марфино усадьба что посмотреть
Марфино. Маршрут на выходные
Всего на один день убежать от городской суеты и погрузиться в атмосферу старой подмосковной усадьбы. А почему бы и нет?
Чтобы посмотреть её сегодняшний портрет, надо проехать 230 км от Тулы или за пару минут пролистать эту страничку 🙂
Дорожные ориентиры: менее 20 км от МКАД по Дмитровскому шоссе, поворот на Марфино (направо!) в районе деревни Сухарево.
Точные координаты усадьбы: N56 05,056; E37 33,609.
Если этот вариант у вас не прокатит (а вдруг?), за домом на ул. Санаторная, 4 есть большая дырка в заборе (не по феншую, но если очень хочется, то можно). Дом всем своим видом как бы приглашает 🙂
Портрет графини Паниной кисти Репина.
Графиня сразу же пригласила видного московского архитектора Михаила Дормидонтовича Быковского и усадьба была реконструирована в стиле «николаевской» псевдоготики.
Въездные ворота с караульной башней и так называемая рыцарская аллея за ними.
Сын архитектора Быковского восторженно вспоминал: «Помню, как я был поражен, когда из-за березовой рощи вдруг открылся вид на пруд, мост с колоннадой, ворота и дом со спускающимися от него к пруду каменными террасами и лестницею с фонтаном и пристанью с грифонами по сторонам ее. Все в бледно-розовых тонах, освещенное ярким солнечным светом, выделялось на фоне зелени и, только что выстроенное, содержалось превосходно. Все террасы были обрамлены гирляндами цветов. Это была какая-то сказочная картина, и впечатление от нее было настолько сильно, что сохранилось на всю жизнь … и не изгладилось по сие время».
Пристань с грифонами. Какое же счастье, что их не успели побелить! 🙂
Абсолютно сказочные чудовища. Кажется, что только-только прилетели откуда-то из Средиземья, коснулись зеркала пруда и окаменели.
За грифонами виден знаменитый Марфинский мост.
Но вот досада, территория санатория прямо у моста заканчивается забором с колючей проволокой! Можно, конечно, вернуться через КПП.
. но мост зовёт! И мы ведём себя не по-дворянски.
Каждая башня имеет арочный вход в галерею, над которым висит щит с мальтийским крестом. Когда смотришь на всю эту дикую красоту, отлично понимаешь киношников, которые отсняли в Марфино немало картин.
«Дворянское гнездо», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Мастер и Маргарита», «Крестоносец» снимались в этих пейзажах и руинах 🙂
Краснокирпичная обнаженная кладка.
На самом деле, при всей своей уникальности, мост находится в плачевном состоянии и нет никакого намёка на то, что его собираются восстанавливать 🙁
Насладившись видами на мосту, с моста и под мостом, возвращаемся в усадьбу.
В глубине аллей наследие со времен Салтыковых — двухъярусная ротонда «Миловида». В 1950-е годы второй ярус беседки был украшен скульптурой Аполлона Бельведерского.
Причём Аполлон полностью изолирован от посетителей. Лестницы на второй этаж ротонды не существует 🙂
Из ротонды открывается вид на нижний пруд.
На пруду есть прокат лодок 🙂 Лодочника не было, цены покрыты тайной.
Если бы не знала её истинного происхождения, посчитала бы порождением советских времён. С 1919 по 1923 год на территории усадьбы размещалась детская колония для беспризорников. И полуротонда вполне могла быть сценой для художественной самодеятельности.
На прудах есть четыре насыпных острова. Все они носят романтические названия: «Остров ожидания», «Остров встречи», «Остров любви», «Остров расставания» и при этом имеют весьма прозаичный вид.
В стародавние времена Марфино славилось шумными баллами, масштбаными потешными спектаклями, здесь устраивались концерты органной музыки и литературные вечера, игры крепостных на манер «больших гонок» и званные обеды на 300 персон. Парк и пруды Марфина иллюминировались тысячами разноцветных огней, в честь гостей устраивался салют из 12 пушек, во время гуляний играл крепостной оркестр из 120 музыкантов и выступал хор, в составе которого было 80 певцов. Масштаб, однако! Сейчас, глядя на окрестные пейзажи и утопая в их тишине, сложно такое представить 🙂
До усадьбы можно добраться своим ходом:
от Тулы до Москвы (любым привычным способом),
дальше на электричке от Савеловского вокзала до станции «Катуар»
(время в пути 50 минут), потом на автобусе № 37.
Хотите поделиться своими «дорожными историями»? Пишите в личку Татьяне Афанасьевой
И да здравствует наш общий бесконечный и жизнерадостный «Гульбарий»! 😉
Для полноты картины: «русскоговорящие» места, по которым мы уже гуляли и которые могут стать и вашим новым маршрутом 😉
Усадьба Марфино
Марфино — величественная усадьба, находящаяся примерно в 25 км от окраины Москвы. Усадебный дом, выстроенный в неоготическом стиле, возвышается над прудом, в зеркале которого он причудливо отражается. Большой парк и сохранившиеся постройки привлекают сюда любителей мест с историей и красивой природой.
Как попасть в усадьбу Марфино
Для желающих более глубоко погрузиться в историю Марфино туристические агентства организуют автобусные экскурсии. В этом случае заботы об оформлении пропусков они берут на себя, но документы все равно нужно взять с собой.
У самой усадьбы Марфино нет официального сайта, но есть сайт санатория, на котором можно ознакомиться с краткой историей места и посмотреть, как туда добраться.
Усадьба Марфино в 2021 году
К сожалению, в сам усадебный дворец попасть нельзя, зато можно прогуляться по живописной территории. Виды здесь и правда впечатляющие, недаром локацию использовали для съемок эпизодов некоторых фильмов. Место довольно популярно и среди любителей фотосессий — романтичный усадебный дом, похожий на замок, создает особенную атмосферу. По выходным в теплые дни здесь много молодоженов, которые выбирают эту усадьбу для праздничной съемки.
Свежий воздух, обилие зелени, тенистые аллеи — все это располагает к длительным прогулкам. Возле одного из прудов есть песчаный пляж, на котором можно расположиться, любуясь красотой места.
На территории усадьбы сохранились также некоторые хозяйственные постройки, фонтан, беседка, павильоны. Есть, правда, и те, что находятся в плачевном состоянии — в частности, речь о величественном некогда готическом мосте. Дело в том, что он не принадлежит Министерству обороны, поэтому недавняя реставрация его не коснулась. Этот мост и сейчас привлекает внимание многих благодаря деталям и мастерству, с которым он был выполнен.
За пределами территории санатория находятся также две церкви, имеющие богатую историю и когда-то входившие в усадебный комплекс. Это церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в начале XVIII века, и храм Петра и Павла, возведенный немного позднее — в 1770-е годы.
История
Исторические источники говорят о существовании усадьбы еще в XV веке, с тех пор она сменила множество владельцев. Одним из ее хозяев был князь Борис Алексеевич Голицын — известный государственный деятель. Он построил в усадьбе новый дом, обустроил парк, именно при нем была построена сохранившаяся до наших дней церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Некоторые считают, что своим названием имение обязано именно семье Голицыных — по одной из версий, оно было названо так в честь супруги князя (Марии Федоровны), по другой — в память о погибшей горячо любимой дочери.
Большой вклад в развитие усадьбы сделали Салтыковы, вместо старого дома был построен двухэтажный дворец с флигелями. Также был возведен храм Петра и Павла, который и сейчас принимает верующих. Тщательно занимались и обустройством парка, который стал нарядным и гостеприимным, в нем появились беседки и павильоны. В усадебной оранжерее выращивались экзотические фруктовые деревья.
При Салтыковых были созданы и ныне существующие павильоны. «Миловида» находится над прудом, павильон служит своеобразной смотровой площадкой, отсюда можно любоваться красотой усадьбы. Также заслуживает внимания Музыкальный павильон в форме полуротонды. В этот период появились псарни, в них жили охотничьи породы собак и слуги, которые занимались уходом за животными. Внешний вид этих зданий с колоннами более поэтичный, чем их предназначение. Даже сложно догадаться, что здесь держали собак. Псарни были отреставрированы и сейчас посетители Марфино могут их увидеть.
Салтыковы сделали резиденцию местом активной светской жизни — здесь проходили театральные представления, музыкальные вечера, торжественные приемы. Среди гостей Марфино были дядя Александра Сергеевича Пушкина — поэт Василий Львович и историк Николай Михайлович Карамзин.
Усадьба сильно пострадала во время Отечественной войны 1812 года — французы разграбили, а затем подожгли ее. На восстановление у Салтыковых просто не было средств, поэтому Марфино было продано Владимиру Григорьевичу Орлову, младшему из братьев, возвысившихся в период правления Екатерины II. Граф энергично взялся за возрождение усадебно-паркового комплекса, однако не дожил до окончания работ, новой хозяйкой стала его дочь — Софья Владимировна Панина, которая наняла для восстановительных работ известного в то время архитектора Михаила Доримедонтовича Быковского. Благодаря ему дворец приобрел черты средневекового замка, которые сохранились до наших дней.
После революции усадьба была национализирована, богатейшие культурные ценности передали в фонды музеев, а книги огромной библиотеки разошлись по музеям и библиотекам. Разные учреждения занимали эту некогда роскошную резиденцию, потом в ней начал работать военный санаторий. В советское время на территории была построена санаторная гостиница и оздоровительный комплекс.
Отзывы
Большинство путешественников, побывавших здесь, остались под впечатлением от романтичного стиля усадьбы и прогулок по парку. Многие отмечают, что посетителей здесь не так уж и много, поэтому можно получить удовольствие от тишины и единения с природой. Многих огорчает состояние некоторых хозяйственных построек и мостов, которые должны поддерживаться в надлежащем состоянии благодаря своему культурно-историческому значению.
Как добраться до усадьбы Марфино
Добраться до места можно на общественном транспорте. С Савеловского вокзала нужно доехать на электричке до станции Катуар, затем пересесть на автобус № 37 и ехать до конечной остановки. Далее нужно дойти до КПП санатория и получить пропуск.
Еще один вариант — доехать на метро до станции Алтуфьево, потом сесть на автобус № 519 и доехать до поселка.
Если добираетесь на машине, то нужно двигаться по Дмитровскому шоссе. Автомобиль можно оставить на стоянке возле КПП.
Также можно доехать до Марфино на такси, воспользовавшись приложениями: Яндекс.Такси, Такси «Везет», «Такси Москвы», Uber, Gett и другими.
Выходной в подмосковном Марфино
С чего начну, чем кончу я
картину Марфина селенья?
С дворца волшебного ея…
Лишний выходной день — всегда радость. Несмотря на осеннюю слякоть, холод и редко появляющееся из-за облаков солнышко, в зимнюю спячку впадать не хочется, и используешь каждый повод погулять на свежем воздухе, пока нет дождя.
Так и в эти длинные выходные мы с мужем поспорили, куда бы съездить, чтобы интересно провести время. Он любитель дальних поездок, даже если они однодневные. Мне же далеко ехать не хотелось. Нашли компромисс: ближнее Подмосковье. Выбор пал на Марфино. А что, судя по нескольким фотографиям, которые я когда-то видела, место красивое, да и ехать недалеко — всего 25 километров по Дмитровскому шоссе.
Стали искать официальный сайт музея, но он как таковой отсутствовал. Оказалось, что дворцовый комплекс находится на территории военного санатория. К усадьбе вели два пути: через дырку в заборе либо через КПП. На случай, если дырку не найдем быстро или она окажется для нас тесной, прихватили паспорта и поехали.
Дорогу в Марфино найти легко: прямо по Дмитровке до указателя на Катуар и Марфино, потом направо. Недавно на месте, где надо свернуть, появился хороший ориентир — магазин «Леруа Мерлен».
Мимо усадьбы не проедешь. Во-первых, она видна издалека.
Во-вторых, там тупик, конечная остановка автобусов.
Дальше почти детективная история. Припарковавшись на обочине поглубже, чтобы автобус, разворачиваясь на неширокой площадке, не столкнул нашу машину с высокого берега в пруд, мы начали искать либо дырку, либо КПП. Человек, стоявший на остановке в ожидании автобуса, на наш вопрос, как пройти на территорию санатория, только пожал плечами. На наше счастье по улице шел какой-то мужичок в сапогах, по всему, местный, он и вывел нас на путь, как оказалось, довольно длинный. Вернувшись к машине, я решила все-таки сфотографировать начало нашего пути, вдруг кому-то понадобится. Да-да, вон туда, между жёлтыми столбами.
Оказалось, там металлический мост через большой пруд, который появился здесь в те давние времена, когда еще не было ни санатория, ни усадьбы Марфино в том виде, какой её построили последние владельцы. Пруд был вырыт на русле реки Уча, и образовалось рукотворное озеро с островами, на берегу которого и расположился дворец. Этот металлический мост называют новым, потому что прежний, каменный, уже давно разрушается, и ходить по нему небезопасно.
Проходя по мосту, мы вдруг осознали, что, несмотря на отсутствие холодов, зима уже на носу: под аркой моста застыли длинные сосульки, а на реке стал образоваться лёд.
«Далеко ли до входа?» — спросили мы нашего провожатого. «Да вы приехали неправильно, — ответил он. — Надо было повернуть с Дмитровки на следующем повороте, тогда подъехали бы сразу к КПП». До входа на территорию санатория нужно было прошагать километр, не меньше, но я глубоко убеждена, что приехали мы как нельзя более правильно. Разве мы увидели бы прекрасную панораму усадьбы из-за пруда? Разве мы прошли бы рядом со старым мостом, который, несмотря на ветхость и неухоженность, всё ещё прекрасен?
Тогда мы не увидели бы так близко две старинные церкви, которые, слава богу, не оказались на территории санатория.
Церковь Рождества Богородицы возведена в 1707 году, ей в этом году 310 лет! Она построена по проекту крепостного зодчего Владимира Ивановича Белозёрова, которого его барин, Борис Алексеевич Голицын, обучал во Франции. Хозяин остался недоволен постройкой, так как пилоны, возведённые зодчим внутри храма, значительно уменьшили внутреннее пространство церкви, и приказал высечь розгами крепостного архитектора. Сердце немолодого уже зодчего не выдержало, и во время экзекуции он скончался. Недалеко от церкви Белозёров и похоронен.
Храм летний, службы в это холодное время года здесь уже не проходят.
Напротив, через дорогу, при другом хозяине усадьбы, Иване Петровиче Салтыкове, в 1777 (240 лет назад!) году была возведена зимняя каменная церковь святых апостолов Петра и Павла, которая принадлежит к редкому для конца 18 столетия типу церкви «под звоном»: её центральную часть составляет двухсветная ротонда с небольшими выступами алтаря и притвора, которую венчает восьмигранный, перекрытый куполом барабан, служащий колокольней.
Казалось, вот-вот — и мы у цели. Но не тут-то было. Улица оказалась длинной. Проходя по ней, мы увидели несколько домов, какие сейчас почти не встретишь в Москве, а раньше было много. До 1971 года мы тоже жили в подобном доме.
А ещё обнаружили удивительный памятник на месте, где в 1941 году находился штаб 64-й отдельной морской стрелковой бригады Тихоокеанского флота. Поистине, в то страшное время «все помелькнули перед нами, все побывали тут», иначе было нельзя — позади Москва.
Наконец после недолгих формальностей мы на территории санатория. Чтобы дойти до усадьбы, пришлось проделать почти такой же длинный путь, как сюда. За это мы были вознаграждены великолепным зрелищем. Готический замок с двумя флигелями отражался в небольшом круглом пруду.
Пожалуй, пора уже и историю рассказать, если получится, покороче. Это трудно, потому что усадьба принадлежала многим людям, оставившим след в нашей истории
Усадьба на этом месте была с 15 века. Первый известный всем исторический деятель, который стал её хозяином два столетия спустя, — Борис Голицын, воспитатель Петра I (портреты заимствованы из Википедии).
При нём здесь появился французский парк, новый дом, каменный храм Рождества Богородицы, который мы и увидели на входе в усадьбу.
В 1729 году хозяином усадьбы стал граф Пётр Салтыков. Начав службу в армии солдатом императорской гвардии, во время Прусской войны он уже был назначен главнокомандующим армии. Поселившись в имении, граф взялся за его переустройство. По его воле тут появился каменный дворец. Рядом с дворцом был разбит прекрасный парк, построены оранжереи и зверинец. Однако строительные работы скоро пришлось завершить. Граф Салтыков впал в немилость Екатерины II, и в 1771 году был отстранен от службы. Салтыков тяжело переживал опалу и в 1772 году скончался. Усадьба по наследству перешла к его сыну, Ивану Петровичу Салтыкову.
Следуя моде, он распорядился возвести в имении несколько классических построек. Среди сохранившихся до наших дней зданий, построенных при Иване Петровиче, — зимняя церковь Петра и Павла и две беседки — павильон «Миловзора» и музыкальный павильон — полуротонда.
Большой урон Марфину нанесла война 1812 года. Расположившиеся здесь наполеоновские солдаты вывезли художественные ценности, многое сожгли. Сын хозяина Пётр Иванович Салтыков выделил огромную часть состояния на формирование собственного отдельного Московского гусарского полка, во главе которого воевал против французов, проявляя незаурядную храбрость.
В одном из боёв он был тяжело ранен и в 1813 году скончался. Опустошенное и разоренное Марфино стало принадлежать одной из сестёр графа — Анне Ивановне Орловой, которая жила за границей и продала усадьбу своему свёкру, графу Владимиру Григорьевичу Орлову. Орлов почти возродил дворцово-парковый ансамбль. Строительство дворца уже шло к завершению, но в 1831 году граф Орлов скончался, и по завещанию Марфино перешло к его дочери Софье Владимировне Паниной, при которой все постройки усадьбы были реконструированы. Работы в Марфине завершились лишь в 1846 году. Окончательно оформил дворцово-парковый ансамбль в модном тогда стиле «тюдор», придав всему комплексу вид средневекового замка, главный архитектор Москвы, ученик Жилярди академик Михаил Дормидонтович Быковский.
Он добавил множество готических деталей: остроконечные башенки, стрельчатые окна, переплёты оконных рам.
Не случайно Марфино стало одной из любимых съёмочных площадок. Здесь снимали фрагменты фильмов «Стакан воды» о политической борьбе между герцогиней Мальборо и лордом Болингброком, «Тайна Эдвина Друда», «Крестоносец», «Рыцарский роман», сцены бала у Сатаны в одной из экранизаций (Ю. Кара) «Мастера и Маргариты» и многие другие.
В январе 1844 года Софья Владимировна скончалась, и Марфино перешло к ее сыну, Виктору Никитичу. Он редко появлялся в имении, однако заботился о том, чтобы там все сохранялось так, как было «при маменьке». После смерти Виктора Никитича в 1873 году усадьбой владела его вдова, Наталья Павловна. Несмотря на ее усилия, усадьба начала приходить в упадок. В 1900 году Марфино перешло к её внучке, Софье Владимировне Паниной (с ней уже знакомы те, кто просматривал мой рассказ «Очарование городецкой старины» https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/gorodets/museum/28476/responses/3322).
Софья Владимировна прославилась своей широкой благотворительностью, на собственные средства основала в столице школу для рабочих, за что получила прозвище «красная графиня». Однако после революции она была вынуждена покинуть Россию.
Декретом Советского правительства от 15 апреля 1918 года усадьба была национализирована. После национализации некоторое время Марфино использовалось как место практики для студентов Московской Петровской академии (ныне — Сельскохозяйственная академия им. Тимирязева), а в 1919–1923 годах здесь располагалась детская колония для беспризорников, которой руководила жена Анатолия Васильевича Луначарского. Все вещи, представляющие художественную ценность, были вывезены в Исторический музей, Музейный фонд и другие учреждения. Библиотека, насчитывающая к тому времени 15 тысяч томов, была перемещена в Московский государственный книжный фонд и затем распределена между рядом музеев и библиотек.
С 1933 года в усадьбе расположился Марфинский центральный военный клинический санаторий. Только после войны, в 1950-х годах, под руководством М. В. Дьяконова была произведена реставрация усадьбы. Дай бог, не последняя.
Дом приведён в относительный порядок. Говорят, в нём даже располагаются платные номера санатория. Думаю, приятно, просыпаясь утром, видеть перед собой широкую лестницу, каскадом спускающуюся к большому пруду.