манифест коммунистической партии о чем
Карл Маркс – Манифест коммунистической партии
«Манифест коммунистической партии» (нем. Das Manifest der Kommunistischen Partei) – это первый программный документ коммунистов, авторами которого являются борцы за дело рабочего класса Карл Маркс и Фридрих Энгельс. В данной работе авторы заявляют и обосновывают цели, задачи и методы борьбы зарождавшихся коммунистических организаций и партий. При этом заявляют неизбежность гибели капитализма от рук пролетария. Манифест переиздавался многократно, впервые был опубликован 172 года назад (21 февраля 1848 г.), но до сих пор не утратил своей остроты. К тому же является «азбукой» марксизма-ленинизма, где кратко и емко изложена суть учения Маркса.
(след.слайд)Немного из истории написания и издания «манифеста» и о его структуре. Маркс и Энгельс не жалели сил для создания партии пролетариата. С середины 40-х годов они установили связи с существовавшими тогда в разных странах рабочими и демократическими организациями. С 1836 г. в Париже существовало тайное рабочее общество «Союз справедливых», члены которого еще не знали путей борьбы с капитализмом, их девизом были слова «Все люди — братья!», а действовали они заговорщическими методами. В 1840 г. руководство «Союза» перебралось в Лондон, где чуть позже с ними и познакомились Карл Маркс и Фридрих Энгельс. В 1847 г. им предложили вступить в их ряды. Таким образом, они возглавили перестройку этой организации. На Лондонском конгрессе летом этого же года «Союз справедливых» был переименован в «Союз Коммунистов». Девизом его стал лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Было признано, что цель организации — свержение буржуазии, установление господства рабочего класса и построение нового, бесклассового общества. «Союз коммунистов» представлял собой зародыш коммунистической партии. Второй конгресс «Союза» в конце 1847 г. поручил Марксу и Энгельсу составить его программу. Таким документом стало их бессмертное произведение «Манифест Коммунистической партии», в котором они изложили основные взгляды, цели и задачи новой пролетарской организации.
(след.слайд)Текст знаменитого документа, когда он был опубликован впервые, составил 23 страницы. Переиздавался многократно, в том числе и при жизни авторов, однако изменения не вносились. Работа состоит из четырех частей: «Буржуа и пролетарии», «Пролетарии и коммунисты», «Социалистическая и коммунистическая литература», «Отношение коммунистов к различным оппозиционным партиям». Рассмотрим их поподробнее.
(след.слайд)«Буржуа и пролетарии».В этой части «Манифеста» авторы задевают такие темы как историческая характеристика классовых противоречий, возникновение и развитие буржуазии, революционная роль буржуазии в истории развития общества, соответствие производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил, характеристика пролетариата (его положение, ступени развития, степень революционности).
Маркс и Энгельс излагают, что борьба между различными классами существовала во все времена, т.е. всегда был тот, кто угнетал и тот, кого угнетали. Общество всегда делилось на различные сословия, между которыми возникали различные противоречия. И буржуазное общество, существующее на данный момент, было не без этого. Просто со временем поменялись классы, появились новые условия борьбы. Но оно отличается тем, что раньше существовала масса разных классов, противостоящих друг другу, а сейчас намного проще, их всего два. Это буржуазия и пролетариат. В примечаниях к английскому изданию 1888 г. Энгельс дает определения буржуазии и пролетария:
· Буржуазия — «класс современных капиталистов, собственников средств общественного производства, применяющих наемный труд».
· Пролетариат — «класс современных наемных рабочих, которые, будучи лишены собственных средств производства, вынуждены, для того чтобы жить, продавать свою рабочую силу».
(след.слайд)Уже с разложением первобытной общины, согласно Марксу, начинается расслоение общества на особые и, в конце концов, антагонистические классы. (след.слайд)Буржуазия начала появляться в средневековье при появлении первых городов. Она развивалась с новыми открытиями, с завоеваниями новых земель. Это происходило, потому что появились новые рынки сбыта товара, торговля выходила на новый уровень. Старые рынки не могли удовлетворить спрос, который все время рос. Прежнюю цеховую промышленность сменила мануфактура, которая в свою очередь тоже перестала удовлетворять спрос, набиравший рост вместе с рынками. Произошла промышленная революция, в результате которой появилась крупная промышленность. На место прежних промышленников пришли более крупные, которые и назывались буржуа. Буржуазия начала очень быстро развиваться. В итоге она стала господствующим классом. Она не может существовать без каких-то переворотов в производственных отношениях, а значит и в общественных тоже. Этими переворотами и отличается эта эпоха от других, когда-либо существующих. Маркс и Энгельс считают, что из-за буржуазии люди перестали ценить отечественные продукты, а отдают большее предпочтении иностранным. Все этот происходит оттого, что она предлагает более низкие цены на товары, и люди идут на это. В итоге всем странам приходится перенять этот способ производства, чтобы хоть как то остаться на плаву. Практически все начинает от нее зависеть. За свое существование она сделала столько открытий, приспособлений, сколько не было сделано в предыдущие эпохи.
(след.слайд)С развитием буржуазии развивается и рабочий класс – пролетариат. Так как изобретались какие-то новые машины, станки, то рабочий стал каким-то дополнением к ним. Рабочие начали терять какой-то интерес к труду. Вместе с рождением пролетариата возникает и противостояние его с буржуазией. Начинается все с одного, затем к нему примыкает другой, и так начинаются восстания целых фабрик и заводов против своего буржуа. Но так как им еще нужно вернуть свою значимость, они начинают разрушать и орудия труда. Только пролетариат может хоть как-то противостоять буржуазии. Но все же в итоге рабочий становится нищим, обедневшим. Отсюда можно сделать вывод, что буржуазия не может и дальше быть главенствующим классом, так как ею угнетенные рабочие опустились до такой степени, что ей же самой приходится их обеспечивать. В конце этой части Маркс и Энгельс приходят к выводу, что в любом случае пролетариат будет в выигрыше и буржуазия падет.
(след.слайд)«Пролетарии и коммунисты».Во второй части документа поднимаются следующие темы: отличительные черты коммунистической партии, критика буржуазной «критики» коммунистов, пролетарская революция.
Коммунисты это те же пролетарии, только отличаются тем, что если будут противостоять друг другу рабочие разных наций, то они будут отстаивать общие интересы. Цели у них те же самые, что и у пролетариев. (след.слайд)
· Подразумевается также уничтожение семьи. Современная, буржуазная семья основана «на капитале, на частной наживе»; свое дополнение находит в вынужденной бессемейности пролетариев и в публичной проституции — все это исчезнет с исчезновением капитала.
· «Заменяя домашнее воспитание общественным, коммунисты хотят уничтожить самые дорогие для человека отношения». Воспитание человека определяется общественными отношениями, определяется «прямым или косвенным вмешательством общества через школу и т. д. Коммунисты лишь изменяют характер воспитания, вырывают его из-под влияния господствующего класса. Буржуазные разглагольствования о семье и воспитании, о нежных отношениях между родителями и детьми тем больше вызывают отвращения, чем более разрушаются семейные связи в среде пролетариата, чем более дети превращаются в простые предметы торговли и рабочие инструменты».
· «Коммунисты хотят ввести общность жен. Буржуа смотрит на свою жену как на простое орудие производства». Напротив, «речь идет как раз об устранении такого положения женщины, когда она является простым орудием производства». Однако общность жен существовала почти всегда.
· Коммунисты «хотятотменить отечество, национальность». Если будет уничтожена эксплуатация одного индивидуума другим, то будет уничтожена и эксплуатация одной нации другой. Вместе с антагонизмом классов внутри наций падут и враждебные отношения между различными нациями.
· Коммунисты пытаются уничтожить частную собственность. Они считают, что капитал должен являться собственностью не одного человека, а многих членов общества.
Если и произойдет такое, что вся собственность будет в руках целого коллектива, то перестанут существовать различные классы. Можно сделать вывод, что на смену буржуазному обществу должно прийти такое, в котором не будет существовать классов и будет равенство. Приводится краткая программа перехода от капиталистической общественной формации к коммунистической, совершаемая насильственным путём господства диктатуры пролетариата, которая состоит из 10 пунктов. После ликвидации капиталистических отношений диктатура пролетариата исчерпает себя, и должна будет уступить место «ассоциации индивидов». Сущность этой ассоциации, принципы её организации и функционирования в Манифесте не определяются.
(след.слайд)«Социалистическая и коммунистическая литература».Данная часть «Манифеста» состоит из 3 пунктов, где первый пункт делится еще на 3 подпункта. Выглядит эта структура следующим образом:
1. Реакционный социализм: а) Феодальный социализм
b) Мелкобуржуазный социализм
с) Немецкий, или «истинный», социализм
2. Консервативный, или буржуазный, социализм
3. Критически-утопический социализм и коммунизм
1. а) Феодалы утверждают, что из-за буржуазии появляется революционный пролетариат. Феодалы ведут очень хитрую игру. С одной стороны они вроде бы против рабочего класса, а с другой, они готовы в любой момент, ради своей выгоды, предать господствующий класс. Представители: Дизраэли, Томас Карлейль.
b) Мелкая буржуазия находится посередине между пролетариатом и буржуазией, но в результате конкуренции она переходит в класс рабочих. Но может, конечно, перейти и в господствующий класс. Она будет бороться за те интересы, в зависимости к какому классу будет находиться ближе. Главный представитель — Сисмонди.
c) Немецкие философы полностью переняли французские идеи социализма. В Германию идеи были перенесены в Германию в такое время, когда буржуазия во Франции только что начала свою борьбупротив феодального абсолютизма». Вся работа немецких литераторов состояла исключительно в том, чтобы примирить новые французские идеи со своей старой философской совестью или, вернее, в том, чтобы усвоить французские идеи со своей философской точки зрения. Но в немецких условиях французская литература утратила все непосредственное практическое значение и приняла вид чисто литературного течения. Представитель: Карл Грюн.
3. Представители этого социализма (Анри Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн) против всяких противостояний между классами вообще, они хотят примирить их между собой. Создать такое государство, где не будет никаких столкновений между противоположностями, но так как это невозможно, то их мечта останется мечтой, это государство является своего рода утопией.
(след.слайд)«Отношение коммунистов к различным оппозиционным партиям».Коммунисты поддерживают в разных странах разные движения. К примеру, в Германии коммунистическая партия борется вместе с выступающей революционно буржуазией против абсолютной монархии, феодальной земельной собственности и реакционного мещанства. Германия находится накануне буржуазной революции, и совершит она этот переворот при более прогрессивных условиях с гораздо более развитым пролетариатом, чем в Англии XVII и во Франции XVIII столетия. Немецкая буржуазная революция, следовательно, может быть лишь непосредственным прологом пролетарской революции. Коммунисты «во всех движениях выдвигают на первое место вопрос о собственности, как основной вопрос движения». Они открыто заявляют о своих намерениях, о том, что они могут достигнуть их только насильственным путем. В итоге они пишут о том, что пролетариату уже нечего терять, а завоевать они могут весь мир. Заканчивает Карл Маркс и Фридрих Энгельс «Манифест» знаменитым историческим лозунгом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».
(след.слайд)«Манифест Коммунистической партии» оказал огромное влияние на умы мыслителей конца XIX — начала XX века, он является базовым документом для программ коммунистических партий всех стран. Существуют различные оценки данной работы.
В. Ленин писал: «В этом произведении с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества».
Академик Пётр Поспелов: «Маркс и Энгельс научили пролетариат всего мира сознавать свои силы, свою великую историческую миссию могильщика капитализма. На место мечтаний о лучшем будущем человечества они поставили науку о революционном преобразовании мира, об исторической закономерности гибели капитализма и создания нового экономического и политического строя, фундаментом которого является общественная собственность на средства производства».
К 150-летию «Манифеста» вышел специальный выпуск журнала Socialist Register, в котором английский философ Питер Осборн утверждал, что это «самый влиятельный текст, написанный в XIX веке».
В 2013 году рукопись «Манифеста Коммунистической партии» была включена в реестр документального наследия «Память мира» (проект ЮНЕСКО) с формулировкой: «Манифест Коммунистической партии» и «Капитал» являются двумя из наиболее важных публикаций 19-го века, весьма влиятельные и по сей день.
Умберто Эко назвал «Манифест» «шедевром политического красноречия». (след.слайд) Использованные источники
Манифест Коммунистической партии
Манифе́ст Коммунистической партии
(«Манифе́ст Коммунисти́ческой па́ртии»)
первый программный документ научного коммунизма, в котором изложены основные идеи марксизма; написан К. Марксом и Ф. Энгельсом по поручению 2-го конгресса (1847) Союза коммунистов (См. Союз коммунистов) в качестве программы этого союза. «В этом произведении с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества» (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 26, с. 48).
В «М. К. п.» Маркс и Энгельс впервые в общественной науке определили место капиталистической формации в истории человечества, показали её прогрессивность по сравнению с предшествовавшими формациями и неизбежность её гибели. Основоположники научного коммунизма показали, что вся история общества, за исключением первобытнообщинного строя (как добавлял Энгельс в предисловии к немецкому изданию «Манифеста», 1883), была историей борьбы классов. В буржуазном обществе непримиримую борьбу между собой ведут два враждебных друг другу основных класса — буржуазия и пролетариат. Став экономически господствующим классом, буржуазия захватила в свои руки государственную власть и использует её как орудие защиты своих корыстных классовых интересов, для подавления трудящихся. Маркс и Энгельс раскрыли в «М. К. п.» непримиримые внутренние противоречия буржуазного общества. Капиталистические производственные отношения, содействовавшие огромному росту производительных сил, на определённом этапе превращаются в препятствие дальнейшему развитию производства. Противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения — основное противоречие капитализма — порождает экономические кризисы, во время которых постоянно уничтожается значительная часть готовых продуктов и производительных сил.
В «М. К. п.» открыта и всесторонне обоснована всемирно-историческая роль пролетариата как могильщика капиталистического общества и строителя коммунизма, единственного до конца последовательного революционного класса, выступающего в интересах всех трудящихся. Именно рабочий класс принесёт обществу избавление от гнёта капитализма, уничтожив капиталистическую форму собственности и заменив её собственностью общественной. Но выполнить эту задачу, — указывают авторы «М. К. п.», — рабочий класс может только путём применения революционного насилия против буржуазии, путём пролетарской социалистической революции. Маркс и Энгельс обосновали необходимость создания политической партии пролетариата, раскрыли её историческую роль, определили её задачи, разъяснили отношения между партией и рабочим классом. На практике коммунисты, — писали авторы «М. К. п.», — «. являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперед частью рабочих партий всех стран, а в теоретическом отношении у них перед остальной массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода и общих результатов пролетарского движения» (Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 4, с. 437).
Хотя Маркс и Энгельс в «М. К. п.» ещё не пользовались термином «диктатура пролетариата», однако идея пролетарской диктатуры в этом произведении ими уже была высказана и обоснована. «. Первым шагом в рабочей революции, — писали Маркс и Энгельс, — является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии. Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил» (там же, с. 446). В «М. К. п.» подчёркивается, что уничтожение капиталистического строя, ликвидация эксплуатации человека человеком положат конец национальному угнетению и межнациональной вражде. Одним из основных принципов революционной деятельности коммунистов различных стран, — отмечали Маркс и Энгельс, — является их взаимная помощь и поддержка в борьбе против социального гнёта и эксплуатации, обусловленные общностью целей. Обоснованием этого принципа — принципа пролетарского интернационализма — проникнуто всё содержание «М. К. п.». Разъясняя великие и гуманные цели коммунистов, Маркс и Энгельс показали в «М. К. п.» полную несостоятельность нападок на коммунистов со стороны буржуазных идеологов, выявили классовую ограниченность и своекорыстный характер представлений буржуазии о браке, морали, собственности, отечестве и т. д.
В «М. К. п.» Маркс и Энгельс подвергли научной критике социалистическую и коммунистическую литературу тех лет; они выявили классовую сущность концепций, положенных в основу феодального социализма, мелкобуржуазного социализма, так называемого немецкого, или «истинного», социализма, а также консервативного, или буржуазного, социализма. Основоположники научного коммунизма выразили своё отношение и к системам критическо-утопического социализма, показали нереальность этих систем и в то же время вскрыли рациональные элементы во взглядах социалистов-утопистов — Д. К. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Важные положения Маркс и Энгельс выдвинули в «М. К. п.» по вопросам тактики пролетарской партии. Коммунисты, разъяснялось в «Манифесте», являются членами последовательно революционной партии. Они «. борются во имя ближайших целей и интересов рабочего класса, но в то же время в движении сегодняшнего дня они отстаивают и будущность движения» (там же, с. 458).
«М. К. п.» открыл пути к новой эпохе в истории человечества, положил начало великому революционному движению за социалистическое преобразование мира. «Эта небольшая книжечка, — писал о „Манифесте” В. И. Ленин, — стоит целых томов: духом ее живет и движется до сих пор весь организованный и борющийся пролетариат цивилизованного мира» (Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 2, с. 10).
Впервые «М. К. п.» был издан в 1848 в Лондоне на немецком языке. В 1869 в Женеве вышло 1-е русское издание «М. К. п.» в переводе М. А. Бакунина, в котором были искажены важнейшие положения этого произведения. В 1882 в Женеве было отпечатано новое русское издание «М. К. п.» в переводе Г. В. Плеханова, со специальным предисловием Маркса и Энгельса. По неполным данным, в зарубежных странах за период 1848—71 вышло около 770 изданий «М. К. п.» на 50 языках. В СССР, по данным на 1 января 1973, выпущено 447 изданий «М. К. п.» тиражом 24341 тысяча экземпляров на 74 языках.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Сочинения, 2 изд., т. 4; их же, Предисловие к немецкому изданию «Манифеста Коммунистической партии» 1872 г., там же, т. 18; их же, Предисловие ко второму русскому изданию «Манифеста Коммунистической партии» 1882 г., там же, т. 19; Энгельс Ф., Предисловие к немецкому изданию «Манифеста Коммунистической партии» 1883 г., там же, т. 21; его же, Предисловие к английскому изданию «Манифеста Коммунистической партии» 1888 г., там же; его же, Предисловие к немецкому изданию «Манифеста Коммунистической партии» 1890 г., там же, т. 22; его же. Предисловие к польскому изданию «Манифеста Коммунистической партии» 1892 г., там же; Ленин В. И., Государство и революция, Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 33. (См. также Справочный том, ч. 1, с. 349).
Обложка юбилейного издания «Манифеста Коммунистической партии», вышедшего в СССР в 1948.
Обложка «Манифеста Коммунистической партии» издания 1848.
Манифест Коммунистической партии
Из Википедии — свободной энциклопедии
Манифест Коммунистической партии | |
---|---|
нем. Manifest der Kommunistischen Partei | |
«Манифе́ст Коммунисти́ческой па́ртии» (нем. Manifest der Kommunistischen Partei ) — работа Карла Маркса и Фридриха Энгельса, в которой авторы декларируют и обосновывают цели, задачи и методы борьбы зарождавшихся коммунистических организаций и партий. В этом важном марксистском сочинении констатируется, что вся предшествующая история человечества есть история борьбы классов. Авторы провозглашают неотвратимость гибели капитализма от рук пролетариата, которому предстоит построить бесклассовое коммунистическое общество с общественной собственностью на средства производства. В «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс излагают своё видение законов общественного развития и неизбежности смены способов производства. Важное место в «Манифесте» занимает критический обзор различных немарксистских теорий социализма и реакционных «псевдосоциалистических» учений. Так, жёстко критикуется утопичный «грубый и непродуманный коммунизм» тех, кто просто распространял принцип частной собственности на каждого («общая частная собственность»). Кроме того, в «Манифесте» говорится, что коммунисты как самая решительная часть пролетариата «не являются особой партией, противостоящей другим рабочим партиям», а также «повсюду поддерживают всякое революционное движение, направленное против существующего общественного и политического строя» и «добиваются объединения и соглашения между демократическими партиями всех стран». «Манифест» начинается словами: «Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака: папа и царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские». Заканчивается он следующими предложениями: «Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир», — за которыми следует знаменитый исторический лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Впервые издан 21 февраля 1848 года в Лондоне. Переиздавался многократно, в том числе и при жизни авторов, однако изменения не вносились. В предисловии к немецкому изданию 1872 года Энгельс отмечал: «Однако „Манифест“ является историческим документом, изменять который мы уже не считаем себя более вправе». Манифест коммунистической партии«Манифест коммунистической партии» (нем. Das Manifest der Kommunistischen Partei ) — работа Карла Маркса и Фридриха Энгельса, в которой они декларируют и обосновывают цели, задачи и методы борьбы зарождавшихся коммунистических организаций и партий. Авторы провозглашают неотвратимость гибели капитализма от рук пролетариата. Манифест начинается словами: «Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма», а заканчивается знаменитым историческим лозунгом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Впервые издан 21 февраля 1848 года. Переиздавался многократно, в том числе и при жизни авторов, однако изменения не вносились. В предисловии к немецкому изданию 1872 года Ф. Энгельс отмечал: «Однако „Манифест“ является историческим документом, изменять который мы уже не считаем себя вправе». СодержаниеОглавлениеЭта работа оказала сильное влияние на умы мыслителей конца XIX — начала XX века. Программа перехода от капитализма к коммунизмуВ главе «II. Пролетарии и коммунисты» приводится краткая программа перехода от капиталистической общественной формации к коммунистической, совершаемая насильственным путём государством диктатуры пролетариата. Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения, т. е. при помощи мероприятий, которые экономически кажутся недостаточными и несостоятельными, но которые в ходе движения перерастают самих себя и неизбежны как средство для переворота во всем способе производства. Сама программа содержит 10 пунктов: Однако в наиболее передовых странах могут быть почти повсеместно применены следующие меры: После ликвидации капиталистических отношений диктатура пролетариата исчерпает себя, и должна будет уступить место «ассоциации индивидов». Сущность этой ассоциации, принципы её организации и функционирования в Манифесте не определяются. На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. НаследиеНекоторые цели, намеченные в Манифесте, уже реализованы в ряде стран, например: Другие цели не достигнуты. Например: В целом «Манифест» является базовым программным документом коммунистических партий всех стран. ОценкиПереводы на русский языкПримечанияСсылкиКритика гегелевской философии права (1843) • К еврейскому вопросу (1843) • Заметки по поводу книги Джемса Милля (1844) • Экономико-философские рукописи (1844) • Тезисы о Фейербахе (1845) • Нищета философии (1845) • Наёмный труд и капитал (1847) • Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта (1852) • К критике политической экономии (1858) • К критике политической экономии (предисловие). (1859) • Теория прибавочной стоимости, 3 тома (1862) • Заработная плата, цена и прибыль (1865) • Капитал — т. 1 (1867) • Гражданская война во Франции (1871) • Критика Готской программы (1875) • Замечания на книгу Адольфа Вагнера (1879) Немецкая идеология (1845) • Святое семейство (1845) • Манифест коммунистической партии (1848) • Статьи о Гражданской войне в Северной Америке (1861) • Капитал — т. 2 (посмертно, опубликовано Энгельсом) (1885) • Капитал — т. 3 (посмертно, опубликовано Энгельсом) (1894) Положение рабочего класса в Англии (1844) • Демократический панславизм (1849) • Крестьянская война в Германии (1850) • Революция и контрреволюция в Германии (1852) • Анти-Дюринг (1878) • Развитие социализма от утопии к науке (1880) • Диалектика природы (1883) • Происхождение семьи, частной собственности и государства (1884) • Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии (1886) ПолезноеСмотреть что такое «Манифест коммунистической партии» в других словарях:Манифест Коммунистической партии — «Манифест коммунистической партии» Оригинал «Манифест коммунистической партии» (нем. Das Manifest der Kommunistischen Partei) работа, впервые изданная 21 февраля 1848 года. Он начинается словами: «Призрак бродит по Европе призрак коммунизма», а… … Википедия «МАНИФЕСТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ» — произведение Маркса и Энгельса, первый программный документ марксизма. Завершает историч. процесс формирования марксизма и дает сжатое изложение осн. положений науч. коммунизма, стратегии и тактики коммунистов и их мировоззрения диалектич. и… … Философская энциклопедия «МАНИФЕСТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ» — первый программный документ науч. коммунизма, в котором изложены осн. идеи марксизма; написан К. Марксом и Ф. Энгельсом в дек. 1847 янв. 1848 по поручению 2 го конгресса Союза коммунистов в качестве программы этой первой междунар.… … Философская энциклопедия МАНИФЕСТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ — произведение К. Маркса и Ф. Энгельса, написанное по просьбе 2 го Конгресса Союза коммунистов и ставшее первым программным документом международного коммунистического движения. Вышел в свет в Лондоне в нач. 1848. В нем получили свою классическую… … Философская энциклопедия Манифест Коммунистической Партии — программный документ, написанный К. Марксом и Ф. Энгельсом по поручению 2 го конгресса (1847) «Союза коммунистов» в качестве программы этого союза, в котром изложены основные идеи коммунизма. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол … Политология. Словарь. Манифест Коммунистической партии — («Манифест Коммунистической партии») первый программный документ научного коммунизма, в котором изложены основные идеи марксизма; написан К. Марксом и Ф. Энгельсом по поручению 2 го конгресса (1847) Союза коммунистов (См. Союз… … Большая советская энциклопедия «МАНИФЕСТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ» — первый программный документ науч. коммунизма, в к ром изложены осн. идеи марксизма; написан К. Марксом и Ф. Энгельсом по поручению 2 го конгресса (1847) Союза коммунистов в качестве программы этого Союза. В М. К. п. Маркс и Энгельс впервые в… … Советская историческая энциклопедия «Манифест Коммунистической партии» — великий программный документ научного коммунизма — «Манифест Коммунистической партии» был первым программным документом научного коммунизма и первой программой международной коммунистической организации. В нем впервые получили систематическое и цельное изложение все составные части великого… … Всемирная история. Энциклопедия ПРОГРАММА КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА — теоретич. документ партии, в к ром определены на конкретный историч. период ее цели, задачи и методы их осуществления. П. намечает деятельность партии на длительное время в соответствии с этим периодом. Программа это значит короткое, ясное и… … Советская историческая энциклопедия
|