массаж дифференцированный детский что это
Дифференцированный логопедический массаж
Дифференцированный логопедический массаж — часть комплексной медико-психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию различных речевых расстройств. Массаж используется в логопедической работе с детьми с дизартрией, ринолалией, заиканием и голосовыми расстройствами. При этих формах речевой патологии (особенно при дизартрии) массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия. Логопедический массаж — это одна из логопедических технологий, активный метод механического воздействия. Массаж применяется в тех случаях, когда имеют место нарушения тонуса артикуляционных мышц. Изменяя состояние мышц периферического речевого аппарата, он в конечном счете опосредованно способствует улучшению произносительной стороны речи.
Задачи массажа
Логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в мышечной и нервной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе. Под влиянием массажа повышается эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц.
В чем заключается массаж
Сущность массажа состоит в нанесении механических раздражений в виде поглаживания, пощипывания, растирания, разминания, поколачивания и вибрации. При легком, медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей, что оказывает успокаивающее, расслабляющее воздействие. Энергичные и быстрые движения при массаже повышают раздражимость массируемых тканей, сокращают мышцы.
Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить мышечный тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при гипотонии артикуляционной мускулатуры. Дифференцированный массаж помогает в дальнейшем формированию и осуществлению произвольных (активных), координированных движений органов артикуляции.Логопедический массаж выполняется в области мышц головы, шеи, а также верхнего плечевого пояса. Особое внимание должно уделяться мышцам периферического речевого аппарата, к которым относятся прежде всего мышцы языка и губ, а также щек и мягкого нёба. Именно эти мышцы обеспечивают речепроизводство.
Логопедический массаж целесообразно применять по рекомендации врача, который проводит медицинскую диагностику. Медицинское заключение должно содержать указание на наличие неврологической симптоматики в артикуляционной мускулатуре, а также форму и степень проявления неврологического синдрома (спастический парез, гиперкинетический, атактический, спастико-ригидный).
Но даже имея медицинское заключение невропатолога, логопед должен уметь самостоятельно провести обследование состояния мышечного тонуса и строения органов артикуляции.Известно, что часто у детей с неврологической патологией отмечается смешанный вариативный характер нарушений мышечного тонуса, т.е. в одних группах мышц может отмечаться спастичность, а в других — гипотония. В связи с этим в одних случаях будет необходим расслабляющий массаж, а в других — стимулирующий.
Общая информация
Логопеду нужно определить состояние тонуса следующих мышц: языка, губ, лица, шеи, верхнего плечевого пояса. Это устанавливается в ходе осмотра ребенка путем наблюдения и пальпации.Противопоказаниями для проведения массажа являются инфекционные заболевания (в том числе ОРВИ, грипп), заболевания кожи, герпес на губе, стоматит, конъюнктивит. С большой осторожностью следует применять массаж у детей с эписиндромом (судорогами), особенно если ребенок плачет, кричит, вырывается из рук, у него «синеет» носогубный «треугольник» или отмечается тремор подбородка.
Логопедический массаж проводится в теплом, хорошо проветренном помещении. Обычно массаж рекомендуется проводить циклами по 10-15-20 сеансов, желательно каждый день или через день. После перерыва на 1-2 месяца цикл можно повторить. При определенных обстоятельствах, когда массаж невозможно делать часто и регулярно, допускается его проведение в течение более длительного времени, но реже.
При выраженных нарушениях мышечного тонуса массаж можно проводить в течение нескольких лет (с небольшими перерывами). Длительность одной процедуры может варьировать в зависимости от возраста ребенка, тяжести речедвигательного нарушения, индивидуальных особенностей и т.д. Начальная длительность первых сеансов составляет от 1-2 до 5-6 минут, а конечная — от 15 до 20 минут. В раннем возрасте массаж не должен превышать 10 минут, в младшем дошкольном — 15 минут, в старшем дошкольном и школьном возрасте — 25 минут.
Во время массажа ребенок не должен испытывать боли и насилия. Однако у некоторых детей отмечается повышенная чувствительность всех или отдельных артикуляционных мышц. Одни дети испытывают неприятные ощущения в язычной мускулатуре (особенно под языком), у других детей — в лицевой мускулатуре или внутренней поверхности щек. Большинство детей достаточно быстро привыкают к процедуре массажа, неприятные ощущения при этом постепенно проходят.
