малая дмитровка 18 стр 1 что там находится
Усадьба Симонова: кирпичный дворец на золотой жиле
Памятник инвестору
Вчера журналистам показали образец качественной реставрации памятника истории и культуры, проведенный за счет внебюджетных средств. Это так называемая усадьба генерала Соймонова на Малой Дмитровке. Здесь жил один из организаторов Северного общества, декабрист Михаил Фотиевич Митьков. После революции особняк передали Свердловскому райкому КПСС, в 80-х годах в нем размещалось добровольное общество борьбы за трезвость. Арендатор отреставрировал уникальные интерьеры главного дома усадьбы и декоративное убранство залов, мозаичный пол в вестибюле. Кроме того, благоустроена территория двора, воссозданы утраченная парадная лестница и уличная парадная ограда.
«Мы — свидетели того, как при грамотном отношении к памятнику проведена реставрация на внебюджетные средства, — прокомментировал руководитель департамента культурного наследия Москвы Александр Кибовский. — Очень много памятников в плохом состоянии, городской и федеральный бюджет не могут осилить такой объем работ. Необходимо привлекать инвесторов».
Но желающих вкладывать огромные средства в трудоемкую реставрацию памятников не так много. Собственно, и стимулов особых для этого у них нет. Поэтому городу приходится брать расходы на себя, но бюджет не безразмерный. «У нас пришел приказ минрегиона, что реставрационные нормы в 1,5 раза дороже обычного капремонта — из расчета 27 тысяч рублей на квадратный метр, — заметил глава департамента. — Думаю, этих денег даже на люстру не хватит».
За счет городского бюджета ежегодно реставрируется примерно 80 объектов культурного наследия, но еще сотни — на очереди. В Москве, например, 40 пустующих домов-памятников, которые стремительно разрушаются. Городским властям необходимо срочно решить, что с ними делать, чтобы их сохранить. По словам Кибовского, в условиях, когда в центре города ограничено строительство новых объектов, внимание компаний-застройщиков будет обращено на памятники, находящиеся в плохом состоянии. Но важно, чтобы они попадали в хорошие руки, а не к тем, кто стремится очистить от памятника стройплощадку. «Добросовестные люди, которые приводят такие объекты в порядок, должны получать преференции от государства в части дальнейшего управления такими объектами, — так считает Кибовский. — И этот вопрос обсуждается с московскими властями». Что это за преференции? Вот 1 апреля открыл двери уникальный памятник ХVIII — ХIХ веков особняк Ивана Муравьева-Апостола, один из немногих уцелевших в пожаре 1812 года. В его восстановлении самое деятельное участие принял потомок декабристов, меценат Кристофер Муравьев-Апостол. По нашей информации, он вложил в реставрацию 12 млн долл., практически поднял из руин. И будьте покойны, сохранил бы это наследие в первозданном виде. Он бы его и купил, но по нынешним правилам при продаже памятника с аукциона никаких преимуществ у Муравьева-Апостола не будет. А если бы, например, добросовестный арендатор имел такое преимущественное право, он бы заботился о сохранности памятника, о его восстановлении.В Москве на государственном учете состоят 5617 памятников истории и культуры. Кроме того, вновь выявлено 1830 объектов культурного наследия и 1318 заявлено к постановке на учет. Из всего этого богатства, как ранее озвучивалось, почти 1,5 тысячи памятников истории и культуры перешло в частные руки. Увы, некоторые подверглись разрушению, о чем неоднократно писала «РГ». Но есть и положительные примеры, когда собственники или арендаторы проводят комплексную научную реставрацию здания. И такие усилия надо поддерживать.
Усадьба Симонова: кирпичный дворец на золотой жиле
В городе Миасс стоит усадьба золотопромышленника Симонова, почетного горожанина и мецената, сделавшего немало добрых дел для Миасса. Этот суровый челябинский город был известен своим медеплавильным заводом, производившим медь для Екатеринбургского монетного двора и церквей.
Когда стратегические запасы меди иссякли, завод прекратил свою деятельность, а Миасс стал городом золотодобытчиков после обнаружения около 100 золотых жил в долине местной реки. Егор Симонов, городской житель, стал самым богатым золотопромышленником и выкупил старинную городскую усадьбу, сделав ее своей резиденцией.
Обустраивать свежеприобретенное имение Симонов начал по собственному вкусу, в первую очередь избавившись от старых деревянных построек и перестроив главный жилой дом. Обновленная усадьба могла похвастаться кирпичным домом, напоминающим дворец в эклектичном стиле – Симонов любил все необычное и обладал хорошим вкусом.
Фасад дворца оформили под мрамор разных оттенков сиреневого, что смотрелось очень красиво и оригинально для того времени. В этом доме владелец любил торжественно принимать гостей, а сам с семьей в старом доме, который не был столь роскошен, как дворец, но зато обладал такими важными преимуществами, как уют и комфорт.
Егор Симонов был очень скромным и щедрым человеком, регулярно жертвовавшим большие суммы на строительство и содержание приютов, храмов и школ в Миассе. За добрые дела его неоднократно награждали почетными медалями и орденами. После того, как Симонова разбил паралич, золотые прииски унаследовал его сын Василий, которого миассцы терпеть не могли. Василий пил, кутил и разбазаривал отцовское наследие, а также был известен безумными поступками.
Когда он ожидаемо скончался во время очередного запоя, на его похороны собралось множество людей и рабочих – Василий, несмотря на свое пьянство, был достаточно щедрым и веселым человеком. Октябрьская революция принесла усадьбе Симонова национализацию, после которой в усадебном комплексе поочередно размещали то музей, то педагогическое училище, то школу. Сегодня там находится краеведческий музей, в котором хранится огромное количество экспонатов, связанных с историей Миасса и археологическими находками.
Плюс, на входе стоит гигантское чучело медведя, которое Егор Симонов купил ради шутки. При его виде вам точно захочется хлебнуть воды из крутой бутылки Katadyn MyBottle Purifier Blue Splash — настолько живо и впечатляюще выглядит медведь.
Добраться до усадьбы можно, приехав в Миасс и отправившись на улицу Пушкина 8.
Связанные товары
Бутылка с фильтром Katadyn MyBottle Purifier Green Splash
Дворянские потомки купеческой династии
Александр и Иван Мясниковы приходились основателю рода правнуками и были представителями уже второго поколения династии, родившегося в столице. Купеческих корней своих они даже как–то стеснялись: оба были дворянами и детьми дворянина, пусть и не титулованного, оба сделали столичную карьеру. Старший, Александр, имел чин жандармского ротмистра и был адъютантом начальника Третьего отделения, младший, Иван, стал коллежским асессором, надворным советником и имел немалое влияние в сфере образования. А обретенное предками состояние работало на них обоих, позволяя вести истинно столичный образ жизни, не беспокоясь решительно ни о чем. В частности — выстроить в 1857 году роскошнейший особняк на Знаменской, 45. Точнее сказать, строил его — утверждал с архитектором Александром Гемилианом проект и присматривал за ходом работ — Иван. Потому и вензель в картуше на боковом фасаде его. Но жили здесь братья вместе.
Фото: Сергей Ермохин |
Дальнейшая история популярного уфимского дома
Согласно мемориальной доске этот дом в 1919 году посетил Чапаев. Также в здании находился штаб 25-й стрелковой дивизии.
В 1920–1936 года в особняке находился Музей Октябрьской революции, а потом он стал домом для ученых.
В 1980 согласно плану архитектора Р. Салимова дом был отреставрирован. Для этой цели было предоставлено из бюджета страны 17 млн. руб.
В 2007 в рамках празднования 450-летия вхождения Башкирии в состав Российской Федерации здание было отреставрировано и передано Музею археологии и этнографии УНЦ РАН.
Доходный дом «миллионера из трущоб». Удивительная история разбогатевшего бедняка из Гомеля
Купеческий род Мясниковых был не только одним из самых богатых, но и самых известных в России. Основатель его — ростовский крестьянин Федор, Борисов сын, нажил состояние тем, что сперва просто торговал мясом в лавке (откуда и пошла родовая фамилия), потом стал скупать скот по деревням, а затем развернул мясную торговлю на всю губернию. Когда и этого показалось мало, Федор Борисович занялся винными откупами и в считаные годы стал таким уважаемым купцом, что в доме его, бывая в Ростове, гостили члены императорской фамилии и высшие церковные иерархи.
Фото: Сергей Ермохин |
Странный мор
Братья Мясниковы стали наследниками еще и многочисленных заводов–газет–пароходов Беляева. Его вдове и одной из его сестер достались буквально крохи, а прочим родственникам — вовсе ничего. Завещание было признано подлинным и вступило в силу. Но тут из Сарапула приехал племянник Козьмы Васильевича и заявил, что документ поддельный. Мало того, дошел аж до самого генерал–губернатора. Началось следствие. Но заявитель… внезапно умер. От холеры. Мать умершего спешно прибыла в столицу, попыталась продолжить тяжбу, но… тоже скончалась. А следом за ней и нотариус, составивший некогда текст завещания. И оба свидетеля, чьи подписи заверяли подлинность завещания, — тоже. Учитывая, какую должность занимал Александр Мясников и какими тайными рычагами обладало всемогущее Третье отделение, эта череда смертей выглядит весьма подозрительно.
