лобзание святое что это

Целование, лобзание

I. На Востоке поцелуй был привычной формой почтит. приветствия, особенно Ц. руки, при котором надо было склониться к руке другого человека, поцеловать ее и провести ею по своему лбу ( Исх. 18:7 : Моисей приветствует своего тестя). Другой способ засвидетельствовать почтение состоял в том, чтобы губами прикоснуться к одежде благородного лица (по-видимому, именно это пытался сделать Саул, когда «ухватился за край одежды» Самуила: 1Цар. 15:27 ). Самуил, целуя Саула, выразил свое преклонение перед избранным царем ( 1Цар. 10:1 ).

Ц. ног выражало глубочайшее смирение и безусловное подчинение («целуйте Его ноги» – один из возможных вариантов перевода евр. текста, переданного в Синод. пер. как «почтите Сына» – Пс. 2:12 ). То же самое подразумевает и выражение «лизать прах» ( Пс. 71:9 ), т.е. касаться ртом пыльной земли или ч.-л. пыльных ног. Женщина, целующая ноги Иисуса ( Лк. 7:38.45 ), выражает этим свою благодарность и преданность Тому, Кто возвестил ей Божье прощение. Идолопоклонники целуют Ваала ( 3Цар. 19:18 ), золотого тельца ( Ос. 13:2 ); Ц. собственных рук упоминается в одном контексте с поклонением солнцу и луне ( Иов. 31:27 ).

II. Ц., как и объятия, было ⇒ приветствием равных. При этом каждый из целовавшихся клал голову сначала на правое плечо другому и целовал его в правую щеку, потом на левое плечо и целовал в левую щеку. Так приветствовали друг друга Иаков и Исав ( Быт. 33:4 ), так Иосиф дал узнать себя Вениамину и своим братьям ( Быт. 45:14–15 ), так отец встретил блудного сына ( Лк. 15:20 ), так Павел простился с пресвитерами Эфесской (Ефесской) церкви ( Деян. 20:37 ). При Ц. брали другого человека за бороду или целовали и саму бороду ( 2Цар. 20:9 ).

IV. Поцелуи как выражение христ. любви названы в посланиях апостолов «целованием (лобзанием) святым» ( Рим. 16:16 ; 1Кор. 16:20 ; 2Кор. 13:12 ; 1Фес. 5:26 ) или «лобзанием любви» ( 1Петр. 5:14 ).

Источник

Апостола Павла 2-е послание к коринфянам 13:12

Толкования:

Амвросиаст

Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые

Это есть приветствие церковное, поскольку лобзания эти суть не по плоти, но в духе, которые соединением телесным души связывают не плотским желанием, но духом. Приветствуют вас все святые. Павел призывает их к святости, чтобы и сами они равно отвечали в приветствии святым: для того приветствуют святых, чтобы подражать им.

Блж. Феофилакт Болгарский

Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые

Приветствуйте друг друга лобзанием святым

Приветствуют вас все святые

Присутствующих он объединяет целованием, отсутствующих же приветствием, но и тут соединяют уста, потому что приветствие от них исходит.

Лопухин А.П.

Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые

Толковая Библия.

Cм. также Толкование на 2Кор. 13:11

Прп. Ефрем Сирин

Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые

Свт. Иоанн Златоуст

Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые

Свт. Феофан Затворник

Целуйте друг друга лобзанием святым. Целуют вы святии вси

«Целуйте друг друга лобзанием святым; то есть, нельстиво, целомудренно, как члены друг друга и тело Христово» (Феодорит). «Что значит: святым? – Не притворным и льстивым, каким Иуда лобызал Христа. Ибо на то и лобзание, чтобы возбуждало любовь, чтобы воспламеняло искреннее расположение, чтобы мы так любили друг друга, как братья братьев, как чада отцов и отцы чад, или еще и больше: ибо сия любовь есть естественная, а наша духовная. Чрез лобзание соединяются между собою души. Посему-то, возвращаясь из путешествий, целуем друг друга, когда души наши приходят во взаимное общение. Ибо уста особенно выражают расположение души. Можно и еще нечто сказать о сем лобзании святом. Что же такое? – Мы храм Христов. Уста – дверь сего храма, коею входил и входит к нам Христос, когда мы причащаемся. Причастники таинств! Вы понимаете, что говорю? Не простой чести сподобляются уста ваши, приемлющие Тело Господне. Потому наипаче в сие время лобызаем друг друга. Да слышат сие срамно лобызающиеся, и да ужасаются при мысли, как они сквернят уста свои!» (святой Златоуст).

