марийцы и венгры что общего

Финно-угорские народы: история и культура

Происхождение и ранняя история финно-угорских народов до сего времени остаются предметом научных дискуссий. Среди исследователей наиболее распространено мнение, что в древности существовала единая группировка людей, говоривших на общем финно-угорском праязыке. Предки нынешних финно-угров до конца третьего тысячелетия до н. э. сохраняли относительное единство. Они были расселены на Урале и западном Приуралье, а возможно, также и в некоторых прилегающих к ним районах.

В ту эпоху, называемую финно-угорской, их племена контактировали с индоиранцами, что нашло отражение в мифах и языках. Между третьим и вторым тысячелетиями до н. э. отделились друг от друга угорская и финно-пермская ветви. Среди народов последней, расселившихся в западном направлении, постепенно выделились и обособились самостоятельные подгруппы языков:

В результате перехода населения Крайнего Севера на одно из финно-угорских наречий образовались саамы. Угорская группа языков распалась к середине I тысячелетия до н. э. Разделение прибалтийско-финской произошло в начале нашей эры. Пермская просуществовала несколько дольше – до восьмого столетия.

Большую роль в ходе обособленного развития этих языков играли контакты финно-угорских племён с балтийскими, иранскими, славянскими, тюркскими, германскими народами.

Территория расселения

Финно-угорские народы в наши дни преимущественно проживают в Северо-Западной Европе. Географически они расселены на огромной территории от Скандинавии до Урала, Волго-Камья, нижнего и среднего Притоболья.

Венгры – единственный народ финно-угорской этноязыковой группы, образовавший своё государство в стороне от других родственных им племён – в Карпато-Дунайской области.

марийцы и венгры что общего. Смотреть фото марийцы и венгры что общего. Смотреть картинку марийцы и венгры что общего. Картинка про марийцы и венгры что общего. Фото марийцы и венгры что общего

Общая численность народов, разговаривающих на уральских языках (к ним относятся финно-угорские вместе с самодийскими), составляет 23-24 миллиона человек. Самыми многочисленными представителями являются венгры. Их в мире более 15 миллионов человек. За ними следуют финны и эстонцы (5 и 1 миллион человек, соответственно). Большинство прочих финно-угорских этносов проживает в современной России.

Финно-угорские этносы на территории России

Русские переселенцы массово устремились на земли финно-угров в XVI-XVIII столетиях. Чаще всего процесс расселения их в этих краях происходил мирно, однако некоторые коренные народы (например, марийцы) долго и ожесточённо сопротивлялись присоединению своего края к Российскому государству.марийцы и венгры что общего. Смотреть фото марийцы и венгры что общего. Смотреть картинку марийцы и венгры что общего. Картинка про марийцы и венгры что общего. Фото марийцы и венгры что общего

Христианская религия, письменность, городская культура, привнесённые русскими, со временем стали вытеснять местные верования и наречия. Люди переезжали в города, переселялись на сибирские и алтайские земли – туда, где основным и общим был русский язык. Впрочем, и он (в особенности его северный диалект) впитал много финно-угорских слов – заметнее всего это в области топонимов и названий явлений природы.

Местами финно-угорские народы России смешались с тюрками, приняв мусульманство. Однако значительная их часть всё же была ассимилирована русскими. Поэтому данные народы нигде не составляют большинства – даже в тех республиках, которые носят их имя. Тем не менее, согласно переписи населения в 2002 году, в России встречаются очень значительные по численности финно-угорские группы.

Численность некоторых народов не превышает тридцати тысяч человек: ханты, манси, вепсы. Ижорцы насчитывают 327 человек, а народ водь – только 73 человека. Живут в России также венгры, финны, эстонцы, саамы.

Развитие финно-угорской культуры в России

Всего в России проживает шестнадцать финно-угорских народов. Пять из них имеют свои национально-государственные образования, а два – национально-территориальные. Прочие же расселены дисперсно по всей стране. На общегосударственном и местном уровне разрабатываются программы, при поддержке которых изучается культура финно-угорских народов, их обычаи и диалекты. Так, саамский, хантыйский, мансийский преподают в начальных классах, а коми, марийский, удмуртский, мордовский языки – в средних школах тех регионов, где проживают большие группы соответствующих этносов.

Существуют специальные законы о культуре, о языках (Марий Эл, Коми). Так, в Республике Карелия действует закон об образовании, закрепляющий право вепсов и карелов обучаться на своём родном языке. Приоритет развития культурных традиций этих народов определяет Закон о культуре. Также в республиках Марий Эл, Удмуртии, Коми, Мордовии, в Ханты-Мансийском АО существуют собственные концепции и программы национального развития. Создан и действует Фонд развития культур финно-угорских народов (на территории республики Марий Эл).

Финно-угорские народы: внешность

Предки нынешних финно-угров произошли в результате смешения палеоевропейских и палеоазиатских племён. Поэтому во внешности всех народов данной группы присутствуют как европеоидные, так и монголоидные черты. Некоторые учёные даже выдвигали теорию о существовании самостоятельной расы – уральской, являющейся «промежуточной» между европейцами и азиатами, однако эта версия имеет мало сторонников.

Финно-угры неоднородны в антропологическом отношении. Однако характерными «уральскими» чертами в той или иной мере обладает любой представитель финно-угорского народа. Это, как правило, средний рост, очень светлый цвет волос, «курносый» нос, широкое лицо, негустая борода. Но проявляются эти особенности по-разному.

марийцы и венгры что общего. Смотреть фото марийцы и венгры что общего. Смотреть картинку марийцы и венгры что общего. Картинка про марийцы и венгры что общего. Фото марийцы и венгры что общего

Так, мордвины-эрзя – рослые, обладатели светлых волос и голубых глаз. Мордвины-мокша — напротив, ниже ростом, широкоскулые, с более тёмными волосами. У удмуртов и марийцев нередко встречаются характерные «монгольские» глаза с особой складкой у внутреннего угла глаза – эпикантусом, очень широкие лица, жидкая борода. Но при этом волосы у них, как правило, светлые и рыжие, а глаза – голубые либо серые, что характерно для европейцев, но никак не монголоидов. «Монгольская складка» встречается также у ижорцев, води, карел и даже эстонцев. Коми выглядят по-разному. Там, где бывают смешанные браки с ненцами, представители этого народа раскосы и черноволосы. Другие коми, напротив, скорее походят на скандинавов, однако более широколицы.

Религия и язык

Финно-угры, живущие в европейской части России, — преимущественно православные христиане. Однако удмурты и марийцы местами сумели сохранить древнюю (анимистическую) религию, а самодийские народы и жители Сибири – шаманизм.

Финно-угорские языки являются родственными современным финскому и венгерскому. Народы, говорящие на них, составляют финно-угорскую этноязыковую группу. Их происхождение, территория расселения, общность и различие во внешних чертах, культуре, религии и традициях – предметы глобальных исследований в области истории, антропологии, географии, лингвистики и ряда других наук. Вкратце осветить эту тему постарается данная обзорная статья.

Народы, входящие в финно-угорскую этноязыковую группу

Основываясь на степени близости языков, исследователи разделяют финно-угорские народы на пять подгрупп. Основу первой, прибалтийско-финской, составляют финны и эстонцы – народы, обладающие собственными государствами. Проживают они также и на территории России. Сету – небольшая группа эстонцев – расселена в Псковской области. Самый многочисленный из прибалтийско-финских народов России – карелы. В быту они употребляют три автохтонных диалекта, в то время как литературным языком у них считается финский. Кроме того, к этой же подгруппе относятся вепсы и ижорцы – маленькие народы, сохранившие свои языки, а также водь (их осталось менее ста человек, собственный язык утрачен) и ливы.

марийцы и венгры что общего. Смотреть фото марийцы и венгры что общего. Смотреть картинку марийцы и венгры что общего. Картинка про марийцы и венгры что общего. Фото марийцы и венгры что общего

Вторая – саамская (или лопарская) подгруппа. Основная часть народов, давших ей название, расселена в Скандинавии. В России саамы проживают на Кольском полуострове. Исследователи предполагают, что в давние времена эти народы занимали более значительную территорию, однако впоследствии были оттеснены севернее. Тогда же произошло замещение их собственного языка одним из финских наречий.

В третью подгруппу, составляющую финно-угорские народы – волжско-финскую – входят марийцы и мордва. Марийцы – основная часть населения республики Марий Эл, живут они также в Башкортостане, Татарстане, Удмуртии и ещё ряде российских областей. У них выделяют два литературных языка (с чем, однако, согласны не все исследователи). Мордва – автохтонное население республики Мордовия; в то же время значительная часть мордвинов расселена по всей России. В составе этого народа – две этнографические группы, каждая со своим литературным письменным языком.

Четвёртая подгруппа называется пермской. Она включает коми, коми-пермяков, а также удмуртов. Ещё до октября 1917 года по уровню грамотности (правда, на русском языке) коми приближались к самым образованным народам России – евреям и русским немцам. Что касается удмуртов, то их диалект сохранился по большей части в сёлах Удмуртской республики. Жители же городов, как правило, забывают и коренной язык, и обычаи.

К пятой, угорской, подгруппе относятся венгры, ханты и манси. Хотя низовья Оби и северный Урал отделяет от венгерского государства на Дунае множество километров, эти народы на самом деле являются самыми ближайшими родственниками. Ханты и манси относятся к малым народам Севера.

Исчезнувшие финно-угорские племена

К финно-угорским народам относились и племена, упоминания о которых в настоящее время сохранились лишь в летописях. Так, народ меря обитал в междуречье Волги и Оки в первом тысячелетии нашей эры – существует теория, что он впоследствии слился с восточными славянами.

То же самое произошло и с муромой. Это — ещё более древний народ финно-угорской этноязыковой группы, некогда населявший бассейн Оки. Давно исчезнувшие финские племена, проживавшие вдоль рек Онеги и Северной Двины, исследователи называют чудью (согласно одной из гипотез, они были предками современных эстонцев).

Общность языков и культуры

Объявив финно-угорские языки единой группой, исследователи подчёркивают эту общность как главный фактор, объединяющий народы, говорящие на них. Однако уральские этносы, несмотря на сходство в структуре их языков, всё же понимают друг друга далеко не всегда. Так, финн, безусловно, сумеет объясниться с эстонцем, эрзянин – с мокшанином, а удмурт – с коми. Однако народы этой группы, территориально отдалённые друг от друга, должны приложить довольно много усилий, чтобы выявить в своих языках общие черты, которые помогли бы им вести разговор.

Языковое родство финно-угров прежде всего прослеживается в сходстве лингвистических конструкций. Это существенно влияет на формирование мышления и мировоззрения народов. Несмотря на различие культур, данное обстоятельство способствует возникновению между этими этносами взаимопонимания. Одновременно своеобразная психология, обусловленная мыслительным процессом на этих языках, обогащает общечеловеческую культуру их уникальным видением мира.

Так, в отличие от индоевропейца, представитель финно-угорского народа склонен с исключительным уважением относиться к природе. Финно-угорская культура во многом также способствовала стремлению этих народов мирно приспособиться к соседям – как правило, они предпочитали не воевать, а мигрировать, сохраняя свою самобытность. Также характерная черта народов данной группы – открытость к этнокультурному взаимообмену. В поиске путей укрепления взаимоотношений с родственными народностями они поддерживают культурные контакты со всеми теми, кто их окружает.

В основном финно-уграм удалось сохранить свои языки, основные культурные элементы. Связь с этническими традициями в этой области прослеживается у них в национальных песнях, танцах, музыке, традиционных блюдах, одежде. Также до наших дней дошли многие элементы их старинных обрядов: свадебных, похоронных, поминальных.

Источник

Финно-угры Европы и Марий Эл. Есть ли контакт?

марийцы и венгры что общего. Смотреть фото марийцы и венгры что общего. Смотреть картинку марийцы и венгры что общего. Картинка про марийцы и венгры что общего. Фото марийцы и венгры что общего

Марийцы — один из финно-угорских народов, проживающие в России. В Европе у них есть родственные народы — финны и эстонцы, и чуть более отдалённые родственники — венгры. Именно недавний визит генкосула Венгрии в Казани в Йошкар-Олу заставил корреспондента «Idel.Реалии» вспомнить историю внешних связей Марий Эл. Достаточно долгое время это были отношения почти исключительно с финно-угорскими странами Европы. Подробнее о международном финно-угорском следе в жизни Марий Эл — в обзоре «Idel.Реалии».

Мобильное приложение Idel.Реалии

марийцы и венгры что общего. Смотреть фото марийцы и венгры что общего. Смотреть картинку марийцы и венгры что общего. Картинка про марийцы и венгры что общего. Фото марийцы и венгры что общего

ПОЧТИ КАК С ПАНТЮРКИЗМОМ

Первыми интерес к родственному народу, проживающему на территории России, проявили финны. Когда это произошло, в середине XIX века, Финляндия и сама была частью Российской империи. Просветитель Матиас Александр Кастрен занимался исследованием финно-угорских языков, принимал участие в разработке грамматики марийского языка.

В начале XX века языковед Юрье Вихманн совершил экспедицию в Марийский край. Он побывал в деревне Азъял по приглашению учителя народной школы Тимофея Евсеева (будущего краеведа, его имя носит Национальный музей Марий Эл). Контакты Евсеева с финскими учёными продолжились. Он собирал коллекции предметов быта и одежды, которые выкупал Национальный музей Финляндии.

Уже в середине 1920-х годов в Марийской автономии началась борьба с «перерожденцами», к которым причисляли многих представителей национальной интеллигенции. Объектом критики становились и контакты с иностранцами (после революции 1917 года Финляндия обрела независимость).

В 1930-е годы выяснилось, что марийские писатели, поэты, просветители и даже политики оказались почти поголовно «финскими шпионами». В документах следственных органов в содействии «фашистской Финляндии» обвинялись основоположник марийского изобразительного искусства Константин Егоров, автор первого марийского гимна, богослов, поэт Тихон Ефремов, назвали финским шпионом и Тимофея Евсеева. Во время следствия этнографу предъявляли обвинение в том, что он и его «подельники» рыли подкоп из Марий Эл в Финляндию. Такое обвинение в 1937 году могло закончиться только расстрелом.

ДРУЖБА С ВЕНГРАМИ

Венгры относятся к угорской языковой ветви, их ближайшими родственниками считают хантов и манси, проживающих в Западной Сибири. Их выбор, как родственных партнёров для Марий Эл, возможно, объясняется тем, что Венгрия принадлежала в то время к социалистическому лагерю.

Но и в этой стране история научного интереса к марийскому краю и первых контактов — поездок венгерских учёных, тоже ведёт отсчёт с середины ХIХ века.

В 1971 году было учреждено Марийское отделение общества советско-венгерской дружбы. Марийская АССР и область Ваш стали побратимами.

К 1970 году предприятия Марийской АССР поставляли продукцию в Венгрию. Среди них, Йошкар-Олинский завод «Электроавтоматика», завод полупроводниковых приборов, Йошкар-Олинский витаминный завод, Марийский целлюлозно-бумажный комбинат. Из Венгерской Народной Республики поставлялись автобусы «Икарус», измерительные приборы, лекарства и консервы. Венгры экспортировали в Марий Эл советского образца и свои идеи: в 1974 году новая серия высотных домов в строящемся микрорайоне Йошкар-Олы была выполнена по венгерскому проекту. Через год этот микрорайон, строившийся на заболоченной территории на левом берегу Малой Кокшаги (река в Йошкар-Оле) получил название Сомбатхей — в честь столицы области Ваш в Венгрии. Но первым венгерским топонимом в столице Марий Эл стала собственно улица Вашская. В 1972 году это название дали йошкар-олинской улице Свободы. Открывшийся в новом микрорайоне ресторан получил название «Савария» — в честь древнеримского поселения, на руинах которого и возник венгерский побратим Йошкар-Олы. На фасаде гостиницы Советская, расположенной в центре столицы Марий Эл долгое время была венгерская надпись «baratszag» (дружба).

Уже в конце периода тесных культурных и экономических связей Марийской республики и Венгрии состоялось важное политическое событие: в июне 1993 года Йошкар-Олу посетил президент Венгерской Республики Арпад Генц.

ИЗ НЕДАВНЕГО

Эстонский писатель и общественный деятель финно-угорского движения Яак Проозес считает марийскую тему показательной для понимания взаимоотношения федеральной власти в России и национальных элит. В Марий Эл в 2000 году состоялись выборы президента республики. Им стал недавний москвич Леонид Маркелов. Первое, что сделал новый глава республики — объявил изучение марийского языка в школах добровольным. Сейчас, когда татарстанские общественники удивляются, почему марийцы не возмущаются по поводу снижения уровня образования на родном языке, они забывают, а возможно и не знают, что в Марий Эл этот языковой вопрос решался в начале 2000-х.

Тогда действия новой региональной власти вызвали критику со стороны национальных движений. Маркелов расколол марийцев, организовав проправительственные национальные организации, в частности Марийский национальный конгресс. Лидеры оппозиции возглавляли Национальный театр имени Шкетана — театр был реорганизован, лидеры остались без работы и вынуждены были покинуть республику.

В 2004 году председателем Всемарийского совета — самого авторитетного национального общественного органа, был избран журналист и общественник Владимир Козлов. Козлов критиковал национальную политику властей республики. Он говорил о том, что работа орфографической и терминологической комиссий по марийскому языку при правительстве республики прекращена, на марийском языке практически перестали выходить книги, невозможно выпустить газету, выражающую неофициальную позицию.

В начале 2005 года на него напали трое неизвестных и избили металлическими прутьями. Лидер национального движения оказался в больнице с черепно-мозговой травмой.

После этого группа эстонских, американских, финских и венгерских политиков и деятелей науки и искусства опубликовала в газетах Helsingin Sanomat (Финляндия) и Eesti Paevaleht (Эстония) обращение «В защиту марийского народа». В нём говорилось о преследованиях оппозиции в Марий Эл и антинациональной политике властей.

В мае 2005 года Европарламент принял резолюцию «О нарушении прав человека в Марий Эл». В ней говорилось о том, что образование на марийском языке затруднено, значительно сократился выпуск учебников на марийском языке. Эстонцы, финны и венгры инициировали кампанию по сбору подписей в поддержку марийцев. Всего по всему миру было быстро собрано более 11 000 подписей.

В МИД России назвали позицию Европарламента об ущемлении прав и свобод коренного населения Марий Эл некорректной. По мнению чиновников внешнеполитического ведомства, «власти Марий Эл проводили разумную политику, направленную на поддержку и развитие марийской культуры, сотрудничество и взаимодействие различных этнических групп».

Государственная Дума выразила протест в связи с принятием Европарламентом посвящённой Марий Эл резолюции. По мнению российских парламентариев, все изложенные в документе положения были бездоказательны.

Международная позиция по поводу регионального конфликта не была широко известна в Марий Эл: интернет ещё не был достаточно распространён, а республиканские СМИ освещали события так, как им указывали чиновники администрации главы республики. Так, в ответ на публикации в финской прессе после визита в Йошкар-Олу финского журналиста Микки Парконена, в правительственной «Марийской правде» в ноябре 2005 года вышла статья «Наследники марийского писателя против финской газеты». Журналист издания из Марий Эл пообщался с сыном писателя Александра Юзыкайна Вячеславом и выяснил, что тому не понравилось, что финн записал его в компанию «находящихся под уголовным преследованием оппозиционных марийцев».

ПОЧТИ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

На официальной странице представительства МИД России в Марий Эл содержится статистика визитов иностранных делегаций в республику. Первым в 1972 году посетил Марийскую АССР чрезвычайный и полномочный посол Венгерской народной республики. Однако регулярными контакты с официальными представителями зарубежных государств стали лишь с 1991 года.

За 1990-е Марий Эл четыре раза посещали послы Венгрии в России и по одному разу их финские и эстонские коллеги.

В начале 2000-х изменился формат визитов: послы трёх финно-угорских стран дважды (в 2002 и в 2005 годах) собирались в Йошкар-Оле все вместе.

Чаще всех в 2000-е в Марий Эл приезжали послы Венгрии, шесть раз. С 2002 по 2011 год республику четырежды посещали послы Финляндии, трижды — послы Эстонии.

В 2000-е география официальных посещений Марий Эл увеличилась: в республике побывали дипломатические делегации из Турции, Болгарии, Китая, Италии, Индии, Японии, Индонезии, Германии, Хорватии, США, Палестины, Ирана, Узбекистана, Беларуси, Казахстана, Сенегала.

После 2011 года в Марий Эл не приезжают послы финно-угорских государств. За семь последних лет республику посетили пять венгерских делегаций и две эстонские. Их возглавляли либо советники посольств, либо генконсулы в Казани.

По данным минэкономразвития Марий Эл, в 2017 году республика осуществляла торгово-экономическое сотрудничество с 70 странами. Крупнейший импортёр продукции из Марий Эл — Латвия, крупнейший импортёр — Дания. Ни одна из финно-угорских стран не входит в десятку экспортно-импортных партнёров республики.

КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ

В отличие от внешнеэкономических, культурные и научные связи Марий Эл с финно-угорскими государствами чуть более заметны. По данным представительства МИД России в Марий Эл, в 2016 году на гранты финского Общества Кастрена проведены гастроли Марийского театра-центра для детей и молодёжи в регионах компактного проживания мари за пределами республики и состоялся форум сельской молодёжи «Эко-культура».

В прошедшей в Йошкар-Оле международной научно-практической конференции «Театральное сотрудничество — стимул развития и интеграции культурной среды» приняли участие театроведы из Казахстана, Сербии, Финляндии и Эстонии.

Представители Марий Эл участвовали в торжествах по случаю Дня марийского национального героя в Эстонии, в фестивале русских театров «Лукоморье» в Венгрии.

В театральном фестивале «Мост дружбы», проходящем в Йошкар-Оле принял участие Русский молодёжный театр из Эстонии.

Финляндия была одной из нескольких стран, в которые совершили научные командировки марийские учёные. Марийские вузы тоже принимали иностранных специалистов, но учёных из трёх финно-угорских стран среди них не оказалось.

В Марийском госуниверситете последние несколько лет при поддержке финской стороны проводились летние школы по изучению финского языка.

Дни культуры финно-угорских стран в Марий Эл практически не проводились.

ПЕРСПЕКТИВЫ

Так и не сработавшийся с новыми региональными властями первый президент Марий Эл Владислав Зотин говорил в 2017 году о том, что на него выходили представители крупной медицинской компании из Венгрии. Они предлагали открыть в республике совместное предприятие. О том, получила ли эта идея развитие, ничего не известно. Но именно венгры продолжают попытки экономической экспансии в Марий Эл. Несколько дней назад региональные СМИ сообщили о «пилотной» встрече республиканских чиновников и авторов проекта строительства мусороперерабатывающего завода. Авторы и возможные инвесторы были венграми. Пресс-служба главы региона об этой встрече ничего не сообщала.

Во время встречи с генкосулом Венгрии в Казани Адамом Штифтером глава Марий Эл Александр Евстифеев обсуждал «широкий круг вопросов о перспективах взаимовыгодного сотрудничества, различные аспекты социально-экономического взаимодействия».

Первым и единственным её итогом стало сообщение венгерского дипломата о том, что этим летом в Марий Эл пройдёт венгерский кинофестиваль. Всех интересует, когда именно, но дату Адам Штифтер пока не назвал.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Мы говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

марийцы и венгры что общего. Смотреть фото марийцы и венгры что общего. Смотреть картинку марийцы и венгры что общего. Картинка про марийцы и венгры что общего. Фото марийцы и венгры что общего

дмитрий любимов

Журналист «Idel.Реалии». Освещает события в Марий Эл. Специализируется на общественно-политической тематике, материалах о культуре марийского народа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *