маскулинность что это в моде
Мода без правил: маскулинность в женском образе
Весомую роль в продвижении идеи маскулинности в женский гардероб сыграли Коко Шанель, Грета Гарбо, Марлен Дитрих, Кэтрин Хэпберн и другие представительницы мира моды и кино. Отдавая предпочтение костюмам «с мужского плеча», они на максимум использовали возможность обратить на себя внимание, заявить о себе во всеуслышание, показать себя настоящую, отбросив стереотипы о том, что должны и не должны носить женщины.
С уверенностью можно сказать, что одежда и обувь стала настоящим fashion statements, и во многом помогла представительницам прекрасной половины донести до мужчин главное послание – они способны на что-то большее, чем им веками предписывалось гендерными ролями.
Идею сильной и независимой женщины в своих коллекциях поддерживал Ив Сен Лоран. Он был первым из мужчин-дизайнеров, кто переосмыслил классический смокинг, предназначенный для джентльменов, и создал аналогичную женскую модель. Сказать, что модники и критики того времени (1962 год) были удивлены и поражены – не сказать ничего. Дефилирующие по подиуму женщины в смокингах произвели модную революцию, навечно вписав имя французского дизайнера в хроники мировой моды. Позднее идею Сен Лорана поддержали многие дома моды, среди которых также были Givenchy, Christian Dior и Alexander McQueen.
Конечно, тот факт, что за одеждой последовала обувь, никого не удивил. Разнообразный ряд женской обуви, который раньше состоял преимущественно из туфель-лодочек, сандалий, босоножек, ботильонов, полусапог и сапог разбавился несколькими стильными и комфортными моделями. Так, в обувной коллекции современных модниц появились лоферы, слипоны, броги, топсайдеры, слиперы, дерби. Отсутствие каблука в каждой из перечисленных моделей – ещё одна победа маскулинности над феминностью в женском гардеробе. Эти изделия подарили женщинам не только свободу самовыражения, но и свободу передвижения с максимальным комфортом.
Сегодня проявления маскулинности в женском гардеробе встречается настолько часто, что она уже перестала быть чем-то вызывающим и необычным. Главное, на что делается ставка в современной моде – актуальность, практичность и удобство. Если вы стремитесь добавить эти свойства своим outfit’ам – выбирайте обувь Antonio Biaggi. В ассортименте бренда представлены перечисленные выше модели по привлекательным ценам.
Стиль без правил: 20 образов знаменитых женщин в маскулинной одежде
Кажется, что по-настоящему сильный виток стиля унисекс мы переживаем прямо сейчас. Так и есть: цивилизованный мир стремительно освобождается от стереотипов, новые лейблы genderless fashion появляются все чаще, а граница мужского и женского в гардеробе все больше размывается.
Но не стоит забывать, что еще в прошлом столетии женщина в мужском костюме была для общества совершенно непривычным явлением. Эту ситуацию взялись исправить смелые и знаменитые женщины: актрисы, певицы, модели, дизайнеры – каждая из них увидела в маскулинном стиле способ громко заявить о своей личности и показать себя настоящую с новой стороны, при этом пренебрежительно отбрасывая стереотипы.
От Марлен Дитрих до Мадонны, от Брижит Бардо до Кары Делевинь – в нашей подборке вы найдете двадцать самых запоминающихся случаев, когда одежда впервые за долгое время перестала определять гендер, а образы знаменитостей от этого превратились в волевые fashion statements.
Марлен Дитрих, 1940
Кэтрин Хепберн, 1935
Джоди Фостер и Вайнона Райдер, ранние 1990-е
Новая маскулинность: почему мир завоевали утонченные парни, а здоровяки больше никому не нужны
Чуть больше двух веков назад мужчины носили каблуки выше, чем у женщин, и надевали больше украшений. Что-то похожее повторилось в свободные 60-е. В XXI веке мода и одежда все чаще теряют гендерную принадлежность, открывая возможности для экспериментов и женщинам, и мужчинам. InStyle Man посмотрел на новые примеры для подражаний и выяснил, что же такое новая маскулинность.
Гламур, блеск и рок-н-ролл — это теперь не только про женскую моду. Актеры и рок-звезды нового поколения (хотя началось все еще с Дэвида Боуи) на своем примере показывают, что означает сегодня маскулинность. И дело порой не только в экстравагантной одежде и слегка странноватой манере поведения.
Откуда ноги растут
В ноябре 2019 года на обложке американского GQ появился Фаррелл Уильямс в длинном пальто-одеяле от 1 Moncler by Pierpaolo Piccioli, а вокруг него курсивом: The New Masculinity Issue («Издание о новой маскулинности»).
Почему именно Фаррелл? Он, возможно, первым из американского хип-хопа надел более узкие джинсы, более узкую скейтерскую футболку, а затем и вовсе заказал себе крокодиловую Hermes Birkin и выпустил капсульную коллекцию с Chanel. Бренд, к слову, не имеет мужской линии, но певец по приглашению Карла Лагерфельда стал его лицом.
Можно сказать, именно Фаррелл стал первопроходцем и активно начал транслировать новую маскулинность не только со сцены. «Я начал с идеи, что я могу это осуществить, — говорит Фаррелл в интервью, отвечая на вопрос о том, что он начал одеваться «не так» еще до того, как об этом заговорили. — У меня много вещей Chanel и Celine просто потому, что это одежда, которая мне идет. Когда ты слушаешь себя, когда ты чувствуешь себя комфортно, ты носишь то, что хорошо сидит на тебе, в чем ты хорошо выглядишь. И это все».
Чуть ранее i-D представили фотопроект под названием What does it mean to be a man in 2019 («Что значит быть мужчиной в 2019 году»). Основная идея: неважно, кто ты: панк, гопник, драг-квин или просто современный подросток с тонким психическим укладом, — будь собой. И это, пожалуй, main statement всего «движения» новой маскулинности.
Феминизация мужской моды стала возможной благодаря всемировой феминизации. Женщины все больше стали отстаивать свои права на силу, почему бы тогда и мужчинам не заявить права на слабость, да и разве это слабость? Если девочкам с детства твердят, что вы можете быть такими, какими хотите, то для мальчиков паттерн по-прежнему один: «Будь как мужчина».
Но что это значит теперь? Как это распространяется на стиль? Зачем быть как кто-то? Все эти вопросы все чаще задаются в мужской индустрии моды. В конце концов, желание носить одежду, которая нравится, еще никогда не было настолько осуждаемым и обсуждаемым.
Запрос был услышан. Неделя мужской моды в Париже в январе прошла под эгидой новой маскулинности. Дизайнеры во главе с Кимом Джонсом (Dior), Рафом Симонсом, Джонатаном Андерсоном (J.W. Anderson и Loewe) и Дрисом Ван Нотеном показали: романтизм и инфантилизм теперь присущи не только «женским» коллекциям. На мужских брюках появился цветочный принт, жесткая ткань пиджаков сменилась на шелк и бархат, розовый перестал быть цветом Barbie.
Christian Louboutin выпустил мужские казаки на 6-сантиметровом прозрачном пластиковом каблуке, модели на показе Gucci выходили на подиум в туфлях «Мэри Джейн», Fendi и Rick Owens поставили мужчин на платформы. Модные СМИ впервые единогласно объявили о новом курсе в мужской моде.
Разбираемся, что такое новая маскулинность и почему это важно
Долгое время все обсуждали интервью Фаррелла Уильямса для журнала GQ, темой которого стала новая маскулинность. На обложке артист предстал в желтом платье-пуховике Moncler, созданном Пьерпаоло Пиччоли. Примечательно, что ранее на парижской премьере фильма «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда» в подобном наряде бренда появился Эзра Миллер. Эзра и его коллега по цеху – Тимоти Шаламе как раз и являются символами такого понятия, как новая мужественность.
Судя по тому, как набирает обороты движение #metoo, становится ясно, что сегодняшний образ мужественности кардинально меняется. Догма «парни не плачут» становится неактуальной, а мужчины-мачо уступают место чувственным и ранимым представителям сильного пола.
Ярким представителем новой маскулинности стал Джейден Смит, позирующий в юбке Louis Vuitton для Vogue Korea. В целом образ артиста сложно назвать истинно «мужским», если ориентироваться на уже слегка устаревшее классическое представление о мужественности. Каким бы брутальным ни был рэп, многие исполнители отражают новый взгляд на мужественность. Даже Канье Уэст во время промотура альбома Watch the Throne несколько раз выступил в юбке авторства Рикардо Тиши. Кстати, многие фанаты Канье называют его голосом эпохи именно потому, что он не боится обнажать эмоции на сцене и быть максимально искренним, рассказывая в песнях о своих переживаниях.
Не отстает от Уэста и актер Билли Портер, надевший на церемонию вручения премии «Оскар» смокинг в сочетании с юбкой. В своем интервью для Vogue он пояснил, что таким образом бросил вызов обществу:
«Что такое мужественность? Что это слово обозначает? Женщины каждый день носят брюки, и это никого не смущает, но если мужчина надевает платье, то это уже за гранью дозволенности. Именно так случилось на «Золотом глобусе», когда я надел розовый плащ. Этот наряд изменил для меня все. У меня хватило смелости нарушить статус-кво. Я верю, что мужчины на красной дорожке хотели бы больше играть с модой, с нарядами. Эта индустрия маскируется под инклюзивность, но актеры боятся пробовать что-то новое, потому что, если они проявят себя за гранью заявленных рамок, в них увидят женственность, и в результате они не станут мужественными супергероями. Мой образ – это соединение мужского и женского. Это вовсе не дрэг, потому что я не причастен к этой культуре. Я всего-навсего мужчина в платье».
К слову, Портер сыграет роль феи-крестной в новой экранизации «Золушки».
Все это не позволяет мальчикам, воспитанным на примере токсичной мужественности, открыто выражать свои эмоции, они должны быть «жесткими» все время. На тему «токсичной мужественности» Gillette снял рекламу, которая вызвала в обществе большой резонанс.
Гендерные стереотипы начинают разрушаться, и касается это не только роли женщины в обществе, но и мужчин. Если женщина может позволить себе быть сильной и независимой, то почему мужчина не может позволить себе быть эмоциональным? Все дело в том, что понятие гендера – социальное, а так как социум активно пересматривает свою позицию, то и восприятие гендера тоже меняется.
Поколение Z не приемлет социальных рамок и мыслит более свободно. Агентство Irregular Lab и Gucci опубликовали отчет о том, как поколение Z относится к теме гендера и разделению полов. Только 2/3 опрошенных считают себя гетеросексуалами, около 25% считают, что их гендерная принадлежность изменится, а 45% уверены, что она будет меняться 2-3 раза на протяжении жизни. Они считают, что определять по анатомическим признакам, парень ты или девушка, в корне неправильно. Не отстает в этом плане и мода. Многие люксовые бренды, такие как Gucci, JW Anderson, Balenciaga, Salvatore Ferragamo, Celine и другие, объединили свои мужские и женские показы. Ermenegildo Zegna построил на концепции новой маскулинности целую рекламную кампанию FW’19, задавая вопрос What Makes a Man?
Одним из самых ярких событий этого года на выставке мужской моды Pitti Uomo стал «Скандинавский манифест», когда бренды мужской одежды из Скандинавии представили свои версии того, как должна выглядеть мужественность в ближайшем будущем. Martin Asbjørn предложил изучить мужскую сексуальность через укороченные топы, короткие кожаные шорты и майки из махровой ткани. Rue de Tokyo, вдохновленные сочетанием японской и французской культуры, но базирующиеся в Копенгагене, представили одежду в стиле сдержанной элегантности. Другой взгляд на мужественность, с приталенными силуэтами и сексуальными аутфитами, был очевиден и на показе Givenchy. В прекрасных садах Виллы Палмьери на моделях были очень узкие и облегающие футболки, демонстрирующие каждый мускул моделей, в сочетании с широкими брюками для максимального эффекта.
Не отстает в этом плане и масс-маркет: ASOS продает декоративную косметику для мужчин, а новая коллекция H&M в коллаборации с Джамбаттиста Валли предлагает парням достаточно агендерные луки: леопардовые шубы, колье из жемчуга, жакеты, расшитые бисером, романтичные блузы в цветочный принт и камзолы, расшитые золотым орнаментом.
Возвращаясь к Фарреллу Уильямсу, который в 2007 году уже носил фиолетовую сумку Birkin, а в 2015-м пришел на съемку GQ в пастельном пальто Céline. На вопрос, почему он согласился сняться для обложки GQ, посвященной новой маскулинности, артист признался:
«Вы можете представить, что переживают трансгендеры? Они чувствуют, что их тело не связано с их внутренним состоянием. И они постоянно должны оправдываться за это. Это настоящая война мировоззрений. Поэтому я хотел быть частью этого разговора. На первый взгляд, мир принадлежит белым гетеросексуальным мужчинам. И это подводит к тому, что нужно копать глубже современного восприятия мужественности или как выглядит гендерно-бинарный мир. Я думаю, что мир находится на грани духовной борьбы».
Я не активист и не думаю, что мое мнение – это истина в последней инстанции. Я могу говорить лишь за себя: в ту минуту, когда я перестал беспокоиться о том, что подумают другие люди, и перестал идти на поводу у страхов, которые в нас вселяет общество, я начал думать: «Вау! Ремень Chanel? Я мог бы носить это! Шляпа Chanel? Мне это нравится!»
Мне стыдно признаться, что изначально это было дело вкуса, эстетическим выбором. Мне что-то понравилось, и я надел это. И только позже уже последовала философия. Но и у меня есть свои границы: я бы не надел юбку или блузу – это не мое. Но вещи, сделанные для женщин, которые, по моему мнению, будут хорошо смотреться на мне, которые мне нравятся, я надену.
МнениеКак мужская мода избавляется от культа маскулинности
Разбираемся в процессе освобождении мужчин от гендерно окрашенного дресс-кода
Текст: Анастасия Веричинская
Современная история знает не так много разных образов «общепризнанно модных мужчин». Молодой Джонни Депп в его расстёгнутых рубашках. Дэвид Бекхэм и Дэниел Крейг в туго сидящих пиджаках. Можно перечислять и дальше, но суть в том, что массовая культура очень долго транслировала: хорошо одетый мужчина — это мужчина в пиджаке и при галстуке, реже без него. В редких случаях — в джинсах и белой майке, как Марлон Брандо или Брэд Питт в молодости. То есть кто-то очень мужественный, с подчёркнутыми мышцами, в мужественно-элегантной или мужественно-бунтарской одежде. Этот гипертрофированно маскулинный образ был для мужчин эталоном стиля, замешанным не столько на самой одежде, сколько на символике гендерных ролей. И хотя эти роли уже успели сто раз поменяться, образцовый мужской гардероб меняться не спешил.
Гипертрофированно маскулинный образ был для мужчин эталоном стиля, замешанным
не столько на самой одежде, сколько
на символике гендерных ролей
Посмотрите на любую красную ковровую дорожку последних двадцати лет — визуальный маркер массовой культуры: за спинами Бьорк в её платье-лебеде, принцессы Дианы в ночнушке, Вупи Голдберг в мужском костюме колышутся ряды и ряды мужчин в чёрных смокингах. У девушек была определённая свобода выбора и разнообразие ролевых моделей по части внешнего вида, а сейчас их стало ещё больше — хоть необычная Эми Шумер, хоть богиня из богинь Тильда Суинтон, хоть та же Кристен Стюарт в кутюрных платьях под кеды. Тем временем мужская одежда продолжала неловко топтаться где-то в зоне классического костюма — выверенного до миллиметра и до боли в зубах скучного.
А потом стало происходить то, что не могло не произойти. Да, мода для мужчин отреагировала на гендерные перестановки с опозданием, но всё же отреагировала, и размывание патриархальных ролевых моделей обрело вполне реальное воплощение в виде брюк, рубашек и прочего. Попытки осмыслить разные грани мужской сексуальности через одежду уже были: вспомните хотя бы обтягивающие брюки клёш и облегающие трикотажные кофты семидесятых. Но то была лишь примета времени — по-настоящему фундаментальные изменения стали происходить лишь в последние несколько лет. Во многом сказать спасибо за это стоит фем-движениям: они продолжают высвобождать женщин из красивой, но неудобной одежды, делают гардероб функциональным и первыми стали выступать за отказ от какой бы то ни было гендерной символики. Это значило, что и мужчинам вовсе не обязательно хранить верность консервативному гардеробу, на визуальном уровне доказывая свою мужественность. Здесь как с платьями Herve Leger: никто не запрещает их носить, однако образцом «сексуальности» их уже считают далеко не все. С костюмами история примерно та же. Конечно, процесс десакрализации мачизма на всех уровнях проходит не так явно и не так громко, как процесс женской эмансипации, но тоже достигает удивительных результатов. В частности, превращает мужскую одежду в средство самовыражения, которым она уже стала у женщин.
Мы долго наблюдали планомерное повышение градуса хайпа вокруг модной индустрии вообще. Показы стали масштабными, модели обзавелись миллионами фолловеров, коллекций выпускают больше и больше. Примечательно, что всё это касалось только женской моды. Мужские недели тихо проходили дважды в год, обсуждались в изданиях типа GQ и Vogue Homme и забывались, оставаясь лишь в памяти парочки профессионалов и собственно мужчин-покупателей, которые за подобными мероприятиями следили и понимали разницу между почти одинаковыми двубортными пиджаками. Но если вы будете постоянно наращивать скорость, однажды неизбежно врежетесь в столб — это и случилось с женской модой. Ничего критичного или особо кризисного не случилось, просто в последние годы её трансформации перестали восприниматься как нечто из ряда вон выходящее (и ничего плохого в этом нет). А вот трансформации мужской — да.
Во многом этому поспособствовал феномен стритстайла. Десять лет назад в Сети стали появляться фотографии идеально одетых мужчин в ярких костюмах из сарторий, и внезапно они понравились публике не меньше, чем снимки Ульяны Сергеенко в кутюре. Это были фотографии с Pitti Uomo — крупнейшей выставки мужской одежды, которая дважды в год собирает вокруг себя самые интересные марки. И вот эти ребята в костюмах всерьёз повлияли на то, что мы имеем в моде для мужчин сегодня. Из их стритстайл-снимков мир узнал, что ботинки можно носить на босу ногу с синими/красными/жёлтыми брюками, открывающими щиколотки. Что забытые детали вроде шейных платков и шёлковых перчаток — это по-прежнему красиво. Специально или нет, публика Pitti Uomo всерьёз расширила представления о том, что могут носить мужчины — правда, пока ещё подчёркнуто мужественные и в неизменных костюмах. Их одежду стали копировать не только большие марки, но и масс-маркет-бренды. И если до разговоров вокруг Pitti мало кто решился бы на условный розовый костюм, то после их появления стереотипное представление о правильной мужской одежде стало постепенно расшатываться и исчезать.
Вот только тема классического костюма (даже самого необычного и перегруженного деталями) — очень даже исчерпаемая. А главное, этот вид одежды по-прежнему существует как бы в отрыве от реальности, где люди носят удобные функциональные вещи и не хотят выпячивать конвенциональную мужественность. Да и стритстайл-фотографиям никто больше не верил — на той же Pitti Uomo стали появляться «павлины», которые одевались специально для фотографов и не имели ничего общего с живой и подвижной современной модой.
В итоге всё сошлось одно к одному: «модники» привлекли внимание к мужскому наряду вообще, а дизайнеры отреагировали на запрос потребителя, который больше не хотел, чтобы его гардероб выглядел как шкаф инспектора Гаджета. Получилось так классно, что даже девушки стали одеваться в мужских отделах, которые теперь предлагают красивую и технологичную одежду, очень уместную в наш век гендерной амбивалентности.
В мужском гардеробе теперь всего так много, всё такое необычное и непривычное, что это хочется покупать вне зависимости
от пола
Так чтó именно происходит в консервативных мужских шкафах? Начнём с того, что они больше не консервативные. Александр Фьюри, модный обозреватель Vogue.com, верно заметил: прошедшие недавно недели мужской моды доступно объясняют, что мужчины наконец-то могут выглядеть как угодно. Раф Симонс придумал подчёркнуто гомоэротичную коллекцию, у Prada модели ходят в ярких дождевиках с сандалиями, Гоша Рубчинский продолжает развивать тему субкультур и спортивных ретрокостюмов, у Hermès — цветные теннисные комплекты, а у Thom Browne можно было и вовсе наблюдать эксперименты, которые несколько лет назад казались немыслимыми.
Самым большим прорывом в вопросе сноса шаблонов стали, конечно, Gucci под руководством Алессандро Микеле — его субтильные юноши в лакированных плащах, шёлковых халатах и розовых шортах с гольфами транслируют совсем новый тип самоидентификации, в рамках которого никто не обязан выпячивать женственность или мужественность, потому что этот тип придуман для самовыражения. Одновременно появилась масса молодых отличных марок, чьи создатели, кажется, никогда и не считали маскулинных мужчин ролевыми моделями. Возьмите хоть марку британца Крейга Грина, хоть Тиграна Аветисяна и его агендерную одежду, хоть бодрую Off-White с вещами, которые не требуют какой-то принадлежности к гендеру и на мужчинах выглядят так же круто, как и на девушках. В контексте этого многообразия герои вроде Бена Кобба — истинные дети своего времени. На прошедших неделях мужской моды Бен, взрослый усатый редактор с причёской цыганского барона, появился в тонкой шёлковой рубашке, через которую просвечивали соски, и выглядел он по-настоящему круто.
Пришло время признать: в мужском гардеробе всего теперь так много, всё такое необычное и непривычное, что это хочется покупать вне зависимости о пола. И люди готовы за одежду платить: по статистике, поколение миллениалов — целевая аудитория всех сегодняшних марок — тратит на одежду существенно больше, чем старшее поколение (женщина — на 36 %, мужчины — в два раза). Всем нравится наряжаться, и не по принципу «платья-футляры — для девочек, смокинги — для мальчиков», а в соответствии с собственными представлениями о прекрасном. Конечно, нельзя требовать мгновенных изменений. Пару недель назад корреспондент Business of Fashion поговорил на Pitti Uomo с адептами стиля «для настоящих мужчин», которые по-прежнему не хотят слышать о разных оттенках гендера и сурово отвечают: «Парни хотят выглядеть как парни». Но в таких материалах уже обозначен конфликт, уже есть диалог, а значит, появились разные варианты.