лучше жить бедняком чем разбогатеть со грехом

Урок-размышление на тему: «Лучше жить бедняком, чем разбогатеть с грехом» (Роберт Бёрнс стихотворение «Честная бедность»)

Разделы: Литература

Форма урока: Урок-размышление.

Оборудование: портрет Р. Бернса, выставка сборников стихов поэта, материалы из биографии и т.д.

Особое место в английской литературе XVIII века занимает творчество замечательного шотландского поэта Роберта Бернса (1759—1796).

Роберт Бернс родился в семье бедного крестьянина в деревне Аллоуэй в окрестностях шотландского города Эйр. У его отца не было собственной земли, он арендовал ее у помещика; глинобитная хижина была построена им самим. Едва научившись грамоте, маленький Роберт Бернс должен был помогать отцу в работе.

С детских лет будущего поэта волновала народная песня. Шотландские народные баллады будили его воображение. Здоровое реалистическое чутье поэта отвергало мистику и суеверия, содержащиеся во многих старинных легендах. Поэт впитывал в себя все живое и здоровое, подлинно народное в этом наследии. Ему нравились песни, в которых изображались чувства и переживания таких же простых людей, как и он.

Учился Бернс урывками, читал, что попадалось под руку.

В короткие часы досуга и за работой рождались певучие строфы, в которых поэт воплощал волновавшие его чувства.

Судьба Роберта отразила одновременно величие и бессилие века Просвещения: молодой пахарь сразу, в первом же сборнике стихов заявил о себе как поэт огромного дарования, но считался недостаточно образованным для того, чтобы занять скромную чиновничью должность.

Бернс справедливо считал для себя унизительным положение слезливого просителя, обивающего пороги высокопоставленных лиц. Он гордился своей принадлежностью к трудовому и свободолюбивому народу:

«Как бы я ни был беден, у меня есть мое независимое состояние — мой плуг». Для него, сына своего века, чтение стало жизненной потребностью. В одном из своих последних стихотворений Бернс провозглашал основную просветительскую идею:

Да здравствует право читать,
Да здравствует право писать.
Правдивой страницы
Лишь тот и боится,
Кто вынужден правду скрывать.

Поэт доискивался до правды во всем: в сфере чувств и в мире социальных отношений. Требование правды являлось для него нравственной опорой в борьбе с несправедливостью и злом. А он борец.

«Мне кажется, что, если бы я мог, я осушил бы все слезы на всех глазах». И хотя слава открыла перед поэтом двери дворцов, он не стыдился своей бедности, но и не выставлял ее напоказ.

Центральным лирическим героем песен Бернса был простой человек — труженик. Его жизнь, его будничные заботы и скромные радости, его повседневный труд впервые в поэзии Англии и Шотландии находили вдохновенное воплощение. Не стало и исключением его замечательное стихотворение «Честная бедность», в котором лирический герой — человек, сознающий собственное достоинство:

Кто честной бедности своей
Стыдится и всё прочее,
Тот самый жалкий из людей,
Трусливый раб и прочее.

Герой Бернса исполнен чувства собственного достоинства. Изнурителен труд его, тяжела его доля, но он гордится тем, что он честный труженик.

Кто честным кормится трудом, —
Таких зову я знатью, —

уверенно заявляет поэт, противопоставляя честную бедность бесчестному богатству и знатности.

В стихотворении несколько раз звучат слова честь и достоинство. Найдите в толковом словаре значение этих слов.

Достоинство— совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе*.

Честь — внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть**.

* Ожегов С.И. Словарь русского языка, М. Русский язык.1986, с.153.

** Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах, Т. 4. М., Прогресс,1994,с.1326.

Посмотрите, как тесно связаны эти понятия — честь и достоинство.

Каким настроением проникнуто стихотворение?

Это мудрое стихотворение одновременно и грустное, и шутливое.

А легко ли живется лирическому герою и его близким?

Мы хлеб едим, и воду пьём,
Мы укрываемся тряпьём.
А между тем дурак и плут
Одеты в шёлк и вина пьют.

Есть ли смешные строчки в стихотворении? Найдите их.

Вот этот шут — природный лорд,
Ему должны мне кланяться,
Но пусть он чопорен и горд,
Бревно бревном останется.

Чем достигается комический эффект? Лорд оказывается шутом. Он чопорен и горд — чем? Поэт называет его «бревном». Это метафора.

На чем основаны данные метафоры? На сходстве предметов — облик, сообразительность, ум лорда позволяет сравнить его с шутом и бревном.

Обратите внимание на противопоставление образов и понятий. Как называется такой прием? Антитеза.

Какие образы и понятия противопоставляются?

Бедняки — богачи
Стыдится — гордится
Знать — простонародье.

Но поэт призывает смотреть и «судить не по платью»

Награды, лесть и прочее
Не заменяют ум и честь
И все такое прочее!

Стихотворение было бы очень грустным, если в основе его была лишь антитеза: бедняки, достойные лучшей судьбы, и богачи с наградами, в шелках, орденах и лентах. Но стихотворение не ограничивается лишь антитезой.

Оно убеждает не падать духом, верить и надеяться на лучшее будущее.

Четкой политической программы у Бернса не было. Он не знал, как и когда можно будет покончить с несправедливым социальным порядком. Но, выражая устремления широких трудовых масс, он воплощал в своем творчестве мечту лучших людей народа о светлом будущем.

Образы «веселых нищих», радость жизни, бьющая через край, вопреки всем тяготам жизни, отражали оптимистическое мироощущение народа — труженика, твердо верившего в то, что

Настанет день, и час пробьет,
Когда уму и чести
На всей земле придет черед
Стоять на первом месте!

И вывод, который Бернс из этого делал, — один из основных лозунгов французской буржуазной революции 1789 года: настанет день, «когда кругом все люди станут братья»:

Могу вам предсказать я,
Что будет день
Когда кругом
Все люди станут братья!

«Честная бедность» — одна из самых острых социально-политических песен Бернса, отличающаяся в то же время удивительной легкостью, остроумием и изяществом. По своему содержанию песня Бернса тесно переплетается с идеями просветителей и особенно с общественно-политическим опытом Французской революции. Недаром в ХIХ веке песню Бернса называли «английской Марсельезой». Начальная строка припева «При всём при том, При всём при том», мелодия и само название заимствованы Бернсом из одноименной шотландской народной песни, бытовавшей в разных текстовых вариантах. Жизнелюбивый пафос лирики Бернса зиждется на вере в полную гармонию чувства и разума. Стихи Бернса отличаются исключительной выразительностью и простотой. Образы его всегда конкретны, предельно ясны, тон искренний и задушевный. Написанные большей частью на популярные мелодии, стихи Бернса сами стали народным достоянием. Обаяние лирики Бернса доступно русскому читателю благодаря замечательным переводам С.Я Маршака. Россия ХIХ века восторженно встретила Бернса. И Тургенев предлагал Некрасову перевести его стихи, сопроводив в письме свою просьбу такой оценкой: «Бернс—это чистый родник поэзии». Некрасову не удалось осуществить это желание. Переводили Бернса М. Лермонтов, М. Михайлов, Э. Багрицкий и другие.

Переводы С. Маршака сделали творчество Бернса дорогим и близким читателю нашей страны. Они, по словам А. Твардовского, «выполнены в том поэтическом ключе, который мог быть угадан им только в пушкинском строе стиха, чуждом каких бы то ни было излишеств, строгом и верном законам живой речи, пренебрегающей украшательством, но живописной, меткой и выразительной».

Источник

Если умный, почему ты не богат?

БОГАТСТВО (богачество), обилие имущества, животов, денег (В. Даль).

В России сложилось иное, чем на Западе, отношение к деньгам и богатству. Для западного человека свобода олицетворяется в деньгах (в частности, известный афоризм Б. Франклина), для русского свобода – это независимость от денег. Западный мир чаще всего сводит понятие свободы к степени возможности покупать, стяжать все новые и новые товары и услуги, русский видит в этой «свободе» форму кабалы, опутывающей его душу и обедняющей жизнь.

«Беда деньгу родит», — настойчиво повторяет трудовой русский человек.
«Деньги что каменья — тяжело на душу ложатся»,
«Деньги прах», «Деньгами души не выкупишь»
или еще вариант этой пословицы —
«Деньги — прах, ну их в тартарарах».

Отсюда понятно, что дало право Ф.М. Достоевскому писать, что русский народ оказался, может быть, единственным великим европейским народом, который устоял перед натиском золотого тельца, властью денежного мешка. Деньги для трудового человека не являются фетишем.
«Лучше дать, нежели взять»,
«Дай Бог подать, не дай Бог просить».

Многие в народе считали, что любое богатство связано с грехом (и, конечно, не без основания).
«Богатство перед Богом — большой грех».
«Богатому черти деньги куют».
«Не отвернешь головы клячом (т. е. не ограбишь ближнего), не будешь богачом».
«Пусти душу в ад — будешь богат».
«В аду не быть — богатства не нажить».
«Копил, копил, да черта купил!»

Отсюда выводы:
«Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом»,
«Неправедная корысть впрок нейдет»,
«Неправедная нажива — огонь»,
«Неправедно нажитое боком выпрет, неправедное стяжание — прах»,
«Не от скудости скупость вышла, от богатства».

К богачам трудовой человек относится с большим недоверием.
«Богатство спеси сродни», — говорит он.
«Богатый никого не помнит, только себя помнит».
«Мужик богатый гребет деньги лопатой».
«Рак клешнею, а богатый мошною».
«Мужик богатый, что бык рогатый».
«Богатый совести не купит, а свою погубит».

А уж для нравственного воспитания ребенка богатство в народном сознании приносит прямой вред.
«Богатство родителей — порча детям».
«Отец богатый, да сын неудатый».

Порой неприязнь к богачам доходит и до проклятий:
«Бога хвалим, Христа величаем, богатого богатину проклинаем!» –
гласит одна из народных пословиц.

К богатству и богачам, к накопительству русский человек относился недоброжелательно и с большим подозрением. Как трудовой человек он понимал, что «от трудов праведных не наживешь палат каменных», «От трудов своих сыт будешь, а богат не будешь». Хотя было бы неправильным считать, что им руководило чувство зависти. Нет. Просто стяжание богатства выше своей потребности, накопительство всяких благ выше меры не вписывалось в его шкалу жизненных ценностей.
«Не хвались серебром, хвались добром».

О. Платонов Источник: Энциклопедия «Русская цивилизация»

Мир бездушный, мир бездумный,
Мир, где с вызовом острят:
– Если ты такой, брат, умный,
Почему ж ты не богат?

Отвечаю: – Есть преграда:
Чтоб, как вы, разбогатеть,
Ум иметь, увы, не надо,
Надо совесть не иметь. (В.С.)

За всяким большим состоянием кроется преступление. (Оноре де Бальзак)

Вновь из руин встают святые храмы.
Россия вновь склоняется в мольбе.
И наезжают в храмы новохамы,
Всевышнему напомнить о себе.

Подкатывают с шиком иномарки.
Владельцы их, чья совесть нечиста,
Не истые поклоны, а подарки
Кладут к ногам распятого Христа.

О, гнусное отродье нуворишей!
Сквозь кровь и грязь лежит их в князи путь.
За право быть у Господа «под крышей»
Они готовы щедро «отстегнуть».

Не зная ни молитв, ни как молиться,
Они хотят награбленной мошной
Не искупить грехи, а откупиться,
Чтоб снова грабить с лёгкою душой.

И нет в них покаяния живого,
И Бог для них – не праведный Судья,
А нечто вроде пса сторожевого
Их в роскоши погрязшего житья.

Священнику «отстёгивая» плату,
Они предвидят выгоду свою:
Уверены – достанется по блату
Им место семизвёздное в раю.

У них свои расценки и понятья:
Купили землю – купят небеса!
И смотрит Иисус Христос с Распятья –
И катится кровавая слеза… (В.Сапронов)

Кто истинно заботится о своей душе, тот не может удержать у себя богатство; оно будет постоянно беспокоить его совесть, что он, имея возможность оказать помощь многим бедным, не исполняет сего, ограничиваясь малозначащими по богатству его пособиями. Старец Арсений (Минин)

Нет ничего святого, чего деньги не могли бы осквернить… (Цицерон)

Мошна пуста, зато душа чиста. (Солон)

* * *
Как в бою, мы путь к богатству ищем.
Вот и начертать бы на щите:
СТЫДНО НЕ БОГАТЫМ БЫТЬ, А НИЩИМ.
ПОДЛО БОГАТЕТЬ НА НИЩЕТЕ!

Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру:
суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне,
питай меня насущным хлебом,
дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: `кто Господь?’ и чтобы, обеднев,
не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе. (Прит.11:4, 28; 30:7-9)

* * *
Пока живу, молю Тебя, Всевышний:
Избавь меня от суетной тщеты.
Не дай богатства, ноши этой лишней,
Не дай и непосильной нищеты.

Богатство пресыщеньем развращает,
Кичливо вопрошая: кто Господь?
А нищего на путь греха толкает
Лишеньями измученная плоть.

Но дай мне хлеб насущный днесь и присно,
Но огради от гибельного зла,
Чтоб жизнь моя божественного смысла
Во всякий час исполнена была.

« И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?
Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.
Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;
почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.
Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?
Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.
Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;
и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.
Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?
А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно. (Матф.19:16-26)

* * *
Сказал Иисус обступившему люду,
Что легче (я только напомнить хочу)
Пройти сквозь игольные уши верблюду,
Чем в Божие Царство войти богачу.

Но ты возразил мне, помешкав немного,
Увесистый крест на груди теребя:
– Богатство даётся велением Бога,
Он им награждает достойных Себя.

– Помилуй! Ведь если такую награду
Всевышний вручает рабу Своему,–
Не ставит ли Он этим самым преграду
В пути, что приводит в обитель к Нему?

ПРИТЧА О БОГАЧЕ И ЛАЗАРЕ

В одеждах дорогих, богатством поражая,
В пирах роскошных проводя свой век,
Жил во дворце, что был земным подобьем рая,
В блаженстве нежась, некий человек.

А у ворот дворца, весь струпьями покрытый,
Бездомный Лазарь подаянья ждал
Увы! Голодного не разумеет сытый,–
И нищий Лазарь тихо умирал.

Лишь псы бродячие вокруг него теснились,
Зализывая струпья, как могли…
Но Божьи ангелы с небес к нему спустились,
На лоно Авраама отнесли.

Пред смертью все равны: и самый жалкий нищий
И кто неописуемо богат;
И вскоре богача призвал на суд Всевышний
И, по делам его, отправил в ад.

Подняв глаза свои, взглянул туда страдалец,
Где Авраам был с Лазарем в раю:
– О, Отче! – возопил,– пусть Лазарь смочит палец
И прохладит язык мой,– я горю.

Но Авраам ответил: – Вспомни, чадо,
Ты на земле блаженствовал в свой час,
А Лазарь мучился, и рай – ему награда;
К тому же пропасть разделяет нас.
Владимир Сапронов.

Источник

Урок-размышление на тему: «Лучше жить бедняком, чем разбогатеть с грехом» (Роберт Бёрнс стихотворение «Честная бедность»)

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Юрюзанский технологический техникум»

Тема: Урок-размышление на тему:

«Лучше жить бедняком, чем разбогатеть с грехом»

(Роберт Бёрнс стихотворение «Честная бедность»)

Карпиюк Зинаида Федоровна

Преподаватель русского языка и литературы

Урок-размышление на тему:

«Лучше жить бедняком, чем разбогатеть с грехом»

(Роберт Бёрнс стихотворение «Честная бедность»)

-Ознакомить учащихся с шотландским поэтом Р. Бернсом и его стихотворением «Честная бедность», проследить отражение в его стихотворении таких нравственных категорий как честь, достоинство, гордость, ответственность и т.д.

-Пробудить у учащихся живой отклик на проблемы и нравственные принципы поэта своего времени.

— Содействовать формированию собственной точки зрения у учащихся по отношению к таким понятиям как «честь, достоинство, гордость »;

формирование культуры, гуманных качеств личности учащихся;

совершенствование навыков общения;

воспитание любви к литературе.

Тип урока: Урок применения знаний и умений

Форма урока: Урок-размышление

Методы проведения урока: частично-поисковый, репродуктивный, информационный.

Методические приемы: беседа, выступление учащихся, создание проблемной ситуации.

Межпредметные связи: русский язык; история.

Оборудование: компьютер, экран, презентация.

1. Организационный момент 2мин.

1.1. Вступительное слово учителя 2мин.

2. Актуализация опорных знаний 2мин.

(выразительное чтение стих. уч-ся) 5мин

2.2. Анализ стихотворения 25мин

3. Подведение итогов 7 мин.

4. Домашнее задание 2мин.

«Мне кажется, что, если бы я мог, я осушил бы все слезы на всех глазах».

— постановка цели и задач (Презентация, слайд 1-2).

А) Выявить жизненную позицию поэта;

Б) Развивать монологическую речь учащихся;

В) Воспитывать культуру общения учащихся, качества как честь, достоинство, гордость.

1.1.Вступительное слово учителя:(Слайд 3-4)

Особое место в английской литературе XVIII века занимает творчество замечательного шотландского поэта Роберта Бернса (1759—1796).

Роберт Бернс родился в семье бедного крестьянина в деревне Аллоуэй в окрестностях шотландского города Эйр.(Слайд 5)

У его отца не было собственной земли, он арендовал ее у помещика; глинобитная хижина была построена им самим.

Едва научившись грамоте, маленький Роберт Бернс должен был помогать отцу в работе.

С детских лет будущего поэта волновала народная песня.

Шотландские народные баллады будили его воображение.

Поэт впитывал в себя все живое и здоровое, подлинно народное в этом наследии.

Ему нравились песни, в которых изображались чувства и переживания таких же простых людей, как и он.

Учился Бернс урывками, читал, что попадалось под руку.

В короткие часы досуга и за работой рождались певучие строфы, в которых поэт воплощал волновавшие его чувства.

Судьба Роберта отразила одновременно величие и бессилие века Просвещения:

молодой пахарь сразу, в первом же сборнике стихов заявил о себе как поэт огромного дарования, но считался недостаточно образованным для того, чтобы занять скромную чиновничью должность.

Он гордился своей принадлежностью к трудовому и свободолюбивому народу:

«Как бы я ни был беден, у меня есть мое независимое состояние — мой плуг».

Для него, сына своего века, чтение стало жизненной потребностью.

В одном из своих последних стихотворений Бернс провозглашал основную просветительскую идею:

Да здравствует право читать,

Да здравствует право писать.

Кто вынужден правду скрывать.

Поэт доискивался до правды во всем: в сфере чувств и в мире социальных отношений. Требование правды являлось для него нравственной опорой в борьбе с несправедливостью и злом. А он борец.

2. Актуализация опорных знаний:

«Мне кажется, что, если бы я мог, я осушил бы все слезы на всех глазах».(Слайд 6)

И хотя слава открыла перед поэтом двери дворцов, он не стыдился своей бедности, но и не выставлял ее напоказ.

Центральным лирическим героем песен Бернса был простой человек — труженик.

Главное правило урока литературы:

Нельзя грамотно отстаивать свою точку зрения без знания самого произведения.

(Выразительное чтение уч-ся стих. «Честная бедность») (Слайд 7-8)

-Кто является главным героем стих.?

В стихотворении «Честная бедность», герой — человек, сознающий собственное достоинство:

Кто честной бедности своей

Стыдится и всё прочее,

Тот самый жалкий из людей,

Трусливый раб и прочее.

Герой Бернса исполнен чувства собственного достоинства.

Изнурителен труд его, тяжела его доля, но он гордится тем, что он честный труженик.

Кто честным кормится трудом, —

Таких зову я знатью, —

уверенно заявляет поэт, противопоставляя честную бедность бесчестному богатству и знатности.

В стихотворении несколько раз звучат слова честь и достоинство.

Найдите в толковом словаре значение этих слов.(Слайд 9)

Достоинство— совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе*.

Честь — внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть**.

* Ожегов С.И. Словарь русского языка, М. Русский язык.1986, с.153.** Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах, Т. 4. М., Прогресс,1994,с.1326.

Посмотрите, как тесно связаны эти понятия — честь и достоинство.

Каким настроением проникнуто стихотворение?

Это мудрое стихотворение одновременно и грустное, и шутливое.

А легко ли живется лирическому герою и его близким?

Мы хлеб едим, и воду пьём,

Мы укрываемся тряпьём.

А между тем дурак и плут

Одеты в шёлк и вина пьют.

Есть ли смешные строчки в стихотворении? Найдите их.

Вот этот шут — природный лорд,

Ему должны мне кланяться,

Но пусть он чопорен и горд,

Бревно бревном останется.

Чем достигается комический эффект?

Лорд оказывается шутом. Он чопорен и горд — чем?

Поэт называет его «бревном». Это метафора.

-Дайте определение метафоры.(Слайд 10)

На чем основаны данные метафоры?

На сходстве предметов — облик, сообразительность, ум лорда позволяет сравнить его с шутом и бревном.

Обратите внимание на противопоставление образов и понятий.

Как называется такой прием? (Антитеза.)

-Дайте определение антитезы.(Слайд 11)

Какие образы и понятия противопоставляются?

Но поэт призывает смотреть и «судить не по платью»

Награды, лесть и прочее

Не заменяют ум и честь

И все такое прочее!

Стихотворение было бы очень грустным, если в основе его была лишь антитеза:

бедняки, достойные лучшей судьбы, и богачи с наградами, в шелках, орденах и лентах.

Но стихотворение не ограничивается лишь антитезой.

Оно убеждает не падать духом, верить и надеяться на лучшее будущее.

Четкой политической программы у Бернса не было.

Он не знал, как и когда можно будет покончить с несправедливым социальным порядком.

Но, выражая устремления широких трудовых масс, он воплощал в своем творчестве мечту лучших людей народа о светлом будущем.

Образы «веселых нищих», радость жизни, бьющая через край, вопреки всем тяготам жизни, отражали оптимистическое мироощущение народа — труженика, твердо верившего в то, что

Настанет день, и час пробьет,

На всей земле придет черед,

Стоять на первом месте!

Могу вам предсказать я,

Все люди станут братья!

И вывод, в ХIХ веке песню Бернса называли «английской Марсельезой».

Поэзия Бёрнса проста, но очень изящна и полна жизненных сил и веселья, она близка к народным песням и балладам.

Сына крестьянина всю жизнь интересовали человеческая сущность, понятия о морали, богатая бедность или наоборот, бедное богатство.

Стихотворение «Честная бедность» — это один из ответов на множество вопросов: почему человек беден, что поможет ему вырваться из нищеты, как сохранить чистоту в душе, при этом имея возможность обогатиться и т. П

Бернс в стихотворении призывает не стесняться своей бедности.

Человек, зависящий от денег, богатства, не может быть оценен как человек умный.

Это стихотворение созвучно с русской поговоркой: «Встречают по одежке, провожают по уму».

Обаяние лирики Бернса доступно русскому читателю благодаря замечательным переводам С.Я Маршака.

Россия ХIХ века восторженно встретила Бернса.

Тургенев предлагал Некрасову перевести его стихи, сопроводив в письме свою просьбу такой оценкой: «Бернс—это чистый родник поэзии».

Некрасову не удалось осуществить это желание.

Переводили Бернса М. Лермонтов, М. Михайлов, Э. Багрицкий и другие.

Переводы С. Маршака сделали творчество Бернса дорогим и близким читателю нашей страны.

Жизнь поэта оборвалась рано. В возрасте 37 лет он скончался от тяжёлой болезни.

37- вообще роковая цифра для поэтов.

Это случилось в 1796 году.

Но и по сей день в Шотландии нет ни одного человека, который не знал бы наизусть песен и баллад Роберта Бернса. (Слайд 12).

Мне кажется, что время, о котором Бернс мечтал, еще не наступило.

Стремление людей жить лучше — естественно, но стремление жить лучше за счет окружающих — примета нашего времени.

Умные люди сегодня прозябают, а в чести тот, кто хитрее, сильнее физически, у которого крепче нервы.

Конечно, не всегда и не везде это так, во многих демократических странах люди ценят не деньги и не знатность, а настоящие человеческие качества.

Лично я (как и Роберт Бернс) верю, что рано или поздно, но это произойдет на всей земле. Люди не будут пресмыкаться перед богатыми. Не будут стараться, во что бы то ни стало разбогатеть, а будут стремиться стать богаче душевно.

Верю, что люди все больше и больше будут заботиться друг о друге, невзирая на происхождение.

Будем надеяться: Что будет день, Когда кругом Все люди станут братья!

А человеческие качества тогда будут действительно оцениваться по достоинству.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *