маркиз де сад за что посадили в тюрьму

Маркиз де Сад: гений и злодейство

Маркиз де Сад, распутник-вольнодумец XVIII века, оставил заметный след в европейской культуре. Его до сих пор нередко вспоминают и даже побаиваются.

«Убейте меня или примите таким, как есть, ибо я не изменюсь», — написал в 1783 году маркиз де Сад из тюрьмы своей жене. Действительно, иных вариантов у одного из самых радикальных писателей XVIII века не существовало. Де Сад, необузданный развратник, отбывал тогда 11-летнее тюремное заключение, но не предал свои принципы и пристрастия, чтобы сократить срок. Любое отклонение от своих природных склонностей было для маркиза равносильно смерти.

маркиз де сад за что посадили в тюрьму. Смотреть фото маркиз де сад за что посадили в тюрьму. Смотреть картинку маркиз де сад за что посадили в тюрьму. Картинка про маркиз де сад за что посадили в тюрьму. Фото маркиз де сад за что посадили в тюрьму

Донасьен Альфонс Франсуа де Сад, родившийся в 1740 году, имел весьма противоречивую судьбу. По рождению аристократ, он тем не менее придерживался крайне левых взглядов и во время Французской революции был делегатом Национального конвента. Он отказался от своего титула во времена Террора, когда написал одни из самых провокационных романов, когда-либо выходивших из-под пера писателя, хотя в то же время сочинял и посредственные пьесы, лишенные какой-бы то ни было существенной оригинальности.

маркиз де сад за что посадили в тюрьму. Смотреть фото маркиз де сад за что посадили в тюрьму. Смотреть картинку маркиз де сад за что посадили в тюрьму. Картинка про маркиз де сад за что посадили в тюрьму. Фото маркиз де сад за что посадили в тюрьму

Слепок с черепа де Сада, сделанный в 1820 году. Источник: yimg.com

Само его имя напоминает о склонностях де Сада к жестким формам сексуальных отношений, хотя даже беглый взгляд на литературу XVIII века показывает, что маркиз был далеко не одинок в таких пристрастиях. Мишель Фуко, великий философ второй половины XX века, однажды заметил, что садизм — это не «практика древняя, как Эрос», а «крупный культурный факт, появившийся как раз в конце восемнадцатого столетия».

Как и его предшественники, Вольтер и Руссо, де Сад писал романы, которые поддаются двоякому прочтению: и в качестве простой беллетристики, и как философские трактаты. Даже самые жесткие сцены его книг, по сути, не являются порнографическими. Его ранний роман «120 дней Содома», с бесконечными описаниями порезов, переломов, жертвоприношений, кровопусканий и смерти, не вызывает никакого сексуального возбуждения. И даже его лучший роман, «Жюстина» (где фигурирует священник-либертин, растлевающий девушку облаткой для причастия), вызвал негодование во Франции не излишне откровенными описаниями, а крайним пренебрежением господствующей моралью, ведь в тексте не просто допускались, а восхвалялись издевательства над ближним.

маркиз де сад за что посадили в тюрьму. Смотреть фото маркиз де сад за что посадили в тюрьму. Смотреть картинку маркиз де сад за что посадили в тюрьму. Картинка про маркиз де сад за что посадили в тюрьму. Фото маркиз де сад за что посадили в тюрьму

«Люди осуждают страсти, — писал он, — забывая, что философия зажигает свой факел от их огня». С точки зрения де Сада, жестокие и гнусные желания — не отклонение, а базовые, основополагающие элементы человеческой природы. Более того, построения разума, столь уважаемые философами Просвещения, есть лишь побочный продукт глубоко укоренившихся низменных желаний: эти желания правят людьми в гораздо большей степени, чем любые рациональные мотивы. Благородство лицемерно, а жестокость естественна, потому единственная мораль — это отсутствие морали, а порок — единственная добродетель.

Де Сад предавался излишествам не только в своих романах, но и в реальности, за что и провел треть своей жизни в тюрьмах (в том числе в Бастилии в 1789 году) и психиатрических лечебницах. «Антракты в моей жизни были слишком длинны», — написал он в своих заметках.

маркиз де сад за что посадили в тюрьму. Смотреть фото маркиз де сад за что посадили в тюрьму. Смотреть картинку маркиз де сад за что посадили в тюрьму. Картинка про маркиз де сад за что посадили в тюрьму. Фото маркиз де сад за что посадили в тюрьму

Его книги запретили вскоре после смерти маркиза в 1814 году. Но пока рукописи де Сада пылились на полке, его жестокая философия распространялась среди почитателей. Знаменитая серия офортов Франсиско Гойи, «Капричос», «Бедствия войны», поздние «Притчи», — и здесь, и там жестокость одерживала верх над добродетелью, а иррациональное побеждало разум. «Сон разума рождает чудовищ» — называется его самая известная работа, где изображен спящий человек (возможно, сам художник), преследуемый кошмарными монстрами. Мишель Фуко считал офорты Гойи, в особенности мрачно-сатирические «Капричос», естественным дополнением сочинений де Сада. По его словам, в обоих случаях «западный мир увидел возможность преодоления разума посредством насилия», и после де Сада и Гойи «неразумие принадлежит к решающим моментам любого творчества». Садистское видение людей, вышедших за грань разумного, и человеческого тела в его экстремальных, неестественных состояниях нашло продолжение в работах многих художников начала XIX века, в особенности Эжена Делакруа и Теодора Жерико.

маркиз де сад за что посадили в тюрьму. Смотреть фото маркиз де сад за что посадили в тюрьму. Смотреть картинку маркиз де сад за что посадили в тюрьму. Картинка про маркиз де сад за что посадили в тюрьму. Фото маркиз де сад за что посадили в тюрьму

Следы творчества де Сада везде, но он по-прежнему остается пугающей фигурой. Ведь у него нет места холодному и объективному анализу; он задействует тело столь же активно, как мозг, а разум вынужден подчиняться более глубоким, животным инстинктам. В фильме Филипа Кауфмана «Перо маркиза де Сада» с Джеффри Рашем в главной роли маркиза выставили жертвой борьбы за либеральную, законопослушную свободу самовыражения, а заодно вставили полностью вымышленную сцену пыток — в реальной жизни де Сад умер вполне мирно.

Источник

Революционер де Сад (если кому интересно)

2 декабря 1814 года скончался философ и писатель, от чьего имени происходит слово «садизм»

маркиз де сад за что посадили в тюрьму. Смотреть фото маркиз де сад за что посадили в тюрьму. Смотреть картинку маркиз де сад за что посадили в тюрьму. Картинка про маркиз де сад за что посадили в тюрьму. Фото маркиз де сад за что посадили в тюрьму

Маркиз де Сад в заключении

Говорят, в штурме Бастилии был виноват маркиз де Сад. Говорят, он там как раз сидел, в июле месяце 1789 года, в компании примерно десятка заключённых.

Кстати, в результате исторического штурма из застенков Бастилии освободили всего семерых узников. Зато охраняли их человек сто, а комендантом был и вовсе маркиз. Да не де Сад, а де Лонэ. Маркиз, кстати, это очень высокий титул. Ниже герцога, но выше графа. И до сих пор достоверно неизвестно, был ли де Сад настоящим маркизом или всего лишь графом. Но это так, мелкие подробности.

Так вот, значит. Мимо Бастилии бежала толпа народа. Примерно такая же толпа, как в известном историческом анекдоте про Робеспьера. Вот, кстати, этот анекдот.

Сидит Робеспьер, чай пьёт в кругу семьи. Вдруг за окном шум, крик и топот: разъярённая толпа катится по улице. Робеспьер тут же вскакивает и бежит к двери. «Ты куда?» — спрашивают взволнованные родственники. «Как то есть куда? — отвечает он. — Возглавить народ!» — «Но ведь ты не знаешь, кто они, куда бегут, чего хотят!» — «Неважно! — кричит Робеспьер. — Потом разберёмся! Главное — возглавить!»

Но это я так, к слову. Хотя не только. Из таких мелких штучек, безобидных деталек, из таких вроде бы забавных мыслей, парадоксов и практических навыков, как из кубиков Lego, складываются исторические монстры.

Итак, толпа бежала мимо Бастилии, а оттуда высунулся маркиз де Сад и крикнул: «Здесь избивают заключённых (другая версия: пытают революционеров)! Освободите нас!»

И немедленно то ли толпа бросилась на штурм, то ли Демулен, узнав об этом, произнёс свою знаменитую речь-призыв к восстанию — но Бастилию в итоге взяли, тем самым начавши Французскую революцию. Правда, это было не совсем так. Ведь в числе освобождённых узников не было маркиза де Сада. Потому что он это крикнул из окна 2 июля, а 4 июля его перевели в Шарантон, в дом умалишённых.

Некоторые и вовсе считают эту историю выдумкой. Но если это и легенда, то не совсем бессмысленная. Точнее, очень даже осмысленная.

Донасьен Альфонс Франсуа, маркиз де Сад (2 июня 1740 — 2 декабря 1811) был отцом Революции. Не данной конкретной Французской, в которой он деятельно участвовал и которую страннейшим образом описывал, а ещё более великой, масштабной и глобальной.

Маркиз де Сад изобрёл Революцию как способ мышления, как мировосприятие, как этику, как личную духовную и телесную практику.

Именно этим он интересен, а не своей политической деятельностью, не своими эротическими приключениями и тюремно-психиатрическими злоключениями. Хотя и того, и другого, и третьего в его жизни было многовато, даже на фоне жестокого, развратного и авантюристического XVIII века. Родился в богатой и знатной семье, служил в армии, безобразничал, распутничал, привлекался к суду за sexual abuse, как сказали бы мы сейчас. За свою нечестивость приговаривался к смерти, бежал, возвращался, его ловили, его рукописи сжигали или они сгорали по революционной нечаянности. Он был членом революционного правительства — комиссаром здравоохранения, что непременно вызывает циничную усмешку. Протестовал против жестокости своих коллег, был арестован, опять приговорён к смерти, снова бежал, нищенствовал, был театральным рабочим. Последние десять лет провёл в том же Шарантоне, где организовал театр сумасшедших. Об этом, кстати, есть замечательная пьеса Петера Вайса «Марат — Сад» в переводе Льва Гинзбурга, у нас поставленная Юрием Любимовым на Таганке.

Но всё это на самом деле не так уж интересно. Хотя об этом написано много увлекательных биографических триллеров.

И уж конечно, скучноватые объёмистые писания маркиза де Сада интересны вовсе не настырно-подробным изображением секса и издевательств, изнасилований и живодёрств.

Кстати, одни люди считают, что всё это — странная и неловкая игра ума, поскольку в реальности все эти комбинации тел и орудий пыток просто невозможны, технически неосуществимы, хоть ты закончи цирковое училище с золотой медалью.

Кстати, как писатель де Сад плох. Вызывающе плох, насколько можно судить по переводам. За исключением нескольких ловко сочинённых новелл, это громоздкие романы-трактаты. В его время уже были написаны «Исповедь» и «Новая Элоиза» Руссо, и по сравнению с ними — в чисто литературном смысле — де Сад беспомощен и многословен до графомании. Он, кстати, и был графоманом в строгом смысле слова. Писал много, жадно и почти безуспешно для современников — Европа открыла его лет через сто после его смерти.

Однако же это великий писатель. Хоть и очень плохой. Так получилось.

У маркиза де Сада интереснее всего мысль. Его концепция религии, морали и общественного устройства. Его соображения о физике общества, если можно так выразиться. О тех силах притяжения и отталкивания, которые делают общество (а) возможным и (b) невыносимым.

В промежутках между скучноватыми оргиями герои и героини рассуждают. И в этих рассуждениях — квинтэссенция революции как мировоззрения и опыта.

Материальный интерес — это интерес наслаждения; идеальный — интерес властвования. Третье, что сделал де Сад — объединил их в одно. Власть — это наслаждение властвующего; власть сама по себе — главнейший соблазн.

Оруэлл написал об этом через полтораста лет после де Сада и в этом смысле не сказал ничего нового: О’Брайен — это Нуарсей эпохи модерна. Некоторые сюжетные повороты «Жюльетты» (записка министра делает правого виноватым, а преступника — героем) предвосхищают мысли романа «1984». В книгах де Сада есть и свой Уинстон Смит — несчастная добродетельная Жюстина. Впрочем, этот сюжет не прописан, а лишь намечен: мазохизм — это контрреволюция приспособленчества, но время её пришло лет через сто после де Сада, а то и позже. Но я слегка отвлёкся, простите.

Богатство и социальный статус — не цели. Это лишь инструменты для достижения власти=наслаждения. Власть ради собственности и статуса — это реакция, застой. Собственность и статус ради власти — это Революция.

По маркизу де Саду, не бывает сословий и классов, не бывает умных и дураков, не бывает красавцев и уродов, честных и подлых, мужчин и женщин, даже, честно говоря, богачей и бедняков как таковых тоже не бывает. Были, есть и будут господа и рабы. Господа существуют, наслаждаясь. Рабы существуют для наслаждения господ. Наслаждение — вот универсальное силовое поле социальной физики. Рабы всегда хотят стать господами.

Вожделение власти всегда эротично, промискуитетно и, конечно, трансгрессивно. Всегда — включая наше относительно недавнее прошлое. Вот признательные показания бывшего железного наркома Николая Ежова (в юности — бедного рабочего паренька, которого насиловали пьяные мастера): «В октябре или ноябре 1938 года во время попоек у меня на квартире я имел интимную связь с женой одного из своих подчинённых. И с её мужем, с которым я действительно имел педерастическую связь». Неважно, правда это или самооговор под пытками. Важен дискурс. Ведь и маркиз де Сад, смакуя бисексуальные оргии, изнасилование жены в присутствии мужа и потом мужа на глазах жены — он ведь только фантазировал.

Что же в связи с этим мы назовём революционной законностью, товарищи?

Вот «Декларация прав человека и гражданина», принятая Национальным учредительным собранием 26 августа 1789 года. Вот её знаменитая статья 17: «Так как собственность есть право неприкосновенное и священное, никто не может быть лишён её иначе, как в случае установленной законом явной общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного возмещения».

А вот что пишет об этом маркиз де Сад:

«Упаси бог, чтобы я критиковал клятву уважать собственность, которую недавно дал Народ. Но я вас спрашиваю, является ли этот закон поистине справедливым, если он предписывает тому, кто ничего не имеет, почитать того, кто имеет всё? Каковы составные части общественного договора? Он заключается в том, чтобы пожертвовать долей своей свободы и богатства во имя поддержания и сохранения того и другого? На этом фундаменте зиждутся все законы.

Такова ситуация, создавшаяся в результате клятвы уважать собственность, дать которую потребовало государство от каждого гражданина. Но с её помощью богатый лишь поработит бедного, только богатому выгодна эта сделка, которую бедняк так опрометчиво заключает, не видя, что с помощью вытянутой из него клятвы, которую он дал по простоте душевной, он обязывается делать то, что по отношению к нему никто делать не будет». («Философия в будуаре», 1795).

Кстати, замечательная формула: «упаси бог, чтоб я критиковал, но я лишь спрошу…»

В общем, только успела появиться буржуазная частная собственность как правовой институт, де Сад объявил её залогом будущих революций.

Не только на макроуровне, но и в сознании пятнадцатилетней девчонки:

«Ну и ладно, — подумала я. — Мне тоже надо добиться богатства; богатая, я буду такой же наглой и безнаказанной; я буду иметь такие же права и такие же удовольствия. Надо сторониться добродетели, это верная погибель, потому что порок побеждает всегда и всюду; надо любой ценой избежать бедности, так как это предмет всеобщего презрения. Но, не имея ничего, как могла я избежать несчастий? Разумеется, преступными делами. Преступления? Ну и что тут такого? Успех — единственный признак торжества! Пусть не мешают мне никакие препятствия, никакие сомнения, ибо нищета — удел тех, кто колеблется. Если общество состоит из дураков и мошенников, будем мошенниками: в тридцать раз приятнее надувать других, чем оказаться в дураках». («Жюльетта, или успехи порока», 1801).

Словно вчера написано.

Новые структуры возникают в старом поле желаний. До настоящего времени Web 2.0 лишь рафинирует содержание; если она или какая-нибудь Web 5.1 сможет отделить наслаждение от власти, тогда исполнится последняя воля маркиза де Сада — имя его изгладится из памяти людей. Но это будет ещё нескоро.

Источник

За что великие сидели в тюрьме

маркиз де сад за что посадили в тюрьму. Смотреть фото маркиз де сад за что посадили в тюрьму. Смотреть картинку маркиз де сад за что посадили в тюрьму. Картинка про маркиз де сад за что посадили в тюрьму. Фото маркиз де сад за что посадили в тюрьму маркиз де сад за что посадили в тюрьму. Смотреть фото маркиз де сад за что посадили в тюрьму. Смотреть картинку маркиз де сад за что посадили в тюрьму. Картинка про маркиз де сад за что посадили в тюрьму. Фото маркиз де сад за что посадили в тюрьму маркиз де сад за что посадили в тюрьму. Смотреть фото маркиз де сад за что посадили в тюрьму. Смотреть картинку маркиз де сад за что посадили в тюрьму. Картинка про маркиз де сад за что посадили в тюрьму. Фото маркиз де сад за что посадили в тюрьму

В нашем понимании тюрьма – место, где сидят плохие и примитивные люди. Однако в этом невеселом месте иногда оказываются и представители человечества, наделенные незаурядным талантом. Например, многие известные литераторы не избежали такой участи.

Мигель де Сервантес Сааведра

Автору «Дон Кихота» пришлось работать сборщиком налогов у папского посла в Испании. В один далеко не прекрасный день он поручил собранные средства купцу, а тот вскоре объявил себя банкротом. Сервантесу было предъявлено обвинение в растрате казенных денег, которые планировалось использовать для пополнения продовольственных запасов государственного флота – в него тогда входило 130 кораблей.

Сервантес оказался в тюрьме – для начала он провел там три месяца, а спустя несколько лет, после обнаружения дополнительных обстоятельств дела, ему дали новый срок. Именно в тюрьме гениального испанского писателя посетила муза, и он начал писать свой знаменитый роман «Дон-Кихот», который был напечатан в 1604 году.

Маркиз де Сад

Имя французского аристократа осталось в веках как нарицательное обозначение растлителя юных девушек, жестокого совратителя и прелюбодея. В 1768 году де Сад оказался под стражей – его обвинили в изнасиловании и посадили в замок Сомюр, где он провел два года. Через пять лет последовало второе заключение – уже на пять лет. На этот раз маркиз решился на побег.

Однако правосудие не собиралось отступать, и в 1782 году де Сад в третий раз попал за решетку – уже в Бастилию. Именно там, в Бастилии, он и начал писать книгу «120 дней Содома, или Школа разврата». Речь в сочинении шла о четырех богатых мужчинах, которые позволяли себе самые разнообразные утехи и наслаждения. Скоро маркиз был отправлен на лечение в психиатрическую больницу. А его книга увидела свет и стала довольно популярной.

Федор Достоевский

Русский классик был участником тайного общества, которое готовило переворот в стране и свержение царя. После того как заговор был раскрыт жандармами, Достоевский оказался в тюрьме: его заключили в тайный дом Алексеевского равелина Петропавловской крепости в Петербурге, и началось расследование. Через восемь месяцев всех арестованных выстроили перед стенкой и набросили им мешки на головы. Солдаты вскинули ружья…

Однако роковые выстрелы не прозвучали. Император Николай I помиловал мятежников. Они были оставлены в живых. Достоевского вместе с товарищами поселили в Омском остроге. Там великий русский писатель провел больше четырех лет – с ноября 1849 по февраль 1854 года. Все это время он вел подробный дневник, его содержание легло в основу книги «Записки из Мертвого дома».

Оскар Уайльд

Автор культового романа «Портрет Дориана Грея» был осужден властями за безнравственность. В тюрьму его посадили 25 мая 1895 года. Обвинения в мужеложстве дополнили обвинениями в развращении юношей, и Уайльд отправился на каторгу. Шесть месяцев он провел в тюрьме для рецидивистов, а затем – в тюрьме Рединг, известной дикими нравами и жестоким обращением с заключенными.

Именно в Рединге Уайльд, вспоминая о светлых «дотюремных» днях, написал книгу «Послание: в тюрьме и оковах». Свое произведение он посвятил юноше, к которому питал нежные чувства. А уже после выхода на волю Уайльд выпустил «Балладу Редингской тюрьмы», описав свои злоключения.

О. Генри

Неприметный банковский кассир Уильям Портер стал писателем О. Генри не сразу. В 1895 году ему было предъявлено обвинение в хищении крупной суммы. Исследователи жизни и творчества писателя до сих пор не могу с уверенностью сказать – был ли он в самом деле виновен или стал жертвой клеветы. Спасаясь от уголовного преследования, молодой человек бежал в Гондурас, затем в Мексику…

Вернуться на родину его заставила тяжелая болезнь жены: ему сообщили, что она находится при смерти. Он успел на похороны, после которых полиция его и задержала. В тюрьме «Колумбус» кассиру банка пришлось провести три года. Во время заключения он начал писать короткие забавные рассказы – их получилось 14. Но опубликовал он свои произведения под псевдонимом О. Генри — чтобы не прозвучало имя растратчика Портера.

Даниил Хармс

Участие в деятельности антисоветского кружка стоило Хармсу ареста — его схватили в 1931 году. Приговор НКВД гласил: выслать на три года в исправительный лагерь. Но вскоре наказание смягчили, и Хармс попал в Курск.

В 1941 году последовал новый арест. Его уже собирались расстрелять, спасло только наличие справки, подтверждающей сумасшествие писателя: он заблаговременно позаботился о том, чтобы лечь в психиатрическую больницу, понимая, что только таким путем можно избежать смерти.

Александр Солженицын

Письма, которые Солженицын отправлял с фронта своему другу, попали в руки цензоров. В феврале 1945 года писателя арестовали. После длительных допросов он получил суровый приговор: восемь лет исправительно-трудовых лагерей, а затем — пожизненная ссылка. Несколько месяцев он действительно провел в лагере «Новый Иерусалим».

В сентябре 1945-го писатель был отправлен в Москву — вместе с другими заключенными он строил здания на Калужской заставе. В мае 1950-го Солженицына переместили в Бутырскую тюрьму. На свободу он вышел в феврале 1953 года.

В тюрьме Солженицыным написаны стихотворения, пьесы, поэмы «Дороженька» и «Прусские ночи». Широкий резонанс получил знаменитый роман Солженицына «В круге первом», описывающий жизнь заключенных и ссыльных.

Источник

Маркиз де сад за что посадили в тюрьму

маркиз де сад за что посадили в тюрьму. Смотреть фото маркиз де сад за что посадили в тюрьму. Смотреть картинку маркиз де сад за что посадили в тюрьму. Картинка про маркиз де сад за что посадили в тюрьму. Фото маркиз де сад за что посадили в тюрьму

Ответ на этот вопрос не так очевиден, как кажется на первый взгляд.

Донасьен Альфонс Франсуа де Сад (1740-1814) принадлежал к французской аристократии. Его отец был наместником в провинциях Брессе, Бюже, Вальроме и Же. До получения этого титула он некоторое время был послом Франции в России. Мать Донасьена была фрейлиной принцессы де Конде. Сам Донасьен в детстве имел честь играть с принцем, получил хорошее образование, окончив в знаменитый колледж д’Аркур. Затем он поступил в военное училище. В 1755 году в звании лейтенанта королевского пехотного полка принял активное участие в разгоревшейся в ту пору Семилетней войне. Сражался храбро, как и подобает дворянину хорошего рода, и в 1763 году он уходит в отставку в звании капитана кавалерии.

Ему оставалось лишь выгодно жениться и провести остаток жизни в светских увеселениях и заботах о благе семьи, чтобы повторить путь большинства родовитых дворян Франции.

Однако, все сложилось совсем иначе.

В дело вмешались две стихии: собственный нрав самого Донасьена Альфонса Франсуа де Сада и Великая Французская революция.

Сын маркиза после его смерти позаботился о том, чтобы его бумаги были сожжены, так ужаснуло его чудовищное содержание текстов, написанных отцом.

О романе де Сада «Жюстина» говорили, что прочитав лишь одну его страницу, ни одна девушка уже не будет так же чиста, как прежде.

Все его романы повествуют об инцестах, совращениях невинных девиц, чудовищных пытках и извращениях.

Это – литература. А что же было в реальной жизни маркиза?

Вся его биография – это череда буйных скандалов и тюремных заключений. Он женился на дочери господина де Монтрей, президента налоговой палаты Франции. Вскоре после свадьбы де Сад устроил настолько буйную вечеринку в публичном доме, что был на некоторое время выслан из Парижа. После этого были и попытки изнасилования каких-то актрисок или куртизанок, и угощение гостей странными конфетами, содержащими модный в ту пору афродизиак – шпанских мушек. Наглотавшись этого лакомства, гости начинали вести себя весьма вольно, предаваясь разнообразным сладострастным забавам.

Собственно, первый серьезный арест последовал именно по обвинению в содомии, которая тогда была уголовно наказуемым преступлением.

Де Сад бежал и был казнен заочно: на одной из центральных площадей города было сожжено его чучело. Какое-то время де Сад скрывался в родовом замке, ухитрился совратить младшую сестру своей жены, которая некоторое время разделяла с ним его образ жизни. Даже скрываясь от преследований, де Сад все равно время от времени попадал в истории то с попытками изнасилования, то с какими-то девицами, которых он порол плетками.

Наконец, его теща добилась его ареста, и де Сад был помещен сначала в Венсенский замок, а затем переведен в Бастилию. В тюрьме он провел больше десяти лет.

Именно в заключении он и начал писать. Он написал в этот период «Диалог между священником и умирающим», «Евгению де Франваль», «120 дней содома» и другие, не менее замечательные вещи.

По странной иронии судьбы, де Сад оказался едва ли не единственным узником, который томился в Бастилии к моменту начала Французской революции. Когда в городе начались беспорядки, он крикнул из окна, что здесь, в Бастилии, заключенных избивают и мучают, что стало одной из причин штурма замка восставшим народом.

Освободившись, де Сад принимает активное участие в революционном движении, становится членом различных комитетов, публично зачитывает свои воззвания, посвященные мученикам революции, публикует новые романы, в том числе и «Жюстину». Эта страница его жизни завершается арестом и ожиданием казни. Гильотины ему удалось избежать лишь потому, что в Париже случился переворот 9 термидора, и приговор просто не успели привести в исполнение.

Последние годы де Сад провел в нищете и забвении, а дни свои он завершил в лечебнице для душевнобольных. В историю культуры он вошел как писатель и философ, исповедующий отрицание Бога, а также всех моральных норм и правил, как предписанных церковными канонами, так и общечеловеческих принципов поведения в семье и обществе. Собственно, итог его жизни – это яркий пример того, к чему приводит подобная мораль.

Чего в его биографии больше – чудовищного или жалкого – судить сложно.

Очевидно одно: Донасьен Альфонс Франсуа де Сад не был садистом в том смысле, в каком это слово может понять человек, прочитавший хотя бы одно из его произведений. Никаких изощренных пыток, жутких умерщвлений и тем более, инцестов и детоубийств на его совести нет. Он, как говорят современные cеkcопатологи, знакомые с его произведениями, безусловно, страдал cekcуальным расстройством, которое сводилось к тому, что в ситуации, когда партнерша не сопротивляется, он оказывался импотентом. Вступить в половой акт он мог лишь насилуя, причиняя, и сам испытывая боль. Стегать плеткой служанок, безусловно, нехорошо, но едва ли в этом смысле де Сад был более жесток, чем многие другие дворяне, которые предавались таким развлечениям, даже не подозревая, что у них вскоре появится медицинское название «садизм».

Собственно, именно своеобразию своих литературных текстов де Сад обязан тем, что вошел в историю, как «первый садист». В этом смысле даже немного обидно за Калигулу, Нерона, Генриха VII Тюдора, испанского короля Фердинанда II и прочих правителей, сладострастная жестокость которых переходила все границы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *