лута ливре что это
Пояса в грэпплинге или Лута Ливре
Все мы давно привыкли к поясным системам, которые присущи многим видам единоборств: дзюдо, самбо, джиу джитсу, BJJ. Но известно ли вам, что и в грэпплинге тоже можно получить пояс? Да-да. Именно в грэпплинге. Только при одном условии. Если вы принадлежите школе Лута Ливре;
История
В Бразилии, зародившись задолго до всемирного бума грэпплинга, существует борьба #LutaLivre. Эта борьба является по сути грэпплингом, но только грэпплингом с богатой и многолетней историей.
В ЛЛ есть два направления, это Luta Livre Esportiva (#грэпплинг) и Luta Livre Vale Tudo (по сути – #ММА).
LUTA LIVRE RUSSIA
В России тоже есть последователи этого движения. На сегодняшний день существуют порядка десятка клубов по стране, периодически приезжают мастера на семинары. Развитием Лута Ливре занимаются энтузиасты, влюбленные в это направление.
Поясная система
Главный вопрос. Зачем в грэпплинге пояса? Ответ на удивление прост: лутадоры боролись в штанах и пояс нужен был, чтобы их держать. Сейчас большинство последователей занимаются в шортах и рашгардах и пояса по сути не требуются. Но они существуют: синий, пурпурный, коричневый и черный – на каждый пояс спортсмены проходят аттестацию у мастеров. Обычно это происходит на семинарах, где соискатель демонстрирует свою технику и уровень борьбы. На официальном сайте международной федерации ЛЛ ведется единая база поясов лутадоров.
Так что пояса в Лута Ливре – это не только дань традициям, но и показатель уровня спортсменов.
В Европейской организации ЛЛ существует также специальные патчи, которые пришиваются на борцовские шорты: это цветной прямоугольник размером 2 ; 4 дюйма, на правой штанине сзади. Каждый следующий патч размещается выше предыдущего и текущий уровень можно определить по верхнему патчу. У инструкторов они располагаются тоже на правой ноге, но спереди.
Соревнования
В мире регулярно проводятся соревнования по правилам ЛЛ, пару раз они проводились и в России. С правилами и структурой проведения можно ознакомиться тут; http://www.luta-livre.pro/luta-livre-russia/kak-borot..
В заключении хотим сказать, что Лута Ливре очень заинтересовало нас как направление, поэтому мы будем следить за развитием событий и обязательно рассказывать в группе.
Лута Ливре
История Лута Ливре
Если говорить о Лута Ливре в двух словах, то это борьба для валетудо. Точнее даже – это валетудо без ударов. Но сама эта борьба, понятно, намного шире.
Лута Ливре делится на две взаимодополняемые составляющие – Luta Livre Esportiva (по сути грэпплинг) и Luta Livre Vale Tudo. Что касается последнего, то это, можно сказать, классическое бразильское ММА, которое произошло ещё задолго до UFC. Также под термином Luta Livre понимается ещё и вольная борьба (что, собственно, дословно и означает это название на португальском), и даже прореслинг (шоу).
Такое разделение зачастую вводит в заблуждение людей, не знакомых с предметом.
Чтобы никого не вводить в заблуждение – ниже речь пойдёт о том самом Лута Ливре, которое Luta Livre Esportiva + Luta Livre Vale Tudo, о его истории, о том, почему о Лута Ливре сейчас многие не слышали, об отличиях Лута Ливре от бжж, а также о том, почему бжжисты и лутадоры друг друга не особенно любят.
Предупреждаю, что всё нижеизложенное не претендует на стопроцентную истину. Это лишь изложение информации, почерпнутой из разговора с Андреасом Шмидтом и сдобренной информацией из Интернета…
ЛУТА ЛИВРЕ
Лута Ливре зародилось благодаря великому бразильскому борцу Хатему «Тату» Эвклидесу (Euclydes «Tatu» Hatem) в первой половине XX-го века. Кстати, если верить Гуглу, то «Tatu» по-португальски означает «броненосец».
Условно можно считать, что стиль получил свой старт в 20-х годах прошлого века, т.к. именно в это время четырнадцатилетний пацан из Рио, занимавшийся греблей и атлетизмом, увлёкся набиравшим в Бразилии популярность кэтч-реслингом… Надо сказать, что кэтч-реслинг того времени это не напичканные стероидами по макушку здоровяки в масках. Кэтч того времени – это жесткая (а, скорее, даже жестокая) борьба, сочетавшая в себе борьбу в стойке по типу вольной и более свободный партер, большое количество болевых, заломов, скручиваний, откручиваний и массу «грязных» приёмов, которых борцы того времени не считали такими уж грязными. Это было нормой… Подробнее об истории Catch-as-Catch-Can Wrestling (а именно так этот стиль называется полностью) можно спросить у Зубра. Он больше в курсе этого и даже тренировался с кэтч-реслерами в Японии. Важно лишь то, что нынешними известными представителями Catch-as-Catch-Can Wrestling являются Сакураба, Барнетт, и великий тренер Билли Робинсон…
Семья новоявленного борца не особенно приняла его новое увлечение. Что, в целом, понятно – одно дело аристократическая гребля, а совсем другое на потеху толпе друг другу ноги вырывать. Особенно лютовал отец, и с тем же упорством, как его сын учился борьбе, боролся с сыном. Однако Тату, считая, что борьба – это его призвание и вся его жизнь, не сдавался и твёрдо стоял на своём. В результате он боролся везде, где можно и с кем только можно. Он выступал и в Бразилии, и в Аргентине, и в Чили. Он готов был драться с представителями любых направлений и дрался с ними (не стоит забывать, что параллельно с кэтчем в Бразилии росла популярность валетудо, которое зарождалось так же в 20-х гадах прошлого века). Он не отказывался от реваншей, поскольку считал, что противнику нужно дать ещё один шанс. Он не боялся проиграть и не проигрывал. В 1940 году он одержал победу над представителем клана Грейси – Джорджем (George Gracie).
И Тату стал легендой борьбы в Бразилии и одним из величайших бразильских борцов всех времён.
Завершив карьеру, Тату принялся за обучение подрастающего борцовского поколения. Благо опыт у него был огромнейший, в том числе и в валетудо. Т.е. Лута Ливре зарождалось как жесткая силовая борьба, нацеленная на победу в драке.
Глядя на здоровяка Тату (а надо сказать, что многие из тех, кто зарождал Лута Ливре, был схожей комплекции и обладали недюжинной физической силой, т.к. большинство были гребцами и занимались атлетизмом) можно подумать, что Лута Ливре – это исключительно силовая борьба, и мелким там ловить нечего. Однако это не так.
В 70-х годах систематизацией Лута Ливре занялся профессор инженерного университета Роберто Лейтао (Roberto Leitao). Господин Лейтао взялся за дело со знанием сопромата, дзюдо но-ги и борьбы. А ещё господин Лейтао был невысокого роста и худощав. Поэтому он заострил внимание именно на технической, а не силовой составляющей Лута Ливре. Результатом его работы и тридцатилетних творческих поисков стало не только огромное количество техник, но и создание общих принципов этого вида борьбы. Как говорил сам Лейтао – с этими принципами мы можем ответить почти на все вопросы. Мы можем знать, почему, когда и как, мы можем улучшить наше понимание того, как мы должны развивать нашу стратегию грэпплинга.
Следующие поколения бойцов Лута Ливре явили миру таких известных специалистов как Уго Дуарте (Hugo Duarte)
Эухенио Тадеу (Eugenio Tadeu)
Марко Хуас (Marco Ruas)
Дэниэль Д’Дана (Daniel d’ Dane).
Последний, кстати, и был учителем Андреаса Шмидта. Также, Д’Дана и Тадеу готовили Alexandre Franca «Pequeno» Nogueira, чемпиона Shooto. Из других известных – Уго Дуарте, например, готовил Alexandre «Cacareco» Ferreira. Само же Лута Ливре было очень успешно на турнирах валетудо в Рио особенно в сочетании с тайским боксом…
Читая такую оптимистическую историю, возникает закономерный вопрос: «Если оно такое замечательное, то почему о нём теперь так мало слышно, а бжж победным маршем проходит по залам всего Мира?».
Ответ прост – Грейси всегда были отличными бизнесменами.
