лого акимата что это такое
Куда смотрит акимат: что это за орган и как он должен работать
Рассказываем, зачем нужны акиматы и как можно повлиять на их деятельность
СОДЕРЖАНИЕ
Казахстанцы встречают и используют слово «акимат» в новостных заголовках, во время разговоров на кухне и даже в мемах. Но мы нечасто задумываемся, что это за орган и зачем он нужен. Объясняем на пальцах, чем занимаются акиматы и как граждане могут повлиять на их работу.
ЧТО ТАКОЕ АКИМАТ
Чтобы понять, что такое акимат и куда он все-таки смотрит, сначала нужно разобраться, как вообще устроена государственная власть в Казахстане.
В первом разделе Конституции можно найти несколько занимательных строк. Одна из них гласит, что «единственным источником государственной власти является народ», а немного ниже написано, что в Казахстане есть три ветви власти: законодательная, судебная и исполнительная.
Эти три ветви власти составляют государственный строй Казахстана. Разделение власти на три ветви не значит, что наше государство разделено на три части, которые никак не связаны между собой. Они едины, но выполняют разную работу и могут действовать только в установленных для них границах.
Акиматы относятся к исполнительной ветви власти. Это система структур, которые управляют обществом, государственным имуществом и следят за осуществлением законов.
КАК НАЗНАЧАЮТСЯ АКИМЫ
Свой акимат есть в каждой области, каждом городе и ауле Казахстана. Он нужен для обеспечения комфортной жизни граждан. В акимате работают аким, его заместители, отделы и служебные подразделения.
Акимов областей, столицы и городов республиканского значения (Алматы, Шымкент) назначает президент на четыре года. Акимов городов областного значения, сел, поселков и сельских округов избирают местные маслихаты, также на четыре года.
Кроме того, в каждом районе города есть собственный аким, которого назначает городской аким с согласия маслихата.
В 2018 году мажилисмены предлагали ввести прямую выборность акимов сельского уровня, чтобы их избирали местные жители, но Сенат отклонил эти поправки. Однако недавно в своем послании народу президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев вновь затронул эту тему и заявил, что в следующем году в стране, возможно, пройдут выборы акимов сел.
Структура работы акимата иерархична: акиматы областей и городов республиканского значения напрямую обращаются в министерства, а районные акиматы находятся под контролем областных.
ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ АКИМАТ
Работа акимата прямо отражается на состоянии региона и качестве жизни граждан.
Основные функции акимата:
В случае чрезвычайной ситуации (весенние паводки, наводнения, землетрясения, пандемия) аким должен принять меры для обеспечения безопасности граждан.
О БЮДЖЕТЕ И РАСХОДАХ
У акиматов в распоряжении находятся средства местного бюджета (налоги граждан). Это значит, что акимат, основываясь на потребностях определенного аула или города решает, на что потратить деньги. Например, если на вашей улице плохая дорога или не работают фонарные столбы, то работники акимата должны взять деньги из бюджета и проложить хороший асфальт, починить столбы.
К примеру, на содержание аппаратов акимов в 2019 году трех городов (столица, Алматы, Шымкент) было заложено более пяти миллиардов тенге. Дороже всего обошлось содержание алматинского акимата.
За 2019 год из средств гражданского бюджета на расходы акиматов было выделено более одного миллиарда тенге.
КАК ПОВЛИЯТЬ НА РАБОТУ АКИМАТА
Если вы недовольны работой акимата, то есть несколько способов подать жалобу или обращение:
Ваше обращение обязаны рассмотреть и дать ответ в течение 15 дней. Все контакты, адреса и номера телефонов вы можете найти на официальном сайте акимата вашей области/города/района/села.
Иллюстрации: Анар Бакенова
Лого акимата на футболке взрослого ухажера 22-летней девушки привлекло внимание казахстанцев
Девушка призналась в Сети в том, что у нее роман со зрелым мужчиной, который буквально купает ее в роскоши. Однако пользователей привлекло другое: на совместном фото на мужчине футболка с логотипом столичного акимата, передает ИА «NewTimes.kz».
В паблике 100baksoff_video разместили видео, на котором девушка демонстрирует роскошные подарки, а также рассказывает о путешествиях с возлюбленным. Среди его презентов дорогие украшения, брендовые сумки, роскошные букеты цветов, элитный автомобиль, и не только.
Лицо своего избранника девушка не прячет, напротив, он позирует вместе с ней на фото в той самой футболке с логотипом акимата Нур-Султана. Девушка также уточняет, что ей 22 года, а ее возлюбленному — 52, но разница в возрасте их не смущает.
Пользователи не остались равнодушными к данной публикации.
«Деньгам все возрасты покорны», «Нуротановец по ходу, помогает малоимущим», «А если бы он был без толстого кошелька, то и любви бы не было», «Хейтеры скажут папик», — написали они.
Пользователи также отметили, что фотография с мужчиной выглядит так, будто его состарили при помощи фильтров.
К слову, пресс-служба акимата Нур-Султана отметила, что такие футболки раздают волонтерам на каждом мероприятии. Кроме того, логотип на фото — устаревший.
Это может означать, что девушка действительно использовала фильтры на своего парня и разместила фото с дорогими подарками, чтобы получить хайп.
Куда смотрит акимат: что это за орган и как он должен работать
Рассказываем, зачем нужны акиматы и как можно повлиять на их деятельность
СОДЕРЖАНИЕ
Казахстанцы встречают и используют слово «акимат» в новостных заголовках, во время разговоров на кухне и даже в мемах. Но мы нечасто задумываемся, что это за орган и зачем он нужен. Объясняем на пальцах, чем занимаются акиматы и как граждане могут повлиять на их работу.
ЧТО ТАКОЕ АКИМАТ
Чтобы понять, что такое акимат и куда он все-таки смотрит, сначала нужно разобраться, как вообще устроена государственная власть в Казахстане.
В первом разделе Конституции можно найти несколько занимательных строк. Одна из них гласит, что «единственным источником государственной власти является народ», а немного ниже написано, что в Казахстане есть три ветви власти: законодательная, судебная и исполнительная.
Эти три ветви власти составляют государственный строй Казахстана. Разделение власти на три ветви не значит, что наше государство разделено на три части, которые никак не связаны между собой. Они едины, но выполняют разную работу и могут действовать только в установленных для них границах.
Акиматы относятся к исполнительной ветви власти. Это система структур, которые управляют обществом, государственным имуществом и следят за осуществлением законов.
КАК НАЗНАЧАЮТСЯ АКИМЫ
Свой акимат есть в каждой области, каждом городе и ауле Казахстана. Он нужен для обеспечения комфортной жизни граждан. В акимате работают аким, его заместители, отделы и служебные подразделения.
Акимов областей, столицы и городов республиканского значения (Алматы, Шымкент) назначает президент на четыре года. Акимов городов областного значения, сел, поселков и сельских округов избирают местные маслихаты, также на четыре года.
Кроме того, в каждом районе города есть собственный аким, которого назначает городской аким с согласия маслихата.
В 2018 году мажилисмены предлагали ввести прямую выборность акимов сельского уровня, чтобы их избирали местные жители, но Сенат отклонил эти поправки. Однако недавно в своем послании народу президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев вновь затронул эту тему и заявил, что в следующем году в стране, возможно, пройдут выборы акимов сел.
Структура работы акимата иерархична: акиматы областей и городов республиканского значения напрямую обращаются в министерства, а районные акиматы находятся под контролем областных.
ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ АКИМАТ
Работа акимата прямо отражается на состоянии региона и качестве жизни граждан.
Основные функции акимата:
В случае чрезвычайной ситуации (весенние паводки, наводнения, землетрясения, пандемия) аким должен принять меры для обеспечения безопасности граждан.
О БЮДЖЕТЕ И РАСХОДАХ
У акиматов в распоряжении находятся средства местного бюджета (налоги граждан). Это значит, что акимат, основываясь на потребностях определенного аула или города решает, на что потратить деньги. Например, если на вашей улице плохая дорога или не работают фонарные столбы, то работники акимата должны взять деньги из бюджета и проложить хороший асфальт, починить столбы.
К примеру, на содержание аппаратов акимов в 2019 году трех городов (столица, Алматы, Шымкент) было заложено более пяти миллиардов тенге. Дороже всего обошлось содержание алматинского акимата.
За 2019 год из средств гражданского бюджета на расходы акиматов было выделено более одного миллиарда тенге.
КАК ПОВЛИЯТЬ НА РАБОТУ АКИМАТА
Если вы недовольны работой акимата, то есть несколько способов подать жалобу или обращение:
Ваше обращение обязаны рассмотреть и дать ответ в течение 15 дней. Все контакты, адреса и номера телефонов вы можете найти на официальном сайте акимата вашей области/города/района/села.
Иллюстрации: Анар Бакенова
Девушка в маске с баннера оказалась казахстанкой. Что говорят в акимате Алматы?
Журналисты выяснили, что девушкой в маске с распространенного в Алматы с начала пандемии коронавируса баннера «Носи маску» оказалась не филиппинка (как сообщали в акимате ранее), а жительница Алматинской области Самал Омарова. Она сообщила, что ее фото распространили без разрешения и считает, что ей положен гонорар за использования ее изображения. Zakon.kz обратился в акимат за комментарием по этому вопросу.
Как объясняли ранее в акимате, фото для баннера было взято из зарубежного фотобанка, а изображена на нем филиппинка. Но ей оказалась жительница Алматинской области. СМИ пишут, что она живет в пос. Жанашыр Алматинской области, работает в ТОО «Адал Сут». Когда по городу появились эти баннеры, все стали ее спрашивать, почему ее фото развесили повсеместно.
Самал Омарова не помнит, когда были сделаны эти фото.
Самал Омарова считает, что за использование ее изображения ей положен гонорар. Женщина обратилась в рекламное агентство, там ее направили в акимат.
В акимате в ответ на запрос редакции сообщили, что фото девушки в медицинской маске взято из Всемирного банка свободных фотографий Freepik.com, предназначенного для создания рекламных макетов.
Там отмечают, что на сегодняшний день баннеры с данной фотографией размещены на улицах города: билбордах, ЛЭД-экранах, общественном транспорте и др. Бюджет на эту социальную рекламную кампанию, как сообщалось ранее, не выделялся.
Как избежать плагиата в логотипе
И защитить свой бренд от копирования
Предприниматель может зарегистрировать логотип в качестве товарного знака в Роспатенте, чтобы защитить его от копирования и незаконного использования.
Того, кто будет пользоваться логотипом без вашего разрешения, можно будет привлечь к ответственности. Но есть проблема: каждый второй логотип, который разрабатывают для себя бренды, похож на уже зарегистрированный товарный знак.
Получается, что не каждый разработанный с нуля логотип разрешат зарегистрировать в Роспатенте, потому что часто он повторяет чью-то реализованную идею. Происходит это потому, что на данный момент на территории России действует уже больше 500 000 товарных знаков — сложно не повториться с идеями конкурентов.
Я работаю маркетологом в патентном бюро, и к нам обращаются клиенты, которые хотят получить юридическую защиту своего логотипа, то есть зарегистрировать его как товарный знак. Под руководством коллег — патентных поверенных — мы дорабатываем уже придуманные логотипы или разрабатываем новые, чтобы их можно было зарегистрировать.
Логотип — это изображение, эмблема или символика, которую используют организации и частные лица для идентификации своей деятельности и повышения узнаваемости. Вспомним, например, логотипы Nike — производителя спортивной одежды, «Яндекса» — поисковой системы, «Красного Октября» — кондитерской фабрики.
Я расскажу, как можно доработать логотип и что можно в нем изменить, чтобы не было проблем с регистрацией.
Для чего бизнесу регистрировать свой логотип
С помощью логотипа бизнес повышает узнаваемость, выделяет свою продукцию среди аналогов. Клиенты, увидев картинку на товаре, сразу понимают, кто его производитель.
Компании необязательно разрабатывать логотип и регистрировать его как товарный знак — работать можно и без него. Но регистрация товарного знака дает определенные преимущества — защиту от копирования, выход в торговые сети, возможность наказать нарушителя.
Защита от копирования и страховка от расходов. Вы будете спокойно пользоваться зарегистрированным товарным знаком и не бояться, что кто-то придет и заявит о плагиате. То есть у вас не будет штрафов за незаконное пользование логотипом, собственник товарного знака не потребует компенсации, и вам не придется проводить ребрендинг.
В 2020 году крупная сеть магазинов AllTime, которая занимается продажей часов и ювелирных украшений, подала в суд на Сбербанк за плагиат логотипа.
В марте 2021 года компания AllTime направила новый иск в суд по интеллектуальным правам, и его приняли к рассмотрению. Дело откладывали несколько раз, следующее заседание назначено на 15 сентября 2021 года.
Формулировка иска AllTime теперь немного другая: компания требует признать актом недобросовестной конкуренции регистрацию Сбербанком нового товарного знака.
Подобные иски не редкость, но этот по-своему примечателен. По данным РБК, стоимость разработки нового лого для Сбера составила несколько сотен миллионов долларов. То есть, уже потратив весомую сумму на ребрендинг, банк вынужден бороться с угрозой для своей деловой репутации из-за обвинения в плагиате и рискует понести дополнительные расходы на судебные издержки и выплату компенсации.
На практике, когда владелец товарного знака предъявляет претензии, компании-нарушителю приходится что-то менять, а то и вовсе переименовывать свой проект. В этом случае все вложения в разработку и продвижение бренда обнуляются, все приходится начинать сначала. А процедура ребрендинга весьма недешевая.
потребовалось кафе на ребрендинг
Например, одному из наших клиентов потребовалось около 420 000 Р на ребрендинг кафе. Эти затраты включили в себя:
Выход в торговые сети. Товарный знак обеспечит более легкий и безопасный выход в торговые сети, например «Ашан», «Лента», и на маркетплейсы — «Озон», «Вайлдберриз». Сейчас многие площадки стремятся обезопасить себя от рисков и требуют от продавцов определенный набор документов. Часть маркетплейсов вообще не сотрудничают с организациями, у которых нет свидетельства о регистрации товарного знака.
Например, «Ламода» запрашивает информацию о товарном знаке на продукцию до начала сотрудничества — ей как минимум нужно предоставить подтверждение, что знак находится на регистрации. «Вайлдберриз» достаточно номера заявки, которая бы подтвердила, что обозначение находится в процессе регистрации.
Возможность наказать нарушителя. Если кто-то воспользуется вашим логотипом, то с нарушителя можно будет взыскать компенсацию до 5 миллионов рублей. Еще его могут привлечь к административной, а если своими действиями нарушитель нанес крупный ущерб, то и к уголовной ответственности.
Расширение бизнеса. Если вы будете продавать франшизу на свой бизнес, то товарный знак должен быть зарегистрированным. Ведь передавать право пользования можно только на официально зарегистрированные фирменные обозначения.
Как победить выгорание
Где регистрируют логотипы и какие они бывают
Логотипы регистрируют в качестве товарного знака в Роспатенте. Это государственный орган, который проверяет товарные знаки на схожесть и ведет базу всех зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности.
Логотипы регистрируют словесными, изобразительными и комбинированными товарными знаками.
Словесный товарный знак. В логотипе только слова или фразы, без графических элементов.
Изобразительный товарный знак. Если слов или фраз нет — логотип регистрируют как изобразительный товарный знак.
Комбинированный товарный знак. В логотипе есть и рисунок, и слова.
