логично это что значит как объяснить ребенку
Конспект занятия «Что такое логика?»
Таисья Сагалакова
Конспект занятия «Что такое логика?»
Из опыта работы с детьми «Что такое логика?»
План работы воспитателя по самообразованию — это обязательная часть организации деятельности по профессиональному развитию. Он помогает организовать будущую деятельность правильно, систематизировать её, наметить перспективы. Моя тема по самообразованию «Развитие логического мышления у дошкольников».
На развитие логическогомышления с детьми в группе провела мероприятие на тему: «Что такое логика?»
Логика- это думать, рассуждать и излагать.
Мы сейчас услышим, как вы приветствуете друг друга. : «Привет, Юлия Ивановна, как дела, как настроение?».Ответ: «Добрый вечер, Ольга Николаевна. Мое настроение похоже на белое пушистое перышко, которое спокойно перемещается в воздухе, а Ваше, Олег Вадимович?» «Мое настроение не очень, поэтому мне неохота летать, а я просто хожу, а Ваше Алина Дмитриевна?»
Каждое приветствие свидетельствуют об эмоциональном благополучии и неблагополучии собеседника. Мы стараемся его приблизить (все настроения) к нашему общему доброжелательному отношению друг другу.
Очень часто люди напоминают животных. И в своей речи мы сравниваем характер и поведение человека с нашими меньшими братьями.
Игрушкам принадлежит особое место.
Любая игрушка должна быть какой:
2. Безопасной (в плане краски, качества материала).
Задание3 : Упражнение «Я начну, а вы продолжите»
Игра – это (весело, интересно, увлекательно).
Задание4: «Давайте вместе поиграем» без игрушек.
Игра «Логические концовки».
Кем или чем раньше был цыпленок? (Яйцом.)
— А лошадь? (жеребёнком);
Игры с помощью лазера
Назови предметы желтого цвета, зеленого, красного цвета
Мы спрятали (где можно спрятать плоскую игрушку)Холодно- горячо
Детям раздаются различные игрушки, можно предметные картинки. По считалке один из детей заселяется в теремок первым, а остальные должны к нему подселиться. Каждый приходящий в теремок может попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет, заселившегося первым.
Ключевыми словами являются слова: «Тук — тук. Кто в теремочке живет?». Тот, кто назовёт общий признак – заселяется в теремок.
Например, первый выбрал машину.
— Тук-тук. Кто в теремке живет?
— А я стол. Пусти меня к себе жить?
— Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.
— Я похож на тебя тем, что я служу людям (удерживаю разные предметы на себе, посуду, а ты тоже служишь людям, так как перевозишь их или грузы). Ты железная, я тоже могу быть железным. Итак, правильность, мысли,рассуждения, изложения речи является необходимым условием получения истинных заключений в процессе вывода,следующее схеме: «Если есть первое, то есть и второе; есть первое; значит, есть и второе».
И в заключении хочу сказать: давайте же будем играть вместе со своими детьми, как можно чаще. Ведь, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Открывайте мир вместе с ребёнком!
Спасибо за внимание.
Конспект занятия «Что такое хорошо и что такое плохо» в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель занятия: беседуя с детьми о плохом и хорошем совершенствовать их диалогическую речь (умение вступать.
Конспект итогового занятия для детей средней группы «Что такое хорошо и что такое плохо?» Занятие для детей средней группы «Что такое хорошо и что такое плохо?». Цель: формирование у детей представления о нравственном понятии.
Конспект коррекционного занятия в старшей комбинированной группе «Что такое хорошо и что такое плохо» Задачи: 1. Формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. 2. Закрепление навыков культурного поведения в детском.
Конспект занятия «Что такое хорошо и что такое плохо?» по программе «Безопасный интернет» Тема №1 «Что такое хорошо и что такое плохо?» Цель: обеспечение информационной безопасности несовершеннолетних воспитанников путем привития.
Конспект занятия «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект занятия на тему: «Что такое хорошо – и что такое плохо» Цель: Побуждать детей ориентироваться в нравственных ситуациях, самостоятельно.
