масляна головушка что значит
Почему в сказках у Петушка золотой гребешок?
Есть ли какое-то объяснение тому, что в сказках гребешок Петушка часто называют золотым, хотя на самом деле он красный? Я как-то спрашивала об этом, выдвигались разные версии. Интересно узнать ваши мнения и предположения. Спасибо!
3 ответа 3
Петушок-золотой гребешок – это его имя: «Жили-были кот, дрозд да петушок— золотой гребешок…» И сказка эта – русская народная (хотя и в литературной обращаются к фольклорной традиции), а там у нас есть и Золотой петушок, и Баба Яга-костяная нога, и Колобок, и золотое яйцо, и конь у чуда-юда о двенадцати крылах, шерсть у коня медная, хвост и грива железная. Вот и выходит, что был у того петушка золотой гребешок, на то он и сказочный, не обязательно равнять его с настоящими петухами, хотя пород с жёлтыми гребешками встречается довольно много. А для русского народа характерно называть всё необычное золотым, солнечным. Нужно подходить к русской народной сказке, учитывая народные традиции, рассматривать их с точки зрения ритуалов, обрядов, представлений народа о жизни. В сказке говорится о смене дня и ночи. Петушок — это солнышко. Лиса подходит к окошку и зовет его (в народной культуре было очень много закличек к солнышку). Потом хватает и несет за высокие горы, за дремучие леса, за синие моря — путь неоправданно далек, т. е. это путь, который проделывает солнце. Лиса — это ночь, которая украла солнышко, а кот — утро, он вернул его. Золотой у петушка гребешок, солнечный – так народ придумал. А что современные художники его красным рисуют – их дело, они ж в сказки не верят. Хотя у нас и солнце «красное». Мы ж не рисуем его красным, рисуем жёлтым, хотя кто-то видит и красным.
Почему петушок «масляна головушка, шёлкова бородушка» (см.)?
В чём суть ласковой присказки? Разве у петушка головушка жирная и в масле, а бородушка- шелковая?
Даже если эти самые бараночки так и просились, чтобы их купили и съели, продать их можно было, только зазывая покупателей с шутками и прибаутками, что-то пообещать, да так, чтобы обещанное не влетело в копеечку. Вот и зазывали валдайские торговки баранками, обещая «в придачу поцелуй».
Вот какую присказку мы находим в обычном, народном тексте сказки:
А вот какая присказка в сказке Даля:
Сказка «Журавль и цапля» в обработке Даля лишена классического зачина. Она выполнена в стиде авторской сказки и начинается словами:
Традиционное начало сказок зачин, которые начинает сказку с описания героев и места событий. Зачин отличается описание реальных героев и времени действия, после начинается сказочный сюжет. Иногда в сказке нет зачина, зачин заменяет присказка или вступление. Присказка похожа на прибаутку, отношения к сказке не имеет, но показывает на развлекательный характер устного творчества.
Если сказка начинается с описания действия, например «Шел Петух и увидел. «, то в сказке нет ни зачина, ни присказки, ни вступления.
Зачин, который начинается с повтора также может быть, повторы в сказках встречаются следующие
Тем самым сказочник как бы настраивает слушателя на занимательный сюжет. Часто она является внесюжетным элементом и повторяется из сказки в сказку.
После этого этого он обычно произносит:»это присказка, а сказка ещё впереди» или «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».
Присказка может быть и заканчивать сказку, например
Добрым молодцам урок,
Многие из нас повторяют поговорки: «Аппетит приходит во время еды», » Когда я ем, я глух и нем». Трудно не согласиться со словами поговорок: » Кто ест скоро, тот и работает скоро «, » Без ложки и добрый едок станет злым».Родители говорят детям во время трапезы: » Ешь больше, говори меньше «. Еде посвящены пословицы и поговорки: Мельница сильна водой, а человек едой. Без ужина подушка дергается. Без ужина подушка дергается. Без хлеба. да без каши ни во что и труды наши. Но, » как придет беда, не пойдет на ум еда «.
«Петя, Петя, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шёлкова бородушка». Слова этой детской потешки знакомы каждому из нас. Но ведь петух – это не только непременный житель скотного двора и не только леденец на палочке для ребячьей забавы. Всё куда серьёзней: для наших предков это была священная и важная птица. С петухом связано много поверий и обычаев в культурах разных народов. Нашли они своё отражение и в языке. Кстати, а как кричат предвестники зари, скажем, по-французски, по-японски или на хинди? И зачем жареному петуху нас куда-то клевать? Об этом и другом мы и «покудахчем» на досуге.
Особое внимание люди издревле уделяли трём петухам: белому, чёрному и красному. Наши прапрапрапра…почитали Петуха и как воплощение огня, светлых сил, мощи, боевого задора, плодовитости, хранителя, и в то же время его очень часто и практически повсеместно приносили в жертву богам, духам и высшим силам. Так, славяне при строительстве дома убивали чёрного петуха. С таким оперением птица олицетворяла собой подземный мир, враждебный человеку, царство смерти (недаром Погорельский назвал свою сказку о подземных жителях «Чёрная курица». Чернушка – хоть и курица, но, по сути, оборотень и проводник мальчика Алёши в тайное царство). А вот белого кочета посвящали высшим божествам, поэтому считалось, что белый петух приносит в дом счастье.
«…Гроб грянулся на средине церкви и остался неподвижным. Труп опять поднялся из него, синий, позеленевший. Но в то время послышался отдаленный крик петуха. Труп опустился в гроб и захлопнулся гробовою крышкою. Сердце у философа билось, и пот катился градом; но, ободренный петушьим криком, он дочитывал быстрее листы…» (повесть «Вий»).
Из петуха готовили ритуальные блюда для празднования окончания жатвы, свадьбы и поминок. А вот, например, тверские езиды режут петухов в качестве жертвоприношения и благодарности Богу, если удалось избежать смертельной опасности или крупных неприятностей. Кстати, «петух» на езидском звучит так же, как и на арабском – «дик».
Неверно полагать, что петух – это только мужской символ. Как рассказала ТИА Полина Акулова, заведующая сектором по фольклору Детского музыкального центра ТГОМ, петуха вышивали на рушниках и на подолах женских платьев. Только называли их уже павами или жар-птицами.
— Павы, согласно преданиям, охраняли райское дерево, которое в дохристианской традиции было древом рода или жизни.
А вот выражение «Пустить красного петуха» (означает «устроить пожар») известно многим языкам и восходит к древней языческой символике огня и культу богов-громовержцев.
ТИА опросило нескольких студентов-иностранцев, учащихся в Твери, о том, как на их языке звучит слово «петух», его пение и пожелание «С Новым годом!».
На Руси, да и не только, был распространен обряд гадания с помощью «сонного» петуха. Так, на полу в горнице, например, раскладывали: зерно (к урожаю), монетки (к богатству), колечко (к замужеству), щепку или крест (к смерти), ставили плошку с водой (муж пьяницей будет) и т.п. Далее девушки заносили из тёмного помещения петуха, который на свету «прозревал» и предсказывал судьбу – то есть смотрели, к чему он ближе подойдёт или где остановится. Девчата также гадали с петухом и на замужество – у которой первой зерна поклюёт, той и красный сарафан шить.
Ах, да, интересный факт – по-научному гадание с помощью петухов называется алектриомантия. Именно этим мы и занимались в ТИА, когда готовили наше забавное предсказание на будущий год.
Сейчас настало время поблагодарить уходящий год за всё хорошее, что в нём было. Но всё же високосный он и есть високосный. Обезьяна – не наш зверь. И так хочется надеяться, что Петушок принесёт нам удачу, счастье и радость. С новым годом, дорогие ТИАвцы! А напоследок для поднятия настроения маленький подарок от наших друзей из Шри-Ланки, которые на празднике тверского лингвострановедческого клуба АНЕФРА исполнили песенку на русском языке.
Петушок золотой гребешок — русская народная сказка
Сказка о том, как хитрая лиса выкрала петуха из дома и унесла к себе в нору. Но верные друзья кот и дрозд спасли наивного петушка из хищных лап… (в пересказе А.Н. Толстого)
Петушок золотой гребешок читать
Жили-были кот, дрозд да петушок — золотой гребешок. Жили они в лесу, в избушке.
Кот да дрозд ходят в лес дрова рубить, а петушка одного оставляют.
Уходят — строго наказывают:
— Мы пойдем далеко, а ты оставайся домовничать, да голоса не подавай; когда придет лиса, в окошко не выглядывай.
Проведала лиса, что кота и дрозда дома нет, прибежала к избушке, села под окошко и запела:
— Петушок, петушок,
Петушок и выставил головку в окошко. Лиса схватила его в когти, понесла в свою нору.
Закричал петушок:
— Несет меня лиса
Кот и дрозд, спасите меня.
Кот и дрозд услыхали, бросились в погоню и отняли у лисы петушка.
В другой раз кот и дрозд пошли в лес дрова рубить и опять наказывают:
— Ну, теперь, петух, не выглядывай в окошко, мы еще дальше пойдем, не услышим твоего голоса.
Они ушли, а лиса опять прибежала к избушке и запела:
— Петушок, петушок,
Петушок сидит помалкивает.
А лиса — опять:
— Бежали ребята,
Петушок и выставил головку в окошко:
— Ко-ко-ко! Как не дают?!
Лиса схватила его в когти, понесла в свою нору.
Закричал петушок:
— Несет меня лиса
Кот и дрозд, спасите меня.
Кот и дрозд услыхали, бросились в погоню. Кот бежит, дрозд летит… Догнали лису — кот дерет, дрозд клюет, и отняли петушка.
Долго ли, коротко ли, опять собрались кот да дрозд в лес дрова рубить. Уходя, строго-настрого наказывают петушку:
— Не слушай лисы, не выглядывай в окошко, мы еще дальше уйдем, не услышим твоего голоса.
И пошли кот да дрозд далеко в лес дрова рубить. А лиса — тут как тут: села под окошечко и поет:
— Петушок, петушок,
Петушок сидит помалкивает. А лиса — опять:
— Бежали ребята,
Петушок все помалкивает. А лиса — опять:
— Люди бежали,
Петушок и выставил головку в окошко:
— Ко-ко-ко! Как не дают?!
Лиса схватила его в когти плотно, понесла в свою нору, за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы…
Сколько петушок ни кричал, ни звал — кот и дрозд не услышали его. А когда вернулись домой — петушка-то нет.
Побежали кот и дрозд по лисицыным следам. Кот бежит, дрозд летит… Прибежали к лисицыной норе.
Кот настроил гусельцы и давай натренькивать:
— Трень, брень, гусельцы,
Еще дома ли Лисафья-кума,
Во своем ли теплом гнездышке?
Лисица слушала, слушала и думает:
«Дай-ка посмотрю — кто это так хорошо на гуслях играет, сладко напевает».
Взяла да и вылезла из норы. Кот и дрозд ее схватили — и давай бить-колотить. Били и колотили, покуда она ноги не унесла.
Взяли они петушка, посадили в лукошко и принесли домой.
И с тех пор стали жить да быть, да и теперь живут.
(Илл. Е.Рачева, изд. Детгиз, 1954 г.)
Петушок, золотой гребешок ∼ русская народная сказка в пересказе Алексея Николаевича Толстого
Сказка о том, как хитрая лиса выкрала петуха из дома и унесла к себе в нору. Но верные друзья кот и дрозд спасли наивного петушка из хищных лап… (в пересказе Алексея Николаевича Толстого)
Читать русскую народную сказку «Петушок, золотой гребешок»:
Жили-были кот, дрозд да петушок — золотой гребешок. Жили они в лесу, в избушке.
Кот да дрозд ходят в лес дрова рубить, а петушка одного оставляют. Уходят — строго наказывают:
— Мы пойдем далеко, а ты оставайся домовничать, да голоса не подавай; когда придет лиса, в окошко не выглядывай.
Проведала лиса, что кота и дрозда дома нет, прибежала к избушке, села под окошко и запела:
— Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.
Петушок и выставил головку в окошко. Лиса схватила его в когти, понесла в свою нору.
— Несет меня лиса
За темные леса,
За быстрые реки,
За высокие горы…
Кот и дрозд, спасите меня.
Кот и дрозд услыхали, бросились в погоню и отняли у лисы петушка.
В другой раз кот и дрозд пошли в лес дрова рубить и опять наказывают:
— Ну, теперь, петух, не выглядывай в окошко, мы еще дальше пойдем, не услышим твоего голоса.
Они ушли, а лиса опять прибежала к избушке и запела:
— Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.
Петушок сидит помалкивает.
— Бежали ребята,
Рассыпали пшеницу,
Курицы клюют,
Петухам не дают…
Петушок и выставил головку в окошко:
— Ко-ко-ко! Как не дают?!
Лиса схватила его в когти, понесла в свою нору.
— Несет меня лиса
За темные леса,
За быстрые реки,
За высокие горы…
Кот и дрозд, спасите меня.
Кот и дрозд услыхали, бросились в погоню. Кот бежит, дрозд летит… Догнали лису — кот дерет, дрозд клюет, и отняли петушка.
Долго ли, коротко ли, опять собрались кот да дрозд в лес дрова рубить. Уходя, строго-настрого наказывают петушку:
— Не слушай лисы, не выглядывай в окошко, мы еще дальше уйдем, не услышим твоего голоса.
И пошли кот да дрозд далеко в лес дрова рубить. А лиса — тут как тут: села под окошечко и поет:
— Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.
Петушок сидит помалкивает. А лиса — опять:
— Бежали ребята,
Рассыпали пшеницу,
Курицы клюют,
Петухам не дают…
Петушок все помалкивает. А лиса — опять:
— Люди бежали,
Орехов насыпали,
Куры-то клюют,
Петухам не дают…
Петушок и выставил головку в окошко:
— Ко-ко-ко! Как не дают?!
Лиса схватила его в когти плотно, понесла в свою нору, за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы…
Сколько петушок ни кричал, ни звал — кот и дрозд не услышали его. А когда вернулись домой — петушка-то нет.
Побежали кот и дрозд по лисицыным следам. Кот бежит, дрозд летит… Прибежали к лисицыной норе.
Кот настроил гусельцы и давай натренькивать:
— Трень, брень, гусельцы,
Золотые струночки…
Еще дома ли Лисафья-кума,
Во своем ли теплом гнездышке?
Лисица слушала, слушала и думает:
«Дай-ка посмотрю — кто это так хорошо на гуслях играет, сладко напевает».
Взяла да и вылезла из норы. Кот и дрозд ее схватили — и давай бить-колотить. Били и колотили, покуда она ноги не унесла.
Взяли они петушка, посадили в лукошко и принесли домой.
И с тех пор стали жить да быть, да и теперь живут.