марья алексеевна что делать
Что делать? (Чернышевский Н. Г., 1863)
Похвальное слово Марье Алексевне
Вы перестаете быть важным действующим лицом в жизни Верочки, Марья Алексевна, и, расставаясь с вами, автор этого рассказа просит вас не сетовать на то, что вы отпускаетесь со сцены с развязкою, несколько невыгодной для вас. Не думайте, что вы через то лишились уважения. Вы остались одураченною, но это нисколько не роняет нашего мнения о вашем уме, Марья Алексевна: ваша ошибка не свидетельствует против вас. Вы встретились с людьми, которых не привыкли встречать прежде, и не грех вам было обмануться в них, судя по прежним вашим опытам. Вся ваша прежняя жизнь привела вас к заключению, что люди делятся на два разряда — дураков и плутов: «кто не дурак, тот плут, непременно плут, думали вы, а не плутом может быть только дурак». Этот взгляд был очень верен, Марья Алексевна, до недавнего времени был совершенно верен, Марья Алексевна. Вы встречали, Марья Алексевна, людей, которые говорили очень хорошо, и вы видели, что все эти люди, без исключения, — или хитрецы, морочащие людей хорошими словами, или взрослые глупые ребята, не знающие жизни и не умеющие ни за что приняться. Потому вы, Марья Алексевна, не верили хорошим словам, считали их за глупость или обман, и вы были правы, Марья Алексевна. Ваш взгляд на людей уже совершенно сформировался, когда вы встретили первую женщину, которая не была глупа и не была плутовка; вам простительно было смутиться, остановиться в раздумье, не знать, как думать о ней, как обращаться с нею. Ваш взгляд на людей уже совершенно сформировался, когда вы встретили первого благородного человека, который не был простодушным, жалким ребенком, знал жизнь не хуже вас, судил о ней не менее верно, чем вы, умел делать дело не менее основательно, чем вы: вам простительно было ошибиться и принять его за такого же пройдоху, как вы. Эти ошибки, Марья Алексевна, не уменьшают моего уважения к вам как женщине умной и дельной. Вы вывели вашего мужа из ничтожества, приобрели себе обеспечение на старость лет, — это вещи хорошие, и для вас были вещами очень трудными. Ваши средства были дурны, но ваша обстановка не давала вам других средств. Ваши средства принадлежат вашей обстановке, а не вашей личности, за них бесчестье не вам, — но честь вашему уму и силе вашего характера.
Довольны ли вы, Марья Алексевна, признанием этих ваших достоинств? Конечно, вы остались бы довольны и этим, потому что вы и не думали никогда претендовать на то, что вы мила или добра; в минуту невольной откровенности вы сами признавали, что вы человек злой и нечестный, и не считали злобы и нечестности своей бесчестьем для себя, доказывая, что иною вы не могли быть при обстоятельствах вашей жизни. Стало быть, вы не станете много интересоваться тем, что к похвале вашему уму и силе вашего характера не прибавлено похвалы вашим добродетелям, вы и не считаете себя имеющею их, и не считаете достоинством, а скорее считаете принадлежностью глупости иметь их. Стало быть, вы не стали бы требовать еще другой похвалы, кроме той, прежней. Но я могу сказать в вашу честь еще одно: из всех людей, которых я не люблю и с которыми не желал бы иметь дела, я все-таки охотнее буду иметь дело с вами, чем с другими. Конечно, вы беспощадна там, где это нужно для вашей выгоды. Но если вам нет выгоды делать кому-нибудь вред, вы не станете делать его из каких-нибудь глупых страстишек; вы рассчитываете, что не стоит вам терять время, труд, деньги без пользы. Вы, разумеется, рады были бы изжарить на медленном огне вашу дочь и ее мужа, но вы умели обуздать мстительное влечение, чтобы холодно рассудить о деле, и поняли, что изжарить их не удалось бы вам; а ведь это великое достоинство, Марья Алексевна, уметь понимать невозможность! Поняв ее, вы и не стали начинать процесса, который не погубил бы людей, раздраживших вас; вы разочли, что те мелкие неприятности, которые наделали бы им хлопотами по процессу, подвергали бы саму вас гораздо большим хлопотам и убыткам, и потому вы не начали процесса. Если нельзя победить врага, если нанесением ему мелочного урона сам делаешь себе больше урона, то незачем начинать борьбы; поняв это, вы имеете здравый смысл и мужество покоряться невозможности без напрасного деланья вреда себе и другим, — это также великое достоинство, Марья Алексевна. Да, Марья Алексевна, с вами еще можно иметь дело, потому что вы не хотите зла для зла в убыток себе самой — это очень редкое, очень великое достоинство, Марья Алексевна! Миллионы людей, Марья Алексевна, вреднее вас и себе и другим, хотя не имеют того ужасного вида, какой имеете вы. Из тех, кто не хорош, вы еще лучше других именно потому, что вы не безрассудны и не тупоумны. Я рад был бы стереть вас с лица земли, но я уважаю вас: вы не портите никакого дела; теперь вы занимаетесь дурными делами, потому что так требует ваша обстановка, но дать вам другую обстановку, и вы с удовольствием станете безвредны, даже полезны, потому что без денежного расчета вы не хотите делать зла, а если вам выгодно, то можете делать что угодно, — стало быть, даже и действовать честно и благородно, если так будет нужно. Вы способны к этому, Марья Алексевна; не вы виноваты в том, что эта способность бездействует в вас, что, вместо нее, действуют противоположные способности, но она есть в вас, а этого нельзя сказать о всех. Дрянные люди не способны ни к чему; вы только дурной человек, а не дрянный человек. Вы выше многих и по нравственному масштабу.
— Довольны ли вы, Марья Алексевна?
— Что, батюшка мой, мне быть довольной-то? Обстоятельства-то мои плоховаты?
Характеристика главных героев романа что делать таблица. Чернышевский «Что делать?»: сюжет и анализ романа
Главные герои
Вера Розальская. Молодая особа, основное действующее лицо «Что делать?», с помощью сновидений которой, писатель трактует собственные рассуждения и мировоззренческие мысли о реформировании революции, рассуждения о грядущем времени. Это уже первые шаги спасения: Вера Розальская оставляет отчий дом при помощи фальшивого замужества, она не хотела исполнять желание мамы, и ехать бракосочетаться за обеспеченного человека. Серьезная и независимая, она открывает свою швейную мастерскую, в котором нанятые работницы, обладают равными с ней правами.
Лопухов. Обучающийся медик, справедливая и очень благородная личность. Безвозмездно предоставляет свою поддержку Вере Розальской. Принадлежит обществу следующего поколения. Высокодуховная личность, он целиком и полностью продолжает быть примером честности и нравственности. Приходит на помощь Вере, для того, чтобы она могла убежать от родных, сделав фальшивое замужество, арендует жилплощадь, в котором они проживают. Оказавшийся фальшивым супругом Веры, из-за ее семейной благополучия, разыграет собственную погибель, и едет за рубеж.
Кирсанов. В дружеских отношениях с Лопуховым, числиться его самым надежным другом. Такая же добросовестная и добропорядочная личность. Он полюбил супругу товарища, и, для того чтобы держаться подальше от их домашнего уюта, оставляет их. Приходит обратно только тогда, когда Лопухов приболел. Вслед за воображаемой гибелью приятеля, вступает в брак с возлюбленной. Надежный, солидный и рациональный.
Рахметов. Нрав его нестандартен, но светел и непохожий на находящихся рядом. Хочет полностью отдать себя прислуживанию народу, для чего воздерживается от любых благ, придерживается монашеской жизни, покидает даже возлюбленную, чтобы ничто не могло помешать ему следовать возвышенным идеям. Может, отчасти даже многострадальная личность. Приятель Кирсанова и Лопухова, настоящий революционер, знает свое дело, прообраз на который стоит равняться.
Основные персонажи
В рассказе присутствуют несколько главных образов, на которых основывается смысловая таблица. Характеристика героев «Что делать?» Чернышевского поможет передать главную систему построения текста, например:
При помощи главных персонажей романа автор показал людей новой формации, на которых стоит обратить внимание и задуматься о своей жизни.
В произведении также имеются второстепенные персонажи. Автор дал понять читателям, что даже при таком окружении встречаются добрые и справедливые люди.
Остальные действующие лица
Розальская Марья Алексеевна. Злобная и тираничная дама, мама Веры. Представляется диктатором в своем семействе. Могущественная и полна решимости, она управляет семьей по своему разумению. По ее мнению, есть лишь два вида людей, некоторые из них — шарлатаны, но, а если нет, то, определенно, дуралеи. Марья Алексеевна соблюдает старые обычаи, и всеми возможными способами их просвещает. Наживается на том, что выдает людям денежные средства, и любыми способами хочет увеличить свое состояние. Рада отдать дочку за состоятельного человека, но та сопротивляется этому и скрывается от родных.
Екатерина Бьюмонт. Катя — дочка коммерсанта Полозова, у которого Дмитрий Лопухов (Бьюмонт) должен купить стеариновое предприятие. Когда он приходит в их жилище, Катя сталкивается с ним. В скором времени отношения молодой пары превращаются в любовные чувства, и они сочетаются браком. Лишь вслед за этим Лопухов — Бьюмонт рассказывает все Кирсановым, они стали дружить, находятся в одном здании. Под давлением собственного супруга и разных сторонников, Екатерина подключается к их общему делу.
Второстепенные герои
Важно понимать, что помимо основных действующих лиц, есть и другие персонажи в произведении «Что делать?». Характеристика героев второго плана поможет ближе познакомиться с каждым из них:
Самая популярная работа в творчестве Николая Чернышевского — «Что делать?». Это произведение переполнено событиями и действующими лицами, причем там представлена не только любовная, но и другие темы, среди которых равенство между сильным и слабым полом.
Вариант 2
Роман содержит множество различных образов и идей, наполненных революционными мыслями. Произведение позволяет понять, что не всегда взгляды большинства являются правильными.
Вера Розальская
Главной героиней произведения является девушка – бунтарка, своенравная и идущая вопреки даже собственной матери. Она не выходит замуж за нелюбимого человека, а заключает фиктивный брак, чтобы сохранить свою свободу и покинуть отчий дом. Идти к своей цели ей помогает именно сильный и независимый характер. Ей удается открыть собственное дело (пусть в этом ей и помог муж), но девушка очень много работы проделала, чтобы воплотить свою мечту в жизнь. Вера открыла швейную мастерскую, нашла работниц. Стоит отметить, что для женщин того времени такое было практически невозможно. Вдобавок, девушка начала обучаться медицине, где так же получала успех.
Одной из главных линий сюжета являются сны Веры Павловны, в них она видит подсказки, различные символы и даже будущее.
Лопухов
Кирсанов
Рахметов
Данный герой произведения является весьма неординарной личностью. Это хороший друг Кирсанова и Лопухова. В нем живут революционные взгляды. Главная цель его жизни – служение людям, ради чего он готов пожертвовать всем, даже любимой женщиной, от которой он отказывается, дабы чувства не мешали его высоким помыслам.
Розальская Марья Алексеевна
Мать Веры представлена как некий тиран в своей семье. Это очень злая, глуповатая и желчная женщина. Счастье она видит только в деньгах, которые просто затуманивают ее разум. Властная, она пытается выдать свою дочь замуж за богатого человека, но та противится и уходит из дома, заключив фиктивный брак.
Екатерина Бьюмонт
Катя является дочерью промышленника Ползунова. Знакомство Лопухова и девушки происходит, когда тот приходит к ее отцу для покупки завода. Вскоре их общение перерастает в любовь и они женятся. Только после этого Лопухов открывается перед Кирсановыми. Между семьями возникает дружба и они даже начинают жить под одной крышей.
Крюкова
При помощи образа Натальи Борисовны – одной из работниц мастерской, автор передает идею спасения падшей женщины.
Другие сочинения: ← Дети в произведении В дурном обществе Короленко↑ ДругиеГерои произведения Приключения Тома Сойера →
Рахметов
На становление студента Рахметова как «особенного человека» во многом повлияло знакомство с Кирсановым, который побудил его к чтению книг и стремлению к новым знаниям. Самый утопичный образ в романе: максимально близок к народу, живет во имя общественного, а не личного, добровольно отказываясь от многих благ: «…мы должны своею жизнью свидетельствовать, что мы требуем этого [наслаждения жизнью] не для удовлетворения своим личным страстям, не для себя лично, а для человека вообще…». Именно Рахметова автор ставит примером для подражания современной ему молодежи, возвышая над остальными главными героями, подчеркивает в нем черты настоящего энтузиаста и революционера.
Наделив главных героев романа лучшими качествами, Чернышевский утверждает, что они не являются недостижимым идеалом, единственными в своем роде: «На той высоте, на которой они стоят, должны стоять, могут стоять все люди…» тем самым призывая современников прислушаться к данным в произведении ответам на главный вопрос что делать?
Сочинение по роману Чернышевского “Что делать?”
Роман начинается с точной даты — 11 июля года. Именно в этот день в одну из петербургских гостиниц поселился молодой мужчина. Он заказал скромный ужин в номер и попросил, чтобы его завтра пораньше разбудили, есть важные дела. Однако на следующее утро постоялец дверь не открыл, сколько в нее не стучали. Пришлось вызвать полицейского, который также не смог достучаться в номер. Пришлось выламывать дверь.
Характеристика литературного героя Кирсанов Александр Матвеич — один из главных героев произведения. Он обладает большой физической силой. С юного возраста стал стараться обеспечивать себя. Окончил Медицинскую академию, теперь он работает в госпитале и возглавляет кафедру.
Главные герои романа Чернышевского «Что делать?»
Вера Павловна Розальская
— главная героиня романа, в уста которой автор вложил и свои мысли. Данная героиня – красивая и общительная девушка, у которой достаточно сильный и своевольный характер. Свобода и независимость – вот, что важно для Веры. Даже когда героиня выходит замуж не по любви за Лопухова, она не отрекается от своей свободы. Вера просит мужа об уединении, живут они в разных комнатах и встречаются лишь для трапез.
Еще с молодого возраста Вера начинает увлекаться шитьем. После того как героиня выходит замуж за Лопухова, она открывает свою швейную мастерскую. Автор описывает ее как идеальное для работы место. Для героини оно становится главным делом жизни. Как руководителя девушку все ценят, так как она заботилась о благе других девушек, которые работали у нее.
В повествовании символичны сны Веры Павловны, которые демонстрируют авторские размышления о будущем страны и ее переустройстве.
Дмитрий Сергеевич Лопухов
– студент медицинского факультета, желающий стать профессором. Герой привык самостоятельно пробивать себе дорогу по жизни.
Герой по-настоящему полюбил Веру и хотел спасти ее от семейного гнета. Поэтому предлагает ей выйти за него замуж. Персонаж отличается своим благородством, порядочностью и чистым помыслом души. Лопухов понимает, что жена не чувствует к нему любви, и отпускает ее. Он инсценирует самоубийство и переезжает в другую страну, чтобы Вера обрела счастье с другом Лопухова – Кирсановым.
Александр Матвеевич Кирсанов
– еще один главный герой романа. Вместе со своим другом Лопуховым они образуют новый тип людей, на которых, как отмечает автор, всегда можно положиться. Это отважные люди, которые не привыкли отступать от дела.
Однако когда Кирсанов влюбляется в Веру, он боится появляться в доме друга, он не хочет мешаться семейной жизни близких ему людей. Однако Кирсанов и Вера Павловна не могут уйти от своих чувств, поэтому вскоре женятся и счастливо живут.
Другим главным героем произведения, который играет важную роль в повествовании и для определения смысла романа, является Рахметов
. Это близкий друг Лопухова и Кирсанова. Данному герою посвящена 29 глава. Рахметов – необычный человек с революционными взглядами на жизнь. Возможно, он и хотел бы жить так, как все люди того времени, однако он не может этого сделать. Главное для героя – служение людям. Для этого он отказывается почти от всего, даже от любимой женщины, потому что любовь могла помещать достижению его главной цели. Автор показывает, что Рахметов – последняя стадия преображения человека нового типа, это некий идеал.
Характеристика героя Кирсанов, Что делать, Чернышевский
Роман «Что делать? Во время написания романа «Что делать? В записке сказано, что о ее авторе вскоре услышат на Литейном мосту и что подозрений ни на кого иметь не должно. Обстоятельства выясняются очень скоро: ночью на Литейном мосту стреляется какой-то человек.
Его появление совпало с расцветом новых для России идей — философии Фурье. Поэтому многие люди радостно приветствовали прогресс в отечественном искусстве и позитивно восприняли те предначертания о будущем общества, которые описал автор.
Главные герои романа Что делать Чернышевского
Вера Розальская
Вера Розальская была девушкой-бунтаркой, которая в своих снах видела своё будущее, подсказки и советы. Изначально Вера была не такой как все. Даже в более молодом возрасте она не послушала свою мать и не стала выходить замуж за человека, которого не любила. Вместо этого она вступила в фиктивный брак, благодаря которому ей удалось покинуть отчий дом. Она сама, пусть и не без помощи своего мужа, открыла мастерскую, сама всё продумала, нашла материал и работниц. Для женщин того времени это было сложно, да и практически невозможно. Однако, вдобавок к этому, девушка начала учиться медицине, в чём вскоре очень хорошо преуспевала, и даже держала экзамен.
Лопухов
Кирсанов
Ещё один понимающий молодой человек – это Кирсанов. Он был влюблён в жену своего друга Лопухова, но не мог позволить себе ничего лишнего в её адрес и даже старался редко приезжать к ним домой. И только узнав о мнимой гибели товарища, он женится на Вере. Этот человек очень ответственный, умный и честный.
Рахметов
Самый революционный персонаж этой книги – Рахметов. Его, наверное, можно даже назвать фанатиком. Ради идеи, ради служения людям он отказывается от всех радостей и даже расстаётся с любимой женщиной. Став аскетом, он также становится примером для подражания. Конечно, он не был так счастлив, как мог бы, несчастливые моменты тоже были в его жизни, ведь для каждого человека терять ценности очень тяжело.
Марья Алексеевна
Марья Алексеевна – скорее второстепенный герой, но на контрасте с ней главные персонажи смотрятся ещё более продвинутыми. Марья любит только деньги, она всеми силами пытается приумножить своё богатство. Считает, что есть только два типа людей – обманщики и дураки.
Произведение Чернышевского переполнено образами новый идей и людей, поддерживающих революционные и либеральные ценности. Это позволяет читателям понять, что не все взгляды, которые иногда встречаются в обществе, являются правильными.
Характеристика героев
Главную роль играет героиня Вера, ответственная девушка, которая уходит из родного дома. Так как не хочет выходить замуж за состоятельного мужчину по прихоти своей матери. Вера Розальская открыла свою собственную швейную фабрику, так как она еще с юности увлекалась шитьем. Рабочие девушки в этой мастерской имели равные права с Верой. Ее уважали другие девушки, так как она старалась заботиться о них. Сама по себе Вера была бунтаркой.
Еще одним персонажем является друг Лопухова, он тоже, как и он умный, справедливый и порядочный. Однажды,он будучи влюблен в супругу своего друга, просто исчез из жизни, чтобы не разрушить их семью. А когда Лопухов заболевает, то возвращается обратно. После смерти друга, он все-таки женился на женщине, которую давно любил. Они так и не смогли уйти от собственных чувств и дальше жили счастливо.
Рахметов в произведении описывается как не ординарная личность, он яркий и не похож на других людей. Он хочет посветить всего себя служению людям и ради этого он отказывается от всего и даже от любимой женщины. В произведении он является другом Кирсанова и Лопухова, а также образцом для подражания.
Розальская Марья Алексеевна.
Еще одной героиней в пьесе является деспотичная мать Веры, Марья Алексеевна. Она очень злая женщина, а также практически тиран. Она очень любит деньги. Зарабатывает себе на жизнь тем, что дает в долг денежные средства, а затем возвращает их с большими процентами, тем самым приумножив свой капитал. Очень желает выдать замуж свою дочь за богатого человека.
Еще одна героиня произведения, Катя, которая является дочерью одного промышленника. У этого самого промышленника, Лопухов должен купить завод. Когда Лопухов пришел к ним домой, они знакомятся с Катей и позже влюбляются друг в друга, а затем женятся. Затем Лопухов открылся перед Кирсановым, и они дружат между собой, а также проживают под одной крышей. Чуть позже она тоже открывает свою швейную фабрику.
О произведении
Самое известное произведение Чернышевского Николая Гавриловича – это, конечно же, «Что делать?». В этом романе, полном героев, событий, историй и воспоминаний заложена не только тема любви, описание разных женитьб и разводов, но и другие высокие, благородные, а главное – новые для того времени темы. Тема равенства между женщиной и мужчиной особенно видна в этом произведении, и именно поэтому автор сделал главным героем девушку. Вера была революционером, она развивала не только свои внутренние качества, но ещё и пыталась обустроить жизни другим женщинам и обществу в целом.
Также читают:
Картинка к сочинению Главные герои произведения Что делать
Популярные сегодня темы
Советский художник Николай Михайлович Ромадин (родился в 1903 году, умер в 1987) получил известность благодаря таким своим картинам, как «Последний луч», «Село – Хмелевка» и др
В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский изображает не зеленые сады, роскошные фонтаны, величественные дворцы Петербурга, а его подноготную: узкие переулки, кабаки
При написании повести Кавказский пленник Лев Толстой не понаслышке описывал происходящие тогда события. Он сам оказался в горах в то время и чуть не попал в плен. Его спасло то, что граница с казаками была рядом
Два охотника травили байки и шутки. Им не спалось, и они так развлекались. По образованию один был ветеринаром, а второй – учителем.
Краткое содержание романа «Что делать?»
Данное произведение было издано в 1906 году. Автор потратил на его написание всего несколько месяцев. Это было то время, когда он находился в заточении в одной из одиночных камер Петропавловской крепости. Краткое содержание романа Чернышевского «Что делать?» по главам раскроет не только любовную линию ведущих персонажей, но и затронет другие не менее важные темы. Экономические, социальные и философские идеи того времени.
I. Дурак
Полицейский, связав факты воедино, понял, что постоялец и есть тот самый мужчина, застрелившийся вечером вчерашнего дня на мосту. Тело не было найдено, но на месте предполагаемого суицида была найдена простреленная фуражка. Прислуга гостиницы опознала ее. Именно эта фуражка была на голове их заезжего гражданина.
II. Первое следствие дурацкого дела
III. Предисловие
Глава первая. Жизнь Веры Павловны в родительском доме
В 12 лет Веру отдали в пансион. Дополнительно она брала уроки игры по фортепьяно. Девочка умела хорошо шить. В 14 она уже обшивала всю семью. Мать постоянно обзывала ее цыганкой за смуглый цвет кожи. Ее одежда была больше похожа на лохмотья, но когда Верочке исполнилось 16, мать изменила свое отношение к ней. Перестала обзывать и стала наряжать пуще прежнего.
Причины таких перемен были очевидны. Марья Алексеевна желала поскорее выдать дочь замуж и прилагала к этому все усилия. Надежды матери оправдались, когда на Веру обратил внимание сын хозяев дома, Сторешников. Женщина не пожалела денег, купив билеты в оперу, в ту же самую ложу, где был хозяйский сынок с друзьями. Вера, почувствовав себя неловко в их обществе, сослалась на головную боль и покинула театр.
Михаил Иванович после оперы продолжил вечер в модном ресторане, где встретил старую знакомую, француженку Жюли. Он говорит всем, что расстался с бывшей девушкой Адель и сейчас он с Верой.
Утром в дом Веры с визитом заявился Сторешников собственной персоной. Чтобы мать не поняла о чем между ними идет разговор, девушка начала общаться с гостем по-французски. Она сказала, что ей известно о том, кем он выставил ее перед друзьями. Ей это было неприятно. Она просит Михаила впредь не попадаться ей на глаза.
Жюли под предлогом поиска учительницы фортепьяно для своей племянницы приехала в дом Розальских. Она признается Вере, что Михаил заключил на нее пари. Сама Вера ей понравилась. Она советует простить Сторешникова и выйти за него замуж. Этот брак мог поправить материальное положение их семьи, да и мать бы успокоилась и перестала донимать разговорами о замужестве.
Вере Михаил совсем не нравился, и замуж она за него не собиралась, но ему удалось уговорить девушку хорошо подумать, прежде чем давать категоричный отказ.
Глава вторая. Первая любовь и законный брак
Первый раз ему удалось познакомиться с Верой поближе на ее дне рождения, куда его пригласила ее мать. Во время танца девушка разоткровенничалась с ним, пожаловавшись на грядущую свадьбу.
Лопухов пытается помочь Вере с работой, но безуспешно. Он бросает учебу на последнем курсе и начинает зарабатывать на жизнь частной практикой и переводом учебников. Ему пришлось пойти на это ради Веры, чтобы забрать ее из родительского дома к себе на съемное жилье.
Вере часто снились сны. Ее первый сон был странным. Ей приснилось, что ее выпустили из темного подвала, где она находилась в заточении. Оказавшись посреди поля, Вера видит красивую незнакомку, представившуюся любовью к людям. Дальше во сне Вера шла по городу и выпускала на свободу запертых в подвале девушек.
Работу Вера так и не могла найти. Ей все отказывали, опасаясь идти против воли ее родителей. Они с Дмитрием решили пожениться, но жить будут на Вериных условиях. Сидеть на шее мужа она не собиралась. Ей нужны собственные средства, чтобы обеспечить себя. Спать они будут в разных комнатах и относиться друг к другу как друзья, не более.
Глава третья. Замужество и вторая любовь
Второй сон был про поле, усеянное колосьями и про грязь, реальную и фантастическую. Объяснение этому было. Из реальной грязи вырастает будущий урожай, из нереальной ничего не будет. У нее нет развития.
Дело Веры было успешным. За три года она неплохо развернулась. В коллективе работало уже не три девушки, а семь. Каждая их них получала свой процент от дохода. Девчонки сдружились между собой и проводили время вместе не только на работе, но и вне ее. Выбирались на природу, устраивали пикники, вели задушевные разговоры.
Однажды Дмитрий серьезно заболел, подхватив воспаление легких. Вера и Кирсанов дежурили у его кровати по очереди. Александр Матвеевич много времени проводил с Верой наедине. Незаметно для себя, юноша понял, что влюбился в жену друга. Испугавшись нового для себя чувства, Кирсанов начал под любым предлогом отказываться от визита к ним в дом. Вере тоже нравился Кирсанов.
Третий сон был про дневник Веры, написанный ее рукой. В нем говорилось, что ее чувства к мужу не более чем благодарность за его заботу и доброту. Вера поняла, что не любит мужа. Дмитрий начал догадываться, что между женой и Кирсановым что-то происходит. Он понял, что лишний в этом любовном треугольнике. Лопухов инсценирует самоубийство на Литейном мосту. О его планах знал только один человек, Рахметов, экземпляр редкой породы. Он и принес Вере записку от Дмитрия, где тот сообщал, что покидает сцену.
Глава четвертая. Второе замужество
Дмитрию пришлось уехать в Рязань. Он не мог больше оставаться с Верой под одной крышей, видя, как она тяготится его обществом. Она чувствовала себя обязанной по отношению к нему, любовью здесь и не пахло. Он уступал свое место Кирсанову, будучи абсолютно уверен в том, что это будет самой лучшей развязкой для всех.
Второе замужество Веры можно назвать счастливым. Они с Кирсановым много времени проводили вместе, читая и обсуждая прочитанное, спорили, искали и находили компромиссы. Александр почти все время проводил на работе. Вера все чаще стала задумываться, а почему бы ей не попробовать соответствовать мужу и не стать женщиной-медиком. Супруг одобрил ее решение и всячески помогал постигать первые азы в медицине.
Новый сон Веры был ярок и красочен. Цветущее поле, пение птиц, сказочный дворец. Три женщины из разных эпох, царицы и богини. Астарта, рабыня своего мужа. Она не вправе распоряжаться собственной жизнью и судьбой. Прекрасная Афродита, служившая мужчинам источником наслаждения. Третья царица «Непорочность», грустная и скорбящая. Вера понимает, что следующей царицей станет она. В ее эпоху будет царить равноправие. В подтверждение этому она видит картину будущего своей страны, где все счастливы и беззаботны.
Катерина Васильевна Полозова пишет письмо Полине, где сообщает, что очарована знакомством с Верой, хозяйкой двух швейных мастерских и ее замечательным мужем.
Глава пятая. Новые лица и развязка
Катя была благодарна Александру Кирсанову. В свое время он помог ей ценным советом, и она смогла сделать правильный выбор. Ее жених оказался совсем не тем человеком, за которого она его принимала.
Обстоятельства вынудили Василия Полозова продать завод. Выгодное приобретение сделал американец по имени Чарльз Бьюмонт. В общении с иностранцем проблем не возникло. Мужчина прекрасно говорил по-русски. Он признался, что его детство и юность прошли в России. Отсюда великолепное знание русского языка.
Его роман с Катей стремительно начался после того, как он был приглашен к ним на ужин в дом. В разговоре девушка пожаловалась, что не может найти занятие по душе и тогда Чарльз посоветовал ей завести знакомство с Верой Кирсановой. Вскоре он делает ей предложение.
Во время визита Катерины с Чарльзом в дом Кирсановых, вскрылась тайна ее жениха. Александр сразу узнал в нем своего друга Лопухова. Все были несказанно рады воскрешению Дмитрия.
Две семьи решают жить вместе. Они принимают гостей, проводят совместно досуг. Швейное производство расширилось. У Веры впереди сдача экзамен на медика. Все ее мечты сбылись. Пройдет несколько лет. Они все так же живут вместе, наслаждаясь тихим, семейным счастьем и обществом друг друга.