люди оживили неживые предметы но что то пошло не так

Люди оживили неживые предметы но что то пошло не так, название фильма?

Технологии будущего позволили человечеству достичь невероятного прогресса в сфере рекламы — были созданы живые маскоты. Товар презентовал и продавал сам себя! И даже больше: компания-создатель могла дать «жизнь» любой вещи. Великое научное достижение. Однако все забыли об одной главной проблеме: «живые» вещи — живые.

Как называется фильм где люди оживили неживые предметы, но что то пошло не так?

Создатель этого короткометражного фильма, режиссер Стефан Злотеску, вернулся с еще одним «доказательством концепции» для своего следующего проекта — Product Wars.. Он также объединяет создание компьютерной графики в реальные кадры, перенося нас в альтернативную историю, где талисманы и маркетинговые персонажи генетически созданы для того, чтобы действительно существовать. Это немного жутко, и Стефан продвигает эту концепцию в апокалиптическую сферу. Это поучительная история о консьюмеризме и маркетинге, а также о том, насколько плохо это может / будет.

Подтверждение концепции IP создателями True Skin и Pastel

Автор и постановщик: Стефан Злотеску

Продюсер: Стефан Злотеску, H1, Влад Каприни, Стив Цирлин

Ассоциированные продюсеры: Михай и Адриан Пиркалабу, Омар А. Саид

Исполнительный продюсер: Патрик Джин

Музыка: Out Alive — Джей-Панч и Дэйв Муншайн

Короткометражный фильм называется «Товарные войны» 2018 года

Источник

Антропоморфизм: оживляя неживое

Человеку свойственно все непонятное интерпретировать на свой лад. В большинстве случаев это приводится к единственному знаменателю – к собственной персоне. В любые времена люди с интересом изучали самих себя, стремясь найти причины своих страхов и поступков. Наделение неодушевленных предметов человеческими качествами – один из способов обуздать непонятное, усмирить тревогу.

люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Смотреть фото люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Смотреть картинку люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Картинка про люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Фото люди оживили неживые предметы но что то пошло не так
Антропоморфизм зародился в XVIII веке в связи с излишним «очеловечиванием» христианского Бога. Это явление в философии и психологии означает приписывание предметам и нечеловеческим существам характеров, эмоций, намерений и других свойств. Часто подобные суждения относятся к животным, роботам и машинам, внешне схожим с людьми.

Причины антропоморфизма

Если рассматривать понятие антропоморфизма в психологии, стоит начать с особенностей головного мозга. Устройство мозга предполагает определенные ограничения. Так получается, что информация о живых существах и неодушевленных предметах обрабатывается одной зоной мозга. Эти когнитивные процессы осуществляются благодаря системе зеркальных нейронов. Пример: в наблюдении за людьми, поднимающими руку, и за экскаватором с работающим ковшом активизируются одни и те же клетки. Это ведет к восприятию неодушевленных предметов как живых.

Замечено, что у группы людей с проблемами аутистического спектра способность к одушевлению развита намного хуже, несмотря на такие же зеркальные нейроны. Но не только нервная система несет ответственность за оживление предметов. Непосредственное участие принимают также гормоны. В первую очередь это окситоцин – гормон радости, выделяющийся при прикосновениях к людям. В ходе одного из экспериментов испытуемым была введена дополнительная доза окситоцина и показаны изображения дотрагивающихся друг до друга людей и соприкасающихся предметов. Затем их просили выбрать снимки, где происходит общение. В результате большинство из них выбрали картинки с неодушевленными предметами.

Дополнительные источники склонностей к антропоморфизму

Помимо биологических причин на развитие принципа антропоморфизма влияют психологические и социальные факторы. Толкает на это зависимость от общения, желание создавать и укреплять связи. Если рядом в определенный момент не оказывается других людей, подсознание может заставить нас разговаривать с телевизором, будильником, отражением в зеркале. Не последнее значение в склонностях к антропоморфному мировосприятию имеют первичные знания. Здесь все просто, ведь человек знает себя как нельзя лучше, а при открытии нового необходимо опираться на уже приобретенный опыт.

Почему люди приписывают эмоции другим живым существам?

Антропоморфизм позволяет наделять характеристиками не только предметы, но и других живых существ. Допустим, владельцы домашних животных уверены, что их питомец обладает богатым внутренним миром и уникальным характером. К сожалению, это не соответствует действительности. Животные испытывают лишь несколько основных чувств: страх, злость, ненависть, счастье, удивление и грусть.

Люди нуждаются в частичном антропоморфизме, но это не означает, что мы не готовы к рациональной оценке реальности или не соответствуем миру, в котором живем. Возможно стоить относиться к нему, как к способу экономии ресурсов для эффективного расхода на решение важных задач. Естественно, мы можем контролировать процесс и говорить о предметах с использованием подходящей лексики. Но это не главное. Важно помнить, что даже если рассуждать о предмете как о разумном существе, необходимо помнить о его истинном происхождении и предназначении. В любом случае, мир будет жить по своим законам, несмотря ни на что.

Антропоморфизм частично говорит о способности человека создавать ассоциации. А это, в свою очередь, является хорошим приемом в развитии способности запоминания информации. Но научиться создавать ассоциации можно и без наделения человеческими качествами неживых предметов. Например, такой навык поможет разить курс Викиум «Мнемотехники».

Источник

Ожившая голова: жуткие эксперименты ученых по «воскрешению из мертвых»

люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Смотреть фото люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Смотреть картинку люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Картинка про люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Фото люди оживили неживые предметы но что то пошло не так

Российские учёные оживили доисторических червей, найденных в вечной мерзлоте в Якутии. Результаты эксперимента опубликовали в одном из ведущих научных изданий. По словам исследователей, они держали ледяные блоки с замороженными червями при температуре 20 градусов Цельсия в течение нескольких недель. В процессе оттаивания биологи заметили, что две особи стали проявлять признаки жизни – начали двигаться и даже питаться. Одному из червей – 32 тысячи лет. Второму – почти 42 тысячи. Это эпоха позднего палеолита. Успешные опыты по оживлению животных проводили ещё советские учёные. Какой реальный эксперимент вдохновил фантаста Александра Беляева на создание романа «Голова профессора Доуэля»? И как нейрохирурги смогли оживить мозг свиньи через четыре часа после её смерти? На эти вопросы ответили эксперты программы «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.

За 3 минуты до смерти

Французского химика Антуана Лавуазье в 1794 году приговорили к казни на гильотине. По легенде он попросил своего помощника посчитать, сколько раз он моргнёт после того, как ему отрубят голову. Так Лавуазье собирался внести свой последний вклад в науку. И ему это удалось. По одним рассказам он моргнул 10 раз, по другим – 30.

люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Смотреть фото люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Смотреть картинку люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Картинка про люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Фото люди оживили неживые предметы но что то пошло не так

Голова профессора Доуэля

В 1925 году в Советском Союзе опубликовали фантастический роман Александра Беляева «Голова профессора Доуэля». По легенде» писатель вдохновился реальными экспериментами знаменитого физиолога Алексея Кулябко.

Профессор изучал жизненные функции мозга у окуня с отделённой от туловища головой. Когда рыба переставала подавать признаки жизни, Кулябко пропускал через сосуды её мозга физраствор. И окунь оживал. Он мог открывать, закрывать рот и даже шевелить глазами. Однако провести похожий эксперимент на животных с более развитым мозгом учёному не удалось.

люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Смотреть фото люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Смотреть картинку люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Картинка про люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Фото люди оживили неживые предметы но что то пошло не так

Аппарат для оживления мертвых

Ближе всего к реализации мечты о воскрешении живых существ подошёл советский физиолог Сергей Брюхоненко. Во время Первой мировой войны он лечил тяжелораненых солдат. Большая часть его пациентов погибала.

Вернувшись с фронта, Брюхоненко изобрёл аппарат искусственного кровообращения, который назвал автожектором. Устройство состояло из двух механических насосов и лёгких донорского животного. Один насос откачивал кровь из вены и обогащал её кислородом. Через другую трубку кровь попадала в артерию и возвращалась в организм. В 1928 году с помощью этого аппарата Брюхоненко оживил собаку, которой отсекли голову.

люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Смотреть фото люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Смотреть картинку люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Картинка про люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Фото люди оживили неживые предметы но что то пошло не так

Голова пса прожила отдельно от туловища два часа. Вдохновлённый успехом, Брюхоненко приступил к подготовке к следующему опыту – он попытался оживить собаку через 10 минут после её смерти. Из тела животного откачали всю кровь, а затем подключили к автожектору. Пёс ожил – сердцебиение восстановилось, зрачки снова начали реагировать на свет. Но восстановить работу мозга после кислородного голодания учёному не удалось.

Вернуться с того света

Опыты Брюхоненко пытались повторить и другие учёные. Советский патофизиолог Иоаким Петров в течение нескольких лет ставил аналогичные эксперименты в Ленинградском институте переливания крови. Он пытался оживить умерших животных, используя такие способы реанимации, как массаж сердца, электростимуляцию, искусственное дыхание и переливание крови. Иногда Петрову удавалось восстановить дыхание и сердцебиение животного даже через час после смерти.

люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Смотреть фото люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Смотреть картинку люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Картинка про люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Фото люди оживили неживые предметы но что то пошло не так

Качели жизни

В 30-е годы прошлого столетия эксперименты по «воскрешению из мёртвых» проводил и американский физиолог Роберт Корниш. Он придумал, как оживить убитое животное с помощью качелей. Подопытными учёного стали пять собак. Сначала он ввёл им смертельную дозу эфира. А затем начал раскачивать их трупы на специальном столе, пытаясь восстановить циркуляцию крови. В то же время каждому животному Корниш делал укол адреналина. В результате две собаки действительно ожили.

люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Смотреть фото люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Смотреть картинку люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Картинка про люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Фото люди оживили неживые предметы но что то пошло не так

Живые отрубленные головы

В 2019 году американские учёные снова решились на резонансный эксперимент. Нейробиологи из Йельского университета оживили свиней, которым отрубили головы, через четыре часа после смерти. Сначала исследователи извлекли мозги животных из черепа и поместили их в специальную камеру. Через катетер в мозг закачали раствор, напоминающий по своему составу кровь.

Эксперимент длился 36 часов. И всё это время учёные под руководством нейробиолога Ненада Сестана фиксировали мозговую активность свиней. Но пробудить сознание и полностью перезапустить работу мозга исследователям так и не удалось.

люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Смотреть фото люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Смотреть картинку люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Картинка про люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Фото люди оживили неживые предметы но что то пошло не так

Эксперимент американских исследователей ставит под сомнение необратимость повреждения человеческого мозга после смерти. Но как его оживить, учёные пока не знают. По словам нейробиолога Сестана, раствор, который помог воскресить свиней, не подходит для людей. Вдобавок пока неизвестно, сможет ли восстановиться сознание человека отдельно от его тела.

О невероятных событиях истории и современности, об удивительных изобретениях и явлениях вы можете узнать в программе «Загадки человечества» с Олегом Шишкиным! Смотрите с понедельника по пятницу в 13:00 на РЕН ТВ.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Музыка

Поиск по дневнику

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

Оживить неживую материю возможно Российские ученые стоят на пороге величайшего откр

Оживить неживую материю возможно

Российские ученые стоят на пороге величайшего открытия

люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Смотреть фото люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Смотреть картинку люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Картинка про люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Фото люди оживили неживые предметы но что то пошло не так

Если вы думаете, что попытки вдохнуть жизнь в неживую материю – это удел средневековых алхимиков, то вы ошибаетесь. И в наши дни многие ученые в абсолютно официальных научных центрах не оставляют попытки добиться подобного чуда в своих экспериментах.

люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Смотреть фото люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Смотреть картинку люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Картинка про люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Фото люди оживили неживые предметы но что то пошло не так

Поймите правильно, в наших словах нет никакой насмешки, и мы отнюдь не собираемся иронизировать над работами на эту тему. Все абсолютно серьезно. Ведь если вы не являетесь глубоко верующим человеком, уверенным, что жизнь на земле сотворил Господь Бог, то наверняка вопрос, откуда взялась жизнь на земле, не оставляет вас равнодушным. Версию, что мы потомки инопланетян, прилетевших когда-то на некоем летательном аппарате, также оставим в стороне, ибо речь идет лишь об официальной науке.

люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Смотреть фото люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Смотреть картинку люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Картинка про люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Фото люди оживили неживые предметы но что то пошло не так

Итак, как сообщили на днях многие новостные агентства, российские ученые Института комплексного анализа региональных проблем Дальневосточного отделения РАН проведут эксперименты, в ходе которых в неживой материи должна зародиться жизнь. И есть все основания быть уверенным, что, в конце концов, им это удастся.

люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Смотреть фото люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Смотреть картинку люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Картинка про люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Фото люди оживили неживые предметы но что то пошло не так

Попытки сделать из неживой материи клетку, которая будет накапливать энергию и информацию, а также копировать себя, основаны отнюдь не на сомнительных фантазиях или средневековых трактатах, а на элементарных законах физики и химии. Ученым давно известно, что для зарождения жизни необходимы: колебательная среда, органическое вещество и так называемый стресс (определенное воздействие высоких температур, давления).

люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Смотреть фото люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Смотреть картинку люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Картинка про люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Фото люди оживили неживые предметы но что то пошло не так

Все это есть, например, в термальных источниках Камчатки. Как известно регион этот относится к местам с высокой сейсмической активностью: здесь расположено большое количество вулканов, в том числе действующих, горящих гейзеров и термальных источников. Некоторые из них относятся к редкому гидрохимическому типу. То есть в них очень высокая концентрация бора, мышьяка, кремния, фтора, стронция и много еще чего. И хотя химический состав воды прямо скажем совсем не подходящий для жизни, однако здесь обитают простейшие микроорганизмы.

люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Смотреть фото люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Смотреть картинку люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Картинка про люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Фото люди оживили неживые предметы но что то пошло не так

Российские геохимики собираются воссоздать в лабораторных условиях в специальной камере такую же среду, что и в камчатских источниках и обеспечить колебательную среду, в которой можно регулировать все параметры. Ученые уверены, что при удачном стечении обстоятельств молекула должна «ожить».

У наших ученых есть и конкуренты в этом вопросе. Похожие опыты ставят или вот-вот начнут ставить в скором времени сразу несколько групп исследователей по всему миру. Не обошлось и без оппонентов. Интересно, однако, что даже скептики не опровергают возможность искусственного зарождения жизни. Критики заявляют лишь, что ничего нового дальневосточные геохимики не предложили, а лишь заново сформулировали известные законы термодинамики. И что самое главное: никто до сих пор еще не знает, что же такое живое на самом деле. Абсолютно никто не может дать точного определения этому понятию и разъяснить, каким же образом происходит «скачок» от неживого к живому.

люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Смотреть фото люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Смотреть картинку люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Картинка про люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Фото люди оживили неживые предметы но что то пошло не так

Специалисты же из других областей науки предупреждают, что, если опыты завершатся успешно, человечество, скорее всего, сначала начнет размышлять о практической стороне синтеза биологических реакций, а затем как обычно задумается об опасности, которую может нести искусственная жизнь. И с этими опасениями трудно не согласиться.

Рубрики:Тайны века, загадки, непознанное
Технологии, изобретения,

Метки: ученые

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Источник

Что такое парейдолия, апофения и гиперсемиотизация и почему мы ищем скрытые знаки там, где их нет

В середине ХХ века в Канаде в срочном порядке вывели из обращения банкноты с портретом короля, потому что в королевских локонах якобы прятался ухмыляющийся дьявол. Эта история — не штучный эксцесс: мания выискивать повсюду скрытые символы может не только овладеть одним человеком, но и разрастись до масштабов целой страны. Рассказываем, как и почему это происходило в прошлом и продолжается сейчас.

1994 год. Американка Диана Дайзер не смогла доесть свой тост с сыром: ей вдруг показалось, что на нем явно проступил лик Девы Марии. Кусочек жареного хлеба, который женщина бережно хранила десять лет, успел попасть в телешоу и в итоге был продан на eBay за 28 тысяч долларов.

Позже за немалые деньги на сайте купили куриную котлету с «лицом» Джорджа Вашингтона. А в начале нулевых тысячи верующих приезжали в Бангалор, чтобы помолиться лавашу с портретом Иисуса.

Парейдолия — зрительная иллюзия, при которой мы видим лица в неодушевленных предметах.

В наши дни находить ландшафты, похожие на человеческие лица, научились компьютерные системы. Например, немецкая программа Google Faces в 2013 году проанализировала спутниковые карты Земли, используя алгоритм распознавания лиц, и нашла их очертания в нескольких местах планеты.