Пример изобразительного товарного знака. Товарный знак № 807198. Правообладатель: АНКО по содействию в эмоциональном воспитании «Детям о важном»
Перед тем как зарегистрировать новый товарный знак, Роспатент проверяет по своей базе, нет ли похожих слов и картинок, а если есть — насколько ваш вариант уникален. По закону есть всего два варианта неуникальности товарного знака:
Как проверить уникальность логотипа
Логотип нужно проверить на его охраноспособность и уникальность.
Охраноспособность означает, что название и картинка не противоречат закону. Например, в нем нет государственной символики, общепринятых слов, выражений, противоречащих моральным нормам.
Убедитесь, что ваш логотип не нарушает закон. Например, что он не похож на культурные объекты, в нем нет известных элементов вроде флага или герба страны.
Уникальность названия или картинки логотипа можно проверить через специальные сервисы.
Сайт Роспатента. Есть два варианта поиска: платный и бесплатный.
При бесплатном поиске ваше обозначение будет сравниваться только с уже зарегистрированными товарными знаками. По знакам, которые еще проходят регистрацию, проверка проводиться не будет. Также в этом случае не получится посмотреть и сравнить картинки логотипов: бесплатный поиск производится только по названиям.
На платной основе на сайте Роспатента можно проверять и изображения. Смотреть можно не только зарегистрированные товарные знаки, но и те, которые еще только регистрируются.
Платная проверка — это заказ услуг экспертов Роспатента, стоят они от 4130 Р до 47 200 Р в зависимости от вида обозначения и количества проверяемых классов МКТУ. МКТУ — это международная классификация товаров и услуг, признанная патентными поверенными и организациями во всем мире. В ней 45 классов: по 34 распределены все возможные группы товаров, по остальным 11 — услуги.
При регистрации товарного знака учитывается класс МКТУ, поэтому, например, средство для мытья посуды «Санлайт», товарный знак для которого получил регистрацию по классу с бытовой химией, не нарушает права известной ювелирной сети, товарный знак которой зарегистрирован в других классах.
Проверить комбинированный товарный знак стоит в два раза дороже отдельной проверки словесной части или изображения. Результат будет готов через 20 дней. Если проверку нужно провести срочно, то за это придется доплатить. Чем быстрее нужно проверить знак, тем выше будет доплата.
Система поиска на сайте Роспатента достаточно сложна, заполнить нужно большое количество граф. Новому пользователю, который впервые решил проверить свое обозначение, может быть непросто во всем разобраться.
По названию сервис может выдать несколько десятков схожих знаков. Чтобы сузить круг анализируемых названий, стоит проверять только интересующую вас отрасль, то есть сделать выборку по классу МКТУ.
«Линкмарк» — коммерческий сервис, в котором можно бесплатно проверить сходство логотипа по названию и по изображению. Однако система поиска здесь сложная: картинку надо описать словами и кодами в соответствии с Венской классификацией изобразительных товарных знаков.
Международная классификация изобразительных элементов товарных знаков (Венская классификация)PDF, 1,27 МБ
Это единая международная классификация изобразительных элементов товарных знаков. Ее придумали, чтобы было проще найти схожие товарные знаки и избежать бюрократических трудностей на международном уровне. Она включает в себя классы и подклассы для разных категорий объектов, но разобраться в том, как правильно описать логотип по Венской классификации самостоятельно, не так просто.
Также сервис предупреждает: его базы обновляются раз в неделю. Так как в день подается около 300 заявок на регистрацию товарных знаков, результаты устаревают быстрее.
«Онлайн-патент» — еще один сервис онлайн-поиска, в котором можно проверять логотипы по схожести названий.
По объему баз «Онлайн-патент» уступает «Линкмарку», а изображения на бесплатной основе не проверяет вообще. В полной мере воспользоваться поиском можно, только если купить услугу сопровождения регистрации товарного знака в Роспатенте.
Brand-search — бесплатный сервис поиска по товарным знакам, в том числе по заявкам на регистрацию.
Для работы с этим сервисом надо будет зарегистрироваться на сайте, но для получения полного отчета достаточно ввести свою электронную почту.
На Brand-search нет специального поиска по изображениям, так что проверить логотип получится только по названию.
Global Brand Database — это бесплатная открытая международная база товарных знаков. В ней есть поиск по названию и по изображениям.
Заметный минус сервиса: изображению тоже придется подбирать свой класс Венской классификации, как и на «Линкмарке», что сделать не так просто.
У этого сервиса самая сложная система фильтров, но это единственный вариант проверки товарного знака по международным базам, если требуется регистрация в другой стране. Например, при выходе бренда на заграничные рынки.
Как понять, что ваш логотип похож на чужой
Если вы нашли похожий на ваш логотип, то сначала убедитесь, что он относится к тому же классу МКТУ, что и ваше обозначение. Уже на этом этапе я рекомендую обращаться к специалистам по интеллектуальной собственности — юристам, патентным поверенным, — так как самому можно запутаться в терминах.
В этой классификации есть понятия «корреспондирующие классы» и «однородные товары», если ваш знак попадает под определение одного из них, это может препятствовать регистрации.
Когда Роспатент проверяет заявку, то ищет похожие знаки не только в заявленных классах МКТУ, но и в корреспондирующих. Если находит наименования или изображения, которые сочтет сходными, заявку отклонят.
Если классы МКТУ разные и не повторяются, ваш знак не подпадает под категорию однородных товаров, нужно сравнить логотип с уже зарегистрированными по определенным критериям.
Сравнение похожих логотипов проводят по критериям, предусмотренным для товарных знаков. Названия сравнивают по тому, как похоже они звучат, картинки — как они похожи между собой, логотипы в целом оценивают по смысловой схожести.
Звуковой. В Роспатенте оценивают схожесть логотипов по одинаковым звукам, слогам, близкой структуре гласных и согласных, а также по присутствию части одного наименования в составе другого. Например, «Дексапарин»/Desparin — названия схожи фонетически, а также структурой гласных и согласных.
Графический. В этом параметре логотипы оценивают по общему восприятию, схожести начертания и/или шрифта, похожему расположению элементов, а также по общности цветовой палитры.
Смысловой. Здесь оценивают близость понятий и идей, лежащих в основе знака, одинаковый логический акцент компонентов логотипа. Например, Begood — «быть хорошим» — и Igood — «я хороший». Здесь просматривается близость по смыслу.
Роспатент сравнивает вашу заявку с уже зарегистрированными товарными знаками и по тем, что проходят регистрацию.
Если вы увидели, что ваш логотип не уникален, или таковым его признал Роспатент, то вам остается только отправить логотип на доработку.
Как можно сделать логотип уникальным
У каждой разновидности товарного знака есть свои нюансы, на которых можно сыграть при регистрации. Например, мне довелось работать с компанией, которая хотела зарегистрировать логотип со словом «букет».
В Роспатенте смотрят на логотип в том числе с точки зрения словесной составляющей, а слово «букет» запатентовать нельзя. Поэтому единственный способ его зарегистрировать был таким: превратить слово «букет» в условно нечитабельное, чтобы эксперты рассматривали его не как слово, а как набор графических символов.
Обычно задача по доработке звучит так: максимально сохранить стиль, но уйти от сходства с противопоставленными знаками. Как решить эту задачу, я покажу на примерах.
Заменить текстовые элементы на графические. Хороший пример такой доработки — логотип компании Akvaline system. Роспатент отклонил изначальную версию из-за схожести с логотипом Aqualine. В техническом задании юристы указали, от какого вида сходства требуется уйти — фонетического и графического, а также обозначили, насколько существенной может быть переработка логотипа. Например, один из комментариев — «сделать логотип нечитаемым за счет замены некоторых букв на изобразительные элементы».
В этом же техзадании были перечислены похожие обозначения компаний, чтобы дизайнер мог понять, чему противопоставлять логотип, направленный на доработку. Сложность была в том, что таких противопоставлений было больше 10, а клиент настаивал, чтобы логотип сильно не меняли.