Конспект занятия по речевому развитию «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект занятия по речевому развитию. Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» Выполнил воспитатель: Жевлоченко Евгения Вячеславовна.
Конспект занятия в младшей группе детского сада «Что такое хорошо и что такое плохо» Конспект занятия в младшей группе детского сада на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель: содействие нравственному развитию детей.
Логично/нелогично. Как и зачем развивать логику у школьников?
Развиваем логику: простые советы и задачи
Даже несмотря на то, что это умение кажется нам простым и естественным, мы сами того не подозревая совершаем огромное количество ошибок разного калибра. Происходит это во многом оттого, что мы привыкли полагаться на свой жизненный опыт и здравый смысл, не используя законы и положения формальной логики.
Если при выполнении довольно простых операций здравый смысл нас не подводит, то приступая к решению более сложных задач, легко попасть в ловушку заблуждений и неумения выстраивать логические закономерности и связи. Решая жизненные задачи мы часто действуем на интуитивном уровне, однако не всем в таком случае удается решать их успешно, и именно поэтому так важно целенаправленно развивать свое логическое мышление как взрослому, так и ребенку.
Итак, логическое мышление — это умение делать правильные выводы, исходя из имеющихся предпосылок. В этом небольшом руководстве мы покажем вам как просто и легко развивать логическое мышление. Логическое мышление — это особый вид мышления, которому надо учиться. В свою очередь, этот навык будет способствовать вашему успеху в работе и жизни в целом.
Как развить логическое мышление?
Вот несколько упражнений, которые помогут вам развить логическое мышление.
Совет № 1 Делайте логические выводы
Хотя это может показаться вам глупым, попробуйте думать в условных выражениях и находить причины и следствия небольших и, возможно, незначительных фактов. Например, давайте предположим, что каждый раз, когда идет снег, на улице холодно. В предложении будет сказано: «Если идет снег, на улице холодно».
В условных предложениях, если предпосылка (первая часть предложения) верна, то и заключение (вторая часть) также верна. Попробуйте сделать это с другими ситуациями, (если я уроню свой телефон, он сломается; если я не поем, я буду голоден и т. д.), и посмотрите, есть ли взаимосвязь предпосылки и заключения и наоборот.
Совет № 2 Играйте в карты
Кто сказал, что развитие вашего логического мышления должно быть скучным? Собирайте своих друзей раз в неделю и играйте в карточные игры, которые заставят ваш мозг думать быстрее и логичнее. Сложные карточные игры полезны не только для развлечения, но также улучшают вашу память, внимание и аналитические способности.
Совет № 3 Сделайте математику интересной
Нет сомнений, что математические задачи являются одним из лучших упражнений для улучшения ваших логических навыков. Тем не менее, это может быть действительно непривлекательным времяпрепровождением как для детей, так и для взрослых. К счастью для вас, есть много забавных способов порешать математические задачки.
Игра в судоку и другие игры, включающие в себя увлекательную и сложную работу с числами, могут в конечном итоге улучшить способность мозга быстрее решать реальные проблемы.
Совет № 4 Разгадывайте тайны и шифры
Чтение криминальных историй и детективных романов требует от читателей логического мышления. Вы также можете получить подобный опыт от просмотра таких фильмов или сериалов. Постарайтесь разгадать тайну, прежде чем детектив сделает это. Взлом шифров — еще одно отличное упражнение для мозга.
Совет № 5 Спорьте!
Дискуссии помогут вам развить логическое мышление, потому что они побуждают вас искать причины и следствия, превращать их в твердые аргументы и находить некоторую логику за всем этим. Поскольку они требуют логического мышления и принятия решений на ходу, дебаты могут обострить ваш ум. Вы можете вступить в дискуссионный клуб или организовать дискуссию с друзьями о политике, музыке, обществе, литературе и т. д.
Совет № 6 Мыслите стратегически
Чтобы научиться мыслить стратегически, вам нужно научиться следующему: предвидеть (думать о последствиях того или иного решения), мыслить критически (ставить под сомнение все), принимать решения (приходить к выводу, полученному путем умозаключения). Оттачивать же свое стратегическое мышление можно, например, играя в стратегические игры (настольные, карточные, компьютерные и т. д).
Примеры логических задачек
А теперь вы можете проверить свои логические способности, прорешав вот эти несложные задачки:
1. Назовите пять дней, не называя чисел (1, 2, 3. ) и названий дней (понедельник, вторник, среда. )
Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра
2. Шли два отца и два сына, нашли три апельсина. Стали делить — всем по одному досталось. Как это могло быть?
Ответ: Это были дед, отец и сын
3. Для того чтобы видеть, совсем не обязательно иметь глаза. Без правого глаза мы видим. Без левого тоже видим. А поскольку кроме левого и правого глаза других глаз у нас нет, то оказывается, что ни один глаз не является необходимым для зрения. Верно ли это утверждение? Если нет, то какая ошибка в нём допущена?
Ответ: Рассуждение, конечно же, неверно. Его внешняя правильность основана на почти незаметном исключении ещё одного варианта, который в данном рассуждении также необходимо было рассмотреть. Это вариант, когда не видит ни один глаз. Именно он и был пропущен: «Без правого глаза мы видим, без левого тоже, значит, глаза необязательны для зрения». Правильное утверждение должно быть таким: «Без правого глаза мы видим, без левого тоже видим, но без двух вместе не видим, значит, мы видим или одним глазом, или другим, или двумя вместе, но мы не можем видеть без глаз, которые, таким образом, необходимы для зрения».
4. Перед вами электронные часы. Сколько раз в сутки они будут показывать время так, что все ячейки на циферблате (часы, минуты, секунды) будут заполнены одной и той же цифрой?
Ответ: три раза: 00.00.00; 11.11.11; 22.22.22
5. Позавчера Пете было 17 лет. В следующем году ему исполнится 20 лет. Как такое может быть?
Ответ: если нынешний день 1 января, а День Рождения у Пети 31 декабря. Позавчера (30 декабря) ему было еще 17 лет, вчера (31 декабря) исполнилось 18 лет, в нынешнем году исполнится 19 лет, а в следующем 20.
Книжный совет
Если вы столкнулись с трудностями при решении данных задач, то мы можем порекомендовать вам и вашему ребенку следующую подборку книг, которые помогут вам развить потенциал вашего логического мышления в увлекательной и интересной форме.
· Виктория Журавлева. История шифров.
· Гарет Мур. Латеральная логика.
· Гарет Мур. От точки к точке. Головоломки для рисования и раскрашивания.
· Яков Перельман. Занимательная математика и арифметика.
Как научить ребенка рассуждать? Развиваем логическое мышление у дошкольников
Чему важно научить ребенка до школы?
Овладеть полезными навыками мыслить, рассуждать и фантазировать помогут некоторые пособия. Например, книги из серии «Учимся думать». Важно помнить: если на этапе дошкольного детства мы не сформируем эти логические операции, то в дальнейшем они уже не смогут сформироваться.
Так какие же логические операции важно развить еще до школы? Давайте разберемся.
Работа в знаково-символической системе. Знаки и символы плотно вошли в нашу жизнь. Поэтому важно, чтобы ребенок мог ориентироваться в этой системе и понимать её.
Сериация. Умение выстраивать закономерности. До школы необходимо дать детям понятия о частях суток, временах года, днях недели, месяцах. Игры, которые помогут детям ориентироваться в этих понятиях: «Что сначала, что потом?», «Составь рассказ по серии сюжетных картинок», «Продолжи историю».
В школе навык сериации пригодится, когда ученики будут решать задачи в два и более действий, примеры со скобками и уравнения; изучать системы и алгоритмы.
Классификация. Умение объединять предметы на основе общего признака. Например, посуда, одежда, мебель.
Умение выстраивать закономерности.
Задания, призванные развить все перечисленные навыки, содержатся в пособиях «Учимся думать».
