лучше научить ловить рыбу чем
Ловцы человеков, или Рыба моей Мечты
Судя по Евангелию, у первых христиан было достаточно трепетное отношение ко всему, что связано с рыбой, рыбаками и рыбалкой. Наиболее известные из 12 Апостолов Христа были рыбаками: Симон, получивший от Иисуса имя Петр, что в переводе означает «камень», брат Петра Андрей, известный на Руси как Андрей Первозванный. Иаков Заведеев, первым из всех христиан убитый за свою Веру царем Иродом…
Рыба является символом Иисуса Христа. В греческом слове ICHTHYS (рыба) христиане древней Церкви увидели таинственный акростих, составленный из первых букв предложения, выражающего исповедание христианской веры: Jesous Christos Theou Yios Soter – Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель.
«Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон» (Евангелие от Матфея 13:47,48)
«И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков» (Евангелие от Луки 5:10б)
В нашу Эру Водолея, в эпоху Пробуждения, все больше и больше становится среди жителей планеты этих людей. «Ловцов человеков». Большинство из них никому из нас не известны. Они не пишут просветляющих книг, не выступают публично перед широкими аудиториями, не ведут свои духовно-развивающие сайты или блоги. Они просто есть. Они незаметны для случайного попутчика или собеседника. И это не маска, не камуфляж, ни, тем более, боязнь быть непонятым или страх показаться кому-то немного «не от мира сего»
«Ловцы человеков» вообще не испытывают боязни или страха. Эти самые сильные из всех атавистических животных эмоций для них уже давно потеряли свой такой важный для большинства из нас смысл… А незаметны эти люди для стороннего наблюдателя только потому, что само понятие «случайная встреча» для «ловцов человеков» уже тоже отсутствует.
Случайностей не бывает, существуют только Закономерности. Но квантовые, более высшего порядка. С двухсторонней обратной нейросвязью и некоторыми нарушениями в линейной причинно-следственной связи.
Многим из нас известна старая библейская притча: « Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день, научи его ловить рыбу, и он будет сыт всегда» Сколько раз в своей жизни почти каждый из нас что-то мысленно просил у Бога? Наверное, хотя бы один раз точно… Даже полные атеисты… В основном-когда некая жареная птица клевала в причинное место…
Просьбами о халявной рыбе кишат темные пучины планетарного Астрала! Но дальше мира желаний- подобные мысленные смс-ки не уходят… Лишь иногда среди этой однообразной «мелодии», похожей на заунывный звук чукотского варгана- прорывается чистое звучание «флейты». Или «скрипки». Или любого другого «музыкального инструмента» плачущей от духовного одиночества и ищущей ответа на извечные вопросы бытия человеческой Души.
Души, не просящей у Бога, или у Аллаха, или у Иисуса, или у Вселенского разума, или у Судьбы (это совершенно неважно, так как ТВОРЕЦ ЕДИН) единомоментного утоления своих животных потребностей. А Души, просящей НАУЧИТЬ. Научить ловить эту самую рыбу, научить делать удочки или плести сети…
И тогда, если ваш запрос «наверх» искренен и идет от чистого сердца- эта самая Судьба «случайно-неслучайно» подведет к вам «ловца человеков»…И очень даже возможно, в что силу вышеупомянутых квантовых запутанностей линейной причинно-следственной связи этот человек уже давно заранее «подведен к вам». И просто терпеливо и всепрощающе ожидает момента, когда вы наконец-то «проснетесь», и позовете его.
Может быть, это ваша жена или ваш собственный муж. Может быть, это ваш старый друг или подруга. Может быть, это даже ваш собственный ребенок, душа которого на несколько порядков древнее и опытнее вашей собственной.
И вот тогда начнется самое интересное. Эта опытная и светлая душа донесет, наконец, до вашего сердца, что такое Свет и что такое Тьма. Не объяснит, не расскажет, путаясь в надуманных теориях и заплесневелых цитатах, а именно покажет на своем личном примере. Покажет по древнему принципу: «Делай как я!»
Так учат летать своих птенцов взрослые птицы. Так «ставят на Крыло». Так работают Истинные Мастера Веры. Причем, необязательно даже христианской. Ведь Вера, как и БОГ-ТВОРЕЦ, Едина…
А еще у всех Мастеров существуют подмастерья. Люди, которые уже не просят у Бога, чтобы их научили ловить рыбу или делать сети. Эти, частично просветленные сознания, которых с каждым днем становится все больше и больше на нашей планете-просят у Творца НАУЧИТЬ их, как максимально грамотно, правильно и эффективно УЧИТЬ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ делать себе снасти и успешно, но при этом честно заниматься рыбной ловлей.
«Подмастерьев» намного больше, чем Мастеров. И они среди нас… Они намного ближе и доступнее, чем большинству кажется. Ведь многим еще не понять, что такое Свет и что такое Тьма. Когда твой мир сер, Свет и Тьма становятся для тебя не полюсами батарейки, через которую течет ток твоей души, а размытыми пятнами на периферии серого сознания, замутненного однообразным бытом, тяжелой работой, низкими животными мыслями, страхом и алкоголем…
Именно «подмастерья» вершат большинство «черновой» работы по просветлению человечества, давая первый толчок развитию сознания окружающим их людям. Тем, кто уже готов. Тем, кто уже просит у Бога хотя бы одну маленькую кривую удочку, а не рыбу…
И наши мыслепросьбы «наверх» обязательно должны касаться чего-нибудь глобального, даже несмотря на то, что большинству из нас хочется не только духовной пищи… Ведь и «земная пища» нам всем тоже необходима, пока мы все временно воплощены в человеческих плотноматериальных телах. Поэтому находящиеся рядом с нами «подмастерья» заодно учат и тех, кто просит именно об этом. Учат как честно, без обмана и греха, зарабатывать своим собственным трудом себе и своим близким на «хлеб насущный».
В наше время и в нашей коррумпированной стране это сейчас очень непросто сделать. Сложно. Но можно. И это тоже огромный шаг к просветлению как каждого из нас, так и страны и всего человечества в целом. Начинать нужно каждому с самого себя.
Оглянитесь вокруг, а потом «посмотрите внутрь»… Посмотрите в свою собственную душу! Спросите свое собственное Сердце- что оно хочет НА САМОМ ДЕЛЕ? И попросите это у Бога…
И будьте добрее и внимательнее к окружающим вас людям- возможно, кто-то из них ваш будущий Учитель. А кто-то,возможно- и ваш будущий Ученик…
Август 2018г, Санкт-Петербург
(на фото автор и самка кита-белухи. Не совсем рыба, правда, ибо млекопитающее, как и не мы=)), но зато красивая какая=)))
Новое в блогах
КАК ИИСУС УЧИЛ » РЫБУ» ЛОВИТЬ
“И ходил Иисус по всем
городам и селениям, уча в
синагогах их, проповедуя
Евангелие Царствия и исцеляя
всякую болезнь и всякую
немощь в людях”. Мф. 9:35.
Иносказательный текст Библии
“Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Генисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.
Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова.
Симон сказал Ему в ответ: Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.
Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.
И дали знак товарищам, находившемся на другой лодке, чтобы пришли на помощь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.
Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; Также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.”
Лк. 5: 1-10.
Причина иносказания
Любезный читатель, для того, чтобы разглядеть за образным языком Евангелий живые события, происходившие в Иудее в 30 г. н.э. и услыхать, звучащий набатом, голос авторов вести, необходимо помнить слова Иисуса: “…потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют”. Мф. 13:13
империем; и от слов перешел к делу. (Приблизилось Царство Небесное). Говорить открыто о своих целях в центре реакционной Иудеи было опасно! Иисус распространял свое учение, вербовал сторонников, организовывал вооруженные силы для будущего восстания, ссылаясь на Ветхий Завет:
“Я ничего не говорю сам от себя”.
Царь иудейский поступал так, как и мы, любезный читатель, в период господства идеологии КПСС в ССССР. Авторам приходилось доказывать свою “непорочность” ссылками на Маркса, Энгельса, Ленина, Материалы ЦК КПСС, а Иисус ссылками на Ветхий Завет. Такой безопасной манере пропаганды он также учил своих учеников:
“. поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному подобен хозяину, который выносил из сокровищницы своей новое и старое”. Мф. 13:52.
Возьмите, учил Иисус, из Ветхого Завета образы и этими образами объясняйте учение новое. Иисус довольно ясно и недвусмысленно указывает на образность свой речи, раскрывает и толкует своим ученикам образы, взятые им из Ветхого Завета.
“Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон”.Мф. 13:47,48.
Небесное царство Ветхого Завета
“Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяние, и смотреть на притеснение Ты не можешь; для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его, и оставляешь людей как рыбу в море, как пресмыкающихся, у которых нет властителя? Всех их таскает удою, захватывает в сеть свою и забирает их в неводы свои, и оттого радуется и торжествует. Зато приносит жертвы сети своей и кадит неводу своему, потому что от них тучна часть его и роскошна пища его. Неужели для этого он должен опорожнять свою сеть и непрестанно избивать народы без пощады.
Не восстанут ли внезапно те, которые будут терзать тебя, и не поднимутся ли против тебя грабители, и ты достанешься им на расхищение? Так, как ты ограбил многие народы, то и тебя ограбят все остальные народы за пролитие крови человеческой, за разорение страны, города и всех живущих в нем. Горе тому, кто жаждет неправедных приобретений для дома своего, чтобы устроить гнездо свое на высоте и тем обезопасить себя от руки несчастья! Бесславие измыслил ты для твоего дома, истребляя многие народы, и согрешил против души твоей. Камни из стен возопиют, и перекладины из дерева будут отвечать им: “Горе строящему город на крови и созидающему крепости неправдою!” …Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы твоей. Ты пресытился стыдом вместо славы. Злодейство твое обрушится на тебя за истребление устрашенных животных, за пролитие крови человеческой, за опустошение страны, города и всех живущих в нем. Разве на реки воспылал, Господи, гнев Твой? разве на реки негодование Твое? или на море ярость Твоя.
“ Браконьерство ” Иисуса Христа
Любезный читатель, Израиль начала I века раздирали классовые противоречия. Иудейские дельцы обобрали свой народ почище завоевателей, примерно так, как “новые” украинцы и “новые” русские свои народы. Реакционная иудейская идеология стояла на страже нравственности, подобно крашеным гробам, и освящала своими традициями жестокость и несправедливость, царившую в обществе. Одним словом, одна часть народа превратилась в угнетателей, другая в угнетаемых, в жертву. Иисусу достаточно было взять из Ветхого завета пророчества Аввакума, и они зазвучали, как революционный призыв, как революционная теория нового времени, несмотря на то, что Аввакум писал свои пророчества по другому поводу.
Этому-то и учил Иисус своих учеников Симона, Иакова и Иоанна на “рыбалке”,описанной евангелистом Лукой в 5 главе.
Чудесный лов рыбы (читай: человеков) происходил в Геннисаретском озере. Иисус посетил эту область Галилеи, т.к. здесь, в этой прекрасной и плодородной долине разместилось 9 городов с населением не менее, чем по 15 тыс. чел. в каждом городе. Царь Иудейский остановился на окраине одного из городов, т.к. увидел толпу людей,
слушающих слово Божие (народ теснился к Нему, т.е. Иисус находился в середине толпы – ст. 1).
Народ собрался около двух палаток проповедников (лодок). Рыболовы или, правильнее, ловцы человеков, находились возле своих палаток-лодок (и смотрели на результаты своей проповеди – выйдя из них, вымывали сети. – ст.2). Этими ловцами человеков были Симон,
Иаков и Иоанн. Результат их рыбной ловли – агитации был неутешителен. (Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, – ст.5)
Ученики Иисуса проповедовали тайно (ночью) и на мелководье т.е. вне
города, где мало рыб-народа. Иисус увидел ошибку своих учеников: робость и страх, и, соответственно, выбранные ими малолюдные места на окраине города.
Учебная проповедь и её результат
Мастер проповеди Иисус не только указал ученикам на ошибки, но и показал, что необходимо сделать, чтобы проповедь была успешной и приобретены (словлены) были слушатели. Он просил его отплыть несколько от берега и сев, учил народ из лодки (палатки, ст.3) Ст. 3 говорит нам, что Иисус просил Симона углубиться в городскую черту, где больше народа (отплыть несколько от берега). Затем Иисус произнес речь, используя для обличения иудеев книгу пророка Аввакума.
После своей проповеди, которая была учебной по сути, Иисус рекомендует перенести палатки в центр города, на глубину. Центром была рыночная площадь, где стояло множество палаток и всегда было много людей. (Когда же перестал учить, сказал Симону: отплывите на глубину и закиньте сети свои для лова (проповедуйте Царство Небесное, т.к. я только что показал вам. И ничего не бойтесь, так как вы проповедуете из Священного Писания).
Любезный читатель, евангелист Лука ясно дает понять, что сеть – это учение, что проповедь вызвала огромный интерес у народа, что слушающих собралось очень много, столько, что пришлось прерывать (сеть порвалась) проповедь и звать на помощь Иакова и Иоанна.
Учеников потряс результат “рыбалки”, и не только потряс, ошеломил! Они пришли в ужас, запаниковали. Иисус, великий Наставник и Учитель успокоил своих учеников, поздравил с удачной проповедью и сказал, что отныне вы состоялись как проповедники – ловцы человеков. (И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. ст.10).
Рыбный “Соус” от Марка Соуси
Богословы всех времен и народов ползают по поверхности древних текстов и не могут проникнуть за “занавес”, поэтому и толкуют все буквально, часто попадая в щекотливые ситуации. В Семинарии евангельских христиан-баптистов в Киеве, где я учился, курс
богословия читал Марк Соуси, преподаватель из Америки. Однажды я указал ему тактично на ошибку – буквального понимания, чем вызвал у брата Марка бурную ответную реакцию. Изюминка заключалась в следующих стихах из Писания: “. Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой”. Иоанн. 7:37,38.
Марк Соуси – богослов до мозга костей, и он, как и другие богословы читающие буквально, увидел бурный «понос» (воду, текущую из чрева).
zotych7
zotych7
Научи его ловить рыбу…
«Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день. Научи его ловить рыбу, и он будет сыт до конца жизни». Эта мудрость цитируется у нас с конца 1960-х годов. Ее именуют «древней», «восточной», но чаще всего – китайской пословицей, изречением Лао-цзы либо Конфуция, кому что больше по вкусу.
Между тем в первоначальной форме эта сентенция вышла из-под пера Анны Теккерей Ритчи, дочери Уильяма Теккерея. Один из персонажей ее романа «Миссис Даймонд» (1885) замечает:
– …Если вы дадите человеку рыбу, через час он опять будет голоден. Если вы научите его ловить рыбу, вы сделаете для него доброе дело.
В форме, более близкой к современной, это изречение приведено в трактате британской сестры милосердия Марты Джейн Лоун «Общий рост»:
Дайте человеку рыбу, и завтра он опять будет голоден; научите его ловить рыбу, и он будет жить в достатке до конца жизни.
11 ноября 1961 года в газете «Register-Republic» (Рокфорд, штат Иллинойс) появилась заметка «Миссионер с Тайваня предостерегает перед коммунистической угрозой». Ее автором был американский миссионер Фред Нелсон. Рассуждая об иностранной помощи Тайваню, он привел «китайскую пословицу»:
Если вы дадите бедняку рыбу, вы накормите его на один день. Научите его ловить рыбу, и вы дадите ему профессию, которая будет кормить его до конца жизни.
Какие-либо древние источники этого изречения не найдены. Все, что удалось отыскать, – это близкое по смыслу, но отнюдь не по форме высказывание Маймонида, знаменитого еврейского ученого XII века.
В его трактате «Повторение Торы» («Мишне Тора») рассматриваются восемь степеней благотворительности. Высшая из них – «когда помогают бедному еврею подарком, или ссудой, или включением его в ваше дело, или нахождением для него работы, – укрепляя руку его, чтобы ему больше не нужно было обращаться за помощью» (цитирую по книге Йосефа Телушкина «Еврейский мир», 1998; курсив мой. – К.Д.).
В шестидесятые годы XX века изречение о ловле рыбы стало интернациональным. Как и всякая ходячая мудрость, оно служит канвой для множества шуток. Вот некоторые из них:
Дай человеку рыбу, и он будет сыт целый день. Научи его ловить рыбу, и года за три он умрет от отравления ртутью. (Чарли Хаас, «Какого цвета ваша пародия: Вредные советы для тех, кто ищет работу», 1984.)
Дай человеку рыбу, и он будет сыт целый день. Научи его ловить рыбу, и он целыми днями будет сидеть в лодке и пить пиво. (Американский комик Джордж Карлин.)
Дайте мужчине рыбу, и он будет сыт целый день. Дайте женщине рыбу, и она целую неделю будет кормить ею всю семью. (Австралийский поэт Кэмерон Семменс, сборник «Катание на коньках в Тадж-Махале», 2014.)
Дайте мужчине рыбу, и он будет сыт целый день. Научите его ловить рыбу, и вы избавитесь от него на весь уик-энд. (Зенна Шаффер; об этой даме ничего не известно.)
Дай человеку рыбу, и он будет сыт целый день. Научи его ловить рыбу, и ему понадобится крючок, приманка, место с хорошей поклевкой и немалая доля везения, прежде чем он что-нибудь выловит. И кому потом это чистить? Так что проще сразу послать этого босяка куда подальше или швырнуть ему четвертак. (Из американского юмористического журнала «Национальный пасквиль» («National Lampoon»), 1983.)
Не важно, как проголосовали, – важно, как подсчитали
В сентябре 2016 года должны были состояться очередные выборы в Госдуму. 14 апреля Владимиру Путину на «Прямой линии» был задан вопрос, стоит ли вообще идти голосовать. Президент ответил:
– Отец народов как-то говорил: не важно, кто как голосует, важно – кто как считает. Надеюсь, что это не тот самый случай, потому что никто не сомневается в эффективности и объективности работы избирательных комиссий.
Впервые высказывание отца народов привел Борис Бажанов, который в 1923–1927 гг. был помощником Сталина. В декабре 1923 года на заседании «тройки» Политбюро (Сталин, Зиновьев, Каменев) обсуждалось предстоящее голосование в местных парторганизациях об отношении к оппозиционной платформе Троцкого. Согласно Бажанову, Сталин сказал:
– Знаете, товарищи, что я думаю по этому поводу: я считаю, что совершенно не важно, кто и как будет в партии голосовать; но вот что чрезвычайно важно, это – кто и как будет считать голоса.
Воспоминания Бажанова впервые вышли в 1930 году на французском языке под заглавием «Со Сталиным в Кремле». Полвека спустя они были изданы на русском языке («Воспоминания бывшего секретаря Сталина», Париж, 1980). Осенью 1989 года отрывки из этой книги появились в «Огоньке»; очень скоро приведенная Бажановым фраза получила свой нынешний вид: «Не важно, как проголосовали, – важно, как подсчитали».
Эту реплику нередко относят к выборам генерального секретаря на XVII съезде ВКП(б), проходившем в январе – феврале 1934 года. Связано это с легендой о т. н. «кировской альтернативе» Сталину. Согласно этой легенде, появившейся в начале 1960-х годов, видные участники XVII съезда обсуждали возможность замены Сталина на посту генсека, а вместо него выдвигали Мирона Кирова, руководителя Ленинградского обкома партии.
7 февраля 1964 года «Правда» опубликовала статью Л. С. Шаумяна по поводу 30-летия XVII съезда. Здесь утверждалось, что при выборе членов ЦК против Сталина проголосовало более 300 делегатов.
На самом съезде количество голосов, поданных за или против, не оглашалось. Документы о голосовании хранились в Центральном партийном архиве. Согласно протоколу Счетной комиссии, против Сталина было подано 3 голоса, против Кирова – 4.
Вероятность «корректировки» итогов голосования (хотя и не такой масштабной) исключить нельзя, поскольку в запечатанном пакете оказалось лишь 1054 избирательных бюллетеня, между тем как делегатов с решающим голосом было 1225. К тому же все 63 члена Счетной комиссии были репрессированы в годы Большого террора.
Широкую известность легенда о попытке замены Сталина Кировым получила после публикации в 1987 году романа Анатолия Рыбакова «Дети Арбата». На самом деле к 1934 году ничего похожего на реальную оппозицию Сталину уже не было, а Киров выполнял волю вождя с тем же рвением, что и прочие члены Политбюро.
В сентябре 1974 года фактический диктатор Никарагуа Дебайле Анастасио Сомоса (Сомоса-младший) был вторично избран президентом. В ответ на обвинения в фальсификации результатов голосования он будто бы заявил:
– Вы выиграли выборы, а я – подсчет голосов.
(Согласно лондонской «Гардиан» от 17 июня 1977 г.)
Любопытными фразами на эту тему отметился Александр Лукашенко. 10 апреля 2001 года он сказал в белорусском Национальном собрании:
– Нам не нужна автоматизированная система фальсификации выборов, мы создадим государственную.
А 23 ноября 2006 года, на встрече с украинскими журналистами в Минске, Лукашенко решительно отверг обвинения в фальсификации итогов выборов президента:
– На самом деле за меня проголосовало 93,5 % белорусских избирателей, и только когда начала раздаваться критика, что «это не европейский показатель», я отдал распоряжение Центризбиркому сделать итоговые 83 %.
Лукашенко словно бы знал об «индексе степени тирании» Краутхаммера:
«Чем выше количество голосов, поданных за правительство на выборах, тем более тираническим оно является».
(Из статьи Чарлза Краутхаммера «The Tirana Index» в журнале «The New Republic» от 13 декабря 1982 г.)
Не верь никому старше тридцати
В сентябре 1964 года власти Калифорнийского университета в Беркли запретили политическую деятельность на расстоянии ближе чем 26 футов (8 м) к территории университета и у входов в студенческие городки. Студенты ответили на это сидячей забастовкой и прочими акциями гражданского неповиновения.
Так началась «первая серьезная заваруха шестидесятых». Вмешалась полиция. Среди арестованных оказался 24-летний Джек Уайнберг, ассистент преподавателя математики, активист только что созданного «Движения за свободу слова». После освобождения он дал интервью репортеру «Сан-Франциско кроникл». На вопрос, кто стоит за участниками движения (подразумевалось: не коммунисты ли?), Уайнберг ответил:
– Мы не верим никому старше тридцати.
Репортер вынес эти слова в заголовок. Интервью перепечатали другие газеты, и фраза «Не верь никому старше тридцати» стала лозунгом молодежной контркультуры, питомником которой как раз и был Калифорнийский университет.
Как это нередко бывает, лозунг стали приписывать более известным лицам, в том числе певцу Бобу Дилану, но чаще всего – идеологу американских бунтарей Джерри Рубину, хотя Рубину было уже тридцать шесть. В 1976 году он написал книгу «Взросление в 37 лет», в которой привел другой знаменитый лозунг: «Если не знаешь, что делать, – поджигай!»
Сам же Уайнберг математикой больше не занимался. После бурных шестидесятых он посвятил себя охране окружающей среды, десять лет проработал в «Гринпис», а в апреле 2000 года отметил свое 60-летие. Газета «Berkley Daily Planet» откликнулась на это событие заголовком:
НЕ ВЕРЬ НИКОМУ СТАРШЕ ТРИДЦАТИ – КРОМЕ ДЖЕКА УАЙНБЕРГА
Мысль Уайнберга не так уж нова. В 1903 году появилась на свет пьеса Джорджа Бернарда Шоу «Человек и сверхчеловек», а в приложении к ней – «Правила революционера». Одним из этих правил была общеизвестная фраза «Кто умеет – делает сам, кто не умеет – учит других», другим – «Каждый человек старше сорока – негодяй».
Почти то же самое говорил «подпольный человек» Достоевского, безымянный герой «Записок из подполья» (1864):
Дальше сорока лет жить неприлично, пошло, безнравственно! Кто живет дольше сорока лет, – отвечайте искренно, честно? Я вам скажу, кто живет: дураки и негодяи живут.
«Записки из подполья» – о чем уже мало кто помнит – были ответом на революционный роман Чернышевского «Что делать?», вышедший годом раньше (1863). Здесь «некий романтик» – вероятно, студент, – на дружеской вечеринке заявляет:
– Только до 25 лет человек может сохранять честный образ мыслей.
Почему до 25-ти, а не до тридцати или сорока? Должно быть, потому, что сам говоривший услышал эти слова от «очень умной женщины», а для женщины в те времена двадцать пять уже считались возрастом зрелости. Впрочем, «ее тут же уличили, что за полчаса перед тем она хвалилась, что ей 26 лет». Понятно, что Чернышевский не принимал эту мысль всерьез.
Другое дело – ростовщик Гобсек, герой одноименной повести Бальзака (1830). Гобсек, прежде чем подписать договор о ссуде молодому юристу, требует от него метрическую выписку, а на вопрос, зачем она ему, отвечает:
– До чего же глупа молодежь! (…) Запомните хорошенько, чтоб вас не провели при случае, – ежели человеку меньше тридцати, то его честность и дарования еще могут служить в некотором роде обеспечением ссуды. А после тридцати уже ни на кого полагаться нельзя (перевод Е. Корша).
Фраза Уайнберга словно бы списана у Бальзака, хотя едва ли его читали американские бунтари.
Через два года после «Гобсека» вышла из печати вторая часть «Фауста», которую Гёте писал несколько десятилетий. Один из персонажей трагедии, Бакалавр, – настоящий пророк молодежного бунта; он вполне мог бы стать вожаком калифорнийских студентов. (Кстати: бакалавр в старых университетах был чем-то вроде ассистента преподавателя или, если угодно, аспиранта.) Среди прочего он говорит Мефистофелю:
Комментаторы русского перевода «Фауста» Гёте полагали, что эта мысль подсказана суждениями французского просветителя Клода Адриана Гельвеция (1715–1771), «утверждавшего, что лишь до 30–35 лет в человеке под влиянием внешнего мира пробуждаются все те мысли, на которые он способен». На самом деле Гельвеций говорил нечто иное:
«Ошибаются те, кто утверждает, что прекрасными творениями великих людей мы обязаны первому пылу молодости и, если можно так выразиться, свежести органов чувств. Расин создал “Александра” и “Андромаху”, не имея тридцати лет, а в пятьдесят лет он написал “Гофолию”, и эта последняя вещь, наверное, не ниже первых двух» («О человеке» (1769; опубл. в 1773 г.), II, 12; перевод П. Юшкевича).
Зато вполне согласуется с мнением Бакалавра лозунг из поэмы Маяковский «150 000 000» (1919):
Представление о 30-летнем возрасте как роковом рубеже, после которого человек необратимо меняется к худшему, едва ли могло утвердиться до XIX века. Аристотель, главный авторитет науки и философии вплоть до Нового времени, считал, что «тело достигает цветущей поры от тридцати до тридцати пяти лет, а душа – около сорока девяти лет» («Риторика», II, 14; перевод Н. Платоновой).