масло льняное полимеризованное что это
Полимеризованные масла
Масла подвергаются нагреванию и варке (на огне и с помощью перегретого пара) без всяких примесей. Они получаются сгущением масла при температуре от 250 до 300°. Варка масла ведется при доступе и без доступа воздуха (в вакууме), причем в последнем случае продуктам разложения предоставляется свободный выход. Масла, вареные без доступа воздуха, отличаются своим составом от оксидированных, т. е. продутых, озонированных и вообще поглотивших кислород масел, так как сгущение их не является следствием поглощения кислорода, а следствием полимеризации, т. е. уплотнения молекул масла, почему их также называют «полимеризованными». Полимеризованные масла, подобно оксидированным, не только приобретают значительную густоту, но могут обращаться даже в весьма густую липкую массу. При примитивном производстве сгущенных масел с нагреванием их на огне и примитивном оборудования для измерения температуры пользуются птичьими перьями, бородки которых при высокой температуре опаляются. Вареные масла дают более твердый слой, нежели продутые, но они имеют более темный цвет; впрочем, масла, полученные при менее высокой температуре, более светлы.
Рекомендуется при варке стандоля поступать таким образом. Хорошо отстоявшееся льняное масло нагревается без доступа воздуха, а еще лучше в присутствии углекислого газа до желаемой густоты и до образования флуоресцирующей окраски масла. Сваренное до консистенции сиропа, льняное масло изменяется в своем химическом составе и приобретает ряд следующих преимуществ перед сырым льняным маслом и обыкновенной олифой:
1) льняное масло теряет свою способность желтеть, так как линоленовый глицерид, которому оно и обязано этим недостатком, при этом деформируется, превращаясь в смолистое вещество;
2) по той же причине масло становится непроницаемым к действию газов и воды, так как оно по существу своему обращается в лак;
3) пленка его представляет собою твердую поверхность, исключающую, как показал опыт, возможность появления в ней трещин;
4) при высыхании оно испытывает ничтожные химические изменения, что чрезвычайно важно для прочности масляного слоя.
Исходя из сказанного, стандоль можно считать маслом, наиболее отвечающим запросам живописи.
Оксидированные и полимеризованные масла, как было указано, предложены в позднейшее время для производства масляных живописных красок, причем масла для названной цели готовятся таким образом, что они не подвергаются слишком высокой температуре. Таубер получил медленно сохнущее сгущенное масло, дававшее блестящий слой в окраске, нагревая масло до 150° в течение 120 часов.
Льняное масло применялось для малярных и живописных целей, начиная с IX века, в виде сгущенного масла, получаемого различными путями: окислением на свету и воздухе и варкой на огне. Обработанные подобным образом масла высыхали с глянцевой поверхностью, которую мы видим в средневековой живописи.
Несомненно, что хорошая сохранность большинства живописных произведений этого времени обязана применению сгущенных масел, оксидированных и полимеризованных.
Лако-красочные материалы — производство
Технологии и оборудование для изготовления красок, ЛКМ
Полимеризованные масла
Льняное или другое высыхающее масло, нагреваемое при высокой температуре (260—320°) без доступа воздуха, претерпевает глубокие изменения; масло постепенно загустевает, повышается его вязкость, удельный вес, кислотное число и уменьшается йодное число. При длительном нагревании масло загу-
Стевает до такой степени, что может наступить момент, когда оно начнет желатинироваться, (превращаясь в резинообразную массу.
Изменения в масле происходят вследствие соединения частиц (молекул) масла между собой с образованием более крупных частиц без выделения побочных продуктов, т. е. в резульг тате процесса полимеризации.
(Процесс «полимеризации объясняется. присутствием в масле ненасыщенных жирных кислот, которые способны реагировать друг с другом. Чем больше их содержится. в масле, тем скорее такое масло полимеризуется (загустевает). Количество таких жирных кислот в маслах устанавливается при определении йодного числа.
Полимеризованные масла в зависимости от температуры »и времени выдержки характеризуются различной (вязкостью. При прибавлении сиккативов и растворителей и при нанесении на поверхность тонким слоем ‘масло высыхает и образует пленку.
Полимеризованное масло высыхает медленнее, чем сырое, но пленки его более твердые и блестящие, обладают большей водостойкостью, атмосферостойкостью, меньшей газопроницаемостью и большой прочностью. Полимеризованные масла широко применяют для приготовления масляных лаков горячей сушки, изоляционных лаков, литографских олиф, экономической олифы «ИМС» и др. Полимеризация 1масел проводится предварительно или непосредственно в процессе приготовления лаковой основы.
V Полимеризацию масел ведут в специальных аппаратах (см. рис. 12, стр. 1*34) или в обычных котлах для производства лаков. Последние заполняют (маслом на две трети; котлы со шлемом можно заполнять до шлема, так как избыток масла в случае перегрева перейдет по отводной трубке в приемник. При полимеризации масел различают три стадии: подготовку масла, нагревание и охлаждение.
Большое количество белковых веществ в масле отрицателъйв сказывается на качестве пленки, получаемой из полимеризо — ванного масла. Во время полимеризации они могут вызвать свертывание масла, а при оседании на дно котла пригореть. Поэтому лучше всего (проводить полимеризацию рафинированных (очищенных) ’масел, не содержащих белковых веществ. Предварительно определяют содержание белковых веществ в масле путем быстрого нагревания его в пробирке до 300°. При выпадении большого количества хлопьев масло малопригодно для полимеризации и работать с ним следует с особой осторожностью. Во избежание свертывания масла и выпадения белковых веществ в него добавляют 1—1,5% специальных веществ., так называемых стабилизаторов. Такими стабилизаторами являются резинаты кальция и цинка (см. стр. 22 и 23). Стабилиза — горы прибавляют, при постоянном перемешивании, в начале нагревания масла (при температуре до 200°).
Следует избегать перегрева масла, так как при быстром его нагреве оно поднимается в котле и может вылиться через край. В таких случаях необходимо уменьшить температуру нагрева и добавить в котел холодное полимеризованное или сырое льняное масло, предварительно освобожденное от воды. Некоторые мастера в начале нагрева и в дальнейшем уже при температуре 200° сильно размешивают масло мешалкой. Этого не следует делать, так как ма^ло, соприкасаясь с воздухом, сильно окисляется. Для предохранения масел от окисления необходимо при размешивании пропускать в котел ток углекислого газа.
Для испарения содержащейся в масле влаги нагревание до 105—110° ведут при открытом котле. Когда испарение воды закончено, котел закрывают и массу равномерно нагревают до требуемой температуры, внимательно наблюдая за термометром.
Почему не сохнет масло для дерева.
Что такое полимеризация
Процесс высыхания масла называется полимеризацией. При полимеризации уменьшается йодное число и увеличивается вязкость масла. Со временем масло твердеет, превращаясь в твёрдый полимер, который не растворим водой и органическими растворителями.
Факторы влияющие на высыхание
Скорость высыхания масла для дерева зависит от скорости окисления. Растительные масла с высоким йодным числом высыхают быстрее. У разных растительных масел разное йодное число:
Жирные кислоты входящие в состав растительных масел вступают в реакцию с окислителями (кислородом, сиккативами) и запускается процесс полимеризации. Процесс полимеризации масла, переход из жидкого состояния в твердое может занимать до 2-х месяцев и разделяется на несколько стадий:
В первой стадии масло начинает окисляться и увеличивает вязкость. От прикосновении пальцев на такой поверхности остается след. Во второй стадии на отлип поверхность сухая, но внутри древесины масло остается жидким. Поэтому при нажатии твердым предметом масло может выступить на поверхность. В четвертой стадии масло превращается в твёрдый полимер. При надавливании твердым предметом на поверхности не остается заметных следов. В стадии полного высыхания полимер приобретает устойчивость к высоким температурам, не растворим водой и органическим растворителями.
Чтобы ускорить процесс высыхания масел и сообщить способность разным растительным маслам высыхать одновременно, в масла добавляют вещества ускоряющие высыхание масел – сиккативы.
Процесс высыхания зависит не только от вида масла и сиккатива, но и от действия внешних факторов: света, температуры и влажности, доступа кислорода. При понижении температуры воздуха скорость полимеризации значительно замедляется и полное высыхание может занимать до 6 месяцев.
Причины невысыхания масла для дерева
Чаще всего причиной невысыхания масла является нарушение технологии нанесения. Так например, если оставить пленку на поверхности древесины, внутренний слой масла перестанет получать достаточное количество кислорода и вы получите липкую невысыхающую поверхность. Избыточное перенасыщение древесины маслом и колеровка значительно увеличивает срок полимеризации. Не стоит заливать поверхность большим количеством масла. Масло наносится тонким слоем и тщательно втирается вдоль волокон. Спустя некоторое время, как масло впиталось, необходимо насухо удалить остатки масла с поверхности древесины. Процесс полимеризации во многом зависит от конкретной древесины. Поэтому всегда нужно делать пробные выкрасы до начала работ. На твёрдых лиственных и мягких хвойных породах масло ведет себя по-разному. Каждый последующий слой высыхает дольше предыдущего. Наносить очередной слой можно только после полного высыхания прежнего. Никаких 12 и 24 часа, как пишут на банках. Это средние параметры. Всегда нужно ориентироваться на свою работу. Если спустя 24 часа слой все еще слегка липнет, не нужно наносить следующий! Ни в коем случае нельзя обрабатывать маслом влажную древесину!
Что делать если масло не высыхает
В первую очередь нужно не гадать, а обратиться к производителю в службу поддержки. Также необходимо обратить внимание на температуру и влажность воздуха. Высокая температура, пониженная влажность, беспрепятственный доступ кислорода (хорошая вентиляция), солнечный свет, – все эти факторы ускоряют процесс высыхания. Если убрать даже один из факторов, скорость высыхания возрастёт. Уделяйте внимание каждому фактору. Если обеспечить все факторы благоприятно влияющие на процесс полимеризации, масло высохнет в любом случае.
Если вы столкнулись с проблемами при нанесении масла, оставьте комментарий, мы постараемся вам помочь.
Почему не сохнет масло для дерева.: 17 комментариев
Странно, никогда не сталкивался с плохим высыханием масла. Даже если не вытирать излишки, сухая древесина впитывает масло как губка. Все высыхает у меня примерно за неделю. С лиственницей тоже проблем не было.
Смола удаляется скипидаром. При чем, как показала практика не любой скипидар подходит. Дешевый из хозяйственного магазина не удаляет скипидар, видимо потому что его разводят уайт-спиритом для удешевления. Только настоящий живичный скипидар растворяет смолу.
Если смола выступила, только удалять скипидаром. Других вариантов нет.
Я тоже раз попал и прямо на первом опыте использования масла. Вроде все сделал по инструкции, но масло сохло неделю. Вначале сильно разочаровался в маслах. Пытливый ум не давал покоя. Как так? У остальных ведь все сохнет, а у меня нет! Начал изучать форумы на эту тему, черпал информацию со всех источников, очень помог чат по маслам и воскам в WhatsApp, где мастеровые делятся опытом с новичками. На банке написано — межслойная сушка 12-24 часа, я так и делал. Оказывается это усредненные значения и скорость высыхания масла зависит от конкретной древесины, способа ее подготовки – шлифовки, толщины слоя масла, а также от температуры и влажности воздуха, и влажности самой древесины. Вот это все влияет на высыхание каждого слоя масла :). Если первый слой по какой-то причине не успел полностью высохнуть за 24 часа (как написано в инструкции), а вы нанесете второй слой, то процесс высыхания может затянуться на пару месяцев, потому что верхний слой масла перекроет доступ кислорода к нижнему и процесс высыхания (полимеризации) остановится. Так и произошло в моем случае. Я подождал 24 часа перед нанесением второго слоя масла, но в моем случае первый слой был еще липкий. Почему он спустя 24 часа оставался липкий, я узнал позже в чате по маслам и воскам. Спасибо создателем чата. Главное не стесняться задавать вопросы, ребята охотно отвечают. Приятно что в нем присутствуют знаменитые блогеры, которые тоже с удовольствием приходят на помощь таким как я. Хочу сказать всем новичкам, если у вас что-то не получилось с первого раза, не нужно расстраиваться и ругать масло. Обратитесь за помощью к более опытным коллегам. Когда я для себя открыл масла для дерева, то все остальные покрытия просто отложил на дальнюю полку. Масло — это совершенно другие ощущения.
У меня была ситуация — обработал торцевую доску маслом Мартьянов, все по инструкции. Тщательно удалили излишки через 20 минут и положил доску сохнуть при комнатной температуре на подоконник. В итоге через пару дней масло высохло, но только с одной стороны, которая была сверху. Сторона которая прилегала к подоконнику не высохла! С обратной стороны дерево было жирным и сильно пахло. Вынес доску на балкон, поставил на торец и оставил на 3 дня. В конце-концов обратная сторона высохла и перестала пахнуть, но только через 10 дней. Оказалось я нарушил процесс полимеризации, положив доску одной стороной на подоконник, тем самым перекрыв доступ кислорода, из-за чего масло перестало окисляться, т.е. сохнуть. Вторую доску я положил на подставки, обеспечив равномерный воздухообмен со всех сторон. Доска полностью высохла и перестала пахнуть дня через три. Так что нюансов много, на скорость высыхания доступ воздуха влияет не в последнюю очередь.
Мы покрыли маслом паркет, а он уже месяц не сохнет и липнет. Что делать?
Каким маслом и как покрывали? Нужно больше информации: как наносили, через сколько удаляли излишки и каким образом, когда наносили второй и следующие слои, колеровалось ли масло, как подготавливали древесину, какая была шлифовка перед нанесением масла,- вся эта информация очень важна. Липнут поверхность обработанная маслом может только в том случае, если нарушен процесс полимеризации. Чаще всего, люди столкнувшиеся с такой проблемой, просто красят маслом как краской, заливая поверхность. Либо слишком рано наносят второй и следующие слои, не дождавшись полного высыхания предыдущих. Первое что нужно сделать, это связаться с производителем. На банке должны быть указаны телефоны поддержки, они как раз для этого и существуют.
Если поверхность после обработки маслом липнет больше двух-трех суток, значит что-то сделали не так. Нужно не гадать, а сразу обратится к производителю масла, чем раньше это сделать тем лучше. Чаще всего причины невысыхания масла: нанесли слишком много масла (как краску), плохо удалили излишки, оставив масло на поверхности, недостаточное время межслойной сушки, я жду 1-2 суток минимум, даже если на банке написано 12 часов.
Я оставила толстый слой масла, не достаточно тщательно удалила излишки и теперь масло не высыхает и липнет уже 2 недели. Что делать в моем случае? Подскажите люди добрые.
Здравствуйте! В вашем случае только ждать. По возможности обеспечить максимальное проветривание (доступ кислорода). Если оставлена пленка и нарушена полимеризация, масло может сохнуть и полгода.
Сырое льняное масло из магазина, а также растительное подсолнечное масло не высыхают, они просто впитываются внутрь и потом вымываются или портятся внутри дерева. Я провел эксперимент: капнул каплю сырого льняного масла, растительного подсолнечного и специального масла для дерева на стекло, оставил на 2 недели. Высохло только специальное масло, оно превратилось в твердый полимер. Также не высыхает минеральное вазелиновое масло.
Здравствуйте. У меня имитация бруса,не шлифована, нанес первый слой, оказалось,что на банке неправильная этикетка, и вместо колерованого масла я нанес бесцветное. Спустя 3-4 дня, банку заменили и я нанес второй слой уже колерованого масла, наносил конечно же от души. Соответственно третий слой наносил спустя сутки, но поверхность была липкая.получается нарушил все самые основные правила)) вот уже почти 3 недели поверхность липкая и глянцевая. Вопрос: она вообще в принципе высохнет? Это вопрос времени?
Михаил, здравствуйте! Высохнет конечно когда-нибудь, но на это могут уйти месяцы и даже годы. На вашем месте мы бы переделали все по технологии.
Мы покрыли колерованным маслом пол из сосны, между слоями покрывали через неделю, но перед вторым покрытием пол был липковатый. В итоге прошел год, масло не высохло, липнет и пахнет. В комнате жить нельзя. Что делать? Масло льняное фирмы красковар
Масло не сохнет, потому что нарушена полимеризация. Если за год пол не высох, нужно переделывать. Шансов что он высохнет почти нет. К тому же запах свидетельствует о жидком состоянии масла внутри дерева, т.к. полимеризованное масло не пахнет. Скорее всего не очень хорошо удалили излишки масла после первого слоя. Нужно вытирать насухо. Поверхность должна быть чистой. тогда и липнуть будет нечему.
Форум химиков
Процесс высыхания (затвердевания) льняного масла
Процесс высыхания (затвердевания) льняного масла
Сообщение Andrea » Ср июл 11, 2007 8:59 am
1. что такое полимеризация (на пальцах). Можно ли назвать процесс высыхания льняного масла полимеризацией. какие продукты участвуют в этом.
2. в живописи есть термин «полимеризованное масло». как его получить?
какой из двух вариантов верный:
а) льняное масло в ОТКРЫТОЙ стеклянной посуде выставить на солнце
б) льняное масло в ЗАКРЫТОЙ стеклянной посуде выставить на солнце?
т.е. нужен ли для полимеризации воздух (кислород).
3. если это все-таки полимеризация, то каков критерий останова полимеризации, и возможно ли управлять процессом?
4. для живописи используется смесь масла с даммарным лаком. как в этом случае происходит процесс?
Re: Процесс высыхания (затвердевания) льняного масла
Сообщение Константин_Б » Ср июл 11, 2007 10:24 am
Сообщение Tulippa » Ср июл 11, 2007 1:25 pm
Сообщение Константин_Б » Ср июл 11, 2007 1:27 pm
Сообщение Tulippa » Ср июл 11, 2007 1:29 pm
Да, кстати, а масло оксидированное?
Сообщение Tulippa » Ср июл 11, 2007 1:41 pm
Сообщение Константин_Б » Ср июл 11, 2007 2:27 pm
Сообщение Tulippa » Ср июл 11, 2007 2:44 pm
Сообщение Константин_Б » Ср июл 11, 2007 3:06 pm
Сообщение Tulippa » Ср июл 11, 2007 3:15 pm
Re: Процесс высыхания (затвердевания) льняного масла
Сообщение avor » Ср июл 11, 2007 3:19 pm
Да, фигня все. Автор хоть возможно и художник. Но вопросы явно взяты из какой-то задачи по химии, или домашней технологии пленкообразущих, небось это у них так учат.
—в живописи есть термин «полимеризованное масло». как его получить?
Ага! у технологов краски это называется «олифа».
—если это все-таки полимеризация, то каков критерий останова полимеризации,
Ну так по честному правильный критерий останова это либо отсутствие мономера(то из чего получается полимер) в смеси, либо отсутствие наблюдаемых изменений концентрации полимерных молекул и мономера.
Можно отследить по изменению вязкости, если вязкость перестала менятся, то процесс скорее всего остановился.
Но практиков обычно это мало интресует. У них критерий простой проверка на отлип бамажки от сохнущей пленки.
—и возможно ли управлять процессом?
Возьмозьно, возьмозьно используя катализаторы и ингибиторы и всякие там промоторы.
Вот, вам уже сказали: «Одно но, в посуде вы его сушить будете достаточно долго. Нужно сиккатив добавить.»
Сиккатив это катализатор полимеризации.
—У меня пленка на стекле без сиккатива 7 суток сохла, и то не до конца высохла.
Либо это не олифа была, а чистое отжатое масло, а возможно масло было не совсем льняное или совсем не лняное. Льняная олифа очень хорошо сохнет и дает классные качественные пленки.
—В этом случае наверное тогда проще ему просто это масло уварить до нужной консистенции.
Вот она олифа-то и получится.
Re: Процесс высыхания (затвердевания) льняного масла
Сообщение Tulippa » Ср июл 11, 2007 3:26 pm
avor писал(а): Вот, вам уже сказали: «Одно но, в посуде вы его сушить будете достаточно долго. Нужно сиккатив добавить.»
Сиккатив это катализатор полимеризации.
—У меня пленка на стекле без сиккатива 7 суток сохла, и то не до конца высохла.
Либо это не олифа была, а чистое отжатое масло, а возможно масло было не совсем льняное или совсем не лняное. Льняная олифа очень хорошо сохнет и дает классные качественные пленки.
.
Re: Процесс высыхания (затвердевания) льняного масла
Сообщение avor » Ср июл 11, 2007 3:34 pm
Re: Процесс высыхания (затвердевания) льняного масла
Сообщение Andrea » Чт июл 12, 2007 9:10 am
Re: Процесс высыхания (затвердевания) льняного масла
Сообщение Константин_Б » Чт июл 12, 2007 9:25 am
Re: Процесс высыхания (затвердевания) льняного масла
Сообщение Константин_Б » Чт июл 12, 2007 9:39 am
Re: Процесс высыхания (затвердевания) льняного масла
Сообщение Andrea » Пт июл 13, 2007 8:43 am
а вот насчет крепкости слоя:
1. что такое оксидированное масло?
2. после того как все масло полимеризуется, что остается?
а краски я разбавляю так: 1 часть даммарного лака развожу в 3х частях пинена + 1 часть льняного масла. такой базовый состав, который варьируется в зависимости от задач.
СРОЧНО!ПОМОГИТЕ!
Переборщил с разбавителем для масла(уайт-спиритом), и работа не сохнет уже 2-3 дня, высохнет ли она вообще и как ускорить высыхание?
У тебя работы маслом высыхали раньше за 2 дня.
странно.. у меня на уайт-спирите сохнет вообще быстро..
ждать надо 2-3 недели,.потом высохнет,а ускорять высыхание ускорителем высыхания.
Уайт-спирит хорош для растворения засохших красок, кисти им хорошо мыть. В традиционной живописи не применяется почти, т.к. растворяет (уничтожает) масло в красках, поэтому и не высохнет, а со временем и осыпится живопись.
Применяйте пинен
уайтспирит рекамендуют для лаков
он исам даёт небольшой глянец
и не рекомендуют злоупотреблять им
так как он высушивает краску.
так что дело в чём то другом
Уайт-спиритом можно растворять масл. краски для живописи очень тонким слоем на бумаге без грунта. Будет похоже на акварель. В там случае высыхает быстро.
масло-разбавляют скипидаром (TURPENTINE).А еще лучше-работайте с пропорцией: 90% скипидар и 10 % масла.
Разбавитель,как уже упомянули-НЕ ДЛЯ ЭТОГО. «Спасти» такую работу-почти невозможно. Как сказал igornz.
знаю, я обычно пинен использую, просто не было, слой тонкий, должен был поидее за день высыхнуть.
Может краски испорченные?