Дифференцированный массаж ребенку
Массаж можно провести по разному, тонизирующий, расслабляющий, дренажный, дифференцированный и т.д. У каждой разновидности есть свои задачи. Далеко не всегда проводится один какой-то вид, в основном процедура это комбинация видов и приемов, направленных на одну цель. Дифференцированный массаж это комбинации приемов напрвленных на решение минимум двух задач, устранение плюс и минус симптомов. Поясню на примере. При сколиозе тонус мышц распределяется неравномерно, есть участки со слабыми мышцами, есть с гипертонусом, и они одновременно располагаются на спине. Укреплять или расслабить спину в общем, одинаково для всех мышц нельзя, т.к. это приведет к усилению одного из симптомов. Для того чтобы расслабить напряженные участки и тонизировать смежные с ними ослабленные, проводится дифференцированный массаж. По простому говоря, это локальное воздействие на мышцы расположенные в одной массируемой области, но с разной силой и частотой. При нарушении осанки или сколиозе участки с повышенным тонусом могут располагаться вдоль позвоночника в шахматном порядке чередуясь с участками со сниженным тонусом. Так, например массируя поясницу при тонусе справа расслабляем, слева тонизируем, далее нижний и среднегрудной отдел справа тонизируем, слева расслабляем, далее верхнегрудной и надплечие опять справа расслабляем слева тонизируем, сюда могут быть включены еще ягодичная область и шея, по тому же принципу.
Дифференцированный массаж ребенку
Показания к дифференцированному массажу
Мышечная дистония (асимметрия, гипертонус, гипотонус), отставание в моторном развитии, ДЦП, сколиозы, нарушения осанки, пирамидная недостаточность, и т.д.
Общий дифференцированный массаж для грудничков проводится с такой же длительностью и частотой, как и общеукрепляющий, но он отличается по своему содпржанию. Хотелось бы еще раз обратить внимание родителей, что эту процедуру должен проводить профессиональный и желательно опытный массажист. Если врач указал на данный вид массажа, это говорит о том, что есть определенные проблемы, которые не устраняются простыми поглаживаниями и т.п. К сожалению иногда родители пытаются сами что-то делать, но здоровье ребенка слишком значимо для всех, чтобы экспериментировать на нем со своими иллюзорными представлениями.
Если вам была интересна эта статья, поделитесь пожалуйста ей в социальные сети, возможно кому-то ещё она будет полезна. У мамочек всегда много вопросов, давайте им поможем найти ответы!?
Общий массаж (оздоровительный)
Общий массаж — лечебно-оздоровительная процедура воздействия на все тело человека массирующими приемами, выполняемыми в определенном порядке, с целью оздоровления и профилактики заболеваний. Такой массаж способен придать бодрость духа, поднять настроение и общий жизненный тонус. Научно установлено, что оздоровительный массаж – это прекрасное средство, при помощи которого возможно снять самый сильный стресс.
Цены на услуги
Общий массаж — лечебно-оздоровительная процедура воздействия на все тело человека массирующими приемами, выполняемыми в определенном порядке, с целью оздоровления и профилактики заболеваний. Такой массаж способен придать бодрость духа, поднять настроение и общий жизненный тонус. Научно установлено, что оздоровительный массаж – это прекрасное средство, при помощи которого возможно снять самый сильный стресс.
Профилактика и оздоровление
Любую болезнь легче предупредить, чем лечить. А если уже лечить, то, по возможности, в первую очередь обратиться к народной мудрости, которая утверждает, что «все болезни от нервов» и блокируются они в позвоночнике.
Избавиться от многих проблем помогает общий оздоровительный массаж, после 10-15 процедур которого наступает заметное улучшение:
Регулярное прохождение полного курса общего массажа 3-4 раза в год станет прекрасной профилактикой укрепления организма.
Общие показания и противопоказания
Оздоровительные процедуры будут только на пользу всем здоровым людям, взрослым и детям. Однако, если у Вас есть заболевания, обязательно следует сообщить о них массажисту, который в самом начале обязан поинтересоваться, не страдает ли пациент гипертонией, нет ли у него онкозаболевания.
Противопоказаниями для проведения процедур воздействия на все тело также являются:
Общий массаж тела женщине можно делать только в межменструальный период.
Последовательность выполнения приемов
Классические приемы, такие как поглаживание, растирание, разминание и вибрация, являются основой общего массажа.
При нормальном давлении начинать сеанс проработки тела можно со спины, пациент при этом лежит на животе, через 10-15 минут переходя на предплечья и шею. При повышенном давлении, но не выше 160 мм.рт.ст., общий массаж рекомендуется начинать с головы, шеи и затем опускаться вниз. При массировании поясницы и верхних частей ягодиц желательно применить приемы выдавливания на местах отложения жира, затем помассировать заднюю поверхность ног и ступы.
Далее пациент переворачивается, прорабатывается каждый пальчик ног, голень и бедра, переходя на живот. Оздоровительный сеанс заканчивается массажем рук..
Длительность сеанса зависит от плотности тела и степени запущенности организма, но, как правило, длится в пределах одного часа, при этом 10 минут выделяется на поглаживание и вибрацию, 15- 20 минут – на растирание, и основное время занимает разминание.
Последовательность проведения массажа индивидуальна и выбирается массажистом.
Маленькие, но очень важные рекомендации:
1. Лучшим временем для проведения оздоровительного массажа является утро.
2. Массаж следует проводить за полчаса до еды или через 1,5 часа после еды.