Целуют вы святии вси. «В один с ними состав совокупил и всех веровавших во вселенной» (Феодорит). «Видишь ли, как он соединяет между собою всех дальних и близких, первых посредством Писания, а последних посредством лобзания?» (святой Златоуст).

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на 2 Кор. 13:12

Свт. Иоанн Златоуст

Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые

Свт. Феофан Затворник

Целуйте друг друга лобзанием святым. Целуют вы святии вси

«Целуйте друг друга лобзанием святым; то есть, нельстиво, целомудренно, как члены друг друга и тело Христово» (Феодорит). «Что значит: святым? – Не притворным и льстивым, каким Иуда лобызал Христа. Ибо на то и лобзание, чтобы возбуждало любовь, чтобы воспламеняло искреннее расположение, чтобы мы так любили друг друга, как братья братьев, как чада отцов и отцы чад, или еще и больше: ибо сия любовь есть естественная, а наша духовная. Чрез лобзание соединяются между собою души. Посему-то, возвращаясь из путешествий, целуем друг друга, когда души наши приходят во взаимное общение. Ибо уста особенно выражают расположение души. Можно и еще нечто сказать о сем лобзании святом. Что же такое? – Мы храм Христов. Уста – дверь сего храма, коею входил и входит к нам Христос, когда мы причащаемся. Причастники таинств! Вы понимаете, что говорю? Не простой чести сподобляются уста ваши, приемлющие Тело Господне. Потому наипаче в сие время лобызаем друг друга. Да слышат сие срамно лобызающиеся, и да ужасаются при мысли, как они сквернят уста свои!» (святой Златоуст).

Целуют вы святии вси. «В один с ними состав совокупил и всех веровавших во вселенной» (Феодорит). «Видишь ли, как он соединяет между собою всех дальних и близких, первых посредством Писания, а последних посредством лобзания?» (святой Златоуст).

Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Прп. Ефрем Сирин

Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые

Блж. Феофилакт Болгарский

Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые

Приветствуйте друг друга лобзанием святым

Приветствуют вас все святые

Присутствующих он объединяет целованием, отсутствующих же приветствием, но и тут соединяют уста, потому что приветствие от них исходит.

Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Амвросиаст

Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые

Это есть приветствие церковное, поскольку лобзания эти суть не по плоти, но в духе, которые соединением телесным души связывают не плотским желанием, но духом. Приветствуют вас все святые. Павел призывает их к святости, чтобы и сами они равно отвечали в приветствии святым: для того приветствуют святых, чтобы подражать им.

На Послания к Коринфянам.

Лопухин А.П.

Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые

Толковая Библия.

Источник

Иудино лобзание. Из толкований на Евангелие

Из книги митрополита Антония (Храповицкого) «Молитва русской души«, изданной в серии «Духовное наследие русского зарубежья», выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.

лобзание святое что это. Смотреть фото лобзание святое что это. Смотреть картинку лобзание святое что это. Картинка про лобзание святое что это. Фото лобзание святое что это
Целование Иуды

Если вы желаете понять существеннейшие события земной жизни Спасителя и окружающих Его лиц, в частности — события, связанные с судом или взятием кого-либо под стражу, то непременно ознакомьтесь с 17-й главой Второзакония. Отсюда вы узнаете правила, коими должно было руководиться общество при задержании или карательном наказании виновных.

Свидетели, предъявляющие обвинение, должны были возложить руку на голову обвиняемого; так и поступили известные нечестивые старцы с безвинной Сусанною. «Оба старейшины, встав посреди народа, положили руки на голову ее» и начали излагать свое клеветническое обвинение, заключив его словами: «Об этом мы свидетельствуем» (Дан 13,40). Так выполняли они повеление Божие Моисею об известном богохульстве: «выведи злословившего вон из стана, и все слышавшие пусть положат руки свои на голову его, и все общество побьет его камнями» (Лев 24,14). По-видимому, без этого судебного ритуала, то есть возложения рук обвинителя на голову обвиняемого, нельзя было предать человека суду.

Вот почему слова Евангелия: «Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук» (Ин 7,44) не должно понимать как простой плеоназм в выражении; эти слова имеют такой смысл: Спасителя хотели арестовать, но никто не решился выступить против Него обвинителем и исполнить требовавшийся для сего судебный обряд, то есть возложить свою руку на Его голову. Можно думать, что, кроме этого обряда, от свидетеля требовалось сознание собственной непричастности к греху, подобному тому, в коем он обвинял преступника. Такую мысль можно находить в том же повествовании Даниила о Сусанне; смотрите, каким возгласом юный тогда еще Даниил потребовал себе права третейского суда по сему делу: «…он закричал громким голосом: чист я от крови ее!» (Дан 13,46).

Отсюда становится понятным и требование Спасителя к обвинителям жены, ятой в прелюбодеянии: «кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Ин 8,7). Кстати сказать, в этом случае, точно так же, как на допросе у первосвященника и у Пилата, Господь говорил и поступал в полном согласии с вышеприведенными постановлениями ветхозаветного закона, ибо когда удалились пристыженные обвинители той женщины, то Господь не сразу отпустил ее, но спрашивает: «Женщина, где твои обвинители? — И заключает: — И Я тебя не обвиняю, иди и впредь не греши». После приведенных изречений закона Моисеева можно видеть, как далеки от истины те толкователи, которые находят в этом событии пример отмены Христом ветхозаветного закона.

Так же далеко от истины и большинство учебников по Священной истории в изъяснении события, поставленного нами в заголовке сей статьи. По их толкованию выходит, будто Иуда нужен был врагам Христовым для того, чтобы найти Спасителя без народа, и лобзание Иудино — для того, чтобы слуги первосвященника могли узнать Его среди учеников.

Мне еще в детстве казались невероятными такие толкования: неужели без помощи ученика-предателя стража не могла выследить в городе Человека, окруженного двенадцатью учениками и всего менее заботившегося о том, чтобы прятаться от кого бы то ни было? Неужели, чтобы указать Одного из двенадцати, нужно было прибегать к льстивому целованию, а не довольно было издали указать на Него пальцем? Нет, все эти действия врагов Христовых становятся для нас совершенно понятными, когда мы знаем, что без официального доноса, соединенного с решимостью выступить обвинителем Христа перед народом, враги Спасителя не имели никакой возможности предать Его суду и казни и что предание Его суду должно было сопровождаться возложением на Него руки обвинителя.

При всем том Иуда не решился исполнить этот обряд во всей его точности, но «предающий. дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно. А они возложили на Него руки свои и взяли Его» (Мк 14, 44, 46). Приведенные слова Иуды ясно показывают, что он предупредил своих сотоварищей о том видоизменении судебного приема, которое допустил по понятной робости, и предоставил совершить его последним, что они и исполнили, возложив на Христа свои дерзостные руки. Впрочем, и они, по-видимому, решились на это не сразу. Я так понимаю двойной вопрос Спасителя: «Кого ищете? это Я» (Ин 18, 7, 8), — что для исполнения ареста необходим был предварительный опрос личности обвиняемого, на что враги Христовы не решались; тогда Господь Сам помог им в этом, предварительно показав им Свою духовную силу и ничтожество Своих врагов, повергши их в ужасе на землю.

Что касается общего значения Иуды как предателя, то значение его именно как необходимого обвинителя и свидетеля явствует из Евангелия от Луки: «…он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Они обрадовались и согласились дать ему денег» (Лк 22, 4—5). Если бы дело шло только о том, чтобы найти Христа без народа, то стоило ли на это тратить большие деньги (по установленной цене шестьсот рублей) и чему было особенно радоваться? Эта радость Христовых врагов показывает, что заявление Иуды вывело их из большого затруднения, заключавшегося в том, что не находилось человека, готового предъявить на Христа какие-нибудь обвинения, возложить на Него руки и свидетельствовать на Него перед судом. Впрочем, и Иуда, выполнивши вторую часть своего обязательства не во всей точности, то есть заменивши лобзанием возложение рук на главу обвиняемого, третьей части своего обязательства вовсе не выполнил, на суде обвинителем не выступил, но «поверг сребреники в церкви. шед удавися» (Мф 27, 5). Нечестивые судьи Христовы были снова поставлены в затруднение: они тщетно «искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля…» и пр. (Мф 26, 59—60). Тогда первосвященник, несмотря на упрек Христов за то, что спрашивают Обвиняемого, а не свидетелей (см.: Ин 18, 21), выйдя из терпения от неудачи свидетельских показаний, сам старается поймать Христа на словах, заклятием понуждая Его к ответу: «Ты ли Христос, Сын Благословенного?» (Мк 14, 61) И хотя Господь отвечает ему словами книги пророка Даниила о Сыне Человеческом, сидящем одесную Силы и грядущем на облаках небесных (см.: Дан 7, 13; Мк 14, 62), но неправедный судия делает вид, будто не понимает изречения, и проделывает комедию священного негодования, раздирает ризы и исторгает у присутствующих обвинение Христа в богохульстве, которое, по закону Моисея, подвергает виновника смертной казни (см.: Лев 24, 16). Из всего сказанного видно, сколь потребно знать Ветхий Завет для того, чтобы понимать Евангелие. Не менее значения имеет такое познание для разумения книги Деяний и Посланий апостольских. Для примера укажем только одно событие — казнь Стефана.

«Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, и побивали камнями Стефана, который молился…» и пр. (Деян 7, 58—59). Неосведомленные читатели думают, что Савл должен был охранять эти одежды от воров. На самом же деле свидетели, самолично избивавшие Стефана, согласно букве 17-й главы Второзакония, брали на себя ответственность за это не только пред родственниками казнимого, но и пред римским правительством, без разрешения которого они не имели права исполнять смертного приговора (см.: Ин 18,31); итак, они сложили свои одежды к ногам Савла как вещественное доказательство своего убийства, в удостоверение тому, что они не отопрутся от допущенного самоуправства. Вот почему и Савл ссылался на то, что он стерег одежды побивавших Стефана (то есть не от воров, а от их же владельцев), как на доказательство своего деятельного участия в этом событии (см.: Деян 22, 20). Из всех этих сопоставлений новозаветных событий с ветхозаветными законами и, в частности, с законами судебными, надеюсь, для читателей станет ясным, что «лобзание Иуды» не было делом издевательства, как думают многие, а выполнением, хотя и не точным, иудейского судебного ритуала. Но, кроме того, эти сопоставления открывают нам, насколько возможно человеческому коварству самое ужасное преступление проводить как бы в рамках всех статей закона, даже Закона Божия.

Источник

Лобзание святое что это

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

лобзание святое что это. Смотреть фото лобзание святое что это. Смотреть картинку лобзание святое что это. Картинка про лобзание святое что это. Фото лобзание святое что этоВ Новом Завете идея «Святого целования» упоминается 5 раз, причем не только у одного автора, что свидетельствует об определенном распространении такого приветствия в апостольский период. На протяжении столетий такой поцелуй (filema) был неотъемлемым элементом христианского братства и христианского богослужения. Его история и его постепенное исчезновение представляют некоторый интерес для современных христиан.

Далее, целование, как и объятия, было приветствием равных. При этом каждый из целовавшихся клал голову сначала на правое плечо другому и целовал его в правую щеку, потом на левое плечо и целовал в левую щеку. Так приветствовали друг друга Иаков и Исав (Быт.33:4), так отец встретил блудного сына (Лук.15:20), так Павел простился с пресвитерами Ефесской церкви (Деян.20:37). Иногда при этом ритуально брали другого человека за бороду или целовали и саму бороду (2Цар.20:9).

Кроме того, поцелуями приветствовали отца и мать (3Цар.19:20), сына (2Цар.14:33), брата (Быт.33:4; Исх.4:27), друзей (1Цар.20:41; Мат.26:48 и след.; Лук.22:47 и след.), а также родственников (Быт.29:11,13). Целовались и при прощании (Руфь.1:9; 2Цар.19:39). Приличия требовали, чтобы хозяин приветствовал гостя поцелуем. Однако фарисей Симон не был столь вежлив с Иисусом (Лук.7:45). Подр. см. Энциклопедию Брокгауза

Об этом ярко свидетельствует фраза Петра «лобзание любви» (filemati agapes). Оба слова являются производными от глаголов «любить» (глагол «fileo» можно перевести, как любить и как целовать). Таким образом, можно было бы условно перевести выражение «лобзание любви» (filemati agapes) как любовное проявление любви, т.е. Петр хотел призвать верующих не просто приветствовать людей, а приветствовать с любовью. Итак, новозаветные послания обращают наше внимание на внутреннее содержание лобзания.

В раннехристианской Церкви поцелуй был существенным элементом христианского богослужения. Иустин Мученик (ок. 150 г.) писал: «Кончив молиться, мы начинаем приветствовать друг друга поцелуем. После этого приносят хлеб и чашу вина»; (1,65). Поцелую предшествовала молитва «о даровании мира и подлинной любви, не оскверненной лицемерием и хитростью», и он был знаком того, что «наши души слились вместе и изгнали из себя все воспоминания о зле и несправедливости» (Кирилл Иерусалимский, IV в., «Чтения по Катехизису» 25,5.3). Поцелуй был знаком того, что все обиды забыты, что все зло прощено, и все участники Трапезы Господней едины в Господе.

Христианина целовали при крещении, сначала креститель, потом все прихожане, в знак того, что он желанный брат в семье Христовой. Новопосвященного епископа целовали «поцелуем в Господе». Брачная церемония так же закреплялась поцелуем. Умирающий целовал сначала крест, потом его целовали все присутствующие. Умерших целовали перед захоронением.

Это был прекрасный обычай, и Церковь, желая сохранить его, боролась с его злоупотреблениями. Афинагор (ок. 166 г.) настаивал на том, что этими поцелуями должно обмениваться с крайней осторожностью, потому что «если в них будет мельчайшая примесь скверны, мы лишимся жизни вечной» («Прошение о христианах» 32). Ориген (нач. III в.) настаивал на том, что поцелуй мира «должен быть святым, целомудренным и чистым», а не подобным поцелую Иуды («Комментарий на Послание Павла к Римлянам» 10,33). Климент Александрийский (кон. II в.) осуждает бессовестное злоупотребление поцелуем, который должен быть таинством, а вместо этого поцелуем «определенные люди вносят в церковь нездоровый элемент и дают повод для грязных подозрений и дурных разговоров» («Педагог» 3,11).

Конечно, никто не будет спорить о важности близких, можно сказать даже семейных отношений для жизни и развития церкви (Иоан.13:34-35; Фил.4:15-16), вопросы обычно возникают по поводу достижения этого. В этом свете стоит подчеркнуть важность приветствия в общинах. Будем помнить, что мы пока еще находимся в телах, и физические составляющие нашего общения играют не малую, если не сказать решающую роль. Мы обращаем внимание на взгляд, подачу руки, интонацию и многое другое и, как следствие, делаем выводы об отношении к нам.

Пускай для нашего времени и культуры обычным стало другое приветствие, призывы апостолов остаются. Мы должны приветствоваться в церкви, причем делать это так, чтобы от него в наших общинах, по крайней мере, в нашем окружении, становилось тепло и уютно, чтобы неверующие или наши братья чувствовали, что попали в семью.

И здесь не важно как мы будем делать это, например, в Америке приветствие зачастую сопровождается обниманием и похлопыванием по спине. Может быть, у нас это выразится крепким рукопожатием, возможно с прикладыванием второй руки или с добавлением нескольких теплых слов, а может просто улыбки. Возможно, среди молодежи и подростков это будет что-то неформальное, а где-нибудь выразится и целованием.

Главное, чтобы мы старались создавать теплую атмосферу в церкви. Одним из действенных средств достижения этого является приветствие, которое должно быть поистине святым (чистым, нелицемерным и т.п.) и исполненным любви. Может быть тогда люди будут с радостью приходить и оставаться в церквах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *