магазин дрогери магнит что это
Обзор «Магнита»: продуктовый ретейлер, который борется за лидерство
«Магнит» (MCX, LSE: MGNT) — крупнейший по количеству магазинов и второй по выручке продуктовый ретейлер в России. Компания — один из крупнейших частных работодателей в стране со штатом более 300 тысяч сотрудников.
О компании
Бизнес «Магнита» присутствует во всех федеральных округах, кроме Дальневосточного. У него самый широкий территориальный охват среди конкурентов: клиенты «Магнита» — 85% российских семей из более чем 3800 населенных пунктов.
Компания постоянно расширяет сеть магазинов, к концу 1 полугодия 2021 года их количество достигло 22 344, а торговая площадь — 7,75 млн квадратных метров. Под зонтичным брендом «Магнит» работает несколько форматов магазинов:
Кроме того, компания тестирует несколько новых форматов:
Курс о больших делах
«Магнит» вводит кластеризацию: к ключевым кластерам относятся мегаполис, город и деревня. Суть нововведения заключается в кастомизации ассортимента в магазинах одного формата в зависимости от местоположения: например, в магазинах «Косметик» для мегаполиса более широкий ассортимент косметики и парфюмерии, а в магазинах для деревни — товаров для дома и для детей.
У компании обширная логистическая инфраструктура: 39 распределительных центров суммарной площадью 1,7 млн квадратных метров и практически 4,4 тысячи грузовиков.
«Магнит» называет себя единственным продуктовым ретейлером с вертикальной интеграцией: у него 17 собственных производств продуктов питания и сельскохозяйственной продукции. Это крупнейший в России грибной комплекс, кондитерские фабрики и прочее. Например, компания покрывает 88% внутреннего спроса на орехи и сухофрукты за счет собственного производства. Суммарно в ассортименте «Магнита» около 2,5 тысячи наименований товаров собственных торговых марок (СТМ), которые дают около 10% розничной выручки. В планах компании нарастить долю СТМ до 25% к 2025 году.
Кроме того, «Магнит» активно работает с поставщиками — например, заключает контракты для более выгодного, прямого импорта. Доля товаров прямого импорта в розничной выручке составляет 7%.
Компания поддержала рыночный тренд и стала развивать e-commerce: запустила собственную службу доставки и заключила партнерства с Delivery Club, «Яндекс-едой» и Wildberries. Доставка осуществляется как из существующих магазинов, так и из специально открываемых дарксторов. По итогам первого полугодия 2021 года доставка доступна в 106 городах из 62 регионов России, в среднем выполняет 15 тысяч заказов в день.
43 млн человек зарегистрированы в программе лояльности компании, 70% покупок совершается с использованием карт лояльности. Это помогает лучше понимать потребности клиентов, прогнозировать спрос. Также компания запустила партнерские проекты с банками Тинькофф, ВТБ, «Почта-банк» по выпуску кобрендовых карт с повышенными бонусами при покупках в магазинах сети.
«Магнит» не останавливается на этом и пытается построить экосистему вокруг клиента: планируется создать суперприложение, объединяющее программу лояльности, историю покупок, доставку и дополнительные сервисы. Одним из первых шагов на этом пути был запуск платежного сервиса Magnit Pay, по итогам первого полугодия 2021 года выпустили уже 5 млн виртуальных карт сервиса. Недавно запустили кредитного брокера.
Ретейлер много вкладывается в развитие — что называется, по всем фронтам: кроме открытия новых магазинов, во многих старых проводится редизайн, активно идет цифровая трансформация, даже создали бизнес-акселератор MGNTech.
Главная стратегическая цель компании — укрепление лидерства в сегменте, с наращиванием доли рынка при сохранении доходности. В последнее время у «Магнита» это получается: доля рынка растет, сопоставимые продажи вышли из минуса. Кроме того, летом компания заключила одну из крупнейших сделок M&A на рынке ретейла — купила сеть «Дикси» из практически 2,5 тысячи магазинов и 5 распределительных центров за 97 млрд рублей. Это позволит «Магниту» еще нарастить долю рынка, в том числе серьезно — в стратегически важных столичных регионах.
Компания не отстает от глобальных тенденций: летом 2020 года представила стратегию устойчивого развития до 2025 года. Ее основные направления: сокращение выбросов парниковых газов, расхода воды и энергии, наращивание процента используемой перерабатываемой упаковки, повышение вовлеченности сотрудников и уменьшение текучки кадров.
Что такое дрогери
Что такое магазины формата дрогери? Люди каждый день ходят в них, но даже не подозревают что они так называются.
Что означает дрогери
Название «дрогери» (Drogerie) переводится как «аптека». Это магазины небольшой площади, в ассортименте которых представлены товары повседневного спроса: парфюмерия, средства для уборки дома, косметика, гигиенические средства, полезные мелочи и небольшой ассортимент продуктов питания. В западных странах торговые точки формата drogerie предлагают БАД и медикаменты, продаваемые без рецепта.
Магазины такой концепции пользуются популярностью. В Германии количество торговых точек этого формата составляет более 9000.
Преимущества формата
Сэкономить на открытии дрогери удается за счет минимальных инвестиций. Предлагаемые здесь товары не требуют особых условий хранения, их можно размещать на стандартных торговых стеллажах, не закупая дорогостоящие морозильные лари или холодильники и не устанавливая сложную энергоемкую систему кондиционирования.
Еще одно преимущество дроггери — простая логистика. Средства гигиены и бытовая химия не входят в категорию скоропортящихся продуктов, поэтому точке продаж проще планировать поставки, эффективно загружая каждую машину с товаром.
Снизить эксплуатационные расходы позволяет невысокий расход электроэнергии. Низкий размер ее потребления связан с отсутствием сложного электрооборудования. Например, в продуктовом магазине обязательно нужны мощные холодильники. В дрогери достаточно установки осветительных приборов в торговом зале.
Концепция ориентирована на посетителей, живущих недалеко от магазина. Эти точки продаж оказываются прибыльными даже в спальных районах, где их в рамках ежедневного шопинга посещают жители близлежащих домов.
Ассортиментная матрица
Ассортимент магазина дрогери составляют преимущественно быстро продающиеся непродовольственные товары с длительным сроком годности:
В Европе магазины этой концепции торгуют безрецептурными медикаментами и избавляют покупателей от необходимости часто посещать аптеки — формат дрогери конкурирует, таким образом, с фармацевтическими сетями. Часть площадей в торговой точке отдана под продовольственные товары: снеки, сладости и пр.
Ассортиментная матрица формата состоит преимущественно из марок среднего ценового сегмента. Крупные сети активно продвигают товары собственного производства. Они оказываются дешевле аналогичной продукции популярных брендов. Недорогие товары повседневного спроса привлекают покупателей с невысоким и средним достатком.
Требования к помещению
Формат дрогери позволяет использовать для торговли практически любые площади, тогда как продуктовый магазин часто не вписывается в лимиты по электроэнергии у подведенных коммуникаций.
Следуя законам магазиностроения, в стандартном торговом зале площадью 150-300 кв.м размещение высоких стеллажей возможно лишь по краям, центральная часть отдана торговым полкам, высота которых составляет не более 1,5 м.
Для привлечения внимания посетителей на входе и у касс должно быть место для раскладки акционного либо сезонного товара по специальной (сниженной) цене. Небольшой ассортимент продуктов питания размещают ближе к кассам.
Сети в формате drogerie
В западных странах формат дрогери зародился в 1970-х гг. и приобрел большую популярность. Крупные игроки этого рынка работают не только на национальных, но и на международных рынках. В России, по данным 2017 г., работало 96 операторов этого формата.
Примеры Российских компаний
Международные игроки
Кто предлагает франшизу в формате дрогери
Начать с нуля собственный бизнес, даже прибыльный, решится не каждый предприниматель. Франшиза крупной розничной дрогери-сети — это начало бизнеса под вывеской популярного бренда и возможность пользоваться отлаженными бизнес-процессами, от логистики до фирменной стилистики и мерчандайзинга.
Если предприниматель принимает условия работы и бизнес-стандарты франчайзера, он получает необходимую для реализации продукцию, соответствующее сетевым стандартам торговое оборудование, налаженную систему учета, логистическую поддержку и другие бизнес-инструменты, которые обеспечат успех новому магазину дрогери.
В России франшизу формата дрогери предлагают следующие компании:
Если вы знаете другие сети формата дрогери в России и за рубежом, или являетесь их владельцем, напишите в комментариях, мы добавим их в список!
Что такое дрогери. Объясняем простыми словами
Дрогери — магазин недорогих непродовольственных товаров повседневного спроса.
Торговые точки формата дрогери — небольшие и расположены обычно в оживлённых и спальных районах или торговых центрах, это «магазин у дома» или «магазин за углом». Их целевая аудитория — жители близлежащих домов, у которых закончилась зубная паста или срочно понадобился пластырь. Ориентируются они в основном на женщин 25–50 лет как более заинтересованных в товарах для дома и для красоты.
В дрогери можно купить:
Формат дрогери не требует больших затрат: небольшое помещение (100–250 кв. метров), необязательно в престижном районе и близко от метро, нет особых условий хранения товара.
Наиболее известные дрогери-сети в России — «Магнит косметик» и «Подружка».
Пример употребления на «Секрете»
«Наибольший рост в 2020 году показал сегмент дрогери (магазины «Магнит косметик»). Его выручка увеличилась на 22,4%, до 134,3 млрд рублей. Выручка формата «магазинов у дома» выросла на 13,8%, до 1,161 трлн рублей. Продажи «Магнита» за 2020 год выросли на 7,4%, при этом средний чек увеличился на 14,1%, а трафик снизился на 5,9%».
(Из новости о росте прибыли «Магнита».)
История
Магазины формата дрогери появились в Европе в 70-х годах XX века. На сегодняшний момент они составляют значительную часть розничного рынка в европейских странах.
Термин «дрогери» происходит от немецкого drogerie — «аптека»; в свою очередь, drogerie образовано от голландского droog — «сухой»: в средневековых аптеках хранились высушенные травы и лекарства.
Топ-10 сетей магазинов дрогери
Российский рынок дрогери подминает под себя самый крупный игрок — сеть «Магнит Косметик», которая насчитывает 5,2 тыс. магазинов. Это больше, чем у всех остальных компаний из топ-10, вместе взятых. MarketMedia подготовил рейтинг крупнейших российских сетей магазинов дрогери.
Лидерство «Магнит Косметик» несомненно, причем отрыв постоянно увеличивается. Только с начала года сеть открыла 733 новые точки, что сопоставимо с общим количеством магазинов у ближайшего конкурента — сети «Улыбка радуги». Эксперты прогнозируют, что тренд на консолидацию рынка продолжится в течение 2-3 ближайших лет.
По данным M.A. Research, к началу 2019 года в России работало 276 сетей дрогери — магазинов, специализирующихся на продаже бытовой химии, хозяйственных товаров, косметики и близких к ним форматов. Парфюмерно-косметическим сетям и сетям дрогери принадлежит более 19,5 тыс. магазинов. За 3 года общее количество сетевых магазинов выросло с 9,6 тыс. более чем в 2 раза.
Агрессивный рост
Основной прирост торговых точек обеспечил безусловный лидер рынка — «Магнит Косметик». По количеству магазинов он в 6,5 раза опережает ближайшего конкурента, сеть «Улыбка радуги». В планах ретейлера — расширение сети «Магнит Косметик» до 9,3 тыс. точек к 2023 году. «Магнит Косметик» является успешным и перспективным форматом, стабильно показывающим высокие результаты. Так, в первом полугодии 2019 года LFL-продажи выросли на 3,6%. Стратегия развития в отношении этих магазинов не меняется. Компания продолжает совершенствовать формат, добавляя новые сервисы и интересный ассортимент, в том числе собственные торговые марки», — сообщили в пресс-службе сети «Магнит». Для небольших локальных сетей активная экспансия «Магнит Косметик» и выход в новые регионы означает передел рынка. Конкурировать с крупнейшей российской сетью по ценам и ассортименту им сложно.
«Магнит» не выделяет приоритетные регионы для дрогери: розничная сеть ориентирована на грамотные открытия объектов в разных локациях, правильное сочетание форматов в субъектах для достижения синергии между торговыми точками. Например, вместе с запуском магазинов у дома под одной крышей открываются точки «Магнит Косметик», чтобы отвечать многообразию потребностей покупателей», — подчеркивают в компании.
По данным «Дрогери Союза» (объединяет более 10 региональных сетей), средний чек в магазинах составляет 250-500 рублей, средний трафик за день — 250-450 человек. Ассортимент дрогери насчитывает от 9 тыс. до 15 тыс. SKU, доля парфюмерно-косметических товаров варьируется от 40 до 55% ассортимента.
Ушли с долгами
Попытка угнаться за лидером, активное развитие сети за счет заемных средств может привести к краху бизнеса. Закрытие магазинов и уход с рынка крупных игроков стало выраженной тенденцией этого года. Самый яркий пример: в начале 2019 года были закрыты магазины сети «Санги Стиль», основным владельцем которой был предприниматель из Краснодара Дмитрий Щербаков. Компания уходила некрасиво — с долгами перед кредиторами, поставщиками и даже по зарплате перед сотрудниками. В картотеке арбитражного суда зарегистрированы сотни исков к компании, в апреле этого года Сбербанк выступил инициатором банкротства компании. В итоге были закрыты более 800 магазинов в 17 регионах страны, работы лишились 20 тыс. человек. Впрочем, бывшие работники «Санги Стиль» пишут в соцсетях, что на месте закрытых магазинов начали открываться новые под другим названием, но с похожим ассортиментом: «В Минеральных Водах есть магазин «Кристалл» называется (раньше там Санги был) зашла я туда ради интереса так там и касса и товар и стеллажи Санги Стилевские стоят, это ладно, но там даже маленькие пакеты «Санги Стиль», — сказано в одном из таких сообщений (орфография и пунктуация автора сохранены. — Ред.). Но до возобновления прежних масштабов бизнеса «Санги Стиль» вряд ли дойдет.
Кроме того, в июне стало известно о проблемах сети «Мосхозторг», из-за долгов по аренде в компании был подан банкротный иск. «Мосхозторг» активно развивался с 2015 года, открывая десятки новых точек в столице. Из-за финансовых проблем компания начала закрывать магазины еще в прошлом году, в итоге сеть сократилась почти вдвое, до 36 точек.
Конкуренция с Интернетом
Еще один тренд — бурное развитие e-commerce и отток части покупателей у традиционных магазинов. У российских маркетплейсов растут продажи косметики и парфюмерии. В первом полугодии 2019 года продажи товаров категории beauty на Wildberries выросли на 158% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на Ozon в первом полугодии продажи увеличились на 250%. Большой ассортимент брендов, не представленных в рознице, постоянные скидки и акции, а также расширение сети пунктов выдачи заказов помогают покупателям тратить деньги в интернет-магазинах, а не в обычной рознице. Чтобы быть в тренде, собственные интернет-магазины развивают федеральные сети «Улыбка радуги», «Подружка», а также сети в регионах.
О росте продаж косметики через маркетплейсы подробнее смотри здесь
«Что касается наметившегося тренда на консолидацию рынка, то это явление характерно для всего ретейла, и дрогери тут не является исключением. Транснациональные и федеральные игроки активно расширяются в регионы, поглощая местных игроков и увеличивая свою долю на рынке. И в обозримом будущем этот процесс сохранится. При этом в определенной мере на динамику продаж и покупательские предпочтения может оказать влияние ситуация с реальными располагаемыми доходами населения, которые снижаются уже шестой год подряд. Так что не будет удивительным, что в случае углубления негативных тенденций в экономике страны мы увидим не только снижение темпов роста данной отрасли, но и заметное смещение покупательских приоритетов в экономсегмент», — резюмирует Алексей Коренев.
Рейтинг ведущих дрогери сетей Украины смотри здесь
На наших показателях продаж растущая доля маркетплейсов пока никак не отразилась. Видимо, продажи перетекли к интернет-игрокам из других каналов: гипермаркетов, магазинов-«специалистов» по уходу и парфюму, импульсных покупок в моллах. Тем не менее лидеры интернет-торговли очень сильно влияют на наш бизнес. У них мы перенимаем лучшие практики интернет-торговли для нашего онлайн-магазина и мобильного приложения. Чтобы оставаться предпочитаемой сетью дрогери, мы должны предлагать наиболее удобный бесшовный опыт омниканальных покупок, к чему и стремимся. Омниканальная цифровая трансформация для максимального удобства покупателя — это именно то, на чем мы сейчас сфокусированы. А нашим очевидным «роялем в кустах» для удобной интернет-логистики является сеть из 800 физических магазинов в четырех федеральных округах, которую мы используем в том числе и как пункты выдачи заказов. Покупатель очень быстро осваивает возможность заказать товар «как угодно» и получить его где удобно. Мы считаем, что будущее за самыми удобными партнерскими экосистемами. Современный покупатель хочет без проблем и максимально быстро выбрать, заказать, оплатить и получить нужный товар, не отвлекаясь от действительно важных дел и приоритетов. В идеале пусть система сама правильно угадает, какой заказ доставить. Мы стремимся вписаться в этот тренд. Поэтому уже сейчас в «Улыбке радуги» можно сделать заказ хоть через мобильное приложение в телефоне и получить его в магазине, в партнерском ПВЗ либо с доставкой. Мы также развиваем подписки и тарифы для облегчения рутинных ежемесячных покупок средств по уходу.
Мы ожидаем наиболее глобальных изменений в рейтинге интернет- и омни-игроков в России. В нашей стране доли интернет-рынка крупнейших игроков наименее консолидирована, если сравнивать хоть с Китаем, хоть со странами Запада. Идет гонка за лидерские позиции. Из физических федеральных сетей в выигрыше окажутся те, кто наилучшим образом адаптируется к своей омниканальной роли, в том числе как элемент цепочки «логистика последней мили». В этом вопросе наши «дистанции огромного размера», раздробленность и дороговизна логистики дают традиционным физическим сетям шанс сыграть не последние роли. Что касается мелких игроков, им всегда есть место на рынке, если они нишевые. То есть предлагают нечто уникальное, закрывающее ценную потребность, но не подходящую для масштабирования гигантам.
Экономическая ситуация непростая. Покупательское поведение по всем товарным группам массового спроса демонстрирует тренды на экономию: сокращение количества позиций в чеке, рост в выручке доли промоакций, переключение на более экономичные бренды. Даже сокращение физических объемов потребления. В таких условиях трудно говорить о росте рынка в абсолютных показателях. Скорее, в процессе конкурентной борьбы за всё более рационального и требовательного покупателя, выиграют самые адаптированные ретейлеры, а покупатель получит больше за те же деньги.
Топ-10 дрогери-сетей России по количеству магазинов
1. «Магнит Косметик» — 5187
Первый магазин «Магнит Косметик» был открыт в конце 2010 года, развитие нового формата дрогери один из российских лидеров FMSG-торговли начал с домашнего региона, с Краснодара. По итогам 2018 года выручка «Магнит Косметик» достигла 91,6 млрд рублей (+16% к предыдущему году), что позволило выйти на первое место в России по продажам косметики и парфюмерии. По данным на конец второго квартала 2019 года, сеть «Магнит Косметик» насчитывает 5187 магазинов.
3. «Рубль Бум» — 605
Группа компаний «Рубль Бум» была основана 1993 году, начинали с оптовой торговли. Первый розничный магазин был открыт в Саратовской области в 2001 году, изначально работали под названием «Твоя копейка», ребрендинг провели в 2006 году, сеть получила новое название «Рубль Бум». В 2009 году запустили собственную сеть аптек 1b. Сейчас сеть насчитывает более 600 точек в 16 регионах России, в Приволжском и Центральном федеральных округах. Принадлежит Борису Бахтину.
4. Novex — 270
Виктор Филипчук основал в 1990 году компанию «НОВЭКС» в Барнауле. От оптовых продаж к развитию розницы перешли в 2000 году. С 2012-го начали развивать филиальную сеть, сначала в Алтайском крае, потом и за его пределами. Сейчас у «НОВЭКС» 270 магазинов в семи регионах Сибири, в том числе в Красноярском крае и Хакасии.
5. «Семь дней» — 250
Первый магазин сети «Семь дней» открылся в 2002 году. Сейчас это одна из самых крупных розничных сетей в формате дрогери Центрального Черноземья. Сеть объединяет 250 магазинов в Воронеже, Липецке, Курске, Белгороде, Старом Осколе и прилегающих к ним районах. В 2018 году запустила в Воронеже собственное производство бытовой химии под брендом Fresh Week.Основной бенефициар компании — Александр Нелюбов.
6. «Подружка» — 237
Первый магазин «Подружка» открылся в 2005 году. Развитие сети начинали с Москвы и Подмосковья. За пределы региона вышли в 2013 году, открыв первый магазин в Санкт-Петербурге. Магазины сети представлены в Ленобласти, Рязани, Ярославле. Весной этого года открылись на юге России, в Ростове-на-Дону. Сейчас у сети 237 магазинов. Основной акционер компании — Татьяна Тарасова (80 %), по 10% у Дмитрия Тамурки и Павла Смирнова.
7. «Фортуна» — 198
Компания «Фортуна» основана в 1996 году в Пензе и в настоящее время включает в себя почти 200 магазинов в 11 областях страны. Принадлежит Владимиру Заречневу.
8. «Парфюм-Лидер» — 148
Компания «Парфюм-Лидер» была основана в Омске в 2004 году, через четыре года начали осваивать соседние регионы. Сейчас сеть из 148 магазинов представлена в 58 городах России. Совладельцы компании: Андрей Коровин, Сергей Кострик и Вячеслав Ильясов.
9. «Семь+Я» — 132
Первый розничный магазин «Семь+Я» Виталий Неменов и Виктор Молчанов открыли в 2005 году в Самаре. За несколько лет компания практически полностью заняла сегмент дрогери в своем регионе и вышла в соседние области. На сегодняшний день «Семь+Я» насчитывает более 100 магазинов в Самарской, Ульяновской, Оренбургской областях, Татарстане и Башкортостане. Виталий Неменов является председателем правления потребительского объединения «Дрогери Союз», созданного российскими региональными сетями дрогери.
10. «Впрок» — 104
Первый магазин «Впрок» был открыт в 1999 году в Татарстане. Более половины магазинов этой сети находится в городе Набережные Челны, торговые точки также представлены в Казани, Альметьевске, Елабуге, Заинске и Екатеринбурге, всего более ста магазинов. Среди совладельцев «Торгового дома «ВПРОК» Роберт Багдалов, Алексей Видякин, Дмитрий Калачев, Павел Шадрин и Рамиля Романовская.
Источник: данные компаний, Контур-Фокус.
«Магнит» обновил формат магазинов дрогери
17 августа 2021, 14:44
Москва. 17 августа. ИНТЕРФАКС — Ритейлер «Магнит» разработал новый концепт формата магазинов дрогери «Магнит Косметик».
В новой концепции магазин разделен на две зоны — «эмоциональную» и «рациональную», которые отличаются оформлением, подходом к оборудованию и освещением, говорится в сообщении компании. Акцент сделан на beauty-категории, их ассортимент зависит от кластеризации. Так, магазины кластера «Мегаполис», в первую очередь, сфокусированы на косметических средствах (декоративная косметика, парфюмерия, уход за кожей лица и волосами), также они максимально оснащены цифровыми технологиями и имеют дополнительные сервисы. Например, в торговой точке имеется кофемашина и предлагаются напитки навынос.
Для пилотного проекта компания выбрала три магазина в Краснодарском крае, два из них уже начали работу.
«Мы планируем в Краснодаре протестировать обновленный концепт для кластеров «Мегаполис» и «Город», а для кластера «Деревня» — в станице Нововеличковская. Мы запустили уже два магазина, третий — кластер «Город» — появится до конца августа. Мы посмотрим на результаты пилотирования и примем решение о масштабировании», — сказал заместитель генерального директора, директор розничной сети «Магнита» Руслан Исмаилов (его слова процитированы в сообщении).
Ранее «Магнит» пересмотрел кластеризацию ассортимента сети «Магнит Косметик» в зависимости от расположения магазина, адаптировав его под спрос покупателей в разных географиях присутствия: «Мегаполис» (с более широким ассортиментом товаров «для нее»), «Город» (сбалансированное предложение) и «Деревня» (больше товаров «для дома» и «для семьи»).
На конец июня сеть магазинов «Магнит Косметик» объединяла 6 527 торговых точек. Розничная выручка магазинов дрогери по итогам первого полугодия 2021 года выросла на 12,8%, до 70,252 млрд рублей (общая розничная выручка «Магнита» в январе-июне увеличилась на 7,7%, до 801,592 млрд рублей).