марка что это такое фото

Как появились почтовые марки, и почему некоторые из них стоят целое состояние

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

марка что это такое фото. Смотреть фото марка что это такое фото. Смотреть картинку марка что это такое фото. Картинка про марка что это такое фото. Фото марка что это такое фото

Как и зачем были придуманы почтовые марки

Филателисты всего мира с огромным удовольствием погружаются в разбор этих разноцветных бумажных прямоугольничков, выискивая на них особые знаки и отметины, охотясь за теми марками, что прославились за счет какой-то удивительной истории или приобрели статус раритета. Но на момент, когда марки были изобретены, их назначение было вполне прикладным: обеспечить предварительную оплату пересылки корреспонденции.

марка что это такое фото. Смотреть фото марка что это такое фото. Смотреть картинку марка что это такое фото. Картинка про марка что это такое фото. Фото марка что это такое фото

С тех пор, как люди научились писать, они стали передавать послания другим, пусть поначалу это были не бумажные письма в конвертах, а глиняные таблички с нацарапанными на них клинообразными значками. Функцию доставки сообщения адресату выполняли чаще всего рабы или наемная прислуга. Правда, и прообразы почтовой службы появились уже давно – во всяком случае, в Римской империи была организована настоящая система почты, правда, лишь в государственных целях: если порядок доставки публичной, официальной корреспонденции был отлажен до мелочей, то личная переписка обеспечивалась жителями империи самостоятельно.

марка что это такое фото. Смотреть фото марка что это такое фото. Смотреть картинку марка что это такое фото. Картинка про марка что это такое фото. Фото марка что это такое фото

Главным назначением почтовой службы любого древнего государства была передача посланий разным уровням военных подразделений. Позже, в Средние века, самую интенсивную переписку вели представители духовенства: как внутри церковной системы, так и общаясь с правителями государств и аристократией. Для доставки писем поэтому часто привлекали монахов. Интересам королей отвечало создание сети курьерских служб, где всегда были наготове гонцы, готовые помчаться с важным документом или новостью к адресату. Но подданным, желавшим вести свою собственную, личную переписку, проку от этих королевских гонцов не было. Если уж приходилось отправлять письмо, нужно было найти знакомого, что доставит послание, а потом найти средства ему заплатить.

Первая марка – «черный пенни»

Лишь в XVI веке в Европе начали возникать казенные службы, чье предназначение сводилось к пересылке писем населения. А в 1680 году в Лондоне появилась частная почтовая служба под названием «пенни-почта»: такое название она получила потому, что цена за пересылку письма весом меньше одного фунта составляла тогда один пенни.
Кстати, к конвертам в те времена не обращались, они появились гораздо позже. А письмо просто складывали таким образом, чтобы на внешней, чистой стороне можно было написать адрес получателя. А иногда кроме адреса оставляли и другие важные пометки, например, «виселицу». Схематичное изображение этого зловещего приспособления напоминало гонцу о необходимости поторопиться, доставляя письмо адресату.

марка что это такое фото. Смотреть фото марка что это такое фото. Смотреть картинку марка что это такое фото. Картинка про марка что это такое фото. Фото марка что это такое фото

Но, несмотря на то, что первые почтовые службы увидели свет уже столетия тому назад, первая марка появилась лишь в 1840 году. Произошло это в Англии.

Точного ответа на вопрос, кто изобрел марку, нет, но традиционно ее «отцом» считается сэр Роуленд Хилл, разработавший и предложивший английским властям реформу почтовой системы с утверждением единых тарифов и введением предоплаты за пересылку письма.

марка что это такое фото. Смотреть фото марка что это такое фото. Смотреть картинку марка что это такое фото. Картинка про марка что это такое фото. Фото марка что это такое фото

В 1840 году первая почтовая марка увидела свет – она получила название «черный пенни».
На лицевой стороне марки был изображен профиль королевы Виктории, выполненный в черном цвете, а на тыльной уже был нанесен клей. Марка не стала филателистической редкостью, но, тем не менее, ценится у коллекционеров довольно высоко.

Вслед за английскими стали появляться и марки других стран, Российская империя выпустила свою в 1857 году, после тщательного изучения зарубежного опыта. Первая отечественная марка была без перфорации, причиной стала неисправность заказанного из-за границы специального оборудования.
К началу двадцатого века почтовые марки выпускали уже в 310 странах.

марка что это такое фото. Смотреть фото марка что это такое фото. Смотреть картинку марка что это такое фото. Картинка про марка что это такое фото. Фото марка что это такое фото

Какие марки мечтают заполучить коллекционеры

Марка считается выполнившей свою функцию по оплате пересылки письма, когда почтовая служба проставляет на ней специальную отметку. Так происходит гашение, делающее повторное использование марки невозможным. Правда, остается еще филателистическая ценность. Для коллекционеров гашеная марка, как правило, менее интересна, чем негашеная, но есть и исключения: например, если отметка приурочена к определенной дате.

марка что это такое фото. Смотреть фото марка что это такое фото. Смотреть картинку марка что это такое фото. Картинка про марка что это такое фото. Фото марка что это такое фото

Самые дорогие, а значит, самые ценные марки – те, что были выпущены маленькими тиражами или имеют какие-либо отклонения, ошибки, неточности, брак и тому подобное. И если смещение цветов или отсутствие перфорации когда-то доставило производителям марок лишь огорчение, сейчас все то же самое может принести коллекционеру большую радость.
В мире филателистов самыми ценными считаются марки-раритеты – те, которых насчитывается не более нескольких десятков штук, и марки-уникумы – существующие в единственном экземпляре.

марка что это такое фото. Смотреть фото марка что это такое фото. Смотреть картинку марка что это такое фото. Картинка про марка что это такое фото. Фото марка что это такое фото

марка что это такое фото. Смотреть фото марка что это такое фото. Смотреть картинку марка что это такое фото. Картинка про марка что это такое фото. Фото марка что это такое фото

марка что это такое фото. Смотреть фото марка что это такое фото. Смотреть картинку марка что это такое фото. Картинка про марка что это такое фото. Фото марка что это такое фото

Именно Англия, как первая страна, применившая новый принцип предварительной оплаты пересылки почтовых отправлений, получила от мирового сообщества право не указывать на марках свое название.

На марках нередко встречаются репродукции произведений живописи, в том числе и английских. А вот кем были 10 главных прелестниц Англии с портретов XVII века.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

марка что это такое фото. Смотреть фото марка что это такое фото. Смотреть картинку марка что это такое фото. Картинка про марка что это такое фото. Фото марка что это такое фотоmasterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

А помните, мы с вами рассматривали самые дорогие монеты древности и современности. А вот про марки, кому интересно вот история почтовой марки, а под катом будут самые дорогие марки СССР. Посмотрите, может у вас где завалялось

Рисунок первой государственной марки России в различных модификациях был популярен вплоть до 1923 года. Далее на смену почтовым знакам Российской империи пришли марки СССР.

Некоторые из них сегодня стоят очень и очень дорого, представляя собой филателистическую редкость.

«Тифлисская марка» — очень редкая почтовая марка, выпущенная в Российской империи для городской почты Тифлиса (ныне Тбилиси) и Коджори в 1857 году. Срок выхода и символика позволяют говорить о «Тифлисской унике» как о первой российской марке.

Номинал — 6 копеек. На рисунке изображён герб Тифлиса, а над ним — двуглавый орёл с опущенными крыльями.

До Первой мировой войны было отыскано всего три экземпляра. 5 октября 2008 года на крупнейшем филателистическом аукционе David Feldman один из трёх известных в мире на тот момент экземпляров «Тифлисской уники», ранее принадлежавший Збигневу Микульскому, был продан за 480 тысяч евро.

По данным с официального сайта Национальной академии филателии России, в мире на данный момент известно всего пять экземпляров уникальной марки.

«Леваневский с надпечаткой»

«Леваневский с надпечаткой» — филателистическое название авиапочтовой марки СССР с портретом лётчика Леваневского и надпечаткой, выпущенной ограниченным тиражом в честь прерванного перелёта Москва — Северный полюс — Сан-Франциско (США).

Имеются редкие разновидности этой марки — со строчно́й буквой «ф» в слове «Сан-Франциско» — пять марок в листе (один ряд) с перевёрнутой надпечаткой (предположительно один лист) и перевёрнутая надпечатка со строчной буквой «ф» (предположительно пять штук).

Марка с надпечаткой была выпущена Наркомпочтелем 3 августа 1935 года к намечавшемуся полёту Сигизмунда Леваневского, Георгия Байдукова и Василия Левченко на самолёте АНТ-25 по маршруту Москва — Северный полюс — Сан-Франциско и предназначалась для оплаты почтовых отправлений на этом самолёте. В тот день действительно была предпринята попытка перелёта на расстояние 2 тысяч километров, однако она былa прерванa из-за неисправности мотора.

По некоторым данным[, перевёрнутую надпечатку сделали на нескольких марочных листах по специальному указанию наркома внутренних дел Генриха Ягоды, который был известен как филателист.

«Рука с мечом, разрубающая цепь»

«Рука с мечом, разрубающая цепь» — первая почтовая марка РСФСР. Выпущена 25 октября (7 ноября) 1918 года.

Рука с мечом разрубает цепь на фоне солнечных лучей, а сверху надпись: «Россія». Марка существует в двух цветовых решениях: в синем (номинал 35 копеек) и в темно-коричневом (75 копеек).

Марка изготовлена по заказу Временного правительства. За основу была взята одна из трех специально нарисованных миниатюр Рихарда Зариныша.

«Рука с мечом» не получила широкое почтовое обращение. А потому гашеные марки встречаются гораздо реже чистых.

Эссе 1918 г. первой почтовой марки РСФСР «Рука с мечом, разрубающая цепь» номиналом 1 копейка, которая так и не была выпущена, оценивается в 12,5 тысяч долларов.

Почтовая марка Российской империи 17-го выпуска. Ее сделали в 1908 году для замены почтовых знаков 1889-1905 годов.

Свое название получила по трем «жемчужинам» (кружочкам) вместо положенных четырех, которые должны были быть расположены с левой и с правой стороны между рамкой с указанием номинала и орнаментом, что обрамляет центральный овал герба.

«Консульскими» марками называют серию служебных авиапочтовых марок РСФСР. В 1922 году, после образования русского-немецкого общества воздушных сообщений «Дерулюфт», была открыта первая в РСФСР международная воздушная линия Москва — Кёнигсберг. Хотя самолёты общества доставляли только дипломатическую почту, его уставом была предусмотрена возможность пересылки и частной платной корреспонденции, оплачиваемой при отправке из Москвы советскими марками, а при отправке из Германии — немецкими.

Марки предполагалось использовались в качестве почтовых для франкировки служебной корреспонденции Народного комиссариата по иностранным делам РСФСР и других советских организаций, отправляемой воздушной почтой в Москву. Так как этот выпуск был осуществлён без согласования с Наркомпочтелем РСФСР, инициатива дипломатического представительства не получила одобрения в Москве и, вскоре после прибытия в столицу первого авиарейса с почтой, был издан приказ об изъятии марок из обращения, а тираж был затребован в Москву.

«Лимонка» — почтовая марка СССР из первого стандартного выпуска, которая была выпущена в 1925 году. В негашёном виде является довольно редкой почтовой маркой СССР. Известно до сотни экземпляров.

При изготовлении марки перфорационный станок пришёл в негодность, в то время как остальные номиналы были напечатаны в полном объёме. Чтобы не срывать поставки почтовых марок, руководство Гознака приняло решение отправить эту партию в срок, не дожидаясь допечатывания 15-копеечной марки. Вследствие того, что тираж «Лимонки» оказался очень малым, а данный выпуск предназначался для отправки в отдалённые регионы СССР, в которых было очень мало филателистов, практически все 15-копеечные марки были использованы по назначению, то есть погашены почтой. Стоимость марки составляет 15-20 тысяч долларов.

«Аспидка» — так филателисты называют редкую авиапочтовую марку из серии «Дирижаблестроение в СССР». На ней художник Василий Завьялов изобразил дирижабль над земным шаром. Марка была выпущена в мае 1931 года номиналом 50 копеек.
По проекту, она должна была быть темно-коричневого цвета. Однако часть тиража – три тысячи экземпляров – отпечатали черно-синей (аспидной) краской.

Самая редкая «Аспидка» — в беззубцовом варианте. Известно, что таких марок — всего 24 штуки.

Почтовая марка, созданная по мотивам фотоплаката В.Корецкого и посвященная Великой Отечественной войне, была выпущена 12 августа 1941 года. Она считается раритетной, так как в годы войны значительная часть тиража погибла на складе во время одной из бомбежек Москвы.

Приказом Министерства культуры СССР марка внесена в список редких почтовых марок и блоков, не подлежащих вывозу (пересылке) из СССР.

«250 лет исторической Полтавской победы»

Невыпущенная почтовая марка СССР 1959 года. На марке номиналом 40 копеек попавшие в плен шведские войска во главе с премьер-министром Карлом Пипером и фельдмаршалами складывают флаги перед Петром I. Тираж марки уже был изготовлен и готов к выпуску, однако в это время активизировались дипломатические отношения со Швецией. После визита премьер-министра Швеции Эрландера в СССР планировался ответный визит Хрущева в Швецию. В преддверии этой встречи приняли решение уничтожить тираж, дабы не обижать новых партнеров заострением внимания на таком неприятном для них событии, как поражение в Полтавской битве.

Официально почтовая марка продавалась несколько минут, после чего тираж изъяли и уничтожили. Сохранилось 40 марок. Известно, что они стоят примерно 10-20 тысяч долларов.

«Рейс мира и дружбы»

Редкая почтовая марка, посвященная 20-летию воссоединения Закарпатской Украины с Советской Украиной. Почта СССР 1965 г. 4коп.

«Изучение полярных сияний»

Международный геофизический год, проходивший с 1 июля 1957 года по 31 декабря 1958 года, спровоцировал в мире определенный филателистический интерес. На глобальную научную акцию дружно откликнулись почтовые ведомства многих десятков государств. Было издано более сотни почтовых марок. Почта СССР отметила МГГ, выпустив две интересные серии.

Источник

марка что это такое фото. Смотреть фото марка что это такое фото. Смотреть картинку марка что это такое фото. Картинка про марка что это такое фото. Фото марка что это такое фотоmasterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Прежде чем начать, следует сказать, что у самой почты, без которой не было бы всего остального, огромная история.
Развитую, хорошо организованную почту имели все великие державы древности Ассирия, Египет, Персия, Рим, государство инков. По мощеным дорогам и караванным тропам день и ночь курсировали гонцы. 2500 лет назад уже применялся эстафетный способ передачи писем от гонца к гонцу.

Но почта это не только письма. Например в XVII – XVIII вв. по почте пересылались в Россию грузы, которые мы назвали бы непочтовыми: в рогожных связках весом по 10 и более пудов посылали рыбу, бочки с икрой, с уксусом и вином. Еще почта возила из Астрахани в Петербург виноград, арбузы, дыни к царскому столу.
Некоторые исследователи, в том числе и Щелоков А.А. называют точную дату создания почтового ящика посредством, которого и появилась «почта» в настоящем ее понимании, как одного из видов связи.

По этой версии, а 1500 году португальский мореплаватель Бартоломео Диас (тот самый, что открыл для европейцев мыс Доброй Надежды) попал в страшный шторм у берегов Южной Африки. От экспедиции уцелел только один корабль, которому удалось войти в тихую бухту и найти там временное пристанище. Перед тем как покинуть спасительную гавань, один из офицеров написал обстоятельный отчет об итогах экспедиции Диаса, рассказал о гибели командира и многих товарищей. Отчет было решено оставить на берегу, на тот случай, если и последнему кораблю не суждено будет добраться до родных берегов.

Письмо завернули в просмоленную ткань, упрятали в старый башмак и подвесили на дерево неподалеку от берега. Португальцы надеялись, что кто-нибудь все же обнаружит их послание. Так и случилось.

Португальский корабль капитана Джоао да Нова, который вел очередную эскадру в Индийский океан, вошел в удобный залив. Там на дереве моряки обнаружили старый башмак, а в нем письмо. По приказу да Нова матросы соорудили на берегу часовню. Вокруг нее постепенно вырос европейский поселок. А башмак матроса из эскадры Диаса еще долго висел на дереве, служа почтовым ящиком.
Много лет спустя на этом месте в заливе Моссел Бэй поселенцы соорудили памятник первому почтовому ящику. Он сделан из бетона и имеет утилитарную задачу – служить для сбора почтовых отправлений. Но имеет форму старинного португальского башмака и напоминает о старинном знаменательном событии…

Самые древние сведения о почте относятся к Ассирии и Вавилону. Как известно из курса истории люди, населяющие эти древние страны, писали клинописью на глиняных табличках. После обжига таблички с текстом письма, ее покрывали слоем глины, на котором писался адрес получателя. Затем таблички снова обжигались. В результате выделения при повторном обжиге водяных паров табличка — «письмо» и табличка – «конверт» не становились единым куском. «Конверт» разбивали и читали «письмо». Так обеспечивалась тайна переписки в те далекие времена. До наших дней дошло два таких «письма». Они вместе с «конвертами» хранятся в Лувре.

В античные времена люди писали письма на восковых табличках, которые складывали вместе и обвязывали шнурком. На шнурок ставилась печать отправителя. Римляне оттискивали ее на воске, а греки применяли для той же цели смесь глины и воска, называемую «мальтой». Пчелиный воск стал главным материалом для печатей и в средние века. Цвет печати зависел от содержания письма: на свадебных приглашениях она была белой, на сообщениях трагического характера черной.

В некоторых странах, в том числе и в России, печати делали из свинца или благородных металлов – золота и серебра. Тонкий листочек металла сгибали пополам и на нем оттискивали штемпель. Такая печать висела на шелковой или льняной нитке.
А вот новый материал для печатей – сургуч пришел к нам с Востока. Мореплаватели парусника «Виктория», который находился в составе экспедиции Магеллана, в числе заморских диковинок привезли из Китая в Испанию сургуч – особое клейкое вещество, получившее название «испанского воска». Тогда сургуч был большой редкостью. Только несколько мастеров владели искусством его изготовления.

Но уже в середине 16 века некий Самуэль Циммерман, житель немецкого города Аугсбурга, в сочинении об искусстве переписки (были в старину и такие руководства) привел рецепт изготовления красного сургуча: «Взять чистой белой смолы, распустить ее на умеренном угольном огне и, когда она распустится, снять с огня и вмешать в смолу на один фунт четыре лота мелкой малярной киновари, дать вместе застыть или перелить в холодную воду, и получится красивый, красный, крепкий сургуч».

Российская почта до сих пор применяет сургуч для опечатывания посылок, ценных писем и бандеролей.

Настоящие законодатели мод в почтовом деле – англичане. Именно в Англии появились первый конверт и первая марка.

Раньше письма писали на бумаге разного формата. И вот одно время очень модно стало использовать для переписки бумагу формата визитной карточки. Но «визитки» были не совсем удобны, потому что «письмо» надо было еще складывать в виде пакетика, чистая сторона которого предназначалась для адреса.
И вот в 1820 году владелец писчебумажного магазина в английском городе Брайтоне мистер Бревер придумал специальные пакеты и продавал их вместе с листками бумаги. Сначала он сделал небольшую партию таких пакетов и раздавал их в виде бесплатного приложения к купленной у него бумаге. Новинка пришлась по вкусу. Теперь уже все хотели отправить свои письма непременно в «пакетах мистера Бревера». Только вот выкраивать и клеить их не каждому хотелось. Да и не всякий умел это делать хорошо. Предчувствуя большой успех, мистер Бревер поручил изготовление почтовых пакетов двенадцати специальным предприятиям. Он даже придумал машину для изготовления конвертов.
А чуть позднее «пакеты мистера Бревера» стали называться «конвертами» – от английского слова «tо cover» (закрывать).

Еще через несколько десятилетий идея предварительного проклеивания одного из клапанов конверта озарила француза Пуарье. До этого письма скреплялись сургучом или специальной облаткой.
В конце 19 века англичане ввели у себя моду на разноцветную почтовую бумагу, окраска которой должна соответствовать дню недели. По понедельникам принято писать на бумаге цвета морской волны, по вторникам на бледно-розовой, по средам на серой, по четвергам на светло-голубой, по пятницам на серебристой, по субботам на желтой и по воскресениям на белой.

Примерно в то же время и «…в Париже в большой моде почтовая бумага самых ярких цветов: красного, зеленого, голубого. Монограммы делаются очень маленькими на верхнем левом углу, тисненные золотом на белом щите. На конвертах не делают больше монограмм, зато высшим шиком считается запечатывать письмо белым сургучом, письма теперь душат очень мало или совсем не душат».
В стоимость конверта включалась и оплата почтовой доставки.

На территории России первые штемпельные конверты появились в 1845 году в княжестве Финляндия.

В Санкт-Петербурге пересылка писем в «штемпельных кувертах» началась с 1 декабря 1845 года. Император Николай I одобрил введение в России знаков почтовой оплаты в виде штемпельных конвертов для городской почты.

К этому времени в Санкт-Петербурге действовала хорошо налаженная городская почта, начавшая функционировать с января 1833 года. Корреспонденция сдавалась на почту через приемные пункты, организованные в мелочных лавках. Сначала было открыто 42 приемных пунктов. К середине 1834 года число приемных пунктов было увеличено до 108. Почтовый сбор до введения штемпельных конвертов взимался с клиентов только наличными деньгами. За прием и сохранность корреспонденции и денег несли ответственность хозяева лавок. После оплаты сбора корреспонденция опускалась в находящийся запертый почтовый ящик, из которого вынимались и доставлялись на почту несколько раз в день.

До 1843 года городская корреспонденция доставлялась в единственное отделение Санкт-Петербургской городской почты в почтамте, откуда разносилась адресатам 3 раза в день. Ко времени введения штемпельных конвертов было открыто второе отделение городской почты, и доставка корреспонденции осуществлялась уже 6 раз в день.

Успех штемпельных конвертов побудил почтовый департамент незамедлительно ввести это новшество и в Москве. Здесь продажа «штемпельных кувертов» была открыта 27 февраля 1846 года и осуществлялась двумя отделениями городской почты, а также всеми отделениями общегосударственной почты. Кроме действовавших в мелочных лавках пунктов приема корреспонденции, московский почт-директор счел целесообразным учредить для Москвы приемные места для писем в больших кондитерских, так как они работали и в праздничные дни, а в будни закрывались позднее всех остальных магазинов.

Теперь не нужно было с каждым письмом идти на почтамт или обращаться к лавочнику. В 1848 году вначале в Санкт-Петербурге, а затем и в Москве появляются почтовые ящики.
В отличие от ящиков городской почты они устанавливались прямо на улице, доступ к ним обеспечивался в любое время.

В 1866 году приемные пункты в лавках и магазинах были закрыты, а вместо них установлены обычные почтовые ящики.

Наверное, самым невезучим предшественником почтовой марки, оказался проект выпуска почтовых конвертов, называемых «конвертами Малреди» (по фамилии автора рисунка, известного английского графика Уильяма Малреди). В Англии готовились к почтовой реформе. Подготовка шла полным ходом, и было решено для подтверждения факта оплаты использовать два способа. Первый – с помощью особой квитанции, которая должна наклеиваться на отправление. Второй – путем использования специально изготовленных конвертов.

Вот так выглядели «конверты Малреди». В верхней части фигура Британии, сидящей на скале. У ног ее лев, рядом щит с изображением флага Великобритании. По обе стороны от головы Британии располагаются летящие ангелы – символ добрых новостей. В отдалении парусные корабли и оленьи упряжки. Здесь же изображения индусов на слонах, китайцев с косичками, индейцев приветствующих миссионеров, купцов с товарами и сцены чтения писем. Вся эта помпезная композиция должна была символизировать развитие почтовой связи на обширных землях, подвластных британской короне. Конверты печатались на лучших сортах бумаги с шелковыми нитями и соответствовали по цвету и номиналам почтовым маркам. У одного с рисунком черного цвета было написано:
«Конверт Малреди» и почтовая марка вышли в свет в один день 1 мая 1840 года. И хотя королевский почтмейстер Роуленд Хилл надеялся на «конверт Малреди» больше, чем на свое изобретение – почтовую марку, на практике вышло другое. Конверты при всей их помпезности не пользовались популярностью у населения. Более того, в газетах стали появляться карикатуры и анекдоты по этому поводу. Наибольшей критике подвергся рисунок Малреди. Он был воспринят как выражение колониальных устремлений Великобритании. Стали распространяться многочисленные выпуски конвертов с сатирическими вариациями на тему рисунка Малреди. Позднее коллекционеры насчитали 47 карикатурных вариантов «конверта Малреди». Встретив такой прохладный прием «конверты Малреди» просуществовали очень недолгое время. Вскоре их изъяли из обращения. Почтовая же марка начала свое триумфальное шествие по планете…

1653 год Франция. Арендатор парижской почты граф Жан Ренуар де Виллайе получил от Людовика XIV привилегию на организацию городской почты Парижа. В то время в Париже единственная городская почта помещалась в небольшом помещении на улице Сент-Жак. Каждый, кто хотел отправить письмо, должен был явиться на почту, сдать письмо и уплатить почтовый сбор. Встав во главе городской почты, граф приказал установить почтовые ящики, в которые можно было опускать письма. Предварительно были установлены единые тарифы и введена предварительная оплата отправлений. Для этой цели были выпущены специальные ярлыки (лентообразная бандероль) с надписью «Свидетельство об уплате почтового сбора» на одной стороне и «почтовый сбор оплачен, …… 1653 года» на другой. Они продавались по цене в 1 соль (5 сантимов или 1/20 ливра) не только у специального чиновника в королевском дворце, но и у швейцаров, в монастырях и т.п. Ярлыки нужно было прикреплять к письму таким образом, чтобы почтовый чиновник мог легко отделить их. Ярлыки (своеобразные почтовые квитанции) оставались у почтальона, доставившего письмо. Разрешалось прикладывать к письму и вторую оплаченную, но не заполненную квитанцию – своеобразное письмо с оплаченным ответом. Две сотни почтальонов, трижды в день разносили оплаченные письма. Мы не знаем, как выглядели бандероли (ярлыки) Виллайе т.к. ни одной из них не сохранилось.

Прошло чуть более десяти лет, и о новом способе оплаты почтовых отправлений заговорили вновь. Издатель газеты “Дунди кроникл”, книготорговец Джеймс Чалмерс предложил способ оплаты почтовых отправлений, при котором почтовый сбор взимался в зависимости от расстояния, на которое отправлено письмо. В августе 1834 года он отпечатал в своей типографии на листе бумаги пробные марки, снабженные с оборотной стороны клеем, и представил эти образцы влиятельным лицам. При этом издатель объяснял преимущество изобретенной им наклеиваемой марки. В Южнокеннигстонском музее (Англия) хранятся проекты почтовых марок и пробные образцы, каждый величиной около квадратного дюйма. На марках имеются надписи: “Главный почтамт — не более полунции — один пенни” и “Не более унции —2 пенса”. На одной из марок наложен пробный штемпель “Дунди — 10 февраля 1838 г.”. Этому проекту также не суждено было воплотиться.

Конец восьмидесятых годов XVII века Англия. Предприниматель Роберт Муррей решил монополизировать всю внутреннюю почту английской столицы, введя весьма низкий для того времени единый почтовый тариф. Он организовал первую частную почту в Лондоне названную «penny Post».

Свое название она получала от величины тарифа – за 1 пенни она доставляла письма и посылки весом до 1 фунта (454 грамма) в пределах города. После того, как «penny Post» (1680 год) перешла в руки купца Вильяма Доквра (Dockwra) она стала очень популярна. Вильям Доквр открыл в городе около 500 приемных пунктов и семь почтамтов (по числу районов города). Буква «L» в штемпеле означает почтамт на Лайм Стрит, буква «P» – почтамт в районе собора святого Павла. Доставка корреспонденции производилась в среднем 4-5 раз, а в центре города даже 10-12 раз в день. Отправитель оплачивал тариф при сдаче письма на приемный пункт. При этом на конверт ставился треугольный штемпель с надписью «pENNY/post/paid». При доставке письма на него ставился второй штемпель в виде сердца. В его верхней части находилось слово или (Первая или вторая половина дня), а в нижней указывался час доставки. Следует отметить, что «penny Post» была национализирована в 1698 году и просуществовала почти в неизменном виде до почтовой реформы Англии 1840 года, связанной с введением почтовой марки. Несколько писем «penny Post» занимают почетное место филателистической коллекции Британского музея почты.
На одном из них (со штемпелем с буквой «P»), доставленном в 1681 году очень интересен адрес. В переводе он выглядит следующим образом: «Доставить на улицу, куда выходит крыло церкви в конце Ломбард Стрит».

Никто не предполагал в 1840 году, что марки, выпущенные огромным тиражом – 75 миллионов экземпляров, станут редкостью. Речь идет о двух первых марках мира – «Черном пенни» и «Синем двухпенсовике». В данном случае – о полном листе «Черного пенни», который совершенно случайно был обнаружен в архиве покойного сэра Роуленда Хилла. Сейчас этот уникальный, единственный лист хранится в британской королевской коллекции. Лишь изредка он демонстрируется на крупнейших международных и всемирных филателистических выставках.

Полный лист «Черного пенни» состоит из 240 марок, 20 горизонтальных рядов по 12 марок в ряду, что составляет по номиналу один фунт стерлингов – очень большую сумму для своего времени. Вероятно, именно это обстоятельство и удерживало покупателей от его приобретения. Каким чудом уцелел полный лист, остается только гадать: ведь найден он был приклеенным на стене почтовой конторы. И, несмотря на все предосторожности, при его отделении сохранить оригинальный клеевой слой не удалось.

Вот тут невольно вспоминаешь, что уже в апреле 1840 года, за несколько дней до официального выпуска «Черного пенни» в продажу, полиграфисты фирмы «Perkins, Bacon & Petch» плакались в интервью одной городской газете: «Вот уже пять дней мы занимаемся нанесением клеевого слоя на марки, и трудности, с которыми мы столкнулись, не поддаются описанию». Главным компонентом клея стала смесь картофельного и пшеничного крахмала со столярным клеем. Однако, несмотря на все трудности, свою работу полиграфисты выполнили великолепно… к огорчению последующих поколений коллекционеров, до сих пор не скрывающих сожаления, что единственный в мире лист первой марки не только местами лишен клеевого слоя, но и имеет повреждения бумаги: вот какой «хваткой» обладал клей!

Автор «Черного пенни» художник Б. Чевертон, предложивший для рисунка репродукцию гравированного портрета королевы Виктории, подал идею проставить на всех марках миниатюрные буквенные индексы, определяющие местоположение каждой из них в печатной листе.
Например, марка с буквами С и Н находилась на пересечении третьего горизонтального и восьмого вертикального рядов, Печатались марки с 11 печатных форм. Автор и издатели обосновывали свою задумку борьбой с фальсификаторами, считая, что полностью повторить печатную форму будет сложно, а частое появление отдельных марок или пар с одинаковыми буквами выявит фальсификацию.
Напомним, что одновременно с «черным пенни» вышли и «конверты Малреди», историю которых мы тоже уже рассматривали. Так вот, 15 мая 1840 года на «конверт Малреди» были наклеены 5 первых марок Англии, и почтовое отправление отправилось в Бостон.

Официальной датой поступления марок в обращение считается 6 мая 1840 года. Вот что записал в своем дневнике их создатель Роуленд Хилл: “В первый раз марки выпущены сегодня для населения. Страшная суматоха на почтамте”. В настоящее время известно примерно 30-40 писем, отправленных в этот день. Сохранилось письмо, отправленное в первый день, оплаченное не одной, а десятью марками. Это письмо адвокатской конторы “Оливерсон, Денби и Севи” в Лондоне, отправленное с документами в Шотландию. На конверте имеется четкий штемпель типа “мальтийский крест” с надписью “LS.6MY6. 1840″. Его и можно считать родоначальником штемпелей “первого дня”.

Постепенно марка завоевывала мир. Главноначальствующий над Почтовым департаментом России генерал В.Ф. Адлерберг в 1851 году командировал чиновника департамента А.П. Чарукоского за границу для изучения почтового дела. Посетив Англию, Чарукоский побывал в типографии фирмы “Перкинс, Бекон и Питч”, где печатались почтовые марки, и ознакомился с производственным процессом.

В сентябре 1856 года Государственный совет рассмотрел “Записку о введении штемпельных марок для простой корреспонденции” и постановил “…разрешить главнокомандующему над Почтовым департаментом, независимо от существующей пересылки частных писем в простых и штемпельных кувертах, ввести для той же корреспонденции по всей империи штемпельные марки…”.

12 ноября 1856 года это решение было утверждено императором Александром II.
Первый выпуск почтовых марок России тиражом 3 миллиона экземпляров включал одну беззубцовую марку номиналом 10 копеек. Дело в том, что перфорационная машина, выписанная из Вены, пришла с большим опозданием и нуждалась в наладке.

С 1858 по 1917 год, почти за 60 лет, Россия выпустила 133 разновидности почтовых марок. Сюжет рисунка всех марок, независимо от цвета и достоинства, был одинаков — Государственный герб России. Это правило менялось лишь трижды: в 1905 и 1914 годах выпустили благотворительную серию, а в 1913 году подготовили юбилейный выпуск. Общее количество разновидностей почтовых марок, обращавшихся в старой России, достигало трех тысяч. Причем около 2,5 тысяч — марки земской почты, которые считают чисто российским явлением, поскольку подобных знаков почтовой оплаты в других странах не было.

До земской реформы 1864 года государственная почтовая служба охватывала лишь города и уездные центры. Чтобы отправить письмо, жители деревень преодолевали десятки верст. Земская же почта стала доставлять корреспонденцию во все населенные пункты. Эти услуги оплачивались особыми почтовыми знаками — земскими марками, которые наряду с государственными марками действовали в 33 губерниях, охватывая 162 уезда. Каждый из уездов выпускал свои знаки почтовой оплаты для обращения только на своей территории, которые по предписанию должны были отличаться от общегосударственных знаков почтовой оплаты. Это привело к большому разнообразию форм, размеров и рисунков земских марок. Овальные марки выпускал Лужский уезд, ромбовидные — Волчанск, круглые — Васильский уезд. Одной из самых маленьких марок в мире считают первый выпуск Тамбовского земства. Лохвицы выпустили непомерно крупную марку. Почтовые знаки Котельнического земства (Кировская область) имели корешки, или купоны, которые отрывали при гашении.

Русские земские марки признаны самым интересным явлением, когда-либо и где-либо рожденным почтой.

Почтовая марка — это своеобразный документ, повествующий об исторических событиях, которые находят отражение не только в самих сюжетах почтовых марок, но и в различных надпечатках, свидетельствующих об изменениях государственной принадлежности или формы правления. Практически одновременно с появлением почтовых марок появились люди, ставшие их коллекционировать. Первоначально склонность к коллекционированию почтовых марок называли “темброфилией”, или “тембрологией” (от французского слова “тембр” — почтовая марка), а чуть позже — “маркоманией”. В ноябре 1864 года во французском ежемесячном журнале “Коллекционер почтовых марок” появилась статья известного коллекционера Жоржа Эрпена, который утверждал, что термин “маркомания” не отражает существо дела, и предложил новый термин — “филателия”. Под словом “филателия” Эрпен имел в виду любовь к изучению всего, что относится к почтовым маркам, — марок, конвертов, штемпелей, почтовых документов.

Филателия (франц. philatelie, от греч. phileo — люблю, и ateleia — освобождение от оплаты, пошлины, сбора; имеются в виду почтовые марки, заменившие денежную плату за пересылку писем), коллекционирование знаков почтовой оплаты — почтовых марок, этикеток, ярлыков, календарных и специальных гашений (штемпелей), штампов и др., а также конвертов и открыток-карточек с этими знаками — напечатанными или наклеенными.

В филателии предметы коллекционирования изучаются в трех аспектах:

собственно филателистическом (бумага, на которой напечатана марка, водяные знаки на ней, размер, тип и форма перфорации, краски, клей, способы печати и гашения, дефекты и ошибки печати и прочее — все, что подтверждает подлинность марки, время ее выпуска, продолжительность обращения, а также разновидности марок — то есть отступления в полиграфическом исполнении от основного типа, проекты марок — эссе, пробы печати и цвета, первичные оттиски и др.);

историческом (политические и экономические условия появления марки, период, когда она находилась в обращении, причины ее изъятия, правила использования, специальные гашения и надпечатки, почтовые маршруты, тарифы, оформление корреспонденции, способы доставки и пр.);

тематическом (теория и практика коллекционирования по определенным темам).
В 1899 году во всем мире насчитывалось около 1 миллиона собирателей почтовых марок (данные филателистического приложения к журналу “The Bazaar”). На Россию из этого числа коллекционеров приходилось 247 человек.

Спустя 10 лет, по сообщению английского журнала “Stamp Adventiser”, число филателистов увеличилось в полтора раза. После первой мировой войны филателистов было уже 2,32 миллиона человек.

В 1940 немецкий филателистический журнал называл ориентировочную цифру любителей почтовых марок — 7,5 миллиона человек.

В 1967 году итальянский журнал “Filatelia italiana” написал: “Нас — 18 миллионов”. Причем речь шла только об организованных филателистах, которые состояли в клубах 106 стран.

В настоящее время, по различным оценкам, в мире насчитывается от 50 до 100 миллионов коллекционеров знаков почтовой оплаты.

Как известно из истории, первый торговец почтовыми марками появился в 1851 году. Это был некий англичанин Т. Смит из Бирмингема. 22 марта 1851 года он дал в газете такое объявление: “Почтовые марки. Собиратель употребленных марок.

Объявитель даст в обмен 4 красные марки в один пенни за один овал из штемпельных конвертов. Каждому, кто соберет несколько штук, будет благодарен Т. Смит, книжный магазин, 20 Бревер стрит, Голден Сквер”.

Первым чисто филателистическим изданием считается журнал “The Monthly Advertiser” — “Ежемесячное обозрение”, вышедший 15 декабря 1862 года в Ливерпуле. Следом, в 1863 году, начал выходить немецкий филателистический “Журнал коллекционеров марок”. Он выходил ежемесячно, и его можно было купить через любую книжную лавку или получить по почте. В Америке первый филателистический журнал, “Записки коллекционеров марок”, вышел в 1864 году.

17 сентября 1861 года книготорговец Оскар Бергер-Левро из Страсбурга издал первый перечень и описание 973 всех известных в то время марок. 21 декабря 1861 года подобный каталог появился и во Франции, он содержал описание 1080 почтовых марок.

Первым филателистическим обществом можно считать созданное 1 мая 1866 года в США “The Excelsior Stamp Association” — “Общество коллекционеров марок Эксельсиор”, которое вскоре начало издавать и свой журнал, “Почтальон стучится”.

В 1870 году состоялась первая персональная филателистическая выставка. На ней Альфред Мошкау показал свою коллекцию почтовых марок, насчитывающую почти 6 тысяч экземпляров.

В 1881 году Венский филателистический клуб организовал первую крупную филателистическую выставку.

В 1877 г. было учреждено Дрезденское международное филателистическое общество, которое оставило большой след в истории не только мировой, но и российской филателии. В январе 1880 г. Дрезденское общество основало свой печатный орган, филателистическую газету “Der Philatelist” (“Филателист”).

28 сентября 1883 года известные в Москве собиратели почтовых марок — члены Дрезденского международного филателистического общества — Э. фон дер Бек, Г. Штекель, И. Зиверт и другие — собрались на квартире И. Зиверта для обсуждения вопроса о создании Московского общества собирателей почтовых марок. Было принято решение “образовать в Москве такое общество или кружок”, чтобы “сходиться в определенные дни, совершать между собой обмен дублетами, приобретать новые марки, и вообще, с большим удобством и единодушием заниматься филателией, этой новейшей отраслью человеческого знания”.

В 1918 в Москве было создано первое общество филателистов в СССР, в 1923 году основано Всероссийское общество, а в 1924-1925 гг. проведена первая Всероссийская филателистическая выставка.

Сегодня издаются филателистические каталоги, организуются национальные и международные выставки, проводится пропаганда филателии через специализированные журналы и другие периодические издания.

источники
http://moole.ru/blog/midnight/news/206463-istorija-pochtovykh-marok.html
http://vespig.wordpress.com/2010/12/03/%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE%D1%87%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85-%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%BA/
nnm.ru

Вспомним еще как начиналось что то интересное и полезное для людей : вот например История скотча, а вот История духов «Красная Москва»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *