магазин продовольственных товаров что это

Магазин Продовольственный

Смотреть что такое «Магазин Продовольственный» в других словарях:

МАГАЗИН, ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ — предприятие торговли, осуществляющее реализацию отдельных групп продовольственных товаров, а при необходимости и непродовольственных товаров широкого спроса … Большой бухгалтерский словарь

МАГАЗИН, ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ — предприятие торговли, осуществляющее реализацию отдельных групп продовольственных товаров, а при необходимости и непродовольственных товаров широкого спроса … Большой экономический словарь

ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ — ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ, продовольственная, продовольственное. прил. к продовольствие. Продовольственный вопрос. Продовольственный магазин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

МАГАЗИН, КУДА ЛЕНИН КЕПКОЙ ПОКАЗЫВАЕТ — Продовольственный магазин на Московском проспекте, напротив памятника В. И. Ленину … Словарь Петербуржца

Магазин (военный продовольственный склад) — У этого термина существуют и другие значения, см. Магазин (значения). Эту страницу предлагается переименовать в Магазин (военный склад). Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/30 ноября 2012. Возможно … Википедия

Магазин (значения) — В Викисловаре есть статья «магазин» Магазин (фр. magasin): Маг … Википедия

МАГАЗИН ИНВАЛИДОВ — 1960 е гг. Продовольственный магазин (Богатырский пр., 10), где располагался стол заказов для инвалидов войны … Словарь Петербуржца

МАГАЗИН СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ — ( pecialty tore) торговое предприятие, характеризующееся небольшим разнообразием представленных групп товаров, но с богатым ассортиментом внутри каждой товарной группы. : МАГАЗИНЫ (stores; trade outlets) торговые предприятия, занимающиеся… … Внешнеэкономический толковый словарь

продовольственный — см. продовольствие; ая, ое. Продово/льственный кризис. Продово/льственный вопрос. Продово/льственный магазин. П ые товары. П ые карточки (в СССР: талоны, дававшие право на приобретение лимитированных продуктов питания) … Словарь многих выражений

ЕВРЕЙСКИЙ МАГАЗИН — Продовольственный магазин (Московский щк, 203) … Словарь Петербуржца

Источник

Магазин продовольственных товаров что это

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Retailing.
Classification of enterprises

Дата введения 2002-01-01

1 РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским и маркетинговым центром Минторга России и Департаментом маркетинга потребительского рынка и формирования государственных нужд Минторга России

ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 347 “Услуги торговли и общественного питания”

2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 5 июля 2001 г. N 259-ст

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на предприятия розничной торговли различных организационно-правовых форм и форм собственности, использующих для ведения хозяйственной деятельности магазины.

Настоящий стандарт устанавливает классификацию предприятий розничной торговли, общие требования к ним и основные признаки, характеризующие типы предприятий розничной торговли.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.032-78 Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работы сидя. Общие эргономические требования

ГОСТ 12.2.033-78 Система стандартов безопасности труда. Рабочее место при выполнении работы стоя. Общие эргономические требования

ГОСТ Р 51303-99 Торговля. Термины и определения

ГОСТ Р 51304-99 Услуги розничной торговли. Общие требования

3 Определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 неспециализированный магазин: Предприятие розничной торговли с комбинированным или смешанным ассортиментом товаров.

3.12 комиссионный магазин: Предприятие розничной торговли, осуществляющее продажу товаров, принятых от организаций или отдельных лиц на комиссионных началах.

4 Классификация предприятий розничной торговли

4.1 Предприятия розничной торговли классифицируют на виды в зависимости от ассортимента реализуемых товаров: универсальные, специализированные и неспециализированные магазины.

4.2 Предприятия розничной торговли определенного вида классифицируют на типы в зависимости от размера торговой площади и применяемых форм торгового обслуживания:

Неспециализированные магазины со смешанным ассортиментом на типы не подразделяют.

4.3 Основные признаки, характеризующие тип предприятия розничной торговли определенного вида, приведены в таблице 1.

Источник

Как открыть магазин продуктов

Даем пошаговую инструкцию, как выбрать налоговый режим, подготовить помещение и собрать документы для открытия продуктового магазина

магазин продовольственных товаров что это. Смотреть фото магазин продовольственных товаров что это. Смотреть картинку магазин продовольственных товаров что это. Картинка про магазин продовольственных товаров что это. Фото магазин продовольственных товаров что это

Михаил Кратов

Чтобы открыть продуктовый магазин с нуля, нужно собрать много документов и соблюсти санитарные требования. Подготовили пошаговую инструкцию, как действовать и на что обратить внимание.

Шаг 1. Выбрать вид магазина

Продуктовые магазины могут решать разные задачи покупателей: в один магазин люди зайдут за хлебом по пути с работы, в другом будут выбирать сорта сыра и элитное вино.

Обычно выделяют такие виды магазинов:

Магазин у дома. Магазины в жилых кварталах, на первых этажах домов, площадью 15—20 м². Такие магазины могли быть переоборудованы из жилых квартир. Обычно в них работает один продавец-кассир. Ассортимент — товары первой необходимости, хлеб, сахар, молоко.

Мини-маркет. Это тоже магазин с небольшой площадью и ассортиментом. Отличие от магазина у дома в том, что в мини-маркетах самообслуживание. Покупатели сами выбирают товар на полках, а потом идут с ним на кассу.

Гастроном. Продуктовый магазин с разными отделами: хлебным, молочным, мясным. Товары продают прилавка, и покупатель расплачивается в каждом отделе, а не за все сразу.

Супермаркет. Магазин самообслуживания с широким ассортиментом товаров. Кроме продуктов, в супермаркетах продается бытовая химия, хозтовары.

Специализированный магазин. В нем продается узкая категория товаров, к примеру фермерские продукты, вегетарианские продукты, сладости или элитные сыры.

Шаг 2. Выбрать форму организации бизнеса

Магазин продуктов могут открыть ИП и компании — какую именно форму бизнеса выбрать, зависит от ассортимента: ИП нельзя продавать алкоголь, кроме пива, а ООО — можно.

Самозанятым обычный продуктовый магазин не подойдет, потому что они могут продавать только те товары, которые произвели сами.

Чем отличаются ООО и ИП:

ИПООО
Человек регистрирует себя как ИПОткрывает один человек или несколько соучредителей
Стартовый капитал для регистрации ИП не нуженПри открытии нужен уставный капитал
10 000 ₽
По сравнению с ООО меньше отчетности.

Например, на УСН — декларация один раз в год, а на патенте отчитываться вообще не нужно, только вести книгу учета доходовПомимо налогового учета, обязательно вести бухгалтерский учет и сдавать по нему отчетность раз в годУ ИП может не быть работников, тогда зарплатная отчетность не нужнаУ ООО как минимум один работник — руководитель. Зарплатная отчетность обязательнаНе может продавать крепкий алкогольНет ограничений по ассортиментуАдминистративные штрафы в несколько раз меньше, чем у ООО.

Например, если ИП неправильно оформил трудовой договор, он может получить штраф от 5000 до 10 000 ₽. Для компании за то же нарушение штраф будет от 50 000 до 100 000 ₽Административные штрафы как минимум в три раза больше, чем для ИП. В некоторых случаях — в десятки раз

При регистрации ИП или ООО нужно выбрать коды ОКВЭД — указать основной и дополнительные виды деятельности. После регистрации бизнеса обязательно работать в соответствии с тем, какой код указали.

Для розничной торговли продуктами подходят коды группы 47.1. Полный перечень можно посмотреть в классификаторе. Обычно основной вид деятельности для продуктового магазина — 47.11, розничная торговля преимущественно пищевыми продуктами.

Для торговли отдельными категориями продуктов, например хлебобулочными изделиями, фруктами, мясом, есть отдельные коды ОКВЭД. Так, для мясной лавки нужно выбрать код 47.22.22, розничная торговля мясом и мясными продуктами в специализированных магазинах.

Шаг 3. Выбрать систему налогообложения

Для продуктового магазина подходят общая система налогообложения и упрощенная. ИП также могут работать на патенте.

На общей системе больше отчетности и налогов, но нет ограничений по доходу и числу сотрудников. Этот режим подходит для больших сетей и гипермаркетов, у которых доход превышает 200 млн в год или работают более 130 сотрудников. Для небольшого магазина будет выгоднее выбрать УСН или патент.

Сумма налога на упрощенке зависит от дохода, а на патенте платят фиксированную сумму — считается, что это сумма от потенциального дохода. Патент может быть более выгодным, если реальный доход будет выше потенциального, но есть риски.

Магазин торгует мясной продукцией. Если лето выдалось жарким, люди меньше готовили и меньше покупали мяса, может оказаться, что работать на упрощенке и платить налог с фактического дохода было бы выгоднее.

Чтобы платить налоги по льготной ставке УСН или использовать патент, в 2021 году нужно не превышать эти лимиты:

УСНПатент
ДоходДо 200 млн рублей в годДо 60 млн рублей в год
Сотрудники в штатеДо 130 человекДо 15 человек
Площадь магазинаБез ограниченийДо 150 м²

Стоимость патента для продуктового магазина можно посмотреть в калькуляторе на сайте налоговой службы. Нужно выбрать свой регион, вид деятельности — для магазина это будет «Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети», площадь и количество магазинов.

Если планируете продавать в магазине выпечку своего производства или кофе с собой, патент для розничной торговли не подойдет.

Есть два способа совмещать эти виды деятельности:

1. Купить патенты для мини-пекарни или продажи кофе помимо патента для розничной торговли.

Для производства хлеба и булочек нужен патент «Производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий», для продажи кофе с собой — «Услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей».

2. Совмещать системы налогообложения. Для розничной торговли купить патент, а по доходам от производства булочек и кофе отчитываться и платить налог по УСН.

Шаг 4. Соблюсти требования к помещению для магазина

Магазин продуктов можно открыть только в нежилом помещении — такой статус должен быть указан в документах. Не получится, к примеру, устроить из своего загородного дома продуктовый магазин. Сначала дом нужно будет перевести в нежилой фонд.

Перечислим основные требования к помещениям магазина, полный список есть в санитарных правилах.

В магазин нужно провести холодную и горячую вода, подключить канализацию, отопление и вентиляцию. Полы и стены должны быть устойчивыми к влажной уборке и обработке дезинфицирующими средствами.

Продуктовый магазин должен быть разделен на торговую, складскую и бытовую зоны.

Торговая зона. То, что видят покупатели: прилавки с товарами, касса.

Складская зона. Здесь принимают и хранят товары и пустую тару от того, что уже продали. Еще в складской зоне может быть место, где товар расфасовывают, к примеру взвешивают конфеты по отдельным пакетам. Складская зона не должна быть проходной.

Продукты можно подвозить на склад магазина только с торцов жилых зданий и со стороны автодорог. Запрещено это делать со стороны дворов, если там есть жилые подъезды.

Если в магазине продаются не только продукты, но и, к примеру, бытовая химия, для них должны быть выделены отдельные складские помещения. Если это невозможно, разрешается хранить их в одном помещении, но так, чтобы товары не соприкасались.

Если в доме, где расположен магазин, есть жилые квартиры или другие организации, витрины в торговой зоне и складская зона не должны находиться под туалетами и ванными.

Бытовая зона. Сюда относятся санузел, подсобка, где хранится инвентарь для уборки, гардероб или комната отдыха для персонала.

Шаг 5. Собрать документы для открытия магазина продуктов

Для открытия продуктового магазина нужно собрать целый перечень документов и разрешений. Эти документы можно получить только после регистрации ИП или ООО — для их оформления понадобится ЕГРН и номер ИНН.

ДокументГде получить
Свидетельство на право собственности на помещение магазина, выписка из ЕГРН или договор аренды помещенияСвидетельство — на руках у собственника. С 2016 года свидетельства не выдают, только выписки.
Выписка — в МФЦ или на сайте Росреестра.

Договор — составить с арендодателемДоговор с организацией, которая вывозит мусор.

Если арендодатель его уже заключил, дополнительно заключать не нужноРегиональный оператор вывоза ТКОСвидетельство о внесении магазина в торговый реестрПодать заявление через местную администрацию, МФЦ или портал госуслуг.

Формы заявления могут отличаться в разных регионах.

Срок внесения — до 30 дней с момента подачи заявления

Открываться можно после того, как магазин внесли в торговый реестр.

Перед фактическим открытием магазина нужно уведомить Роспотребнадзор о начале деятельности — так вы сообщаете, что магазин соответствует всем требованиям.

Чтобы закупать продукты у поставщиков, платить за аренду, вывоз мусора, выдавать зарплату, понадобится открыть в банке расчетный счет. А чтобы принимать платежи — зарегистрировать онлайн-кассу. Для оплаты картами нужно подключить торговый эквайринг.

Шаг 6. Собрать документы для продажи алкоголя

Для того чтобы продавать в магазине алкоголь, нужно получить лицензию и соблюдать ряд требований.

Требования к магазину для торговли алкоголем:

Лицензии на торговлю алкоголем выдает Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, сокращенно — Росалкогольрегулирование.

За лицензию нужно заплатить госпошлину. В 2021 году это 65 000 ₽ за каждый год действия лицензии. В зависимости от региона пошлину можно уплатить по реквизитам в банке, в МФЦ или через сайт госуслуг.

Какие документы понадобятся, чтобы получить лицензию:

Все документы подают в местный орган, который регулирует оборот алкоголя. На портале госуслуг можно узнать точное название ведомства в регионе, посмотреть адрес и контакты для связи.

Срок рассмотрения — 1—2 месяца.

Если заявление одобрили, нужно подключиться к ЕГАИС — это единая база данных обо всей алкогольной продукции на территории страны.

Шаг 7. Подготовить оборудование

В магазине должно быть оборудование, которое соответствует требованиям по хранению товара и торговле.

Торговое оборудование. Стеллажи и прилавки, холодильные установки и морозильные камеры, освещение для витрин. Требования по оборудованию и его размещению указаны в СанПиНах.

Кассовое оборудование. Онлайн-касса — это касса с фискальным накопителем, который сохраняет и передает данные о покупках в налоговую. Без нее работать нельзя.

Рекомендуем сразу установить терминал для приема оплаты картой и подключиться к Системе быстрых платежей, чтобы принимать оплату за покупки безналично.

Весы. Их можно сразу подключить к кассе, чтобы стоимость товара считалась автоматически.

Оборудование для торговли маркированными товарами. Маркированная продукция — товары, которые получают специальные штрихкоды, чтобы можно было прослеживать их перемещение при перепродажах. В России маркировка некоторых категорий товаров обязательна: из продуктовых товаров в 2021 году это молочные продукты и с декабря — упакованная вода.

Новости и требования по маркировке публикуются на сайте национальной системы маркировки «Честный знак».

Чтобы торговать маркированными товарами, нужны сканеры штрихкодов на каждое рабочее место продавца и сканер на место приемки товара — сканеры будут фиксировать, что товар был в вашем магазине.

Дополнительное оборудование для торгового зала. Видеокамеры, зеркала для наблюдения, кондиционеры устанавливают по желанию, специальных требований нет.

Шаг 8. Подготовить документы персонала

Перед устройством на работу весь персонал продуктового магазина проходит медосмотр, гигиеническую аттестацию, и получает медкнижки.

Медосмотр. Работнику нужно пройти дерматовенеролога, оториноларинголога, инфекциониста, стоматолога, сдать мазок на патогенные стафилококки, сдать анализы на гельминтозы и анализ крови на сифилис, сделать флюорографию и исследование на наличие кишечных инфекций и брюшного тифа. Штампы о прохождении врачей и результаты анализов заносят в медкнижку.

Медкнижка. Можно получить в местном центре эпидемиологии и гигиены или в частной клинике, это платно. Обычно получают медкнижку и проходят медосмотр в одной и той же клинике. Срок действия медкнижки отличается для разных профессий. Для сотрудников, которые работают с продуктами питания, она действует год. Потом нужно опять отправить персонал на медосмотр. За медосмотр и оформление медкнижки платит собственник бизнеса.

Гигиеническая аттестация. Это похоже на экзамен, на котором продавец показывает, что знает, как работать с продуктами питания, чтобы это было безопасно. Например, знает, какие продукты относятся к особо скоропортящимся. Аттестацию проводят специалисты из центра гигиены и эпидемиологии и ставят в медкнижку голографический штамп. Проходить аттестацию нужно каждые два года.

Шаг 9. Подготовить документы, которые должны находиться в магазине

В магазине обязательно должен быть план эвакуации и уголок потребителя. Специальных требований, как оформить уголок потребителя, нет. Главное — чтобы покупатель имел доступ к документам о магазине и продукции.

План эвакуации. Составляется по ГОСТу. Примеры оформления можно взять в местном пожарном отделении. Согласовать план должен начальник районной пожарной части. Если в магазине делают перепланировку, план эвакуации тоже нужно переделать и согласовать снова.

Вывеска. По закону у магазина обязательно должна быть информационная текстовая вывеска у входа или внутри: название, режим работы, контактные данные, данные о предпринимателе или компании.

Свидетельство о регистрации. Лист записи ЕГРЮЛ для ООО или лист записи ЕГРИП для ИП.

Текст закона о защите прав потребителей. Официальные издания продаются в книжных магазинах.

Медкнижки персонала. Медкнижки называются личными, но хранятся у администрации магазина или индивидуального предпринимателя. Персонал получает медкнижку на руки под расписку, когда нужно пройти медосмотр или гигиеническую аттестацию.

Правила продажи продовольственных товаров. Можно распечатать этот документ и разместить в уголке потребителя.

Правила продажи алкоголя. Требования к продаже алкоголя устанавливаются отдельным документом.

Санитарно-эпидемиологические требования. Они указаны в постановлении Главного санитарного врача РФ.

Лицензия. Номер лицензии, срок ее действия, информация об органе, выдавшем лицензию.

Список адресов и телефонов. Номера экстренных служб, адреса и телефоны местных отделений Роспотребнадзора, санэпидемслужбы, пожарной безопасности, антимонопольной службы. Строгого перечня в законе нет.

Книга жалоб и предложений. С 2021 года книга жалоб в розничной торговле не обязательна, но некоторые магазины еще ее используют по собственному желанию.

График уборки. В 2021 году уборку нужно делать каждые два часа и вносить об этом отметку в график.

Во время эпидемии коронавирусной инфекции продуктовые магазины должны соблюдать дополнительные требования:

К покупателям тоже есть требования, о которых нужно предупредить: сделать плакаты о том, что нужно быть в масках и соблюдать социальную дистанцию. Магазин имеет право не обслуживать покупателей без масок, об этом тоже нужно предупредить.

Источник

Как отличить продовольственные магазины

магазин продовольственных товаров что это. Смотреть фото магазин продовольственных товаров что это. Смотреть картинку магазин продовольственных товаров что это. Картинка про магазин продовольственных товаров что это. Фото магазин продовольственных товаров что это

Как отличить продовольственные магазины

магазин продовольственных товаров что это. Смотреть фото магазин продовольственных товаров что это. Смотреть картинку магазин продовольственных товаров что это. Картинка про магазин продовольственных товаров что это. Фото магазин продовольственных товаров что это

Максим Тверской, директор DIY-сети «Кенгуру», подробно разбирает все форматы торговли продовольственными товарами, анализирует экономику, а также сильные и слабые стороны каждого из них.

Продовольственная торговля в настоящее время занимает более 50% от суммарного торгового рынка РФ. По этой причине логично классифицировать ее отдельно от непродовольственной. Также необходимо отметить тот факт, что, в отличие от непродовольственных, форматы продовольственных магазинов эволюционируют в разных странах по всему миру очень похожим образом, проходя одинаковые стадии развития в зависимости от увеличения благосостояния населения.

1. Базар, продовольственный рынок, колхозный рынок (красивое, кстати, словосочетание, глубокое и труднопереводимое с русского)
Это торговая площадка для независимых продавцов, каждый из которых, как правило, самостоятельно управляет своим ассортиментом и ценообразованием. Стратегической целью базара (или, как сейчас модно говорить, маркетплейса) как бизнеса являются создание конкурентоспособного продукта и его последующая монетизация. Одним из ключевых показателей успешности формата выступает покупательский трафик, говоря более точно, его монотонный рост.

Для управления процессом привлечения покупателей менеджеры базара обычно осуществляют общее руководство ассортиментной политикой торгового объекта, определяя таким образом его позиционирование. Управление ассортиментом в этом формате принципиально возможно только на уровне товарных классов или товарных групп — определением, к примеру, мест, групп мест, рядов или других частей маркетплейса для продажи той или иной продуктовой группы или товарного класса через так называемое зонирование торгового объекта.

Как определить формат вашего магазина

По сути, для успешности данного формата требуется выполнение двух условий: подбор уникальных арендаторов/продавцов и профессиональное управление арендаторами своим бизнесом (ассортимент, интерфейс, логистика). Очевидно, что большинством отечественных торговых предприятий данного формата оба условия не соблюдаются, поэтому в нашей стране этот формат переживает почти повсеместный упадок.

Также очевидно, что вследствие сравнительно высоких издержек у рассматриваемого формата в сегодняшних экономических условиях он может успешно функционировать только в средне-высоком сегменте. Хорошим действующим примером такого формата является «Депо» в Москве. Они называют себя фуд-моллом, хороший ход с точки зрения позиционирования. С точки зрения розничного формата это правильный базар XXI века. В продолжение темы: любые фуд-корты в торговых центрах тоже по природе своего формата являются классическим базаром.
В случае если базар по каким-либо причинам не может функционировать в средне-высоком сегменте, от безысходности он мигрирует в средне-низкий или низкий сегмент, но при этом, скорее всего, такой базар будет функционировать только в пиковые часы и/или в ограниченное количество дней недели, чтобы иметь возможность приблизиться к рентабельности хотя бы части независимых торговцев, арендующих места на рынке.

2. Киоск, он же ларек
Самый маленький формат в мире: несколько квадратных метров, доступа покупателя внутрь торгового помещения, как правило, нет. Ассортимент узкий и неглубокий. Цены средне-высокие, оборот маленький, маржинальность средняя. Высокого уровня конкуренции с другими форматами не выдерживает, так как издержки (на интерфейс и логистику) исключительно высоки.

3. Магазин у дома (convenience store, c-store, forecourt store, мини-маркет)
Это самый распространенный формат в мире по количеству открытых торговых точек. Широко представлен как одиночными магазинами, управляемыми самими владельцами, так и известными сетями. Например, американо-японская компания 7-Eleven управляет более чем 36 тыс. магазинов в 18 странах.

Исходя из названия формата, такие магазины находятся среди людей, там, где они живут или работают, и ориентированы на удовлетворение повседневных нужд окружающих магазин покупателей — в зависимости от их предпочтений на том или ином рынке. Спектр таких предпочтений (и разброс ассортимента) может быть чрезвычайно различен — от дешевого алкоголя до свежеприготовленного кофе и выпечки, от мороженой рыбы до нарезанных и упакованных экзотических фруктов. В Азии и Северной Америке магазин данного формата часто включает в себя автозаправочную станцию.

Какой формат магазина нужен покупателям

Замечу, что большинство появляющихся в РФ магазинов на заправках не являются хорошим примером классического формата «магазин у дома». Проблема, на мой взгляд, состоит в том, что указанный формат не воспринимается компанией — оператором АЗС как основной, а исторически считается неким «побочным» бизнесом, особенно для крупной компании, и подчиняется логике «нефтяного», а не розничного бизнеса. При этом совершенно очевидно, что сопутствующие товары в данных магазинах вносят больший вклад в прибыль, нежели основные.

Торговая площадь магазина формата «у дома» варьируется от 20 до 300 м2. Ассортимент узкий или неширокий, неглубокий или средне-глубокий. Цены средне-высокие или высокие, оборот средне-высокий или высокий, маржинальность средне-высокая. Уходящей разновидностью данного формата является так называемый традиционный магазин с заприлавочной системой торговли.

4. Специализированный магазин
Реже встречающийся, но при этом типичный формат. Глубоко представляет в продаже одну или несколько категорий товара, как правило, это мясо, рыба, молоко, пекарни, кондитерские изделия, фрукты-овощи. Сравнительно новый тренд — специализированный магазин замороженных товаров. В магазинах данного формата возможно предоставление дополнительных услуг, например сочетание булочной с мини-кофейней.

Как подобраться к покупателю

В России часто специализированные магазины принадлежат компании — производителю основной части ассортимента (необходимо отметить, что в таком случае его эффективность как торгового бизнеса принципиально труднодостижима). Во многих странах специализированные магазины являются примером малого семейного бизнеса, часто этнического. Торговая площадь магазина такого формата варьируется от 20 до 150 м2. Ассортимент узкий и глубокий. Цены средне-высокие или высокие, оборот разнится от среднего до средне-высокого или высокого, маржинальность средне-высокая.

Отдельно отмечу формат российской сети магазинов «Продукты Ермолино», насчитывающей более 3 тыс. торговых точек. В настоящее время этот уникальный формат является успешным гибридом специализированного магазина (вертикально интегрированная компания — владелец сети, сама производит всё, что продает) и магазина у дома. Согласно теории на дальнейших витках своего развития этот гибридный формат будет преобразовываться либо в спецмаг, либо в классический же магазин у дома.

5. Дискаунтер (Discount Store)
«Водораздел» между форматами дискаунтера и супермаркета проходит по линии «цена — ассортимент». Опора стратегии дискаунтера — низкие цены, а это значит, что в продаже магазина данного формата будет представлен неширокий и неглубокий ассортимент. Дополнительный сервис, как правило, будет отсутствовать. Цены низкие, оборот высокий, маржинальность низкая.

6. Жесткий дискаунтер (Discount Store, Hard Discount Store)
Для кого-то первый магазин, который вспоминается при словах «жесткий дискаунтер», — это «Светофор» (что есть абсолютная правда), а для меня — немецкий ALDI. Ассортимент узкий и неглубокий. Товар выставлен на палетах и в коробках, частью на стеллажах складского типа. В ALDI бардака, кстати сказать, нет, может, просто потому, что немцы такой народ… И дешево. Ценовое преимущество — единственный мотиватор для посещения магазина данного формата, поэтому оно должно быть значительным (10-20% относительно супермаркетов или даже более).

Что нужно покупателю от магазина

Национальных и интернациональных брендов (в классическом магазине формата) нет, как правило, львиная доля ассортимента представлена собственными торговыми марками. Качество товаров должно быть удовлетворительным, около нижней границы диапазона приемлемости покупателя. Так как магазины данного формата минимизируют абсолютно все затраты, персонала там совсем немного, и расположены они на местах с низкой арендной платой, иначе говоря, на окраинах города или вообще «где придется». Площадь — от 300 до 1500 м2. Ассортимент — 1-3 тыс. SKU.

7. Мягкий дискаунтер (Discount Store, Soft Discount Store)
Это промежуточный формат между дискаунтером и супермаркетом, и именно так позиционируют себя лидеры российского рынка: основной формат сети «Магнит» — «магазин у дома», и «Пятерочка» с абсолютно таким же форматом. Добавьте для полноты картины «Дикси» и десятки региональных сетей. Мягкие дискаунтеры, в отличие от жестких, имеют более широкий ассортимент товаров, включающий товары категорий фреш и non-food, выкладку товара на стеллажах, а не на палетах. Следствием этого является более высокий уровень цен.

Что должно лежать на полках магазина

Цены в мягком дискаунтере не очень-то и низкие, ассортимент при этом неширокий и неглубокий. Если бы я не знал поговорку «если ты такой умный, то что же ты такой бедный», я бы с удовольствием их покритиковал и высказался бы в том смысле, что по классике промежуточным форматам трудно определиться с позиционированием и всё такое прочее, но факт от этого не поменяется. Большинство продуктовых магазинов нашей страны работают именно в этом формате. Площадь — от 300 до 1500 м2. Ассортимент — 3-5 тыс. SKU.

8. Супермаркет (Supermarket, Superstore, Supercenter)
Принципиальное отличие формата супермаркет от формата дискаунтер — глубина ассортимента и дружелюбие интерфейса. Основным мотивом посещения супермаркета для покупателя является «совершить покупку желаемого набора (продовольственных) товаров для обеспечения текущих нужд домашнего хозяйства». Самое важное словосочетание говорит о «желаемом наборе», возможности выбора, а значит, готовности покупателя финансировать содержание магазином формата супермаркет: большие остатки ассортимента товаров в сравнении с дискаунтером.
Покупатель супермаркета готов платить за лучший сервис. Следствие этого — постоянное спиралевидное развитие формата — в составляющей «ассортимент», например устройство в магазине мини-пекарни, цехов по изготовлению полуфабрикатов, готовой еды навынос и пр. В составляющей «интерфейс» — развитие дополнительных сервисов, например разделка рыбы, нарезка продуктов, упаковка покупки на кассе и др. Логистическая составляющая формата супермаркет, как правило, обеспечивает возможность курьерской доставки товаров на дом покупателю. Опора стратегии супермаркета — глубокий ассортимент и связанные с ним дополнительные услуги. Итак, ассортимент достаточно широкий и глубокий. Цены средне-высокие или высокие, оборот средне-высокий или высокий, маржинальность средне-высокая или высокая.

«Перекресток» и «Азбука вкуса» — хорошие российские примеры, Tesco и Sainsbury’s — британские. На рынке Северной Америки представлены десятки сетей супермаркетов, лично мне нравятся Whole Foods и Publix в США, Loblaw’s и Sobey’s в Канаде. Площадь супермаркета — 600-4000 м2. Ассортимент — 10-15 тыс. SKU, в Северной Америке — до 30 тыс. SKU.

9. Гипермаркет
В настоящее время формат гипермаркетов переживает сложные времена. Наступление онлайн-канала, изменившего предпочтения части покупателей, самым негативным образом сказалось на гипермаркетах по всему миру. Гипермаркетом называется продуктовый магазин большой площади, имеющий высокую долю (от 40 до 60%) непродовольственных товаров. В классическом гипермаркете цены, как правило, низкие и средние, оборот средне-высокий и высокий, маржинальность низкая и средняя.

Еще 5 лет назад общим трендом было повышение доли не-продуктов в гипермаркете, имевшее под собой четкую цель — повышение маржинальности. Логика была понятной: покупатель приезжал в гипермаркет за продуктами питания, а заодно покупал товары в других отделах. Низкие цены на продовольственные товары в гипермаркете являются опорой его стратегии, и покупатель переносил это ощущение низкой цены на весь ассортимент магазина. Таким образом, торговый оператор, продавая комплекс из низкомаржинальных продовольственных товаров и высокомаржинальных непродовольственных, выстраивал свою бизнес-модель.

Тенденция поменялась, доля продаваемых непродовольственных товаров стремительно падает, и сегодня перед гипермаркетами стоит сложноразрешаемая задача по поиску оптимального сочетания ассортиментного и ценового предложения. Площадь гипермаркета — от 4 тыс. до 20 тыс. м2. Ассортимент — 50-150 тыс. SKU.

10. Интернет-супермаркет продуктов
Ассортимент широкий и глубокий. Существует две модели существования данного формата — первая как дополнение к существующему офлайн-бизнесу, вторая — как самостоятельный проект.

В случае мультиканального предложения интернет-супермаркет поддерживает офлайн-бизнес торгового оператора, обеспечивая покупателям тот уровень сервиса, к которому они привыкли в непродовольственном ретейле. Общая проблема торговли товарами повседневного спроса через интернет — логистика «последней мили», связанная с небольшим средним чеком и невысоким уровнем маржинальности. Проще говоря, наценки торгового оператора недостаточно для обеспечения «бесплатной» для покупателя доставки товара. Существуют различные инновационные проекты типа установки пунктов выдачи заказов, оснащенных холодильными камерами, в подъездах многоквартирных домов, однако монетизация таких проектов совершенно неочевидна, как, впрочем, и бизнес-модели торговли товарами повседневного спроса через онлайн-канал. Ассортимент интернет-супермаркета продовольственных товаров — 5-20 тыс. SKU.

11. Интернет-гипермаркет продуктов
Ассортимент широкий и глубокий. Магазином номер один данного формата во всех смыслах в России является, как они сами себя называют, онлайн-гипермаркет «Утконос». Открытый 20 лет назад, он является как пионером такого рода бизнеса в нашей стране, так и символом проблем торговли продуктами питания онлайн. За все годы существования компания показывала годовую прибыль лишь дважды или трижды, а суммарный накопленный убыток исчисляется многими миллиардами рублей. В похожем формате работает британская компания Ocado, открытая примерно в то же время, что и «Утконос», и испытывает похожие проблемы — многолетний многомиллионный убыток.
Сложно сейчас сказать, является ли возможность прибыльного существования данного формата принципиально реализуемой или это же лишь отголосок того «пузыря доткомов», который как раз и лопнул в год основания этих двух, отмечу, очень крупных и продвинутых компаний. Ассортимент интернет-гипермаркета продовольственных товаров — 30-50 тыс. SKU и более.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *