из заблудших ягнят.

Источник

Православная Жизнь

О смысле литии – иерей Андрей Чиженко.

лития что это такое в православии и когда совершается. Смотреть фото лития что это такое в православии и когда совершается. Смотреть картинку лития что это такое в православии и когда совершается. Картинка про лития что это такое в православии и когда совершается. Фото лития что это такое в православии и когда совершается

Слово «лития» в переводе с греческого языка обозначает «просьба, молитва», часто его еще переводят как «усердное моление». Фактически в богослужебной практике повсеместно служатся два вида литии: на вечерне и заупокойная (представляет собой сокращенный чин панихиды). Оба чина – литии на вечерне и заупокойной литии – совершенно разные и не имеют между собой ничего общего. Их объединяет только один символический акт – исхождение из храма в притвор. По сложившейся священнической практике из-за удобства употребления чина заупокойной литии, она часто совершается на кладбище на могиле усопшего.

Сегодня поговорим о литии на вечерне. Вы часто ее видите во время воскресных всенощных бдений или бдений на великие двунадесятые или храмовые праздники. Почти в конце вечерни возле аналоя с храмовой или праздничной иконой ставится специальный четвероножец (столик) с металлической литийницей, в которой горят три свечки (в честь Святой Троицы). На ней лежат пять хлебов, а в стаканчиках находятся пшеница, вино и елей (оливковое или подсолнечное масло). Батюшка же в предшествии свещеносца (пономаря с зажженной свечой) выходит в притвор церкви, где служатся определенные молитвословия.

Они имеют несколько скорбный и покаянный характер. Почему? Выход священника из алтаря в конце вечерни символизирует собой выход Христа и Его Церкви из той высоты святости, в которой пребывает Бог и созданная Им Церковь, в грешный страждущий больной мир. Это подтверждают те факты, что в Константинопольской Церкви литии часто совершались во время общественных и стихийных бедствий, когда призывалось заступничество Божье и люди во главе с архиереями, священниками и самим императором умоляли Всевышнего избавить их от беды. С другой стороны, часто выход священника (священников) на литию в притвор объединял всех молящихся в храме, так как в древности в притворе молились оглашенные (ожидающие крещения люди) и верующие, на которых были епитимьи (от греческого «наказание» или «особое духовное послушание» – особая мера, налагающаяся на христианина, страждущего сильным тяжким грехом, для того, чтобы помочь ему с Божьей помощью исцелиться от греха). Чтобы не оставить молящихся в притворе без церковной службы и Божьего утешения, Церковь в лице священника выходила в мир и молилась за него. Как пишет Михаил Скабалланович в своей книге «Толковый Типикон», цитируя святителя Симеона Солунского: «Мы молимся, стоя пред вратами св. храма, как бы пред вратами небесными… подобно Адаму, мытарю, блудному сыну».

Потому, находясь в падшем и грешном мире, Церковь в лице священнослужителей исторгает из себя молитву-плач о заступничестве Божием и за патриархов, и за архиереев, и за священников, «и о всякой души христианстей, скорбящей же и озлобленней, милости Божия и помощи требующей», как сказано в одной из литийных молитв. Также священник молится и о Божьем покрове над городом или селом этим, в котором находится храм, о путешествующих, о болящих, скорбящих, покойных, плененных и о всех православных христианах. При этом в молитвенную помощь призывается и сила Честнаго и Животворящего Креста, и Пресвятая Богородица, и храмовый с дневными святыми, и вообще все святые. Хор же от лица людей многократно (после первой молитвы сорок раз, после второй –пятьдесят, после прочих по три раза) поет «Господи, помилуй», вымаливая у Бога прощение за грехи и благодать Святого Духа, чтобы жить благочестиво. Не зря священнический возглас после этого продолжительного литийного моления звучит так: «Услыши ны, Боже, Спасителю наш, упование всех концев земли, и сущих в мори далече: и милостив, милостив буди, Владыко, о гресех наших, и помилуй ны». В этом возгласе сконцентрирован весь смысл литии: чтобы Господь нас услышал, ведь к Нему уповают со всех сторон ближних и дальних земли-мира, куда для моления вышла из алтаря Церковь, и уповают также особенно те, кто далеко в море, путешествуют и не могут находиться в храме на молитве, и все мы молимся о прощении наших грехов и о помиловании.

Во время литии преподается молящимся будто бы от лица Бога священническое благословение «Мир всем». Это значит, что Господь принимает данное всенародное покаяние, видя, что люди преклонили голову, а значит и сердце свое перед Всевышним. И после молитвы главопреклонения с призыванием снова и Честнаго Животворящего Креста, и Пресвятой Богородицы, и всех святых оправданный обласканный Богом народ во главе со священником входит в храм.

Батюшка останавливается перед литийным столиком. После определенных молитв, прочитанных чтецом, звучит умилительная новозаветная песнь святого праведного Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром…», которая вновь подтверждает произошедшее на литии примирение Бога и человека.

Люди же благодарно читают «Трисвятое по Отче наш» и тем свидетельствуют свою веру в истинного Бога. После чего хор поет три раза праздничный тропарь (лития чаще всего приурочивается к какому-то празднику), а священник совершает троекратное каждение вокруг литийницы с находящимися на ней продуктами, чтобы эта жертва была «приятной и благоуханной» Богу. Данные продукты имеют символический смысл. Хлеб и вино – намек на Тело и Кровь Христовы, елей – древний символ милости Божьей (в греческом языке слова «елей» и «милость» похожи по звучанию), пшеница – символ воскресения (почти мертвое окаменевшее тело по сеянии его в землю выбрасывает зеленый мягкий колос) и вообще жизни. Кроме того, пять хлебов являются символом чудесного насыщения Спасителем пятью хлебами и двумя рыбками пяти тысяч человек. Отсюда и в молитве священнической над литийными продуктами есть такие слова: «Господи Иисусе Христе Боже наш, Благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый, сам благослови и хлебы сия, пшеницу, вино и елей: и умножи сия во граде сем (или в веси («село, деревня» с церковнославянского языка) сей, или во святей обители сей (если служба совершается в монастыре), и во всем мире твоем: и вкушающия от них верныя освяти. Яко ты еси благословляй и освящаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков». Хор отвечает «Аминь» (с евр. «истинно, верно»).

В этой молитве от лица всех людей священник просит, чтобы Господь даровал нам также и земные блага, необходимые для удовлетворения наших потребностей и здоровья. Здесь мы видим удивительную взаимосвязь между покаянием, молитвенным приближением к Богу и испрашиванием у Него материальных благ для человеческой жизнедеятельности не земле. И священническое благословение литийных продуктов (в виде крестообразного осенения одним хлебом остальных хлебов и при чтении молитвы крестообразного поочередного указывания ладонью на продукты) знаменует то, что Господь смилостивился и умножил земные блага для верных своих.

Здесь не лишне вспомнить и стихи из Нового Завета: «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:31–33).

Потому, конечно же, мы всегда должны помнить эту духовно-материальную взаимосвязь: сначала молитва и покаяние, а потом уже земные труды, после которых нужно воздать благодарение Богу за их плоды. Если же только будут земные труды, то тогда они будут бесплодны и не принесут ни желаемого результата, ни радости.

Также, мне кажется, освящение на вечерне литийных продуктов является отголоском древних агап – вечерь любви, на которых совершалось Таинство Евхаристии и причащения верующих.

Освященные продукты затем используются на утрене. Маслом помазываются верующие во время полиелея, а хлебцы, обмакнутые в вино, раздаются также после помазывания. Их можно вкушать не натощак, так как, по древней практике Церкви, они освящались специально для верующих, которые приходили издалека пешком и выстаивали всю ночь бдение для подкрепления их сил. Только нужно помнить, что это освященный, а не обычный продукт, который нужно вкушать со страхом Божиим и благоговением.

Будем, же дорогие братья и сестры, молиться, каяться в грехах своих пред Богом и помнить, что все от Него. И что главной нашей жизненной задачей является приближение к Господу, так как земное наше существование – это училище для души, и в нем мы должны приложить усилия именно для духовной нашей жизни, а все остальное, потребное нам, приложится и дастся Творцом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *