мальстрем что это такое
Водоворот Мальстрем.
Водоворот Мальстрем — гигантский водоворот который находится между островами Ферё и Москенесёй (из группы Лофотенских островов), у северо-западного побережья Норвегии. Опасен только при северо-восточном ветре, возникает как следствие взаимодействия приливных и отливных волн, два раза в сутки.
Описание
Это выразительное описание, со столь пугающим реализмом, принадлежит неизвестному норвежскому ученому XVII столетия.
«Во времена прилива течение между Лофотеном и Моске бурно устремляется к берегу, но оглушительный гул, с которым оно во время отлива несется обратно в море, едва ли можно сравнить даже с грохотом самых мощных водопадов. Этот гул можно услышать за несколько десятков километров, а глубина и размеры образующихся там ям и воронок такие, что корабль, попадающий в сферу их притяжения, неминуемо будет захвачено водоворотом, идет ко дну и там разбивается о камни. После того море утихает, обломки появляются на поверхности. Однако такое затишье наступает лишь в промежутке между приливом и отливом и длиться лишь четверть часа, после чего волнение вновь постепенно нарастает.
В то время когда течение бушует и ярость его еще усиливает шторм, опасно подходить к этому месту на расстояние норвежской мили.
Особенности. Причины возникновения
Возникает водоворот Мальстрем с определенною периодичностью, и напрямую связан с приливом и отливом. Безумное же его верчение обусловлено особенностями морфологии данного района Земли.
Все потому, что самый крупный и самый широкий залив Норвегии – Вест-фьорд – с запада, со стороны Атлантики, окаймляется скалистой грядой Лофотенских островов. А с юга, вдоль побережья, проходит Северо-Атлантическое течение, которое эта островная цепь, словно гигантский мол, рассекает на две части; одна-то из них и направляется вглубь Вест-Фьорда.
Залив своей формой похож на огромную 250-ти километровую воронку, узкий конец которой изогнут на восток и глубоко вдается в сушу. А его основная акватория вытянута с юго-запада на северо-восток, при этом северный край ее почти полностью перекрывают острова, оставляя мощному течению для выхода только узкие проливы. Следует отметить, именно такую форму имеют и другие морские заливы, которые славятся особенно высокими приливами: к примеру, залив Фанди (Канада), где вода поднимается на 19 метров, Пенжинская губа в Охотском море, залив Ла-Плата.
И когда приливная волна заходит в сужающееся горло залива Вест-фьорд, она на своем пути встречает препятствия в виде скал, в том числе подводных. А так все время увеличивающийся объем воды не имеет возможности проскочить сквозь узкое горло одновременно, волна увеличивается, достигая подчас огромных высот.
Тем временем на несущееся через узкие меж островами проходы течение накладывается еще и исполинский вал приливной волны, движущийся с запада на восток. Как результат у Лофотенских островов и возникает гигантский водоворот, называемый Мальстремом. То же самое можно наблюдать и при отливах.
А так как приливно-отливные явления происходят два раза в сутки, то столько же раз между островами Лофотен и Москестром (или просто Моске) возникает и легендарный и ужасный Мальстрем.
Мальстрем в искусстве
Разумеется, такой удивительный и ужасающий феномен не могли обойти вниманием не только те, кому приходится с ним сталкивался – рыбаки и матросы, но и писатели.
Так, Эдгар По посвятил водовороту Мальстрем целый рассказ: «Низвержение в Мальстрем»; в романе Жюля Верна «20 000 лье под водой»; в романе Луи Жаколио «Грабители морей»; в стихотворении Н. Гумилева «Капитаны»…
А вот что написал в своем дневнике английский купец Дженкинсон, добиравшийся по торговым делам в Россию через северные моря:
«Замечу, что между так называемыми островами Рост и Лофут находится водоворот под названием Мальстрем, который с середины отлива до середины прилива издает такой ужасный рев, что на 10 миль в округе звонят дверные колокольчики на домах в рыбацких селениях. Киты попавшие в струю водоворота, жалобно кричат. А если большие деревья затаскивает внутрь силой потока и потом с отливом выбросит наверх, то концы их и сучья бывают до такой степени размочалены, что похожи на истрепанные веревки».
Да, водоворот Мальстрем бывал не просто страшным и злым, но и ужасным и жестоким.
По преданиям, особую свирепость водоворот проявил в вербное воскресенье 1645 г., когда мощь круговорота усилил неистовый шторм, бушевавший у побережья. Рев Мальстрема тем днем достиг такой силы, что в селениях на ближних островах рухнули каменные дома!
Опасность мореплавания
Конечно, в преданиях и сообщениях средневековых ученых и рассказах писателей присутствует немало вымысла и сгущенных красок. Если он и представлял реальную опасность, то для средневековых деревянных парусных судов, а не для современных моторных кораблей. И тем не менее даже современная лоция предостерегает капитанов и штурманов от попытки преодолеть 3-х мильный пролив во время максимального прилива, в особенности если штормовой ветер поднимает с запада крутую волну.
Подобное временами происходит и в зимний период, когда водный поток несется со скоростью 11 км/час. В такие часы в проливе образуются мощные завихрения и водовороты, превращающие Мальстрем в смертельно опасного монстра.
По коварству и непредсказуемости Мальстрем остается самым опасным водоворотом у берегов Норвегии.
Мальстрём. Настоящий. Страшный, но манящий.
Немного о самом известном и зловещем приливном течении в мире.
Самое известное, самое загадочное и самое неправильно понимаемое приливное течение в мире.
Итак, Мальстрём. Это система течений, волн, водоворотов и завихрений, образуемая взаимодействием приливно-отливных потоков воды и сложного рельефа дна на небольшой глубине. Лофотенский архипелаг с запада отграничивает Вест-фьорд от просторов Северного-Ледовитого океана (По американской версии Атлантического. По Большой Советской энциклопедии, это Ледовитый, но споры идут и по сей день. Я не американец и придерживаюсь отечественной версии). Соответственно, дважды в сутки, огромные объёмы приливно-отливной воды устремляются в проливы между островами с приличной скоростью. Но если в более северных проливах течение достаточно упорядоченное и ламинарное, то на южной оконечности острова Москенесёй, рельеф подводный создаёт турбулентные потоки. Скорость течения здесь достигает 11 километров в час и потоки могут бросать попавшееся судёнышко на подводные скалы, а плывущих людей затягивать в воронки. Понятно, что современные моторы могут вынести катер из этой стремнины, но это коварное место было известно ещё в античные времена и вселяло ужас в мореплавателей. Рокот волн в прилив слышен на несколько километров (сам не слышал, об этом говорят знакомые местные жители, а кадр сделан в конце прилива уже). Здесь нужно отметить, что огромной засасывающей воронки, как в книге Эдгара По «Низвержение в Мальстрим» здесь нет. Но и без неё опасность пролива настолько велика, что современные правила судоходства рекомендуют не заходить в него, огибая архипелаг намного южнее или проходя проливом Зундстраумен, к северу. А теперь представьте, что будет, если волна сильная и прилив совпадут, а ветер поменяет своё направление и ударит навстречу. Это будет кипящий котёл, ревущий и ужасающий, про который я слышал немало рассказов от знакомых местных жителей. Недаром, на гербе коммуны Москенес изображён водоворот.
Немного о течении в различных произведениях:
«Недалеко от этих островов к северу имеется удивительный морской водоворот… если случается, что какой-нибудь корабль проходит этим путем, он затягивается волнами с такой бешеной силой, что чаще всего ему нет спасения, и он поглощается водоворотом».—Ричард Хэклютт, 17 век.
«Внимание, мы входим в Мальстрим!»— Когда беглецы пытались покинуть «Наутилус» у берегов Норвегии. помните, как в детстве было страшно от этих слов и кадров?
А теперь о неправильно понимаемом. Мальстрём один. Он находится на южной оконечности Лофотенской гряды, он труднодоступен ( давно мечтаю совершить туда, на южный мыс Москенесёя пеший переход из деревни О и примерно знаю маршрут, но нужны сильные компаньоны, готовые вырваться из комфорта жилья и сауны по вечерам. Один раз нам удалась попытка пройти на другую сторону острова с палатками, и это было потрясающе интересно, но путь на южную оконечность преграждали скальные утёсы, а две вылазки, чтобы и по второму пешему варианту пройти, не планировались по времени). Все кадры сделан с вершины Тиндстинден, с вершины Мункан, уже в другой поездке и с бухты Стокквика, на западном берегу острова Москенесёй, в третьей.
НО. Сейчас в интернете при наборе слова «Мальстрём/Мальстрим» в большинстве случаев вылезают картинки, с видом на водоворотные течения с моста или с берега. Это пролив Сальстраумен, близ городка Будё. Это не Мальстрём, хотя, он красив и интересен. Поэтому, старайтесь не путать—всё что с моста или с близкого берега, всё, что с красивыми воронками, всё, что во фьорде,это Сальстраумен.
А высокие скалы островов, просторы и океан, это Мальстрём.
Водоворот Мальстрём: его обходят стороной даже опытные капитаны
У северных берегов Норвегии есть одно опасное место, о котором известно с глубокой древности. Это водоворот Мальстрём в районе Лофотенских островов. Неопытные моряки не раз становились жертвами необычного природного явления, которое возникает в результате приливных течений. И даже сегодня бывалые капитаны судов, не имеющих мощных двигателей, предпочитают обходить это место стороной, так как последствия могут быть самыми непредсказуемыми.
Побережье Норвегии и прилегающих островов характеризуется очень изрезанной береговой линией. Узкие морские заливы (фьорды) глубоко вдаются вглубь суши, что вызывает бурное приливное течение, а также водовороты, которые можно наблюдать во время приливов и отливов. Такое происхождение имеет, например, норвежский водоворот Сальстраумен, диаметр которого достигает 10-12 метров.
Но есть и другой, более масштабный и опасный водоворот, который образуется у Лофотенских островов. Этот архипелаг, состоящий из небольших скалистых островов, отделен от материка заливом Вест-Фьорд. Узкие проливы между островами, а также обилие подводных скал способствуют тому, что во врем приливов и отливов, в месте недалеко от островов Москенесёй и Верёй образуются большой водоворот.
Мальстрём, наводивший страх на моряков в Норвежском море, можно обнаружить даже на старинных картах XVI века. Капитаны знали о нем, но, к сожалению, несчастные случаи происходили регулярно. В этом отчасти был виноват сам водоворот, точное место и время появления которого было трудно предсказать, а отчасти и плохие погодные условия. Скверная погода, с сильным ветром и плохой видимостью, часто становилась причиной того, что морские суда затягивало в Мальстрём или разбивало о скалы.
Конечно, современные морские суда уже не так уязвимы перед водоворотом, и о его коварстве хорошо известно морякам, которые ходят вблизи Лофотенских островов. Современные суда с мощными двигателями, в отличие от парусных судов прошлых веков, могут без проблем преодолеть это место. Но капитаны небольших судов знают, что для них результат встречи с водоворотом может быть непредсказуемым. По этой причине даже опытные «морские волки» в условиях ухудшающейся видимости ни за что не пойдут в то место, где образуется коварный Мальстрём, а поведут корабль другим путем.
Мальстрем
«…Шхуна, казалось, повисла, задержанная какой-то волшебной силой, на половине своего пути в бездну, на внутренней поверхности огромной круглой воронки невероятной глубины; ее совершенно гладкие стены можно было бы принять за черное дерево, если бы они не вращались с головокружительной быстротой…
Озираясь кругом и вглядываясь в огромную черную пропасть, по стенам которой мы кружились, я заметил, что наше судно было не единственной добычей, захваченной пастью водоворота.
Над нами и ниже нас виднелись обломки судов, громадные бревна, стволы деревьев и масса мелких предметов — ящики, доски, бочонки, причем последние, как мне показалось, смещались вниз, к черной пасти, медленнее, чем более тяжелые вещи: лодки, бревна или куски корабельной обшивки…
Я решил привязать себя как можно крепче к бочонку, за который я держался, обрезать найтов, крепивший его к корме, и броситься в воду…
Прошел, может быть, час после того, как я покинул шхуну, которая уже успела спуститься значительно ниже меня, как вдруг она стремительно перевернулась три-четыре раза, нырнула в пучину и навсегда исчезла из глаз в бушующей пене…»
Этот монолог, похожий на отрывок из фантастического романа ужасов, как ни удивительно, имеет под собой вполне реальную основу. Место, о котором шла речь, находится не так уж далеко — у берегов Норвегии, и грозное природное явление, периодически возникающее в этом районе, вызывается вовсе не потусторонними или инопланетными факторами. Но, чтобы понять, как образуется зловещий водоворот, начнем немного издалека.
Самый крупный и самый широкий залив Норвегии — Вест-фьорд — окаймляет с запада, со стороны Атлантики, скалистая гряда Лофотенских островов. Словно гигантский мол, она разрезает стремительный поток идущего с юга вдоль побережья Северо-Атлантического течения, направляя половину его в глубь Вест-Фьорда. Надо сказать, что по форме этот залив напоминает огромную 250-километровую воронку, узкий конец которой изогнут на восток и глубоко вдается в сушу. Основная же акватория залива вытянута с юго-запада на северо-восток, причем северный край ее почти полностью перекрыт островами, оставляя мощному течению для выхода лишь узкие проливы.
Суда, плавающие в Вест-фьорде, вынуждены бороться с водоворотами и бурунами, возникающими там, где течение всей своей массой протискивается в узкие каменные щели проливов. Но воронкообразные заливы, вроде Вест-фьорда, имеют еще одно неприятное для моряков свойство: приливная волна, входя в его непрерывно сужающееся горло, постоянно растет, достигая порой огромной высоты.
Именно такую форму имеют все морские заливы, славящиеся особенно высокими приливами: канадский залив Фанди, где вода поднимается на 19 метров, Пенжинская губа в Охотском море, залив Ла-Плата и другие. И когда на могучую струю течения, с ревом и гулом рвущуюся на север в узких проходах между островами, накладывается исполинский вал приливной волны, идущий с запада на восток (или наоборот, если наступает отлив), то у Лофотенских островов образуется гигантский водоворот, с давних пор внушавший ужас не только рыбакам на их утлых лодчонках и малых ботах, но и капитанам крупных парусников, бороздивших воды Вест-фьорда.
Имя его известно многим из книг. Это — Мальстрем. Возникает он дважды в сутки между островами Лофотен и Москестром (или просто Моске), с западной стороны Вест-фьорда.
Немало леденящих душу историй рассказывают старые моряки о страшной пучине Мальстрема. Да и писатели-классики отдали дань ужасному водовороту. Вспомните, именно здесь бегут на шлюпке с терпящего бедствие «Наутилуса» пленники капитана Немо в «20000 лье под водой» Жюля Верна. Французский фантаст замечает мимоходом, что суда опасаются подходить к Мальстрему ближе, чем на пятнадцать километров!
Знаком, наверное, вам и рассказ Эдгара По «Низвержение в Мальстрем», отрывками из которого начинался этот очерк.
А вот как описывал это уникальное явление природы норвежский ученый XVII века:
«Вот время прилива течение между Лофотеном и Моске бурно устремляется к берегу, но оглушительный гул, с которым оно во время отлива несется обратно в море, едва ли может сравниться даже с шумом самых мощных водопадов. Гул этот слышен за несколько десятков километров, а глубина и размеры образующихся здесь ям и воронок таковы, что судно, попадающее в сферу их притяжения, неминуемо захватывается водоворотом, идет ко дну и там разбивается о камни; когда море утихает, обломки выносит на поверхность. Но это затишье наступает только в промежутке между приливом и отливом и продолжается всего четверть часа, после чего волнение снова постепенно нарастает. Когда течение бушует и ярость его еще усиливается штормом, опасно приближаться к этому месту на расстояние норвежской мили. Шхуны, яхты, корабли, вовремя не заметившие опасности, погибают в пучине. Часто случается, что киты, очутившиеся слишком близко к этому котлу, становятся жертвой разъяренного потока; и невозможно описать их неистовый рев, когда они тщетно пытаются выплыть. Однажды медведя, который плыл от Лофотен к Моске, затянуло в воронку, и он так ревел, что рев его был слышен на берегу. Громадные стволы сосен и елей, поглощенные водоворотом, выносит обратно в таком растерзанном виде, что щепа из них торчит, как щетина…»
Впервые Мальстрем появился на картах в XVI веке, когда был опубликован знаменитый атлас Меркатора. Но уже до этого рассказ о водовороте можно было прочитать в записках английского купца Дженкинсона, путешествовавшего через северные моря в Россию по торговым делам. Купец, правда, не будучи мореходом, страшился больше адского шума, издаваемого Мальстремом, чем его жуткой воронки. Вот строки из его дневника:
«Замечу, что между так называемыми островами Рост и Лофут находится водоворот под названием Мальстрем, который с середины отлива до середины прилива издает такой ужасный рев, что на десять миль в округе звонят дверные колокольчики на домах в рыбацких селениях. Если киты попадают в струю водоворота, они жалобно кричат. А если большие деревья затащит внутрь силой потока, и потом с отливом выбросит наверх, то концы их и сучья бывают так размочалены, что похожи на истрепанные веревки».
Особенно страшных масштабов достигло, по преданию, буйство стихий в вербное воскресенье 1645 года, когда свирепая мощь вращающихся волн усилилась из-за ужасающего шторма, бушевавшего у побережья. Рев Мальстрема, если верить рассказам, достигал такой силы, что в селениях на ближних островах были разрушены каменные дома!
Что же правда, а что вымысел в этих полулегендарных рассказах? И существует ли вообще в природе водоворот, затягивающий морские суда? Разумеется, и средневековый путешественник, и живший три века назад ученый, а вслед за ними и уважаемые Эдгар По и Жюль Верн слегка сгустили краски, описывая неистовство и безмерную мощь гигантского водяного вихря. Залив Вест-фьорд был и остается ареной оживленного судоходства. Помимо многочисленных рыбацких поселков, на его побережье расположен крупный современный порт Нарвик. Сюда с месторождений Швеции проложена железная дорога, и через незамерзающий норвежский порт шведская железная руда круглый год вывозится во многие страны Европы.
Огромным современным рудовозам Мальстрем не особенно страшен, да и масштабы его не так велики, как уверяли своих читателей почтенные литераторы. Но даже современная лоция предостерегает от попытки пройти в трехмильный пролив к северу от острова Моске во время максимального прилива, особенно если штормовой ветер с запада развел крутую волну. Такое нередко случается в зимний период, и тогда рев Мальстрема, разносящийся за три мили, действительно заставляет поеживаться и бывалых рыбаков. В проливе, изобилующем подводными скалами, вода несется в это время со скоростью 11 километров в час, отчего образуются завихрения и водовороты, превращающие его в труднопреодолимый лабиринт с непредсказуемыми изменениями течений.
Поэтому лоция справедливо называет Мальстрем самым опасным приливным течением у норвежских берегов.
Между прочим, в 55 милях к югу от Лофотен, возле популярного морского курорта Бодо, существует еще один водоворот, менее известный, хотя и более значительный по массе воды, вовлеченной в движение. Его называют Сальстраумен, по одноименному проливу, где он и наблюдается. Прямо из окон отелей курортного городка летом, когда солнце здесь почти не заходит, можно дважды в сутки наблюдать, как огромный вал воды врывается в пролив с ревом, слышным на мили вокруг. В эти минуты даже на глаз видна кривизна морской поверхности в месте водоворота. А любители рыбалки прямо с берега вовсю ловят полуоглушенную водоворотом рыбу.
Но Мальстрем, даже уступая Сальстраумену в количестве воды, остается более опасным из-за своего коварства. Сила и скорость течений в нем изменяются в зависимости от времени года, ветров и фаз луны, так что далеко не всегда мореходный опыт и мощь двигателя выручат неосторожного капитана. Поэтому лофотенские рыбаки и сейчас, выходя на промысел, норовят проскочить район Мальстрема в промежутке между приливом и отливом. Они знают: даже современным мотоботам и сейнерам лучше не попадать в лапы водовороту, чья дикая мощь приумножается природным коварством, а острые скалы вокруг не оставят шанса на спасение в случае аварии.
И туристы, путешествующие по Норвегии, тоже предпочитают наблюдать за Мальстремом с прибрежных утесов. Ведь как ни притягательно зрелище буйства стихий, будь то извержения вулканов, бешеный бег горных потоков, наводнения, смерчи или морские катаклизмы, все же пока далеко не всегда могучие силы природы поддаются укрощению.
И восхищаясь их мощью и величием, мы поневоле относимся к ним с почтительным уважением.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Мальстрём и Наруто – самые большие водовороты в океане, но это далеко не предел
Гигантские водовороты в океане, затягивающие в своё нутро тысячи кораблей и даже самолёты, конечно же явление недоказанное. Но всё же большие водовороты существуют и научно доказаны. Самые крупные из всех существующих на Земле являются Наруто и Мальстрём. Наруто – это целая совокупность водоворотов, находящаяся в проливе Наруто в Японии. Они появляются неподалёку от острова Авадзи. Сильное течение два раза в день увеличивает, а затем по такой же схеме уменьшает уровень воды во Внутреннем Японском море. Из-за необычайной узости пролива по четыре раза в день вода там течёт со скоростью до 15 километров в час, что считается очень большой скоростью. Весной во время половодья скорость воды достигает аж 20 километров в час. Водовороты вследствие этого могут быть до 20 метров в диаметре. Всё же корабль они затянуть не смогут, но группе рыбацких или туристических лодок уже спокойно не пройти.
Наруто
Следующим крупным водоворотом является Мальстрём, уже успевший стать «участником» множества моряцких сказаний и легенд. Находится он в проливе Москенстраумен у северо-западного побережья Норвегии. Возникает он из-за сильного взаимодействия приливных и отливных волн. В результате образуется система сложных завихрений. О Мальстрёме упоминали ещё в 16-м столетии и называли его опасным водоворотом для моряков. Впрочем, свою опасность для судов он представляет и поныне. Водовороты опасны тем, что появляются во множественном числе и не дают возможности нормальному проследованию кораблей. Катамараны и обычные лодки будут бессильны против таких завихрений. Во времена викингов Мальстрём явно представлял собой пугающее явление для мореплавателей. Древние норвежцы не раз испытывали трудности при переходе через Москенстраумен и описывали об этом в хрониках. Для тогдашних деревянных драккаров такие водовороты считались настоящими катаклизмами. Они спокойно могли отправить на дно даже укреплённый и хорошо оснащённый корабль (в особенности, если это была ладья). Соответственно и страхи местных жителей по поводу опасности Мальстрёма вполне обоснованы.
Мальстрём
Что до громадных водоворотов, появляющихся в фантастическом кино, то это очень спорный вопрос. Некоторые моряки говорят, что видели лично подобные явления. К тому же согласно данным учёных, такие водные завихрения вполне могут появляться. Но до сего момента ни один из гигантских суперводоворотов, способных утягивать в своё лоно целые флотилии, не был зафиксирован на Земле.
Мнения, высказываемые в данной рубрике могут не совпадать с позицией редакции
Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.