магнит или лента что лучше
Где дешевле: битва гипермаркетов
В гипермаркетах удобно и выгодно закупать товары на неделю вперёд. Там очень большой выбор, а цены обычно чуть ниже, чем в магазинах «возле дома». Мы сравнили цены в популярных гипермаркетах и узнали, где продаются самые дешёвые и дорогие продукты.
Мы составили продуктовую корзину из 10 продуктов и товаров бытовой химии популярных марок. Затем прошлись по пяти самым распространённым гипермаркетам и посмотрели цены. И вот что получилось.
Дороже всего товары стоят в гипермаркете «Лента» — 1 222,83 ₽ за нашу продуктовую корзину.
Несмотря на итоговую стоимость, цена на отдельные товары в магазинах различается. Например, в «Ашане» дешевле всего покупать гречку, стиральный порошок и гель для стирки, в «Карусели» — бананы, в «О’Кее» — молоко, блинчики, шоколад и зубную пасту, в «Магните» — яблоки и пельмени. В «Ленте» самых дешёвых товаров из списка нет.
Карты лояльности и скидки
У гипермаркетов «Ашан» и «Магнит» нет собственных карт лояльности. В «Ашане» скидки на товары не предусмотрены.
В гипермаркете «Магнит» из нашей продуктовой корзины со скидками продавались гель для стирки «Ласка» (192 ₽ со скидкой, 289 ₽ — без скидки), бананы (47,90 ₽ со скидкой, 74,60 ₽ — без) и яблоки (92,90 ₽ со скидкой, 122,10 ₽ — без). Если учесть скидки, набор продуктов стоил бы 1 031,10 ₽. Это на 13% меньше полной стоимости.
По карте лояльности «Карусель» можно получить скидки на некоторые товары в гипермаркете. Они отмечены специальным ценником. Из нашей продуктовой корзины со скидкой по карте лояльности продавались гель для стирки «Ласка» (157 ₽ со скидкой, 249 ₽ — без скидки) и яблоки (109 ₽ со скидкой, 129 ₽ — без). В гипермаркете также есть товары со скидками для всех покупателей. Если учесть все акции, набор продуктов для покупателя с картой лояльности обошёлся бы в 945,49 ₽. Это почти на 13% меньше полной стоимости.
С помощью карты можно копить баллы за покупку товаров, за каждые 100 ₽ в чеке начисляется 10 баллов. Баллами можно оплачивать покупки, каждые 10 баллов равны 1 ₽.
Карта стоит 9 рублей, для её покупки надо заполнить анкету на стойке информации в любом из гипермаркетов сети.
Карта покупателя «О’Кей» даёт право получить скидку до 50% на товары из специального каталога, его можно посмотреть на сайте сети. Каталог обновляется каждые 2 недели. Также скидки до 30% по карте действуют на товары отдела «Косметика и парфюмерия» и до 20% — на блюда кулинарии и пекарни. Из нашей продуктовой корзины со скидкой можно было купить только зубную пасту Colgate (44,99 ₽ со скидкой, 64,88 ₽ — без). Получается, набор продуктов для покупателя с картой лояльности стоит 1 075,71 ₽, на 2% меньше полной стоимости.
По карте «О’Кей» также можно получить скидку до 10% в течение 7 дней до и после дня рождения.
Карта продаётся на стойке информации и кассах в любом из гипермаркетов сети. В Москве её можно купить за 45 ₽. Чтобы получать скидку в день рождения, надо заполнить анкету.
Карта постоянного покупателя «Лента» предоставляет скидку 5% на все товары и до 50% на акционные предложения, они указаны на ценниках. Из нашей продуктовой корзины под акцию с повышенной скидкой попали зубная паста Colgate (47,99 ₽ со скидкой, 78,99 ₽ — без скидки) и яблоки (89,99 ₽ со скидкой, 154,79 ₽ — без). На все остальные товары была обычная скидка, она также указывалась на ценниках. Получается, набор продуктов для покупателя с картой лояльности обошёлся бы в 1 077,40 ₽. Это на 12% меньше полной стоимости.
С помощью карты можно копить бонусные баллы и оплачивать ими до 99% от суммы покупок. Карта также даёт право на скидку 15% в день рождения.
Карту «Лента» можно купить на информационной стойке в любом из гипермаркетов сети, заполнив анкету. Стоимость карты — 200 ₽.
Карты с кэшбэком в гипермаркетах
Как мы считали
Список популярных гипермаркетов по Москве и Московской области мы составили с помощью сервиса 2Гис. Из него выбрали 5 сетей, в которых больше всего точек: Ашан (27 филиалов), Лента (21 филиал), Карусель (20 филиалов), Магнит (15 филиалов), О’Кей (14 филиалов). Из списка исключили гипермаркет Metro (17 филиалов), так как заходить внутрь и покупать товары могут только клиенты, получившие специальную карту магазина.
В нашу продуктовую корзину вошли 10 товаров популярных марок: гречневая крупа ядрица «Мистраль», 500 г; молоко «Простоквашино», 2,5% жирности, 930 мл; пельмени «Ложкарёвъ» из отборной говядины и свинины, 1 кг; блинчики с мясом «Останкино», 420 г; бананы, 1 кг; яблоки Гренни Смит, 1 кг; шоколад молочный «Alpen Gold с фундуком», 90 г; зубная паста «Colgate Тройное действие», 100 мл; гель для стирки «Ласка Шерсть и шёлк», 1 л; стиральный порошок Losk Color автомат, 450 г.
Информацию о картах лояльности узнавали на сайтах и в колл-центрах магазинов. Цены на товары смотрели в гипермаркетах в Москве. Мы не учитывали скидки, акции и специальные предложения, указывали только полную стоимость товара. Фотографии с указанием цен есть в распоряжении редакции. Цены действительны на 6 – 15 мая 2018 года.
При написании текста Сравни.ру не сотрудничал ни с одним магазином и брендом.
«Магнит» попробует купить «Ленту». Как это скажется на акциях
Сеть «Магнит» выразила желание купить 100% акций розничной сети «Лента». Об этом стало известно после того, как «Севергрупп» миллиардера Алексея Мордашова договорилась о покупке 41,91% акций «Ленты» у нынешних владельцев.
«В настоящий момент акции «Ленты» и «Магнита» ведут себя так, будто сделка между ними действительно состоится, — заявил аналитик компании «Солид» Вадим Кравчук. — Бумаги «Ленты» растут, ориентируясь на озвученную цену. Цена, указанная в предложении «Севергрупп», практически достигнута. Акции «Магнита» закономерно снижаются. Так практически всегда происходит с компанией, которая выступает покупателем».
Как в реальности будут развиваться события, сейчас сказать вряд ли возможно, предупредили эксперты. «Информации от «Магнита» на текущий момент недостаточно, что не позволяет оценить вероятность той или иной ситуации, — продолжил Кравчук. — «Магнит» сделал конкурирующее предложение, увеличив цену, поэтому дальнейшее решение за акционерами».
В чем плюсы для бизнеса «Магнита»
«В случае покупки «Магнитом» «Ленты» совокупная выручка объединенной компании превысила бы выручку Х5. «Магнит» вновь стал бы лидером рынка. В связи с этим между «Магнитом» и «Лентой» могла бы реализоваться определенная синергия — как минимум, в части закупочных условий», — уверен старший аналитик Альфа-Банка Евгений Кипнис.
«Долгосрочный позитивный эффект от возможной консолидации двух торговых сетей будет значительным. Объединенная компания обгонит X5 по выручке и чистой прибыли и займет лидерство в сегменте», — согласился с коллегой Вадим Кравчук.
Поглощение «Ленты» станет для «Магнита» очень серьезным вызовом, считают в «Алго Капитале». По мнению аналитиков, акции «Магнита» не смогут восстановиться к высоким уровням 2015-2017 годов.
У «Магнита» слишком много собственных проблем, чтобы еще и заниматься скупкой столь крупных активов, требующих дополнительного финансирования, считает начальник отдела инвестидей «БКС Брокер» Нарек Авакян. По его словам, стратегия «Магнита» всегда была монобрендовой, поэтому неизвестно, как отнесутся покупатели к тому, что у компании появится еще один бренд.
Момент для сделки выбран крайне удачный — сейчас весь ретейл стоит очень дешево, констатировали в БКС. Купив акции по текущим ценам можно получить более высокую доходность при восстановлении потребительского спроса, заявил аналитик.
Как поступить с акциями
«В краткосрочной перспективе сделка могла бы увеличить долговую нагрузку «Магнита». В связи с ростом сети «Магнит» в 2019 году планирует инвестировать около ₽75 млрд. В случае приобретения «Ленты» «Магниту» пришлось бы также инвестировать в ребрендинг магазинов. Поэтому в краткосрочной перспективе мы бы ожидали негативной реакции рынка», — предупредил Евгений Кипнис из Альфа-Банка. Снизиться могут и котировки «Ленты», указали аналитики, опрошенные РБК Quote.
Стоимость компании на рынке, рассчитанная из количества акций компании, умноженного на их текущую цену. Капитализация фондового рынка – суммарная стоимость ценных бумаг, обращающихся на этом рынке. Ценная бумага, привязанная к акциям определенной компании и выпущенная банком (банком-депозитарием).Главная возможность, которую дает инвестору депозитарная расписка, это возможность практически владеть акциями иностранной компании, но при этом оставаться в рамках законодательства банка-депозитария. Например, американская депозитарная расписка (АДР) на акции российской компании — это, с одной стороны, американская ценная бумага, торговля которой регулируется американским законодательством, с другой стороны, она дает право на долю прибыли и право голоса на собрании акционеров российской компании
Какие ретейлеры выиграют от роста цен: X5, «Магнит» или «Лента»
Внимание инвесторов к российскому рынку продуктового ретейла обусловлено самим масштабом сектора. Объем рынка за последний год оказался почти ₽17 трлн. Согласно исследованию Infoline, с учетом онлайн-сегмента объем рынка вырастет к 2023 году до ₽18,8 трлн. Стоит отметить, что динамика снижается, и на текущий момент прирост составляет всего 4–5% в год. Это означает, что компании не ожидают роста реального потребления. Их волнует сокращение доходов населения как в ближайший год, так и в перспективе следующих трех лет.
Инфляция — основной драйвер роста
Несмотря на органический рост бизнеса и финансовых показателей food-ретейлеров, важным фактором развития остается инфляция, которая неразрывно связана с сектором. Это происходит за счет того, что продуктовая инфляция «перекладывается на полку» и плечи покупателей, тем самым поднимая уровень продаж. Средний показатель прироста индекса потребительских цен в 2020 году составил 3,2%. Также ожидается, что темпы роста сохранятся на текущем уровне и окажут позитивный эффект на выручку. Крупным ретейлерам нужна здоровая инфляция, в связи с чем они пытаются сдержать рост цен, соблюдая антимонопольное законодательство, но по-прежнему являются бенефициарами такого роста.
Согласно антимонопольному законодательству, доля рынка на одного ретейлера не должна превышать 25% от общего объема в отдельно взятом регионе. Если более мелким игрокам еще далеко до этих значений, то лидеры роста уже столкнулись с проблемой в некоторых регионах. Однако рынок продуктового ретейла еще имеет запас роста. Так, X5 Retail Group на конец 2020 года занимала долю рынка в 12,8%, а ближайший преследователь «Магнит» — лишь 8,8%. На их фоне даже кратный рост до 1,3% того же «Светофора» выглядит весьма скромным.
Фокус на онлайн-продажи
Пандемия внесла свои коррективы в деятельность food-ретейлеров и дала толчок к развитию онлайн-продаж. Согласно данным Data Insight, объем российского рынка интернет-торговли вырос на 57% только за 2020 год — до ₽2,7 трлн. При этом наибольший рост был отмечен в категории продуктов питания. Население стало активно использовать онлайн-каналы для приобретения продовольственных товаров. После взрывного роста онлайн-продаж в 2020 году динамика естественно замедлится, но рост сегмента неизбежен. К 2030 году ожидается, что его доля на рынке составит около 10,1%.
В настоящее время «Пятерочка» занимает 12,6% рынка e-grocery (онлайн-продажа товаров повседневного спроса) и за ближайшие три года планирует увеличить эту долю до 21%. Также стоит отметить растущее присутствие на рынке высокотехнологичных компаний. «Сбермаркет», «Яндекс.Лавка» и «Самокат» показали наибольший прирост. Тут нужно выделить «ВкусВилл», который вышел на третье место по итогам первого полугодия 2021 года.
Проблемы онлайн-сегмента связаны с низкой маржинальностью продаж. Дополнительные расходы на доставку способны снизить рентабельность направления. Однако компании развивают онлайн-продажи, скорее, для покрытия интересов своих клиентов в условиях пандемии и развития омниканальных стратегий. Прибыль уходит в таком случае на второй план. По данным исследовательской платформы NielsenIQ, даже сами компании не ожидают скорого возврата инвестиций от онлайн-направления.
Далее давайте поговорим о трех наиболее крупных представителях сектора, акции которых в данный момент доступны частным инвесторам.
Номером один на российском рынке продуктового ретейла и онлайн-торговли продуктами питания является X5 Retail Group. Компания занимает долю в 12,8% от всего рынка и продолжает расти. Уверенно прибавляют и ее финансовые показатели: выручка за последние пять лет выросла на 91% и только на 10% за девять месяцев 2021 года.
Самым высокомаржинальным сегментом остаются магазины «Пятерочка», которые демонстрируют высокую эффективность. Сегмент гипермаркетов «Карусель» находится в процессе трансформации. Компания продолжает тренд на выход из этого бизнеса. Чего не скажешь о развитии сети жестких дискаунтеров «Чижик», на которую у руководства большие планы.
Дело времени: почему «Магнит» и «Лента» решились покупать конкурентов именно сейчас
К концу 2020 года «Магнит» занял сильную финансовую позицию — с большим объемом денежных средств на балансе и достаточно низким уровнем долговой нагрузки. Соотношение чистого долга к EBITDA составило 1,1. За счет покупки «Дикси» «Магнит» в один момент решает свою давнюю задачу — резко увеличивает рыночную долю в Москве, Московской области и на северо-западе, где исторически его присутствие было слабым.
Известно, что «Магнит» заплатит за покупку 2612 магазинов «Дикси», 39 «Мегамартов» и пяти распределительных центров более 92 млрд рублей. Много это или мало? Простая арифметика показывает, что каждый купленный магазин «Дикси» (за вычетом оценочной стоимости «Мегамартов» и распределительных центров) обойдется ретейлеру в 30 млн рублей, притом что затраты на один магазин «Магнит» составляют в среднем около 10-15 млн рублей (в зависимости от площади).
За что готов переплатить второй крупнейший игрок в стране? Большая часть магазинов «Дикси» — зрелые, они имеют качественные локации с уже сформировавшимися потоками покупательского трафика. Без сделки, путем органических открытий «Магниту» пришлось бы потратить гораздо больше времени, чтобы достичь аналогичного результата, причем качество локаций, скорее всего, было бы ниже.
За 2020 год продуктовая сеть «Дикси» как один из бенефициаров коронакризиса заметно улучшила свои финансовые показатели. По итогам прошлого года выручка компании выросла на 8,6%, до 304 млрд рублей, чистая прибыль составила 7 млрд рублей, рентабельность по чистой прибыли — 2,4% (данные РСБУ). «Магнит» пообещал сохранить бренд «Дикси», а это значит, что, несмотря на смену собственника, бизнес продолжит непрерывно работать и генерировать денежный поток без остановки на ребрендинг и ремонт (в среднем 9-14 млн для одного магазина).
С другой стороны, Billa — не такой успешный актив с точки зрения финансовых показателей, как «Дикси» у «Магнита». В 2018-2020 годах российское подразделение Billa генерировало убытки. Выручка компании за последний год сократилась на 3,7% и составила 48 млрд рублей, убыток — 1,7 млрд рублей. Последний раз она получила чистую прибыль в 2017 году, с 2018-го Billa не выплачивала дивиденды. В прошлом году компания начала оптимизировать портфель, закрывать убыточные точки. Очевидно, развивать бизнес в России западному акционеру (Rewe Group — одна из крупнейших в Европе) было непросто: предложение от «Ленты» стало неплохим выходом из актива.
Сумма сделки составит €215 млн (или 19,4 млрд рублей по курсу на 19 мая). Однако это не все траты «Ленты»: компания объявила, что магазины сети будут переведены под ее бренд, а торговая марка Billa прекратит свое существование. Ребрендинг и интеграция не смогут пройти одномоментно: они растянутся во времени, а также потребуют от нового владельца дополнительных вложений — до 10 млрд рублей (плюсом к сумме сделки).
Как изменится расстановка сил в продовольственном ретейле после сделок и представляет ли консолидация угрозу для лидера отрасли — X5 Retail Group? В 2021 году «Магнит» может обойти Х5 по объему торговых площадей: к концу этого года первый будет управлять 8,9 млн кв. м (из них 850 000 кв. м у «Дикси»), а второй — 8,4 млн кв. м. Но стоит отметить, что расчет площадей «Магнита» включает дрогери-сеть «Магнит Косметик» — 1,6 млн кв. м. Разрыв по выручке между конкурентами к концу года сократится, но Х5 сохранит лидерство — около 2,2 трлн рублей против чуть менее чем 2 трлн рублей у «Магнита» и «Дикси» вместе взятых. К существенному обострению ценовой конкуренции в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге это также не приведет. Во-первых, поведение всех игроков ретейла сейчас достаточно рационально. Во-вторых, «Магнит» не станет резко снижать цены и обострять конкуренцию, так как сейчас ретейлер больше сфокусирован на эффективности бизнеса, рентабельности и отдаче на капитал.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора
Лидеры продаж: пять крупнейших российских ретейлеров
Лидеры продаж: пять крупнейших российских ретейлеров
«Магнит», «Лента» и X5 Retail Group. Какие ретейлеры выигрывают от роста цен.
Несмотря на органический рост бизнеса и финансовых показателей food-ретейлеров, важным фактором развития остается инфляция. Уровень инфляции в России уже превысил 8% и продолжает расти.
Ретейлерам нужна здоровая инфляция, в связи с чем они пытаются сдержать рост цен, соблюдая антимонопольное законодательство, но по-прежнему являются бенефициарами такого роста.
Разберем три наиболее крупных представителя сектора:
Компания занимает долю в 12,8% от всего рынка и продолжает расти.
Прибавляют и ее финансовые показатели: выручка за последние 5 лет выросла на 91%.
Самым высоко маржинальным сегментом остаются магазины «Пятерочка» (более 17 600 магазинов) — 81% по итогам 9 месяцев.
15,3% составляет «Перекрёсток» (980 супермаркетов)
2% — доля онлайн-бизнесов (Vprok.ru Перекресток, экспресс-доставка, ОКОЛО).
Сегмент гипермаркетов «Карусель» находится в процессе трансформации. Компания продолжает тренд на выход из этого бизнеса.
Развивается сеть жестких дискаунтеров «Чижик», на которую у руководства большие планы. Масштабирование дискаунтеров Чижик начнется в следующем году и ускорится с 2023 г., что позволит обеспечить среднегодовой рост продаж в 2021-2024 гг. выше 12%
К 2024 году компания ожидает, что доля «Пятёрочки» по-прежнему будет доминировать в выручке и составит около 71%, «Перекрёстка» — 13,6%, «Чижик» составит около 9,5%, а вклад цифровых каналов продаж в выручку достигнет порядка 5% за счет активного роста онлайн.
Выручка магазинов «Пятёрочка» и «Перекрёсток» продолжит расти и будет увеличиваться за счет как новых торговых площадей, так и благодаря позитивному росту LFL.
Значительным минусом является денонсация налогового соглашения с Нидерландами и, как следствие, фактор двойного налогообложения дивидендов.
Финансовые результаты X5 Retail Group за последние годы можно считать умеренно-позитивными. Компания показывает умеренный рост выручки и EBITDA, а также довольно стабильную чистую прибыль. При этом, сдерживающим фактором является растущий чистый долг. Однако стабильно растущая EBITDA позволяет не только его контролировать, но также и выплачивать стабильно высокие дивиденды с возможностью их дальнейшего наращивания.
Коэффициент чистый долг / EBITDA по МСФО (IFRS) 16 составил 3,08x (1,50x до применения МСФО (IFRS) 16) по состоянию на 30 сентября 2021 г. Долговые обязательства Компании до применения МСФО (IFRS) 16 полностью номинированы в рублях. По состоянию на 30 сентября 2021 г., невыбранный объем лимитов по кредитным линиям, открытым на компанию крупнейшими российскими и международными банками, составил 493 779 млн руб. Источник: финансовые результаты компании
При этом, у компании достаточно прочих плюсов, включая стабильность финансовых результатов, активную реновацию и развитие цифровых сервисов, возможные скорые IPO смежных бизнес-структур, положительный взгляд инвестдомов и т.д.
За пять последних лет выручка выросла на 44,5%, а в первом полугодии 2021 года ее рост составил 7,7%. А вот чистая прибыль постепенно уменьшалась до 2019 года, после чего возобновила рост. Чистый долг, наоборот, рос до 2019 года, потом снизился, но за последние полгода снова несколько вырос.
В этом году компания выкупила 100% акций «Дикси».
За ₽87,6 млрд «Магнит» получил почти 2,5 тыс. магазинов разного формата, пять распределительных центров и более ₽270 млрд выручки в год.
После покупки «Дикси» Общий долг «Магнит» вырос на 57,8%.
Повышение долговой нагрузки после сделки может оказать негативный эффект на уровень дивидендных выплат, средняя доходность которых за последние три года составляет 8,8%.
«Магнита» довольно хорошие мультипликаторы: компания смогла переломить неудачный тренд, нарастив рентабельность и снизив долговую нагрузку по сравнению с 2019 годом. «Магнит» регулярно выплачивает дивиденды, наращивая их год от года и обеспечивая довольно привлекательную доходность. Но проблема в том, что в последние годы выплаты превышают чистую прибыль компании, что не очень хорошо, и вряд ли так долго может продолжаться.
Магнит» пытается бороться за лидерство в отрасли с X5 Retail Group, в последствии этого компании приходится нести большие капитальные затраты, а также значительно тратиться на сделки M&A. Интересно, как на фоне растущих процентных ставок в экономике компания сможет обслуживать долг. Кроме того, у «Магнита» могут возникнуть проблемы с интеграцией бывшего конкурента в свой бизнес. Да и в целом покупка может оказаться неэффективной и, наоборот, начать тянуть «Магнит» вниз.
3. Лента — благодаря приобретению сети магазинов «Билла Россия» стала вторым ретейлером на рынке Москвы по количеству супермаркетов с общей долей в 3%.
Выручка компании за последние пять лет увеличилась на 45%.
Приобретение сети «Билла», еще не отражено в отчетности, поэтому к концу года выручка должна ускориться. Сеть купили за 215 млн евро. Её выручка в 2020 году составила 48 млрд рублей. То есть это должно добавить около 20 млрд выручки «Ленте» по итогам года. Если динамика выручки уже открытых магазинов останется прежней, то благодаря купленным сетям выручка должна показать динамику 4,5-5%. Все равно немного. Также, компания опубликовала новую стратегию с амбициозными планами роста выручки в 2 раза — до триллиона рублей — к 2025 году.
Выручка «Ленты» стабильно растет, чего не скажешь о чистой прибыли: она довольно волатильна, а в 2019 году компания даже скатывалась в убытки. При этом чистый долг в последние годы удерживается примерно в одном диапазоне.
Источник: финансовые результаты компании
Один из немногих позитивных моментов отчетности — онлайн-выручка выросла на 196% во 2-ом квартале. Это уже репрезентативные результаты, когда все начали пользоваться доставкой.
«Лента» пока не платит дивиденды, но планирует с 2022 года начать выплаты. В России особенно любят дивиденды, так что их появление может сделать «Ленту» значительно более привлекательной для инвесторов.
«Лента» — крупный продуктовый ретейлер, который имеет амбиции стать еще крупнее: увеличить выручку, нарастить долю рынка и начать платить дивиденды. Но стоит помнить, что на этом пути «Ленту» ожидают высокая конкуренция, большие денежные затраты и не лучшая конъюнктура в секторе ретейла.
Помимо рассмотренных компаний, на бирже также торгуется сеть O`KEY, повторяющая бизнес-модель «Ленты», но убыток от основной деятельности не дает акциям нужного импульса. Также на биржу в скором времени предстоит выйти Mercury Retail («Красное & Белое» + «Бристоль») со своей обширной сетью магазинов.
Продуктовый ретейл — это не быстрорастущий сектор, он очень завязан на уровне доходов населения, а он в последнее время, к сожалению падает.
При этом сектор крайне конкурентен: на рынке огромное количество как традиционных игроков, так и фактически ИТ-компаний, занимающихся цифровизацией этой сферы: Ozon, Wildberries, Яндекс. А чем выше конкуренция, тем больше затрат и меньше прибыли.
На фоне падающих доходов населения и растущей инфляции правительство пытается регулировать цены на продукты, что вряд ли выгодно ретейлерам: в декабре 2020 года ряд постановлений для стабилизации цен на продукты, в июле 2021 начались дискуссии о снижении наценок на товары первой необходимости, а конкуренту «Ленты» «Магниту» в рамках одобрения сделки по консолидации «Дикси» целый год делать нулевую наценку на несколько основных продуктов питания.
Однако теперь становится понятно, что food-ретейл нельзя назвать защитным активом. Инвесторы понимают, что новые локдауны не затронут системообразующие предприятия, которые будут снабжать население продуктами питания. Ждать нового всплеска продаж, как это было в марте-апреле 2020 года, не стоит, а вот рассчитывать на органический рост лучших представителей сектора можно.
Друзья, также хочу пригласить вас в мой телеграмм канал, который называется «Инвестиции с Дмитрием Хрусталёвым», в нём я рассказываю полезные новости в мире инвестиций, даю советы по инвестициям, а также оперативно показываю все свои сделки и свой инвестиционный портфель. Подписывайтесь!