макиавелли утверждал что политика это грязное дело

Природа человека, политика и мораль в философии Никколо Макиавелли

Содержание:

Предмет:Философия
Тип работы:Курсовая работа
Язык:Русский
Дата добавления:21.04.2019

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти много готовых курсовых работ по философии:

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Введение:

В этой работе была проанализирована работа мыслителя, чье учение в течение пяти столетий называлось аморальным Никколо Макиавелли.

Цель этой работы состояла в том, чтобы выяснить, насколько четко и недвусмысленно он различает мораль и политику, насколько морален политик, по его мнению.

Мораль и политика в творчестве Н. Макиавелли

Большинство его работ были написаны после его ареста в период депортации в его поместье, когда Медичи был восстановлен в 1512 году, противником которого он был.

Это был человек действия, говорящий: «Сначала живи, потом философствуй».

Основываясь на этой этической доктрине, Макиавелли строит свою концепцию государственной организации, которая, согласно его плану, должна противодействовать человеческому эгоизму путем осуществления государственного насилия. Макиавелли был активным противником созерцания, характерного для средневековья, и, таким образом, стал еще одним выражением гуманистической деятельности эпохи Возрождения. В теории государства ему не было места для церкви и религии. Хотя он признавал необходимость религии для масс, он выступал против католической религии, которая, по его мнению, устарела.

Таким образом, Макиавелли признает, что может быть более одной системы ценностей, и нет общего критерия для всех этих систем, который позволял бы вам сделать разумный выбор между ними. В то же время Макиавелли демонстрирует убеждение, что все истинные ценности совместимы, и это его несомненная заслуга. Он обнаружил неразрешимую дилемму, признавая, что цели, которые являются одинаково конечными и одинаково священными, могут противоречить друг другу, и что это является элементом нормальной человеческой ситуации.

Понятие «виртуальный» отражало те моральные требования к поведению человека, которые возникли в эпоху гуманизма, когда человека начали ценить очень высоко.

Макиавелли считает, что в общественной жизни есть своя мораль, для которой христианские принципы (или какие-то отдельные абсолютные ценности), как правило, оказываются существенным препятствием. У политики есть свои собственные нормы, и, хотя она не требует постоянного террора, она позволяет применять силу там, где это необходимо, для продвижения целей политического сообщества. Макиавелли сам не воспринимает столкновение ценностей как конфликт. Только те люди, для которых выбор власти является трудным, смертельным испытанием, не должны вмешиваться в политику и вообще в любую важную сферу человеческой жизни, поскольку их мировоззрение не позволяет решать подобные проблемы. Другими словами, люди могут выбрать либо спокойную, добродетельную личную жизнь, либо достойное и процветающее социальное существо, но не оба.

Макиавелли не отделяет политику от этических и моральных принципов, а только признает существование более чем одной системы ценностей, и для этих систем не существует общего критерия для разумного выбора между ними.

Как известно, области морали и права, с точки зрения содержания норм, взаимосвязаны в целом и его части. И если невозможно отрегулировать моральный выбор, сделанный политиком, тогда ситуация отличается в более узком спектре такого выбора, то есть ограничена законом. В этих правовых пределах позорная максима, приписываемая Макиавелли о цели, оправдывающей средства, заслуживает несколько иной оценки, поскольку в области права, особенно конституционного права, сложная диалектика цели и средств имеет важное теоретическое и прикладное значение. В частности, в судебной практике приходится сталкиваться с этой проблемой довольно часто, когда нарушаются законные права и интересы граждан и возникает вопрос о законности этих нарушений. Напомню, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 3 статьи 55) права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровье, права и законные интересы других лиц, обеспечивающих оборону страны и государственную безопасность. Как видите, с точки зрения конституционного права (и не только российского) использование средств, ограничивающих закон, возможно, если это оправдано некоторыми более высокими целями.

Тем не менее, остается старая проблема соразмерности целей и средств: кто и как наполнит слово «в той степени, в которой это необходимо» конкретным значением.

Вывод:

Итак, каково соотношение понятий «мораль» и «политика» в творчестве Н. Макиавелли?

По мнению мыслителя, моральные нормы и политические нормы не являются взаимоисключающими, не вступают в конфликт, а существуют в некоторой степени параллельно. Это означает, что правитель, суверенный политик не тиран, а не святой. В целом, он должен соблюдать нормы общепринятой морали в своих действиях, однако, если в конкретной ситуации ему необходимо поступить иначе, он должен это сделать.

Государь должен прислушиваться к мнению народа, но когда существует опасность свержения существующего порядка, он должен применять самые жесткие меры. Хотя, как говорит Макиавелли, нет ничего хуже, когда ваши люди презирают и ненавидят вас.

Политик не может быть моральным или аморальным, потому что он руководствуется другими правилами, которые, по мнению Макиавелли, полностью соответствуют его внутренней сущности. Люди, которые к этому готовы, должны идти в политику и вообще во все сферы жизни, где для общества принимаются важные решения. Тем, кто колеблется между правильным решением и раскаянием, места нет.

Таким образом, можно сделать вывод, что Макиавелли не противостоит, а разводит, разграничивает эти два понятия, называя политику не аморальной, а иной. Где цель не может оправдать средства, но, по крайней мере, они не ограничены моралью.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔ макиавелли утверждал что политика это грязное дело. Смотреть фото макиавелли утверждал что политика это грязное дело. Смотреть картинку макиавелли утверждал что политика это грязное дело. Картинка про макиавелли утверждал что политика это грязное дело. Фото макиавелли утверждал что политика это грязное деломакиавелли утверждал что политика это грязное дело. Смотреть фото макиавелли утверждал что политика это грязное дело. Смотреть картинку макиавелли утверждал что политика это грязное дело. Картинка про макиавелли утверждал что политика это грязное дело. Фото макиавелли утверждал что политика это грязное дело

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Источник

Новое в блогах

Макиавелли как политический философ

И всё же он выдвинул этическую концепцию государства в противовес теократической, утверждая, что в основе наших действий лежит интерес, и прежде всего собственнический. И даже государь должен остерегаться посягать на чужое. Государство возникает не по божественной воле, власть не от Бога, оно возникает по необходимости, и для того, чтобы с помощью справедливых законов регулировать столкновения людских интересов и защитить людей друг от друга.

Политик обязан четко отличать действительное от должного: «Расстояние между тем, как люди живут и как должны бы жить, столь велико, что следует учитывать реальные качества людей, а люди далеко не безупречны. Они эгоистичны, завистливы, лживы, лицемерны, трусливы, коварны, ленивы». В управлении государством прежде всего следует учитывать их эгоистические интересы. И раз уж в народе не развиты гражданские добродетели, то все средства хороши для достижения политических целей и «политика должна быть освобождена от морали». «Правитель погибнет, если он не будет хитрым, как лиса, и свирепым, как лев». Правитель должен держать слово, только если это политически целесообразно, «уметь скрывать в себе это лисье существо и быть великим притворщиком и лицемером: ведь люди так просты и так подчиняются необходимости данной минуты». Способности людей ограничены, желания безграничны.

Макиавелли был уверен, что в будущем разум победит, поскольку «развитие общества идёт от несвободе к свободе, от насилия к победе гуманности». Существование богатых и бедных он считал совершенно естественным, при всеобщей уравниловке государство существовать просто не сможет. Следует лишь ограничить чрезмерное обогащение и устранить крайнюю нищету.

Он резко критиковал феодальный строй и светскую власть папства как препятствие для развития культуры и нормальных экономических отношений. Идеалом он считал демократическую республику, прекрасно понимая, что в условиях феодальной раздробленности это неосуществимо. Только после объединения феодальной Италии можно будет постепенно переходить к созданию республики как национального государства. Национальное же объединения он связывал с деятельностью сильного государя, который для достижения великой цели вправе принимать по отношению к врагу любые методы, хитрость, обман, вероломство… Отсюда часто приписываемая ему фраза «Цель оправдывает средства».

Взгляды Макиавелли оказали значительное влияние на многих политиков, при этом сторонники монархии и самые жестокие диктаторы на первый план выдвигали защиту Макиавелли единоличной и абсолютной власти Государя, совершенно забывая его республиканские идеалы.

Получается, что мнение о том, что политика находится вне морали и является «грязным делом» не так уж далеко от истины. Но ведь мораль политиков пропорциональна морали тех, кем они управляют. Всякий народ заслуживает того правительства, которое он имеет. Или которое его имеет. А также той религии и морали, до которых в своей подавляющей массе дорос. Ведь правители в конце концов тоже народ, они не с Марса прилетают.

В конечном счете шепот миллионов творит историю.

Интересно, что политики открещиваются, если их обвиняют в макиавеллизме, но я думаю это не обвинение, а фиксация печальной политической необходимости на начальном этапе эволюции человечества.

В 1559 году все сочинения Макиавелли были включены в первый индекс запрещённых книг. И прежде всего это была самая известная его книга «Государь», 1513 года.

Макиавелли сказал что:

Войны нельзя избежать, её можно лишь отсрочить к выгоде противника.

Всякий видит, чем ты кажешься, немногие чувствуют, кто ты на самом деле.

Дела, неугодные подданным, государи должны возлагать на других, а угодные — исполнять сами.

Народ, привыкший жить под властью государя и благодаря случаю ставший свободным, с трудом сохраняет свободу.

…народы на протяжении длительного времени сохраняют одни и те же нравы.

Источник

Политика «грязное дело»

Причины, по которым граждане считают политику делом грязным. Влияние политики на экономику и другие сферы существования общества. Политика и мораль. Утилитаристская концепция морали и ее роль в политической жизни. Моральность и аморальность политики.

Целью предлагаемых размышлений является осмысление того, является ли политика «грязным делом», раскрыть особенности отношения к политике и пути и способы ее «оздоровления».

Для достижения цели применим ретроспективный, ситуативный и перспективный методы, объединив их, что позволит проследить исторически обусловленные тенденции развития отношения к политике и определить перспективы взаимоотношений с ней.

1. Отношение к политике

Общаясь с людьми разных социальных уровней, можно сделать вывод о том, что не каждый может определиться в содержании слова «политика». Однако каждый имеет определенное отношение к политике, утверждая в себе значимость, с которой он сознательно обосновывает собственную компетентность в формировании своего ответа на вопрос: «Что такое политика? »

Большинство граждан считают политику делом грязным, хотя и не могут существенно аргументировать такое отношение к ней. Но каждый мог бы патетически разъяснить, ссылаясь на свой существенный опыт, почему он, собственно, считает политику грязным.

Действительно, жизненный опыт человека откладывает в памяти почти все ситуации и чувства, которые их сопровождают, прямо или косвенно коснувшиеся жизни или подсознания индивидуума. А жизненные ситуации не всегда сопровождаются приятными впечатлениями.

Чувства, имеющие место при осознании результатов политической деятельности депутатов, которым свое доверие и голоса на выборах поручают граждане, в большинстве случаев приятными назвать нельзя. Поэтому и проблема жизни и благосостояния народа с каждым днем все более остро встает в критическом виде в жизни государства.

Конечно, можно долго философствовать по поводу грязи политики, ограничиваясь от нее своей непричастностью, но касается ли это объективной причины такого положения вещей? Каждый ли осознает, что он непосредственно влияет на политическую ситуацию в стране?

Во время самой нормальной и спокойной ситуации в государстве это влияние проявляется в участии или неучастии в выборах и в предоставлении своего голоса тому или иному кандидату. В проблемной жизненной ситуации влияние может проявиться в неподдержке или поддержке и участии в митингах, забастовках, акциях гражданского неповиновения. В критической ситуации это влияние проявляется в пассивном или активном участии в прохождении революционных изменений, которые сопровождаются не только криками и угрозами, но и выстрелами, взрывами и смертью.

Подавляющее большинство граждан России реальную жизненную ситуацию считает проблемной. Однако все ли они осознают свое значение в решении этой проблемы?

Подсознание народа не успевает вслед слишком быстрым изменениям общественно-политической ситуации. Поколения, которые воспитывались и формировались в условиях абсурдного социалистического общества и жестокой коммунистической диктатуры, все еще надеются на то, что кто-то за них будет думать и решать их проблемы.

В современном значении, это слово заключается в деятельности, связанной с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами с целью создания, поддержания и гарантии наиболее оптимальных условий для существования и развития этих социальных групп. Власть, которая является субъектом политики, обеспечивается поддержкой народа, войском и правоохранительными органами, является основным фактом влияния на этот же народ. Политика властей должна учитывать экономическое положение и интересы, которые являются значимыми для основных социальных классов государства, и в соответствии с этими интересами направлять свою деятельность.

Политика является надстройкой над экономическим базисом, и она непосредственно активно влияет на экономику и другие сферы существования общества. Поэтому народ, который считает политику грязным делом, связывает такое отношение только со своим представлением о той политике, которую осуществляет над ним власть.

2. Политика и мораль

Моральные нормы санкционируются не властью государства, а силой обычаев и общественного мнения, формируясь в моральном сознании общества стихийно, а не в результате специально выданного закона. Их стремится понять и применить как теоретическая традиционная этика, так и политика.

В европейской мысли соотношение политики и морали представлено концепциями древнегреческого философа Аристотеля и итальянского политического деятеля и мыслителя эпохи Возрождения Никколо Макиавелли.

И. Кант не позволяет использовать другого для своих целей, потому что каждый является целью в себе. Но речь идет не только о посторонних, самого себя также нельзя использовать как средство достижения какой-то цели. Что же делать в таком случае человеку в политике? Ведь по своей сути последняя является деятельностью репрезентативной, связанной с представительством интересов определенных групп. Поэтому перед политиком встает альтернативный вопрос: идти ему непосредственно по собственным представлениям о должном и справедливом или в интересам группы или партии, которые он представляет? В реальной политической жизни эта альтернатива сказывается, оживляя «мораль двойных стандартов».

Важным для Обамы и для американцев является убеждение в том, что американская нация имеет достоинство, она подражает таким идеалам и ценностям, которые не дают успокоиться совести, живя в сердцах большинства. Когда читаешь книгу о возрождении американской мечты, приходит в голову сравнение с современными российскими реалиями. Что следует и исповедует молодое поколение россиян, которое не знало давления тоталитарной системы? Имеем ли мы национальную идеологию, которая необходима для воспитания национальных достоинства, идеалов и ценностей?

Политика может быть моральной и аморальной, но она не может быть безморальной, поскольку всегда воспроизводит конкретные интересы людей, имеет определенные оценочные результаты, использует соответствующие методы и средства, осуществляется с разным уровнем профессионализма. Через значимость своего функционирования и его последствий политика всегда была, есть и будет сферой особенно значимой нравственности и особенно опасной социальной безнравственности. Без союза с моралью политика теряет свою цель, ответственность, без которых она может превратиться в антигуманный механизм завоевания и сохранения власти, в орудие порабощения людей, а не их освобождения и защиты.

Как свидетельствуют психологические исследования, с 18 до 22 лет процесс формирования самосознания и самоидентификации происходит наиболее активно. Это время, когда молодой человек выбирает свой жизненный и профессиональный путь. Представители именно этой возрастной категории идут в политику, поэтому, чтобы взаимодействовали политика и мораль, задачей государства является нравственное воспитание и обучение молодежи в нравственном контексте.

политика мораль общество экономика

Учитывая изложенное, можно сделать следующие выводы.

Таким образом, сегодня возникает необходимость морально оздоровить политику путем развития культуры в целом и политической культуры в частности. Ведь большинство проблем возникает вследствие кризиса культуры, который можно преодолеть не только деньгами, поскольку наши ценности и духовная жизнь имеют значение не меньше, чем развитие экономики.

Список использованной литературы

Подобные документы

Морально-этические ценности и нормы в политике. Проблемы соотношения политики и морали. Модели связей между политикой и моралью. Функциональная автономия морали и политики по отношению друг к другу. Эмоциональная основа политической нравственности.

реферат [29,3 K], добавлен 26.07.2010

Происхождение и природа политики, её роль в формировании и развитии общества. Взаимосвязь политической, экономической, социальной и духовной сфер общественной жизни. Противоречивые взаимоотношения политики и морали. Соотношение целей и средств в политике.

контрольная работа [23,4 K], добавлен 25.09.2011

Политика как социальная сфера. Взаимоотношения политики с различными сферами общества. Политика и экономика. Политика и право. Проблема соотношения политики и морали. Возможность нравственной политики. Обеспечение целостности общественной системы.

курсовая работа [34,2 K], добавлен 10.09.2015

Политика как социальная сфера. Взаимоотношения политики с различными сферами общества. Характер отношений политики с различными сферами общественной жизни. Взаимоотношения политики и экономики, права и морали. Возможность нравственной политики.

реферат [29,4 K], добавлен 05.03.2012

Политика, её сущность и функции. Характеристика политики через различные общественные явления: экономику, право, мораль, культуру. Ее роль в функционировании и развитии общества. Развитие политологии в тесной взаимосвязи с рядом других общественных наук.

контрольная работа [21,1 K], добавлен 15.03.2011

Мораль и политика в творчестве Н. Макиавелли. Новые воззрения на развитие общества и государства. Развернутая концепция человека и государственной организации в произведениях Макиавелли. Проблема соразмерности целей и средств, норм морали и политики.

реферат [19,5 K], добавлен 09.10.2012

Общее понятие политики как особой сферы жизнедеятельности человека. Роль, место и значение политики в жизни современных обществ. Анализ различных подходов к теоретической интерпретации политической сферы. Методология познания политической реальности.

контрольная работа [21,6 K], добавлен 11.10.2010

Понятие морали. Соотношение политики и морали. Исторические предпосылки учения o соотношении политики и морали Никколо Макиавелли. Связь учений Макиавелли и Макиавелизма с современностью. Макиавеллизм как явление современного общества. Мораль в политике.

курсовая работа [39,1 K], добавлен 09.01.2015

Понятие морали, проблемы ее соотношения с политикой. Теоретические попытки разделения политики и морали в трудах Н. Макиавелли. Понятие моральных ценностей и норм, относящихся к политическому миру. Нравственные критерии политики в современных условиях.

реферат [24,5 K], добавлен 20.01.2012

Проблемы совместимости моральных представлений и политической целесообразности. Нравственная оценка политических решений; обоснование права политики в необходимых случаях действовать, не согласуясь с нормами морали; оправдание неблаговидных поступков.

Источник

Макиавеллизм: власть и этика

О Макиавелли знают все, даже те, кто не знаком с его трудами. Цитаты из работ Макиавелли, включая приписываемую ему фразу «Цель оправдывает средства», имеют широкое хождение и различные трактовки: одни высоко ценят макиавеллизм за неоднозначные рекомендации правителям, другие считают его подход к политике аморальным. Работы Макиавелли до сих пор, спустя пятьсот лет, являются настольными книгами для многих политиков и людей, интересующихся политикой. Достаточно указать, что лекцию о Макиавелли в 2014 году академик А.А. Гусейнов читал для депутатов Госдумы, а в российских издательствах переиздаются труды Макиавелли и большими тиражами выходят исследования о нем. Есть даже переводные книги «Макиавелли в комиксах».

Связь биографии Макиавелли с его мировоззрением

Никколо Макиавелли (1469-1527) родился во Флоренции в знатной, но небогатой семье. Формально Флоренция была республикой, на деле ею управлял могущественный клан семьи Медичи. В 1494 году Медичи потеряли власть после поражения в войне с французским королем, и реформированный республиканский строй во Флоренции был восстановлен. Блестящее университетское образование и природный ум привели Макиавелли к получению должности второго канцлера Флорентийской республики. По роду своей деятельности канцлер часто посещал другие центры разобщенной Италии и монархические дворы Европы, что дало ему пищу для размышлений о личности правителей и о разных режимах правления.

В 1512 году после вытеснения французов из Италии с помощью папской Священной лиги семья Медичи восстановила свое правление. Флорентийская республика пала. Макиавелли был заключен в тюрьму, подвергался пыткам на дыбе (его подозревали в участии в заговоре против Медичи) и был выслан за пределы Флоренции. Находясь на своей сельской ферме, в окружении семьи, Никколо Макиавелли начал заниматься литературной деятельностью. Но политика тянула его. Желая вернуться к политической деятельности, свою знаменитую работу «Государь» (или «Принц») Макиавелли посвятил Джулиано Медичи, после чего Макиавелли, как ранее и другие деятели республики, был реабилитирован. Ему разрешили участвовать в политических дискуссиях, но полностью воспользоваться благосклонностью Медичи мыслитель не успел: он умер в возрасте 58 лет.

Труды Макиавелли начали свое шествие по миру и временам. Его идеи воспринимались по-разному: одни называли итальянского мыслителя «апостолом дьявола», «учителем зла», «антихристом», понимая его мысли как призыв к аморализму; другие считали его «реалистом» и «революционером» за прагматический подход к политике; третьи увидели в Макиавелли величайшего сатирика своего времени, разоблачившего двойственную природу правителей. Книга «Государь» была запрещена папским указом в 1559 году, а термином «макиавеллизм» стали называть вероломную политику. Эпоха Просвещения вернула имя Макиавелли в ряд популярных мыслителей, к его трудам стали обращаться все известные философы и политики. Многие считают, что возникшая в наше время теория «грязных рук», оправдывающая применение правителем жестких мер при чрезвычайных обстоятельствах, тоже ведут к идеям Макиавелли.

Основные проблемы, которые поднимаются в дискуссиях о влиянии Макиавелли на учение о политике, сводятся к вечным вопросам: каким является человек по своей природе; какими качествами должен обладать правитель; какими принципами должен руководствоваться политик в своей деятельности.

Макиавеллизм: природа и человек по Макиавелли

А.С. Пушкин назвал Макиавелли «великим знатоком природы человеческой». Как понимал природу человека итальянский мыслитель? Он не ставил своей целью исследовать ее; его больше интересовало, как человеческие качества проявляются в обществе и как правитель должен использовать их. Человек не может быть все время хорошим или плохим, иногда обстоятельства заставляют хорошего человека совершать плохие поступки. Первоначально в «Государе» Макиавелли нелицеприятно высказался о человеческой природе: человек по сути своей несовершенен, завистлив и зол; он может лгать, лицемерить, прибегать к жесткости. В дальнейших работах он дал человеку надежду на исправление: воспитание и образ жизни могут улучшить природу человека.

По Макиавелли, человек в своей жизни поневоле соприкасается с проявлениями как доброты, так и зла, и сам человек является носителем и добра, и зла; зло может перетекать в добро и наоборот. Невозможно не согласиться с этим: добрый по своей сути человек может стать злым, если, например, обидели его ребенка, а бандит может трогательно заботиться о своих близких.

Каким бы ни был человек по своей природе, при его вступлении в сферу политики он меняется – так считал Макиавелли. С этого времени человек действует по законам политической жизни. Если говорить о правителях, то они должны обладать «гибким нравом», позволяющим им «в зависимости от фортуны и обстоятельств» менять свое поведение от добра к злу и наоборот. Задача властителя в отношении общества – не дать злым человеческим качествам проявиться, подавлять зло. «Люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость».

«Каждый видит, чем ты кажешься, мало кто понимает, что ты есть на самом деле» – эти слова Макиавелли написаны как будто для современных политтехнологов, которые призваны создавать кажущийся образ политика. Действительно, по представляемым образам политиков во время избирательных кампаний мы видим чуть ли не идеального человека: недостатки и пороки тщательно скрываются, а добродетели выводятся на первый план, но что они представляют собой на самом деле «мало кто понимает».

Макиавеллизм: разделение этики и власти

Для Макиавелли целью его жизни было создание сильного, объединенного государства, свободного от иноземного влияния. Он полагал, что во имя осуществления этой цели можно поступиться принципами морали и добродетели – именно так, с точки зрения мыслителя, может действовать государь. Отступать от морали политик мог в чрезвычайной обстановке, но отказ от следования нормам нравственности и морали не должен становиться общим правилом для всей деятельности правителей.

По выражению исследователя наследия Макиавелли, академика А.А.Гусейнова, «политика неизбежно культивирует и производит аморальные средства». Политик должен быть готовым отступить от принятых в обществе ценностей – чести, достоинства, справедливости, и прибегнуть к моральному злу: жестокости, обману, лицемерию.

Может ли политик бесконечно быть аморальным? Нет, отвечает Макиавелли: действия зла «должны быть единичны».

Нельзя не признать, что Макиавелли, помещая государственные интересы выше частных, считал, что одни и те же моральные принципы неприменимы одинаково к правителю и подданному. Государь в интересах общественной безопасности может распорядиться о применении смертной казни по отношению к преступнику или преступникам – от этих кар пострадают «отдельные лица», а частное лицо не может убивать или грабить, так как это приведет к беспорядку, от которого пострадает все население.

Макиавелли призывал минимизировать зло в политике, если его не удается избежать: при выборе средств надо принимать «наименее скверное». Критерием при выборе средств должно быть отношение народа – не следует вызывать его ненависть. Правителю нужно уметь лавировать и владеть природой «как зверя, так и человека».

Часто Макиавелли называют апологетом тирании, так как на давний спор: что лучше, чтобы государя любили или боялись, он отвечает – если приходится выбирать, то надежнее выбрать страх: на любовь люди отвечают благодарностью, которой они, «будучи дурны, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно». Именно это положение Макиавелли, полагают некоторые исследователи, легло в основу политики таких правителей как Иван Грозный. Но вряд ли Иван Грозный знал итальянский, а книга «Государь» в то время не была переведена на русский – так утверждает переводчик и исследователь Макиавелли Марк Юсим.

Трактовка высказываний Макиавелли о цели и средствах в политике

Небывалое возрастание интереса к идеям Макиавелли в нашей стране произошло во время проведения политики гласности при перестройке, когда были обнародованы многочисленные факты о злодеяниях Сталина и его команды. Некоторые исследователи нашли созвучие действиям Сталина и идеям Макиавелли. Тогда и появилось устойчивое мнение, что Сталин не был разборчив в средства, изучив и применив советы Макиавелли. Утверждают, что в библиотеке вождя видели книгу Макиавелли с пометками Сталина (местонахождение книги неизвестно). Но многие диктаторы становились такими, не зная о Макиавелли, вины здесь великого итальянца нет. Каждый, прочитавший книги Макиавелли, видит в его размышлениях то, что он хочет видеть, наподобие того, как каждый по-своему интерпретирует философские или священные учения. Люди психологически ищут в трудах мудрецов подтверждение своим собственным убеждениям.

Тезис Макиавелли о допустимости отступления от морали в чрезвычайной ситуации в настоящее время получил название «момент Макиавелли». В мирное время «момент Макиавелли» наступает, когда, например, правитель принимает суровое решение о крайних мерах по отношению к террористам или когда требуются жесткие ограничительные меры во время эпидемий.

Желающие найти у Макиавелли советы о том, как строить свою политику или как сформировать свой образ политика, таких советов не найдут. Для настоящего политика недостойно для подтверждения своей аргументации вырвать цитату из контекста работ мыслителя или использовать цитаты сомнительного происхождения из интернета. Нужно помнить, что речь идет о мыслителе XV века и не следует слепо переносить его тезисы на сегодняшнюю действительность. Не следует относиться к Макиавелли как к носителю особенных, универсальных знаний.

Нельзя не признать, что некоторые соображения Макиавелли звучат актуально, они помогают понять сложность политической сферы и невообразимую трудность управления государством. Несмотря на признание несовершенства человека, Макиавелли надеялся на победу добра с помощью добродетельного правителя: «Когда окажется много людей, способных к добру, некоторые из них – те, что будут более всех любезны Небу, – смогут претворить это добро в жизнь».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *