любэ что стало с группой
Любэ (группа)
«Любэ» – российская группа, играющая в жанре «рок-музыка». Вокалист коллектива – Николай Расторгуев. В репертуаре команды есть произведения в жанрах «рок», «авторская песня», «фолк-рок», «романс» и «народная песня». Группа является одной из самых известных в Российской Федерации. Многие её песни стали народными хитами. Творчество группы ассоциируется с патриотизмом, при этом её произведения не лишены иронии и легкого юмора.
История группы Любэ
Группа «Любэ» была основана в 1989 году музыкальным продюсером Игорем Матвиенко. Он же является композитором подавляющего большинства песен в репертуаре коллектива. Идея создать группу, резко отличающуюся от традиционной советской эстрады, возникла у Игоря в 1987 году. Поскольку в то время в России происходил расцвет рок-музыки, именно этот жанр был определен как основополагающий для нового проекта.
К 1989 году Матвиенко разработал концепцию группы, а также наработал репертуар. Песни он писал в соавторстве с поэтом Александром Шагановым. В качестве вокалиста в «Любэ» пригласили Николая Расторгуева, на тот момент успевшего поработать в разных группах, в числе которых «Шестеро смелых», другой известный участник которой Валерий Кипелов, ныне лидер группы «Кипелов», а также в ВИА «Лейся, песня» и «Рондо».
Зимой 1989 года «Любэ» делает первые студийные записи, которые впоследствии получили хождение лишь в качестве магнитоальбома. В первый год существования группа начинает играть концерты и принимает участие в телевизионных передачах. Наибольший успех имели «Рождественские встречи Аллы Пугачевой», где Расторгуев впервые вышел на сцену в военной форме и надолго закрепил за собой этот имидж.
Начало студийной деятельности
Первый полноформатный альбом группа «Любэ» выпустила в 1991 году. Пластинка получила название «Атас» и стала одной из самых продаваемых по итогам 1992 года. Стоит отметить, что практически все вошедшие в альбом песни стали хитами и пользуются популярностью по сей день.
В 1992 году музыканты записывают второй альбом – «Кто сказал, что мы плохо жили?». Этот диск также становится популярным. Песни «Любэ» мгновенно завоевывают любовь слушателей и звучат на всех радиостанциях. Дух времени характеризуют композиции «Атас», «Батька Махно», «Тулупчик заячий», а клип «Не валяй дурака, Америка» долгое время не сходит с телевизионных экранов.
К 1994 году коллектив слегка меняет имидж. В репертуаре группы появляются баллады. Одновременно к песням «Любэ» снимается фильм, получивший название «Зона Любэ». Вскоре группа выпускает одноименный студийный альбом. Главным хитом пластинки становится лирическая баллада «Конь», исполненная хором без музыкального сопровождения.
Вышедший в 1996 году альбом «Комбат» закрепил за группой неофициальный статус народной. В России и на постсоветском пространстве не остается человека, не знающего о «Любэ». Песни «Комбат» и «Самоволочка» звучат отовсюду. Произведения коллектива исполняют в армии, на зонах и на застольях.
Любэ в статусе народной группы
Все последующие альбомы «Любэ» пользуются огромной популярностью. На ее рост работают как сами произведения, так и многочисленные пародии на них. Песни группы активно эксплуатируют команды клуба КВН в рамках одноименной телевизионной передачи. К тому же, музыканты становятся постоянными участниками торжественных официальных мероприятий, которые транслируют по телевидению на всю страну.
Репертуар «Любэ» продолжает пополняться хитами. Записываются и новые альбомы. В 1997 году группа выпускает пластинку «Песни о людях», главным хитом которой становится баллада «Там, за туманами». В 2000 году команда выпускает диск «Полустаночки» с хитами «Ветер-ветерок» и «Позови меня тихо по имени».
В 2002 году выходит альбом «Давай за…». Главный хит этой пластинки – песня «Березы». Она входит в саундтрек популярного телесериала «Участок» с Сергеем Безруковым в главной роли. Дуэтом с ним Николай Расторгуев и исполняет это произведение. В 2005 году выходит альбом «Рассея» с хитом «От Волги до Енисея».
Период спада популярности
В дальнейшем популярность «Любэ» пошла на спад. Записанный в 2009 году альбом «Свои» уже не пользовался большой популярностью. В нем не оказалось ни одного народного хита. Такая же участь постигла и выпущенный в 2015 году альбом «За тебя, Родина-мать».