3. Частота сеансов не превышает 2-3 раза в неделю при постоянных сеансах.
4. При возникновении любых проявлений дискомфорта или плохого самочувствия сеанс следует немедленно прекратить.
5. После окончания процедуры массажируемый еще 10-15 минут должен находиться в покое.
Дифференцированный массаж
Если общий массаж проводится в лечебных целях, то необходимо работать по методике дифференцированного массажа. Основа техники данной проработки основана на выявлении особо проблемных зон, в которых одни мышцы могут находиться в гипертонусе, а другие — в растянутом состоянии, поэтому применяются расслабляющие и тонизирующие приемы в выделенном, дифференцированном отделе.
При помощи тонизирующих приемов, которые проводятся интенсивно и быстро, обеспечивается энергетический прилив сил, проходит сонливость, активизируется умственная деятельность, работа сердца и улучшается обмен веществ. При интенсивности воздействия следует помнить, что болезненные ощущения при этом не допустимы.
Для расслабления мышц, находящихся в гипертонусе, все приемы выполняются мягко, медленно, с прорабатыванием каждого сантиметра кожи, снимая напряжение, стресс.
Дифференцированный подход немаловажен и для здоровых людей, которые ведут малоподвижный образ жизни, постоянно находятся в одном и том же положении.
Общий массаж в сети клиник ВиТерра
Общий массаж является очень востребованной услугой среди пациентов нашего медицинского центра. Ведь такой массаж является чем-то средним между расслабляющим, классическим и общеукрепляющим массажами. На сеансе общего массажа в ВиТерра массажист проводит работу со всеми группами мышц, иными словами – он производит массаж всего Вашего тела. Отсюда и такая высокая практичность и востребованность данного вида массажа.
Не следует забывать, что общий массаж – процедура очень функциональная, и назначение его может быть самым разным. Он применяется как в профилактических, так и в лечебных целях.
Каждый сеанс в сети клиник ВиТерра представляет собой комплекс работ высококвалифицированного массажиста с применением им различных техник, направленных на выявление и устранение зажатости или застойных процессов в мышцах и во всем организме в целом. Общий массаж способен восстановить и стабилизировать работу позвоночника, суставов, кровотока и общеобменных процессов всего организма. Поэтому, если Вы заметили у себя излишнюю усталость после окончания рабочего дня, вялость, снижение работоспособности, то это верное свидетельство того, что Вам пора записаться на сеанс общего оздоровительного массажа в сеть клиник ВиТерра.
Массаж дифференцированный детский что это
К сожалению, нарушения функций центральной нервной системы и, как следствие, нарушение мышечного тонуса- самая распространённая патология раннего детского возраста, внимательное ежедневное наблюдение за ребёнком позволяет выявить малейшие недостатки в развитии психических реакций и двигательных навыков.
Лечебная гимнастика и массаж при нарушениях функций центральной нервной системы
НЕКОТОРЫЕ ПРИЁМЫ МАССАЖА И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ОБЩЕМУ РАССЛАБЛЕНИЮ МЫШЦ ТЕЛА РЕБЁНКА
Ранее уже отмечалось, что массаж детей первых месяцев жизни носит, в основном, расслабляющий характер, прекрасным расслабляющим эффектом обладает приём поглаживания, его широко используют в детском массаже, скольжение руки взрослого должно быть очень мягким и медленным. Приёмы растирания и разминания также могут способствовать расслаблению, если выполнять их нежно и мягко, в более медленном, чем обычно, темпе. Из специальных приёмов особенно эффективно потряхивание, которое часто используется для снижения повышенного тонуса мышц конечностей при выполнении пассивных движений, при этом ваша рука плотно захватывает ручку или ножку ребёнка, как бы сливаясь с ней, и мелко дрожит, направление колебательных движений зависит от направления движения, которому вы помогаете, ритм и скорость колебаний волнообразно меняется. Сначала это движение может показаться слишком сложным, с целью тренировки попробуйте следующее упражнение: в руку, обращённую ладонью вниз, вставьте между двумя пальцами карандаш, во время выполнения приёма карандаш рисует на листе бумаги вибрационную кривую, она должна быть довольно равномерной, без резких перепадов. Для расслабления мышц успешно применяют точечный массаж (точечную вибрацию), он заключается в следующем: подушечкой одного пальца (большого, указательного или среднего) надавливают на определённую зону (точку) с одновременной вибрацией, не отрываясь от неё в течение пяти-пятнадцати секунд, колебательные движения должны быть очень мелкие (почти незаметное дрожание), быстрые, причём лучше, если скорость их будет меняться волнообразно (вначале помедленнее, в середине быстро, в конце снова помедленнее), давление на точку также меняется от поверхностного к глубокому и к концу снова ослабевает. Точечный массаж делается руками по 2-3 надавливания с паузами между ними по 3-5 секунд, во время которых на массируемом участке проводится поглаживание. Весьма эффективны для расслабления мышц некоторые позы и упражнения лечебной гимнастики: поза эмбриона- ребёнок лежит на спине, руки малыша скрещивают на груди, сгибают ноги, колени приводят к животу, пригибают голову вперёд, позу фиксируют руками взрослого, в этой позе можно покачивать ребёнка к себе-от себя и с одного бока на другой 5-10 раз, движения делать плавно, ритмично. покачивание на мяче- с помощью укладывания ребёнка на мяч и покачивания его в этом положении, также можно устранить или значительно снизить выраженное повышение мышечного тонуса, упражнения проводят следующим образом: ребёнка укладывают животом и грудью на мяч и, придерживая его, медленно покачивают вперёд-назад, вправо-влево и по кругу, медленное размеренное покачивание ребёнка на мяче (лёжа на животе) можно сочетать при повышенном тонусе мышц-сгибателей рук с осторожным (без насилия) выведением их вперёд. покачивание на весу- держа ребёнка вертикально на весу, слегка покачивайте его туловище из стороны в сторону, это упражнение хорошо делать в воде, покачивая ребёнка в вертикальном или горизонтальном положении. Плавание оказывает наибольшее расслабляющее действие, ежедневное купание в тёплой (но не горячей) воде, плавательные движения в большой ванне или занятия в бассейне исключительно полезны для малышей.
ПРИЁМЫ И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАССЛАБЛЕНИЮ МЫШЦ-СГИБАТЕЛЕЙ РУК, РАЗВИТИЮ ХВАТАТЕЛЬНОЙ И ОПОРНОЙ ФУНКЦИЙ РУК
прежде всего надо добиться хорошего расслабления мышц всего тела, для чего сделайте несколько покачиваний в позе эмбриона или на мяче, при покачивании на мяче вперёд старайтесь, чтобы ребёнок выставлял руки перед собой, раскрывая кисти. Для расслабления мышц-сгибателей рук (которые расположены на передневнутренней поверхности), применяют большее количество поглаживаний рук и груди, эффективен точечный массаж (тормозной метод), используется лёгкое потряхивание кисти для расслабления мышц предплечья- захватите предплечье в его средней части и сделайте 3-5 потряхивающих кисть ребёнка движений. Эти приёмы массажа сочетаются и чередуются с пассивными упражнениями, причём упражнения делаются только тогда, когда мышцы рук достаточно расслаблены и движения совершаются мягко, свободно и без особых усилий.
Упражнения для детей первого года жизни (расположены по степени увеличения сложности)- отведение согнутых в локтях рук, скользя ими по поверхности стола, отведение согнутой руки вверх в положении ребёнка на боку, выведение согнутых рук вперёд в положении ребёнка на животе, отведение выпрямленных рук в стороны в сочетании с потряхиванием (вместе и поочерёдно), скрещивание рук на груди с последующим отведением их в стороны, бокс- поочерёдное сгибание и разгибание рук, поочерёдное поднимание рук вверх, одновременное поднимание рук вверх, круговые движения руками. Сложное движение- согнуть руки в локтях, затем поднять прямые руки вверх, опять согнуть и опустить вниз (ладони обращены к телу). Вращение предплечий- Руки согнуты в локтях, среднее положение предплечий- ладони обращены друг к другу- повернуть предплечья наружу (супинировать)- ладони обращены к лицу ребёнка- вернуться в среднее положение и повернуть внутрь (пронация предплечий)- ладони обращены ко взрослому. Отведение и разгибание большого пальца руки- для этого делают точечный массаж у его основания (на тыльной поверхности кисти), иногда разгибание большого пальца достигается лишь после точечного массажа с боковых сторон основания ногтя всех остальных пальцев и их разгибания. Одновременно с описанными приёмами проводят массаж (более энергичный) и упражнения, укрепляющие ослабленные, растянутые мышцы-разгибатели руки (которые расположены на задненаружной поверхности предплечья), очень полезны похлопывания раскрытой кистью ребёнка по различным поверхностям: по столу, стене, крупным игрушкам, игра «ладушки», приучите малыша хлопать по воде во время купания- это наверняка понравится ребёнку, захватив детскую ручку, проведите ладошкой по своему лицу или руке- это приятно и полезно. В более позднем возрасте, когда кисть ребёнка достаточно раскрыта, научите его самостоятельно играть в «ладушки» и «сороку» («сорока-сорока, кашу варила, деток кормила»- поглаживание по ладошке, «этому- дала, этому- дала»- при перечислении деток- массаж пальчиков). Для развития хватательной функции рук рекомендуется в первые три месяца проводить несколько раз тренировку хватательного рефлекса, вкладывая свои пальцы в ладони ребёнка, а если рефлекс отсутствует, то в ладонь ребёнка вкладывают кольцо или удобную для захвата игрушку, вокруг которой сжимают пальцы ребёнка, очень важно при этом следить, чтобы большой палец обхватывал кольцо (игрушку) с одной стороны, а другие- с противоположной, потом подвешивают игрушку на расстоянии, удобном для захвата её рукой, или с этой же целью подносят к ребёнку яркую звучащую игрушку, побуждая взять её из разных положений (лёжа на спине, на животе, сидя). Для развития опорной функции руки очень полезно положение ребёнка на животе, если малыш ещё плохо держит голову, то положите ему под грудь сложенную в несколько раз пелёнку, следите, чтобы ребёнок, лёжа на животе, опирался на согнутые ручки и держал кисти раскрытыми, в дальнейшем дети опираются на выпрямленные руки, приподнимая туловище. Научите ребёнка стоять, а затем и ползать на четвереньках- это замечательная тренировка опорности рук.
Несколько специальных упражнений- ребёнка держат на весу, левой рукой поддерживая его под живот, правой рукой- за ноги (сверху вилочкой), взрослый слегка подбрасывает ребёнка левой рукой над столом (стулом), на котором лежит большая мягкая игрушка или большой мяч, вызывается рефлекс опоры на игрушку- происходит протягивание вперёд рук и раскрытие кистей и пальцев. Поддерживая ребёнка под грудь и за ноги снизу, приближают к опоре, ставят кисти на опору и протягивают ребёнка назад к себе- кисти раскрываются (пальцы разведены). При покачивании на мяче вниз животом выведите руки ребёнка вперёд и, наклоняя мяч вперёд, побуждайте малыша опираться на руки. Удерживая ребёнка за ноги вилочкой одной рукой, другой- поддерживая туловище, спускайте медленно ребёнка со своих колен, дивана или кресла на пол головой вниз, важно, чтобы малыш при этом вытягивал ручки перед собой и опирался на них, позже, при самостоятельном передвижении по диванам и креслам, этот навык может очень пригодиться, отмечено, что дети с недостаточно развитой опорностью рук, падая, часто разбивают себе носы. Ребёнок лежит на животе, опираясь на кисти, взрослый осторожно отводит его плечи назад и надавливает вниз на область плеч, добиваясь стабильного упора выпрямленных рук. Ребёнок стоит на четвереньках, взрослый поднимает его голову- происходит выпрямление рук и разгибание пальцев. Тачка- ходьба на руках. Во втором полугодии жизни ребёнка следует развивать манипуляционную функцию руки, побуждая его не только брать в руки игрушку, но и производить с ней различные действия: рассматривать её, перекладывать из руки в руку, бросать, складывать кубики, разбивать пирамидку, давно известна тесная связь между развитием тонкой моторики руки (движений пальцев) и умственным развитием ребёнка, если вы хотите, чтобы ваш малыш побыстрее заговорил, рано начал читать и был в школе отличником, уделите побольше времени массажу и упражнениям для кистей и пальцев, кроме вышеперечисленных, следует потренироваться в противопоставлении пальчиков (большого- всем остальным) в сгибании и разгибании, хорошо, если есть возможность позволить ребёнку нажимать на кнопки, крутить телефонный диск, играть на пианино и тому подобное.
ПРИЁМЫ И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАССЛАБЛЕНИЮ ПРИВОДЯЩИХ МЫШЦ БЕДРА, ЗАДНЕЙ ГРУППЫ МЫШЦ ГОЛЕНИ, РАЗВИТИЮ ОПОРНОЙ ФУНКЦИИ СТОП
При повышенном напряжении приводящих мышц бёдер ребёнок с трудом разводит бёдра в стороны, при поддержке под мышками перекрещивает ноги, прежде чем выполнять упражнения лечебной гимнастики, необходимо расслабить эти мышцы с помощью массажа. Массаж включает в себя большое количество поглаживаний, в том числе и по внутренней поверхности бедра (не затрагивая половых органов), приёмы растирания и разминания применяются только на наружной стороне бёдер. Большое внимание уделяется массажу спины, особенно поясничной области и ягодиц, эффективен точечный массаж, особенно в сочетании с пассивным разведением ног ребёнка (при согнутых коленях). Коснитесь подушечкой одного пальца (или двух) в месте, соответствующем проекции тазобедренного сустава сбоку, надо почувствовать при надавливании как бы углубление, а затем мягко, медленно оказывать одновременно вибрационное и давящее воздействие на точку (зону), одновременно мягко, можно в сочетании с потряхиванием, постепенно отводите бедро ребёнка наружу. Разводя бёдра, нельзя допускать резких движений, насилия, это может вызвать боль при рефлекторном сокращении мышц бёдер и ещё большее их напряжение. Сделайте точечный массаж зоны, расположенной примерно на середине внутренней поверхности бедра, одновременное отведение в сторону и потряхивание согнутой ножки будет способствовать расслаблению приводящих мышц бедра. Значительно снизить напряжение мышц ног можно, покачивая малыша на весу в вертикальном положении или покачивая таз ребёнка, лежащего на столе с согнутыми ногами. Разведение согнутых ног выполняется только после достижения расслабления мышц мягкими вибрационными движениями, без насилия, затем между ног кладут свёрнутую в несколько раз пелёнку и фиксируют её другой пелёнкой или штанишками, это так называемое широкое пеленание, которое может быть рекомендовано всем детям первых месяцев жизни в профилактических целях. Упражнения для ног, такие как сгибание и разгибание, скользящие шаги, топание стопами по поверхности стола и так далее, делаются только с широким разведением бёдер в стороны, очень полезно рефлекторное ползание, разведение согнутых ног ребёнка, лежащего на животе. Научите малыша играть со своими ножками, подтягивать их ко рту- это важно не только для физического развития ребёнка, многие упражнения можно делать во время купания, тёплая вода замечательно расслабляет мышцы. При повышенном напряжении задней группы мышц голени ребёнок в вертикальном положении (поддерживаемый подмышки) опирается на пальцы ног, стоит на цыпочках, при этом тонус мышц передней поверхности голени и тыла стопы снижен (мышцы ослаблены и растянуты), а мышцы задней поверхности голени излишне напряжены. Поэтому массаж ног должен быть дифференцированным: исходное положение: ребёнок лежит на спине, ноги в коленях согнуты, слегка разведены- вначале проводят массаж подошвы с одновременным потряхиванием стопы и сгибанием её вперёд, для облегчения сгибания проведите точечный массаж: мягко и глубоко надавите в месте перехода тыла стопы в голень, затем, с целью укрепления растянутых мышц, проводят массаж мышц передней поверхности голени и стопы (поглаживание, растирание). Задняя поверхность голени массируется более мягко (поглаживание, очень лёгкое растирание и разминание, потряхивание икроножной мышцы), затем положите малыша на живот, согните его ножки в коленях (голени вертикально, перпендикулярно к опоре), и мягко, пластично, с вибрационными движениями надавите на подошвы, растягивая ахиллово сухожилие, в положении ребёнка лёжа на животе стопы его должны быть вне стола (свисать). Для развития опорной функции стоп рекомендуются упражнения для стоп, основанные на рефлексах: указательным и средним пальцами захватите стопу ребёнка, а большим нажмите на подошву у основания пальцев, это вызовет сгибание стопы, затем проведите с нажимом по наружному краю стопы к пятке, происходит разгибание стопы. Массаж тыльной поверхности стоп заключается в поглаживании большими пальцами в направлении от основания пальцев к голени, огибая лодыжки спереди назад, очень полезны следующие упражнения: рефлекс опоры и выпрямления ног- поддерживая малыша в вертикальном положении, дайте ему опереться о поверхность стола, при соприкосновении ступней полусогнутых ног ребёнка с опорой происходит их разгибание. Рефлекторная ходьба- поддерживайте ребёнка в вертикальном положении, слегка наклоняя его вперёд, при соприкосновении стоп с твёрдой поверхностью стола малыш совершает автоматические шаги. Разгибанию ног и развитию опорности стоп способствует рефлекторное ползание, ползание в полувертикальном положении, ползание на спине. При покачивании на мяче следите за тем, чтобы малыш при движении назад ставил стопы на поверхность стола и самостоятельно отталкивался, не допускайте положения на цыпочках, при необходимости помогайте ребёнку, положите большой пластиковый мяч в ножной конец кроватки- пусть малыш пинает его ногами. Скользящие шаги рекомендуются детям старше четырёх месяцев (когда исчезает физиологический гипертонус мышц-сгибателей ног), более ранний вариант этого упражнения- топание стопами согнутых ног по поверхности стола. Полезны упражнения в ванне с тёплой водой, их делают непосредственно во время купания ребёнка, ребёнка поддерживают в вертикальном положении, фиксируя его грудь обеими руками сзади и спереди, поставьте малыша на дно ванны и, перенося вес с одной его ноги на другую, стимулируйте переступание, целесообразно на дно ванны на время проведения этого упражнения положить резиновый рифлёный коврик, во время плавания побуждайте ребёнка отталкиваться от стенки ванны. Для более старших детей, которые уже стоят с опорой, рекомендуются приседания с поддержкой (выполняют с самостоятельно стоящими, держащимися за опору детьми), можно превратить это упражнение в игру, говоря малышу «стань маленьким», затем «стань большим», осторожно, не следует стимулировать стояние и ходьбу преждевременно, ребёнок встанет и пойдёт тогда, когда будет к этому готов, в противном случае резко увеличивается вероятность деформации ног, также не стоит пользоваться прыгунками, в которых закрепляется порочное положение стоя на цыпочках.
НЕКОТОРЫЕ ПРИЁМЫ МАССАЖА И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УКРЕПЛЕНИЮ МЫШЦ
многолетний опыт доказывает, что ежедневные занятия гимнастикой и массаж позволяют укрепить и развить мышечную систему ребёнка, что особенно важно для детей, имеющих сниженный тонус мышц (гипотонус), для укрепления мышц задней поверхности туловища (задней группы мышц шеи, спины, ягодиц) используют все приёмы массажа, которые выполняются более энергично, особенно растирание и разминание, широко применяются лёгкие ударные приёмы: поколачивание пальцами, похлопывание, стимулирующее пощипывание. Эффективен точечный массаж- тонизирующий метод. Быстрые, отрывистые надавливания подушечкой пальца (среднего, указательного или большого) на определённую точку (зону) вызывает напряжение соответствующих мышц. Упражнения подбираются в соответствии с возрастом и возможностями ребёнка: частое выкладывание на живот и рассматривание игрушек в положении на животе, если ребёнок плохо удерживает голову, то под грудь ему подкладывают валик. Повороты на бок с рефлекторным разгибанием позвоночника, повороты со спины на живот с помощью и без, рефлекторное ползание, ползание в полувертикальном положении, ползание на спине. Поза пловца- взрослый поддерживает ребёнка одной рукой под грудь, другой- за ноги, парение на животе с опорой- взрослый поддерживает ребёнка под грудь двумя руками, ноги малыша упираются ему в живот, парение без опоры ног. Удерживание туловища на весу- положите ребёнка на край стола так, чтобы плечевой пояс и грудь были на весу, удерживание ног на весу- ребёнок лежит на краю стола так, что ноги остаются на весу, в обоих этих упражнениях можно помогать малышу, стимулируя мышцы спины и ягодиц точечным массажем. Для более старших детей полезны наклоны из положения стоя, тачка- ходьба на руках, поднимание из положения на животе. Особенно полезны ползание и ходьба на четвереньках- это прекрасная тренировка всего тела ребёнка, в том числе мышц спины, шеи и ног, подлезание, лазание. Для укрепления мышц передней поверхности тела (передней поверхности шеи, брюшного пресса), кроме приёмов массажа живота, рекомендованных в возрастных комплексах, широко применяют стимулирующее пощипывание вокруг пупка и точечный массаж, в положении на спине полезны любые самостоятельные движения ногами. С полутора-двух месяцев можно делать специальные упражнения (расположены по степени увеличения сложности), включая их в ежедневный комплекс и занимаясь дополнительно: повороты на бок, повороты со спины на живот, переход из горизонтального положения в полувертикальное и обратно (это упражнение удобно делать, держа малыша у себя на коленях, следите, чтобы голова не запрокидывалась), выкладывание спиной на мяч, парение на спине или подготовка к нему, присаживание за отведённые в стороны руки, за согнутые руки, наклоны из положения стоя, поднимание выпрямленных ног (достань ногами до палочки), вначале с помощью взрослого, затем самостоятельно, повороты туловища в стороны (более старшие дети могут выполнять присаживание самостоятельно или за руку).
НЕКОТОРЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ПРИЁМЫ МАССАЖА ПРИ АСИММЕТРИИ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА ТУЛОВИЩА И КОНЕЧНОСТЕЙ
внимательное наблюдение за малышом позволяет отметить малейшие признаки асимметрии мышечного тонуса, если туловище ребёнка чаще изогнуто в какую-либо одну сторону, это повод для беспокойства. При асимметрии тело ребёнка представляет собой как бы дугу с выпуклостью в сторону меньшего мышечного тонуса, ноги и таз повёрнуты в сторону повышенного мышечного тонуса, иногда надплечье с этой стороны ниже, и голова нередко наклонена в эту же сторону, движения конечностей со стороны повышенного мышечного тонуса могут быть либо более, либо менее выражены, чем на другой стороне. Специальный массаж и лечебная гимнастика проводятся на фоне общеукрепляющих занятий по возрастным комплексам, основная задача- нормализовать тонус мышц всего тела ребёнка, то есть расслабить напряжённые и укрепить ослабленные мышцы. На стороне повышенного мышечного тонуса (вогнутая сторона дуги) применяются расслабляющие приёмы массажа: поглаживание, лёгкое растирание и нежное разминание, вибрация, потряхивание. На стороне пониженного тонуса делается укрепляющий массаж: поглаживание, более энергичное растирание и разминание, стимулирующее пощипывание и ударные приёмы. Массировать надо всё тело ребёнка (спину, грудь, живот, ручки и ножки), соблюдая вышеописанный принцип. Специальные упражнения обязательно перемежаются и сочетаются с расслабляющими приёмами массажа, так, вибрация мышц туловища и ноги (со стороны повышенного тонуса) сопровождается растягиванием этих мышц. Это делается следующим образом: положите ребёнка на живот выпуклым боком к себе, ближе к краю стола, обеими руками обхватите ребёнка со стороны спастически сокращённых мышц и, прижимая его к себе, проводите вибрацию и растягивание туловища и ноги, как бы опоясывая себя ребёнком, при этом ладони, пальцами друг к другу, лежат плашмя на боковой поверхности туловища, производя одновременно растягивание и вибрацию, ладони движутся, одна- к подмышечной впадине, другая- к ноге ребёнка и по ней вниз, к стопе. Голова малыша оказывается между вашим предплечьем и плечом и мягко отклоняется в противоположную сторону, таз занимает положение небольшой гиперкоррекции, в этом положении можно носить ребёнка на руках. Кроме этого упражнения следует больше заниматься с той рукой и ногой, которые напряжены, расслабляя их, при движениях конечностей широко используется потряхивание. Повороты со спины на живот также могут способствовать выравниванию мышечного тонуса, если их выполнять чаще через вогнутый бок, задержите малыша во время поворота на несколько секунд, проведите пальцами вдоль позвоночника. Очень важно, чтобы во время сна в кроватке и на прогулке ребёнок лежал в строго симметричном положении (мысленно проведите прямую линию: нос- подбородок- грудина- пупок- лобок), сохранить это положение помогут укладки, простейший вариант которых- две скатки из пелёнок или одеял, расположенные по бокам от подмышечной впадины до ноги ребёнка.
НЕКОТОРЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ЧУВСТВА РАВНОВЕСИЯ
не бойтесь носить малыша на руках в различных положениях: на правой и левой руке, лицом и спиной к себе, чаще меняйте его положение в кроватке. Для тренировки вестибулярного аппарата эффективны следующие упражнения: покачивание в позе эмбриона, покачивания на мяче животом и спиной вниз. Покачивание на руках- взяв ребёнка на руки лицом к себе и поддерживая его под спинку, покачайте малыша вверх-вниз (к себе-от себя), взяв ребёнка на руки в вертикальном или в горизонтальном положении, покружитесь с ним в обе стороны. Горизонтальное кружение- встаньте, положите малыша себе на плечо животом вниз, начните кружиться, но делайте это достаточно осторожно, чтобы не утратить равновесия, меняйте направление кружения- то по часовой стрелке, то против, а затем покружите ребёнка, удерживая его на боку, повторите кружение, переложив малыша на другой бок, кружась с малышом, приподнимите его в воздух и ещё раз покружитесь вместе с ним, перед тем как закончить, опустите ребёнка вниз почти до пола и снова поднимите вверх, начинайте упражнение медленно и осторожно, если по какой-нибудь причине вашему новорождённому что-то не нравится, то скорее всего вы действуете слишком быстро, замедлите темп. Постепенно увеличивайте время занятий с с десяти-пятнадцати секунд на каждое упражнение до тридцати-сорока, всегда останавливайтесь прежде, чем захочет ваш ребёнок. Покачивание- попробуйте покачать ребёнка в вертикальном положении вверх-вниз, приподнимая его в воздух и спуская ножками на свой живот, это не только доставит ему удовольствие, но и обеспечит тренировку опорности ног, лягте на спину и покачайте ребёнка над собой, плотно обхватите его за бока под мышками, поднимите над собой и посмотрите в глаза друг другу, скажите ему, что он- самолёт, мягко качните его вправо-влево, опустите себе на грудь и поднимите снова, покачайте малыша на своих коленях, сажая его то на одно, то на другое. Перекатывание брёвнышком- обеими руками положите малыша на бок, а затем покатите дальше, сами передвигаясь за ним, после этого перекатите его на другой бок и помогите самостоятельно вернуться в исходное положение, когда ваш ребёнок научиться самостоятельно перекатываться несколько раз подряд, попросите его кататься в обе стороны. Подталкивание- Если ребёнок стоит на четвереньках устойчиво, слегка подталкивайте его вперёд, назад, в стороны, упражнение проводится в виде игры с побуждением ребёнка удержаться на четвереньках. Качание с малышом на руках, на качелях, в гамаке, на каруселях, позже позвольте ребёнку самостоятельно качаться, необходимо лишь подстраховывать его. Кружение за руки- повернув ребёнка лицом к себе, возьмите его за запястья и вращайте на прямых руках, покружитесь сначала в одну, потом в другую сторону. Ускорение- поверните ребёнка к себе и возьмите под мышками, подбросьте его невысоко в воздух и поймайте, обычно это упражнение очень нравится малышам, благодаря ему ребёнок ощущает на себе силу гравитации, особенно в момент, когда падает к вам в руки. Покачивание вниз головой (для самых смелых родителей)- захватите ребёнка цепко за лодыжки и поднимите, лучше, если он будет находится к вам лицом, начните осторожно, как маятник, покачивать его из стороны в сторону, когда будете опускать малыша, будьте особенно осторожны, берегите шею. Родители иногда испытывают страх от одной только мысли о том, что им придётся держать ребёнка головой вниз, однако это положение хорошо знакомо каждому новорождённому, при нормальной беременности ребёнок в последний месяц перевёрнут вниз головой всякий раз, когда мать стоит или сидит, поэтому будьте смелее, активнее играйте со своим малышом, чаще меняйте положение его тела в пространстве.