маржа что это простыми словами в банке
Что такое маржа и как ее рассчитать
Разбираемся в терминах маржа, маржинальность и наценка, чтобы больше никогда не путать их, а также учимся грамотно управлять финансами
Разбираться в финансовых терминах полезно не только стартаперам и предпринимателям. Знание матчасти здорово облегчает жизнь студентам, самозанятым, всем неравнодушным и интересующимся.
В статье мы предлагаем разобраться с терминологией, закрепить ее формулами и рассмотреть на примерах, чем отличаются маржа, маржинальность и наценка.
Отличие маржи от маржинальности
Маржу и маржинальность легко перепутать, но это разные понятия.
Маржа показывает разницу между выручкой и затратами на переменные расходы. Она выражается в рублях и позволяет увидеть, какая сумма остается у компании после продажи товара или услуги за вычетом расходов.
Выручка – это сумма, которую получают при продаже. Допустим, продали торты на 10 тысяч рублей или запчасти на 3 млн рублей.
Переменные расходы – это расходы на то, что связано с производством и продажей, обычно от них зависят объемы реализации. Если переменные расходы больше, то выручка выше, и наоборот. К переменным можно отнести затраты на исходные материалы, упаковку, зарплату менеджеров и курьеров, которые получают проценты от продаж.
А вот траты на аренду помещений и оборудования, интернет, электричество, отопление, воду, зарплату сотрудникам, не имеющим отношения к продажам, – относятся к постоянным расходам, от них выручка не зависит.
Представим, что вы продаете свечи ручной работы в соцсетях. За день вы продали свечей на 7 тысяч рублей – это и есть ваша выручка.
Расчет маржи по формуле будет выглядеть следующим образом:
Маржа = выручка – стоимость материалов – стоимость упаковки – стоимость доставки – проценты менеджеру
Давайте посчитаем маржу по формуле за сентябрь:
Выручка с продажи свечей – 150 тысяч рублей.
Переменные расходы – 70 тысяч рублей.
Маржа = 150 000 – 70 000 = 80 000 рублей.
Теперь посчитаем маржу за октябрь:
Выручка с продажи свечей – 220 тысяч рублей.
Переменные расходы – 115 тысяч рублей.
Маржа = 220 000 – 115 000 = 105 000 рублей.
В октябре маржа выросла почти в полтора раза. Это хорошо или плохо? Иными словами, можно ли по марже судить об успехе компании?
Для оценки эффективности есть еще один термин.
Маржинальность – это простая формула отношения маржи к выручке. Она выражается в процентах. С ее помощью удобно проводить сравнения, строить графики и отслеживать динамику продаж.
Итак, сравним показатели за два месяца.
Сентябрь: 80 000 / 150 000 х 100% = 53%
Октябрь: 105 / 220 000 х 100% = 48%
Несмотря на рост выручки, маржинальность упала. Это значит, что вместе с выручкой сильно выросли и переменные расходы. Возможно, стоит оптимизировать траты, чтобы сделать работу эффективнее.
Могут ли маржа и маржинальность быть отрицательными?
Да. Например, маржа будет отрицательной, если вы продадите товар ниже суммы переменных расходов.
Важно: максимальное значение маржинальности – 100%
Бизнес по производству свечей и никакой другой не может быть маржинальным более чем на 100%.
Отличие маржинальности от наценки
Для начала разберемся в терминологии.
Наценка – это способ получить прибыль посредством надбавки. Например, вы испекли печенье, потратив на него 200 рублей, а продаете за 500, с наценкой в 300 рублей. Выразить наценку можно не только в рублях, но и в процентах, и рассчитать по формуле как отношение маржи к переменным расходам (или, иными словами, к себестоимости).
У наценки нет максимального значения, потому что накинуть на себестоимость товара вы можете любую сумму. Это зависит от ситуации на рынке и спроса на ваш товар. Обычно, если товар редкий и пользующийся высоким спросом, наценка выше.
Рассмотрим различия между наценкой и маржинальностью.
Вернемся к примеру со свечами, где за сентябрь выручка составила 150 тысяч рублей, переменные расходы (или себестоимость) – 70 тысяч рублей, маржа – 80 тысяч рублей.
Посчитаем наценку: 80 000 / 70 000 х 100% = 114% – то есть с каждого вложенного в товар или услугу рубля мы получаем 114% прибыли.
Посчитаем маржинальность: 80 000 / 150 000 х 100% = 53% – то есть каждый рубль выручки приносит компании 53% дохода.
Использование показателей в жизни
Торговая наценка позволяет увидеть, сколько денег вы заработаете, но не гарантирует высокой прибыли. Например, можно сделать высокую наценку, но все равно уходить в минус из-за большого количества расходов.
Маржинальность является более емким показателем и позволяет:
Рассмотрим на примере компании с хенд-мейд свечами. Допустим, вы увеличили выручку и маржу, каждый месяц получаете больше, чем в предыдущий, а маржинальность при этом не растет. Это говорит о том, что вы теряете много денег на переменных расходах.
Например, выросла стоимость материалов и услуг курьера, а вы не заметили этого. Подкорректируйте эти моменты, чтобы ваша прибыль росла вместе с выручкой.
Кроме работы внутри компании, вы можете сравнивать показатели маржинальности конкурентов. Еще на этапе запуска это позволит вам рассчитать возможную прибыль и оценить свою эффективность относительно других.
Также маржинальность используется при расчете точки безубыточности.
Точка безубыточности – граница, переходя которую компания выходит в ноль. Рассчитывается по формуле как отношение постоянных расходов к маржинальности и выражается в рублях.
Допустим, постоянные расходы для производства свечей составляют 20 тысяч рублей. Тогда точка безубыточности равна 20 000 / 53% х 100% = 37 736 рублей.
Значит, как только выручка составит 37 736 рублей, компания перекроет постоянные расходы и начнет выходить в плюс. Лучше, если это случится ближе к началу месяца.
Предприниматели могут изучить список товаров с высокой маржинальностью. То есть те, которые гарантирую высокую прибыль. К ним относят цветы, косметику, безалкогольные напитки.
Для оценки эффективности зачастую также используют рентабельность. Она рассчитывается как отношение прибыли к интересующим нас ресурсам и показывает, насколько эффективно они используются.
Как контролировать маржинальность товаров
Пример со свечами, который мы рассматривали, очень простой. Сделать подсчеты для такого бизнеса можно в Excel или на листе бумаги.
В случаях, когда речь идет о крупных компаниях или производстве, используются специальные программы, которые автоматизируют процесс.
Лучше следить за маржинальностью ежемесячно, сравнивая показатели и делая выводы. Это позволит держать компанию под контролем, видеть, какие товары продаются лучше и вовремя корректировать слабые моменты.
Банковская маржа: понятие, формула и пути повышения
Основные понятия
Опишем маржу простыми словами. Эта экономическая категория является разницей между следующими значениями:
В банках рассчитывается минимальная маржа в виде предела рентабельности финансовой организации. Может анализироваться и средний показатель. На банковскую маржу оказывают влияние разные факторы. Например, сроки кредитного предоставления и хранения депозитов.
Одним из базовых показателей эффективности деятельности кредитной организации выступает процентная чистая банковская маржа. Она является одним из основных параметров, демонстрирующих эффективность функционирования банка. Рассчитывают ее в качестве отношения разницы между комиссионными доходами и процентными расходами к активам финансового учреждения.
Банковскую маржу вычисляют на основе фактических значений за прошедшие периоды или в качестве прогнозов на следующий этап. Нормативный уровень чистого процентного показателя в финансовой мировой практике составляет от трех до четырех, а в среднем по России это значение равно шести процентам.
Ниже будет приведена формула маржи.
Как рассчитать данный коэффициент?
Итак, экономистами понимается маржа, как разница между отпускной ценой и себестоимостью товара. Она выступает прямым отражением эффективности любой коммерческой деятельности, то есть демонстрацией того, насколько успешно та или иная компания преобразует свои доходы в прибыль. Служит относительной величиной, выражаемой в процентах. Формула маржи выглядит, как правило, следующим образом: прибыль/доходы умножают на сто.
Стоит привести простой пример. Известно, что маржа у организации составляет двадцать пять процентов. Из этого можно заключить вывод о том, что каждый рубль полученной выручки несет фирме двадцать пять копеек прибыли. Остальные же семьдесят пять копеек относят к расходам.
Простыми словами о данном понятии
Выражаясь доступным языком, стоит сказать, что под банковской маржой подразумевают разницу, получаемую после вычета товарной себестоимости из цены реализации и процентной ставки из котировки, установленной на бирже. Данное понятие зачастую встречается в области биржевой торговли, а также в сфере банковской деятельности. Им пользуются и в направлениях страхования, и в торговле. Для каждого конкретного направления свойственны те или иные характерные нюансы. Указывают маржу, как правило, в процентах либо в виде абсолютного значения.
Путь повышения маржи
Многие предприниматели задумываются о том, как повысить маржу. Но часто бизнесмены полагают, что, если они увеличат товарную наценку, тогда спугнут своих покупателей, а значит, потеряют клиентов. Но большинство опытных профессионалов категорически с этим не согласны.
Таким образом, они считают, что маржу товаров можно и нужно в обязательном порядке повышать. Отмечается, что этот прием не просто работает, а в действительности приносит прибыль. И в том случае, если руководитель бизнеса до сих пор боялся поднимать цены, то необходимо это все же сделать, проработав показатели формулы продаж.
Процентные ставки по кредитам и депозитам
Что происходит с процентными ставками по кредитам в настоящее время? В конце октября завершившегося года ключевая ставка Центрального банка РФ составляла 8,20%, а сейчас она достигает уже 7,70 %. После страшной для многих клиентов цифры, равной 17 % (как это происходило в конце 2015 года) данное значение рассматривают, как весьма мягкое. При этом ставки по различным кредитам тоже начинают постепенное движение вниз. В настоящее время средние предложения банков всех регионов страны колеблются в довольно привлекательном для любой целевой аудитории пределе:
Теперь рассмотрим процентные ставки по депозиту. По последним данным, в конце завершившегося 2018 года наиболее привлекательным оказалось предложение под названием «растущий процент» от «Уральского Банка Развития», который предлагал от 7, до 8,5 % в зависимости от сроков вклада. При этом минимальной суммой открытия указаны 10 000 рублей.
Но стоит еще раз напомнить, что высокие проценты по вкладу являются прерогативой небольших банков, которые часто не входят в наиболее авторитетный рейтинг. Главные же финансовые учреждения нашей страны (речь идет о Сбербанке и ВТБ) готовы клиентам предложить только от 3 до 7 % годовых. У ВТБ имеется предложение получше с процентной ставкой, равной 8,5 %, но для ее получения придется сделать вклад минимум от 30 000 рублей на срок от трех лет или более без какого-либо пополнения и снятия. Выгодными являются вклады в организации средней величины. В этом сегменте людям можно рассчитывать на 8,5 % годовых.
Рассмотрим ФЗ «О банках и банковской деятельности».
Доходы и расходы финансовых организаций
Федеральный закон от декабря 1990 № 395 под названием «О банках и банковской деятельности» регулирует основные положения, связанные с рассматриваемой экономической сферой. В нем указывается, что доходы соответствующих финансовых учреждений являются общей суммой денежных средств, которые поступают в соответствующую организацию в результате выполнения активных операций и в ходе предоставления прочих банковских услуг.
Согласно ФЗ «О банках и банковской деятельности» доходность при этом должна быть достаточной не просто для покрытия операционных расходов, но также и для возможности наращивания собственного капитала, а, кроме того, для выплаты доходов акционерам. Стоит отметить, что в конечном итоге подобная прибыль повышает банковский авторитет, улучшая его конкурентные позиции на рынке.
Чем выше доля доходов, которые получены на регулярной основе, тем выше качество банковской прибыли. Когда часть заработка отличается случайным характером, тогда это свидетельствует о нестабильности деятельности. Доходы банка делят на две базовые категории: на процентный и непроцентный тип. Первые составляют до 70% прибыли финансовой организации. Они, как правило, состоят из заработка от предоставления клиентам кредитных услуг, от инвестиций в ценные бумаги и прочих манипуляций.
К процентной прибыли банка относятся доходы по кредитованию субъектов хозяйственной дельности и физических лиц. Сюда же имеет отношение и заработок по депозитам. Прочими вариантами считается прибыль от операций с филиалами и иными учреждениями, а также внебалансовые операции. Продолжаем говорить о банковской марже, ее факторах и путях повышения.
В деятельности банкиров зачастую встречаемой категорией служит кредитная маржа, считающаяся разницей, которая получена после вычета из суммы, приобретенной заемщиком на руки и договорной стоимости продукции. В кредитных договорах прописывают каждую оговоренную по сделке цифру.
От объемов маржи зависят напрямую доходы и расходы банка. Для проведения анализа прибыльности деятельности учреждения, как правило, подходит показатель в виде процентной чистой маржи. Он рассчитываемый, как разница, которую вычисляют между капиталом и доходами от всех вложений кредитной организации. Банки выручают процентные чистые доходы посредством кредитования, а также через осуществление инвестирования.
Термин под названием «гарантийная маржа» рассматривают, когда учреждением предоставляется кредит под залог. Данный коэффициент рассчитывают посредством вычета размеров ссуды из стоимости оставленного в залог имущества.
Прибыль банка
Стоит отметить, что сам термин «маржа» по-разному может трактоваться в странах Европейского союза и в России. На нашей территории это понятие считается аналогичным обозначению «чистая прибыль», поэтому принципиального отличия в вычислении нет. Важно помнить о том, что речь идет именно о доходности, но никак не о наценках.
Правда, отличие одного показателя от другого все же имеется. Термин «маржа» считается очень важным аналитическим значением, которое используется на фондовых биржах, а, кроме того, в банковском деле. Размеры маржи, которую предоставляют брокерам, имеют существенное значение для трейдеров. Во время проведения анализа полученных доходов ее можно сравнивать с торговыми розничными наценками.
Заключение
Таким образом, маржа является одним из определяющих факторов в области ценообразования. Но далеко не каждый предприниматель может объяснить точное значение данного слова. Рассматриваемым понятием очень часто оперируют специалисты абсолютно всех сфер экономики. Оно, как правило, является относительной величиной, выступающей показателем рентабельности. В области торговли, страхования и банковского дела этот показатель имеет свою особую специфику. Непосредственно в банках рассчитывают минимальную маржу в виде предела рентабельности финансовой организации.
Что такое маржа и как её рассчитать? Подробный обзор понятия для новичков + формулы расчёта
Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет о таком известном экономическом термине, как маржа. Многие начинающие предприниматели, а также участники закупок понятия не имеют, что это такое и как она рассчитывается. Данный термин в зависимости от того, в какой сфере он используется, имеет различные значения. Поэтому в данной статье мы рассмотрим самые распространенные виды маржи и детально остановимся на марже в торговле, т.к. именно она представляет наибольший интерес для поставщиков, участвующих в государственных и коммерческих тендерах.
Содержание:
1. Что такое маржа простыми словами?
Термин “маржа” чаще всего встречается в таких сферах, как торговля, биржевая торговля, страхование и банковская деятельность. В зависимости от сферы деятельности, в которой этот термин используется, он может обладать своей спецификой.
Маржа (от англ. Margin — разница, преимущество) — разница между ценами товаров, курсами ценных бумаг, процентными ставками и прочими показателями. Такая разница может выражаться, как в абсолютных величинах (например, рубль, доллар, евро), так и в процентах (%).
Простыми словами маржа в торговле — это разница между себестоимостью товара (стоимостью его изготовления или закупочной стоимостью) и его конечной (отпускной) ценой. Т.е. это некий показатель эффективности экономической деятельности конкретно взятой компании или предпринимателя.
В данном случае это относительная величина, которая выражается в % и определяется по следующей формуле:
П — прибыль, которая определяется по формуле:
П = отпускная цена — себестоимость
Д — доход (отпускная цена).
Однако хочу отметить, что маржа в нашем и западном понимании сильно отличается. У европейских коллег она представляет собой отношение прибыли от продажи товара к его отпускной цене. У нас же для расчета используется чистая прибыль, а именно (отпускная цена — себестоимость).
2. Виды маржи
В данном разделе статьи мы с вами рассмотрим самые распространенные виды маржи. Итак, давайте начнем…
2.1 Валовая (гросс) маржа
Валовая маржа (англ. gross margin) — это процент от общего объема выручки компании, который она сохраняет после понесенных прямых расходов, связанных с производством своих товаров и услуг.
Валовая маржа рассчитывается по следующей формуле:
ВП — валовая прибыль, которая определяется как:
ОП — объем продаж (выручка);
СС — себестоимость проданных товаров;
Таким образом, чем выше у компании показатель ВМ, тем больше средств сохраняет компания на каждый рубль продаж для обслуживания прочих своих расходов и обязательств.
Отношение ВМ к сумме выручки от реализации товара называется коэффициентом валовой маржи.
2.2 Маржа прибыли
2.3 Вариационная маржа
Вариационная маржа — сумма, уплачиваемая/получаемая банком или участником торгов на бирже в связи с изменением денежного обязательства по одной позиции в результате её корректировки по рынку.
Данный термин используется в биржевой деятельности. Вообще для биржевиков существует масса калькуляторов для расчета маржи. Вы без труда их найдете в интернете по данному поисковому запросу.
2.4 Чистая процентная маржа (банковская процентная маржа)
Чистая процентная маржа — один из ключевых показателей оценки эффективности банковской деятельности. ЧПМ определяется как отношение разницы между процентными (комиссионными) доходами и процентными (комиссионными) расходами к активам финансовой организации.
Формула для расчета чистой процентной маржи выглядит следующим образом:
ДП — процентные (комиссионные) доходы;
РП — процентные (комиссионные) расходы;
АД — активы, приносящие доход.
Как правило, показатели ЧПМ финансовых учреждений можно найти в открытых источниках. Этот показатель очень важен для оценки устойчивости финансовой организации при открытии в ней счета.
2.5 Гарантийная маржа
Гарантийная маржа — это разница между стоимостью залога и величиной выданного кредита.
2.6 Кредитная маржа
Кредитная маржа — разница между оценочной стоимостью товара и размером кредита (займа), выданного финансовой организацией для покупки этого товара.
2.7 Банковская маржа
Банковская маржа (bank margin) — это разница между ставками кредитного и депозитного процента, кредитными ставками для отдельных заемщиков, либо процентными ставками по активным и пассивным операциям.
На показатель БМ оказывают влияние сроки выдаваемых кредитов, сроки хранения депозитов (вкладов), а также проценты по этим кредитам или депозитам.
2.8 Фронт и бэк маржа
Эти два термина следует рассматривать вместе, т.к. они связаны между собой,
Фронт маржа – это прибыль с наценки, а бэк маржа – это прибыль, полученная компанией от скидок, акций и бонусов.
3. Маржа и прибыль: в чем разница?
Некоторые специалисты склоняются к тому, что маржа и прибыль являются равнозначными понятиями. Однако на практике эти понятия отличаются друг от друга.
Маржа — это разница между показателями, а прибыль — конечный финансовый результат. Формула расчёта прибыли приведена ниже:
Прибыль = В – СП – КИ – УЗ – ПУ + ПП – ВР + ВД – ПР + ПД
В — выручка;
СП — себестоимость продукции;
КИ — коммерческие издержки;
УЗ — управленческие затраты;
ПУ — проценты уплаченные;
ПП — проценты полученные;
ВР — внереализованные расходы;
ВД — внереализованные доходы;
ПР — прочие расходы;
ПД — прочие доходы.
Подводя итог всему вышесказанному можно сказать, что при расчете маржи учитывается только один тип издержек — переменные затраты, которые закладываются в себестоимость производства продукции. А при расчете прибыли учитываются все расходы и доходы, которые несет компания при производстве своей продукции (или оказании услуг).
4. Чем отличается маржа от наценки?
Очень часто маржу ошибочно путают с торговой наценкой. Наценка — отношение прибыли от продажи товара к его себестоимости. Для того чтобы у вас больше не возникало путаницы, запомните одно простое правило:
Маржа это отношение прибыли к цене, а наценка это отношение прибыли к себестоимости.
Давайте на конкретном примере попробуем определить разницу.
Предположим, вы приобрели товар за 1000 рублей, а продали его за 1500 рублей. Т.е. размер наценки в нашем случае составил:
Н = (1500-1000)/1000 * 100% = 50%
Теперь давайте определим размер маржи:
М = (1500-1000)/1500 * 100% = 33,3%
Соотношение между показателями маржи и наценки для наглядности приведено в таблице ниже:
Важный момент: Торговая наценка очень часто бывает больше 100% (200, 300, 500 и даже 1000%), а вот маржа не может превышать 100%.
Для того чтобы лучше понять разницу между двумя этими понятиями, предлагаю вам посмотреть небольшое видео:
5. Заключение
Как вы уже смогли понять, маржа это аналитический инструмент для оценки эффективности компании (за исключением биржевой торговли). И прежде чем наращивать производство, выводить на рынок новый товар или услугу необходимо оценить начальное значение маржи. Если вы увеличиваете отпускную стоимость товара, а размер маржи при этом не увеличивается, то это говорит лишь о том, что размер издержек на его производство также растет. И при такой динамике существует риск оказаться в убытке.
На этом, пожалуй, все. Надеюсь, что теперь вы имеете необходимое представление о том, что такое маржа и каким образом она рассчитывается.