лонгрид это что значит
Инструкция: Как выбрать формат лонгрида Статьи редакции
Первая часть подробного руководства о том, как писать тексты на TJ.
Если вы оказались здесь, значит, вы решили написать материал на TJ. Для этого мы составили руководство, которое поможет разобраться, какие виды текстов бывают, как искать темы, вырабатывать собственный стиль и пользоваться инструментами TJ при оформлении материалов.
Но для начала небольшой пролог. Что такое лонгрид? Многие ошибочно полагают, что это такой огромный текст на 60 абзацев. Это не так. Большой текст — это не про объём, а про глубокое содержание. Можно попытаться написать лонгрид, копируя нужные куски с «Википедии», но вместо вдумчивого материала получится бесполезная каша на 25 тысяч слов, вся информация из которого уже есть в интернете в том же виде. Так не надо, а как надо — далее.
Это первая часть руководства, которая посвящена самым популярным форматам большого текста на TJ. Благодаря ему вам будет легче определиться, в каком жанре лучше всего раскрыть свою тему. Список состоит из девяти устоявшихся форматов.
Лонгрид на TJ — это не только про большие расследования, разборы и прочую журналистскую работу, но и про личные истории. Они пишутся от первого лица и могут касаться практически любой темы. Например, это может быть рассказ о работе волонтёром в ночлежке и описание приключений в Таиланде.
Чаще всего читатели пишут в этом формате, когда хотят поделиться впечатлениями от путешествий, но встречаются и истории личного опыта в той или иной сфере. Например, о тонкостях работы преподавателя в провинции или опыте ношения слухового аппарата. Желательно, чтобы в материале были фотографии, сделанные самим автором, а не взятые из открытых источников.
Хороший пример — пользователь TJ, прочитавший наш материал о модераторах «ВКонтакте», решил сначала ответить на вопросы в комментариях, а затем написал целую статью о том, как сам когда-то работал модератором.
В формате личного опыта советуем воздерживаться от сложных терминов и слишком серьёзного стиля изложения: подумайте над тем, что вас будут читать люди, незнакомые с вашим родом занятий. Зато полезно будет следить за реакцией на вашу статью в комментариях — нередко читатели захотят посоветоваться с вами о вашем опыте и получить ответы на вопросы. Примеры таких работ можно почитать здесь.
Это устоявшийся формат TJ, который отвечает на вопрос «Как сделать что-то». Как дёшево переехать в Европу, как девушке подготовиться к поездке в Иран, что делать, если полиция останавливает вас на улице и требует разблокировать телефон для проверки наличия Telegram, или как обезопасить себя от сроков за репост.
Инструкции привлекают много новых читателей из поисковых систем: это люди, которые ищут ответ на конкретный вопрос, поэтому сам этот вопрос стоит помещать в заголовок. Например, две самых популярных инструкции за всю историю TJ — о том, как обойти блокировки (есть и более новая статья про Telegram, тоже очень популярная) и купить биткоины — пользуются вниманием в течение многих лет.
Этот формат идеально укладывается для бытовых руководств в духе «Как выбрать ноутбук» или «Как снять квартиру в Москве». Если вы разобрались сами, стоит поделиться информацией с остальными — например, о том, как можно стать донором крови, как заказать бытовую технику за границей или как искать дешёвые билеты. Любой подобный опыт можно переиначить в небольшой лонгрид-инструкцию, рассказав о своём порядке действий и подводных камнях, с которыми вы столкнулись.
Поскольку целевая аудитория дочитывает материал-инструкцию до конца, идеально оставить в конце статьи свои контакты для связи, чтобы с вами могли связаться для дополнительных вопросов. Здесь можно указать и ссылки на ваши страницы в соцсетях или канал в Telegram, где вы делитесь другим опытом на схожую тему — мы только за, если это будет релевантно материалу и полезно. Примеры инструкций можно найти здесь.
Этот тип наиболее часто встречается в подсайте «Истории». К примеру, вы посмотрели исторический сериал про войну, заинтересовались отдельной сценой баталии и решили написать подробный лонгрид о том, как этот бой проходил в реальности. Необязательно, чтобы этот большой был привязан к какому-то инфоповоду, в данном случае это вторично. Главное, чтобы это был уникальный текст, не составленный из копипасты с «Википедии» и других очевидных источников.
Лонгрид может рассказывать уже известную историю вроде трагедии «Титаника», но показывать её с новой стороны — к примеру, не через хронологию затопления, а через рассказ о том, как современные технологии позволяют учёным изучать пароход до сих пор.
Плюс классического лонгрида в том, что он даёт возможность автору переключаться между сухим журналистским стилем и литературным. В этом формате позволительно использовать метафоры, нестандартные сравнения и в целом стремиться к такому стилю, будто автор пишет рассказ, но по реальным событиям. Примеры популярных работ в этом жанре на TJ можно почитать здесь.
Зачастую (но не всегда) автор разбора пишет об актуальных событиях, которые произошли или происходят прямо сейчас, пока такой разбор наиболее востребован у читателей. Никому не нужен разбор на тему кражи картины из Третьяковской галереи через неделю после того, как она произошла — это уже неактуально. Но это не значит, что разбор подходит только для «горячих» тем. В этом формате очень удобно объяснять вечные темы, постоянно вызывающие у людей вопросы.
Если в первой части статьи о кризисе в Венесуэле рассказывается о том, как голодают граждане, то раздел должен состоять из конкретных фактов, цифр и деталей о голодающих. А если во второй части статьи вы пишете о действиях власти, то и информация в разделе должна быть посвящена только этому. Каждой микротеме нужен свой раздел, а в целом формат разбора подразумевает, что автор будет сообщать читателю главные события с минимумом лишней информации. Примеры таких работ можно почитать здесь.
Так называются материалы, основанные на больших текстах других изданий. В данном случае TJ выступает агрегатором, который перепаковывает контент в формат, подходящий для нашей аудитории. Цель такого лонгрида не в том, чтобы полностью переписать или перевести чужую статью, а вычленить из неё главное и поделиться этим с другими читателями, сэкономив их время и позволив изучить и обсудить тему, до которой они бы иначе не добрались.
Методика следующая: в первую очередь нужно полностью прочитать оригинальный текст и убедиться, что он достоин адаптации. Если начать работу сразу, то можно осознать, что к середине текст скатывается в уныние. Убедившись в качестве, можно приступать к вычленению главного. Для этого ещё раз прочитайте текст, отмечая ключевые моменты: героев, конфликт, вокруг которого расходится история, сложные термины, требующие объяснения.
Не стремитесь скопировать стиль оригинального текста. Вы делаете пересказ материала, так что сосредоточьтесь на фактах и конкретике. Смело отказывайтесь от моментов, которые кажутся вторичными — хорошая адаптация на 30-40% меньше оригинального материала.
Не нужно выносить в заголовок и подзаголовок, что это адаптация чужого текста, но чтобы отдать дань уважения автору оригинального текста, следует сослаться на него в лиде (первый большой абзац статьи, где вы раскрываете её суть). Вот пример и ещё пример таких адаптаций.
Это материалы, состоящие только из разговора с героем. Если это известный герой, то в заголовке хватит упоминания его имени, а затем перечисления тем, которые поднимаются в интервью. Пример — «Илон Маск о пришельцах, вилле на Марсе и слиянии SpaceX с Роскосмосом».
В лиде таких материалов нужно познакомить читателя с собеседником, описав события и детали, связанные с его личностью. Если интервью большое, то для удобства перед началом следует создать список «Кратко о темах разговора», перечислив главные пункты бесед.
В интервью вопросы автора нужно выделять жирным шрифтом. Ответы героев сокращать можно и нужно — они могут себе позволить заговориться, отвечая на вопрос, а ваша задача в том, чтобы вычленить главное из сказанного и убрать словесный мусор. Примеры работ в этом жанре на TJ можно почитать здесь.
Бывает, что вы находите интересное интервью у другого издания и хотите оформить его на TJ. В таких случаях лучше всего выбрать несколько самых интересных цитат из беседы и оформить их в виде подборки, снабдив каждый блок цитаты описанием, дающим читателю контекст. Этот приём отлично работает, когда нужно быстро принести интересное из нового интервью условного Дудя (пример) или иностранного издания, когда нет времени переводить материал полностью (пример).
Репортажи — это один из самых популярных жанров лонгридов. Людям интересно читать материал человека, побывавшего в гуще событий, особенно если при этом автор снабдит материал своими фотографиями. Как в случае с классическими большими текстами, автор репортажа может позволить себе менее официальный стиль написания, но перебарщивать с этим не стоит.
Если это репортаж о тысячных митингах в столице, то не нужно тратить абзацы на литературу, описывая непогоду или собственные мысли. Вместо этого лучше рассказать о собравшихся — как они себя ведут, какие лозунги выкрикивают и какие плакаты держат перед собой. Можно описать конкретную улицу, где стоят митингующие, и задать им несколько вопросов для статьи, предварительно объяснив, кто вы и чего хотите. В хорошем репортаже самого автора очень мало, а всё внимание уделено событиям вокруг него.
О разнице между репортажем и фоторепортажем. Здесь всё просто — в первом случае главной действующей силой является текст автора. Фоторепортаж подразумевает, что автор рассказывает историю через кадры, а текст лишь подспорье. Лучше всего это чередовать — например, добавлять абзац текста через несколько фотографий, чтобы статья не превратилась в сплошную стену кадров. Убедитесь, что фотографии в фоторепортаже принадлежат вам или вы имеете разрешение на их использование.
Главное, чтобы фотографии действительно дополняли текст, а не были просто средством заполнения пространства между абзацами. Иначе смысла в них нет. Вот примеры репортажей и фоторепортажей на TJ.
Это чуть ли не единственный жанр больших текстов на TJ, где местоимение «я» выглядит уместно. Это может быть колонка-анализ результатов президентских выборов в России или высказывание на тему того, как волна критики Facebook бьёт по свободе мирового интернета. Хотя от колумниста не ждут железобетонных доказательств, как в случае с другими жанрами лонгридов, любые мнения должны иметь основания и аргументацию.
В формате колонки можно дать волю эмоциям и использовать формулировки вроде «Я считаю», «Мне кажется» и «Полагаю», но злоупотреблять этим не следует. Когда автор берётся за этот формат, он встаёт на трибуну перед тысячами читателей TJ. И если в своём выступлении он будет руководствоваться исключительно личными суждениями, не стремясь подкрепить их фактами и аргументами, то такое мнение легко разнесут в комментариях.
Заголовок у колонки может иметь формат вопроса: например, «Почему уже не хочется шутить над пресс-конференцией Путина» (вопросительный знак ставить в конце не надо, если смысл колонки в том, что вы даёте ответ на этот вопрос, а не задаётесь им риторически). Это сразу даёт читателю понять, о чём конкретно с ним хочет порассуждать автор. Другие примеры авторских колонок можно посмотреть под хэштегом «Мнения».
Гаджеты, фильмы, видеоигры, музыкальные альбомы или книги — формат обзора призван рассказать читателю о новинке из мира поп-культуры или о чём-то, что вновь стало актуальным. Необязательно ориентироваться на обзоры Wylsacom или рецензии кинокритиков. Достаточно грамотно и понятно рассказать о своих впечатлениях, снабдив обзор фотографиями (для рецензий на фильмы существуют официальные кадры от прокатчиков) и минимизировав количество спойлеров в тексте про кино.
Редакционные обзоры на TJ в первую очередь призваны обращать внимание на общие тренды и на существенные изменения, а технические детали вроде поколения процессоров или датчика светочувствительности — дело второстепенное. Это не значит, что технических деталей нужно избегать, но постарайтесь сделать так, чтобы ваш материал остался лёгок для чтения даже для человека вне темы. Примеры таких материалов смотрите под хэштегом «Обзоры».
Как написать лонгрид, который будут читать
Обновлено 29 октября 2021
Мир прессы и маркетинга не так прост, как кажется. Специалисты и издательства борются за читателя, изучая наиболее удобные и привлекательные форматы подачи материалов. По сравнению с короткими заметками лонгрид образно переносит читателя в тему, делая ее познавательной за счет графики или мультимедийных роликов.
Что такое лонгрид
Лонгрид, или Longread (англ. «долгое чтение»), представляет собой публикацию (статью, обзор), состоящую из большого числа символов, разделенных на подзаголовки и блоки и, содеращую иллюстрации или видео для большей читабельности. Этот формат также называется deep read —глубокое чтение.
Лонгриды бывают двух видов:
К лонгридам относят не все публикации, текст которых состоит более чем из 1000 слов. К выбору тем лонгридов подходят по-особому, используя разнообразные приемы подачи информации.
Лонгриды считаются чисто журналистским форматом (расследования, очерки), однако они эффективно использовались раньше до появления интернета для создания информационных буклетов или проспектов. Сейчас лонгриды становятся массовым явлением. Их используют в маркетинге, бизнесе и интернете обычные люди, пытающиеся предоставить информацию так, что прочтет даже ленивый.
Однако существует ряд особенностей, которые отличают лонгрид от просто длинной статьи:
История формата
Когда и где был написан первый лонгрид
История появления лонгридов не исследована. Условно первыми лонгридами считаются длинные газетные статьи в один или несколько разворотов, оформленные фотографиями. Появились они как результат работы журналистов, которые искали нестандартные пути освещения тех или иных событий.
С появлением журналов этот формат использовался намного чаще. Лонгриды оформлялись как биографии, обзоры, истории и т. д. В качестве примера приводят статьи журнала «Вокруг света» с красочным оформлением текста.
С появлением интернета лонгрид становится массовым. Формат переносится на обзоры достопримечательностей, различных мероприятий, политических процессов и т. д.
Его реализация ведется в несколько этапов:
Лонгрид обязан своему появлению журналистскому формату long form (лонгформ). Считается чем-то средним между статьей и новеллой. Часто принимает форму творчески переработанной литературы non-fiction или текстов нарративной журналистики.
Как назывался первый лонгрид The New York Times
Первым мультимедийным лонгридом считается проект, оформленный издательством Нью-Йорк Таймс (NYT) на своем сайте в 2012 г. Мультимедийный проект назвали Snow fall. Он был посвящен горнолыжникам, попавшим под лавину в горах недалеко от Вашингтона. Несмотря на значительный объем текста (18 тыс.), информация была просмотрена миллионы раз.
Позднее британские ученые доказали, что наравне с короткими новостными сводками также популярны и лонгриды. Их информативность, наглядность и глубокое раскрытие темы способны привлекать многомиллионную аудиторию по интересам.
Типы лонгридов
Существует большое разнообразие типов лонгридов в зависимости от тематики и целей создания. Наиболее распространены следующие разновидности.
Лонгрид-портрет
Создается для презентации публичных персон в виде биографий или историй успеха.
Лонгрид-репортаж
Создается в виде обзора какого-либо события или происшествия, но только после подробного анализа информации и проработки важных деталей.
Лонгрид-реконструктор
Создается в виде хроники событий из прошлого. Может быть посвящен явлению, персонажу либо историческому моменту. Изобилует цитатами, интересными фактами и умозаключениями.
Мультимедийные лонгриды
Создается в виде интерактивной статьи с большим множеством мультимедийных файлов. Это может быть лента из фотографий, галерея видеороликов, интерактивные видео. Текст здесь может выполнять второстепенную связывающую роль, дополняя коллекцию описанием.
Коммерческие лонгриды
Создается в виде описания товара или услуги, дополненного фотографиями с разных ракурсов, инфографикой или видеоинструкцией. Детальный разбор продукции повышает доверие покупателя, тем самым повышая продажи.
Аналитический лонгрид
Воссоздает цепочку событий, оценивает дальнейший прогресс или тенденции. При этом всегда собираются данные специалистов, экспертов, даются ссылки на конкретные исследования. Аналитика популярна в среде IT-технологий, маркетинга, риэлтерских услуг и бизнеса.
Алгоритм создания лонгрида
Лонгриды не составляются по определенным лекалам (авторская импровизация), но существуют базовые правила, на которые стоит опираться при составлении текста.
Целевая аудитория лонгрида
В зависимости от цели лонгрида очерчивается круг аудитории и составляется общий портрет. Текст составляется с учетом приоритетов или интересов читателей.
Время чтения
Время чтения (объем символов) должно занимать от 10 до 40 минут. Здесь важна сама подача материала, позиция автора или вектор, через который будет раскрываться тема. Профессионалы создают такие лонгриды, прекращать чтение которых не хочется. Для лонгридов желательно указывать общее время прочтения вверху веб-страницы.
Интригующее название
Заголовок должен быть нестандартным, нетривиальным и запоминающимся. Его уникальность должна бросаться в глаза, чтобы даже завсегдатай подумал: «Что-то новое» (без штампов и трюизмов).
Оглавление статьи
Оглавление необходимо для быстрого перехода в нужный раздел. Часть информации может показаться ненужной или уже знакомой. От грамотно составленного плана лонгрида зависит то, насколько глубоко будет раскрыта тема.
Для веб-лонгридов используются заголовки-гиперссылки. Содержание также помогает при написании лонгрида: оно позволяет учесть важные моменты и вовремя внести поправки.
Вступление
Обязательно подготавливается лид. Дополнительно используются аллегория, метафоры, фразеологические обороты, цитаты либо пословицы и поговорки (шутки).
Основная часть
Основная часть состоит из текста подзаголовков. Каждая отдельная статья тела состоит минимум из 2000 символов (зависит от того, насколько тяжело раскрывается тема при минимальной заспамленности и водности).
Вывод
Содержит заключительное резюме, которое подводит итог всем предыдущим разделам.
Призыв к действию
Призыв к действию — необязательная часть. При грамотном составлении текста он вытекает как следствие. А подтверждение фактами усиливает эффект рациональности. Обычно его пишут в начале, середине и конце текста. Призыв к действию в электронных лонгридах очевиден. Часто публикуется просьба о распространение информации в кругу друзей и коллег (лайк, репост, ссылка).
Мультимедийные файлы
Картинки, гифки и видео распределяются по тексту равномерно. Конкретного алгоритма здесь нет. Все зависит от фантазии и задумки автора. Но файлы должны соответствовать идеи темы и отражать глубину мысли.
Какие инструменты упростят работу с лонгридом
Для создания лонгрида в социальных сетях используются обычные заметки с элементами редактирования. На других сайтах текстовых редакторов, таких как Word, бывает недостаточно. Поэтому используют разнообразные сервисы и платформы. Их возможности и функционал подробно расписаны на официальных сайтах.
Сервисы для оформления
Сайты для разработки инфографики и диаграмм
Сервисы для отложенного чтения (с сохранением страницы последнего чтения)
Метрики для отслеживания активности
Для создания интерактивных спецпроектов, таких как веб-документари (серия короткометражных фильмов с элементами текста и графики) и лонгформы (серия фото и другой визуальной информации с минимальным объемом текста) используются 3wdoc.com или klynt.net.
Для лонгридов специального назначения используются отличные платформы:
Как сделать лонгрид на Tilda
Продвижение лонгрида
Лонгрид можно приспособить под любую тему. Их используют для презентаций, рекламы, освещения событий и т. д. Раскрутить лонгрид можно бесплатно.
Для этого используются:
При написании интересных лонгридов продвижение такими методами наиболее эффективно. Текст работает сам на себя. В некоторых случаях продвижением начинают заниматься еще до момента публикации.
Как сделать лонгрид во «ВКонтакте»
Как оформить и опубликовать текст
Среди нескольких значков в поле «Что нового» выбирают «Т». Текст вставляется в открывшееся окно-редактор. Сервис позволяет менять шрифт, делать подголовки, вставлять цитаты и ссылки. Остается придумать название и написать текст без ошибок.
Формат видео и размер картинок для лонгрида в ВК
Устанавливают обложку лонгрида, которую будут видеть пользователи. Параметры и размер картинок могут быть любыми. Затем можно добавить в галерею до 30 фото. Для этого нажимите на «Создать карусель». В качестве форматов для видео используются AVI, MPEG, MOV, WMV и др.
Дополнительные возможности: как сделать лонгрид в ВК еще быстрее и удобнее
Как опубликовать и удалить текст
Для публикации нажимите кнопку «Сохранить», а затем «Поделиться». Также заметку можно редактировать или удалить с возможностью восстановления, нажав соответствующие кнопки.
Ночной и дневной режимы просмотра статей
Для перехода в ночной режим (более тусклое отображение) необходимо нажать на значок месяца в верхнем правом углу. Функция убирается автоматически при повторном нажатии.
Как написать лонгрид в ВК: советы по содержанию
После публикации лонгрида убедитесь, что каждый его элемент работает правильно, и установите счетчики Яндекс.Метрики или Google Analytics.
Почему лонгриды стали популярны
Сколько стоит создание лонгрида
Цены на профессиональное написание лонгрида начинается от 50 тыс. руб. При заказе у копирайтеров есть риск неправильной или неграмотной подачи информации, а специалисты помогут даже с продвижением. Медийные лонгриды стоят порядка 200 тыс. Перед тем, как заказать работу, стоит подумать — какая цель у проекта и на какую аудиторию рассчитан текст. Кто-то любит кратко и по полочкам, кто-то является визуалом, кто-то — декретом, одни любят убеждение словом, другие — делом. Стоимость лонгрида во многом зависит от целей и рода деятельности. Там, где можно обойтись продажным текстом, лучше сэкономить время и деньги.
Подходят ли лонгриды для коммерческих целей
Коммерция импользует все доступные способы для привлечения клиента. Лонгриды — не исключение. Deep read для бизнеса не имеет ничего общего с рекламными и продающими текстами.
Он публикуется для 2-х целей:
Единственный минус задачи — необходимость частых публикаций разнообразных лонгридов, которые позволяют удерживать клиента на сайте.
Также существует такое понятие, как коммерческий лонгрид. Длинные тексты повышают поисковый трафик, а печатная версия лонгрида практически всегда принимается редакторами в различных газетах и журналах.
Основными требованиями к коммерческому лонгриду становятся грамотное оформление и наличие интересной истории, на базе которой будет развернут текст. Структуру дополняют теоретической и практической базой, исследованиями и мнениями экспертов.
Наиболее доступные и простые сервисы по созданию лонгридов для начинающих:
Разрабатывать лонгрид можно при помощи мобильных приложений: Adobe Slate, Storehouse, Pixotale и др.
Как оценить эффективность лонгрида
Эффективность лонгрида в web-версии высчитывают на основе аналитики браузера и количества переходов на сайт. Если проект успешен, значит, потребителю нравится оформление, дизайн и содержание.
Эффективность в денежном выражении напрямую возможно оценить только при наличии статистики переходов (по ссылкам) пользователей, которые совершили покупку.
Качественный текст должен быть легко читаемым и усваиваемым, абзацы плавно переходят друг в друга. Анализ должен быть емким и конкретным. Инфографика и картинки усиливают визуализацию, давая возможность отвлечься от монотонного чтения.
Решив создать лонгрид самостоятельно, настройтесь на трудоемкую работу. Многие проекты разрабатываются месяцами при дефиците материалов или необходимости перевода. Отличным решением станет адаптация публикации под платформы на базе Android и iOS — электронные книги, не требующие доступа к интернету.