Почему наш мозг находит лица там, где их нет? Космолог и популяризатор науки Карл Саган писал, что привычка сканировать пространство вокруг себя нужна была нашим предкам для выживания. Лучше спутать ветки и листья с лицом, чем не заметить в кустах хищника или чужака. Кроме того, у человека развился механизм, который позволял мгновенно оценивать эмоции других людей (например, агрессию), чтобы понимать, друзья это или враги.

Даже если перед нами не реальное лицо, а хаотичный набор точек, нам всё равно хочется этот хаос упорядочить. Мозг сравнивает увиденный объект с данными, которые хранятся в его долговременной памяти. Опираясь на недавний опыт и дополняя его ожиданиями, мозг соединяет точки, линии, пятна, определяет объем и достраивает форму до знакомого нам образа.

Мы «видим» знак, потому что ищем его. А ищем, потому что знаем, что именно искать.

Финские ученые выяснили, что религиозные люди чаще видят иллюзорные лица на изображениях, чем атеисты: подобные чудеса служат для них доказательством того, что сверхъестественное существует. Китайские и канадские неврологи сформулировали этот же вопрос так: почему люди с одинаковой активностью мозга видят на жареных тостах разные вещи — и тоже выяснили, что это зависит от вероисповедания и личных пристрастий. За свою статью они получили Шнобелевскую премию.

Недавно выяснилось, что видеть лица на предметах могут не только люди, но и обезьяны.

Сейчас интернет переполнен картинками, на которых овощи, бытовая техника и прочие предметы корчат нам гримасы: достаточно поискать по хештегам #iseefaces, #явижулица или посмотреть на сайте thingswithfaces.com. Но задолго до мемов и пикчеров — лет 400 назад — художники уже экспериментировали с «лицами» на картинах. После эпохи Возрождения в искусстве появился отдельный жанр — антропоморфные пейзажи. В изгибы рельефа творцы часто вписывали профиль бородатого мужчины.

люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Смотреть фото люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Смотреть картинку люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Картинка про люди оживили неживые предметы но что то пошло не так. Фото люди оживили неживые предметы но что то пошло не такИсточник

Но одно дело — увидеть лицо, посмеяться и забыть (или получить пачку денег за надкусанный тост, как сделала Диана Дайзер). И совсем другое — находить везде подозрительные совпадения, зашифрованные послания, скрытые смыслы и происки врагов.

Немецкий психиатр Клаус Конрад изучал поведение солдат вермахта, больных шизофренией. Первую стадию заболевания он описывал как сильную тревожность, сравнимую с мандражом перед публичным выступлением. А на второй развивалась паника.

Признаком психоза было то, что для больного каждый предмет или звук в окружающем пространстве начинал что-то значить. Шелестит листва — за ним следят. Храпят сослуживцы — ему не дадут повышения.

Причем когда пациент находил объяснение знакам и своему состоянию, он на время успокаивался. Для этого явления Конрад ввел особый термин — апофения.

Апофения (от греч. «делаю явным») — это стремление выделять из фона некие важные знаки и находить несуществующие взаимосвязи.

Как показали эксперименты социальных психологов, апофению можно вызвать и у здорового человека. Если «накрутить» испытуемого (например, обсуждать с ним негативный опыт из его детства), а затем привести в комнату, где висят абстрактные картинки, фотографии поверхности Марса, случайные числа, то очень вероятно, что он найдет в них взаимосвязи. Если же после неприятного разговора у человека будет время переключиться на другую деятельность, скажем, уборку, то на втором этапе знаков он не увидит.

Есть и химический способ усилить иллюзию совпадений — ввести препарат с дофамином, нейромедиатором, который дает чувство радости, например, при достижении цели и получении награды. Интересно, что у скептиков склонность находить связи в случайных событиях возрастает даже больше, чем у верующих.

Может быть интересно

Итак, в состоянии стресса, с ощущением угрозы человек скорее будет искать знаки там, где их нет. И чем сильнее чувство потери контроля, тем больше контроля он будет передавать воображаемому врагу.

А теперь представьте повседневную жизнь человека во времена Большого террора. Никто не знает, что будет завтра: найдут ли в твоей биографии к чему прицепиться, изобретут ли новые «преступления», приедут ли к твоему дому или арестуют прямо на рабочем месте. Когда оппозиция была уничтожена, «эксплуататоры» ликвидированы, а кулаки раскулачены, властям снова понадобились враги, на происки которых можно было бы списать все проблемы советского государства. И люди стали видеть знаки их присутствия в самых неожиданных местах.

Маленькие спичечные коробки с изображением огня, которые выпускала фабрика «Демьян Бедный» в Ленобласти, навсегда вошли в историю.

В 1937 году этикетку приказали изменить: стоило перевернуть картинку, как в языках пламени видели зловещие очертания профиля с бородкой — Троцкого, главного «врага народа». Ходили сплетни, что директора фабрики арестовали как троцкиста.

К тому моменту Троцкий несколько лет жил в изгнании, но для советского человека он стал воплощением зла. Пропаганда внушала населению, что троцкисты проникли во все сферы жизни и ведут подрывную работу, маскируясь под обычных людей. Если враг оставил след, значит, где-то поблизости и он сам. Поэтому жители всей страны превратились в детективов и начали искать «улики», отсылающие к концепции Льва Троцкого о пожаре мировой революции.

В отличие от психического заболевания социальная паранойя оказалась заразна: люди распространяли слухи об опасных вещах и сами становились возбудителями моральной паники. Власти раздували образ врага, чтобы усилить контроль за общественным сознанием, но в итоге они этот контроль потеряли. Поиск скрытых знаков превратился в эпидемию гиперсемиотизации, которая началась в 1935-м после убийства Кирова и растянулась на полвека.

Художник Михайлов запечатлел картину прощания с Кировым, убитым 1 декабря 1934 года (ответственность возложили на оппозиционеров-«зиновьевцев»): у гроба стояли Сталин, Ворошилов и Каганович. Когда эскиз сфотографировали для журнала «Искусство», в складках знамени, ставшего серым на черно-белом снимке, немедленно увидели «пляску смерти»: будто бы одна рука призрачного скелета тянется к Сталину, а другая хватает за шею Ворошилова. Картину уничтожили, а Михайлов за «контрреволюционную вылазку» был сослан в Воркуту, потом в Ухту и умер в 1940-м.

Необходимость пристально вглядываться в каждую вещь влияла и на поведение обычных людей. Осенью 1937 года по ленинградским, московским и крымским школам пронесся слух, что на пионерских галстуках выткана свастика.

На металлическом зажиме для галстука был выгравирован костер с тремя языками пламени, напоминающими вездесущую бородку Троцкого. А еще школьники видели там буквы ТЗШ и расшифровывали это как «троцкистско-зиновьевская шайка».

Такой организации никогда не существовало, но ее название перекочевало из риторики правительства в городские легенды. Злодейская «подпись» заставляла пионеров массово снимать галстуки. Власти сразу же нашли и наказали распространителей слухов. А чтобы люди не отказывались надевать советские атрибуты, власти пошли на попятную и организовали целую кампанию: мол, это враг придумал, чтобы дети галстуков не носили. Но всё было тщетно. Использовать зажимы больше никто не хотел.

Авторы книги «Опасные вещи» проводят параллель с похожими ситуациями — например с историей об «адописных иконах». В XIX веке в нескольких русских губерниях крестьяне вдруг начали разбивать их и расцарапывать верхний слой краски. По слухам, где-то нашли иконы, к которым приложил руку сам дьявол. «Поклонись мне семь лет — будешь мой вовеки» — такую надпись искали крестьяне под окладом, опасаясь, что молятся иконе врага, незаметно подчиняющего их своей власти.

Так же и с «опасным» коробком спичек или зажимом: если ты носишь с собой предмет со скрытой меткой врага, значит, ты становишься его агентом. Поэтому к таким вещам боялись даже прикасаться.

В том же 1937-м в Париже проходила Всемирная выставка, для которой готовили композицию «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной и Бориса Иофана. Скульптурную группу монтировали на территории завода. Когда работа была закончена, коллеги собрались отпраздновать событие. Посреди ночи звонит Иофан и передает слова испуганного охранника: на завод приехал Сталин, попросил включить прожекторы и минут двадцать рассматривал колхозницу. Кто-то доложил ему, что в складках юбки читается профиль Троцкого. Ко всеобщему облегчению, Сталин ничего в юбке не обнаружил и уехал.

На 1937 год пришлось и 100-летие со дня смерти Пушкина, которое отмечалось с особой торжественностью и служило символическим перерождением: «буржуазный» поэт должен был войти в советский пантеон наравне с летчиками и вождями. К юбилейной дате на обложках школьных тетрадей напечатали стихи поэта с иллюстрациями знаменитых художников. Внезапно в декабре школам и торговым точкам приказали изъять и уничтожить некоторые серии, выпущенные пензенскими и саратовскими фабриками. Почему?

На репродукции картины Васнецова полоски на мече и сапогах богатыря якобы складывались в контрреволюционный лозунг «Долой ВКП!». На портретах Пушкина властям мерещилась свастика: то на безымянном пальце, то прямо на лице.

Провели расследование и решили, что художник Смородкин специально вывел свастику, когда выполнял штриховку по картине Репина и Айвазовского «Прощание Пушкина с морем», а Петр Малевич на репродукции полотна «У лукоморья дуб зеленый» пририсовал трупам на земле красноармейские шлемы.

Школьники и учителя бросились выдирать обложки всех тетрадей без разбору, в том числе никак не связанных с юбилеем. Целый год дети заворачивали тетради в газету. По обвинению в диверсии Малевича сослали в Воркуту, а Смородкина — на Колыму, где тот потерял пальцы ног. На два десятилетия «оскверненные» обложки превратились в опасные вещи, хранение которых увеличивало срок при аресте.

Свастику находили везде: в узорах тканей, в конструкции лопастей маслобойки, на срезе колбасы, в пришитых крест-накрест пуговицах — в том числе на плаще самого Сталина. А тираж выпуска газеты «Правда» однажды был полностью уничтожен из-за одного снимка: на нем Сталин стоял рядом с болгарским коммунистом Димитровым, у которого челка свисала на лоб в форме свастики. Надзиратели в лагерях тоже должны были сохранять бдительность: одной женщине чуть было не дали второй срок за якобы вытканную свастику на самодельной детской одежде. После окончания Великой Отечественной в народе говорили, что пленные немцы из мести строили в СССР заводы и больницы в форме свастики.

В апреле 1937-го в украинской газете «Комуніст» опубликовали фото котельной нового промышленного комплекса. Через две недели после выхода номера в НКВД лежал донос, что в ветвях деревьев вокруг котельной умышленно скрыт портрет Троцкого. Фотографа и ретушера, который накладывал белила и якобы «выпятил» таким образом лицо врага, арестовали. Из-за одной этой фотографии было сломано несколько жизней.

В СССР издавались целые методички о коварных способах семиотического «вредительства», которое цензорам нужно было выискивать с особой тщательностью. Выпускаемую продукцию разглядывали через увеличительное стекло и писали кляузы обо всем, что выглядело хоть сколько-нибудь подозрительным: об игре света и тени, сочетании красок, дорисованных контурах.

По воспоминаниям журналиста Алексея Аджубея, зятя Хрущева, дежурный с лупой исчез из редакции «Комсомолки» только в 1950-х.

Всё это можно было бы считать абсурдом, если бы в истории не было случаев реального использования знаков. В оккупированной нацистами Норвегии немецкая цензура пропустила в печать огромный тираж рождественских открыток, не заметив зашифрованные в них символы норвежского Сопротивления. Гномы, одетые в цвета национального флага, открывали сундуки, узор на которых складывался в монограмму HVII (короля Норвегии звали Хаакон VII).

Автора рисунка объявили в розыск, но было поздно: открытки еще на пару лет стали «паролем» для участников Сопротивления. Они действительно размещали повсюду знаки для сплочения протестного сообщества, а немецкая полиция пыталась их запутать и вычислить, добавляя ложные сигналы.

У вымышленных зданий в виде свастики тоже были реальные прототипы.

Архитекторам-конструктивистам в 1920-е годы нравилось строить дома в форме огромных знаков, которые читались бы с высоты птичьего полета. Так в Ростове-на-Дону появился «театр-трактор», а в Самаре — школы в форме серпа и молота. В середине XX века в Сибири и на Урале рассказывали байки о домах в виде серпа и молота или букв «СССР», в Харькове — в виде первых нот «Интернационала». Для городов это был способ обрести уникальную идентичность в период массовой однотипной застройки.

В эпоху Хрущева и Брежнева с поиска внутреннего врага переключились на сферу внешней политики. Если в 1930-х за политический анекдот или слух сажали по статье «Антисоветская агитация и пропаганда», то в 1960–1970-х на любителей покритиковать родину смотрели как на результат влияния Запада или как на пособников ЦРУ, особенно когда те слушали зарубежное радио.

В 1960-е годы испортились отношения Советского Союза с Израилем. Новыми врагами стали сионисты, и нашелся очередной «символ зла» — звезда Давида.

Встревоженные граждане усмотрели скрытую диверсию даже в снежинках, напечатанных в журнале «Огонек». Потребовалось официальное подтверждение из Института кристаллографии, что снежинки в природе бывают шестиконечными.

Что уж говорить о перманентном страхе Третьей мировой. Знаки грядущей катастрофы видели в каждой мелочи: то колонка в газете не так написана, то Брежнев не так посмотрел. В школах обсуждали, что американский президент носит с собой чемоданчик с красной кнопкой: нажмет на нее, и все умрут. Из уст в уста передавалась инструкция, как спастись от облучения в случае ядерной войны: нужно пропитать одежду тертым хозяйственном мылом.

Самым страшным автомобилем в советское время была «черная машина» карательных органов. В 1930-е это была «эмка» или «маруся», на которой увозили арестантов, в 1950-е ходили слухи о том, что Берия на черной «Волге» похищает и насилует молоденьких девушек, а в 1980-е из взрослых страшилок родилась детская: в номерах черных машин выискивали зловещие буквы ССД, что означало «смерть советским детям».

Несколько историй связаны с Олимпиадой 1980 года в Москве.

Властям очень не хотелось, чтобы народ общался с иностранцами и тем более что-то у них покупал, поэтому перед Олимпиадой спецслужбы начали вбрасывать в массы «предупреждающие» слухи. Якобы иностранцы на улице предлагают детям жвачки с толченым стеклом, размещают в транспорте и кинотеатрах зараженные смертельной болезнью иглы и продают джинсы, полные вшей. Любое действие рассматривалось как знак того, что иностранцы хотят навредить советским гражданам.

Немецкая группа «Чингисхан» специально к «Евровидению»-1979 написала заводную песню Moskau, в которой поется о том, что Москва загадочна и полна огня, а любовь на вкус похожа на икру.

Песню запретили ставить на дискотеках из-за слухов о том, что в тексте скрыто послание: «Москау, Москау, закидаем бомбами! Будет вам Олимпиада, на руинах Кремля построим лагеря».

И люди верили, хотя многие учили немецкий в школе.

Однако это были уже последние отголоски гиперсемиотизации. В 1982-м украинские оперативники разглядели свастику на пуговицах вельветовых костюмов из Японии и доложили начальству. Чиновники даже разбираться не стали, написав на полях доноса: «Маразм 1937 года».

Однако поиск скрытой «семиотической опасности» пережил СССР и, разумеется, не является сугубо советским феноменом.

После теракта 11 сентября 2001 года на снимках вспыхнувшей башни-близнеца некоторым верующим привиделось лицо Сатаны. В разгар украинского кризиса 2014-го символику «укрофашистов» россияне нашли в расцветке забора на детской площадке. В Турции в 2016-м уничтожили сотни тысяч книг с упоминанием Фетхуллаха Гюлена, осужденного за подготовку военного переворота, — и в том числе ни в чем не повинный учебник по математике, где была задача про расстояние от пункта Ф до пункта Г.

Но военные конфликты — не единственная причина таких казусов.

Год назад мусульмане публично сжигали кроссовки Nike, подошва которых якобы оставляет след в виде слова «Аллах», заставляя покупателей оскорблять Всевышнего.

Певице Кэти Перри, выпускавшей обувь под своим брендом, пришлось отозвать из продажи черные туфли с глазами из-за обвинений в расизме. А летом 2020-го глава российского Союза женщин усмотрела пропаганду ЛГБТ в мороженом «Радуга».

Как и тысячи лет назад, человеком движет страх. Когда люди не знают, как реагировать на угрозу (неважно, исходит она от фашистов, расистов, иностранцев или врагов народа), они начинают проявлять «бдительность», находить взаимосвязи и сочинять легенды.

И всё же в парейдолии, апофении и гиперсемиотизации есть и положительные стороны. Благодаря способности проводить аналогии, мыслить абстрактно и оперировать образами люди создали множество разных культур и языков. Леонардо да Винчи писал, что символы и лица, увиденные им в трещинах на каменных стенах, вдохновляли его на новые произведения. А уж сколько фильмов и книг построено на последовательном разгадывании скрытых знаков! Маразм маразмом, но как скучно было бы жить, если бы мы всего этого не умели.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *