магнитный курс и истинный курс в чем разница
§ 17. Магнитные и компасные румбы, курсы и пеленги. Общая поправка компаса
Направление в море определяют не только относительно истинного меридиана, но также относительно магнитного и компасного меридианов, называя их в общем случае магнитными компасными румбами.
Изобразим на плоскости истинного горизонта три меридиана (рис.21): истинный NиSи, магнитный MMSM и компасный NKSK, направление диаметральной плоскости OD и направление с судна на береговой ориентир ОМ. На чертеже угол NиOD — истинный курс судна, а угол NиOM — истинный пеленг. По аналогии считают, что угол NMOD — магнитный курс (МК), угол NKOD — компасный курс (КК), угол NMOD — магнитный пеленг (МП), а угол NKOM — компасный пеленг (КП).
Таким образом, Mагнитным курсом судна называют угол при центре компаса, отсчитываемый от нордовой части магнитного меридиана до направления носовой части диаметральной плоскости судна по часовой стрелке от 0 до 360°. Компасный курс — угол при центре компаса, отсчитываемый от нордовой части компасного меридиана до направления носовой части диаметральной плоскости судна по часовой стрелке от 0 до 360°. Магнитным пеленгом предмета называют угол при центре компаса, отсчитываемый от нордовой части магнитного меридиана до направления на предмет по часовой стрелке от 0 до 360°. Компасным пеленгом предмета называют угол при центре компаса, отсчитываемый от нордовой части компасного меридиана до направления на предмет по часовой стрелке от 0 до 360°.
Истинные курсы и пеленги связаны с магнитными следующими алгебраическими соотношениями:
Пример 19. И К = 355°, d = 11°5W.
Решение (формулы 19)
Решение (формулы 20)
Магнитные курсы и пеленги связаны с компасными следующими алгебраическими соотношениями:
Решение (формулы 21)
Пример 22. МП = 4°: КП = 358°
Рассчитать девиацию 5.
Решение (формулы 22)
Совместное действие сил земного магнетизма и магнитного поля судна приводит к тому, что магнитная стрелка отклоняется от истинного меридиана на некоторый суммарный угол, называемый общей поправкой компаса. Ее обозначают символом АК.
Общую поправку называют остовой или вестовой и ставят знак «плюс» или «минус» в зависимости от того, к осту или весту отклонена северная часть компасного меридиана от северной части истинного меридиана. Например:
Общая поправка компаса, склонение и девиация связаны следующими алгебраическими соотношениями:
Пример 23. d = 12°O st ; б = 4°, 5W.
Решение (формулы 23)
Фрегат «Адмирал Горшков» запустил гиперзвуковой «Циркон» по береговой цели
ВИДЕО: военные показали противолодочный «Ответ» фрегата «Маршал Шапошников»
Модернизация еще одного «Антея» начнется в 2022 году
«Дальзавод» модернизирует БПК «Адмирал Виноградов» во фрегат
Каждый охотник желает знать…
— Вы помните, сколько будет 3 умножить на 5?
— Кончено, — 15, — что за вопрос?
А если вы на вахте и уже не спите нормально третью ночь? Если из-за качки вы уже давно ничего нормально не ели, если руки дрожат от усталости, а в голове только одна мысль: «Спать! Спать? Не спать.
— Сколько будет дважды два? Четыре? А вы уверены?
Как в таких условиях извлечь из памяти необходимые знания, особенно если цена ошибки велика?
Хороший моряк обязан много чего держать в голове. Это различные правила, процедуры, формулы. Знание многих из них может оказать существенное влияние на безопасность. Поэтому хочешь – не хочешь, а помнить надо. И не просто помнить, а уметь извлечь из памяти нужные сведения в не самые спокойные и благоприятные моменты плавания.
В моей штурманской рубке висел огромный яркий плакат:
Штурман! Помни! S = v*t
Это чтобы даже в полумертвом состоянии я не забыл, как рассчитать пройденное расстояние по скорости и времени. И это не шутка!
«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, — это правило-запоминалка для цветов радуги знакома каждому с детства. Моряки, как народ находчивый и смекалистый, также придумали специальные правила-«запоминалки», облегчающие жизнь начинающего капитана.
Откройте любой учебник по навигации, хоть для яхтсмена, хоть для судоводителя, и вы всегда найдете там в оглавлении, практически в самом начале, загадочное словосочетание «Исправление и перевод румбов». Сколько двоек получили курсанты и слушатели из-за ошибок при пересчете компасного курса в истинный и обратно.
Для тех, кто не в теме, исправление и перевод румбов – это расчет истинных направлений – истинного курса, истинного пеленга на основании показаний магнитного компаса.
Если вкратце, то чтобы получить истинное направление, к значению компасного направления по магнитному компасу нужно прибавить девиацию – угол между магнитным и компасным меридианом, — а затем еще магнитное склонение – угол между магнитным и истинным меридианом. При этом, как водится, что склонение, что девиация могут быть как со знаком плюс, так и со знаком минус. В результате мы получим значение истинного курса или пеленга, которые можно прокладывать на карте – так называемая «прямая задача». Существует и «обратная задача», когда необходимо истинные направления, например, истинный курс, снятый с карты, пересчитать в компасный курс, чтобы задать его рулевому.
Иными словами, при решении прямой задачи необходимо неверное (компасное) направление исправить поправкой. Вот такое универсальное правило:
ИСТИННОЕ = НЕВЕРНОЕ + ПОПРАВКА
Как это работает? Истинные направления – это направления, которые прокладываются на карте: истинный курс и истинный пеленг. Неверные направления – это направления, измеряемые с помощью компаса. Почем неверные? Потому, что они отличаются от истинных в силу влияния на измерительный прибор – компас различных внешних факторов. Поправка – собственно величина этого отличия неверного от истинного.
Для магнитного компаса, первая поправка – это девиация, т.е. угол между магнитным и компасным меридианами. Девиация может иметь знак плюс, может иметь знак минус.
Вторая поправка – магнитное склонение, — угол между магнитным и истинным меридианами. Как и девиация, магнитное склонение может иметь знак плюс или минус.
В навигации всем западным величинам приписываю знак минус. Иными словами, если стрелка магнитного компаса отклоняется от магнитного меридиана к западу, такую девиацию называют западной, и считают, что она имеет знак минус. И наоборот, если стрелка магнитного компаса отклонена от направления на магнитный полюс к востоку, то такую девиацию называют восточной и приписывают ей знак плюс.
С магнитным склонением та же самая ситуация. Если на карте обозначено западное магнитное склонение, то ему приписывают знак минус. Восточному склонению, соответственно, присваивают знак плюс.
В нашей универсальной формуле поправки подставляются со своим знаком. Т.е. если девиация или склонение имеют знак минус, в расчетах так и пишут: минус такая-то величина.
Отсюда и первое мнемоническое правило КОЗА:
Компас Отнять ЗАпад
Т.е. западные поправки имеют знак минус.
То же самое правило, но на английском: KADET —
Compass ADd East to get True,
что означает: к компасному (неверному) прибавить (ADD) восточное (EAST), чтобы получить истинное (TRUE).
Английская запоминалка для универсального правила ИСТИННОЕ = НЕВЕРНОЕ + ПОПРАВКА звучит следующим образом:
Timid Virgins Make Dull Company At Weddings
True Virgins Make Dull Companions, Add Whiskey.
Первый вариант можно примерно перевести как “Робкие девственницы на свадьбе сделают любую компанию скучной”. Второй вариант имеет похожее значение: “Истинные девственницы – скучные подруги пока не добавили виски”.
По первым буквам выражения получаем аббревиатуру TVMDC AW, которая расшифровывается:
True (истинный курс) +- Variation (магнитное склонение) = Magnetic (магнитный курс) +- Deviation (девиация) = Compass (компасный курс). Add West – западные направления прибавляются, т.е имеют знак плюс.
Эта формула вошла во многие англоязычные учебные пособия. Я думаю, англичане специально перевернули и запутали простую и понятную нам формулу И = Н + П с помощью своего TVMDC AW, чтобы начинающие получали двойки на экзаменах по навигации и покупали дополнительные часы обучения у инструкторов — авторов этого правила.
Правда, английские студенты, которые не сдали с первого раза экзамены, придумали свой, не менее запутанный, но чуть более прозрачный вариант:
Can Dead Men Vote Twice At Elections?
Могут ли мертвецы голосовать дважды на выборах?
Compass (компасный курс) + Deviation (девиация) = Magnetic (магнитный курс) + Variation (склонение) = True (истинный курс)
Add East – означает: «восточный нужно прибавлять», т.е. восточным направлениям приписывается знак плюс.
Как по мне, самая простая и понятная все же наша отечественная универсальная формула:
Истинное = Неверное + Поправка
И больше ничего запоминать не нужно! Из этой универсальной формулы легко выводятся основные закономерности для исправления румбов:
Где ИК – истинный курс (истинное), КК – компасный курс (неверное), Δ – поправка, Δ = δ + d, где δ – девиация, d – магнитное склонение.
Используя правила арифметики второго класса школы, для обратной задачи имеем:
КК = ИК – Δ, все поправки подставляем со своим знаком. Восточные с плюсом, западные с минусом. И не нужно никаких девственниц с покойниками.
Магнитный курс и истинный курс в чем разница
А почему такая разница? Не проще ли се карты у гражданских под истинный курс переделать раз и навсегда и не менять посадочный курс периодически в зависимости от магнитного склонения?
Спасибо!
С уважением, Дмитрий.
Не скачивается по Вашей ссылке.
А почему такая разница? Не проще ли се карты у гражданских под истинный курс переделать раз и навсегда и не менять посадочный курс периодически в зависимости от магнитного склонения?
Спасибо!
С уважением, Дмитрий
Теоретически, в любом месте планеты можно летать по любому меридиану отсчета, но практически в районе аэродрома принято летать по МК. У вас другие предложения?
Дак всё-таки ИК? Просто вверху столько много высказалось про МК.
При перелетах есть свои особенности, но тоже не критично.
А что за особенности?
«. Связано это с помехозащищённостью, ибо в ВВС курсы отсчитываются по курсо-вертикалям. »
Старожил
форума
Семёныч:
Компасный, магнитный и истинный курс.
Калькулятор рассчитывает истинное, компасное или магнитное направление (курс,пеленг) по заданному направлению, магнитному склонению и девиации.
Стрелка магнитного компаса всегда показывает на север. Эту особенность магнитной стрелки подметили еще в далеком 13-м веке и начали использовать компас для ориентировки, прежде всего на море. Прибор крайне прост и его применение кажется ничуть не сложнее. Однако, если нарисовать на карте прямую линию из точки отправления в точку назначения, и не отклоняясь ни на градус следовать по проложенному курсу, используя магнитный компас в качестве указателя курса, то едва ли повезет оказаться точно в запланированном месте, особенно если расстояние между точками достаточно большое.
На отклонение вашего курса (компасного курса) от курса, который Вы нарисовали на карте (его называют истинным курсом), влияют два явления:
Чтобы вычислить компасный курс по истинному или наоборот можно нужно подставить значения магнитного склонения для данной местности, а также значения девиации для вашего компаса в соответствующие поля калькулятора. Значения по-умолчанию вычисляют компасный курс перехода от г. Кадис (Испания) до мыса Сент Винсент (Португалия). Для расчета я сначала определил истинный курс, воспользовавшись калькулятором Путевой угол и расстояние между двумя точками по локсодроме (линии румба)., куда подставил координаты точек из Google Maps. Значение магнитного склонения было получено с морской карты Западной Части Средиземного моря.
Подробные объяснения вы можете найти ниже.
Навигация по магнитному компасу.
Магнитная девиация
Кто читал Жюля Верна помнят, куда завел корабль 15-летний капитан, после того как Негоро подложил топор под нактоуз компаса. На судне, даже и без топора в нактоузе, хватает и других предметов, способных воздействовать на магнитный компас. Чтобы исключить этот эффект для каждого судового компаса рассчитываются таблицы девиации, показывающие отклонение показаний компаса для различных компасных курсов. С течением времени девиация может изменяться, вследствие установки нового оборудования или намагничивания старых железных деталей, поэтому таблицы регулярно обновляются. Используя значение таблицы девиации можно привести компасный курс, к курсу, отсчитываемому от магнитного меридиана, т. е. к магнитному курсу. Для этого значение девиации для данного компасного курса прибавляется к компасному курсу, если девиация к востоку (E) или отнимается, если к западу (W).
Магнитное склонение
Информация о магнитном склонений на морской карте
Магнитное склонение, не зависит от оборудования судна, но зависит от его местоположения и также как и девиация изменяется с течением времени, но более предсказуемо. Значение магнитного склонения указывается на карте, с обязательным указанием года измерения и среднегодового изменения. Для перехода к истинному курсу сначала мы получаем магнитный курс, затем прибавляем значение магнитного склонения к востоку (E) или вычитаем то, которое к западу (W), затем аналогично учитывается среднегодовое изменение магнитного склонения ( добавляется или отнимается помноженное на количество лет, прошедших с момента фиксации склонения).
Как запомнить как исправлять или переводить румбы
Источники:
В. С. Михайлов, В. Г. Кудрявцев, В. С. Давыдов Навигация и лоция.
Tim Bartlett An Introduction to Navigation. RYA.
Магнитный курс и истинный курс в чем разница
4. Морские меры длины и скорости.
На море за единицу расстояния принимается морская миля. Морская миля равна одной минуте дуги земного меридиана; величина этой минуты на меркаторской карте зависит от широты места.
На карте линейная величина одной мили меняется пропорционально sec f (секансу широты).
ДАЛЬНОСТЬ ВИДИМОГО ГОРИЗОНТА В МИЛЯХ И КИЛОМЕТРАХ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЫСОТЫ ПРЕДМЕТА.
Дальность видимого горизонта
Дальность видимого горизонта
Дальность видимого горизонта
Поэтому расстояние на карте рекомендуется измерять с помощью циркуля, прикладывая его затем к вертикальным рамкам карты на той же широте, что и измеряемое расстояние.
Для практических целей судовождения в СССР приняты: стандартная морская миля, равная 1852 м; кабельтов — одна десятая морской мили (185,2 м); морская сажень — одна сотая кабельтова (1,85 м, или 6 футов).
Сажени и футы употребляются для измерения глубин в Англии и отчасти в США. В большинстве остальных стран употребляются метры (один фут равен 305 мм).
Километр — основная единица измерения расстояния па реках, озерах и водохранилищах. Он равен 1 000 м, или 0,54 морской мили. Скорость судна измеряется в узлах. Один узел соответствует скорости судна, при которой оно проходит одну милю за один час.
5. Истинные курс и пеленг, курсовой угол.
Рис. 41. Графическое определение истинного курса судна и истинного пеленга на предмет
Истинный курс судна ИК — это угол, заключенный между северной частью истинного меридиана (линии NS ) и диаметральной плоскостью судна (направлением носа судна).
Диаметральной плоскостью судна ДП называют продольную вертикальную плоскость, делящую судно на две симметричные равные части. Истинный курс отсчитывается по часовой стрелке от 0 до 360°.
Истинным пеленгом предмета ИП называют угол, отсчитываемый от нордовой части истинного меридиана по движению часовой стрелки до направления на предмет.
Пеленг измеряется от 0 до 360° по часовой стрелке. На навигационных картах прокладываются только истинные курсы судна и истинные пеленги (рис. 41).
Для определения направлений на море, озере и водохранилище, т. е. для определения курсов судна и пеленгов различных предметов, служит компас.
Магнитные и географические полюсы не совпадают. Направление, проходящее через ось магнитной стрелки, называется магнитным меридианом. Магнитный меридиан не совпадает с направлением истинного меридиана.
Восточному, или остовому, склонению присваивается знак плюс, западному, или вестовому, — знак минус. Магнитное склонение для данного места непостоянно, оно все время увеличивается или уменьшается на небольшую постоянную вели чину.
Величина склонения в данном районе плавания, годовое его увеличение или уменьшение в год, к которому приведено склонение, указываются на навигационных картах.
Например, в заголовке карты указано: «Склонение компаса приведено к 1970 году, 10° остовое, годовое увеличение 3 дуговых минуты».
Если любитель пользуется этой картой в 1972 году, то с 1970 до 1972 года склонение увеличилось на 6 дуговых минут, т. е. на 0,1°, и поэтому в 1972 году склонение будет не 10°, а 10,1°. Если на трассе, на различных участках по данным карт различия в склонении не имеется, то обрабатывают тем же способом все участки трассы.
Чтобы, зная магнитный курс МК или пеленг МП и склонение d компаса в данном районе плавания, найти истинный курс ИК и истинный пеленг ИП, необходимо к магнитному курсу или пеленгу алгебраически прибавить приведенное к году плавания склонение с его знаком:
2) МП + (± d ) = ИП или ИП — (± d ) = МП.
Рис. 42. Определение истинного пеленга через курсовой угол или склонение
Курсовым углом КУ называется угол, заключенный между диаметральной плоскостью судна и направлением на предмет (рис. 42). Курсовой угол определяется при помощи пеленгатора и отсчитывается по азимутальному кругу магнитного компаса.
Он может быть правого или левого борта, изменяясь от 0 до 180°. Для того чтобы получить курсовой угол, необходимо запеленговать предмет при помощи пеленгатора и снять отсчет КУ по азимутальному кругу.
Если предмет находится с левого борта, то отсчет курсового угла будет более 180°. Полученное в этом случае значение курсового угла необходимо вычесть из 360°.
Разность будет величиной курсового угла левого борта. Курсовой угол правого борта имеет знак плюс, курсовой угол левого борта — знак минус.
Истинный пеленг можно определить через курсовой угол по формуле:
Если в первом случае истинный пеленг более 360°, то из полученного результата нужно вычесть 360°.
Если во втором случае истинный курс по своему значению меньше курсового угла, то к истинному курсу нужно прибавить 360° и из полученного результата вычесть величину угла.
На рис. 42 показано исправление магнитного пеленга МП склонением d или курсовым углом для получения величины истинного пеленга ИП на маяк М.
Линия N М S М показывает направление магнитного меридиана, от которого отсчитывается магнитный пеленг. В данном примере он равен 280°. Склонение западное 10° со знаком минус, поэтому истинный пеленг будет равен:
1) ИП = МП + (— 10°), ИП = 280°+ (— 10°) = 270°.
2) ИП = ИК + КУ п/б, ИП = 225°+ 45°= 270°.
6. Девиация магнитного компаса. Исправление и перевод румбов.
Металлический корпус судна, различные металлические изделия, двигатели являются причиной отклонения магнитной стрелки компаса от магнитного меридиана, т. е. от направления, по которому должна расположиться магнитная стрелка на суше.
Магнитные силовые линии земли, пересекая судовое железо, превращают его в магниты. Последние создают собственное магнитное поле, под влиянием которого магнитная стрелка на судне получает дополнительное отклонение от направления магнитного меридиана.
Девиация может быть как положительной — восточной, или остовой, так и отрицательной — западной, или вестовой.
Девиация — величина переменная и меняется в зависимости от широты и курса судна, так как намагниченность судового железа зависит от его расположения относительно магнитных силовых линий земли.
Для расчета магнитного курса МК необходимо к величине компасного курса КК алгебраически прибавить величину девиации s на данном курсе:
Например, компасный курс КК равен 80°, при этом девиация магнитного компаса s = 20° со знаком плюс. Тогда по формуле находим:
М K = KK + (± s ) = 80 + (+20°)= 100°.
Если собственное магнитное поле судна большое, то компасом пользоваться трудно, а иногда он вообще перестает работать.
Поэтому девиацию необходимо сначала уничтожить при помощи компенсационных магнитов, расположенных в ноктоузе компаса, и брусков мягкого железа, устанавливаемых в непосредственной близости от компаса.
Рис. 43. Получение магнитного курса
Рис. 44. Исправление и перевод румбов
После уничтожения девиации приступают к определению остаточной девиации на различных курсах судна. Уничтожение и определение остаточной девиации и составление девиационной таблицы для данного компаса производится специалистом-девиатором на специально оборудованном створными знаками девиационном полигоне.
Девиация считается уничтоженной вполне удовлетворительно, если ее величина на всех курсах не превышает ±4°.
Как уже говорилось, на картах необходимо прокладывать истинные курсы и пеленги.
Для получения истинных курсов и пеленгов нужно в показания компаса, установленного на судне, внести определенную поправку, так как он показывает компасный курс и компасные пеленги.
Отсюда следует, что для получения истинных величин необходимо к компасным величинам прибавить поправку компаса с ее знаком:
На рис. 43 показан переход от МК к КК через склонение.
На рис. 44 показана взаимосвязь между всеми величинами, от которых зависит правильное определение истинных направлений в море. Углы, образованные линиями N к, N м, N и и линиями курса и пеленга, носят следующие наименования:
Компасный курс КК — угол между линией компасного меридиана N K и линией курса.
Компасный пеленг КП — угол между линией компасного меридиана N K и линией пеленга.
Магнитный курс МК — угол между магнитным меридианом N М и линией курса.
Магнитный пеленг МП — угол между линией магнитного меридиана N M и линией пеленга.
Истинный курс ИК — угол между линией истинного меридиана N И и линией курса.
Истинный пеленг ИП — угол между линией истинного меридиана и линией пеленга.
Существует мнемоническое правило, которое помогает судоводителю правильно оперировать величинами истинных магнитных и компасных направлений.
Если мы из ИК алгебраически вычтем обе стоящие вправо от ИК. величины d — склонение и s — девиацию, то получим КК.
При условии, что у нас имеется компасный курс и нужно получить МК, производим обратные действия: к компасному курсу КК прибавляем алгебраически стоящую слева от него девиацию s и получаем магнитный курс МК.
Судоводитель-любитель при расчетах и работе на карте пользуется только истинными значениями курсов, пеленгов и курсовых углов, а магнитные компасы дают только их компасное значение, поэтому ему приходится производить вычисления по приведенным выше формулам.
Переход от известных компасных и магнитных величин к неизвестным истинным называется исправлением румбов. /font>
Переход от известных истинных величин к неизвестным компасным и магнитным называется переводом румбов. /font>