маленькое черное платье символ чего
История большой легенды: маленькое черное платье — как оно покорило весь мир!
Сегодня маленькое черное платье есть практически у каждой женщины и является базовой вещью гардероба. Но далеко не все женщины знают, что этот на первый взгляд бесхитростный шедевр хранит тайну своего создания — трогательную историю о любви и изобретательности хрупкой женщины-модельера Коко Шанель.
В 1919 году в автомобильной аварии погиб возлюбленный мисс Шанель — Артур Кейпел — богатый наследник угольных шахт по прозвищу Бой. Узнав о страшной аварии, она много часов провела в дороге, чтобы увидеть обгоревшие останки автомобиля Артура. Многие утверждали, что именно Бой был самой сильной любовью Коко Шанель. Модельер не могла носить траур, так как не была замужем за Артуром.
Черный цвет в одежде в то время использовался в основном при пошиве мужских костюмов и верхней одежды и не пользовался популярностью у женщин. Коко Шанель сшила для себя маленькое черное платье, которое выражало ее скорбь и не нарушало этикета. Эту элегантную вещь можно было носить днем как строгий вариант повседневной одежды, а вечером, благодаря правильным аксессуарам, превратить ее в часть яркого вечернего образа, добавив, например, длинные жемчужные нити.
Первоначальный вариант маленького черного платья, созданный великим модельером, должен был отвечать нескольким простым параметрам:
Но у многих дизайнеров был свой взгляд на создание легендарной модели. Ярким примером этого являются платья, созданные Юбером де Живанши для «Холли Голайтли», наивной и эксцентричной героини О́дри Хе́пбёрн из кинофильма «Завтрак у Тиффани». Выход фильма поднял новую волну популярности платья.
Живанши предложил женщинам носить платье с бежевыми чулками, крупными шляпами и длинными перчатками, которые стали несомненным трендом и пользовались большим спросом у дам.
С течением времени пропали всяческие запреты и правила, связанные с ним. Сегодня в магазинах вы найдете платья любой длины, модели, покроя…
Но это не значит, что строгая элегантность потеряла актуальность. Добавив к простому платью несколько аксессуаров, можно сохранить идею великой Коко Шанель, при этом проявить фантазию и составить свой собственный комплект, отражающий вашу индивидуальность и стиль
Надев поверх платья цветной пиджак или жакет, вы создадите строгий деловой образ, а дополнив джинсовой или защитной курткой с грубыми сапогами, будете готовы к вечерней прогулке. Можно также разбавить образ свитером крупной вязки горчичного цвета с поясом, завязанным в узел, и ботильонами. Главное — не бояться экспериментировать с цветом и фактурами.
Сколько бы ни прошло времени, как бы ни менялись вкусы и стили, есть вещи, актуальность которых не уйдет в небытие и не потеряется на задворках модных тенденций.
Коко Шанель знала особый секрет простоты и элегантности не только платья, но и всей жизни и с удовольствием делилась им: «Будьте куколкой днем и бабочкой вечером, поскольку нет ничего более комфортного, чем кокон, и более располагающего к любви, чем крылья бабочки…»
Маленькое черное платье: удивительная история культовой вещи
От элегантного черного платья Анны Карениной до инновационной идеи Коко Шанель: рассказываем подлинную историю наряда, без которого редко можно представить женский гардероб.
Маленькое черное платье – как черный квадрат Малевича. Кажется, что картина очень проста, и нарисовать подобное может каждый. Однако стоит начать разбираться, и все оказывается намного сложнее. Так и с маленьким черным платьем.
Хотя обычно его историю начинают с великой Коко Шанель и 1920-х годов, мы с вами заглянем во времена более ранние. Во-первых, потому что у платья Шанель были предшественники. А во-вторых, чтобы оценить необычность и важность концепции универсального платья, нужно понять принципы, по которым строился женский гардероб до этого.
В XIX веке идеальный гардероб включал в себя множество самых разных нарядов на все случаи жизни. Утренние, прогулочные, визитные, для второй половины дня, для балов, концертов, театров, домашних и официальных ужинов. И правила этикета строго определяли, что и когда уместно надеть. Однако позволить себе иметь много платьев могли далеко не все. И вот тут-то черные платья и приходили на помощь.
Помните Джен Эйр из одноименного романа Шарлотты Бронте? К месту службы, гувернанткой в богатом доме, она приехала всего с тремя платьями. Одно, серое – для самых торжественных случаев, а вот повседневных – всего два: шерстяное и шелковое. Оба черные. Как говорится, и в пир, и в мир, и в добрые люди.
Черный цвет очень выручал женщин, которые сами зарабатывали себе на жизнь. Гувернанток, модисток, экономок, продавщиц и многих других. В черном очень многие героини картин французских импрессионистов – скромные девушки, которые хотели можно одеваться, но имели для этого средств. Черное часто носили курсистки – они ценили его практичность и неброскость. Кроме того, черный цвет мог подавать сигнал «я уже не молода», и в него нередко облачались пожилые дамы. Черными часто были амазонки, костюмы для верховой езды.
И постепенно черный цвет начинает проникать в дамскую моду (в мужской он, как один из основных цветов, закрепился еще с начала XIX века). Не как траурный, не как символ скромного положения, а как элегантный цвет, который оттеняет женскую красоту.
Однако об универсальности тоже не забывали! Постепенно начинает набирать популярность идея, что у вас может быть одно черное платье. Его можно украсить по-разному и использовать в разных ситуациях. В одном из российских модных журналов писали еще в 1883 году: «В настоящее время черное бархатное платье составляет такую же неизбежную принадлежность гардероба всякой дамы, как и черное кашемировое; это резервный батальон, который нужно иметь на всякий непредвиденный случай. Раз у вас в картонке лежит черное бархатное платье, вы можете быть спокойны, что никакое неожиданное приглашение не поставит вас в затруднительное положение относительно туалета».
Правда, при этом черный продолжал оставаться и цветом траура. Как же отличить траурное черное платье от обычного? На самом деле, и современники не всегда с этим справлялись. Однако в большинстве случаев отличить можно. Траурные костюмы, особенно в глубоком трауре, были из тканей без блеска: крепов, разных видов шерсти и матового шелка. Делали их скромными, закрытыми, с минимум отделки. А вот платье вроде того, что было на Анне Карениной на том самом балу, где она окончательно отбила Вронского у Кити, никто бы не принял за траурное. Оно с глубоким вырезом, с кружевами. Роскошное, но элегантное бальное платье, которое, заметим, выгодно выделяло Анну на разноцветном фоне других дам.
К рубежу XIX и XX веков черными могли быть даже вечерние платья молодых девушек, что раньше было не принято. Словом, задолго до Шанель черный цвет воспринимали не только в качестве траурного, и концепция черного платья, как универсального наряда, уже существовала.
А в 1910-х годах она продолжала развиваться. Первая мировая война поспособствовала тому, что женский костюм упростился. Пришлось отказаться от лишнего, сложного, сковывающего движения. И на фронте, и в тылу трудились не только женщины, нуждавшиеся в заработке, как это было раньше, но и те, кто стоял на более высоких ступенях социальной лестницы. А после войны возврата к старому укладу уже не было. Возникли новые идеалы красоты, новая манера поведения. Продолжал меняться и костюм.
Черным платьям в новом мире тоже нашлось место. В 1919 году Эмили Пост, один из самых авторитетных специалистов по этикету, писала, что «очень утомительно все время носить черный, но ни один другой цвет настолько не удобен, универсален, и не выглядит уместно в любой ситуации».
В 1922 популярный в то время дом моды Премэ выпустил очень простое платье из черного атласа, с белыми манжетами и воротником. Оно было того самого лаконичного силуэта, который свойственен «ревущим двадцатым». Модель от Премэ называлась «Ля Гарсон», в честь одного из самых популярных романов того времени. И модных худеньких девиц, больше похожих на мальчиков, этот новый идеал эпохи, так и называли. В одном из модных журналов писали, что на долю «Ля Гарсон» выпал успех, которого не знала раньше ни одна модель платья!
А в 1925 году, то есть за год до Шанель, дом моды Жанны Ланвен предложил скромное платье из черного атласа без всякой отделки. Более того, и словосочетание «маленькое черное платье» иногда встречалось в литературе и в прессе.
Словом, Шанель не придумала ни платье, ни подход, ни самовыражение. Но именно она сделала его безумно популярным. Сама Коко потом излагала несколько версий того, как родилась идея, но все они сводились к тому, что она посмотрела на разноцветную толпу и поняла: слишком много цвета. Нужно что-то другое. И поняла: «Лишь черное платье выглядело по-настоящему элегантным».
И 1 октября 1926 года в журнале «Вог» был опубликован эскиз очень простого платья. В качестве аксессуара предлагалась нитка жемчуга. Первоначальный вариант был из шерстяного джерси. Однако, когда Шанель осознала потенциал его популярности, возникли и другие модели – из крепдешина, с длинными рукавами, из хлопчатобумажной тонкой ткани без рукавов, из атласа, с двойной юбкой.
В журнале наряд назвали «Фордом от Шанель» – это был намек на модель автомобиля «T» от Генри Форда. Как он говорил, «машина может быть любого цвета, при условии, что он – черный». Черная простая модель, в которую заложен потенциал не сиюминутного успеха, а долговременного. В журналах писали, что новое платье – это «униформа для современной женщины», «платье, которое будут носить все».
Шанель была гениальным стилистом. Как она вспоминала, именно этот наряд стали считать «отличной основой для любого времени суток и любой ситуации. Белые воротники и манжеты делали его строгим и деловым, множество украшений – нарядным, а роскошное колье – вечерним. Само платье при этом было практически незаметно, оно лишь подчеркивало фигуру женщины и красоту ее кожи». Платье стало фоном, на котором женщины двадцатых создавали самые разные образы. И пусть платье Шанель появилось не как попытка сэкономить, а как попытка достичь идеала элегантности, тем не менее, экономить оно тоже помогало. Как говаривала Великая Мадемуазель, «благодаря мне бедные девушки могут разгуливать как миллионерши».
Так маленькое черное платье стало не просто одним из многих других. Оно обрело свое законное место в истории моды! Недаром Уоллис Симпсон, герцогиня Виндзорская, говорила, что если на вас правильное маленькое черное платье, ничто на свете не сможет его заменить. А ведь она могла позволить себе любые наряды! И великий Кристиан Диор утверждал, что дамский гардероб без маленького черного платья обойтись просто не может (читайте также: Вещи-легенды: модное наследие Кристиана Диора).
Несколько лет назад в аукционном доме «Сотбис» состоялся очередной аукцион, который назывался просто «Маленькое черное платье». В нем принял участие Дидье Людо, хозяин бутика в Париже, где уже сорок лет продают винтажные наряды, причем исключительно Высокой моды. На аукционе были представлены платья, начиная с 1920-х вплоть до наших дней. Самых известных дизайнеров XX века – от Шанель до Баленсиаги, от Ива Сен-Лорана до Йоджи Ямамото. Они очень разные, эти платья. И в то же время все они «маленькие черные».
Маленькое черное платье: история большой легенды
Все мы знаем об одном из величайших изобретений легендарной француженки Коко Шанель — маленьком черном платье.
Историки моды спорят о том, что же послужило вдохновением для Коко: ее грусть об ушедшем в мир иной друге или же желание создать нечто практичное для женщин, которым после разрухи из-за Первой мировой войны было не до обновок. Но факт остается фактом: в 1926 году увидело свет простое черное платье, которое со временем трансформировался в роскошный атрибут моды. Моды вне времени.
Безысходность и шик одновременно
Одно из самых знаменитых детищ Шанель было довольно аскетично. Она, считавшая колени самой некрасивой частью тела, прикрыла их, сделала полукруглый вырез и узкие рукава. Материал — креп. Никаких лишних деталей, чтобы этими самыми деталями в любой момент суметь разнообразить платье. Оно было на все случаи жизни, на все возможности кошелька, что также было очень важно в то крайне непростое время.
Бытует и мнение, что француженка, которая выросла в нищете приюта, как и практически все люди не бывшие счастливыми в детстве, получила свои душевные «насечки»: изначально черный цвет она воспринимала как одежду монахинь, воспитавших ее, цвет строгости и бедности.
Кстати, состоятельные клиентки Шанель первое время были в недоумении: новый наряд от великой гуру моды очень напоминал униформу их собственной прислуги.
Революция моды после войны
Платье быстро стало популярным. Конечно же, его знаменем было имя Коко Шанель. Но практически наравне с ним шел и его революционный дух, когда женщина должны была выглядеть элегантно и практично каждый день.
Как отмечала сама француженка, «мода равна времени, в котором она живет и мода не может быть оторвана от реальности. Но она все равно должна дарить мечту».
По мнению Шанель, этот баланс и должен стать главным в метаниях и стремлениях дизайнеров. Несмотря на мрачность цвета сама Шанель его таковым не считала и в скором времени и вовсе провозгласила его цветом свободы и силы. А то, что сказала Шанель повторял и весь мир.
На все времена и без ограничений
Американское издание Vogue сравнило новое детище француженки с мега-популярным на то время автомобилем Ford Model T и предрекло, что уже очень скоро новый наряд станет основным в гардеробе каждой элегантной женщины и пройдет сквозь время.
Эти слова оказались пророческими. Да, маленькое черное платье претерпевало изменения, побывав в руках у других дизайнеров, но, по сути, оставалось все тем же «шанелевским» фирменным подчерком красоты и элегантности.
Его популярность практически не проходила. Наоборот, она пошла в массы.
Это стало возможным благодаря легендарной Одри Хепберн, которая примерила образ Шанель в исполнении Givenchy. Затем — Тина Тернер, а еще чуть позже оно станет символом минимализма в руках Кельвина Кляйна и Хельмута Ланга.
«Шахерезада проста, а вот маленькое черное платье сложно» — так резюмировала философию своего труда Коко.
Практически на протяжении века маленькие черные платья остаются вне моды, поскольку они сами делают ее, присутствуя во всех повестках знаменитых и именитых модных домов, оставаясь одеждой для любого выхода и идеальным фоном для экспериментов.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Вечная классика: история маленького черного платья — от Коко Шанель до наших дней
По запросу «Маленькое черное платье» Google готов выдать вам 1 910 000 материалов — от справочных статей по истории моды до ссылок на интернет-магазины одежды. Это сочетание слов стало настолько устойчивым, что даже вошло в Оксфордский толковый словарь в виде аббревиатуры LBD (Little Black Dress). Оно уже давно стало синонимом универсального предмета одежды, который подходит всем и уместен в любой ситуации — во многом с легкой руки Габриэль Шанель, которая популяризировала его в 20-е годы прошлого века. Рассказываем о самых ярких моментах в истории маленького черного платья — и о том, как интерпретируют его дизайнеры в наши дни.
По правде говоря, Габриэль Шанель нельзя назвать создательницей маленького черного платья. Оно благополучно существовало и до нее — но несло несколько иной посыл
По правде говоря, Габриэль Шанель нельзя назвать создательницей маленького черного платья. Оно благополучно существовало и до нее — но несло несколько иной посыл. Еще в викторианскую эпоху черные платья носили в знак траура — сама королева Виктория ходила в таких целых 40 лет после смерти своего супруга, принца Альберта. Шанель же, со свойственным ей прагматичным подходом к одежде, разглядела в нем потенциал по-настоящему универсального предмета гардероба — и смогла освободить его от траурных коннотаций. В этом ей помогли коллеги-дизайнеры, включая Жана Пату. Несмотря на эти коллективные усилия, ассоциируется маленькое черное платье и по сей день исключительно с личностью Шанель. Все-таки именно ее стараниями оно стало эдаким негласным символом женской эмансипации — ведь оно означало резкий разрыв с традицией многочисленных переодеваний в течение дня. Теперь женщинам не нужно было иметь по 5, а то и 7 нарядов на день — все их благополучно заменяло одно-единственное платье, уместное в любой ситуации. И потом, оно попросту было очень удобным. Длина миди и свободный крой с заниженной талией не сковывали движений, а мягкая податливая ткани почти не ощущалась на теле.
История: маленькое черное платье
Маленькое черное платье — идеальное платье, которое есть в гардеробе каждой женщины – появилось в 1926 году благодаря незаменимой Коко Шанель. Однажды Коко сказала: «Мода меняется, а стиль остается. Я хочу, чтобы меня копировали, это будет лучшим доказательством моего успеха». Если бы она только знала, каким незаменимым будет ее творение – спустя 85 лет маленькое черное платье до сих пор остается уникальным.
Революционное открытие Шанель выглядело довольно скромно: длина ниже колена (мадемуазель считала эту часть женского тела некрасивой), длинные узкие рукава, заниженная талия, а в качестве украшения лишь защип, образующий складку ткани. Несмотря на простоту, маленькое черное платье уже тогда было образцом шика. Американский Vogue называл его «Форд». Как и автомобиль Форд модели Ти, маленькое черное платье было хитом, очень популярным товаром, но доступным только в черном цвете.
Эскиз «Форд» в Vogue, 1926
История создания платья связано с трагедией. Как известно у мадемуазель Коко было множество романов, но она так и не вышла замуж. Самой большой любовью Шанель был Бой Кейпел (именно он предложил Коко помимо шляп создавать еще и одежду), который погиб в автокатастрофе в 1925 году. Поскольку мадемуазель не могла носить по нему официальный траур (Бой был женат), она создала маленькое черное платье в качестве знака скорби о возлюбленном. Весь свет, привыкший носить пышные туалеты и шляпы с розами, называл это платье «недоразумением» и по сути смеялся над ее горем, но через полгода все эти люди, один за другим, заказывали у Шанель точно такие же платья.
На создание МЧП Шанель вдохновил внешний вид французских продавщиц – их униформой был невзрачный черный наряд. Ее творение заставило женщин отказаться от кривлянья и манерности и сосредоточиться на внутреннем содержании. В свободном скромном платье с минимальной отделкой красота женщины должна была ассоциироваться не с ее фигурой, а с личностью.
Позже сама Коко Шанель и другие дизайнеры экспериментировали с внешним видом платья, создавая тысячи новых вариантов, но неизменным всегда оставалось одно – во все времена МЧП было образцом элегантности и женственности.
Прямой силуэт и скромная длина. Допускаются украшения в виде кружева, прозрачной вуали и многослойных юбок – в лучших традициях чарльстона.
Маленькое черное платье становится более откровенным – открытая спина и павлиньи перья украшали многие модели. Чуть позже мода вновь обратилась к женственности и утонченности с приталенными силуэтами и кружевом.
Эпоха 40-х разделилась на два периода – до и после войны. Для военных лет характерны минимализм и практичность. Силуэты выглядят проще, приходит мода на выделенную линию плеча.
Послевоенные годы: Кристиан Диор создает легендарный New Look с его тонкой талией, пышной юбкой и женственностью во всем.
Игра на контрастах: в почете то прямой облегающий силуэт, то пышнейшие юбки.
Создано самое известное маленькое черное платье в мире: творение Юбера Живанши появляется на Одри Хепберн в культовом фильме «Завтрак у Тиффани». Позже оно было продано на аукционе за 200 тысяч долларов.
Софи Лорен в маленьком черном платье, дополненном классическими аксессуарами — леопардовой шляпой, туфлями лодочками и драгоценной брошью, 1965 год.
В 1965 в моду, наконец, приходит мини – колени выходят на первый план.
Разнообразие стилей – нет никаких ограничений. В почете не только женственные силуэты с кучей оборок, но и платье в стиле диско, а так же нотки рока в образе.
Лайза Миннели с отцом на церемонии «Оскар»
Карл Лагерфельд во главе дома Chanel – время экспериментов, но все же на пике популярности классические силуэты и длина в пол.
Много открытого тела (даже на королевских особах), а Джанни Версаче впервые представляет публике свое платье с булавками.
Топ-модели 2000-х в платьях в стиле 90-х
Лиз Херли в творении Versace
Леди Диана в одном из самых известных МЧП в мире
Кэролин Бессет с мужем Джоном Кеннеди
Доступно все, что было модно во все предыдущие эпохи — мода возвращается
«Секс в большом городе»
Согласно статистическим опросам, у 96 % женщин в гардеробе есть хотя бы одно маленькое черное платье. А у вас?