Интересно задание, в котором детям предлагается с конца восстановить последовательность действий в сказке «Репка». Дети обычно сталкиваются со сложностями, так как при перечислении героев, которые держались друг за друга, нужно отталкиваться не от первого (деда), а от последнего (мышка).
Обратите внимание на подсказку: стрелка ведет от мышки к кошке. Если ребенок не справляется с заданием, укажите ему на этот пример. Если же дошкольник понял задание и самостоятельно с ним справляется, на приведенный пример можно не обращать внимание.
Научить детей ориентироваться в пространстве поможет дидактическая игра с рыбками.
Следующее задание — выделение фигуры из фона, нахождение оптимального способа выполнения задания. Большой корабль спрятался в одном из маленьких цветных кораблей. Начинаем с желтых круглых окошек, сравниваем все кораблики, затем просматриваем овальные желтые окошки. И так методом исключения находим правильный ответ.
Учим детей находить предметы при поворотах.
Познавательное развитие
Учимся математике
Пособия «Математика до школы» рассчитаны на детей, начиная с 3-летнего возраста. Книги помогают освоить важнейшие навыки:
Фигуры и объемные тела
Логика для младших и старших дошкольников
Одним из существенных показателей интеллектуального развития ребенка и его соответствия возрасту, является логическое мышление. Оно развивается поэтапно, начиная от самых простых к более сложным. А благодаря современным развивающим технологиям и необычным заданиям, из скучного и однообразного обучения, его можно превратить в увлекательную игру, которая наверняка понравится и родителям и ребенку.
Закономерности развития мышления в дошкольном возрасте
В целом, мышление дошкольников проходит три базовых этапа в своем развитии:
Логика представляет собой один из высоких этапов развития мышления.
Общие правила развития логики у ребенка
Основным видом деятельности в дошкольном возрасте у ребенка выступает игра. Однако, несмотря на это логика играет для дошкольников далеко не последнюю роль. Воображение в этот период развито еще недостаточно хорошо и для того, чтобы обучение шло легче и эффективнее, в процессе занятий необходимо использовать максимум наглядного материала: игрушек, картинок, пазлов, счетных палочек и т.д. Яркий дидактический материал превратит любое занятие в увлекательную игру, в которой ребенок с удовольствием будет принимать участие.
По мере взросления ребенка, он все меньше будет нуждаться в демонстрационном материале. А решение все большего количества задач будет происходить в уме, при помощи подключения уже словесно-логического мышления.
Логическое мышление в раннем дошкольном возрасте
Младший дошкольный возраст охватывает период с 2 до 4 лет. В это время ребенок учится сравнивать предметы, классифицировать по таким элементарным признакам, как цвет, форма, размер.
Развивающие занятия в этом возрасте лучше всего проводить с использованием ярких игрушек, либо дидактических карточек. Желательно, чтобы изображения были максимально простыми и содержали минимум отвлекающих деталей.
Логические задания для младших дошкольников разнообразны. Типичными упражнениями на развитие логики в этом возрасте могут быть:
«Разложи по порядку»
Игра помогает ребенку понимать причинно-следственные связи, а также улучшает его восприятие времени.
Для этого упражнения вам понадобятся карточки с изображением животных и их детенышей. Детям можно предложить подобрать к каждой карточке пару, предварительно разложив перед ним взрослых животных и дав ему детенышей. После того, как все карточки займут свои места, можно будет объяснить ребенку, что из крошечного цыпленка со временем вырастает курица или петух, из щенка – собака и т.д. Со временем это задание можно усложнить, предлагая ребенку картинки с изображением сцен из его любимых сказок. И предложить разложить их по порядку, восстановив сюжет.
«Закончи цепочку»
Ребенку предлагаются логические цепочки предметов или картинок, относящихся к определенному классу: это могут быть цветы, деревья, звери или птицы. А рядом – группу разных картинок, среди которых должна быть одна, принадлежащая к предметам цепочки. Задача ребенка – дополнить цепочку подходящим элементом.
Это задание, несмотря на свою простоту, хорошо развивает способности к обобщению и анализу, сравнению и классификации.
«Чей предмет?»
В этой задаче для дошкольников можно предложить ребенку назвать:
«Убери лишнее»
Перед ребенком раскладывается группа картинок, изображающих различные предметы, либо игрушки, среди которых должен быть один лишний, не попадающий под общую категорию. Задача ребенка – отыскать и убрать этот предмет при помощи логического мышления. Очень желательно, чтобы ребенок смог также и объяснить свой выбор, рассказав, почему тот или иной предмет оказался лишним.
Со временем задание можно несколько усложнить, дополнив конкретные предметы природными явлениями, цветами и т.д. Логические связи между ними несколько сложнее и для того, чтобы справиться с этим заданием ребенку нужно будет очень постараться.
Занятия на развитие логики в старшем дошкольном возрасте
Старший дошкольный период отмечаются интенсивным развитием многих процессов психики. В частности, уже к четырем годам у детей начинает проявляться словесно-логическое мышление, позволяющее не только решать определенные задания, но и достаточно четко аргументировать свою позицию.
Ребенок уже не так нуждается в наглядности благодаря довольно хорошо развитому воображению и увеличению объема памяти. И хотя на занятиях все еще желательно использовать всевозможный дидактический материал, уже в 4 года можно предлагать ребенку решать некоторые задачи в уме.
Вот лишь некоторые задания на логику для старших дошкольников.
«Ранжирование»
Развитию мыслительных процессов дошкольников очень хорошо способствует ранжирование (например, по размеру, цвету, а позже – степени выраженности того или иного признака). Необходимо обязательно уточнять ребенку, что именно служит основанием для ранжирования.
«Общее и частное»
К старшему дошкольному возрасту в понятийном аппарате ребенка уже в полной мере сформированы представления об общем и частном. Поэтому ему уже можно предлагать выполнять задания на эту тему.
Игры на формирование представлений об общем и частном довольно просты. Достаточно лишь разложить перед ребенком предметы, либо карточки с предметами одного типа и предложить ребенку определить логические связи между ними, назвав их одним словом. Также как и в предыдущих играх, здесь нужно двигается от простого к сложному, вначале пользуясь максимально простыми категориями, где общая черта будет лежать на поверхности. И со временем – усложнять задачу, расширяя количество используемых групп.
Если в процессе выполнения заданий у дошкольников будут возникать какие-либо трудности, обязательно следует поговорить с ними об этом. И вместе решить возникшие проблемы.
Мыслительные процессы, в частности, логика, дошкольников развиваются достаточно интенсивными темпами и к моменту поступления в школу находятся уже на неплохом уровне, что позволяет им максимально эффективно усваивать школьную программу.
Развитие логического мышления у дошкольников
Кристина Аветисян
Развитие логического мышления у дошкольников
Развитие логического мышления у дошкольников.
В этот период интенсивно идет познавательное развитие. Малыш овладевает родным языком, он учится не только понимать речь, но и овладевает фонетикой и грамматикой родного языка.
Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени, формируются основы личности. Ребенок начинает осознавать свое «я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать.
Малыш учится в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать ее выполнение. Происходит становление наглядных форм мышления, а также мыслительных операций. Появляются элементы логики, которые развиваются во всех видах деятельности.
Впоследствии логика будет иметь большое значение на всех этапах жизни ребенка до вступления его во взрослую жизнь.
В последнее время часто употребляется слова «логика», «логические операции» по отношению к ребенку, его мышлению.
Развитие логического мышления – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Основной его деятельностью является не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.
С помощью мышления мы получаем знания, поэтому так важно развивать его с детства.
Мышление – одна из высших форм деятельности человека. Некоторые дети уже к 4 годам способны логически формулировать свои мысли. Однако далеко не все дети обладают такими способностями. Логическое мышление – это одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка. Развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко усваивать новое. Логическое мышление нужно развивать, и лучше всего делать это в игровой форме.
Основными задачами по развитию логического мышления являются:
*Формирование приемов умственных операций дошкольников
*Развитие у детей вариативного мышления, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
*развивать творческие и интеллектуальные способности через логико-математические игры, дидактические, развивающие, игры на развитие пространственного воображения.
*Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть
себя глазами окружающих.
Развитие логического мышления напрямую связано с возрастными особенностями детей.
Существуют следующие виды мышления:
-Предметно- действенное мышление;
-Наглядно-образное мышление;
-Словесно-логическое мышление.
У детей младшего дошкольного возраста основной вид мышления предметно –действенное: 2,5-3 года, является ведущим до 4-5 лет.
При этом преобразование ситуаций в ряде случаев осуществляется на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В среднем возрасте возрастает объём памяти и начинает развиваться наглядно-образное внимание – с 3,5- 4 лет, ведущее до 6-6,5 лет. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. Основные достижения среднего возраста связаны с развитиемигровой деятельности: совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения; развитием памяти, внимания, познавательной мотивации, совершенствование восприятия.
В старшем дошкольном возрасте систематизируются представления детей, развивается словесно-логическое мышление – формируется в 5,5 – 6 лет, становится ведущим с 7-8 лет и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей.
Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления,
Основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение.
Суждение – истинное и ложное
по аналогии.
Логическое мышлениевключает в себя ряд компонентов:
-умение определять состав, структуру и организацию элементов и частей;
-целого и ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений;
-умение определять взаимосвязь предмета и объектов, видеть их изменение во времени;
— умение подчиняться законам логики, обнаруживать на этой основе закономерности и тенденций развития, строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок;
-умение производить логические операции, осознанно их аргументируя.
В структуру мышления входят следующие логические операции:
Сравнение – основано на установлении сходства и различия между объектами. Результатом сравнения может стать классификация.
Анализ – разъединение сложного объекта на составляющие его части или характеристики, с последующим их сравнением.
Синтез – позволяет мысленно воссоздать целое из заданных частей.
Обычно анализ и синтез осуществляются вместе.
Абстрагирование – выделение существенных свойств и связей предмета, от несущественных.
Обобщение – мыленное объединение явлений и предметов по их общим и существенным признакам.
Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам.
Конкретизация – замена слова с более конкретным значением.
В результате освоения практических действий дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно – временные отношения, многообразие геометрических фигур. В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов.
От уровня развития логического мышления во многом зависит успешность овладения ребенком некоторыми видами учебной деятельности. Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни. Игровые занимательные задачи содержатся в разного рода увлекательном математическом материале.
В. А.Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк любознательности».
Учитывая положение всеобщей педагогики и психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника, считаю, что именно в ней возможно найти резервы, позволяющие осуществить необходимое развитие мышления ребенка.
Все игры и пособия, которые предназначены для развития логического мышления дошкольника, можно условно разделить на несколько типов.
1. К первой категории относятся упражнения, способствующие формированию такой важной для логического мышления функции как память. Перед дошкольником нужно будет поставить игровую задачу, в которой ему предстоит запоминать. Давайте ему для этого ряды картинок, которые он должен будет запомнить, разбив по группам (например, транспорт, мебель, растения, одежда, посуда, животные и т. д.). С этой целью можно использовать яркие привлекательные дидактические карточки с изображениями. Хорошая тренировка памяти возможна также с применением различных кубиков,объемных букв или цифр: выкладывая перед ребенком ряды из тех или иных элементов, предлагайте ему повторить увиденную последовательность.
2. Особую категорию игр составляют логические упражнения, в которых ребенку нужно будет отыскать закономерность или найти недостающую фигуру. Чтобы выполнить такие игровые задания, ребенку нужно будет провести простой анализ путем сравнения предметов, входящих в горизонтальный или вертикальный ряд.
3. Важную роль в формировании логического мышления играет умение воссоздавать изображенные на схеме фигуры из нескольких элементов. С этой целью можно использовать различные головоломки на плоскости, состоящие из геометрических деталей. Для этого отлично подойдут известные многим мировые головоломки, такие как «Танграм», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Пифагр» или «Пентамино». Показывайте ребенку схематичную фигуру, составленную из треугольников, прямоугольников, квадратов и ромбов и просите его выложить точно такую же.
4. Развитьнавыки классификации ребенку помогут игры типа: «Найди лишнее». В них дошкольнику предстоит из нескольких изображений отыскать то, которое не подходит к данной группе по какому-либо критерию. Детям 3 лет можно предложить самые простые игры данного типа, постепенно наращивая их сложность. В детских магазинах сегодня не трудно найти специальные игровые наборы карточек для выполнения подобных увлекательных занятий. Полученные в ходе таких игр навыки позволят детям быстрее овладеть смысловой группировкой, с которой они столкнутся в школе.
5. Пространственное восприятие и внимание являются основой и составной частью логического мышления, поэтому важно давать дошкольнику задания и на развитие этих процессов тоже. Предлагайте детям карточки, на которых нужно отыскать различия между двумя изображениями — это поможет улучшить концентрацию внимания. Пространственно-логическое мышление развить помогут самые разнообразные объемные головоломки и конструкторы, благодаря которым ребенок сможет научиться представлять в воображении положение предмета, размещать объекты в пространстве в соответствии с созданным в голове образом. Из современных объемных головоломок очень интересны оригинальные сборные фигуры от Qiddicome, изготовленные из натурального дерева и имеющие различные уровни сложности.
Такие головоломки подойдут как для 3-летних малышей, так и для будущих первоклашек.
6. Развить аналитическое и стратегическое мышление помогут разнообразные настольные интеллектуальные игры, в которых ребенку предстоит просчитывать свои действия на несколько шагов вперед. Например, это могут быть любимые всеми шахматы или шашки, домино, загадки-шарады или популярные сегодня игры-квесты. Для формирования способностей проводить анализ, детям подойдет упражнение «Небылицы», в котором им предстоит отыскать на картине экстравагантного художника те детали или фрагменты, которые нарисованы неверно.
7. Словесно-логическое мышление помогут развить разнообразные игры в слова. Например, широко известные настольные забавы,которые любимы уже ни одним поколением детей: игры типа «Эрудит» или «Словодел».
Игры на логику с дошкольниками можно проводить не только на специальных занятиях сидя за столом, но и — в любое удобное для этого время, даже в путешествиях на прогулке. Большинство упражнений не требует каких-либо специальных приспособлений, например, те же игры на классификацию можно устроить, просто назвав ребенку ряд слов и предложить ему исключить то, которое не подходит к данной последовательности.
Главная особенность игр на логику, которые необходимо проводить с детьми дошкольного возраста — это их регулярность. Только систематические занятия будут способствовать развитию важных мыслительных операций, которые являются составной частью развития логического мышления: сравнения, классификации, синтеза и анализа.
Конспекты занятий по кружку на развитие логического мышления дошкольников 6–7 лет Кружок по развитию логического мышления «Все по полочкам» (6-7 лет) Конспект занятия №13. Цель: развитие у детей познавательных интересов,.
Консультация «Упражнения на развитие логического мышления старших дошкольников» Образование уделяет мало внимания развитию логического мышления дошкольников, так как основной целью является научить их использовать готовые.
План самообразования «Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр» Муниципальное автономное образовательное дошкольное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №111» г. Казани УТВЕРЖДАЮ Заведующая.
Развитие логического мышления дошкольников Развитие логического мышления – это очень важный и необходимый процесс для всех! Что же такое логическое мышление? Для ответа на этот вопрос.
Развитие элементарных математических представлений и логического мышления у дошкольников В нашем дошкольном учреждении прошла неделя посвященная развитию элементарных математических представлений; развитию логического мышления.
Исследование «Развитие логического мышления у старших дошкольников» Все познавательные процессы: ощущения, восприятия, процессы памяти и воображения получают эффективность, прежде всего, благодаря тому, насколько.
Родительское собрание в старшей группе по теме «Развитие логического мышления дошкольников в семье» Родительское собрание в старшей группе по теме: «Развитие логического мышления дошкольников в семье» Разработал: воспитатель.