Вообще, представители этих двух видов бразильской борьбы всегда, мягко говоря, недолюбливали друг друга. Грейси и их последователи считали лутадоров нищебродами, далёкими от понимания истинного искусства борьбы и практикующими грязную технику (чего, например, стоят одни болевые на ноги). Лутадоры, в свою очередь, не оставались в долгу и также за словом в карман не лезли, когда речь заходила об этих снобах от партера. Причём словами дело не ограничивалось. Оно не ограничивалось даже официальными (и не очень) турнирами – как бжжшники, так и лутадоры с удовольствием хлестались в банальных драках. Хоть «нищеброды с грязной техникой» и могли удивить своих оппонентов теми же болевыми на ноги (корни кэтча давали о себе знать), а «снобы от партера с чистой и филигранной техникой» были не только языкасты, но и реально техничны, противостояние шло с переменным успехом…
К слову говоря, про «нищебродов» бжжисты были не так уж и далеки от истины. В Бразилии, где большое количество бедных, заниматься бжж в 80-е годы мог себе позволить не каждый – членство в клубе, покупка ги, дополнительная плата за более продвинутые техники (Грейси всегда были отличными бизнесменами). Может как раз и оттуда растут ноги у «no gi – no shame»? Так что те, кто победнее, шли в Лута Ливре, а те, кто побогаче – в бжж… Что, кстати, не факт, что сыграло для техники Лута Ливре в минус. Все же понимают, ЧТО означает «бедные слои населения Рио» и какой своеобразный «опыт» у этих «слоёв»…
В общем, бедные-то бедные (хотя вон даже профессора университетов занимались, тот же Лейтао), но злиться им по поводу такого отношения никто не запрещал. Действительно – кому понравится, когда поносят тебя и твою любимую борьбу. Ведь люди шли заниматься борьбой потому, что хотели заниматься борьбой. А если бжж недоступно, то альтернатива была только одна – Лута Ливре. И неплохая альтернатива, кстати. Особенно для тех, кто зарабатывал деньги боями, а не в офисах. А эти парни любили то, чем они занимались…
Так бы лутадоры и бжжисты до скончания веков выясняли кто круче, если бы Грейси не были такими отличными бизнесменами. В конце прошлого века они сделали гениальный маркетинговый ход, который в результате стал революцией в мире боевых искусств и дал новый толчок их, боевых искусств, эволюции. Они создали UFC, взяв за основу идеи то, в чем лутадоры успешно участвовали с 20-х годов.
Однако не стоит думать, что Лута Ливре в результате всего этого взяло и загнулось. Нет. Лутадоры не претендуют на мировое господство, обладание чемпионскими титулами UFC и истину в последней партерной инстанции. Они преспокойно существуют себе в Бразилии (и не только) и продолжают тренироваться и готовиться к местным чемпионатам по валетудо, где успешно выступают. Причем некоторые академии Лута Ливре по техническому оснащению, тренерскому составу и количеству занимающихся могут дать сто очков вперёд тем же академиям бжж.
А в Европе Лута Ливре получило второе рождение благодаря великолепному тренеру, методисту и организатору Андреасу Шмидту.
Так же как и многие, насмотревшись ранних UFC, он загорелся бжж…
Но тут случился языковой казус, о котором было написано выше. Он искал бразильскую борьбу. А борьба в Бразилии в принципе называется Лута Ливре. Ну, вот он и занялся бразильской борьбой. Когда же он, наконец, понял, что луталиврой в Бразилии не только борьбу в целом называют, но и отдельный самостоятельный стиль, было уже поздно. «Я занимался многими видами единоборств. Но когда я пришёл в Лута Ливре, я понял, что я дома» (с)
Наверное, тот факт, что американцы, которым рукой подать до Бразилии, а уж до соседнего бжж-зала – так просто дорогу перейти, приглашают к себе специалиста из-за океана о многом говорит, не правда ли?
«Просто много людей стало интересоваться борьбой но-ги» (с)
На вопрос: «В чём преимущества Лута Ливре перед бжж?» Андреас ответил: «Лута Ливре – это ММА без ударов. Этим всё сказано. Это готовая система грэпплинга для ММА».
Однако в чём же всё-таки различия у Бразильского Джиу-джитсу и Лута Ливре?
Если говорить с точки зрения японской терминологии, то бжж – это уже не «джитсу» («дзюцу» в японском прочтении). Это «До». А вот Лута Ливре – это, как раз, «Джитсу». Бжж уже не «техника», это «путь». Со своей жизненной философией и ритуалами. А Лута Ливре не возвышено – оно приземлено и предельно практично.
Зачем тратить время на отработки филигранной техники прохода гарда, когда можно оторвать ногу :-k? (Это Luta Livre Esportiva).
Зачем тратить время на отработки филигранной техники прохода гарда, когда можно его раскрыть, постучав по голове :-k? (Это Luta Livre Vale Tudo).
На вопрос по поводу иерархии позиций в бжж, начинающейся с гарда, Шмидт сказал: «Я не понимаю, зачем гарду уделяется столько внимания. По сути, гард – это ситуация, когда тебе уже ничего не остаётся, кроме как упасть на задницу и прижаться к противнику. Зачем строить поединок с упором на позицию, до которой лучше не доводить бой?».
Лута Ливре – сугубо практичная система, идеально подходящая для ММА. В общем, то, что доктор прописал.
Лута ливре что это
Лута Ливре зародилось благодаря великому бразильскому борцу Хатему «Тату» Эвклидесу (Euclydes «Tatu» Hatem) в первой половине XX-го века… Кстати, если верить Гуглу, то «Tatu» по-португальски означает «броненосец»…
Условно можно считать, что стиль получил свой старт в 20-х годах прошлого века, т.к. именно в это время четырнадцатилетний пацан из Рио, занимавшийся греблей и атлетизмом, увлёкся набиравшим в Бразилии популярность кэтч-реслингом… Надо сказать, что кэтч-реслинг того времени это не напичканные стероидами по макушку здоровяки в масках. Кэтч того времени – это жесткая (а, скорее, даже жестокая) борьба, сочетавшая в себе борьбу в стойке по типу вольной и более свободный партер, большое количество болевых, заломов, скручиваний, откручиваний и массу «грязных» приёмов, которых борцы того времени не считали такими уж грязными. Это было нормой… Подробнее об истории Catch-as-Catch-Can Wrestling (а именно так этот стиль называется полностью) можно спросить у Зубра. Он больше в курсе этого и даже тренировался с кэтч-реслерами в Японии. Важно лишь то, что нынешними известными представителями Catch-as-Catch-Can Wrestling являются Сакураба, Барнетт, и великий тренер Билли Робинсон…
Семья новоявленного борца не особенно приняла его новое увлечение. Что, в целом, понятно – одно дело аристократическая гребля, а совсем другое на потеху толпе друг другу ноги вырывать. Особенно лютовал отец, и с тем же упорством, как его сын учился борьбе, боролся с сыном. Однако Тату, считая, что борьба – это его призвание и вся его жизнь, не сдавался и твёрдо стоял на своём. В результате он боролся везде, где можно и с кем только можно. Он выступал и в Бразилии, и в Аргентине, и в Чили. Он готов был драться с представителями любых направлений и дрался с ними (не стоит забывать, что параллельно с кэтчем в Бразилии росла популярность валетудо, которое зарождалось так же в 20-х гадах прошлого века). Он не отказывался от реваншей, поскольку считал, что противнику нужно дать ещё один шанс. Он не боялся проиграть и не проигрывал. В 1940 году он одержал победу над представителем клана Грейси – Джорджем (George Gracie).
И Тату стал легендой борьбы в Бразилии и одним из величайших бразильских борцов всех времён.
Завершив карьеру, Тату принялся за обучение подрастающего борцовского поколения. Благо опыт у него был огромнейший, в том числе и в валетудо. Т.е. Лута Ливре зарождалось как жесткая силовая борьба, нацеленная на победу в драке.
Глядя на здоровяка Тату (а надо сказать, что многие из тех, кто зарождал Лута Ливре, был схожей комплекции и обладали недюжинной физической силой, т.к. большинство были гребцами и занимались атлетизмом) можно подумать, что Лута Ливре – это исключительно силовая борьба, и мелким там ловить нечего. Однако это не так.
В 70-х годах систематизацией Лута Ливре занялся профессор инженерного университета Роберто Лейтао (Roberto Leitao). Господин Лейтао взялся за дело со знанием сопромата, дзюдо но-ги и борьбы. А ещё господин Лейтао был невысокого роста и худощав. Поэтому он заострил внимание именно на технической, а не силовой составляющей Лута Ливре. Результатом его работы и тридцатилетних творческих поисков стало не только огромное количество техник, но и создание общих принципов этого вида борьбы. Как говорил сам Лейтао – с этими принципами мы можем ответить почти на все вопросы. Мы можем знать, почему, когда и как, мы можем улучшить наше понимание того, как мы должны развивать нашу стратегию грэпплинга.
Следующие поколения бойцов Лута Ливре явили миру таких известных специалистов, как Уго Дуарте (Hugo Duarte), Эухенио Тадеу (Eugenio Tadeu), Марко Хуас (Marco Ruas), Дэниэль Д’Дана (Daniel d’ Dane).
Последний, кстати, и был учителем Андреаса Шмидта. Также, Д’Дана и Тадеу готовили Alexandre Franca «Pequeno» Nogueira, чемпиона Shooto. Из других известных – Уго Дуарте, например, готовил Alexandre «Cacareco» Ferreira. Само же Лута Ливре было очень успешно на турнирах валетудо в Рио особенно в сочетании с тайским боксом…
Читая такую оптимистическую историю, возникает закономерный вопрос: «Если оно такое замечательное, то почему о нём теперь так мало слышно, а бжж победным маршем проходит по залам всего Мира?».
Ответ прост – Грейси всегда были отличными бизнесменами.
Вообще, представители этих двух видов бразильской борьбы всегда, мягко говоря, недолюбливали друг друга. Грейси и их последователи считали лутадоров нищебродами, далёкими от понимания истинного искусства борьбы и практикующими грязную технику (чего, например, стоят одни болевые на ноги). Лутадоры, в свою очередь, не оставались в долгу и также за словом в карман не лезли, когда речь заходила об этих снобах от партера. Причём словами дело не ограничивалось. Оно не ограничивалось даже официальными (и не очень) турнирами – как бжжшники, так и лутадоры с удовольствием хлестались в банальных драках. Хоть «нищеброды с грязной техникой» и могли удивить своих оппонентов теми же болевыми на ноги (корни кэтча давали о себе знать), а «снобы от партера с чистой и филигранной техникой» были не только языкасты, но и реально техничны, противостояние шло с переменным успехом…
К слову говоря, про «нищебродов» бжжисты были не так уж и далеки от истины. В Бразилии, где большое количество бедных, заниматься бжж в 80-е годы мог себе позволить не каждый – членство в клубе, покупка ги, дополнительная плата за более продвинутые техники (Грейси всегда были отличными бизнесменами). Может как раз и оттуда растут ноги у «no gi – no shame»? Так что те, кто победнее, шли в Лута Ливре, а те, кто побогаче – в бжж… Что, кстати, не факт, что сыграло для техники Лута Ливре в минус. Все же понимают, ЧТО означает «бедные слои населения Рио» и какой своеобразный «опыт» у этих «слоёв»…
Мало чего было известно о борьбе до 1950г. Тогда были небольшие клубы для обучающихся этой борьбе в крупных центрах Бразилии (Рио де Жанейро и Сан Паулу). Они оказывали поддержку в зарождающихся знаниях европейских борцов “Вольной борьбы“, которые были представлены в этой стране. В связи с огромной популярностью таких борцов, росло число последователей так называемой “жесткой борьбы”, некоторые были склонны к борьбе с завершением жесткими болевыми приемами, а другие к Олимпийской борьбе.
Лута Ливре в переводе с португальского означает «вольная борьба», смысл которой складывается в применении множества болевых и удушающих приемов, где можно «делать все», кроме ударов в пах и ударов по глазам.
До того времени предполагалось, что Лута Ливре зависело сильно или почти полностью от физической силы или что она производила отменных атлетов но с ограниченными знаниями. В Рио де Жанейро более 70% борцов посвящали время развитию мускулатуры. Наконец то около 1960г. началась новая фаза Лута Ливре, где техника и творческий подход стали основополагающими моментами, дав шанс тренирующимся с менее выдающимися физическими данными. Самой важной фигурой, которая возглавила это движение, стал тренер (учитель) Роберто Лейтао, который рационализировал и обучал новым техникам Лута Ливре, используя свои знания профессора механики, исправляя существующие позиции, создавая и улучшая удары, все таким образом, чтобы обеспечить возможность через “основные принципы” привести к решениям и автономному развитию Лута Ливре.
С большим успехом учитель Роберто Лейтао уделял и продолжает уделять особое внимание техникам, которые показывают большую эффективность Лута Ливре по сравнению с другими видами борьбы.
Через его руки прошли, получая от него знания и обучение 90% выдающихся учителей, профессоров и борцов сегодняшнего времени.
Учитель Роберто Лейтао сегодня известен в мире, как один из главных ученых и знатоков грэпплинга. Его самый преданный ученик и последователь его метода – учитель Жоао Рикардо, директор традиционной и известной Академии Будокан, которая сегодня возглавляет рейтинг академий, которые обучают больше всего атлетов для международных соревнований на самом высоком уровне, оставаясь при этом мировым центром информации для Лута Ливре.
Лута ливре что это
Официальная
Всем привет! Вы только что зашли на официальный сайт Luta Livre в России. Осс!
Luta Livre в переводе с португальского означает «Свободная борьба», т.е., с минимальным набором ограничений.
На страницах нашего сайта вы можете найти всё об этом уникальном виде борьбы: почитать историю, узнать о бойцах, подсмотреть технику, даже вступить в наши славные ряды лутадоров, и ещё много всего вкусного!
Так исторически сложилось, что Luta Livre, в силу отсутствия у его энтузиастов материальных ресурсов для продвижения борьбы, является малоизвестным широким кругам общественности единоборством, но в этом и его преимущество. Владение техникой, доведённой до совершенства великими мастерами, может позволить человеку любого возраста и комплекции чувствовать себя защищённым в самых разных ситуациях, а при желании – успешно выступать на соревнованиях и войти в элиту профессиональных бойцов.
Итак, что же такое Luta Livre и в чём отличие этой борьбы?
В Бразилии, зародившись задолго до всемирного бума грэпплинга, существует борьба Luta Livre. Эта борьба является по сути грэпплингом, но только грэпплингом с богатой и многолетней историей, а также намного меньшим количеством запрещённых приёмов и в то же время намного большим количеством специфических вариаций стандартной техники бразильского джиу-джитсу или вольной борьбы.
Если говорить коротко, то Luta Livre Vale Tudo – это комплексная система подготовки бойцов смешанных единоборств (ММА). А Luta Livre Esportiva – система для подготовки бойцов для турниров по грепплингу. Все остальные детали вы можете найти на страницах нашего сайта, а также обратившись к администрации сайта.
Зеленый ад Это бразильское боевое искусство поражало жестокостью. С него начались современные ММА
Задолго до современных смешанных единоборств бои без правил процветали в Бразилии. В бескомпромиссных схватках приверженцы разных стилей определяли сильнейшего. В этих джунглях окрепли и будущие основатели Абсолютного бойцовского чемпионата (UFC). О жестоком периоде в истории MMA — в материале «Ленты.ру».
Ад в джунглях
Кандидатов на роль прародителя современных смешанных единоборств (MMA) хватает. В России и в странах бывшего СССР, глядя на поединки в клетке, видят старое доброе боевое самбо. В Японии полноконтактные бои велись еще до первого турнира UFC — там пионерами стали профессиональные рестлеры, променявшие постановочные поединки на самые что ни на есть настоящие (за редким и едва заметным исключением).
В Бразилии же убеждены, что корнями MMA уходит именно в их землю. Что в начале всего было вале-тудо. Причем убеждение это настолько сильно, что до сих пор местные не утруждают себя отделением одного от другого. Говоря о вале-тудо, они часто имеют в виду именно современные MMA.
Вале-тудо, или «дозволено все», не имеет четко прослеживаемого основателя. Нет ни первого турнира, ни знаменательного поединка, с проведения которого принято было бы отсчитывать историю этого кровавого развлечения.
Как и кэтч-рестлинг в Европе и США, бои вале-тудо проводились во время народных гуляний в городах Бразилии. До спорта было далеко — никаких весовых категорий, четких правил. Обычно о степени дозволенности договаривались сами бойцы. Они выясняли, чье единоборство лучше, в ринге или на открытой площадке.
Вале-тудо превратилось в адскую лабораторию по выявлению самых мощных и действенных боевых стилей. Ею умело воспользовались представители, возможно, одного из самых влиятельных кланов в мире единоборств — семьи Грейси.
Потомственные аристократы примерили кимоно и превратились в пропагандистов единоборств. Началась эта история в 1917 году, когда в бразильском Белеме выступил японский дзюдока Мицуэ Маэда. Известный в ту пору борец продемонстрировал навыки перед местной публикой в рамках циркового представления.
Японца привезли в Белем аргентинцы братья Кейроло. В 1916-м их бизнес-партнером стал Гастао Грейси. Надо отметить, что в Бразилию Маэда прибыл с солидным багажом знаний по части причинения боли. Навыки дзюдо он получил из первых рук. Мицуэ — черный пояс Кодокан дзюдо под руководством основателя дисциплины Дзигоро Кано. Боевое искусство получило признание по всему миру, и Маэда успешно гастролировал по Европе, участвуя в поединках с местными борцами. Там японец освоил и грязные техники кэтч-рестлинга. Он привез в Бразилию крутую заправку — дальше она станет только насыщеннее.
Среди восхищенных навыками борца был и сын Гастао Карлуш. Грейси-старший поможет Маэде обжиться в Бразилии. А сам мастер возьмет в ученики его сына.
Фактор Грейси
Став мастером дзюдо, Карлуш связал жизнь с боевым искусством. Теперь его целью было передать навыки другим. Первыми учениками Карлуша стали его братья. Самому младшему, Элиу, ввиду врожденной слабости и болезненности в приобщении к дзюдо было сперва отказано. Младший Грейси мог лишь наблюдать за братьями.
Часами перед юным Элиу братья отрабатывали броски, болевые и удушающие приемы. Он заметил, что в их борьбе много внимания уделяется силе и взрывным качествам. И задумался — его не обделенные мощью братья что-то упускают из виду.
Его допустили к тренировкам только в 16 лет. Он все еще отставал от других в физическом развитии. Но сумел компенсировать недостатки за счет принципиально иного взгляда на борьбу. Элиу больше внимания уделял самой технике исполнения приемов, старательно искал оптимальные способы применить силу. С этого момента учение Маэды начало меняться.
Многочисленными победами в схватках с физически более развитыми соперниками Элиу доказал, что рычаг важнее грубой силы. Младший Грейси боролся с умом. Предприимчивые братья увидели в новом взгляде огромный потенциал. Если Элиу, несмотря на хвори и худощавое телосложение, стал высококлассным борцом, то обучить джиу-джитсу (в то время синонимичное с дзюдо) можно едва ли не каждого!
Лучшей рекламой джиу-джитсу от Грейси стало доминирование клана в поединках вале-тудо. Элиу стал одним из основных действующих лиц. Хотя он нередко договаривался с оппонентами на схватки именно по правилам борьбы.
Маркетинг Грейси — наглый, агрессивный — вселял в бойцов со всей страны желание непременно указать зарвавшимся аристократам на их место. Но против лома нет приема: в ринге чаще всего победа доставалась именно мастерам джиу-джитсу.
Даже проигрыш Элиу при 20 тысячах болельщиков на стадионе «Маракана» в Сан-Паулу Грейси представили как моральную победу. Тогда они бросили вызов, возможно, лучшему дзюдоке на планете Масахико Кимуре. Да, поединок предполагалось проводить не по правилам вале-тудо. Грейси собирались показать преимущество своего джиу-джитсу над традиционным дзюдо.
В 1949-м Кимура оказался в регионе вместе со своими учениками Юкио Като и Тосио Ямагучи. Клан Грейси предложил борьбу по собственным правилам — в отличие от дзюдо, в них нельзя было одержать победу грамотным броском или удержанием. Схватка должна была завершиться сдачей.
Сперва Кимура не удостоил вниманием вызов Грейси. Элиу пришлось справиться с его учениками, и только тогда Масахико вышел на бой против бразильца.
Наглости Грейси было не занимать. Перед поединком они вынесли перед публикой гроб для гостя из Японии. На не самый радушный прием Кимура ответил снисходительно. Он объявил, что если бразилец добьется ничьей в поединке с ним, то это смело можно будет считать победой.
То, что было дальше, можно назвать одним из самых мощных маркетинговых трюков в истории единоборств. На ринге «Мараканы» Кимура доминировал над соперником. Попытки Элиу провести бросок завершались неудачей — уж слишком крепко японец стоял на ногах. Сам чемпион же без всякого труда ронял бразильца. Но в отличие от японских, местные маты были мягче и спасали Элиу от жесткого приземления.
Кадры поединка Кимуры и Грейси с комментариями внука Элиу — Хэне Грейси
Грейси отчаянно сопротивлялся Кимуре. Но победа японца была лишь вопросом времени. Наконец, Кимура изолировал руку бразильца и применил узел плеча. Несмотря на боль, Элиу так и не сдался. Японец сломал ему руку (позже этот прием в бразильском джиу-джитсу назовут именем японца — кимура), после чего угол Грейси выбросил полотенце.
Бразильские газетчики с подачи семейства возвестили о моральной победе Грейси. Тотчас особое внимание уделили габаритам Кимуры, его физическому превосходству над соперником. 42-летний Элиу на момент боя весил всего 63 килограмма. Кимуру же рисовали 100-килограммовым гигантом. Хотя по более скромным подсчетам японец весил 84 килограмма. Пускай такая разница все равно существенна — она бы не так впечатлила бразильскую публику. Выступления Элиу против мастеров из Японии сделали его национальным героем. И даже несмотря на то что бразилец исключительно боролся с заморскими дзюдоками, эти схватки упрочили позиции Грейси на арене вале-тудо.
Уже возрастной Элиу не слишком долго грелся в лучах народной славы. По крайней мере, в качестве действующего бойца. В 1955-м ему бросил вызов его бывший ученик — темнокожий Вальдемар Сантана. Грозный оппонент был тяжелее Элиу на 27 килограммов и к тому же на 16 лет моложе.
В 1940-х Сантана, уже владеющий навыками в стойке, обучался лута ливре у Жозе Арапирака. Лута ливре было своего рода пролетарским ответом на джиу-джитсу Грейси. Говорили так: «Если у тебя нет денег для ги (кимоно), ты идешь в лута ливре».
Это смесь вольной борьбы и кэтча, целью которой, как и у джиу-джитсу, является вынуждение соперника к сдаче посредством болевых или удушающих приемов. Но если облаченные в кимоно ученики Грейси видели в проявлении физической силы нечто недостойное и примитивное, в лута ливре этого никто не стеснялся. Здесь ценилась скорость, способность задавить оппонента. И шло в ход даже то, что в семье Грейси считали грязными приемчиками. В джиу-джитсу особое внимание уделяли иерархии позиций, повалив соперника, они стремились обойти его ноги (гард), занять выгодное положение, позволявшее впоследствии с минимальными рисками провести болевой или удушение. В лута ливре же активно применяли болевые приемы на ноги. То, что до недавнего времени в джиу-джитсу считалось последним делом.
Но в 1950-х Сантана примкнул к ученикам Грейси. Правда, в этой среде он оставался чужеродным элементом. Элиу не слишком высоко ценил великана из Байи. Тогда для построения карьеры в боях это было критично. Поединки вале-тудо транслировались на всю страну каждую неделю в шоу Heroes do Ringue. Грейси имели огромное влияние на организаторов представлений. Сантана же не слишком годился на роль представителя джиу-джитсу. Атлетичный и мощный Вальдемар был обделен вниманием грандмастера. В представлениях вале-тудо ему не давали серьезных соперников.
Сантана со скандалом покинул академию Грейси. По одной из версий, он в обход тогдашним правилам принял участие в шоу рестлеров. По другой — по случайности затопил один из залов академии, выполняя уборку. Так или иначе, Элиу выгнал Вальдемара. Черный леопард вернулся в академию только чтобы бросить вызов бывшему мастеру.
Герои ринга
Бои без правил оказались слишком жестоким зрелищем для телевидения. После того как во время трансляции один из участников Heroes do Ringue сломал руку оппоненту, шоу отменили. А в штате Сан-Паулу в 1960-х вале-тудо и вовсе попало под запрет.
Так кровавое зрелище на время ушло в тень. Бои продолжались, но новые герои без телекартинки обрастали ореолом легенд. Например, профессиональному рестлеру Касемиро Насименто Мартинсу по прозвищу Рэй Зулу (Король Зулу) приписывали 270 побед в вале-тудо. Однако доказанных выступлений на счету 104-килограммового чернокожего громилы лишь десять, восемь из которых — поражения.
Рэй Зулу вылез из подполья в 1980 году. Ему предстояло биться с представителем нового поколения семьи Грейси — Хиксоном Грейси. В отличие от отца Элиу, Хиксон не был обижен природой. Атлетичный, гибкий боец, он далеко продвинулся и в семейном деле. Говорили, якобы Хиксон мог без особого труда выбраться даже из самых трудных положений. По одной из легенд, борец на тренировке просил обладателей черного пояса применить на нем удушение сзади. Хиксон позволял оппонентам полностью закрыть захват и только после этого начинал бороться, уходя от приема раз за разом.
В поединке с гигантским Рэем Зулу Хиксон не посрамил джиу-джитсу. Он вытерпел натиск рестлера и на 12-й минуте схватки победил удушением сзади. Матч-реванш также остался за чемпионом семьи Грейси.
Кадр: Cube-Xtreme / YouTube
Хиксон станет одним из ключевых бойцов клана. Более того, именно его изначально хотели заявить на первый турнир UFC. Но предпочтение в итоге получил более тщедушный на вид Хойс. В Америке еще не видели джиу-джитсу в деле, а триумф Хиксона можно было бы легко списать на физические данные.
Хиксон успешно защищал честь семьи в Японии, став участником первого турнира Pride. Правда, с определенного момента бразилец не слишком охотно соглашался на бои. Злые языки связывали это с боязнью бразильца проиграть. В знаменитом противостоянии клана с Казуси Сакурабой Хиксон остался в стороне.
Рэй Зулу так и был легендой вале-тудо (с упором на первое, а не второе). Сегодня бойца чаще вспоминают, глядя на его сына — 170-килограммового Зулузиньо. Так или иначе, хоть в какой-то форме его коснулось величие: Зулузиньо успел за карьеру отметиться поражением от Федора Емельяненко.
В 1990-х с расцветом UFC в США вале-тудо возвращается на экраны бразильских каналов. Новые организации, такие как World Championship Vale Tudo, успешно капитализируют на новом витке популярности полноконтактных единоборств.
Многие бойцы, закаленные в таких схватках, успешно проявили себя уже в UFC. К ним можно смело относить и Марко Хуаса, и еще одного представителя клана Грейси — Хенцо.
Так вале-тудо сливается с тем, что мы привыкли называть смешанными единоборствами. В прошлом остались бойцовские рекорды с сотнями поединков и размытые правила. Но традиции бескомпромиссного боя бразильцы сохраняют. Крон Грейси — сын Хиксона — сегодня выступает в UFC. Бразилец уступил в первом поединке, но даже его оппонент Каб Суонсон признал: «Этот парень — настоящий воин».