лучший способ чему то научиться начать учить этому других
Быстрое обучение: общие рекомендации и полезные советы
Современная жизнь все больше требует от человека умения быстро учиться и овладевать новыми навыками. От этого зависят и результаты в наиболее важных сферах жизнедеятельности, и успех в жизни вообще, и самооценка, и самореализация, и многое другое. Это умение наделяет человека вполне ощутимыми преимуществами перед другими людьми и позволяет достигать новых высот. И сегодня мы хотим поделиться с вами несколькими полезными идеями на тему быстрого обучения.
Общие рекомендации по быстрому обучению
Если проанализировать особенности личности успешных людей, можно выделить одну характерную черту: вне зависимости от того, сколько им лет и чем они занимаются, они умеют быстро осваивать новое и никогда не позволяют отсутствию каких-либо компетенций усложнять себе жизнь или мешать достигать успеха. По мнению ученых, есть семь основных рекомендаций, которые помогут любому человеку начать обучаться быстрее.
Разделяйте процесс на короткие промежутки
Изучая что-либо, не стоит пытаться усвоить все за один присест. Обучаться любым вещам намного эффективнее, если разделять процесс на небольшие промежутки, например, по 40-50 минут. Заниматься меньше непродуктивно, а больше – слишком утомительно для мозга. Научно доказано, что беспрерывная работа действует на мозг утомляюще, и, если не давать ему отдыхать, он просто перестанет воспринимать информацию. А это может стать причиной серьезного переутомления и выгорания. По этой причине каждый час делайте перерывы на 10-15 минут, а после этого вновь приступайте к занятиям. После небольшой передышки продуктивность и концентрация станут намного выше.
Вносите в процесс обучения разнообразие
Как ни странно, но беспрерывное заучивание и повторение одного и того же вовсе не гарантирует эффективного запоминания. Сегодня есть множество разных способов запоминать информацию: перефокусировка, вдумчивое чтение, запись интересных идей и т.д. Совмещайте новые методики с привычным для себя способом обучения, и откладываться в памяти будет намного больше. На эту тему даже был проведен эксперимент: студентов разделили на две группы и дали им задание освоить тему. Студенты, все время применявшие один и тот же метод обучения (например, чтение), осваивали материал хуже, чем студенты, использовавшие разные методики. А что касается самих методик, то о них можно почитать в наших статьях «Как научиться лучше усваивать прочитанное» и «7 правил запоминания информации».
Делайте заметки
Да, ведение записей типа конспектов сегодня практикуется множеством людей. Но большинство делает это на компьютере, планшете или смартфоне. Однако специалисты рекомендуют действовать по старинке – используя бумагу и ручку. Записывая что-либо от руки, мы не только задействуем моторную память, но и намного лучше вникаем в информацию. А вот постоянное обращение к разным гаджетам, конечно, полезно, но, по сути, представляет собой просто запись слов и предложений. Помимо этого, вести записи для обучения в электронных устройствах не очень-то и удобно, плюс присутствует масса отвлекающих факторов – оповещения, сообщения, письма на электронную почту и т.д.
Откажитесь от многозадачности
Достаточно тяжело достигнуть максимального уровня продуктивности, если заниматься в одно и то же время несколькими делами. Мало того, что внимание постоянное мечется, а концентрации нет практически никакой, так еще и ни одно из дел не будет выполнено качественно. Мозг, от которого требуют все время разрываться между задачами, воспринимает информацию очень плохо, и нет ничего удивительного в том, что и обучение продвигается «в час по чайной ложке». Если хотите учится быстрее, забывайте обо всем на свете: выключите все гаджеты, поставьте телефон на «вибро», скажите домашним, чтобы они вас не отвлекали и т.д. Даже если вы уделяете обучению 15 минут в день, в эти 15 минут для вас не должно существовать ничего другого.
Отдыхайте и спите
Для полноценного усвоения новой информации (как знаний, так и навыков) мозг нуждается в периодическом отдыхе, в том числе и во сне. Издание «Psychological Science» не так давно проводило эксперимент. Для него отобрали добровольцев и разделили их на две группы. Обе группы должны были в течение двух сессий учиться переводить слова с французского языка на суахили. Первая группа занималась в один и тот же день утром и вечером, а вторая – вечером одного дня и утром второго (как понимаете, между занятиями был сон). В итоге результаты второй группы были на 25% лучше, чем первой. Так что если хотите учиться быстрее, обязательно отдыхайте и спите, можно спать даже небольшими промежутками в течение дня (посмотрите нашу статью «Альтернативные способы сна»).
Меняйте обстановку
Смена обстановки во время обучения действует точно также, как смена методов обучения, – человек учится быстрее и лучше. Попробуйте заниматься в разных местах: дома, в парке на скамейке, на пляже рано утром, в кафе, в библиотеке и т.д. Экспериментируйте и следите за своими ощущениями, чтобы понять, какая обстановка подходит вам более всего. Одни люди лучше концентрируются в полной тишине, другие – среди людей, третьи – под звуки природы. Ищите свою «волшебную формулу». Помимо прочего, определенные люди, объекты и события могут ассоциироваться у вас с какой-то информацией и умениями, а это поможет вам намного лучше их запоминать и усваивать.
Учите других
Один из лучших способов чему-то научиться – это начать учить этому кого-то другого. Даже если вы еще не очень хорошо разбираетесь в теме или недостаточно освоили навык, при демонстрации знаний и умений информация в любом случае будет структурироваться и лучше откладываться в голове, а движения будут оттачиваться и доводиться до автоматизма. Учить можно кого-то из друзей, коллег или домочадцев, а если реального человека поблизости нет, можно представить собеседника и уже этому выдуманному субъекту что-то рассказать, объяснить или показать. Таким образом вы многократно повысите процент усвоения информации.
А еще мы думаем, что каждому, кто хочет учиться быстрее, необходимо усвоить очень важный принцип обучения, который, как и вышеназванные рекомендации, можно смело назвать базовым. Но рассказывать мы о нем не будем – лучше посмотрите небольшой видеоролик на эту тему.
Процесс обучения не завершается ни с выпуском из школы, ни с окончанием института. Он продолжается всю жизнь. Вождение автомобиля, освоение компьютерных программ, воспитание детей и многое другое – человеческий мозг все время получает, обрабатывает и впитывает новую информацию. Но вот скорость этих процессов меняется – если в детстве мы усваивали знания и овладевали многими навыками очень быстро, то с возрастом обучаться становится сложнее. Поэтому дальше мы хотим поговорить о том, как практически в любом возрасте сделать так, чтобы мозг работал лучше.
Профилактика мозга или как учиться быстрее всегда
Мозг представляет собой сложный механизм. Нередко его даже сравнивают с очень мощным компьютером. И если провести аналогию, легко понять, что, как и любой механизм или компьютер, он требует систематического технического обслуживания. В противном случае справляться с задачами ему будет сложно. Вот ряд привычек, которыми можно овладеть, чтобы обучаться было легче и быстрее:
Такая вот несложная профилактика мозга поможет вам всегда быть на позитиве и успешнее справляться с разными задачами, в том числе и с учебными. Однако процесс обучения можно многократно улучшить и другими способами. Давай посмотрим, что еще мы можем сделать, чтобы учиться быстрее.
Оптимизация процесса обучения
На самом деле учиться быстро не так сложно, как может показаться. Для этого вовсе не требуется годами тренироваться, изучать навороченные методики и постигать практики духовного роста. Достаточно лишь подойти к процессу обучения с головой и выстроить его надлежащим образом. Что это означает, вы сейчас и узнаете.
Итак, чтобы оптимизировать процесс обучения, используйте этот комплекс рекомендаций:
И, пожалуй, самый главный совет: никогда не бойтесь учиться и начинать новые дела. Даже если что-то кажется вам сложным и «неподъемным», закатайте рукава и принимайтесь за работу. Как известно, дело мастера боится. Любую информацию можно изучить и понять, любым навыком при должном усердии можно овладеть. Вся суть кроется в личном отношении и настрое. Если вы будете верить в себя и стремиться к успеху, ничто вас не остановит. И, конечно же, развивайте свои способности, тренируйте мозг, повышайте интеллект. Саморазвитие позволит вам «прокачать» свои способности и улучшить результаты.
5 способов учиться быстрее
Как быстрее усваивать и запоминать новую информацию.
Скорость и эффективность обучения зависят от состояния человека и обстоятельств, в которых он находится. Рассказываем, как создать нашему мозгу условия, в которых информация запоминается быстро, прочно и надолго.
Обучение других
Информация усваивается надёжнее и быстрее, если мы объясняем её другим. Во время объяснения мы повторяем материал, анализируем и структурируем его, обнаруживаем пробелы в собственном понимании темы. Скорость и качество обучения улучшаются, даже когда мы никого не учим, а только думаем, что нам это предстоит это сделать. К такому выводу пришли учёные из Вашингтонского университета.
Они провели эксперимент: разделили обучающихся на две группы. Тем, кто попал в первую группу, предложили изучить определённую информацию, чтобы потом объяснить её другим людям. Участникам второй группы нужно было освоить ту же самую информацию, чтобы сдать стандартный тест. При проверке результатов выяснилось, что участники эксперимента из первой группы лучше запомнили материал и более полно ответили на все вопросы.
Изучая теорию и решая задачи, представляйте, что вам нужно объяснить эту информацию одноклассникам, родителям, младшим братьям и сёстрам, и усвоение материала пойдёт быстрее.
Учёба без спешки
Стараясь запомнить как можно больше информации за короткое время, мы на самом деле не ускоряем, а замедляем процесс запоминания нового. К такому выводу пришёл автор книги «Как мы учимся» (How We Learn) Бенедикт Кэри после ознакомления с исследованиями об образовании, сделанными в США за последние десятилетия. Согласно одной из теорий, стремление быстро выучить материал приводит лишь к тому, что информация быстрее забывается. Для качественного запоминания рекомендуется «растягивать» процесс обучения. Например, если заниматься три раза в неделю по полчаса, в голове останется больше знаний, чем после одного полуторачасового занятия в неделю.
Возвращайтесь к теме через день-два после её первоначального изучения, повторяйте пройденный материал и только после этого двигайтесь дальше.
Конспекты от руки
Ведение конспекта во время лекции способствует запоминанию информации. Значение имеет и то, как именно писать конспект — от руки на листе бумаги или с помощью ноутбука. Учёные Принстонского и Калифорнийского университетов провели несколько исследований и установили, что студенты, которые делали заметки от руки, внимательнее слушали лектора, запомнили больше информации и глубже поняли материал, чем их однокашники, которые печали конспект на ноутбуке. Исследователи заключили, что это связано с процессом обработки информации: когда мы конспектируем материал от руки, мы не записываем слова лектора дословно, а осмысливаем их и передаём своими словами, благодаря чему лучше понимаем и запоминаем сказанное.
Слушая лекцию, записывайте от руки основные тезисы, но не воспроизводите их дословно, а старайтесь понять и пересказать своими словами.
Непредсказуемость результата
В 2018 году группа американских учёных провела эксперимент: макакам-резусам давали разные задания, а по итогам их выполнения обезьяны получали сок. При этом за выполнение одних заданий награда следовала всегда, а за выполнение других вознаграждения могло и не наступить. Измеряя мозговую активность обезьян, учёные выяснили, что зоны, отвечающие за обучение, работали активнее, если обезьяны не могли предсказать, получат они награду или нет. Таким образом, было установлено, что непредсказуемость результата и умеренная тревога положительно влияют на работу мозга: неуверенность и волнение при подготовке к экзаменам помогают быстрее усваивать и запоминать информацию.
Начиная изучать что-то новое, обязательно назначьте себе «внутренний экзамен» для проверки знаний и установите награду за успех. Например, после каждой темы запланируйте прохождение тестов на определённое количество баллов, и если удалось набрать нужное количество — вознаграждайте себя приятным для вас способом. Если же баллов набрать не удалось, повторите материал и назначьте себе «переэкзаменовку».
Изменение алгоритмов обучения
Во время учёбы мы часто опасаемся менять методы и подходы, предпочитая использовать проверенные схемы и повторять их снова и снова. Однако эксперимент, проведённый в 2016 году Университете Джона Хопкинса, доказывает обратное — смена алгоритмов обучения ускоряет усвоение информации. В ходе эксперимента перед участниками поставили задачу освоить один и тот же навык на компьютере за два урока. Одна группа оба раза выполняла задание одним и тем же способом, а другой группе на втором уроке предложили использовать другую методику. В итоге участники второй группы показали лучший результат.
Изучая и повторяя материал, используйте разные методики и подходы, например, решайте одну и ту же задачу дважды или трижды разными способами. Теоретический материал изучайте сначала по учебнику, а потом — по видеоуроку или конспекту лекции. Другой порядок изучения материала, новые пособия, курсы, преподаватели, новый подход к теме — все эти изменения активизируют работу мозга и ускоряют процесс обучения.
Что нужно запомнить:
При подготовке материала использованы исследования Вашингтонского университета, книга «Как мы учимся» (How We Learn) Бенедикта Кэри, статья учёных Принстонского и Калифорнийского университетов, результаты исследования 2018 года и эксперимента, проведённого в 2016 году в Университете Джона Хопкинса.
Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Правило № 5. Если хочешь чему-то научиться – научи этому других!
Правило № 5. Если хочешь чему-то научиться – научи этому других!
Это правило совсем не исходит из выше написанного. Это мне когда-то сказал мой друг, московский психолог, крутой НЛП-пист Дмитрий Мельников. Вот те участники, которые приходили ко мне на все мои тренинги и семинары по собственному желанию, а их было огромное количество, я даже сейчас не вспомню точное количество, хотели чему-то научиться или измениться. Научиться можно навыкам, изменить можно качества личности. Хотите научиться чему-то – учите этому других (своих сотрудников, набирайте группы, друзьям рассказывайте). Пока готовитесь, так много узнаЕте! А если хотите изменить себя – работайте над собой, ищите достойные пути. И ищите достойных тренеров (психологов, коучей, Учителей). Когда руководитель только становится руководителем, он хочет научиться качествам руководителя: научиться планировать свой труд и труд своих сотрудников, организовывать себя и своих сотрудников на выполнение этой работы, мотивировать своих сотрудников на более эффективный труд, контролировать правильно их. Вот этому и надо учить своих сотрудников и сами научитесь! Как написано в замечательной книге Кричевского «Эффективный менеджер», что если вы хотите быть эффективным менеджером, то даже контролировать своих сотрудников нужно правильно. Например, вы ставите задачу своим сотрудникам разгрузить грузовик щебенки к 15.00. А сейчас 8.00. Эффективный руководитель не тот, кто придет к 15.00 и увидит, что ничего не сделано, потому что нет лопат, или не хватает людей или найдутся еще масса причин. Эффективный руководитель организует их труд, замотивирует (кому премию пообещает, кого напугает), придёт первый раз проконтролировать через час. Определит, как идёт работа. И ещё два раза проконтролирует, прежде чем за 15 минут придёт принять работу. Когда руководители говорят, что сотрудники взрослые люди и должны выполнять всё без контроля, то они глубоко заблуждаются. Если бы ваши сотрудники были взрослые, ответственные, предприимчивые, инициативные и т. п. люди, то они были бы на вашем месте.
Однажды пришел молодой человек к прославленному мастеру с вопросом: «Что в жизни самое важное для человека?». Мастер, не отрываясь от своего дела, а он писал книгу, сказал: «Служить Богу». Молодой человек снова спросил: «А как?». Мастер также ответил: «Как Бог даст».
Молодой человек ничего не понял, вышел от мастера и сел на крыльцо.
Вдруг он услышал внутри какие-то крики. Это кричал тот самый мастер. Он вдруг понял что-то и стукнул себя по лбу: «Это тебе смирить гордыню. Ты должен учить учеников, а ты пишешь книгу, если хочешь написать правильную книгу как службу Богу, то и научи служить любого ученика».
Так ученик получил ответ: «Служить Богу – самое важное. И этому надо научить других. А сам научишься в дороге». И он пошел учить…
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Правильно объясняем, чего мы от них хотим. и учим этому других людей…
Правильно объясняем, чего мы от них хотим. и учим этому других людей… Это беда взрослых — неумение спокойно объяснить, чего им от ребенка, собственно, нужно. Вроде бы папа или мама хотят, как лучше, а излагают свои мысли слишком эмоционально, что ребенок воспринимает как
2. ЧЕМУ ПСИХОЛОГИ МОГУТ НАУЧИТЬСЯ У ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТОВ?
2. ЧЕМУ ПСИХОЛОГИ МОГУТ НАУЧИТЬСЯ У ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТОВ? Если мы посмотрим на экзистенциализм, задавшись вопросом «Что из него может извлечь психолог?», то мы обнаружим, что он, по большей части, весьма туманен и труден для понимания с научной точки зрения (то есть его нельзя
Чему мы можем научиться на этом примере
Чему мы можем научиться на этом примере Совершенно очевидно, что Клер была достаточно компетентной и способной и это служило ей поддержкой нового для нее ощущения того, что она заслуживает. Если бы в действительности все было иначе, то вместо повышения она бы, вероятнее
Глава 13. Чему можно научиться на ледяной горке
Глава 13. Чему можно научиться на ледяной горке В этой главе предметом нашего рассмотрения станут излюбленные места детских прогулок и события, которые там разворачиваются. Первой целью нашей исследовательской экскурсии станут ледяные горки.Катание с гор — это
Чему в детстве можно научиться?
Чему в детстве можно научиться? Ответ на вопрос, вынесенный в название этой главы, на первый взгляд предельно прост: в детстве ребенок должен научиться жить. У животных, например, детеныш переходит на положение взрослой особи тогда, когда начинает самостоятельно
Глава 8 Как научиться читать мысли других… И как не научиться этому
Глава 8 Как научиться читать мысли других… И как не научиться этому Я настолько же глуха, насколько слепа. Проблемы, связанные с глухотой, если и не более важны, чем проблемы, вызванные слепотой, то более глубоки и более сложны. Глухота – намного худшее несчастье. Ибо
Чему можно научиться у продуктового магазина
Чему можно научиться у продуктового магазина Один из методов психологического воздействия, или манипуляций, называется «якорение». Целый ряд исследований выявил интересную особенность: когда человеку нужно принять то или иное решение, он привязывает его к числу –
Чему можно научиться на площадке для отработки ударов в гольфе
Чему можно научиться на площадке для отработки ударов в гольфе Ловушка самонадеянности подстерегает нас повсюду, зачастую там, где мы меньше всего этого ожидаем. Один из моих любимых примеров – площадки для отработки ударов в специализированных магазинах, продающих
Чему еще можно научиться на площадке для отработки ударов в гольфе
Чему еще можно научиться на площадке для отработки ударов в гольфе В целом PGA зарегистрировала 11 060 успешных ударов. (По статистическим причинам 2593 удара, сделанные с расстояния менее восемнадцати дюймов, в анализ не включались.) Из них 272 удара были шестифутовыми. И какой
КАК ЭТОМУ НАУЧИТЬСЯ
КАК ЭТОМУ НАУЧИТЬСЯ Составные части внимательности — поза, наблюдение и слушание — в помощи являются наиболее важными, поскольку от них зависят все остальные умения. Именно через наше чисто физическое поведение, наше внимание к визуальному невербальному уровню, к
КАК ЭТОМУ НАУЧИТЬСЯ
КАК ЭТОМУ НАУЧИТЬСЯ Отклик — это вербальный способ донести до собеседника наше участие. Пересказ сообщает прихожанину, что мы его слушаем, — прихожанин не одинок, поскольку его понимают. Уточнение показывает наше стремление понять проблему. Отклик представляет собой
КАК ЭТОМУ НАУЧИТЬСЯ
КАК ЭТОМУ НАУЧИТЬСЯ Отдельные элементы оценки — обобщение, предположение и выявление — определяют те убеждения, которые лежат в основе чувств и действий, приводящих человека к его проблемам. Они помогают: 1) завершить исследование негативных идей в 1–й стадии разговора
КАК ЭТОМУ НАУЧИТЬСЯ
КАК ЭТОМУ НАУЧИТЬСЯ Как мы уже говорили в начале этой главы, богословская оценка — это искусство размышлять с точки зрения христианской истины об убеждениях, обусловливающих чувства и поступки прихожанина. Она включает в себя определение тех проблем, в которых вина,
КАК ЭТОМУ НАУЧИТЬСЯ
КАК ЭТОМУ НАУЧИТЬСЯ Пастор применяет обращение для того, чтобы поделиться с прихожанином своими взглядами и тем самым помочь ему лучше понять его собственные проблемы или радости. Такие приемы обращения, как сообщение, свидетельство, сопоставление и спор, призваны,
КАК ЭТОМУ НАУЧИТЬСЯ
КАК ЭТОМУ НАУЧИТЬСЯ В этой главе мы обсудили семь религиозных источников как средство, дающее возможность помочь прихожанам изменить свои взгляды, обусловившие негативные чувства и поведение. Речь шла о пасторской теологии перемен, сопутствующих источниках и их
КАК ЭТОМУ НАУЧИТЬСЯ
КАК ЭТОМУ НАУЧИТЬСЯ Цель прихожанина в 3–й стадии разговора состоит в том, чтобы составить план и разработать пути его выполнения с целью продвижения от того уровня, на котором он находится, к тому, на котором он хочет быть. Пасторы помогают прихожанам выполнить эту
Научить другого, чтобы научиться самому
Лучший способ чему-то научиться – начать учить этому других. Действительно ли столь экзотичный метод работает, решили выяснить психологи. Результаты эксперимента.
В Университете Джорджии (США) провели эксперимент. Отстающих студентов пригласили «поиграть» в специально разработанную учебную компьютерную игру, в которой им самим предстояло обучать виртуальных студентов. Сначала новоиспеченным учителям выдали списки литературы по изучаемому предмету. Затем предложили им самим выбрать себе одного из шести виртуальных учеников, которые, впрочем, были вполне осязаемы – в программе указывалось их имя, город, в котором они родились, и даже хобби. Затем студенты-учителя сами решали, что именно должен усвоить ученик, и выбирали одну из двух опций: дать ему возможность сделать краткое резюме прочитанного или объяснить основные понятия. Виртуальный ученик мог также задавать учителю вопросы. По завершении игры оценивалось, чему студент смог «научить» компьютер. Также его спрашивали, насколько это мотивировало его самого читать изучаемую литературу. В подавляющем большинстве случаев ответ был положительным. Кроме того, студенты отметили, что получили больше удовольствия от занятий, меньше скучали, раздражались и лучше усваивали прочитанное.
Читайте также
Студенты признались, что благодаря виртуальным ученикам они сами прочитали заданную литературу. Им пришлось это сделать, даже если сначала у них не было особого желания. Кроме того, они глубже, чем обычно, усвоили, обдумали и проанализировали материал. Видимо, опасались ударить в грязь лицом перед учениками.
Компьютерная программа-игра для отстающих студентов существует уже несколько лет и совершенствуется каждый семестр на основе отзывов пользователей. Ее авторы считают, что эффективность программы объясняется тем, что студенту приходится принимать самостоятельные решения – какого ученика выбрать, чему его научить и какие темы рассмотреть. Игра позволяет сократить разрыв между успешными и отстающими студентами. Обычно успешные студенты сами добиваются результатов независимо от преподавателя, а отстающим требуется поддержка и мотивация, в чем как раз и помогает подобная оригинальная разработка.
Подробнее см. «Boosting learning-by-teaching in virtual tutoring», Computers & Education, март 2015.