Социализм в красках. Киновиевский завод как удачный стартап Архитектура
Дядька — управляющий
Деньгами дворянских потомков купеческой династии управлял муж их тетушки — классический self made man того времени сарапульский купец Козьма Беляев. Он и сам был человеком весьма небедным — обладателем миллионного состояния. А возможность опираться еще и на мясниковский капитал делала его практически неуязвимым игроком на любом секторе рынка, который привлекал его внимание. Поэтому занимался он и винными откупами, и рыбными промыслами, и торговлей лесом, владел заводами судостроительными, литейными и спиртовыми, мебельной фабрикой и прилагающимся к ней модным салоном, да еще вдобавок к тому был одним из трех совладельцев Гутуевского острова в Петербурге со всеми размещенными там производствами. Дела купца–миллионщика шли более чем успешно. Но осенью 1858 года, в момент наивысшего своего коммерческого успеха, он скончался от сердечного приступа. Это никого не удивило: Козьма Васильевич уже давно страдал грудной жабой. Странные дела начались уже после его смерти.
Архитектурные достопримечательности. Малая Дмитровка.
Улица Малая Дмитровка получила свое название от пролегавшей здесь торговой дороги на Дмитров и образовавшейся здесь к XIV веку Дмитровской слободы, которую и заселили выходцы из тех мест – торговцы и ремесленники.
В 16-17 веке жителей Дмитровской слободы, в целях освобождения места для расселения московской знати, переселили по этой же дороге, но дальше от стен Кремля. Для различения поселений, вновь заселенную территорию нарекли Малой Дмитровской слободой.
Отстроенные к концу 16 века стены Белого и Земляного города и определили границы сегодняшней Малой Дмитровки.
Свое начало слобода брала от Дмитровской башни Белого города и заканчивалась у Дмитровских ворот Земляного города.
Значимость Малой Дмитровской слободы для города была отмечена постройкой в середине XVII века церкви Рождества Богородицы.
Церковь Рождества Богородицы в Путинках.1890 – 1900
В XVIII веке в этом районе начали селиться знать и купечество, а затем, с основанием Московского университета, и видные ученые.
Малая Дмитровка оставила свой отпечаток в политической жизни столицы.
Много памятных домов связано с декабристским движением. Во время октябрьской революции здесь был штаб анархистов и именно с этой улицы осуществляли свое наступление на Кремль красноармейцы.
В разное время на этой улице проживали князья Меньшиковы и Долгоруковы, ученые М.М.Херасков и А.А.Барсов, декабристы М.Ф.Орлов и И.А.Фонвизин, известный писатель А.П.Чехов и другие известные личности.
С 1899 года на улице было открыто трамвайное движение, действовавшее до 1959 года. Небольшой период по Малой Дмитровке проходил маршрут известного трамвая «Аннушка».
Первый трамвай. Малая Дмитровка. 1899 – 1901
Улица Малая Дмитровка. 1899 – 1906. Справа в глубине расположен Страстной монастырь.
Малая Дмитровка. 1902 – 1903
В 1944 году, в честь 40-летия годовщины смерти А.П.Чехова, Малую Дмитровку переименовывают в улицу Чехова.
Улица Чехова. 1981 – 1984
Улица Чехова. 1962
Историческое название улице возвращают в 1993 году, и она вновь становится Малой Дмитровкой.
Территория, ограниченная Малой Дмитровкой, Дегтярным переулком, Садовой-Триумфальной и Тверской улицами, отнесена к памятнику культуры и истории.
Дмитровка ул., 1.
Флигель дома графини Ю.Бобринской (И.С. Шиловского, И.Д.Сытина).
Внешне непримечательная эклектическая постройка — крыло дома, обращенного в сторону Страстного монастыря, возведенного еще в эпоху высокого классицизма (н ачало XIX века)
.
Перестроенный после пожара, этот дом в 1841 г. имел весьма привлекательный вид: его первый этаж был решен как композиция трех лоджий с тосканскими полуколоннами, между которыми были заглублены высокие окна-двери с полуциркульным завершением. В 1853 г., когда участок принадлежал И. С. Шиловскому, жилой флигель надстроили каменным вторым этажом (взамен деревянного) и заново отделали в формах позднего классицизма.
Этот сохранявшийся до 1920-х годов облик искажен надстройкой третьего этажа.
Улица Чехова, 1 (Малая Дмитровка). 1989
М. Дмитровка ул., 12/1.
Городская усадьба Шубиных.
Характерная для московского классицизма симметричная композиция усадьбы — главный дом, стоящий на красной линии улицы, фланкирован флигелями, соединенными с ним оградой (с первоначально существовавшими двумя симметричными воротами).
Главный двухэтажный дом с широким пятиоконным мезонином несет в себе элементы декора разных эпох: первый этаж — классицизм; второй этаж декорирован в броских ампирных формах. Оформление мезонина относится к 1905 г. — об этом свидетельствуют тонкие рельефные панно на античные темы в подоконных нишах.
В том же году реконструированы интерьеры — главным парадным помещением стал новый зал между дворовыми ризалитами, сохранивший богатый лепной декор. Интересны также вестибюль и парадная лестница.
Улица Чехова (М.Дмитровка). 1986. Дом Михаила Фёдоровича Орлова, декабриста, друга А.С. Пушкина.
М. Дмитровка ул., 13.
Особняк Е.И. Залогиной
нач. XIX в. ; 1904, архит. К. К. Гиппиус
Редкий тип классического особняка со службами во дворе, полностью перелицованного в стиле рационального модерна — простой кубический объем его облицован керамической плиткой цвета светлой охры с более светлыми плоскими изображениями архитектурных деталей — горизонтальных тяг, наличников, подоконных полочек, филенок. Рационализм и простота.
М. Дмитровка ул., 16.
Особняк Е.М. Паутынской.
1817; 1893, архит. И. П. Машков
Одноэтажный особняк, выстроенный в первой трети XIX в., перестроен в кон. XIX в. в эклектических формах (первоначально дом имел классический фасад с портиком). Тогда же пристроена его правая выступающая на красную линию улицы входная часть с повышенным двухэтажным объемом.
Малая Дмитровка, 18.
Городская усадьба А. Н. Саймонова
Главный дом усадьбы построил в 1780-х годах Н.А. Львов для А.Н. Саймонова, племянника статс-секретаря Екатерины II.
1780-е, 1810-1820-е, 1858-1859, 1884, 1901, архитект. Н. А. Львов А.Е. Вебер, Н.Н.Черницкий,
Одна из классических городских усадеб Москвы — Усадьба А.Н. Саймонова. Ансамбль городской усадьбы, включающий главный дом и соединённые с ним арочными переходами два флигеля, складывался на протяжении второй половины XVIII — XIX веков.
Главный усадебный дом, выполненный в классическом стиле, был возведён в 1780-х годах на основе палат середины XVIII столетия. Автором проекта предположительно является архитектор Н.А. Львов.
Дом Кузнецовых, ранее Саймонова (Соймонова). 1920-1921
М. Дмитровка ул., 21.
Особняк М.Н. Мансуровой (М.Ф. Красильщиковой)
1817; 1869, архит. Степанов; 1880, архит. С. К. Тропаревский; 1881, архит. И. А. Каминский;1890, архит. Б. Эппингер; 1907, архит. И. С. Кузнецов; 1912 пристройки во дворе, архит. B. C. Кузнецов
Ампирный особяк, перелицованный в нач. XX в. Классический декор его, частично сохранившийся с перв. трети XIX в., — пилястры, фриз — зазвучали по-новому после облицовки стен блестящей светло-кремовой керамической плиткой. До наших дней сохранилось неоклассическое убранство зала, расположенного в угловой части здания.
М. Дмитровка ул., 23/15.
Доходный дом В.М. Костяковой
1911 архит. К. Л. Розенкампф
Рядовая добротная постройка, относящаяся к тому направлению неоклассики 1910-х годов, которое характеризуется лаконизмом архитектурного языка, тяготеющего к геометричности форм и минимальному использованию декоративных примет стиля.
М. Дмитровка ул., 3/10.
Доходный дом М.М. Тюляевой.
1910 архит. К. Л. Розенкампф
Длинный жилой дом, расположенный напротив Купеческого клуба, в своей фасадной композиции подражателен, он как бы отражает основные архитектурные темы произведения Иванова-Шица. Между двумя эркерами, завершенными карнизом над узкими щелеообразными окнами последнего пятого этажа, расположено шесть ионических полуколонн, объединенных антаблементом с полосой ампирного лепного фриза.
М. Дмитровка ул., 4.
Церковь Рождества Богоматери в Путинках.
1649-1652
Красавица из Путинок
Почти всем постройкам на Малой Дмитровке пришлось немало претерпеть на своем веку – смены хозяев, изменения функционального назначения, бесконечные перестройки и надстройки. Любителю московской старины, конечно, интересно разбираться в причудливых судьбах малодмитровских домов. Но обилие преобразований свидетельствует о том, что получившиеся в результате сооружения представляют разве что историческую, но отнюдь не художественную ценность. В самом деле, какой стилистической выдержанности, какой цельности эстетического воздействия можно ожидать от дома, над которым один за другим корпели несколько далеко не самых талантливых зодчих?
Все же в ряду заурядных домов Малой Дмитровки блестит настоящая архитектурная жемчужина – стоящий в самом начале улицы храм Рождества Богородицы в Путинках. Считается, что существующее церковное здание заложили в 1649 году после пожара, уничтожившего предыдущую деревянную церковь Рождества Богородицы.
Стройка велась долго, денег не хватало, в 1652 году снова пришлось прибегнуть к царской милости. Так или иначе, а спустя несколько лет новый храм освятили. Его композиция была исключительно оригинальной: к вытянутому с севера на юг четверику, увенчанному тремя шатрами, примыкал низкий прямоугольный алтарный объем. Вперед выступала более высокая часть храма – придел Неопалимой Купины, завершенный тремя ярусами кокошников и еще одним шатром, отделанным более богато, чем шатры основного храма. В ритм вертикалей вплеталась также шатровая колокольня, спрятанная за приделом.
Создавая храм в Путинках, зодчие XVII столетия предвосхитили достижения конструктивистов XX века. Ведь если убрать чисто декоративные шатры и резные наличники, перед нами окажется вполне конструктивистское, глубоко функциональное сооружение, составленное из разновеликих и разновысоких объемов, с подчеркнутой асимметрией, с окнами различной формы и размеров. Не композицией ли этого храма вдохновлялись основоположники архитектуры авангарда?
Церковь оказалась уникальной не только обликом, но и судьбой. После завершения ее строительства в 1653 году патриарх Никон издал запрет на строительство шатровых храмов, как не отвечавших строгим церковным канонам. По всей России патриарший запрет соблюдался не слишком строго, но в Москве, находившейся под недреманным оком церковного начальства, действовал неукоснительно. На протяжении полутора столетий, когда с легкой руки любимого Николаем I К. А. Тона шатры вновь вошли в обиход храмового строительства, церковь в Путинках оставалась последним шатровым каменным храмом в Москве.
Церковь Рождества Богородицы в Путинках. 1880 – 1890
М. Дмитровка ул., 6.
Купеческий дом (Ленком)
1907— 1908, архит. И. А. Иванов-Шиц; 1912—1914 — пристройки, архит. В. Д. Адамович
Один из хрестоматийных примеров московской модернизированной неоклассики. В своей основе фасадная композиция симметрична, хотя в ней присутствует и элемент асимметрии — по-разному решены нижние части двух монументальных башнеобразных объемов (увенчанных металлическими подобиями античных светильников по углам), между которыми расположена торжественная лоджия с портиком шести ионических колонн.
Справа входная часть представляет собой выступающий граненый объем, на крыше которого на уровне второго этажа размещен балкон, слева — вход скромнее, отмечен небольшим выступом с металлическим козырьком.
Декор сооружения сочетает в себе мотивы классики и модерна.
В здании сохранилась первоначальная отделка интерьеров в стиле модерн, вплоть до люстр, мебели и тканей.
Театр «Ленком». 1970
М. Дмитровка ул., 8.
Доходный дом Спасо-Влахернского женского монастыря
1914 архит. В. И. Ерамишанцев
Здание обращает на себя внимание не только выразительной контрастной фактурой стен, имитирующей грубо обколотый гранит в двух нижних этажах и гладью верхних, но и стилевым контрастом бокового протяженного дворового неоштукатуренного фасада (тривиального для московской неоклассики)с главным —торцевым.
Уличный фасад получился торжественным и монументальным. Два нижних этажа покрыты коричневой штукатуркой, имитирующей грубо колотый гранит. Так же отделаны и поставленные в ряд шесть полуколонн, не очень убедительно изображающие работу по поддержанию трех верхних этажей.