макота граффити что это
Макота граффити что это
Начальник управления культуры города Пензы Вера Фейгина 3 ноября на планерке в мэрии рассказала о подготовке к фестивалю стрит-арта и о переговорах с граффитчиками.
По ее словам, в рамках встречи с участниками предстоящего фестиваля речь зашла и о тех, кто оставляет странные надписи на городских зданиях.
Показать полностью.
«Говорили о тех, кто пишет по три буквы на стенах. Они [участники встречи] все единодушны в том, что это те ребята, которые хотят сказать, что они граффитчики, но на самом деле таланта им, чтобы сделать какую-то картину, не хватает.
Участники встречи стали говорить: вот поэтому они от нас отошли и так далее. И вот так эти ребята вредят и все прочее. Потому что когда прошел фестиваль стрит-арта большой [на день города], в художественную школу № 3 ребята пришли утром, а у них прямо вся стена разрисована — то есть в отместку вам вот слово «АКТ», — пояснила Вера Фейгина.
Начальник управления культуры отметила, что в ходе встречи попыталась убедить граффитчиков, чтобы те пошли на компромисс с обиженными ребятами.
«Говорю: давайте не будем так критичны. Все-таки всегда есть люди, которые рисуют хорошо, а кто-то — чуть хуже. Но мы все — одна команда. Давайте попробуем объединить всех. Можно им выделить какое-то место. Может быть, пусть напишут там не слово «АКТ», а «Пенза» вязью, например.
Они [участники встречи] это услышали, но что кто-то это поддерживает, пока такого нет. Они все настроены на то, что «пусть полиция их ловит». Говорю: давайте с одним из них поговорим. Но ответа пока конкретного нет. Думаю, по этой проблеме еще не один раз придется садиться за стол переговоров», — считает Вера Фейгина.
Начальник управления культуры города Пензы Вера Фейгина 3 ноября на планерке в мэрии рассказала о подготовке к фестивалю стрит-арта и о переговорах с граффитчиками.
По ее словам, в рамках встречи с участниками предстоящего фестиваля речь зашла и о тех, кто оставляет странные надписи на городских зданиях.
Показать полностью.
«Говорили о тех, кто пишет по три буквы на стенах. Они [участники встречи] все единодушны в том, что это те ребята, которые хотят сказать, что они граффитчики, но на самом деле таланта им, чтобы сделать какую-то картину, не хватает.
Участники встречи стали говорить: вот поэтому они от нас отошли и так далее. И вот так эти ребята вредят и все прочее. Потому что когда прошел фестиваль стрит-арта большой [на день города], в художественную школу № 3 ребята пришли утром, а у них прямо вся стена разрисована — то есть в отместку вам вот слово «АКТ», — пояснила Вера Фейгина.
Начальник управления культуры отметила, что в ходе встречи попыталась убедить граффитчиков, чтобы те пошли на компромисс с обиженными ребятами.
«Говорю: давайте не будем так критичны. Все-таки всегда есть люди, которые рисуют хорошо, а кто-то — чуть хуже. Но мы все — одна команда. Давайте попробуем объединить всех. Можно им выделить какое-то место. Может быть, пусть напишут там не слово «АКТ», а «Пенза» вязью, например.
Они [участники встречи] это услышали, но что кто-то это поддерживает, пока такого нет. Они все настроены на то, что «пусть полиция их ловит». Говорю: давайте с одним из них поговорим. Но ответа пока конкретного нет. Думаю, по этой проблеме еще не один раз придется садиться за стол переговоров», — считает Вера Фейгина.
Руки в краске. Зачем граффити-райтеры изрисовали в Пензе все стены
» data-title=»Руки в краске. Зачем граффити-райтеры изрисовали в Пензе все стены — Пенза-пресс, рунет за день»>
Корреспонденты ИА «Пенза-Пресс» выяснили, что такое теггинг и зачем пензенские граффити-райтеры изрисовали все стены в городе.
Толпа ребят лет двадцати, у каждого куртки испачканы в мазках краски от маркеров или баллонов, они укрываются в капюшон от надвигающегося дождя и смеются над своими шутками, малопонятными стороннему человеку.
Пожалуй, каждый житель Пензы задавался вопросом, какой смысл в этих граффити на стенах, раз там практически невозможно ничего разобрать. Мы расспросили ребят, что означают странные граффити по всему городу, что такое теггинг и почему рисовать в запрещенным местах интереснее, чем на специальных площадках.
Корр.: Привет. Для начала, чем вы вообще занимаетесь?
pasek: Ну, если говорить конкретно о граффити, то мой день начинается с того, что я встаю, считаю деньги: если хватает, чтобы сделать кусок [граффити-рисунок на стене, — прим. «Пенза-Пресс»], я еду покупать банки [баллоны с краской, — прим. «Пенза-Пресс»]. По пути в магазин, обычно я езжу на электричке, для себя считаю долгом весь тамбур разрисовать. Покупаю краску, иду искать место, все мои перемещения из точки А в точку Б всегда сопровождаются тем, что я оставляю тег. Куда бы я ни пошел — всегда с собой маркер. Так вот, покупаю краску, нахожу место, если это место охраняется, то беру с собой друга, иногда приходится убегать и прибегать обратно на место, чтобы дорисовать рисунок.
Корр.: Как давно занимаетесь этим?
pasek: Около 6 лет, если быть точным.
ВНЗ: Где-то со школы, с начальных классов все и понеслось. На первую стену с серьезными намерениями вышел в классе 5−6.
Корр.: В чем суть этих тегов? В Америке, откуда эта культура пошла, это, наверняка, обозначало принадлежность района той или иной группировке. А сейчас это для вас какой смысл несет?
pasek: А сейчас для меня это значит то, что я здесь был, ну, типа как «здесь был Вася» [смеется]. Теггинг вообще показывает твой стиль, не можешь же ты каждый день рисовать на стене банками — это дорого. Одно без другого не существует как бы.
Корр.: В этом нет какой-то идеи? Например, Бэнкси — у него все работы имеют очень четкий смысл и идею, социальный вопрос.
pasek: Ну, данное сравнение не уместно. Бэнкси делает стрит-арт, а я бомблю систему. Изначально было два направления граффити: райтеры и бомберы, только потом появился стрит-арт, не вижу ничего общего между мной и Бэнкси.
Корр.: «Бомбишь систему» — то есть вы принципиально занимаетесь вандализмом? Это некий протест?
pasek: Нет. Это своеобразное хобби, мне это нравится, изначально для меня это не было вандализмом, но, с другой стороны, рисовать на легальных стенках мне не интересно.
Корр.: Не считаете, что ваши рисунки портят внешний вид города?
pasek: Ну, отвечу банально: повсюду одни серые массы, а тут еще и дома серые, кругом — одна скукота. А так идешь, смотришь на цветные куски [рисунки, — прим. «Пенза-Пресс«], хоть что-то веселое. Глаз радуется.
Корр.: У нас выделяются официальные граффити-площадки?
pasek: Конечно, площадки есть, но это не интересно.
Корр.: Людей волнует такой вопрос: по всему городу — в основном теги «АКТ», «ШЛЕМ». Можете объяснить значение этих тегов?
pasek: Если честно, мне все равно на этих ребят. А так, наверное, чисто случайно выбрали эти теги, и никакого значения в них нет.
ВНЗ: Смысла особого тут не найти, это, в своем роде, спорт, исключительно теггинг. Кто больше, у кого труднее и, в своем роде, опаснее, тот и «олл Сити кинг» [смеется].
Корр.: Какие отношения с правоохранительными органами?
pasek: Ну, в Пензе нечасто [ловят], в Москве с этим все жестче гораздо.
ВНЗ: Полиция работает не так хорошо, как хотелось бы: либо ты от них бежишь сломя голову, и они уже выдыхаются, либо берут тебя на месте, дают по паре-тройке лещей и отпускают. Такие дела.
Ребята делают вид, что спешат, пожимают руки и прячут в карманах маркеры. Они очень похожи на главного героя советского фильма «Курьер» Ивана: с такой же дерзостью, протестом и, кажется, совершенно наивной юношеской волей к свободе.
Граффити сленг
Словарь граффити-терминов
ACAB (A.C.A.B., All Cops Are Bustards, англ. Все копы — ублюдки) популярная надпись на стенах, в основном делающая из-за гонений полицейских и не успешного создания работы, или наносится в качестве протеста на зданиях и автомобилях полицейских.
Акаб, акабы – произносят обозначая полицейских, когда кто-то стоит на шухере и при обнаружении полицейского произносит эту фразу (Акабы идут)
All City King (Король всего города) — Райтер, рисующий по всему городу, получивший за это славу
All City (Ол сити) — Нанес тэги по всему городу, пометил весь город
Background (Бэкграунд) — Фон — фон, на котором помещается основная часть рисунка
Backjump (Бэкджамп) — Для работы с движущимся объектом за короткий период, нужно заходить в тупик (например, поезд на станции). Рисование с платформы, выступа или в месте где поезд, трамвай может находиться недолго. Либо путем срывания стоп-крана
Bite (Байт) — Байтить, сбайтить — плагиат, украсть рисунок
Biter (Байтер) — Тот, кто имитирует/копирует стили. Они занимают в иерархии низший ранг (Toy)
Buff (Бафф) — Удаление граффити со стен или поездов. Бафить (To buff) — закрашивать граффити
Can (Кэн) — Аэрозольная краска в баллончиках для граффити
Canvas (Канвас) — Холст — Рисунок на холсте
Cap (Кэп) — Колпачок от аэрозольного баллона
Character (Керек) – Изображение персонажа комикса, мультфильма или любого другого произведения массовой культуры, может быть нарисован совместно со шрифтовой композицией так и отдельно
Crew (Крю, кру. Возможно написание krew, cru, kru — команда уличных художников граффити (аналогичные примеры Squad, Team, Side)
Crossing (Кросен/ кросить) – Уничтожение граффити, зачеркивание рисунков
Diss/dissen (Диссить) — Грубить, оскорблять — Дискриминация в отношении кого-то, что сокращение (часто используется вне сцены)
Dope — обычные хип-хоп эквиваленты словам “cool”, “really nice”
Drip/Drop/Nase (Капать/Стекать/Чутьё) — Подтекающая краска. Является частой ошибкой новичка
End2end (Энд-ту-энд) – Полностью расписанный поезд (от кабины локомотива до конечной кабины локомотива)
Fat (Фэт) — колпачок аэрозольного баллона для широких линий
Fading (увядание, затухание) – плавный переход между двумя цветами в изображении
Fame (Ruhm — известность, слава) высокая репутация и популярность райтеров, цель и мотивация многих художников
Filling (Филин) — Заливка — Закрашивание объема фигуры
Freestyle, freehand (свободный стиль) в создании работ Freestyle райтер работает без скетчей, эскизов и сочетая разные стили
Freight (fr8)– фрейд – грузовой вагон (делать фрейды)
Flop (Флоп) – Простой одноцветный рисунок без заливки
Flat (Флэт) — Рисование простых тем, обычно в два цвета
Getting up — Деятельность, подъём
Hall of Fame/Hall (Хоф) – Зал славы – Куски, на которых рисовать законно, и место, где райтер, прежде всего, рисует качественно. Такие места часто бывают скрытыми. Залы славы имеют традицию и служат местом встречи для райтеров. Если такие места известны многим райтерам, то их порой часто посещают райтеры со всего мира. Чтобы рисовать на таких местах нужно одобрения влиятельных людей из этой среды
Highlights (Хайллайт) – Блики на буквах
Ink – Чернила
King – Король – Признание и уважение к выдающемуся райтеру, имеющему большую славу. Есть несколько подкатегорий, такие как “Король линий”, “Король стиля” или “Король Бомбинга” или Король Ярда
Legende – Легенда – Признание на международной сцене, активное участие в проектах и фестивалях других стран
Line (Лайн(ы) — Линия, магистраль — Железная дорога (железнодорожная линия). Как правило рисование вдоль жд путей
Mural (Мьюрал/ мурал) — Высокохудожественный рисунок, выполненный на поверхности большого размера
Masterpiece (Шедевр, мастерство) — Лучшая работа райтера; первоначально наименование для каждого «куска»
New School (Нью скул) — Новая школа — в современном граффити начался примерно в конце 2000-ых. Бурно прогрессирует
Old School (Олд скул) — Старая школа — Cубкультурный термин, означает первоначальную стилистику явления. В граффити, термин пришёл из хип-хоп культуры. Определяет стилистику 80ых- начала 90ых гг.Для граффити олд скула характерна привязка к хип-хоп культуре (нью с кул уже отделен) в виде сюжетов рисунков и шрифтов. Простые формы, простые цвета. определенные маскоты (характерные персонажи).Если ухватить суть — для старой школы шрифтового граффити характерна работа над формой букв, для новой работа с цветами (зачастую при полной примитивности форм)
Ontour/on tour — Гастроли, в туре, в разъезде — делают надпись рядом с созданной работой находясь в поездках по разным городам и странам
Outline(Аутлайн) — Внешняя линия, контур фигуры
Pieace (Пис, кусок, шедевр) — Уличный рисунок
Poster (Постер) — Плакат
Right (Райт) – Легальное граффити, чаще всего оплачиваемое. Райтинг – Легальное рисование, на которое уделяется много времени и максимум таланта. Спокойное рисование, либо легальное, либе в беспалевном месте, выдрачиваются линии, чёткость, техника тут должны быть на уровне
Roof-top (Руфтоп, руф-топ) — Рисунки и надписи на крыше или карнизах
Sketch (Скетч) — Эскиз. Скетчбук или блэк бук — альбом (книга) с эскизами
Skinny (Скини/ скинявые) — Насадка аэрозольного баллона для тонких линий
Scratch (Скретч) — Выцарапанный на поверхности рисунок, как правило на стеклах
Sticker (Стикер) – Наклейка, на которой есть имя или рисунок человека, который его сделал. По сути это тот же тэг только он нанесён на наклейку
Stencil (Стенсил) — Трафарет для граффити и созданное с его помощью изображение
Style — Стиль — Ключевое понятие райтинга. Это специальный вид работы, наличие характерной черты в работах райтеров. К этому определению так же принадлежит и наличие индивидуального вида букв, а также применение определённых стилевых элементов. Так и возникает соответствующий райтеру, собственный стиль. Создавать хороший (и возможно, неповторимый) стиль считается желанной и наивысшей целью райтеров. Так же отдельные куски обозначаются как стиль
Skill (Скилл) — Навык, уровень мастерства (прокачать скилы)
Spot (Спот) – Место, может быть любым местом, где рисуют граффитосы, простые и не сложные работы, там где все могут друг друга перекрасить без разрешения (если toy то таких полномочий не имеет)
Top-to-bottom (Топ-ту-ботом) — рисунок, нанесенный во всю высоту вагон
Throw-up (Троу ап, троу-ап) — Флоп с заливкой
Traffic (Трафик) — Рисунок на транспорте, который будет ездить по городу или пригороду, который выпустят на маршрут (для городского пассажирского транспорта)
Tag (Тег) – Стилизованный автограф(подпись) художника (тэгнуть)
Toy (Той) – Неопытный художник, новичок, подражатель (чикокер чикарь)
Whole car (Холкар, хол-кар) – Полностью расписанный вагон
Whole train (Холтрейн) – Полностью расписанный состав поезда
Writert (Райтер) – Граффити-художник
Yard, train yard (Ярд) — Депо, отстойник для поездов
Ежедневные подборки лучших работ из мира уличного искусства в наших социальных сетях:
Осторожно: закрашено В России уничтожают множество граффити-шедевров. За что власти не любят уличное искусство?
Граффити с изображением актера Сергея Бодрова стрит-арт команды HoodGraff Team. Фото: @myhoodisgood
Российский стрит-арт имеет репутацию культурного маргинала — им восхищаются, презентуют на выставках, но в то же время всячески пытаются зарегулировать и «одомашнить». С помощью граффити можно оживить безликие серые «панельки», но рисунки обычно уничтожают сразу после нанесения. Когда автор работы заранее сообщает коммунальщикам, что хочет сделать граффити на этом фасаде, убивается сама суть явления, и даже соблюдение всех протоколов не гарантирует отсутствия конфликтов с общественностью. Протест против красоты — в материале «Ленты.ру».
Стрит-арт остается чем-то пограничным: вроде и не искусство в классическом понимании, но и не детские каракули. Вопрос, где проходит эта граница, остается спорным: иногда и всем знакомые пенисы на заборах пытаются выставить как полноценные картины. В настоящее время все чаще слышны призывы о необходимости развивать уличное творчество, но в то же время художникам связывают руки, навязывая свои правила игры.
В конце мая в Санкт-Петербурге напротив музея Иосифа Бродского появился портрет знаменитого поэта. Его нарисовали художники из объединения «URBAN-фреска» — галереи под открытым небом. «В день своего 80-летия Бродский вернулся на улицу Пестеля — смотрит прямо на свой балкон в доме, где жил в тех самых полутора комнатах и откуда уехал навсегда. Но поэты всегда возвращаются», — сказано в Instagram художников. Однако на следующий день арт-объект закрасили. Выяснилось, что к этому причастна завхоз школы №189 — работа была на ее территории.
«Вы знаете, что в школе делать граффити нельзя? Ни вывешивать, ни развешивать, ни писать нельзя. Мы идем под контролем! Обращайтесь в ГАТИ! (Государственную административно-техническую инспекцию — прим. «Ленты.ру») Потому что это решение ГАТИ, что на государственных учреждениях не должно быть никаких граффити», — заявила женщина.
Граффити коллектива «URBAN-фреска» с портретом поэта Иосифа Бродского
Разочарованные горожане неоднократно пытались соскрести краску и даже начали оставлять стихи на месте бывшей фрески. «Жаль, что слова «Х**» и «П****» на стенах не замазывают столь стремительно! Висят годами!» — пожаловалась одна из интернет-пользователей. Художнику Олегу Лукьянову, лидеру объединения, передали, что если он хочет, чтобы его работы не трогали, — надо уведомлять администрацию и все согласовывать.
«Праздник искусства для всех»
История с Бродским, к сожалению, весьма типична: уличное произведение искусства ввиду его неформатности объявляется вне закона. Случаи, когда рисунок удалось отстоять, — настоящая победа, и таких историй единицы (речь идет не о фестивальных работах, а о стихийных изображениях). Хотя если вспомнить становление стрит-арта в России, то оно было весьма революционным, зато шло в одну ногу с политикой государства и не противоречило ей.
В 1918 году творческое объединение ЛЕФ («Левый фронт искусств») опубликовало декрет «О демократизации искусств (заборная литература и площадная живопись)». Его подписали поэт Владимир Маяковский, художник, поэт и авиатор Василий Каменский, а также поэт и художник Давид Бурлюк. Все литераторы ЛЕФа проповедовали документальность и так называемый социальный заказ — отражение тенденций и настроений общества.
Документ провозглашал, что в связи с началом новой эпохи «проживание искусства в кладовых, сараях человеческого гения — дворцах, галереях, салонах, библиотеках, театрах» — закончилось. Теперь для картин нашли новое место — «Свободное Слово» творческой личности написано «на перекрестках домовых стен, заборов, крыш, улиц наших городов, селений и на спинах автомобилей, экипажей, трамваев и на платьях всех граждан».
По мнению авторов манифеста, улицы должны были превратиться в «праздник искусства для всех», а горожане благодаря этому могли бы насладиться «глубиной мысли великих современников» и «созерцать цветистую яркость красивой радости сегодня». «Пусть самоцветными радугами перекинутся картины (краски) на улицах и площадях от дома к дому, радуя, облагораживая глаз (вкус) прохожего», — писали лефовцы.
Оформление творческим объединением УНОВИС «Белых казарм» к двухлетней годовщине Комитета по борьбе с безработицей, 1919 год
Самым известным последователем объединения стал авангардист Казимир Малевич — автор знаменитого «Черного квадрата». В 1920 году художник расписал вместе со своей творческой группой УНОВИС («Утвердители нового искусства») несколько фасадов в Витебске в стиле супрематизма — такое благоустройство приурочили к третьей годовщине Октябрьской революции.
Следующим арт-объектом стал Дом Моссельпрома в Москве — памятник авангардизма и конструктивизма. На его фасаде остались надписи по эскизам фотографа, плакатиста и графика Александра Родченко (соратника Маяковского по «Окнам РОСТА»). На стенах здания изобразили продукцию (конфеты, папиросы, шоколад, пиво и воду в бутылках) с лозунгом «Нигде кроме как в Моссельпроме!» — его придумал Владимир Маяковский. По воспоминаниям современников, товары в Моссельпроме были дорогими, и им требовалась агрессивная реклама.
Фактически история российского уличного искусства началась с прославления новых устоев. На Западе оно было скорее декларационным и протестным. Первым «памятником» стала надпись «Здесь был Килрой» (Kilroy was here) — ее якобы оставлял бостонский инспектор Джеймс Килрой, который в годы Второй мировой войны проверял корабли на верфях.
Граффити «Здесь был Килрой»
Со временем популярность тегов (автографов) стремительно возросла, их, например, активно начали оставлять на вагонах поездов. Но в те моменты, когда молодежь была чем-то недовольна и ходила на митинги, число граффити резко увеличивалось — на стенах появлялось множество анархистских слоганов и сатирических рисунков. Позже многие банды стали использовать стрит-арт как метку для районов, на которые распространялась их власть. Так граффити перестали быть чем-то заведомо безобидным и в зависимости от контекста могли быть как эффективной рекламой, так и способом протеста.
Ради вашего блага
Власти практически всегда реагировали на граффити-райтеров (авторов надписей) по принципу «найти и обезвредить». Работы планомерно и методично закрашивали, а нанесение рисунка расценивалось как вандализм — осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах.
Обычно в каждом регионе действуют свои правила в отношении стрит-арта, определяющиеся нормами местного закона о благоустройстве. Например, в Москве такие поправки депутаты внесли на рассмотрение в 2018-м, однако они вступили в силу только спустя год из-за множественных согласований. По новым правилам, все существующие и будущие граффити должны быть согласованы со столичным департаментом ЖКХ, а рекламные граффити необходимо закрасить.
Граффити с изображением Майи Плисецкой в Москве. Несмотря на то что работа не была согласована с властями, ее все же решили не закрашивать
Фото: Михаил Почуев / ТАСС
Глава департамента средств массовой информации и рекламы Иван Шубин рассказал, что отныне художник при подаче дизайн-проекта обязательно должен представить техническое заключение о состоянии фасадной части, иначе документы не примут. Потом в течение максимум 30 дней проект будут согласовывать с другими городскими службами. Но это далеко не полный перечень ограничений. Рисунок должен соответствовать определенной тематике: наука, искусство, спорт, исторические события и выдающиеся личности.
Важно получить и согласие собственников дома. «Кроме того, нанесение рисунка должно быть оформлено договором — чтобы все понимали, на какой срок он размещается (не более пяти лет), кто и как будет следить за его техническим состоянием, а также его восстановлением в случае необходимости», — объясняет Шубин. В случае утверждения граффити наносить его на здание можно с 1 апреля по 1 ноября, причем в оговоренный срок в зависимости от площади изображения, к примеру, на 500-метровую уличную работу дается неделя.
Такая политика фактически поставила крест на деятельности граффити-райтеров. «Чиновники хотели отрегулировать отрасль, но выплеснули ребенка с водой. Работа уличных художников будет невозможна из-за такого количества согласований», — говорит организатор тематических фестивалей Иван Пантелеев. Он не понимает, как с разрешенными тематиками «рисовать граффити о туризме, космосе или деторождении», и сомневается, что у сотрудников департамента ЖКХ из комиссий «найдет понимание работа художников-иностранцев».
Граффити московского художника Паши 183 «Аленка»
Чиновники, в свою очередь, объяснили поправки заботой об облике Москвы и ее привлекательности для туристов. «Поддерживаю проект закона, потому что мне нравится жить в чистом городе. А не нравится мне, когда какие-то надписи или сомнительные изображения портят мнение гостей о столице. Нарушителей нужно жестко наказывать. Предложенный алгоритм хорошо проработан правительством Москвы. Документ понятен и прозрачен. Уверен, что большинство москвичей согласятся с нами», — заявил председатель комиссии Мосгордумы по социальной политике и трудовым отношениям, председатель Московской федерации профсоюзов Михаил Антонцев.
Презумпция вандализма
Под каток новых ограничений попало сразу несколько знаковых граффити столицы. Например, с Бауманской улицы убрали портрет театрального режиссера Константина Станиславского (работу даже занесли в путеводители по Москве) — якобы потребовался капитальный ремонт фасада.
Однако подобные случаи происходят не только в Москве — в Челябинске вообще случилось нечто вопиющее. Там закрасили согласованный со всеми инстанциями и жильцами дома мурал (большое изображение, как правило, во всю стену) — девушку с караваем, встречающую гостей. Несмотря на то что данный дизайн-проект выиграл конкурс по благоустройству, это не помешало местным рекламщикам закрасить работу — они претендовали на фасад здания, чтобы разместить свои баннеры.