маленькие трагедии что это
Маленькие трагедии о человеческих судьбах (3 фото)
Те, кто только знакомится с творчеством нашего великого классика, задаются вопросом: что собой представляют «маленькие трагедии», почему они маленькие, и что автор хотел продемонстрировать читателям и миру с помощью этого цикла?
Четыре пьесы Александра Сергеевича Пушкина, объединенные в цикл под названием «Маленькие трагедии», посвящены теме людских пороков, попыткам обойти предначертанное судьбой и понять, могут ли сосуществовать злодейство и гений.
Цикл был создан в период так называемой Болдинской осени, которая, по словам самого поэта, была одним из самых продуктивных промежутков его творчества. Вынужденное затворничество по причине холерного карантина в имении Большое Болдино по времени совпало с подготовкой к долгожданному событию – женитьбе на Наталье Гончаровой.
По стилистике эти драматические произведения можно отнести к философской лирике. Плюс к этому, в них рассматриваются такие вопросы как суть искусства, предназначение человеческой жизни, философия жизни и смерти.
В цикл вошли 4 произведения:
«Скупой рыцарь» – полностью оригинальное произведение, в основу которого положена «История герцогов Бургундских дома Валуа». На написание «Моцарта и Сальери» поэта подвигли споры вокруг смерти великого композитора.
«Каменный гость» – это явное продолжение литературной традиции, начало которой было положено испанским писателем Тирсо де Молиной, а основным ориентиром стала пьеса Мольера «Дон Жуан, или Каменный гость». «Пир во время чумы» – это сокращенный перевод одной из сцен «Города чумы» Вильсона.
В качестве рабочих названий Александр Сергеевич использовал такие как «Драматические сцены», «Драматические очерки», «Драматические изучения», «Опыты драматических изучений». Но в итоге остановился на «Маленьких трагедиях».
Это определение звучит двусмысленно не только для современников. Вопросы оно вызывало и в пушкинские времена, ведь трагедия – она и есть трагедия. Маленькой или большой она быть не может, особенно если рассматривать событие с позиции его участника. Это странное и алогичное сочетание в действительности носит глубокий потаенный смысл. Словно автор, заведомо подразумевая обычное отношение читателей к произведениям, попытался устранить зашоренность их сознания и увести в сторону от однозначной и категоричной трактовки.
Трагедия – это, прежде всего, масштаб и размах. А слово «маленькая» в данном контексте подразумевает некую иронию. Критики и исследователи творчества Александра Сергеевича отмечают и ярко выраженную автобиографическую составляющую, проявляемую в отношениях с отцом, временным заточением в Болдино, запретом матери Натальи Гончаровой дать разрешение на брак и другими моментами, которые нашли отражение в произведениях.
Естественно, во вселенских масштабах трагедии действительно незначительные. Но при прохождении через призму авторского видения они получили возможность транслировать через литературное произведение самые разные злободневные темы – философские, психологические, душевные и не только. Вероятно, что признать большими проблемы одного человека автор просто не посчитал возможным.
А как бы вы объяснили такое название пушкинского цикла – «Маленькие трагедии»?
Краткое содержание «Маленькие трагедии»
Всего получено оценок: 955.
О произведении
Цикл «Маленькие трагедии» Пушкина, написанный в 1830 году в Болдинскую осень, включает в себя четыре небольшие пьесы: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Пир во время чумы».
В первых трёх пьесах Пушкин рассуждает о человеческих страстях и пороках (скупость, зависть, ревность, страсть к накопительству). «Пир во время чумы» показывает картину всенародного бедствия.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Маленькие трагедии» по главам, которое будет полезно при подготовке к урокам литературы, а также для читательского дневника.
Место и время действия
События цикла происходят в Средние века в Западной Европе.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Скупой рыцарь
Юный рыцарь Альбер смел и отважен, но он вынужден вести полунищенское существование из-за непомерной жадности своего отца, знатного барона. На рыцарском турнире он одерживает блестящую победу над противником, но совершенно этому не рад – шлем пробит, ретивый конь хромает, а денег нет даже не то, что справить себе новое платье.
Альбер не видит иного выхода, кроме как обратиться за помощью к герцогу, чтобы тот повлиял на барона.
Тем временем барон спускается в подвал и наслаждается зрелищем шести своих сундуков, наполненных золотыми монетами. В золоте он видит отраду и уверенность в собственных силах. Барона печалит лишь тот факт, что после его смерти все сокровища перетекут в «атласные диравые карманы» его беспутного сына.
Во время случайной встречи в герцогских покоях между отцом и сыном разыгрывается отвратительная сцена – барон обвиняет Альбера в покушении на жизнь, а горячий юноша готов сразиться с собственным отцом, защищая свою честь. Не выдержав накала страстей, скупец умирает, а изумленный герцог восклицает: «Ужасный век, ужасные сердца!»
Моцарт и Сальери
Однако славу трудолюбивого и настойчивого Сальери затмевает молодой и невероятно одаренный Моцарт. Он приобретает популярность не упорным трудом, а благодаря природному таланту, чем чрезвычайно раздражает Сальери. Он признает безусловный дар своего товарища: «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь» и сокрушается о том, что Господь столь щедро отмерил талант такому недостойному гуляке, как Моцарт.
Каменный гость
Герой, по чьей вине было сгублено столько женских судеб, недоволен жизнью в ссылке – уж слишком пресными и скучными оказались местные барышни. Он стремится в Мадрид, чтоб предаться любовным утехам со своей возлюбленной – юной актрисой Лаурой.
Тем временем ветреная Лаура в окружении своих поклонников наслаждается всеобщим вниманием. За время разлуки с Дон Гуаном она не хранила ему верность, о чем и признается при встрече с возлюбленным.
Настойчивый Дон Гуан добивается у вдовы согласия на свидание, но при этом называется другим именем. Насмешник приглашает статую командора прийти и посмотреть на то, как он будет любезничать с его супругой.
Пир во время чумы
Во время сильнейшей эпидемии чумы компания из нескольких мужчин и женщин решает устроить на улице настоящий пир. Они поднимают бокалы в память об их веселом друге, который стал жертвой смертельной болезни.
Председатель этого необычного застолья Вальсингам предлагает Мери спеть грустную песню, чтобы затем с удвоенной энергией пировать и веселиться. Девушка поет красивую, но очень печальную песню о своей родине, на которую обрушились несчастья после эпидемии чумы.
Председатель отказывается распустить свою компанию, но священник напоминает ему о том, как он «с воплем бился» над могилами матери и любимой жены, которые умерли от чумы. Даже эти доводы не принимает Вальсингам. Он остается пировать со своими приятелями, но погружается в глубокую задумчивость.
Заключение
Каждое из четырех произведений А. С. Пушкина посвящено определенной человеческой страсти, зависимость от которой никогда не приводит ни к чему хорошему.
После ознакомления с кратким пересказом «Маленьких трагедий» рекомендуем прочитать циклом в полной версии.
Тест по произведению
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Краткое содержание цикла пьес Пушкина «Маленькие трагедии»
Гениальное произведение великого русского поэта живописует нелепость ситуаций и трагизм, к которым приводят страсти человеческие. Цикл содержит четыре небольших пьесы, разных по сюжету и времени происходящих событий. Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием цикла А.С. Пушкина «Маленькие трагедии».
Скупой рыцарь
Альбер обратился к правителю, чтобы решить проблему. Барон в своем подвале наслаждается зрением сундуков с деньгами. Жалеет о том, что скоро богатство достанется глупому расточительному сыну.
Сын уходит в гневе, отец падает на пол, ему плохо. Барон умирает на руках герцога от сердечного приступа. Тот произносит известную фразу об ужасных временах и ужасных сердцах.
Моцарт и Сальери
Вошедший Моцарт прерывает его монолог. Он весело сообщает, что приготовил сюрприз. Вводит слепого музыканта и велит сыграть «что-нибудь из Моцарта». Музыкант играет, Моцарт хохочет. Он счастлив, что его музыку, пусть исковерканную, знают даже уличные бродяги. Сальери не разделяет его счастья, прогоняя музыканта. Моцарт дает бродяге денег.
Моцарт исполняет для Сальери свое новое произведение. Тот удивлен, что написав такой шедевр, он обратил внимание на бродячего музыканта. Сальери высоко оценил новое произведение Моцарта, но тот смеется, говоря, что хочет есть.
Сальери в одиночестве размышляет, что будет дальше, если Моцарт будет продолжать писать шедевры. В опасении перед будущим, что Моцарт сможет затмить совершенно славу Сальери, он решается на опасный шаг, устранить Моцарта.
Каменный гость
Он пришел к своей любовнице Лауре, которая устроила пир. Она сразу призналась, что не хранила ему верность. Дон Гуан не расстроился этому известию, потому что заинтересовался женой командора Доной Анной.
На могиле командора Дон Гуан встретил вдову и попытался завязать знакомство. Честная женщина ответила отказом, объясняя, что место неподходящее для знакомств.
Дон Гуан все же получил согласие на свидание с Доной Анной. Он приглашает статую командора посмотреть на соблазнение вдовы. Ему кажется, что статуя кивнула в ответ.
Дон Гуан проник в дом вдовы, ему почти удается соблазнить ее. Как вдруг появляется Лепарелло и с ужасом сообщает о приходе командора. Входит статуя и убивает соблазнителя рукопожатием.
Пир во время чумы
Смелая Луиза смеется над ней: Мери знает, что ее плаксивые песни всем нравятся, поэтому она «расстоналась». При виде проезжающей телеги с трупами девушка теряет сознание.
Вальсингам исполняет гимн чуме собственного сочинения. Мимо идущий священник упрекает его, что он рано начал веселиться. Ведь совсем недавно умерли его мать и жена. Вальсингам прогоняет священника, не желая слушать упреков и вразумлений. Священник уходит, пир продолжается.
Маленькие трагедии (сборник)
«Маленькие трагедии» — сборник А. С. Пушкина, состоит из 4-x произведений:
«Маленькие трагедии» А. С. Пушкина написаны в 1830 году в Болдино, они посвящены негативным человеческим страстям и порокам.
Театральные постановки
Год | Страна | Название | Театр | Режиссёр | В ролях |
---|---|---|---|---|---|
1959, 6 июня | Маленькие трагедии [1] | Государственный академический театр им. Е. Вахтангова | Евгений Симонов | Евгений Симонов, Юрий Любимов, Людмила Целиковская, Вячеслав Шалевич | |
1962 | Маленькие трагедии [2] | Ленинградский академический театр драмы | Леонид Вивьен | ||
2000, 15 декабря | Маленькие трагедии [3] | Театр кукол им. С. В. Образцова | Андрей Денников | ||
2000, 12 декабря | Маленькие трагедии (вторая редакция) [4] | Театр кукол им. С. В. Образцова | Андрей Денников | ||
2011, 18 октября | Маленькие трагедии Пушкина [5] | Театр «Сатирикон» имени Аркадия Райкина | Евгения Абрамова, Один Байрон, Сергей Бубнов, Степан Девонин, Марина Дровосекова, Антон Егоров, Иван Игнатенко, Алексей Коряков, Антон Кузнецов, Роман Матюнин, Полина Райкина, Анна Селедец, Андрей Соломонов, Сергей Сотников, Марьяна Спивак, Полина Шанина и Констанитин Райкин |
Экранизации
Год | Страна | Название | Структура фильма | Режиссёр | В ролях | Примечание |
---|---|---|---|---|---|---|
1971 | Маленькие трагедии | «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери» | Антонин Даусон и Леонид Пчёлкин | Николай Симонов, Иннокентий Смоктуновский, Бруно Фрейндлих, Николай Мартон | Телевизионный фильм по спектаклю ленинградского Государственного ордена Трудового Красного знамени Академического театра драмы имени А. С. Пушкина (режиссёр спектакля Леонид Вивьен) | |
1979 | Маленькие трагедии | «Сцена из Фауста», «Египетские ночи», «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Гости съезжались на дачу…», «На углу маленькой площади…», «Мы проводили вечер на даче…», «Пир во время чумы», «Жил на свете рыцарь бедный» | Михаил Швейцер | Георгий Тараторкин, Сергей Юрский, Валерий Золотухин, Иннокентий Смоктуновский, Владимир Высоцкий, Наталья Белохвостикова | Телевизионный трёхсерийный фильм посвящён 180-летнему юбилею А.С.Пушкина и 150-летию «Болдинской осени» | |
2009 | Маленькие трагедии | «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Моцарт и Сальери» | Ирина Евтеева | Сергей Дрейден, Владимир Аджамов, Елизавета Боярская, Зара Мгоян | Анимационный фильм |
Примечания
Полезное
Смотреть что такое «Маленькие трагедии (сборник)» в других словарях:
Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца «из… … Большая биографическая энциклопедия
Пушкин А. С. — Пушкин А. С. Пушкин. Пушкин в истории русской литературы. Пушкиноведение. Библиография. ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 1837) величайший русский поэт. Р. 6 июня (по ст. стилю 26 мая) 1799. Семья П. происходила из постепенно обедневшего старого… … Литературная энциклопедия
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия
Пушкин, Александр Сергеевич — Запрос «Пушкин» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Александр Сергеевич Пушкин Александр … Википедия
Драма — Д. как поэтический род Происхождение Д. Восточная Д. Античная Д. Средневековая Д. Д. Ренессанса От Возрождения к классицизму Елизаветинская Д. Испанская Д. Классическая Д. Буржуазная Д. Ро … Литературная энциклопедия
Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (народное образование и культурно-просветительные учреждения) — VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… … Большая советская энциклопедия
Трагедия — большая форма драмы, драматургический жанр, противополагаемый комедии (см.), специфически разрешающий драматическую борьбу неизбежной и необходимой гибелью героя и отличающийся особым характером драматического конфликта. Т. имеет своей основой не … Литературная энциклопедия
Высоцкий, Владимир Семёнович — Запрос «Высоцкий, Владимир» перенаправляется сюда; см. также другие значения. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Высоцкий. Владимир Семёнович Высоцкий … Википедия
Мкртчян, Левон Мкртычевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Мкртчян. Левон Мкртчян с Гришей. Егвард, ноябрь, 2000 Левон Мкртыч … Википедия
Левон Мкртычевич Мкртчян — Левон Мкртчян с Гришей. Егвард, ноябрь, 2000 Левон Мкртычевич Мкртчян (арм. Լևոն Մկրտչյան, англ. Levon Mkrtchian; 2 марта 1933, Ахалцихе 22 августа 2001) армянский писатель, литературный критик, литературовед, теоретик художественного перевода.… … Википедия
Маленькие трагедии краткое содержание
Цикл «Маленькие трагедии» Пушкина, написанный в 1830 году в болдинскую осень, включает в себя четыре небольшие пьесы: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Пир во время чумы».
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Маленьких трагедий» по главам, которое будет полезным при подготовке к литературе, а также для читательского дневника.
Главные герои
Барон – жадный старик, смысл жизни которого заключен в накоплении богатств.
Альбер – сын барона, храбрый рыцарь.
Дон Гуан – испанский гранд, известный сластолюбец.
Дона Анна – вдова командора, в которую влюблен Дон Гуан.
Вальсингам – председатель застолья.
Моцарт – великий музыкант и композитор.
Сальери – соперник Моцарта, его завистник.
Краткое содержание
Каменный гость
Дон Гуан, прославившийся на весь Мадрид как «хитрый искуситель» и «безбожный развратитель», тайком возвращается из ссылки в родной город. Его вина заключается в том, что по его милости погиб доблестный командор, и разгневанный король выслал дуэлянта за пределы Мадрида.
Герой, по чьей вине было сгублено столько женских судеб, недоволен жизнью в ссылке – уж слишком пресными и скучными оказались местные барышни. Он стремится в Мадрид, чтоб предаться любовным утехам со своей возлюбленной – юной актрисой Лаурой.
Тем временем ветреная Лаура в окружении своих поклонников наслаждается всеобщим вниманием. За время разлуки с Дон Гуаном она не хранила ему верность, о чем и признается при встрече с возлюбленным.
Любвеобильный повеса не слишком опечален этой новостью, поскольку его сердце уже занято прекрасной Доной Анной – вдовой командора, убитого им. Он подкарауливает женщину на кладбище у статуи супруга, и признается ей в нежных чувствах. Дона Анна пытается прекратить эту беседу, поскольку здесь «не место таким речам, таким безумствам».
Настойчивый Дон Гуан добивается у вдовы согласия на свидание, но при этом называется другим именем. Насмешник приглашает статую командора прийти и посмотреть на то, как он будет любезничать с его супругой.
Оказавшись в покоях у Доны Анны, он готов отдать «все за единый благосклонный взгляд». Женщины начинает поддаваться чарам опытного искусителя, но в этот момент в комнате появляется каменная статуя командора, которая жмет руку Дон Гуану и проваливается вместе с ним в преисподнюю.
Пир во время чумы
Во время сильнейшей эпидемии чумы компания из нескольких мужчин и женщин решает устроить на улице настоящий пир. Они поднимают бокалы в память об их веселом друге, который стал жертвой смертельной болезни.
Председатель этого необычного застолья – Вальсингам – предлагает Мери спеть грустную песню, что затем с удвоенной энергией пировать и веселиться. Девушка поет красивую, но очень печальную песню о своей родине, на которую обрушилась несчастья после эпидемии чумы.
Всем присутствующим по душе песня, и лишь дерзкая Луиза утверждает, что только наивные и сентиментальные люди «рады таять от женских слез». Но, увидев телегу, груженную мертвецами, первая падает в обморок.
Вальсингам поет мрачный гимн чуме, который он сам сочинил под влиянием последних событий. К пирующим подходит священник, который призывает их прекратить веселье, поскольку их «ненавистные восторги смущают тишину гробов».
Председатель отказывается распустить свою компанию, но священник напоминает ему о том, как он «с воплем бился» над могилами матери и любимой жены, что умерли от чумы. Даже эти доводы не принимает Вальсингам. Он остается пировать со своими приятелями, но погружается в глубокую задумчивость.
Заключение
Каждое из четырех произведений А. С. Пушкина посвящено определенной человеческой страсти, зависимость от которой никогда не приводит ни к чему хорошему.
После ознакомления с кратким пересказом «Маленьких трагедий» рекомендуем прочесть циклом в полной версии.