массандровский дворец что это
Массандровский дворец
Массандровский дворец
Массандровский дворец – расположенный в Крыму, в окрестностях Ялты, памятник архитектуры конца XIX века. Не столь величественный, как Ливадийский или Воронцовский, дворец Александра III привлекает своим изяществом и теплой, домашней атмосферой уютных залов и окружающего здание ландшафтного парка. Заложенный при генерале Воронцове, он вскоре перешел во владение императорской семьи. При советской власти, после окончания Великой Отечественной войны, комплекс облюбовала партийная верхушка – Массандровский дворец на долгие годы стал резиденцией генсеков КПСС. После распада Советского Союза хорошо сохранившееся здание превратили в музей. Сейчас в залах дворца воспроизведены исторические интерьеры, дополненные подлинными экспонатами, принадлежавшими семейству Романовых.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Массандровский дворец
История Массандровского дворца
Окрестности Массандры перешли в собственность российского дворянства сразу после вхождения Крыма в состав империи. При Софье Потоцкой и ее дочерях был заложен Массандровский парк площадью около 42 га, однако достойный его помещичий дом начали строить только в 1881 году, когда владельцем земель стал князь Семен Михайлович Воронцов. Активный участник Крымских войн, генерал, он надеялся на старости лет обосноваться в собственном дворце. Мечтам его не суждено было сбыться: уже через год после начала работ Воронцов умер, а дом по проекту французского архитектора Этьена Бушара так и остался недостроенным. Наследники князя по боковой линии, графы Шуваловы, не нуждались в лишнем имении, поэтому в 1889 году перепродали его императорской семье.
Новый архитектор Максимилиан Месмахер, известный своими санкт-петербургскими проектами, получил «в наследство» от француза внешние стены и крышу. Все это он дополнил деталями, придавшими Массандровскому дворцу декоративный, «сказочный» облик. Под его руководством были отделаны внутренние помещения, облицованы плиткой парковые дорожки и лестницы. Несмотря на усилия архитектора, полноценной летней резиденцией комплекс не стал. Для размещения всего двора в нем просто не хватало места. Но Александр III с удовольствием использовал его как охотничий домик, отдыхая в доме после вылазок на природу.
Вид на дворец с Большой террасы. Начало XX века Декоративное оформление подпорной стены перед парадным входом. Начало XX века
После национализации дворца в советское время в нем разместился противотуберкулезный санаторий. Лечение было эффективным благодаря морскому воздуху и зарослям хвойных растений в парке, уже начинавшем приходить в запустение. Во время войны здание внешне не пострадало, уцелели и некоторые детали интерьера. После войны уединенное расположение дворца, его труднодоступность для любопытствующих оценили по достоинству власти страны и на долгие годы превратили комплекс в свою летнюю резиденцию. Статус музея объект получил только после распада СССР, сейчас это филиал «Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника».
Архитектурные особенности дворца Александра III
Заказывая проект дома французскому архитектору, князь Воронцов рассчитывал, что здание будет соответствовать лучшим европейским образцам. Этьен Бушар выбрал в качестве ориентира знаменитые своими готическими арками и башнями луарские дворцы конца XV века Амбуаз и Шенонсо с более поздним декором в стиле Людовика XIII. В отличие от белокаменных французских строений, Массандровский дворец возводили из местного природного камня теплых желтовато-коричневых оттенков. Размерами здание значительно уступало французским замкам. Одинокий князь не нуждался в слишком большом доме, и впоследствии в трехэтажном здании нашлось место только для спален императора и императрицы, их кабинетов, нескольких комнат для отдыха наподобие бильярдной и служебных помещений для приближенных.
Экспозиция музея
Внутреннее убранство дворца в целом восстановлено по документам и изображениям предшествующей эпохи, но сохранились и подлинные детали: предметы мебели, дверные ручки, потолочная лепнина, декоративная плитка на стенах и полу. Обои, тщательно подобранные по стилю, были заменены в 80-е годы ХХ века. Интерьеры залов эклектичны – за это их и ценят посетители, успевающие за короткую экскурсию полюбоваться приметами различных архитектурных эпох.
Первый этаж: столовая и комнаты отдыха
Поднявшись по ведущей в здание лестнице, туристы попадают в вестибюль, похожий на залы средневековых рыцарских замков с низкими сводами и маленькими окнами-бойницами с цветными стеклами. Выбор архитектора в пользу романского стиля не случаен: так удалось обыграть недостаток пространства и малую высоту потолков. Чтобы помещение не казалось слишком мрачным, стены облицевали изразцами, расписанными в голубых тонах, на пол выложили ценную метлахскую плитку. Продуманное сочетание цветов облицовки создает в холле ощущение свежести и прохлады.
Для бильярдной был выбран стиль английского Возрождения: инкрустированные резные панели, выполненные лучшими русскими мастерами конца XIX века, сложная геометрия потолочной лепнины, чеканный медный камин с деревянной облицовкой. На стенах подлинные картины, современники дворца: пейзажи и исторические полотна работы Вильгельма Котарбинского, Владимира Орловского, Василия Верещагина.
В продолжение экскурсии гости переходят из бильярдной в столовую, возвращаясь к стилистике средневековой рыцарской Франции. Впрочем, присмотревшись, зрители обнаруживают множество деталей более поздних эпох: барочные настенные панели, камин и мебель в стиле Ренессанса, классические фарфоровые сервизы, изготовленные в конце XIX века на русских мануфактурах.
Второй этаж: спальни и кабинеты Романовых
Через южную башню дворца по винтовой лестнице можно подняться в личные покои императорской четы. Осмотр экспозиции начинается с приемной императрицы Марии Федоровны – самого изысканного помещения во дворце, украшенного сложной резьбой и гипсовой лепниной в стиле рококо. По коридору посетители проходят в приемную Александра III, в которой хранятся подарки, полученные императорской семьей на серебряную свадьбу. В просторном кабинете монарха, выдержанном в стиле ампир, можно увидеть портреты Александра III и его супруги. Кабинет со строгой деревянной аркой знаменит мебелью, выполненной по эскизу Огюста Монферрана, архитектора Исаакиевского собора.
Спальня императора оформлена в стиле рококо и обставлена мебелью работы знаменитого мастера Гамбса. Классицистический кабинет императрицы украшает спокойный коричнево-бежевый гарнитур, созданный столетием раньше. Дополняет декор комнаты немецкий фарфор. Картины на стенах – написанные 200 лет назад копии с портретов семьи Павла I, хранящихся в центральных музеях страны. Верхний вестибюль – еще одно эклектичное помещение Массандровского дворца с элементами стиля модерн и классицизм.
Кабинет царя Приемная императрицы
Картинная галерея третьего этажа
Ярким контрастом с императорскими интерьерами становится постоянная выставка, размещенная на третьем этаже Массандровского дворца. Здесь собраны произведения советских, преимущественно украинских художников и скульпторов 40-х-50-х гг., работавших в стиле соцреализма. Жанры и тематика картин разнообразны: это портреты героев труда и исторические полотна, зарисовки советских будней и традиционные композиции по мотивам жизни Ленина. Создатели экспозиции взывают к ностальгическим чувствам старшего поколения, но есть у массандровского верхнего этажа свой секрет, который привлекает посетителей любого возраста: с открытой террасы, выложенной метлахской плиткой, можно беспрепятственно любоваться парком и морем и делать отличные видовые фотографии.
Парк Массандровского дворца
Принципиальное различие между массандровским комплексом и замками-образцами кроется в ближайших окрестностях. Если рядом с Шенонсо разбит регулярный французский парк с ухоженными газонами, геометрическими клумбами и фигурно выстриженным декоративным кустарником, то Массандровский парк изначально выдержан в английском природном стиле. Разбитый в 1822 году, он остается одним из старейших в стране. В нем около 250 видов кустарников и деревьев, в том числе экзотический для Крыма гималайский кедр, криптомерия, гигантские секвойи. Все растения снабжены табличками с указанием отечественного и латинского названия, как в настоящем ботаническом саду.
В розарии в летний сезон благоухают десятки старинных и современных сортов королевы цветов. С ней соперничает сад ароматов с пряными запахами бархатцев, розмарина, шалфея. Террасы сада стараниями Месмахера выложены цветной плиткой. При императоре в парке было много статуй, но непрочный гипс рассыпался от времени – сохранились только фигуры играющих на древнегреческих музыкальных инструментах сатиров. Перед домом остался и действующий в теплый сезон фонтан со львами. Сегодня Массандровский парк создает ощущение заброшенности: здесь нет праздных гуляк, дорожки постепенно зарастают травой, ограды ломаются, но именно это и привлекает посетителей, любящих тишину и уединение.
Информация для туристов
В Массандровском дворце немало гостей и в разгар сезона, и зимой. Причина интереса туристов – отличная сохранность комплекса и экспонатов, связанных с именем Романовых, продуманность компактной экспозиции, занимательность экскурсий. В здании расположен бесплатный туалет для гостей и небольшое кафе. Среди недостатков филиала – отсутствие нормального подъезда для самостоятельных туристов и оборудованной парковки.
Массандровский дворец зимой
Как добраться до Массандровского дворца
Объект расположен к востоку от Массандры и в 2 км к западу от Никитского ботанического сада в Ялте. От Массандры к дворцу можно добраться пешком, но нужно учитывать, что дорога идет в гору, вдоль оживленной проезжей части. Остановка «Массандровский дворец» – конечная автобусного маршрута № 29 и троллейбусного № 2. Далее туристы по асфальтированной дороге поднимаются к комплексу пешком. Посещение достопримечательности лучше планировать отдельно: Массандровский винзавод, не менее популярный объект, расположен довольно далеко от дворца. Пешком до него по сложной дороге около 40 минут, на машине можно доехать за 15 минут, но придется быть внимательными на неудобных развязках.
Время работы и билеты
Вход во дворец открыт с 9 до 17 часов, по субботам – до 20 часов. Выходных нет, касса закрывается за 45 минут до конца дня. Единый билет на посещение придворцовой территории, императорских покоев и выставки картин перестают продавать за 3 часа до закрытия кассы. Экскурсии проводятся в 12 и 14 часов, если наберется не менее 15 желающих. Учитывая небольшие размеры комнат, слушателям будет довольно тесно. Как альтернатива, возможна аренда аудиогида. Полный билет стоит 550 рублей, только придворцовую территорию осматривают за 70, покои на 1-2 этаже – за 300. Посещение видовой площадки и выставки живописи на третьем этаже стоит 200 рублей. Студентам и пенсионерам предоставляется скидка в 50 %, для детей все билеты стоят по 70 рублей.
Массандровский дворец – кусочек царской роскоши в Ялте
Массандровский дворец в Ялте
Массандровский дворец расположен в Крыму, на северо-востоке от Ялты, около небольшого поселка Массандра. Это один из лучших архитектурных памятников Южного берега Крыма.
Дворец Александра III, сказочный замок посредине леса, привлекает своей легкостью и изяществом. Здание четко вырисовывается островерхой крышей на фоне покрытых лесом гор.
История Массандровского дворца
К возведению Массандровского ансамбля приступили в 1881 году. Через год работы пришлось прекратить из-за ухода владельца в мир иной. Недостроенный дворец наследники Воронцова продали императорской семье.
Дворец Александра III
С 1889 года начинается история Массандры как императорской резиденции. Царь поручает достроить дворец крупнейшему русскому архитектору Максимилиану Егоровичу Месмахеру.
Архитектор до неузнаваемости преобразил дворец, превратив аскетический рыцарский замок в сказочный терем. Под его руководством построили третий этаж, фасад сделали более пышным при помощи декоративных элементов.
Открытые галереи, витые лестницы, шикарные балконы и террасы придали строению презентабельный вид. Также были отделаны внутренние помещения, облицованы плиткой парковые дорожки и лестницы.
По желанию сына Николая II в память об отце дворец был достроен и сохранил его имя. Особого же интереса к Массандре молодой царь не проявлял, лишь иногда останавливаясь здесь для отдыха после охоты. Новый дворец так и не был обжит.
В трехэтажном здании были построены только спальни императора и императрицы, их кабинеты, несколько комнат для отдыха и помещения для прислуги.
Дворец очень компактный, он предназначался только для отдыха императорской семьи. В нем нет ни огромного бального зала, ни больших комнат для приемов. Царское семейство наведывалось во дворец, но ни разу не оставалось там на ночлег.
Назначение в советский период
В советское время в течение 12 лет дворцовый комплекс служил туберкулезным санаторием. После Великой Отечественной войны в нем обустроили институт виноградарства. Дворец облюбовала партийная верхушка, и с 1948 года он служил тщательно охраняемой резиденцией для генсека КПСС. Здесь отдыхали Сталин, Хрущев, Брежнев.
После присоединения Крыма к России в 2014 году дворец передан под административную ответственность Управлению Делами Президента Российской федерации. 1 июня 2017 года на территории Массандровского дворца торжественно открыли бюст императора Александра III работы скульптора А.А. Аполлонова.
После распада СССР здание превратилось в достопримечательность и является филиалом Алупкинского дворцово-паркового музея. Сейчас в залах восстановлены исторические интерьеры, выставлены подлинные экспонаты семейства Романовых.
В музее находятся уникальные предметы быта: камин из цельного куска коричневого мрамора, люстра ручной работы, мебель из красного дерева, зеркала изначального интерьера. Во дворце и теперь так же уютно, как и 100 лет назад. Миллионы туристов со всего мира посещают ежегодно сказочный дворец-музей.
Архитектура дворца
Массандровский дворец возводили из природного камня теплых желтовато-коричневых оттенков. Внешний вид его завораживает изящностью и сказочной красотой.
Трехэтажное здание с множеством декоративных внешних деталей венчает пирамидальная крыша. Стреловидное завершение башен, высокие каменные трубы придают строению устремленность ввысь. Дворец кажется легким и изящным.
Западный фасад обрамляется открытыми террасами и галереями, балюстрадами и витыми лестницам с ажурными решетками. Дополняет композицию разноуровневая фигурная кровля, мансарда, каменные фронтоны с резьбой, вазы.
Каменные резные колонны с факелообразным завершением предназначены для световых фонарей. В отделке фасадов архитектор применил метлахскую керамическую плитку. В интерьерах – витражи, живопись по стеклу, выжигание по дереву с подкраской.
Гармонично соединенные элементы архитектуры и изобразительного искусства создают неповторимый облик в оформлении дворца.
С восточной стороны здания – подпорная стена, построенная с практической целью, чтобы оползни и потоки воды, сходящие с гор, не разрушили дворец. Украшенная нишами, вазами, высокими колоннами, статуями и фонтанами, она гармонично вписывается в дворцовый комплекс. Даже высокая труба «кочегарки», стилизованная под минарет, гармонирует с узором изразцовой крыши.
Вся поверхность стены живописно выложена метлахской плиткой, украшена декоративными узорам, ее красота манит взгляд, очаровывает.
Кровля выложена чешуйчатым графитным шифером. Вокруг дворца были установлены 29 скульптур. Среди них статуи Цезаря, Софокла, Эсхила, а дальше скульптурный ряд продолжают сатиры и химерные драконы.
Сатиры – демоны плодородия, все они разные, и каждый изображен играющим на своем инструменте. Задача химер – отгонять злых духов, поэтому все они очень серьезные и сосредоточенные.
Церковь императора
Напротив дворца – восьмиугольный бассейн с фонтаном и золотыми рыбками. От бассейна к дворцу ведет широкая лестница, которую «охраняет» женщина – сфинкс, тело животного с верхней частью молодой девушки.
Лестница в форме полукруга приводит к дороге, ведущей в храм, который возродил граф Воронцов. Новый храм оригинально смотрелся на фоне густого леса. Его колокольню тоже разместили на ветвях старого дуба.
Вековые грабы, развесистые дубы и небольшой белоснежный храм заставляли задуматься о вечности. Освятили его в память Усекновения Главы Иоанна Предтечи.
Из-под алтаря церкви вытекал источник, который образовал небольшой водоем, украшенный иконами. Храм посещали члены императорской семьи. После революции храм снесли, многовековые дубы срубили, а источник высох.
Интерьер дворцовых палат
В оформлении внутреннего убранства дворца сказались вкусы заказчика – Александра III.
Крупный и рослый мужчина, царь лучше чувствовал себя не в больших парадных апартаментах, а в маленьких уютных комнатах. Поэтому все они были небольшие с невысокими потолками. Каждая из комнат неповторима и оригинальна.
Атмосфера уюта и тепла царит везде:
Внутреннее убранство комнат очень красивое, их отделкой занимались лучшие мастера того времени.
Согласно моде, архитектор при убранстве комнат использовал разные породы дерева: дуб, орех, клен, красное дерево. Холлы и коридоры украшены изразцами. Все двери – олицетворение искусства выжигания панно по дереву.
Расписные и лепные потолки, резные панели, резьба по мрамору, красная медь в обшивке каминов, витражи, живопись по стеклу – все это создает особую атмосферу уюта, домашнего тепла.
Приглушенный мягкий свет, льющийся сквозь цветные стекла дверей, вызывает чувство покоя. Массандровский дворец предназначался для семейного отдыха без присутствия посторонних.
Задуман и построен дворец по последнему слову инженерной мысли – динамо-машина и мощный котел снабжали царский двор электроэнергией и теплом.
Придворцовый парк
После окончания строительства на территории имения заложили парк. На площади в 42 га растет более 150 видов зеленых насаждений. Обустройством садового комплекса занимался знаменитый немецкий садовник Карл Кебах. В 1822 году на месте грабового леса он заложил парк в английском стиле.
Парк формировался постепенно – местные дубово-грабовые леса ежегодно заменяли привозными экзотическими деревьями и кустарниками. Массандровский парк состоит из трех последовательно снижающихся уровней с секвойями-великанами и цветочными склонами по сторонам. Композиция дворца и парк создают уникальный неповторимый ансамбль.
У самого дворца – газоны, цветники и невысокие кустарники. Все клумбы придворцового пространства засажены розами, наполняющими воздух пьянящим ароматом.
На территории растут разные виды роз, есть сад ароматов, где размещены душистые розмарин, лаванда, мелисса, шалфей, бархатцы. Уникальные столетние кедры дарят прохладу и тень.
Цветочные насаждения плавно переходят в сенокосный луг. Зеленое раздолье обширными полянами взбирается к самому подножию гор.
А дальше – лиственные леса чередуются с сосновыми. В лесу проложили дорожки, устроили аллеи, обрамленные лавровыми кустами, разбили цветники.
Парк поражает множеством экзотических насаждений. Здесь прекрасно уживаются можжевельники, кедры, бамбук, кипарисы, средиземноморские сосны. Фруктовые деревья: фиги, лимоны, апельсины, маслины – все свидетельствует об особенности парка. Радует глаз самшит, тис ягодный, пиния, катальпа, мускатный шалфей.
Сейчас это один из лучших ландшафтных парков площадью 42 га. Атмосфера уюта, тепла и отдыха постоянно присутствует в сказочном тереме – Массандровском дворце государя Александра III.
Массандровский дворец — маленький версаль Большой Ялты
По-настоящему интересные памятники архитектуры имеют не только оригинальный вид, но и необычную историю. Массандровский дворец может быть хорошим примером таковых в Крыму. Он долго не хотел строиться и, предназначенный для царей, куда лучше послужил диктатуре пролетариата.
СОДЕРЖАНИЕ
Где находится Массандровский дворец на карте
Он располагается на территории Большой Ялты, в небольшом, но крайне живописном поселке Массандра, который хоть и не может похвастать выходом к морю, но востребован не менее морских курортов Крыма. Территориально – это восточная окраина селения, рядом проходит Южнобережное шоссе. Вокруг дворца также раскинулся красивейший Массандровский парк, а невдалеке нетрудно найти Гроты Массандры, о которых мы уже рассказывали здесь.
История дворца в Массандре
Переходящее имение
До присоединения Крыма к Российской империи Массандра была просто крошечной деревушкой. Но земли вокруг были шикарные. И в 1788 г. Екатерина II подарила их принцу Карлу Нассау-Зигену, отметив таким образом его заслуги в штурме Очакова.
3D-панорама Массандровского дворца
Принц был очень доволен наградой и собирался капитально обживаться в Крыму, да не повезло – пришлось уехать на родину. Имение, за отсутствием владельца, снова перешло в разряд казенных. В 1796 г. оно досталось помещику Матвею Никитину. Потом – экономсоветнику Н.А. Смирнову. Но оба владельца нерадиво относились к своей собственности – не строились и земель в сельхозоборот не вводили. Поэтому Массандру снова забрали «в казну» – за «нецелевое использование».
Затем имение досталось совсем оригинальному владельцу, точнее – владелице. Графиня Софья Потоцкая была известна на всю Европу своей красотой и бесчисленными амурными связями. Она неоднократно высказывала своему мужу, графу Потоцкому, желание обзавестись в Крыму имением, где будет такой же райский сад, как тот, что он разбил для нее в Умани (это знаменитый памятник «Парк Софиевка»). Позже одесскому «дюку» Арману де Ришелье Софья рассказывала о намерении сделать в Массандре сказочный курорт.
Но эта дама умела принимать парки в подарок, но не создавать их. В результате после ее смерти в 1822 г. ее младшая дочь Ольга получила Массандру в наследство – без волшебного сада и без шикарного курорта.
Но зато Ольга Потоцкая по браку стала родственницей губернатора Новороссии М.С. Воронцова. Потому-то это семейство и купило у нее Массандру – для губернаторских детей.
Наконец-то имение обрело толкового владельца – сына губернатора С.М. Воронцова! В 1881 г. он нанял французского архитектора Этьена Бушара для строительства господского дома в Массандре. Француз решительно взялся за дело, спроектировал и начал строить особняк, стилизованный под средневековый замок. Но опять дело не заладилось – в 1882 г. умер сперва архитектор, а потом его титулованный заказчик, у которого не было детей.
7 лет имение простояло фактически бесхозным, но в 1889 г. оно вновь перешло в казну, но уже несколько в ином статусе. Земли Массандры были приобретены в качестве личного владения для семьи императора Александра III.
Императорское строительство
Император рассматривал Массандру как дачу, место летнего отдыха для своей семьи. Но все же дом, построенный по проекту Бушара (готовый, но без внутренних работ) ему не понравился. Особняк требовалось переделать для нужд царской семьи. В 1892 г. это начал делать архитектор М.Е. Месмахер. Он намеревался не только достроить третий этаж (проект Бушара подразумевал два этажа), но и изменить и планировку, и общий стиль здания, сделав его менее «суровым».
Но статус царской резиденции не сделал Массандру более везучей. В 1894 г. Александр III умер, так и не увидев новый дворец законченным. Царь ни дня не жил здесь и даже умер в другом имении – в Ливадии. Массандровскому дворцу от него досталось только имя.
Новый самодержец, Николай II, демонстрируя почтение к памяти отца, велел все же достроить дворец, причем во внутреннем убранстве учитывались вкусы именно мертвого императора, а не живого. Работы велись до 1902 г. Но Николаю II эта усадьба почему-то не глянулась. Он упорно предпочитал Ливадийский дворец, а в Массандру только наведывался изредка после охоты. Царское семейство так ни разу и не переночевало под массандровской крышей.
Лечебница для диктатуры пролетариата
После революции царское имущество было национализировано. Поскольку Массандровский дворец в Крыму был практически нежилым, красть и разбазаривать тут было особо нечего, а отделку интерьеров советская власть сохранила. В 1929 г. замок стал выполнять благородную функцию – в нем разместили лечебницу-санаторий для тяжелых туберкулезных больных.
После войны профиль изменился – некоторое время во дворце «квартировал» институт виноделия «Магарач», а потом его превратили в правительственную дачу. Утверждается, что в Массандре дважды отдыхал даже Сталин (не любивший оставлять Москву), а уж Хрущев и Брежнев бывали тут довольно регулярно.
В 1992 г. генеральные секретари закончились, как и императоры. С этого года началась новая история Массандры – в качестве музея.
Читайте также про дачу Сталина в Ялте
Место без легенд
Что удивляет в Массандровском дворце – полное отсутствие связанных с ним исторических легенд и «страшных» сказок. Большинство исторических достопримечательностей Крыма прямо-таки опутаны такого рода фольклором, а это – нет. Не помогла даже очевидная «невезучесть» Массандры, постоянно менявшей владельцев и никого из них не приютившей надолго.
Возможно, это объясняется тем, что призраки имеют привычку обитать в обжитых местах. А Массандровский дворец так никому настоящим жилищем и не стал. Он словно изначально предназначался на роль не человеческого обиталища, а музея. А призрака, заведшегося в музее, бдительный заведующий фондами немедленно возьмет на учет и снабдит инвентарным номером. И от легенды ничего не останется.
Так что все легенды сводятся в основном к появлению дворца на киноэкранах. К примеру, ему довелось «играть» в «Сердцах трех» дом миллионера Моргана снаружи (интерьер взяли в Воронцовском дворце). Скандалов – и то тут не было. Отдыхавшие в Массандре генсеки вели себя смирно.
Архитектура и внутреннее убранство
Смешение стилей и вкусов
Поэтому фактически Массандровский дворец таит в себе довольно мало истории. Но это не мешает ему быть интереснейшим памятником архитектуры. Причем М.Е. Месмахер сумел при его строительстве справиться сразу с несколькими крупными проблемами:
Николай II, не проявлявший к Массандре личного интереса, не вносил в проект изменений, так что он отражает запросы именно Александра III. Массандровский дворец так и называют именем последнего.
Эклектика, то есть смешение в одном нескольких стилей, была в моде на рубеже XIX-ХХ веков. М.Е. Месмахер был принципиальным сторонником такого метода. Поэтому он не просто достроил здание Э. Бушара, он «разбавил» его средневековую готическую строгость элементами раннего барокко, античности, мавританского и даже русского стиля.
Эклектика в действии
Дворец следует рассматривать в комплексе – вместе с прилегающей территорией и ее сооружениями. Интереснейший памятник ландшафтного искусства представляет собой также дворцовый парк. Но он много старше дворца – его разбивка была начата еще при Ольге Потоцкой (в замужестве Нарышкиной).
Неотъемлемой частью дворцового комплекса, вместе с террасой и выложенными плиткой лестницами является так называемая подпорная стена со стороны восточного фасада. Назначение у нее сугубо утилитарное – защищать дворцовую площадку от разрушительного действия ливневых потоков и оползней (в Крыму это большая проблема).
Однако архитектор выполнил ее с таким эстетизмом, что защитное сооружение превратилось в украшение. Стена выложена метлахской плиткой, снабжена рельефами, скульптурами, вазами. Ее вид заставляет вспомнить не то Францию, не то античное Средиземноморье.
Метлахская плитка стала вообще «фишкой» архитектора в этом проекте. М.Е. Месмахер широко использовал ее для отделки стен снаружи и оформления лестниц. Благодаря плитке здание получило характерный «теплый» оттенок (хотя описание приобретаемого Александром III «имущества» указывало, что двухэтажный дом выстроен из «серого местного камня»).
Однако в нем сохранились от проекта Э. Бушара средневековые элементы – круглые угловые «башни» с узкими высокими окнами и их стреловидные крыши. Французский стиль подкреплен материалом кровли – чешуйчатым графитным шифером. Сочетание теплого желтоватого тона метлахской плитки и холодного серого цвета кровли выглядит строго, но оригинально.
Строгие средневековые башни ограничивают фасады в более легком исполнении. Рельефные ризалиты и балконы, вазы, фронтоны придают зданию нарядность и нейтрализуют средневековую строгость. Полукруглые лестницы. Ведущие от главного входа на второй этаж, тоже заставляют вспомнить пышную эпоху барокко.
Здание снаружи украшают также копии античных статуй из императорской коллекции из Берлина. Изначально их было 29, но до настоящего времени сохранилось только 6. У многих изваяний было символической значение, ибо сфинксы являются символами мудрости, сатиры – плодородия, а химеры должны отгонять от жилища злых духов.
Кровля дворца имеет сложную форму – тут и стреловидные, и куполообразные элементы… Трубы, стилизованные под минареты, и резные украшения представляют мавританский стиль.
Поскольку дворец предполагалось использовать как «охотничий домик», он невелик и лишен «официальных» атрибутов. В нем нет шикарного подъезда и огромного парадного зала. Почти нет и служб – предполагалось наличие только сторожевого домика. По общей идее царской семье не требовался на «даче» большой штат, она не собиралась проводить тут большие приемы и официальные мероприятия. Это должно было быть семейное гнездышко, где можно иногда спрятаться от наскучивших обязанностей и надоедливых подданных.
Интерьер в александровском вкусе
Чтобы правильно воспринять особенности интерьера Массандровского дворца, нужно кое-что знать о личности Александра III. Царь был очень рослым, крупного сложения, грузным мужчиной огромной физической силы. Но при этом он категорически не любил просторных помещений и высоких потолков – ему нравилось, чтобы свод комнаты едва ли не у него на голове лежал (что-то вроде агорафобии, по всей видимости). Царь любил темные цвета и приглушенное освещение. Александр III также был в своем роде «квасным патриотом» – ему нравилось все русское, до боярских бород и допетровских костюмов включительно.
Вот под эти-то вкусы и приспосабливался интерьер Массандры. В нем нет высоких потолков вообще, да и по-настоящему просторных помещений тоже. Даже в общей столовой (поневоле немаленькой, ибо в царской семье было много детей) потолок такой низкий, что возникает вопрос: доведись Александру III тут обедать, не набивал бы он себе шишек на макушке?
Дворец внутри сохранился очень хорошо, так что можно в полной мере оценить и замысел архитектора, и стиль жизни венценосного семейства. Правда, из-за «необитаемости» дворца многие помещения остались фактически недоделанными. Так, комнаты третьего этажа (изначально предназначавшиеся для царских детей) никогда не были обставлены.
Полностью отделанными и приготовленными к использованию оказалось всего несколько помещений:
В интерьере Массандровского дворца Александра III также широко использовалась метлахская плитка. Были тут и изразцовые печи – дань склонности императора к русской традиции. Также в отделке использовано большое количество дерева – его император тоже любил. Применялись разные породы – дуб, орех, красное дерево.
С необычайным мастерством выполнена отделка – сложная резьба (особенно примечателен буфет в столовой) и расцвеченное выжигание по дереву. В этом стиле выполнены двери и стенные панели.
Есть в Массандровском дворце и другие интересные вещи. К примеру, кабинет императрицы украшает уникальный камин из цельной глыбы коричневого мрамора. Имеется также люстра ручной работы и уникальное зеркало. Для отделки помещений использовались также витражи и живопись по стеклу (получался любимый Александром III приглушенный свет) Сохранились многие предметы мебели, включая встроенные шкафы красного дерева.
При посещении дворца нетрудно заметить, что стиль помещений императрицы заметно отличается от комнат, предназначенных для царя. Там и декор другой (к примеру, есть лепные элементы), и даже потолки выше. Это тоже немало говорит о личности царя-заказчика строительства.
Супруга Александра III была женщиной изящной, с утонченным вкусом. А царь являл собой образец примерного мужа – жену любил, уважал и по мере способностей угождал ей. Вот и был создан для стройной, воздушной императрицы совсем иной антураж, чем для ее мужа, сильно смахивавшего на русского медведя.
Кроме красоты, дворец был обеспечен и удобствами. В нем имелись электрическая динамо-машина и центральное отопление от своего котла (камины шли больше для красоты).
Конечно, следует учитывать, что обстановка дворца сохранилась не полностью, и доступные сегодня для обозрения интерьеры дополнены предметами из других императорских собраний. Но делали это люди, хорошо знающие и стиль эпохи, и характеры членов семьи Романовых. Так что за достоверность реконструкции можно поручиться.
Массандровский дворец: фото внутри замка
Экскурсия в музей царей и народа
Сейчас дворцовый комплекс в Массандре имеет статус охраняемого объекта федерального значения. Музей является филиалом Алупкинского музея «Воронцовский дворец».
Цена вопроса
Для начала: в Массандровском музее нет выходных. Однако режим работы меняется в зависимости от дня недели и сезона, так что лучше либо уточнить расписание по телефону либо через сайт Воронцовского музея, либо рассчитывать на время между 10-00 и 15-00 (с гарантией).
Экскурсионным объектом является и окружающий дворец парк. Но вход на его территорию абсолютно бесплатный, многие отдыхающие в Массандре прячутся там от полуденной жары. Поэтому осмотреть достопримечательности возле дворца (памятный бюст Александра III, скульптуры) и дворец снаружи можно без денег и в любой момент.
Попасть внутрь сложней – за это придется платить. Экскурсионное обслуживание брать не обязательно, можно воспользоваться аудиогидом. Однако для групп (начиная от 3-5 человек, в зависимости от сезона) по предварительной договоренности работают и настоящие экскурсоводы.
Цены нельзя назвать низкими, но и содержание императорской резиденции стоит немало. Кроме того, предусмотрено немало льгот по оплате экскурсии – детям, пенсионерам, студентам. Точные размеры оплаты лучше уточнять перед посещением – они могут меняться от сезона к сезону. Можно также сэкономить, приобретя «единый билет» на посещение всех экспозиций во дворце.
Массандровский дворец включают в свою программу также многие общие экскурсии («Дворцы и замки Крыма», общие программы по Ялте…). В этом случае вообще ни о чем особо беспокоиться не придется – все организует и разъяснит туристическое бюро.
Выбирайте также лучшие экскурсии по Крыму
Экспозиции музея
Главная музейная экспозиция в Массандре – комнаты, отделанные для царской семьи. Их посещение позволяет ознакомиться как с традициями и представлениями о красоте и уюте рубежа XIX-ХХ вв., так и немало узнать о привычках и вкусах некоторых представителе дома Романовых и отношениях в высочайшем семействе.
Важно помнить, что многие предметы, выставленные там, не были изначально предназначены именно для Массандры. Но это – царская обстановка, либо максимально близкая к ней. Картины и фото больше предоставляют общую информацию об эпохе, чем о самом дворце.
Третий этаж (которым Романовы не пользовались) отдан под временные экспозиции (они бывают самыми разными, нужно следить за новостями), а также под выставку, странную в царском помещении. Это музей советского быта (модная тема в определенный период советской истории).
Однако многим визитерам, особенно молодым (для которых СССР – такая же далекая история, как и правление Романовых) будет интересно сравнить вкусы и возможности царей и народа. Кроме того, нужно же было сохранить во дворце память о санатории для больных туберкулезом крестьян и рабочих – дело-то благородное!
В Массандре также регулярно проводятся разного рода концерты и другие музыкальные мероприятия. Билеты на них продаются отдельно, и расценки и льготы зависят не от Воронцовского музея, а от организаторов мероприятия.
Отзывы о посещении Массандры обычно бывают двух типов. Первые высказывают сдержанное одобрение красивому комплексу, в котором слишком мало подлинной истории. Вторые восхищены воплощенной в уникальной архитектуре романтикой. По-своему правы и те, и другие.
Обязательно почитайте Обзор винзавода «Массандра»
Как добраться до Массандровского дворца от Ялты
Доехать до достопримечательности нетрудно городским транспортом – автобусами №№ 29, 29а, 31в, 106 и 381, троллейбусами №№ 41, 42, 52 и 53. Остановка – «Верхний Массандровский парк» находится всего в 1 км от дворца. Ближе остановок нет.
На машине можно доехать до дворца из центра курортной Ялты таким образом:
А вот так нетрудно проехать сюда от города Алушта:
Смотрите также на маршрут к имению Александра III от Гурзуфа:
Контактная информация
В Ялте Массандровский дворец является одним из самых популярных экскурсионных объектов. Для отдыхающих в Массандре он становится почти что родным, частью их отдыха. Похоже, что национализация пошла этому месту на пользу – невостребованное и «невезучее» в эпоху титулованных владельцев, сейчас оно нравится людям и радует их. В заключение предлагаем видео-путешествие по нему, приятного просмотра!