людовик святой завершил свой брак что значит
7 картинок и текст. Не ломать!
– Ну что же вы? Идите! – язвительным тоном произнесла Бланка Кастильская, разрешая своему сыну Людовику впервые посетить молодую супругу, с которой он обвенчался четыре дня назад. – Теперь вам следует подумать о вашем потомстве.
Отправив сына в спальню жены, королева осталась в коридоре у порога супружеской опочивальни. Когда Бланка решила, что отпущенное ею время истекло, она резко распахнула дверь в апартаменты Маргариты и громко произнесла:
– Довольно на сегодня! Встаньте, Людовик!
И ни слова не сказав своей юной невестке, проводила сына в его покои.
Никакие свадебные торжества не могли бы сравниться по унынию с теми, что состоялись 27 мая 1234 года в добром городе Сансе. В тот день праздновали бракосочетание девятнадцатилетнего короля Людовика IX и четырнадцатилетней Маргариты, дочери Раймона Беранже, графа Прованского.
Юные жених и невеста влюбились друг в друга с первого взгляда. Это произошло накануне свадьбы, когда их кортежи встретились на полпути между Парижем и Форкалькье. И теперь, сидя рядом, они улыбались, держась за руки, и весь мир, казалось, перестал для них существовать. Поэтому никто не понимал, почему королева-мать, столь усердно добивавшаяся этого брака, со вчерашнего дня ведет себя так, как если бы находилась на похоронах…
Да неужто никто? Полноте! Всем было известно, что именно она, королева-мать, отправила монахов на поиски подходящей принцессы, будущей жены французского государя. И Жиль де Флажи, который поехал в Прованс, чтобы хорошенько рассмотреть дочерей графа, а также Готье Корню, епископ Санса, и Жан де Нель, которые привезли невесту во Францию, в полной мере испытали на себе гнев королевы.
– Я велела вам, – суровым взглядом окинув послов, сказала Бланка Кастильская, – выбрать принцессу набожную, добрую, благочестивую, добродетельную…
– Но, Ваше Величество, Маргарита именно такая… – осмелился вставить де Флажи. – Она очень набожна, очень добра… Все провансальцы гордятся своей юной принцессой и готовы носить ее на руках…
– Еще бы! – саркастически отозвалась королева. – Ее боготворит и вся эта пестрая толпа сумасшедших менестрелей, акробатов, поэтов и развязных девиц со странными манерами, которых Маргарита притащила с собой… Вы забыли, что я настаивала, чтобы невеста не была слишком красивой, ибо красота может ввергнуть юного короля в пучину греха, не говоря уже о том, что отвлечет его от государственных дел? И вот случилось то, чего я больше всего опасалась! Он не сводит с нее глаз! Что же вы наделали?!
Епископ Санса, не выдержав, вмешался в разговор. Он не на шутку рассердился, когда королева-мать упрекнула его в том, что он не прервал переговоров о браке, увидев красоту Маргариты.
– Король молод, набожен и привержен своему долгу, – заявил Готье Корню. – Он должен дать государству многочисленных и красивых наследников. Что плохого в том, что наш повелитель получит от брака удовольствие? Как священник, я осмелюсь напомнить: это удовольствие дозволено Господом! Покойного короля Филиппа, да будет ему земля пухом, очень волновало, красивы ли вы, когда он просил руки Вашего Величества для своего сына…
Но упоминание о ее собственном браке не успокоило королеву-мать. У каждого своя правда, и покойный Филипп Август, дед юного Людовика, никогда никому не казался оплотом добродетели. Бланка желала, чтобы ее сын не был чрезмерно привязан к своей супруге, ибо опасалась, что из-за красоты Маргариты он может попасть в ловушку, которую любит устраивать любовь. Короче говоря, королева не хотела, чтобы ее сын подпал под влияние красивой женщины. Бланка мечтала о том, чтобы всегда править сердцем и умом Людовика…
А что же молодой король? Прежде он изо всех сил сопротивлялся желанию матери женить его поскорее, но теперь он смотрел на Маргариту с нескрываемой радостью. Темноволосая принцесса была воистину очаровательна. Однако, заметив сердитый взгляд королевы-матери, Людовик немедленно принял безразличный вид. Таким образом Бланка, и словом не перемолвившись со своей невесткой, уже возненавидела ее. Итак, «радостное» торжество продолжалось.
Королева пребывала в плохом настроении, что огорчало гостей и омрачало праздник. Еда была скудна. Трубадуры, повинуясь приказу Бланки Кастильской, тянули заунывные песни, а вся вторая половина дня прошла в надоевших всем скучных играх. Наконец, ко всеобщему удовлетворению, наступил вечер, и дамы проводили Маргариту Прованскую в спальню. Король же отправился в часовню, чтобы торопливо поблагодарить Господа за дарованную ему чудесную жену. Потом, весело объявив братьям Роберту и Альфонсу, что он идет спать, Людовик поспешил к опочивальне супруги. Его Величество даже представить себе не мог, сколько трудностей ожидало его на этом пути.
Первое препятствие встретило Людовика прямо на пороге украшенной цветами супружеской спальни. Бланка Кастильская загораживала вход всем своим крупным телом. Ее черные глаза метали молнии. Пытаясь сохранять достоинство и спокойствие, королева-мать сказала:
– Брак – это таинство, сын мой, а не страстные объятия в постели. Поэтому, прежде чем взойти на супружеское ложе, вам надо помолиться. Не сводя с Людовика сурового взгляда, Бланка немного помолчала, а потом продолжала:
– Ваши веселый вид и полный сладострастия взор приводят меня в недоумение! В часовню, Ваше Величество, в часовню! Молитесь и просите Господа благословить священные узы…
Застигнутый врасплох молодой человек застыл на месте. Улыбка сползла с его лица. Он был напуган и встревожен. Но Бланка во что бы то ни стало решила заставить сына отступить.
– Чтобы брак стал таинством, необходимо посвятить Господу три первые супружеские ночи, – сказала она. – Новобрачные обязаны подарить Всевышнему свою сдерживаемую страсть. Этот обычай весьма чтут в Кастилии. Именно так поступил Товия, молодой иудей, которому во время долгого пленения в Вавилоне сам архангел Рафаил указал невесту. Юноша воздерживался три ночи, и Господь отблагодарил его, вернув зрение его слепому отцу. И вас, сын мой, Бог вознаградит в потомстве вашем…
Будущий Людовик Святой слишком привык подчиняться матери, чтобы посметь спорить с ней. Подавив вздох, он вернулся в часовню, где и провел всю ночь. Довольная Бланка Кастильская поспешила в свои покои, забыв предупредить невестку о том, что Людовик не собирается нынче делить с ней ложе.
Маргарита Прованская
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
История
ABC (Испания): загадочная сексуальная проблема короля Франции Людовика XVI
В книге «Эротическая история Версаля» Мишель Верже-Франчески (Michel Vergé-Franceschi) и Анна Моретти (Anna Moretti) описывают бурную жизнь, царившую во дворце в XVII, XVIII и XIX веках. Свое повествование они заканчивают на Людовике Августе, будущем короле Людовике XVI, при котором дворцовые страсти поутихли. Его малый интерес к сексуальным отношениям привел к появлению многочисленных теорий.
Первые слухи появились после его бракосочетания с австрийской эрцгерцогиней Марией-Антуанеттой 16 мая 1770 года. За церемонией последовала тоскливая первая брачная ночь без секса. «Говорят, спалось ему хорошо», — записала в своем дневнике герцогиня Нортумберленд. Никаких других новостей не было. По мнению распущенных обитателей Версаля 17-летние супруги, спящие в разных комнатах, больше напоминали пожилую пару. Через восемь недель после свадьбы граф Фуэнтес, посол Испании, сообщил испанскому двору, что брак дофина (наследник престола) Франции и Марии-Антуанетты всё еще не был консуммирован.
Дедушка лично берется за решение проблемы
Для любой монархии потомство короля и его наследника является делом государственной важности, но эта проблема не стала бы такой насущной, если бы дедушка наследника, Людовик XV, не был самым настоящим распутником. Его брак с полькой Марией Лещинской начался с бурной сексуальной лихорадки, и сам он был известен одержимостью девочками-подростками, которая не исчезла даже тогда, когда он уже был в преклонном возрасте. Узнав о застенчивости внука, Людовик XV сразу же вмешался и написал наследнику, прося его консуммировать брак во что бы то ни стало.
Австрийка Мария-Антуанетта, капризная женщина, пытавшаяся адаптироваться к жизни во Франции, тоже расспрашивала мужа о проблеме, которая препятствовала их сексуальным отношениям. Будущий король, который предпочитал охотиться или бездельничать, подтвердил свои чувства к ней и сказал, что их интимные отношения начнутся после переезда в Компьень на севере Франции. Такой ответ не убедил ни Марию-Антуанетту, ни ее мать Марию-Терезию. Переезд в Компьень ничего не изменил, поэтому Мария-Терезия посоветовалась со своим врачом относительно возможного лечения.
Контекст
Sasapost: как мусульмане научили европейцев мыться
Time: есть ли у Аладдина реальный прототип?
Le Parisien: об арапе Петра Великого, «черной звезде Просвещения»
Но лечение от чего? Похоже, и сам наследник престола этого не знал. 18 июля 1770 года королевский хирург из-за всё ухудшающейся простуды будущего Людовика XVI и по требованию самого наследника провел его полный осмотр. Врач не нашел ничего, что могло бы препятствовать интимным отношениям Людовика и Марии-Антуанетты. Поэтому супруги стали спать вместе и несколько месяцев спустя попытались наконец консуммировать брак, но, по словам историка Якоба Моро, у них ничего не получилось.
Когда после бракосочетания прошло уже больше полутора лет, Мария-Терезия получила доклад от своего лечащего врача, который советовал дофину принимать «медицинские ванны после проведения небольшой операции, крайне необходимой для устранения препятствий консуммации брака». До того момента существовали самые разные теории: одни считали, что виной всему позднее половое созревание, другие, что ослабление функций желёз, диабет или адизопогенитальная дистрофия, но птички эрцгерцогини Австрии точно указали, что проблема была каким-то образом связана с уздечкой крайней плоти или фимозом.
Чтобы окончательно разрешить загадочную проблему, в октябре 1772 года Людовик XV пригласил молодых супругов к себе и лично осмотрел гениталии внука. По его мнению, никакая операция не была нужна. С тех пор начали ходить официальные слухи о том, что врожденная аномалия вынуждает принца «умерить порывы», поскольку из-за нее он испытывает непереносимую боль.
Мог, но просто не хотел
«Одни говорят, что уздечка так сжимает крайнюю плоть, что она расслабляется в момент проникновения и Его Величество испытывает такую сильную боль, что вынужден умерить порывы, необходимые для завершения акта. Другие считают, что крайняя плоть настолько узкая, что ее невозможно расслабить достаточно, чтобы обнажить головку полового члена. Это препятствует полноценной эрекции. Первый случай встречается довольно часто, обычно при первых попытках. Но другие мужчины испытывают большую тягу к плотским утехам, чем Его Величество, по причине темперамента или неопытности. С жаром страсти уздечка разрывается полностью или частично, но достаточно для того, чтобы продолжать…» — объясняет в письме граф Аранда, один из самых хорошо проинформированных представителей знати в Европе.
В целом затруднения короля заключались в отсутствии сексуального влечения и небольшой проблеме с гениталиями. Ее можно было устранить ранее при помощи операции, но теперь она могла привести к болезненному обрезанию. Это, по крайней мере, объясняет, почему король и королева оставались девственниками в течение семи лет. В итоге 15 января 1776 года знаменитый хирург Жак-Луи Моро заверил короля в том, что можно обойтись без операции и что, скорее всего, проблема сама исчезнет, когда нормализуется его сексуальная жизнь.
Операция была не нужна, но последующие попытки консуммировать брак всё равно не увенчались успехом. Через несколько месяцев император Священной Римской империи Иосиф II написал в одном письме, что король Франции «на супружеском ложе испытывает эрекцию, вставляет половой член, остается в таком положении около двух минут, затем вытаскивает его всё еще в состоянии эрекции и желает супруге спокойной ночи. […] И он счастлив, хотя напрямую заявляет, что делает это из чувства долга и что не находит в этом ничего приятного!». Иосиф II винил свою сестру Марию-Антуанетту за отсутствие характера, но всё же пообещал при встрече устроить французскому монарху взбучку.