Между тем, группа остается востребованной. Однако современная публика больше ценит её старый репертуар. Тем не менее, «Любэ» продолжает заниматься творческой деятельностью и выпускает новые синглы и клипы.
Что означает «Любэ»?
Название «Любэ» проекту предложил Николай Расторгуев. Оно присходит от украинского слова «любе», на молодежном сленге употребляющегося в значениях «любое», «всякое», «разное». В контексте названия подразумевается, что группа не ориентируется на определенные музыкальные жанры и играет для всех.
Любэ: биография и история создания группы
Любэ — советская и российская рок-группа, основанная 14 января 1989 года Игорем Матвиенко иНиколаем Расторгуевым. Коллектив пользуется в своём творчестве элементами авторской песни, русской народной музыки и рок-музыки.
Идея создания группы «Любэ» принадлежит продюсеру и композитору Игорю Матвиенко, работавшему в то время в Студии Популярной Музыки «Рекорд».
В 1988 году именно в его голове зародилась идея создания нового музыкального коллектива с легким национально-патриотическим уклоном и мужественным вокалом. Кандидатура на роль фронтмена подыскивалась долго и мучительно до тех пор, пока окончательным вердиктом на эту должность не был назначен бывший «подчиненный» Игоря Игоревича по работе в ансамбле «Лейся, песня» Николай Расторгуев. Кстати, песня «Дядя Вася» из репертуара «Лейся, песня» в исполнении Расторгуева вошла в первую пластинку «Любэ».
Начало…
Первыми записанными песнями для ещё безымянного коллектива были «Люберцы» и «Батька Махно». Работа над ними началась 14 января 1989 год в студии «Звук» и в студии Московского Дворца Молодежи. В работе приняли участие гитарист группы «Мираж» Алексей Горбашов, люберчанин по прописке и по убеждению Виктор Застров, для записи хора были приглашены тенор Анатолий Кулешов и бас Алексей Тарасов, сам Игорь Матвиенко и Николай Расторгуев. С этого дня и было решено вести летоисчисление и считать этот день официальным днем рождения «Любэ».
Тексты для дебютных произведений «Любэ» писали поэт Александр Шаганов, зарекомендовавший себя по работе с хард-группой «Черный кофе» (в частности,«Владимирская Русь») и Дмитрием Маликовым («До завтра»), а также Михаил Андреев, писавший для матвиенковской группы «Класс» и ленинградской группы «Форум». Позже, были записаны и другие песни: «Дуся-агрегат», «Атас», «Не губите, мужики», и т. д. В этом же году состоялись первые гастроли группы.
Название коллективу придумал Николай Расторгуев, для которого слово «любэ» знакомо с детства — помимо того, что музыкант живёт в подмосковных Люберцах, по-украински это слово означает «любой, всякий, разный», но, по мнению Николая Расторгуева, каждый слушатель может толковать название группы так, как ему захочется.
Первый состав группы был следующим: Александр Николаев — бас-гитара, Вячеслав Терешонок — гитара, Ринат Бахтеев — ударные, Александр Давыдов —клавишные. Правда, в таком составе группа просуществовала недолго — через год в группе происходит смена музыкантов. Первый гастрольный тур начался в конце марта 1989 г. Ближе к вечеру группа в полном составе прибыла во Внуково, чтобы полететь в Минеральные воды. К ним также присоединился солист коллектива «Класс» Олег Кацура. Концерты прошли в Пятигорске, Железноводске. Успехов первые концерты не принесли и прошли при пустых залах.
В декабре 1989 было выступление на «Рождественских встречах» Аллы Пугачёвой, на которых Расторгуев, по совету Аллы Борисовны, для исполнения песни «Атас» надел военную гимнастёрку, и с тех пор она стала отличительным атрибутом его сценического образа.
В 1990 году вышел дебютный магнитоальбом альбом группы под названием «Мы будем жить теперь по-новому», ставший прототипом первого альбома который позже войдет в официальную дискографию «Любэ».
« — Привет, друзья! Меня зовут Николай Расторгуев, я солист группы „Любэ“, сейчас вы услышите первый альбом нашей группы…» — этими словами Расторгуева начинается магнитоальбом в который вошли первые песни между которыми в качестве небольших вставок помещались звуковые дорожки (интро) с информацией о группе, авторах, студии записи. Игорь Матвиенко основывает продюсерский центр от имени которого теперь будет выпускаться вся продукция композитора. Любэ стала первым коллективом данного центра.
В этом же году происходит смена музыкантов в коллективе: место за ударными инструментами занял Юрий Рипях, за клавишными — Виталий Локтев. В качестве ещё одного гитариста приглашают Александра Вайнберга.
Первый год творческой деятельности группы ознаменовался выходом музыкантов на эстраду и появлением на экранах телевизоров. Коллектив стал узнаваем, выступал в транслируемых по всей стране передачах: в телепередаче «Что, Где, Когда»; в программе «Рождественские встречи» Аллы Пугачевой. Любэ становится лауреатом ежегодного песенного всесоюзного конкурса «Песня Года», (в 1990 году Любэ закрывали финальную новогоднюю программу конкурса песней «Атас»).
В 1991 году была выпущена пластинка (LP) с дебютным альбомом «Атас», песни которого: «Батька Махно», «Станция Таганская», «Не губите, мужики», «Атас»,«Люберцы» и др. были уже хорошо знакомы по телевидению, радио и концертам. Из-за технических особенностей виниловый носитель не вместил весь альбом целиком, (вошли только 11 из 14 песен). Позже на прилавках магазинов появился компакт-диск и аудиокассета с полнообъёмным первым альбомом.
В оформлении альбома художник Владимир Волегов сделал стилизацию группы под военизированный отряд времён гражданской войны 1919 г. передвигающийся на тачанке с пулемётом по селу, тем самым проведя параллель с хитом группы «Батька Махно».
Несмотря на выпуск своего первого официального альбома, группа занимается записью новых песен, активно гастролирует. Экономя студийное время Игорь Матвиенко записывает музыкальные партии в то время как группа находится на концертах.
В марте в СК «Олимпийский» была проведена серия концертов с программой под названием «Вся власть — Любэ!» при поддержке фирмы «ЛИС’С» в которую вошли как старые: «Атас», «Люберцы», «Батька Махно»; так и новые песни ранее не издававшиеся и не транслировавшиеся по радио и телевидению: «Не, валяй дурака, Америка», «Тулупчик заячий», «Помилуй, Господи, нас, грешных и спаси…» и др. В поддержку программы будет выпущена видеоверсия одноименного концерта:
Треклист программы «Вся власть — Любэ!» 1991г.
1. Попурри — ансамбль «Непоседы»
2. Люберцы
3. За тебя
4. Так всегда
5. Ночь
6. Трамвая «пятерочка»
7. Ёлки-палки (дуэт с Натальей Лапиной)
Интервью с Игорем Матвиенко
8. Батька Махно
9. Тулупчик заячий
10. Не валяй дурака, Америка!
11. Атас
12. А ну-ка, девушки
13. Помилуй, Господи, нас, грешных…
Особенной чертой рынка звукозаписи того времени был и остаётся неконтролируемый поток нелицензированной аудиопродукции. Не избежала этого и группа «Любэ». Первые песни второго альбома были украдены и распространялись без разрешения на аудоносителях. В целях сократить убытки ПЦ Игоря Матвиенко выпускает собственную, начальную, версию второго альбома под названием «Не валяй дурака, Америка».
« — Небольшая информация для фэнов, в связи с выпуском пиратского альбомы, мы вынуждены пойти на официальный выпуск собственной версии этого альбома…» — именно так продюсер группы Игорь Матвиенко сообщает на вступительной записи альбома.
Впервые «Любэ» приступает к съёмкам своего первого официального видеоклипа. Съёмки проходили в г. Сочи. на песню «Не, валяй дурака, Америка». Технической особенностью создания клипа стало внедрение компьютерной графики с элементами анимации. За режиссуру, компьютерную графику и анимацию отвечал Сергей Баженов (фирма «BS Graphics»). Художником выступил Дмитрий Веников. Клип был «прорисован» на «рисовальной коробке» Paintbox. Режиссёром съемок стал Кирилл Круглянский (компания «Русская тройка видео», сейчас: представитель президента Калмыкии). Фоном для клипа послужил сгоревший сочинский ресторан.
Клип снимался довольно долго, приходилось каждый кадр разрисовывать вручную. Готовый продукт был показан зрителю в 1992 году. Позже известный музыкальный обозреватель Артемий Троицкий отправил видеоклип на международный фестиваль «Midem» в Каннах, без уведомления участников «Любэ». Так, в 1994 году клип на песню «Не валяй дурака, Америка» получил специальный приз «За юмор и качество визуального ряда» (из 12 членов жюри только двое проголосовали против). По словам обозревателя журнала «Billboard» Джеффа Левензона, на упомянутой ярмарке «MIDEM» клип стал темой острых дебатов, в том числе и юристов, на предмет: является ли клип образцом комического милитаризма, завуалированной пропагандой или искусной пародией.
В самой группе происходит смена состава. Через газету «Московский комсомолец» было дано объявление о наборе хора, так в группе появились бэк-вокалисты Евгений Насибулин (ушёл в хор им. Пятницкого) и Олег Зенин (организовал гр. «Наше дело» в 1992 г.) Решив заняться собственным проектом, а именно, восходящей звездой из Минска Аленой Свиридовой, группу покидает Юрий Рипях, на его место приходит барабанщик группы «Гуляй Поле» Александр Ерохин. Вслед за ним, временно, по семейным обстоятельствам из «Любэ» уходит бас-гитарист Александр Николаев, бас-гитару в составе группы стал осваивать Сергей Башлыков, ныне открывший школу игры на гитаре в Германии.
В 1992 году группа выпустила второй альбом «Кто сказал, что мы плохо жили. ». Вышедший ещё год назад в 1991 г., промежуточный альбом обретает полноценный релиз — добавлены ранее не вошедшие песни, выпущен фирменный диск с полиграфией. Работа над альбомом заняла два года. Запись была сделана на студиях звукозаписи Московского Дорца Молодёжи и студии Стаса Намина (SNC). Мастеринг был произведен в германии, в Мюнхенской студии MSM, (режиссёр — Christoph Stickel). Среди наиболее известных песен альбома: «Давай-наяривай», « Не валяй дурака, Америка», «Тулупчик заячий», «Трамвай пятерочка», «Старый барин».
Текст во внутреннем вкладыше альбома «Кто сказал, что мы плохо жили. »
На ранних изданиях альбома (издавашихся в Германии) используется весьма скудная информация о группе, указанная вразнобой со множеством грамматических ошибок. Данный факт характерен для множества изданий того времени (даже фирменных) за границей. Тем не менее именно это издание считается первым официальным для данного альбома и пользуется большим спросом с соответствующей ценой у поклонников. В оформлении диска использовались фото музыкантов группы на фоне старых дворов Москвы, сделанные Е. Военским, а также исторические фотографии 20-30-х гг..
С выходом второго альбома группу покидает гитарист Александр Вайнберг. Вместе с бэк-вокалистом Олегом Зениным он организовывает группу «Наше дело».
1992—1994
Еще в 1992 году «Любэ» приступают к записи новых песен отличающихся от песен предыдущих двух альбомов своей серьёзностью, качеством звука, преимущественно роковым звучанием с элементами народных инструментов и развёрнутыми партиями хора. Запись песен для нового альбома продолжалась почти два года. Авторами текстов выступили: Александр Шаганов, Михаил Андреев и Владимир Баранов. Вся музыка и аранжировки написаны Игорем Матвиенко. С альбома «Зона Любэ», выпущенного в 1994 году в качестве саундтрека к одноименному фильму, начинается работа Николая Расторгуева в кинематографе. В фильме прозучали песни «Дорога», «Младшая сестренка», «Конь».
1995—1996
7 мая 1995 года в честь 50-летия Победы впервые в эфире прозвучала песня «Любэ» — «Комбат». Планировался даже военизированный клип, для чего были отсняты кадры учений Воздушно-десантной дивизии, но не успели к сроку. Работа над следующим альбомом, началась в 1995 году. В 1996г. на фестивале в Витебске Николай Расторгуев в дуэте с Людмилой Зыкиной исполнил песню Побеседуй со мной (музыка Игоря Матвиенко, слова Александра Шаганова). Эта песня вошла в состав нового альбома, посвященного военной теме. Содержание этого альбома оказалось созвучным с настроением российского общества, переживавшего чеченскую войну. Песня «Комбат» уверенно заняла первые строчки российских хит-парадов. В альбоме, вышедшем в мае 1996, были собраны как новые композиции: «Самоволочка», «Главное — что есть ты у меня», «Улочки московские», так уже знакомые нескольким поколениям песни «Спят курганы темные», «Служили два товарища». Бас-гитарист Александр Николаев, работавший в группе со дня основания, погиб в автокатастрофе 7 августа 1996 года.
В 1997 году вышел промежуточный сборник лучшего — «Собрание сочинений» и лирическое творение «Песни о людях». Одной из любимых песен Расторгуева, вошедших в этот альбом, является «Там, за туманами».
Клип «Не валяй дурака, Америка» получил в Каннах Гран-при фестиваля рекламных фильмов за лучшую режиссуру. На V церемонии вручения Премии российской индустрии звукозаписи «Рекордъ-2003» в ноябре 2003 года «Альбомом года» была признана пластинка «Давай за…», державшаяся на вершине чартов продаж почти весь 2002 год. Фильмография лидера «Любэ» на сегодняшний день состоит, помимо вышеназванного, ещё из двух фильмов: «На бойком месте» и «Чек».
Группа участвовала в предвыборной компании блока «Родина» в 2003 году. Впоследствии группа не раз проводила концерты в поддержку партии «Единая Россия» и молодежного движения «Молодая Гвардия».
В последующие годы популярность группы росла. По данным исследовательского холдинга ROMIR Monitoring на январь 2006 года, 17 % опрошенных назвали «Любэ» лучшей поп-группой. Постепенно корректировалась и направленность музыкального творчества группы, затронувшего в середине 1990-х годов актуальную военную рок-тематику и дворовый шансон, во многом переработавшего традиции советской эстрады.
Николай Расторгуев — Заслуженный артист (1997) и Народный артист России (2002). Музыкантам группы Анатолию Кулешову, Виталию Локтеву и Александру Ерохину также были присвоены звания Заслуженного артиста (2004).
Бэк-вокалист группы Анатолий Кулешов, участвовавший в коллективе со дня основания, трагически погиб в автокатастрофе 19 апреля 2009.
В 2010 году Николай Расторгуев стал депутатом Федерального Собрания фракции «Единая Россия» Ставропольского края.
«Любэ»: гид по альбомам от худшего к лучшему
Анализируем творческий путь коллектива — от люберов в гимнастерках до самой государственной группы в стране.
Этот топ наверняка вызовет вопросы или даже гнев у читателя, рассматривающего «Любэ» исключительно как патриотическую группу на госслужбе.
Это несправедливо. Да, Матвиенко (как идеолог, продюсер и автор музыки в группе) и Расторгуев (как исполнитель) в последние пятнадцать лет полностью синхронизировались с официальной линией патриотизма. Но «Любэ» была и остается группой с не конъюнктурным, а глубинным представлением о государственности и менталитете.
Песни «Любэ» объединяют шансонная задушевность, расчетливость поп-музыки и рок-энергетика. При этом под один из трех жанров группа полностью не подходит, — слишком брутальные для поп-музыки, слишком панибратские для рока, чересчур солидные для шансона. Песни «Любэ» универсальны для любого русского праздника: их запоют и на семейном застолье в глубинке, и на московской тусовке, дошедшей до состояния алкогольного катарсиса. Песни «Любэ», если угодно, способны объяснить необъятную русскую душу.
Наследие «Любэ» для протокола можно не признать, игнорировать, отменить, но только попробуйте выкинуть их песни из памяти — не получится.
«За тебя, Родина-мать!»
«Любэ» в финальной, ультрапатриотической — и самой грустной итерации. С одной стороны, Игорь Матвиенко будто бы совсем растерял мелодическую хватку: попробуйте сыскать тут хотя бы один хит — не найдете! С другой стороны, «Любэ» здесь окончательно откалибровалась под линию партии: посмотрите хотя бы на треклист — «Все путем», «Гимн Родине», «Все зависит от Бога и немного от нас», «За тебя, Родина-мать» — выглядит все это как озвучка мероприятий движения «НОД».
На последнем альбоме «Любэ» будто бы выполнили весь чек-лист госпатриотизма: упоминание (пусть и косвенное) первого лица страны — check. Религиозная тематика — check. Военная тематика — check. Неоднократный неймдроппинг слова «Родина» (с большой буквы) — check. Очень грустно для группы, которая всегда лучше и успешнее прочих понимала и транслировала патриотизм не государственного, а народного толка.
«Рассея»
В первой половине 2000-х «Любэ» драматически огосударствилась — не в последнюю очередь благодаря новой ачивке «любимая группа Путина». Совпадение или нет — после этого «Любэ» стала будто бы стараться соответствовать этому статусу.
В 2004 году «Любэ» записала песню «По высокой траве» с офицерами группы «Альфа» (подразделение ФСБ) — важный сигнал о том, что коллектив стал двигаться официальным курсом, — а год спустя выпустила альбом с кричащим заглавием «Рассея». Заглавная песня про Енисей и Волгу — пожалуй, самое прямолобое патриотическое высказывание группы: раньше «Любэ» признавалась в любви к Родине с помощью сопутствующих триггеров — берез, ночки темной, речки быстрой и полустаночков, а теперь — открыто. Впрочем, это не все: на «Рассее» есть хард-роковая версия гимна России и композиция с припевом «Русские любят русских». В итоге на общем фоне выделяется лишь «Не смотри на часы» — классическая «Любэ» про «ребят с нашего двора».
Соблазнительно и легко связать воедино казенно-патриотический поровот «Любэ» и строительство вертикали власти. Совпадение или нет — год спустя после альбома Расторгуев получит партбилет «Единой России».
Если на «Рассее» группа предстала в патриотической ипостаси, то на «Своих» — в лирическо-бытовой. В 2009 году «Любэ» на миг свернула с курса на госпатриотизм и записала альбом о женщинах глазами русского мачо — там хватало и застольно-залихватских, и балладно-задушевных песен.
Из этого ряда безусловно выбиваются два номера. Первый — патриотический «Мой адмирал», который будто бы случайно затесался в треклист «Своих». Второй — надрывно-истерическая заглавная песня — мощное высказывание от лица человека, который искал женщину, но нашел вечно непочатую бутылку.
«Свои», хоть и, очевидно, не столь хитоемкий альбом, как любая пластинка из 90-х и начала 00-х, но последний на текущий момент, где «Любэ» позволила себе отступить от военно-патриотического курса.
«Комбат»
7 мая 1995 года, буквально за пару дней до 50-летия победы, «Любэ» записала композицию «Комбат». Вроде бы ретроспективная песня о былых сражениях тут же попала в нерв времени — лирика про батальоны, батареи и солдатов, которые видят мамку во сне, срезонировала с бушевавшей тогда чеченской кампанией.
«Комбат» (песня, в смысле) ярко расчертила границу между старыми и новыми «Любэ». Еще пару лет назад Расторгуев пел о том, как «трогал титьки за картофельный мешок», а теперь на обложке нового альбома его группы — орден Красной Звезды с серпом и молотом, а в треклисте — серьезные песни на военную и околовоенную тематику, в контекст которых вписывается даже нейтральная сердечная баллада «Главное, что ты есть у меня».
Несмотря на то, что взросление «Любэ» в карьерном смысле пошло только на пользу группе, немного жаль, что с развеселым люберецким хулиганством было покончено.
«Атас» вышел тогда, когда его авторам — Матвиенко и поэту Александру Шаганову — было 25–28 лет, а исполнителю Расторгуеву (который пел в ВИА «Лейся, песня» и группе «Рондо») — уже чуть за тридцать. Не сказать, что эти песни шли Николаю на 100%: все-таки строчки «сшей мне, мама, клетчатые брюки, я в них по улице пойду» от лица юного непутевого любера сложно сопоставить с брутальным тридцатилетним мужиком. Справедливости ради: это первый и последний раз, когда проблема соответствия у «Любэ» вообще существовала, — по ходу всей дальнейшей карьеры Расторгуев пел песни Матвенко и Шаганова/Андреева, что называется, по-хозяйски; со стороны и не скажешь, что условного «Комбата» написал не он!
«Песни о людях»
На обложке альбома — фото из вагона-ресторана. «Песни о людях», смирные и тихие, будто созданы для сантиментов и воспоминаний под звук колес — об ушедших годах, маме, Кирюхе по кличке Флакон и пиве из бидона.
На этом альбоме начинают отчетливо виднеться старания и амбиции Матвиенко по реставрации советской песни — тут и замах Расторгуева на дуэт не абы с кем, а с самой Людмилой Зыкиной, и героическая патетика «Там за туманами», очевидный реверанс в сторону советской военной лирики, и кавер «Песни о друге», которую исполнял еще Эдуард Хиль в 60-х.
«Полустаночки»
Одно из важных качеств «Любэ» конца 90-х и начала 00-х — ловко балансировать между военно-героической и задушевной лирикой — отчетливо проявилось на «Полустаночках», где баллада на все времена «Позови меня тихо по имени» находится на равных правах с песней «Солдат», а «Старые друзья» (по сути, ремейк «Ребят с нашего двора») — с «Операми». К слову, здесь «Любэ» впервые (и успешно) открывает для себя жанр саундтреков к сериалам: попробуйте вспомнить сейчас сериал «Убойная сила», чтобы сразу же в голове не заиграла «Прорвемся, ответят опера», — это невозможно!
«Полустаночки» созданы из трепетного отношения к советской эстраде, русской песенной традиции и сказочной мифологии о глубокой русской душе. Здесь героями на равных началах становятся и солдат на передовой, и солдат после войны, и одинокий железнодорожник на полустаночке, и безвестный дед. Складывается ощущение, что Матвиенко с Расторгуевым понимают куда лучше, чем рандомный человек в галстуке из телевизора.
«Давай за…»
Но это будет позже, а пока, в 2002 году, первое лицо скромно сидит в зале на концерте «Любэ» идаже ждет Расторгуева у гримерки, а группа записывает самый «советский» альбом. «Давай за…» — дань уважения старым ВИА и чуть ли не попытка дословного прочтения их метода. Здесь время от времени звучит электроорган из 70-х, а также наличествуют и другие приметы старой эстрады разных лет: производственная лирика во славу труда, романс, шейк про подружек-однокурсниц.
«Давай за…» — не только самый советский по духу и звуку альбом, но и самый жизнерадостный и в хорошем смысле бытовой. Если убрать за скобки героику заглавной песни, тут тишь да гладь, благолепие и пастораль — ночка темная, речка быстрая, белые березы, летние покосы. И одинокая луна.
«Кто сказал, что мы плохо жили. »
«Кто сказал, что мы плохо жили? Ша!» — задиристый топлайн второго альбома «Любэ» обращается прямиком к будущим избирателям КПРФ и будто бы зачинает реваншистские настроения и тоску по СССР задолго до ее фактического начала.
На втором альбоме «Любэ» Матвиенко и Расторгуев мастерски разыгрывают комбо из колобродных частушек на базе похабства и вещей, зарождающих основу для будущего гражданско-патриотического канона. Например, здесь есть песня «Не валяй дурака, Америка!» — пока что гротескно-шутливый, но вполне уже политический манифест. Или «Помилуй, Господи, нас грешных» — Расторгуев вдруг резко принимает серьезную мину и поет от лица моряка во время шторма. Появляется тут впервые и тема ностальгии — сантименты о Черемушках, которых больше нет, в песне «Трамвай пятерочка».
«Кто сказал, что мы плохо жили. » набит хитами под завязку: этот текст безусловно заслуживает хвалебных слов о скиллах Матвиенко-хитмейкера и Шаганова-сонграйтера, которые еще в ранние годы «Любэ» расчетливо насаживали фразы-крючки на уши слушателя, — тому, как в первом треке фонетически обыгрывают строчку «а ну давай-давай наяривай», наверняка бы рукоплескали какие‑нибудь шведские тяжеловесы хитодельчества.
Впрочем, ценность альбома не только в этом: именно тут «Любэ» выписывается из Люберец, чтобы стать своей везде от Волги и до Енисея, и начинает строить фундамент самой народной группы страны.
«Зона Любэ»
Зрелищный финал «хулиганской трилогии». Беспокойный, припадочный, нервный и лучший альбом «Любэ». И, пожалуй, единственный в своем роде — местами «Любэ» превращается в настоящую, всамделишнюю рок-группу, причем в самом доходчивом и популярном значении слова «рок»: например, в первой песне Расторгуев срывается на крик (и пугает неподготовленного слушателя), во второй — под фанковый бас орет будто Фил Ансельмо из группы Pantera.
Примечательно, как при этом рок-форма встречает шансонную тематику, — «Любэ» в первый и последний раз так внимательно обращается к лагерной и сопутствующей лирике — да так, что безобидная «Дорога» в этой связи обрастает соответствующими смыслами.
Нельзя не сказать и про экранизацию «Зоны Любэ»,сюжетный фильм-концерт про вымышленные выступления группы на зоне, — где женщины-«зэчки» входят в раж от «Давай-наяривай», а юноши из колонии коллективно братаются, когда звучит «Сирота казанская».
Но ключевой хайлайт альбома — «Конь», вошедший в застольный канон на равных основаниях с народным фольклором, — возможно, главное наследие Матвиенко и Шаганова.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов