маньпупунер что это такое
Плато Маньпупунер
Приятно знать, что даже если границы не откроют, нам есть, из чего выбрать для незабываемого путешествия. К примеру, плато Маньпупунер — геологический памятник, расположенный на территории Коми, знаменитый столбами выветривания, которые народ манси считал священными. Да, к плато не так-то легко добраться, но когда это красота была легкодоступной?
Почему Маньпупунер
Во-первых, плато — визитная карточка Северного Урала и республики Коми. Когда ещё забираться в такую даль, как не сейчас? Во-вторых, Маньпупунер — одно из семи чудес России, а есть в этом особенное удовольствие — увидеть всё и мысленно вычеркнуть из своего списка must-see. В-третьих, оказаться на две недели среди нетронутой природы без связи с внешним миром — мечта даже после долгой самоизоляции (пропуск на прогулки рядом с плато получить всё-таки придется, но об этом чуть позже).
Что еще за чудеса?
В 2007 году три крупных издания (ТВ-канал, радиостанция и газета) организовали проект, в котором с помощью народного голосования выбирали главные достопримечательности нашей необъятной страны. Битва длилась почти год — было много достойных кандидатов, но до финала дошли только семеро:
1. Долина гейзеров — чтобы ты не искал, где читать про долину и Камчатку (долина находится именно там), сдаём все пароли сразу.
2. Байкал — про путешествие к всеобщему любимцу у нас есть сразу несколько материалов: большой гид и история про поездку на озеро зимой.
3. Петергоф (тут и не поспоришь).
4. Маньпупунер (уже любим всем сердцем).
5. Собор Василия Блаженого (можно любоваться вечно).
6. Мамаев курган и монумент «Родина-мать» (гордость!).
7. Эльбрус — про то, как подготовиться и взойти на самую высокую вершину России, рассказали вот тут.
Сколько из них ты уже видел?
Семь столбов выветривания
На плато Маньпупунер все едут, конечно же, чтобы посмотреть на каменные столбы — всего их семь. Появились они благодаря ветрам, дождям и прочим природным явлениям, которые обтачивали горы, разрушая лёгкие породы. Это было миллионы лет назад, и до наших дней (и дней наших далёких-далёких предков) дошли только столбы причудливой формы. Высота останцев варьируется от 30 м (примерно десятиэтажный дом) до 42 м (уже как четырнадцатиэтажка).
Маньпупунер — одно из семи чудес России.
Общеизвестное название плато Маньпупунер на языке народов манси означает «малая гора идолов». Место считалось священным, вокруг него ходили легенды, а подниматься на плато было строжайше запрещено. Второй вариант названия — Болвано-Из, но в народе столбы больше известны как Мансийские болваны или просто Пупы.
Легенда о плато Маньпупунер
В далёкие-далёкие времена, когда туман застилал всё на сотни километров вокруг, великаны-самоеды решили уничтожить народ манси. Поднялись они на плато, но вдруг увидели вдалеке священную гору Ялпинг Нер. Всем было известно, что достаточно одного взгляда на гору, чтобы получить проклятье. Великаны попали в ловушку. В сердцах предводитель могучего войска бросил свой барабан на вершину горы, но это не помогло — главный великан и все его приспешники превратились в камень.
Когда будешь рассматривать столбы, заметишь, что некоторые действительно похожи на великанов, а один из них, должно быть тот самый вожак, стоит чуть поодаль от остальных.
Вокруг — сплошные чудеса!
Северный Урал давно славится суровой красотой, практически нетронутой руками человека. Прибавь к этому то, что Маньпупунер расположен на территории Печоро-Илычского заповедника, и станет понятно, что дух начнет захватывать задолго до выхода на плато.
Один из известнейших заповедников России появился ещё в 1930 году. Изначально его создали, чтобы защитить соболей, популяция которых здесь резко сократилась. Но со временем место стало цениться и за девственные леса, признанные объектами Всемирного природного наследия.
Летом погода более щадящая. Вокруг распространяется дурманящий запах полевых трав, леса одеты в пятьдесят оттенков зелёного и слышен тихий шелест воды сотен ручьёв.
Благодаря расположению на стыке равнины и гор, на территории заповедника разнообразная флора и фауна и три природных района: равнинный, предгорный и горный. Каждый из них уникален по-своему. Кстати, о территории: она огромнейшая, больше 720 тыс. га!
Животных здесь и правда много, не уходи далеко от группы и будь готов к встрече с рысями, волками и лисами, медведями и соболями. Если повезет, увидишь бобров, популяцию которых тоже удалось сохранить только благодаря труду множества работников заповедника. А ещё тебя ждет дурманящий запах полевых трав, леса, одетые в пятьдесят оттенков зелёного, и тихий шелест воды сотен ручьев. Это, конечно, летом. Зимой можешь рассчитывать на бескрайние белоснежные просторы, склоняющиеся к земле под тяжестью снега ели и застывшие могучие реки.
Не только плато
Что ещё посмотреть на территории Печоро-Илычского заповедника:
Как добраться до плато Маньпупунер
Добраться до главной достопримечательности Северного Урала можно несколькими маршрутами, но почти каждый из них потребует от тебя хорошей физической подготовки и выносливости. Наградой станут изумительные виды и путешествие по одному из самых труднодоступных биосферных заповедников России.
Вертолётный тур — самый дорогой способ попасть на плато, но при этом самый эффектный и комфортный.
На вертолёте
Вертолётный тур принято считать самым дорогим способом попасть на плато — стоимость поездки начинается от 40 000 руб. и зависит от программы, количества участников, будет ночёвка или нет. Кажется, что дорого, но если посчитать, во сколько тебе может обойтись пеший или комбинированный поход к плато, разница будет не так уж велика, а времени и сил сэкономишь прилично. В зависимости от организатора вертолётный тур начинается в Ухте или Перми — ближайшие к плато аэропорты расположены здесь.
Как получить пропуск для прохода на заповедник
Какой бы вариант ты ни выбрал, заранее нужно получить пропуск в Печоро-Илычский заповедник, где находится плато. Без него тебя просто не пустят! Оформить его легко — достаточно написать заявление на имя директора заповедника. Если едешь группой, скорее всего, организаторы возьмут оформление пропуска на себя.
Пешком
Самые популярные маршруты — из Сыктывкара и Троицко-Печорска через кордоны заповедника или из Екатеринбурга/Перми через перевал Дятлова, горы Отортен и исток Печоры. Пеший поход займёт примерно две недели (туда-обратно) и потребует от тебя хорошей физической подготовки — проходить за день надо будет много.
На лыжах
Вариант для сильных, дерзких и бесстрашных начинается в Екатеринбурге и проходит через базу геологов «Трехречье». На лыжах придётся преодолеть не меньше 100 км, зато потом можно будет вспоминать прекрасный снежный Северный Урал и гордиться своей силой воли и выдержкой. Займёт такой поход плюс-минус 10 дней.
Если решишь покорять плато зимой, готовься к встрече с истинным холодом!
Как подготовиться к путешествию
1. Найти команду. Отправляться в такое путешествие в одиночку могут только сумасшедшие или профессионалы, поэтому лучше заранее найти группу и опытных сопровождающих. Они же смогут сориентировать, что и в каком количестве стоит взять с собой, помогут оформить пропуск на территорию.
2. Взять тёплую многослойную одежду. Летом погода на Северном Урале совершенно непредсказуемая — может быть и жара, и дождь, и снег. А вот зимой предсказуемо холодно. Очень-очень-очень-очень холодно.
Чтобы добраться до плато на лыжах, придётся преодолеть около 100 км.
3. Запастись едой. Меню стоит продумать заранее и тщательно рассчитать на все время поездки: чем ближе ты будешь подходить к плато, тем меньше вокруг тебя будет кафе и магазинов.
Никаких вышек 5G
…вообще никаких вышек сотовой связи на территории заповедника нет. Так что телефон тебе понадобится разве что для фотографирования красоты вокруг и в качестве будильника (чтобы не проспать самые красивые рассветы).
4. Взять палатку и спальник. На сотни километров вокруг плато нет ни одного населенного пункта, а значит, ни отелей, ни гостиниц, ни баз отдыха.
5. Получить пропуск. Маньпупунер находится на территории заповедника, и свободно перемещаться по нему можно только получив разрешение.
Обычно к путешествиям, которые больше похожи на испытания, чем на двухнедельный отдых от работы и опенспейсов, готовятся сильно заранее, но весна 2020 спутала все карты. После двухмесячного лежания на диване не хочется тратить отпуск на очередное лежание, только идти-любоваться-наслаждаться видами вокруг. Лучшее время для похода к плато — август, и у тебя еще есть шансы подготовиться и провернуть поездку в этом году.
Плато Маньпупунер — всё, что вы хотели знать
Время чтения: 11 минут | Блог YT о местах, маршрутах и путешествиях
Статья о плато Маньпупунёр — что это, где это, как добраться, какие есть маршруты и походы.
На Урале есть много необычных, причудливых и уникальных мест. Одни из них являются популярным местом отдыха у любителей дикой природы. А есть места, что затерялись глубоко в горах, и добраться к ним не так просто.
В труднодоступном уголке Северного Урала расположилось уникальное по своей природе плато Мань-Пупу-Нёр. А уникально оно своими каменными останцами, что выстроились вряд на горе. Это 7 каменных Великанов, 7 столбов выветривания, 7 болванов. Или просто и ласково —«Пупы» — именно так называют плато те, кто был здесь или будет.
С каждым годом популярность столбов выветривания растёт, поэтому мы и написали эту статью, чтобы собрать сюда всю имеющуюся у нас актуальную информацию, которую вы ищите. К счастью, у нас её очень много. Получился неплохой путеводитель даже 🙂
Что такое Маньпупунёр и с чем его едят
1. Происхождение
• по версии геологов;
• по версии народа манси:
• мансийская легенда плато Маньпупунер;
• другие версии;
2. Как произошло название
3. Где находится
• географическое положение;
• топографическая карта района + важные отметки на ней;
• на онлайн-карте;
4. Погодные условия
5. Печоро-Илычский заповедник
• Справка
• Правила посещения
• Как получить разрешение на посещение плато Маньпупунер
6. Как добраться до плато Маньпупунер
• Из Екатеринбурга;
• Из Перми;
• Из Сыктывкара;
• Из Москвы;
7. Туры на плато Маньпупунёр в 2021 году (на один день)
8. Походы на плато Маньпупунёр в 2022 году (то, что больше 1 дня)
• Пеший поход через перевал Дятлова (200 км);
• Пеший укороченный поход (100 км);
• Зимой: лыжный классический поход (90 км);
• Зимой: лыжный поход через перевал Дятлова (150 км);
• Снегоходный тур к столбам выветривания
10. Заброска г. Ивдель — р. Ауспия на ГАЗ-66, УАЗ или УРАЛ (лето-зима)
Небольшое предисловие «что такое Маньпупунёр» для тех, кто оказался на этой странице ненамеренно 🙂
В общем, это гора на Урале. Известно оно тем, что на ней вряд стоят 7 каменных столбов. Итак, поехали:
• Природный (геологический) памятник в одном из самых нетронутых уголков Европы («Девственные леса Коми»);
• 7 каменных столбов высотой от 33 до 42 метров самых причудливых форм
• Финалист конкурса «7 чудес России»;
• Сакральное место для народа Манси и место силы;
• По мансийским легендам это братья-великаны, пришедшие украсть красавицу-дочь вождя. Боги обратили их в камень.
• Находится на территории Печоро-Илычского заповедника.
1. Происхождение:
Около 200 миллионов лет назад Уральские горы выглядели совершенно иначе. Считается, что они были даже выше Гималаев. Но время берёт своё. Процесс эрозии и выветривания, постоянное влияние воды, мороза, ветра, жары постепенно «вытачивали» слабые горные породы, словно скульптор. Твёрдые серицито-кварцитовые сланцы, которые образуют столбы, оказались значительно крепче.
Старая мансийская легенда о плато Маньпупунёр:
В далекие-далекие времена в густых лесах, подступивших к самым Уральским горам, жило могущественное племя манси. Мужчины племени были так сильны, что один на один побеждали медведя, и так быстры, что могли догнать бегущего оленя. В юртах манси было много мехов и шкур убитых животных. Из них женщины шили красивые меховые одежды.
Добрые духи, жившие на священной горе Ялпинг-Ньёр, помогали манси потому, что во главе племени стоял мудрый вождь Куущай, который был в большой дружбе с ними. Сам Куущай жил в сказочном хрустальном замке на вершине горы Торре-Порре-Из, поднявшей свои грозные утесы недалеко от горы Ялпинг-Ньёр. Были у вождя дочь – красавица Аим и сын Пыгрычум.
Далеко за хребет разнеслась весть о красоте юной Аим. Она была стройна, как сосна, выросшая в густом лесу, а пела так хорошо, что послушать ее сбегались олени из долины Ыджед-Ляги.
Многие шаманы хотели, чтобы Аим стала их женой, но прекрасная Аим только смеялась в ответ.
Однажды и великан Торев (Медведь) услыхал о ней и немедленно потребовал вождя отдать дочь ему. Но Аим отказалась, и тогда великан, взяв с собой своих братьев, пошёл забирать её силой. Целый день шла жесточайшая битва у каменных стен Торре-Порре-Иза. Да вот только Пыгрычуму, сына вождя, в этой битве не было, на охоте был. С самой высокой башни Аим кричала добрым духам— Спасите нас! И в одно мгновение небо затянулось тучами и засверкали молнии. Едва она успела выйти из башни, как Торев разнёс стены своей огромной дубиной! Хрустальный замок разлетелся на миллионы кусков, и все Уральские горы с этого момента покрылись хрусталем.
Но Аим всё же удалось сбежать в густой лес. Великаны, заметив её отсутствие, ринулись за ней. Но стоило им догнать её, как из неоткуда появился Пыгрычум с огромным золотым щитом и сильнейшим мечом, дарованный богами. Он повернул щит в сторону солнца, и свет ударил великана непобедимой силой богов. И тут случилось чудо – на глазах братьев Торев превратился в камень! Не успели они укрыться от божественного света, сын вождя всех обратил в камень.
Вот и стоят уже сотни лет они на горе Мань-Пупу-Нёр.
Если говорить о манси, то для них плато было действительно сакральным и недоступным. На него могли ступать лишь шаманы для особых ритуалов. Остальным — табу.
Так же есть легенды, что именно здесь — на Урале — находилась Гиперборея с населявшими её Ариями. Останцы — это ничто иное как стены давно разрушенных домов. Чуть в стороне от плато Маньпупунер есть еще одно уникальное место Торре-Порре-Из, где так же находятся необычные каменные останцы. Там они действительно напоминают улицы, причём правильных форм. Однако это место является зоной абсолютной заповедности и посещение его запрещено.
2. Как произошло название:
Мань-Пупу-Нёр — с мансийского переводится как «Малая гора Идолов». Так же встречаются варианты написания «Маньпупунёр»,«Маньпупыгнёр». Все варианты являются верными, однако наиболее принятый всё же «Маньпупунёр». Мы же, кто бывает на плато часто и кто работает там, называем их любя «Пупы».
Вероятно, вы слышали или видели, что так же столбы выветривания называют мансийскими «Болванами». На самом деле это слово (в данном случае) происходит от Коми «Болбано-Из» — «Гора Идолов». Это название не распространено (читай забыто).
3. Где находится:
Каменные останцы находятся на плато Маньпупунёр на восточной границе Печоро-Илычского заповедника между реками Печора и Илыч (отсюда и название заповедника). Это республика Коми, Северный Урал. Это довольно труднодоступное место — до ближайшего города более сотни километров. Чтобы добраться сюда пешком, сперва предстоит от ближайшего города проехать 150 км по старой лесовозной дороге, после чего вас ждёт 100 километров пешего пути по сложной пересеченной местности. В общем, подготовка для такой авантюры необходима. Но есть и более простые варианты посетить это легендарное место — вертолётом (но об этом чуть ниже).
ПОХОДЫ НА ПЛАТО МАНЬПУПУНЁР ОТ ОРГАНИЗАТОРА
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Ведь мы привычно полагаем, что в поисках чудес света нужно непременно отправляться куда-нибудь за тридевять земель в далекие страны.
А это же вот тут, рядом.
Эпоха Великих географических открытий, говорим мы, давно позади. Тем удивительнее, что даже в XXI веке, когда, казалось бы, все дороги-пути исхожены, можно открыть прямо под боком невероятные вещи, о которых до сей поры знали немногие.
Из числа таких чудес света — уникальное плато Маньпупунер, которое притаилось в Коми среди горных темнохвойных лесов Печоро-Илычского заповедника. «Малая гора идолов» — именно так с языка народа манси и переводится «Маньпупунер».
Охотники-коми еще именуют это место Ичет Болваноиз, или Малые Болваны. Идолы — это семь отдельно стоящих на высоте 700 метров над уровнем моря каменных столбов. Самый низкий — 22-метровый, а самый рослый уходит ввысь на 50 метров — как 12-этажный дом. Территория эта труднодоступна. Возможно, этим и объясняется тот факт, что о плато мало кто слышал. Хотя оно носит звание одного из семи чудес России.
Ступив на плато, попадаешь в какой-то другой мир. И каждый чувствует его по-своему: кто-то испытывает невероятное чувство свободы, кто-то, растянувшись на мягком и слегка хрустящем белом мхе, заряжается энергией, но некоторых охватывает странный психологический дискомфорт, чувство тревоги. Это от того, что невозможно избавиться от ощущения, что идолы наблюдают за гостями.
Семь великанов, выстроившихся в ряд на фоне неба прозрачной голубизны и бескрайней тайги, при ближайшем рассмотрении вдруг приобретают явные человеческие черты. Впереди всех — самый настоящий шаман с поднятой рукой. А вот старичок со сморщенным лицом. По соседству с ним — типичный индеец с орлиным носом. При определенном ракурсе и некоей доле фантазии у наблюдателя тот или иной образ проявляется у каждого из истуканов. Они стоят, повернув свои лица в одну сторону, словно держа — в полном смысле слова — носы по ветру. И когда смотришь на эти застывшие фигуры, невольно возникает вопрос: а как они появились здесь?
Название Маньпупунер перекочевало на географические карты из языка манси, а в язык этого народа вошло, по всей вероятности, несколько веков назад, тогда, когда люди всему необычному пытались найти объяснение, создавая легенды и мифы. Манси объясняли появление каменных столбов так: мол, в истуканов превратились семь великанов-самоедов, направлявшихся через горы в Сибирь, чтобы уничтожить вогульский народ. Самоеды — это старое название народов, говорящих на самодийских языках, то есть ненцев, нганасан, селькупов.
А вогулами вплоть до 30-х годов XX века именовали манси. И вот якобы когда самоеды поднялись на ту гору, что сегодня именуется Маньпупунер, их вожак-шаман увидел перед собой вершину другой горы — Ялпингнер, священной для вогулов. Он в ужасе бросил свой бубен, и все его спутники следом тут же окаменели. Когда точно появилась на свет эта легенда, достоверно неизвестно, однако, вероятно, с тех самых пор Маньпупунер превратилась в объект культа и фактически почиталась местными племенами, как гора-защитница, охраняющая их покой, оберегающая от нашествия враждебных племен. А если учесть, что посещать район горы могли лишь единицы, поскольку дорогу к ней тщательно скрывали, то неудивительно, что Маньпупунер слыла в народе как сакральное место.
В то же время эти земли могли быть известны не только мансийским охотникам и кочевникам, перегонявшим бесчисленные стада оленей. По соседству с манси традиционно обитали коми, у которых, что интересно, сохранилась несколько иная мифическая трактовка происхождения каменных идолов. Согласно их верованиям, это семеро окаменевших братьев, которые не захотели выдать замуж за злого шамана свою красавицу сестру, за что и поплатились жизнями. Таким образом, народ коми придает Маньпупунеру несколько иной сакральный смысл, выводя на первый план и жестокость, и великую силу шаманизма. Коми полагали, что любой, чья нога ступит во владения каменных болванов, понесет кару. И, по всей видимости, шаманы, пользуясь в собственных интересах этими легендами, превратили урочище в запретную территорию, своего рода «место силы».
«И манси, и коми однозначно обожествляли грандиозных каменных истуканов, поклонялись им, но подъем на Маньпупунер при этом считался нежелательным, а для кого-то и вовсе был запрещен, — рассказывает фольклорист Олег Уляшев. — Женщинам категорически запрещалось приближаться к болванам, символизирующим мужские божества. Запрет не распространялся только на шаманов. До жертвоприношений дело здесь вряд ли доходило, а если и доходило, то крайне редко и нерегулярно. Есть места на Севере, где обряды жертвоприношений совершались, например, раз в год или даже раз в 50 лет. А Маньпупунер — особый случай, местные племена не стремились лишний раз тревожить истуканов».
Вершина идолов почиталась сакральной до 20—30-х годов XX века, пока на эту территорию не пришли первые исследователи. В 1930 году для сохранения уникального природного комплекса было принято решение о создании заповедника. С тех пор сюда хоть и редко, но добираются исследователи и путешественники, а потому версий происхождения идолов прибавилось.
Свои сторонники имеются у рукотворной версии появления болванов. Они считают, что мы видим сделанные давным-давно мастерами фигуры, которые под действием ветра и воды утратили четкие черты. Но кто высек их и зачем? Если отбросить инопланетную версию, остается подозревать в этом древних шаманов, которым истуканы требовались для совершения обрядов. Однако большинство исследователей уверены — о рукотворности истуканов говорить не приходится. Над их созданием от начала до конца работал самый искусный мастер — природа. Геологи уверяют, что в происхождении каменных исполинов нет ничего мистического.
Они сложены из серицито-кварцитовых сланцев, а своей оригинальной формой обязаны воздействию воды и ветра, а также перепаду температур, присущему резко континентальному климату. Тысячелетия, а может, и миллионы лет эти факторы обрабатывали гору, разрушая более мягкую породу, вычленив из нее сначала стенообразную скалу, которая становилась все уже и уже, а затем разрезав ее на отдельные столбы. Способствовало процессу и таяние ледников, которые сплошным панцирем покрывали в древности эту часть Уральских гор. По сути своей истуканы — это уникальные останцы горы, позвонки ее скелета. «В принципе в Уральских горах немало подобных формирований, — говорит сотрудник Геологического музея им. А. А. Чернова Института геологии Коми Научного центра УрО РАН Алексей Иевлев. — Но эти действительно поражают своими размерами. Удивляет и то, что, когда окружающие породы за счет различных факторов, в том числе и тектонических подвижек, разрушились, эти выстояли. Их феномен — в их стойкости».
Если подойти к останцам совсем близко, не убоявшись нависающей каменной громады, то разглядишь в породе множество глубоких, почти горизонтальных и менее выраженных вертикальных мелких трещин. Это свидетельство того, что природа продолжает свою кропотливую работу и сегодня. Свежие обвалы каменных глыб у подножия идолов — лишнее тому подтверждение. Постепенное разрушительное воздействие на породу оказывают и лишайники, которые, по наблюдениям работников заповедника, с каждым годом отвоевывают все больше места на телах истуканов. «Все это лишь означает, — говорит и. о. директора Печоро-Илычского заповедника Доминика Кудрявцева, — что к категории вечных истуканы, увы, не принадлежат. Впрочем, их век вовсе не короток — еще несколько тысячелетий они наверняка будут возвышаться на плато, поражая своим величием путешественников».
Евгений Калинин, кандидат геолого-минералогических наук, ведущий научный сотрудник Института геологии Коми Научного центра Уральского отделения РАН:
— Похожие останцы можно увидеть в красноярском заповеднике «Столбы», но там они состоят из гранита. А останцы плато Маньпупунер сложены из кварцито-песчаников и кристаллических сланцев. Но, как ни странно, они едва ли не тверже, чем гранитные скалы. Я лично с молотком подходил к болванам, чтобы отбить часть породы, и мне это удалось с трудом. Представляете, какая прочность! Ну и возраст этих истуканов соответственно не менее солидный. По нашим оценкам, он составляет 490 миллионов лет. Не случайно, наверное, этот объект в прежние века наделили неким мистическим значением, но современных верований, связанных с ним, мы с коллегами не нашли.
Юрий Пиотровский, старший научный сотрудник Государственного Эрмитажа, заместитель заведующего по науке отдела археологии Восточной Европы и Сибири:
— Мегалиты для ученых представляют огромное поле деятельности. Например, были попытки определить единый центр возникновения подобных памятников. Сейчас мы понимаем, что это очень сложно. Есть также теория, что все мегалиты могут быть сооружениями одного народа. Спорная мысль, и подтвердить ее пока невозможно. Мегалиты — это явления человеческой культуры, и связаны они с поклонением. Но с поклонением не камням, а тому, что, как всегда верили люди, находится внутри камней. Однако есть условие: мегалиты — это рукотворные объекты, а останцы плато Маньпупунер не являются таковыми, это геологические памятники. Хотя и это не мешало поклоняться им в прошлом.
У вогулов — местного населения Урала — есть другие точки зрения. Существует как минимум три легенды, объясняющие происхождение Малых Болванов (именно так звучит в переводе Маньпупунер с языка манси).
По одной из версий, за Младшими Братьями, т.е. вогулами гнались шесть великанов самоедов, в то время, когда они пытались уйти за Каменный пояс. Великаны уже почти нагнали вогуличей, как вдруг, перед ними появился шаман с белым лицом Ялпингнер. Он поднял вверх руку и успел произнести одно заклинание, после которого все великаны окаменели. К сожалению, сам Ялпингнер тоже окаменел. С тех пор, так они и стоят друг против друга.
Другая легенда гласит, что семь шаманов-великанов шли за Рифей уничтожить вогулов и манси. Когда они поднялись на Койп, то увидели священную гору вогулов Ялпынгнер (самое святое место для вогулов) и поняли величие и силу вогульских богов. От ужаса они окаменели, лишь предводитель великанов, главный шаман, успел поднять руку, чтобы прикрыть глаза от Ялпынгнера. Но и это его не спасло — он тоже превратился в камень.
Напоследок мы оставили самую романтичную легенду о происхождении Маньпупунера. Как гласит миф, жило одно племя югров (вогулы, манси и др. родственные им племена назывались общим именем — югры). Оно было настолько богато и счастливо, что о нем ходили легенды далеко за пределами Каменного пояса. Жило племя под покровительством Ялпынгнера, и вождем у них был могучий и мудрый Куущай. У вождя была дочь, красавица Айюм. Красивее нее не было никого на свете. О ее красоте прознал Торев (медведь), что жил на другой стороне Уральских гор. И вот, однажды, Торев пришел к
Куущай и потребовал у него Айюм себе в жены, на что получил отказ от самой Айюм. Торев очень рассердился, позвал своих братьев-великанов и решил уничтожить югров, а Айюм силой взять себе в жены. Подойдя к каменному городу, где была Айюм, братья великаны начали осаждать его. Завязалась великая битва и сила была на стороне великанов. Тогда Айюм попросила добрых духов Ялпынгнера донести весть о нападении на город до ее брата Пыгрычума, который в это время был на охоте. Но Пыгрычум был далеко. Великаны ворвались в город, разрушили хрустальный дворец, осколки которого разлетелись по Рифейским горам (с тех пор здесь находят горный хрусталь). Племя югров-вогулов вынуждено было обратиться в бегство. И вот, когда великаны уже почти догнали Айюм и ее соплеменников, неожиданно появился Пыгрычум с золотым щитом и сияющим мечом, которые ему дали духи Ялпынгнера. Пыгрычум направил луч света, отраженный от его щита, в глаза Тореву и тот окаменел. Точно так же окаменели и его братья. Так и возник Маньпупунер.
Как видите, во всех легендах постоянным мотивом остается одно — наличие великанов, которые хотели погубить вогульское племя и волшебная помощь Ялпынгнера. Надо сказать, что Мань-Пупу-Нер всегда был священным местом для вогулов, но его сила носила несколько отрицательный характер. Подниматься на плато Маньпупунер рядовому человеку запрещалось категорически, туда имели доступ лишь шаманы, для подзарядки своих магических сил. Совсем недалеко от плато Маньпупунер находятся еще несколько вогульских святилищ — Торе-Порре-Из, Солат-Чахль (Мертвая гора), где по преданию погибли девять охотников манси, и где погибла легендарная группа Игоря Дятлова (уже в наши времена).
Кстати, группа Дятлова тоже состояла из девяти человек. Также недалеко стоит сам Ялпынгнер, относительно недалеко находится Молебный камень (на территории Вишерского заповедника), где также находилось капище и священная пещера вогулов и манси. Как видите, не один Маньпупунер заслуживает эпитета волшебный и магический, но несомненно, он самый красивый и впечатляющий.
Ну и еще о легендах …
Легенда о Золотой Бабе.
С давних времен существует легенда о Золотой Бабе, которую охраняют мансийские шаманы. Люди привыкли думать, что это некая материальная фигура или скульптура, и пытались ее найти. Это на самом деле сокровище, но не драгметалл, а сокровище духовное — так считает художник Александр Каминский. Он не раз в течении месяца видел светящуюся золотую женскую фигуру на фоне темной вершины. «Считаю, что это один из образов Матери Мира». (А может это Хозяйка Медной горы Павла Бажова?)
Мансийские предания.
Однако наиболее интересны мансийские предания. МаньПупуНер по-мансийски означает «Малая гора идолов», а сами болваны-ерн пупыгыт-»ненецкие идолы». По легенде, отражающей древние столкновения манси и ненцев, великаны-самоеды решили пойти на манси войной. Поднялись они на гору и увидели невдалеке страшного в своем гневе Тагт-Талях-Ялпынг-Нер-Ойку. Это — «Святой старик Урал в вершине Северной Сосьвы», и превратились великаны в каменные столбы. Так они и стоят. А их вождь-шаман уронил свой бубен. Покатился бубен и превратился в громадную гору Койп.
Рядом находится гора Печерья-Талях-Чахль — гора в вершине Печоры. Эти горы- священные у народа манси.
Старожильческое русское население и былины.
Болван — здесь означает истукан, идол. Интересно, что старожильческое русское население в деревнях по верховьям Печоры называет каменных идолов богатырями, перенося на Северный Урал былинные образы. Однако, есть еще одно название — Мужской Камень с интересным комментарием, записанным в середине 19 века: «Наблюдая издали столбы, которыми увенчаны вершины Мужского Камня, можно подумать, что гора эта населена людьми-гигантами. В рассказах суеверных крестьян существует предание, что будто бы остяки, совершая жертвоприношение на ее вершинах, были обращены в камень властью Всевышнего в наказание за идолопоклонство». Коми же рассказывают, что это 7 разбойников, окаменевших по слову божию до дня страшного суда.
Урал — место зарождения цивилизации?
По одной из теорий Урал был эпицентром зарождения современной цивилизации. Была здесь страна Гиперборея — праматерь мировой цивилизации, от которой остались священные города Света, в которых жили гиперборейцы — арии. Только в Челябинской области археологи нашли 23 таких города, самый известный из них — Аркаим. А недавно в Башкирии найден еще один город, названный Бакшай, который старше Аркаима на 1000 лет. Все эти города связаны между собой энергетическими каналами.