По словам бельгийского дипломата Мерси д’Аржанто, супруги консуммировали брак семь лет спустя 18 августа. В этот день король посетил покои королевы после приема ванны. «Я безумно счастлива. Восемь дней назад мы консуммировали брак. Вчера всё повторилось, и было даже лучше, чем в первый раз… Не думаю, что уже беременна, но, по крайней мере, теперь я могу на это надеяться», — воодушевленно писала Мария-Антуанетта своей матери.
В конце этого же года королева родила в Версале первую дочь. В 1781 году родился дофин, в 1785 — еще одна дочь, а в 1786 — будущий Людовик XVII. До Великой французской революции оставалось три года. Так завершилась одна трагическая часть жизни Людовика XVI и началась другая, приведшая его к гильотине. А скандальная жизнь королевской семьи только усугубила недовольство народа.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Как терновый венец оказался в Париже? Часть 8. Людовик Святой и Восьмой крестовый поход
Людовик IX Святой, его жена Маргарита и мать Бланка Кастильская.
Итак: последнее богоугодное дело Короля – для него лично второй, а по официальной хронологии Восьмой крестовый поход.
Тотальный провал Седьмого похода, куда Людовик ходил двумя десятилетиями ранее, огорчил Людовика, как свидетельствуют свидетели, столь сильно, что то стало «выше всякой меры». Благочестивый король увидел в сием провале «божественную кару» и «поклялся исправить». Свершить ещё один поход.
Вспомним вкратце. Седьмой крестовый поход 1248-1250 гг. Крестоносцы дошли до Египта, не далее, были разбиты серией эпидемий и местным султаном. Взяты в плен или перебиты. Сам Людовик IX оказылся в заложниках, освобождён за большой выкуп. Отправился уже не военным походом, но смиренным паломничеством в Святые Земли, срочно вернулся во Франции в 1254 г. по смерти своей матери, выполняющей роль регента на время отсутствия короля. Никчёмный одним словом поход. Как и прочие. Но надо «исправить». Вон и грабли лежат….
Святой Людовик в плену.
14 марта 1270 года (Людовику 56 лет), он вновь (как и перед предыдущим походом) отправляется в собор Сен-Дени за орифламмой и посохом пилигрима (см. предыдущие рассказки). На следующий день, опять босиком, он доходит из своего дворца до собора Парижской Богоматери (благо не далеко) и, помолившись перед дорогой, отправляется в путь. Предварительно попрощавшись с женой в замке Венсен (Vincennes).
Примечание: верная жена Людовика, Маргарита Прованская (Marguerite de Provence, 1221-1295), не последовала на сей раз за мужем, осталась дома. Устала, наверное. 49 лет как-никак. Хотя до сих пор сопровождала своего благочестивого супруга всегда и повсюду. В том числе и в Седьмой крестовый поход (1248-1254), во время которого даже сумела родить ему троих детей.
Некоторые историки альковных злоключений уверяют: Маргарита тем радостнее отправлялась в дальние странствия с Людовиком ещё и потому, что хотела вырваться из-под чресчур затяжной и пристальной «опеки» своей свекрови, матери Людовика, Бланки Кастильской (Blanche de Castille, 1188-1252). Сам Людовик, по всей видимости, тоже (спешил вырваться). Бланка Кастильская была королева строгая, властная, восхитительная всеми своими достоинствами и добродетелями. А ещё она столь ревностно обожала и лелеяла своего сына, что пеклась о его благополучии аж до самой супружеской опочивальни. То есть, почитала должным наведаться в спальню молодых супругов как только, по её мнению, «истекло достаточно времени» (как они там уединились). Вплоть до того, что Людовику с Маргаритой приходилось бегать по лестницам и прятаться, лишь бы остаться наедине (замок Понтуаз / Le château royal de Pontoise).
В спальне Людовика IX и Маргариты Прованской: Людовик IX, Маргарита Прованская и мама Бланка Кастильская.
Первые шесть лет брака Маргариты и Людовика оставались бездетными. Во всём виновата королева-мать? – Навряд-ли. Маргарите на момент замужества было всего 13 лет. Людовику – 20. Причём его набожность и благодетель не позволили ему дотронуться до супруги в течение трёх первых «брачных» ночей. Соблюдая какие-то смутные правила Ветхого Завета все первые три «брачные» ночи Людовик молился… Впрочем, одиннадцать детей они с Маргаритой всё-таки народили (не все выжили).
Брак и первая брачная ночь.
Но вернёмся к Восьмому крестовому походу. А то опять, как всегда, споткнулась и ушла в сторону. Итак:
Итак: «последнее богоугодное дело Короля – его второй (восьмой по летоисчислению) Крестовый Поход.
Оригинальность похода заключалась в том, что Людовик не отправился к Святым Землям напрямую, но решил сделать крюк через Тунис. Не малый такой крюк (см карту). Зачем и почему? – Никто точно не знает, но одна из версий такова: Людовик IX взял себе в голову, будто тунисский Султан готов обратиться в христианство и таким образом территорию страны можно будет использовать как стартовую базу для завоевания Египта.
Святой Людовик и крестоносцы по пути в Тунис.
18 июля 1270 г. флотилия крестоносцев подплывает к столице Туниса, городу Тунис, однако Султан не проявляет ни малейших наклонностей к обращению в христианство. Ровно наоборот. Город как следует подготовлен к осаде и не сдаётся. Крестоносцы захватывают соседний город Карфаген (близ Туниса не было источников питьевой воды, в Карфагене источники имелись).
Осада Туниса в 1270 г.
Смерть Людовика IX.
Пишут, что жара в Тунисе в то время стояла невыносимая. В походных шатрах-палатках оставаться невозможно. Источники воды по чистоте своей сомнительны. В лагере крестоносцев начинается эпидемия (дизентерия или тиф). 3-го августа умирает сын Людовика, Жан-Тристан (Jean Tristan de France, 1250-1270). 25-го августа – сам Людовик.
Тунис и крестоносцы.
Собственно, на этом эпопея Крестовых походов заканчивается. И даже если в учебниках по истории называются некоторые последующие походы, но всё это уже чистый воды атавизм.
Людовик IX умер на земле неверных. Разумеется, предать тело будущего Христианского Святого мусульманской земле – pas de question! не может быть и речи! Но что делать с телом в такую жару и так далеко от королевской усыпальницы тоже непонятно (1800 км птичьего полёта, почти 3000 км по земле, предместье Парижа Сен-Дени). А тут ещё династическое соперничество за главенство между юным наследником Людовика, Филиппом III (Philippe III, dit «Philippe le Hardi», 1245-1285) и братом усопшего Карлом I Анжуйским (Charles I d’Anjou, 1227-1285). Шарль, посчитав наследного племянника слишком молодым и неопытным, поспешил взять все бразды правления в свои руки. Однако двадцатипятилетний Филипп проявил себя вполне взрослым и авторитарным. «Таким образом, тело почившего монарха оказалось «политической ставкой» между юным Королём и его дядей».
Смерть Людовика IX.
Карл Анжуйский, будучи заодно королём Неаполя и Сицилии, предлагает похоронить Людовика IX в своём королевстве Сицилии – это совсем рядом (см. Атлас Мира). Филипп настаивает на репатриации в родное королевство Франции. В итоге сошлись на компромиссе: внутренности и плоть будут переданы Карлу, который захоронит их в аббатстве Монреаля (Monreale, город в провинции Палермо на Сицилии), а кости Филипп III довезёт до Франции и захоронит их по традиции в Сен-Дени.
И тут начинается совершенно макабрский церемониал.
Сердце и внутренние органы извлекают и помещают в две раздельные урны. Тело помещают в котёл с кипящим вином и солёной водой, варят в течение многих часов. До тех пор, пока плоть полностью не отделится от костей. Отделившуюся плоть помещают в закрытую урну, кости высушивают на солнце и благоговейно заворачивают в мешок из кожи. Урну с плотью забирает себе дядя Карл Анжуйский, сердце и скелет отправляются в долгий путь на Родину.
21 мая 1271, после долгих месяцев странствий, останки Людовика IX погребены в Королевской Усыпальницы Собора Сэн-Дени (basilique de Saint-Denis, ныне в наиболее «неблагополучном» пригороде Парижа, 10 км от острова Сите и королевского дворца).
Но до вечного покоя Святому Людовику ещё далеко…
На картинке: карта Восьмого Крестового Похода. Синим цветом – христиане Рима; красным – христинае Константинополя, фиолетовым – христиане Армянского королевства и Сицилии, зелёным – мусульмане.
Людовик IX Святой
Людовик родился 25 апреля 1214 года в Пуасси (Ивелин).
Его отец рано умер. Людовик оказался на троне всего в двенадцать лет. Мать Людовика Бланка Кастильская, умная, волевая и религиозная женщина, имела огромное влияние на сына. После смерти мужа она стала регентом и смогла укрепить авторитет королевской власти. Красивый и изящный, Людовик интересовался в юности разными рыцарскими забавами.
Вступление короля в управление мало изменило политику правительства: королевская власть была уже так сильна, что Людовику нетрудно было поддерживать свой авторитет среди вассалов.
Английский король Генрих III Плантагенет пытался вернуть владения своих предков (области по Гаронне), но Людовик одержал победу при Тальебуре (1242). Руководствуясь началами справедливости, он не воспользовался победой и вопреки мнению своих советников уступил Генриху часть земель, отнятых у Англии еще при Филиппе II Августе.
Седьмой крестовый поход
В 1244 году французский король тяжело заболел и дал обет возложить на себя крест. Получив в Сен-Дени хоругвь, перевязь и посох паломника и испросив в Лионе благословение папы римского Иннокентия IV, Людовик с крестоносцами прибыл в сентябре 1248 года на Кипр, а весной 1249 года в Египет, к Дамиетте, взятой 6 июня. Двинувшись дальше, Людовик подошел к Мансуре (1250 год), но силы крестоносцев были ослаблены раздорами и беспорядками.
Во время отступления к Дамиетте сарацины догнали Людовика и взяли его в плен. Король откупился огромной суммой денег и возвращением Дамиетты.
В мае 1250 года Людовик отплыл из Египта, но оставался 4 года (1250-1254) в Сирии, дожидаясь новых крестоносцев. Людовик поддерживал христиан в Палестине, заводил отношения с азиатскими государями, укреплял Яффу, Акко, Кесарию и Сидон. Узнав о смерти матери, Людовик вернулся во Францию после шестилетнего отсутствия и ревностно принялся за государственные дела.
Людовик IX заключил союз с мамлюками, которые в то время были соперниками султана Дамаска, и из своей новой базы в Акре начал восстанавливать города крестоносцев, в частности Яффу и Сидон. Хотя эти города формально принадлежали Кипрскому королевству, Людовик IX де-факто стал их правителем. В 1254 году у короля закончились деньги, к тому же его присутствие требовалось во Франции, где умерла его мать и регент Бланка Кастильская. Перед отъездом он сформировал постоянный французский гарнизон в Акре, столице Иерусалимского королевства после потери Иерусалима.
В 1255 году в Сирию вошли отряды мамлюков и уничтожили там последние очаги сопротивления крестоносцев.
События Седьмого крестового похода были описаны Жаном де Жуанвилем (он был его непосредственным участником), Матвеем Парижским и многими мусульманскими историками.
Седьмой крестовый поход
Людовик уважал права своих вассалов, хотя был уже не первым между равными, а государем. Он многое сделал для реформы суда. Недостатки феодального строя, не допускавшего верховного суда в королевстве, Людовик устранил, установив как общий принцип право вмешательства короля в дела подданных. Он запретил судебный поединок и частные войны; недовольные решением местных судов получили право апелляции в королевский суд. Сохранился рассказ о том, как Людовик после обедни выходил из дворца, садился под дубом и выслушивал жалобы.
При Людовике судебная власть короля значительно расширилась; центральным судебным учреждением стал парижский парламент, состоявший из пэров и юристов. Все отрасли администрации находились под зорким наблюдением Людовика. Большим влиянием пользовались легисты, деятельность которых сильно способствовала расширению королевской власти. При Людовике был составлен свод постановлений обычного права и законов, изданных в его царствование («Etablissements de St. Louis»). Людовик с достоинством защищал интересы Франции от притязаний Рима.
Французское духовенство стояло более за Людовика и за интересы светской власти, чем за папский престол. В марте 1269 года Людовик обнародовал «Прагматическую санкцию», которой ограждалась независимость французской церкви от Рима, уничтожались денежные поборы и взносы в пользу римского двора и т. п.
Во время борьбы Фридриха II Штауфена с Иннокентием IV Людовик открыто порицал действия папы.
В 1263 году была упорядочена денежная система: теперь монеты королевской чеканки, в отличие от монет местного значения, имели хождение на территории всей Франции.
Людовик любил книги и искусство. Его называют Периклом средневекового зодчества. Он усердно воздвигал храмы: к его времени относятся собор в Реймсе, церковь Сент-Шапель в Париже, монастырь Ройомон и др.
В 1239 году папа римский Григорий IX распорядился изъять у евреев все экземпляры Талмуда. Людовик IX в 1240 году в связи с этим организовал «диспут христиан и иудеев» (точнее, католических и иудейских священнослужителей), по итогам которого священная книга последователей иудаизма была осуждена. В 1242 году в Париже сожгли 22 воза с Талмудами, изъятыми у евреев, впоследствии несколько раз повторялись менее масштабные акции.
Король Франции Людовик IX
Восьмой крестовый поход
Неудача Седьмого крестового похода не охладила энтузиазм Людовика IX, который в 1267 году получил от папы римского Климента IV разрешение отправиться в военную экспедицию на Святую землю.
Восьмой крестовый поход изначально был чисто французским и начался летом 1270 года под командованием Людовика IX.
Знать уже не желала продавать свое имущество, чтобы отправиться в далекие пустыни. Впервые руководителю крестового похода пришлось взять на себя расходы полностью и платить жалованье рыцарям. Людовик дал клятву идти в Святую землю и в 1267 году получил Крест из рук легата Папы Римского. То же самое проделали и все его три сына. Папа римский известил палестинских христиан о новом крестовом походе. Но на военном совете было решено идти в Тунис, находившийся под властью династии Хафсидов.
В марте 1270 года он отправился в Тунис, надеясь на обращение халифа Мухаммада I аль-Мустансира в христианство. Ожидая прибытия графа Прованса и короля Сицилии Карла I Анжуйского с воинской помощью, Людовик бездействовал. В войске крестоносцев начались эпидемии; умер сын Людовика Жан Тристан, а 3 августа заболел и сам Людовик. Однако больной король все же продолжал руководить армией и даже принимал послов византийского императора Михаила VIII Палеолога.
25 августа 1270 года Людовик IX скоропостижно скончался от цинги, а через 2 дня его сын дофин Филипп был провозглашен новым королем Франции.
Тело Людовика IX было перевезено его младшим братом Карлом Анжуйским на Сицилию и погребено в соборе Монреале, где и сейчас в алтаре, посвященном Людовику, хранится урна с его внутренностями. Впоследствии останки Людовика были перенесены в Сен-Дени.
Канонизация Людовика IX
Сразу после кончины Людовика вопрос о его канонизации был поднят его сыном королем Филиппом III Смелым и поддержан многими влиятельными лицами во Франции. Спустя 27 лет, в августе 1297 года, булла «Gloria laus» папы Бонифация VIII провозгласила его святым. Так Бонифаций пытался восстановить добрые отношения с Филиппом IV Красивым. Людовик был канонизирован под именем св. Людовика Французского; он стал первым святым среди французских королей, если не считать Дагоберта II, причисленного к святым до официальной кодификации процедур канонизации.
Во Франции Людовик традиционно считается святым покровителем парикмахеров.
Имя Людовика через название Миссии Сан Луис Рей перешло на название одного из племен индейцев Калифорнии луисеньо.
В честь Людовика названы город Сент-Луис в штате Миссури (США) и штат Сан-Луис-Потоси (Мексика).
Личная жизнь Людовика IX:
Маргарита выросла при дворе своего отца графа Раймунда Беренгера в окружении трубадуров, поэтов и галантных рыцарей. В девочке сумели воспитать любовь к родному Провансу, которую она сохранила на всю жизнь. Маргарита, как и ее сестра Элеонора, получила хорошее католическое образование, знала латинский язык. Впоследствии, став королевой, Маргарита всячески поощряла культуру и искусства, а выдающиеся ученые (например, Фома Аквинский) находили место даже за королевским столом.
27 мая 1234 года, после сватовства королевы Бланки Кастильской, Маргарита была обвенчана с ее сыном королем Франции Людовиком IX. Так как жених и невеста были родственниками 4-й степени, на этот брак в январе 1234 года папой Григорием IX было дано специальное разрешение. В первые годы замужества между Маргаритой и ее свекровью Бланкой Кастильской неоднократно возникали конфликты; королева-мать имела на сына сильное влияние, в том числе и в политических вопросах, и к тому же ревновала его к невестке. Кроме того, Бланка постоянно проживала вместе с молодой семьей в их дворце на Ситэ и всегда сопровождала их в поездках. Лишь в 1247 году Маргарита смогла пересилить влияние матери на короля, и Бланке был выделен отдельные двор и содержание.
В 1248 году Людовик IX организует 7-й крестовый поход согласно своей клятве, данной им во время болезни. Маргарита сопровождала мужа в этом походе. После краткой остановки на Кипре экспедиция достигла в июне 1249 года Египта. После взятия крестоносцами Дамьетты король передал управление городом своей беременной жене, а сам с войском ушел к Каиру. После понесенного французами сокрушительного поражения в битве при Эль-Мансуре в апреле 1250 года Людовик попадает в плен к арабам.
Руководители сопровождавших крестоносцев генуэзских и пизанских флотилий, узнав об этом разгроме, собирались срочно покинуть Дамьетту. В этой обстановке королева Маргарита проявила выдержку и мужество. Перед самыми родами она заставила поклясться приставленного к ней рыцаря-телохранителя, что тот отсечет королеве голову в случае неминуемого пленения ее сарацинами. На следующий же день после рождения ею сына Иоанна Тристана Маргарита призывает командиров флотов к своей кровати, рядом с которой стоит колыбель с новорожденным, и убеждает их остаться. Маргарита также составляет план спасения французских пленников во главе с королем, согласно которому в обмен на 400 тысяч ливров и возвращение Дамьетты уцелевшие воины и сам Людовик 6 мая 1250 года получают свободу.
Вплоть до 1254 года Маргарита и Людовик IX остаются в Палестине, затем возвращаются на родину. К этому времени Бланка Кастильская уже умерла (в 1252 году), и Маргарита заняла при короле ее место советницы и помощницы. Когда Людовик решает отказаться от трона и уйти в монастырь, Маргарита приложила все свое влияние, чтобы удержать мужа от этого опрометчивого шага.
В 1282 году эта тяжба едва не вылилась в войну, когда Маргарита снарядила войско из преданных ей прованских дворян. Наконец, в 1287 году решение при посредничестве Филиппа III, а затем и его сына, внука Маргариты, короля Филиппа IV Красивого, было найдено. Маргарита отказывалась от своих наследственных прав на Прованс, взамен получив от Карла Анжуйского разово крупную денежную сумму и ежегодную пенсию в 2.000 турнуа.
Они имели 11 детей:
После восшествия на престол ее внука, Филиппа IV Красивого, Маргарита окончательно оставляет придворную жизнь и вместе с дочерью Бланкой, вдовой кастильского инфанта Фердинанда де ла Серда, удаляется в основанный ею же монастырь южнее Парижа. Маргарита похоронена в аббатстве Сен-Дени рядом со своим мужем. До канонизации Людовика IX папой Бонифацием VIII она не дожила 2 года.
последнее обновление информации: 11.07.2020